Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обсуждение результатов исследования ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
При анализе данных, полученных с помощью используемых методик, применяемых для исследования социальных установок юношей и девушек к суицидальному поведению, наблюдается следующая картина: 66,7% испытуемых (как юношей, так и девушек) автоматически попадают в группу риска по суицидальному поведению, т. к. проживают в неполных семьях. Кроме того, все исследуемые имеют психологическую склонность к употреблению алкоголя. Результаты анкетных данных подтверждают употребление спиртных напитков – 71% опрошенных. У 80,9% испытуемых имеются конфликты как с родителями, так и со сверстниками и преподавателями. Возрастная планка относительно сексуальных отношений – 16 лет. По результатам применяемых методик и проведению анализа полученных данных мы подтвердили гипотезу, социальные установки к суицидальному поведению юношей и девушек отличаются. Для начала рассмотрим основные причины социальных установок к суицидальному поведению у юношей. Многие исследователи, начиная с Э. Дюркгейма, особо подчеркивали роль безработицы в детерминации самоубийств. Утрата работы – мощный психотравмирующий фактор и первичный источник стресса, «запускающего» механизм суицидального поведения. Безработица ведет к ослаблению индивидуальной идентичности, являющейся функцией трудовых ролей, к разрыву базовой связи человека с обществом и в конечном счете – к социальной дезинтеграции. Утрата прежнего общественного статуса способствует также формированию психологического «комплекса неудачника» у юношей в связи с невозможностью выполнения ими традиционной роли главы семьи, увеличивает социальную изоляцию индивидов. Поэтому безработных юношей можно отнести к «одной из самых суицидоопасных социальных групп». [8] В результате исследования выяснилось, что доля юношей, имеющих расположенность к суицидальному поведению, в группе не работающих не превосходят среднее значение. На первый взгляд, этот факт кажется совсем нелогичным, поскольку не укладывается ни в общероссийскую, ни в мировую закономерности и противоречит результатам прошлых исследований. Но многое становится ясным, если раздельно мы проанализируем ответы тех молодых людей, которые не так давно утратили работу и на момент исследования продолжали её находить. В итоге оказывается, что все 100% из числа исследуемых парней, ранее уже совершали попытки самоубийства.
В то же время, уровень жизни и материальное благосостояние является еще одним «структурным» фактором, часто встречаемым среди причин у исследуемой группы юношей. Мы выявили, что уровень доходов влияет на суицидальное поведение. В теориях социальной интеграции обычно считается, что «нужда – основная конкретная причина самоубийства». Дети из бедных семей в большей мере подвержены риску самоубийств, чем их материально обеспеченные сверстники. Усиление же бедности, снижающее социальную и экономическую интеграцию, плохо влияет на суицидальную ситуацию в обществе. В данном аспекте также имеет значение как и при безработице, неудовлетворенность социальным статусом и уровнем благополучия. [8] Неравенство в распределении доходов острее переживается в подростковом возрасте у парней. Оно увеличивает разрыв между целями и средствами их реализации, рождает чувство ущербности. Эти данные еще раз подчеркивают роль депривационных факторов в активизации устройств суицидального поведения. Для представителей сильного пола характерна следующая тенденция: интенсивность установок на суицид нарастает по мере повышения уровня жизни респондентов. Так же к причинам возникновения суицидальных установок юношей к суицидальному поведению относится алкоголизм. Таким образом, как показали проведенные исследования, социальные установки юношей к суицидальному поведению это – безработица, уровень материального благосостояния, алкоголизм. Что касается причин суицидального поведения у девушек в данном исследовании было выявлено, что самое первое место занимают семейные отношения. Так, в современной литературе, посвященной молодежным суицидам, отмечается, что самоубийства почаще всего происходят в нуклеарных, неполных семьях, а также в семьях, не имеющих детей. Суицидальное поведение, по мнению Д. Фримана, напрямую связано с недочетом социальной и экономической поддержки. [29] Не считая того, во многих работах подчеркивается «абсолютное и устойчивое» суицидогенное влияние разводов и иных семейных дисфункций, которые приводят к изменению «образцов социальной интеракции», разрушают «регулятивные и интегративные механизмы» и вызывают «хроническую семейную аномию». Известно, что от 90% до 100% суицидальных попыток, совершаемых в подростковом возрасте, так либо по другому соединены с семьей, семейным окружением и внутрисемейными конфликтами.
Там, где внутрисемейные и до этого всего родительско-детские дела характеризуются самими девушками – учащимися как теплые, доверительные либо обычные, субъективная приемлемость суицидального поведения намного ниже средних значений. Реже тут появляются и мысли о самоубийстве. В семьях, где доминируют дисфункциональные дела, царит эмоциональная холодность либо систематически появляются конфликты, эти характеристики резко повышаются. Если характер внутрисемейных интеракций в меньшей степени сказывается на морально-психологическом состоянии «взрослых» юных (старше 17 лет), то для девушек раннего юношеского возраста данный фактор имеет первостепенное значение. Далее мы наблюдали влияние фактора внешнего вида девушки. Как правило, у девушек формируется крайне болезненное отношение как к своей внешности, так и к внешности сверстников. И врожденные уродства, неизлечимые болезни, любая неполноценность могут опять же вызвать осуждение и издевки со стороны сверстников. Если же мысли о самоубийстве, связанные с недовольством собой, то можно отметить, что девчачий подростковый комплекс неполноценности может спровоцировать суицидальное поведение не только в случае наличия физических недостатков, но и у здоровых девушек. Во всем этом, по мнению психологов, виноваты люди навязывающие молодым девушкам стереотипы того, какими им должно быть (СМИ, глянцевые журналы, идеальная внешность моделей с обложки журналов – безупречная фигура, кожа и т.п.). Отсюда рост числа пластических операций, особенно – по увеличению груди и липосакции, приходится на долю совсем молодых девушек. По данным Всемирной организации Здравоохранения (2007 год), доля девушек, которые хотели бы изменить свою внешность с помощью пластической хирургии составляет около 46, 7%. Таким образом, социальные установки девушек суицидальному поведению это – проблемы в семейных отношениях (отношениях с противоположным полом) и комплексы по поводу несовершенства собственной внешности. Выводы Социальная установка формируется на основании предварительного социально-психологического опыта, разворачивается на осознанном и неосознанном уровне и осуществляет регулятивные (направляет поведение или управляет ею) функцию в отношении поведения индивида, она также определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер поведения в ситуациях, которые изменяются. Социальная установка объясняет, почему в определенных ситуациях люди ведут себя тем или иным образом, по какой причине они выбирают конкретный мотив своего поведения. Суицид есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого конфликта, в основном как результат разрыва интерперсональных связей личности, отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежит. Психологическая теория самоубийства, в свою очередь, основывается на нарушении личностной сферы личности, формировании девиантного поведения из-за влияния различных факторов.
По результатам проведенного исследования особо высокий показатель социальных установок к суицидальному поведению наблюдается у девушек и юношей, относящихся к группе риска (проживающих в неполных семьях). Наряду с этим, наблюдается средняя тенденция к суицидальному поведению, что выражается у девушек и юношей, периодически употребляющих алкоголь, имеющих хотя бы единственный опыт употребления наркотических веществ. Наблюдаются явные различия между социальными установками юношей и девушек к суицидальному поведению. У юношей это – безработица, материальное неблагополучие, алкоголизм. У девушек – проблемы в семейных отношениях, зацикленность на проблемах с внешним видом. Заключение Учащенные факты суицидов подростков стали чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. У девушек и юношей, считающихся еще подростками, нередко долго еще сохраняются почти детские интересы, причудливо переплетающиеся с интересами взрослых, слишком велика податливость случайным влияниям, эмоциональная неустойчивость. И нередко при этом особенно медленно созревает та часть психической сферы, к которой относятся чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки, умение обуздать свои желания, считаться с интересами других. Статистические данные, относительно табококурения, наркомании, злоупотребления и просто употребления алкоголя в подростковом возрасте пугают своими цифрами. Целью данной курсовой работы являлось исследование социальных установок юношей и девушек к суицидальному поведению. В процессе работы, в рамках решения поставленных задач, были проанализированы понятия социальной установки и суицида, изучены функции, структура, задачи социальной установки, а также типы суицидального поведения, возрастной фактор, подвергнуты анализу различные подходы исследователей данных проблем. Также рассмотрены психосоциальные особенности развития с точки зрения возрастного фактора.
Было проведено эмпирическое исследование. При помощи анкетного опроса и методики «Незаконченные предложения». Согласно гипотезе предлагалось подтвердить различие между социальными установками юношей и девушек. В результате проведенного исследования предложенная гипотеза нашла свое подтверждение. Юноши, принимающие участие в нашем исследовании, отметили среди установок, влияющих на формирование суицидального поведения – безработицу, уровень материального благосостояния, алкоголизм. В то время как девушки особенно выделяют проблемы в семейных отношениях (наряду с проблемами в отношениях с противоположным полом), несовершенство собственной внешности. Таким образом, социальные установки юношей и девушек к суицидальному поведению – различны. Полученные в ходе нашего исследования данные могут иметь практическую значимость для социальных служб, педагогов, психологов, использоваться при профилактической работе с подростками.
Библиография 1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности. // Психологический журнал. 1994. №4. 2. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов. // Вопросы психологии. 1986. №1. 3. Анбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения. Методические рекомендации. – М.: 1980. – 55 с. 4. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с. 5. Белинская Е.П. Взаимосвязь ценностных ориентаций и образа социального мира // Мир психологии. 2004. №3. 6. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: 2001. – с. 7. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1968. – 112 с. 8. Василевский Ю.Л. Исследование ценностных ориентаций различных возрастных групп. // Журнал прикладной психологии. 1999. №3. 9. Весна Е.Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок. // Мир психологии. 2001. №2. 10. Гусева Т.И. Психология личности. – М., 2004. 11. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. – Спб., 1998. 12. Ефимова Н.С. Социальная психология. – М., 2008. 13. Зинько Е.В. Особенности устойчивости социальных установок. // Вестник Московского Государственного университета. Серия 14. Психология. 2005. №3. 14. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. – М., 2006. 15. Исаев Д.С., Шерстнев К.В., Психология суицидального поведения, – М., 2006. 16. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2004. 17. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. – М., 2004. 18. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. – М., 1987. 19. Парыгин Б.Д. Психология суицидального поведения. – М., 2005. 20. Погодин И.А. Психология суицидального поведения, – М., 2005. 21. Психология: Словарь\Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. – М., 1990. 22. Серова Л. Заметки о нашем поведении. // Наука и жизнь. 2000. №12.
23. Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление // Социологические исследования. – М., 2003. №2. 24. Степанов С. Становление человека. // Школьный психолог. 2002. №42. 25. Тихомандрицкая О.Е. Социальные изменения и изменения социальных установок. // Социальная психология в современном мире. – М., 2002. 26. Тихоненко В.А. Жизненный смысл выбора смерти // Человек. – М., 1992. №6. 27. Трегубов Л.З., Вагин Ю.С. Эстетика самоубийства. – Пермь. 1993. 28. Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию: Европейский подход. – М., 2004. 29. Чудновский В.З. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности. // Психологический журнал. 2004. №6. 30. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 1999. 31. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996. 32. Ядов В. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975.
Приложения Приложение 1 Уважаемые студенты!Институт психологии и педагогики приглашает Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Данная анкета является социологическим исследованием, проводимым с целью изучения социальных установок к суицидальному поведению девушек и юношей.Результаты исследования будут использованы в обобщенном виде.Инструкция к заполнению анкеты:Прочтите ниже различные варианты ответов, затем отметьте любым условным обозначением свой вариант. Кроме того, вы можете предложить свои варианты ответов, не предусмотренные нами.Заранее благодарим Вас за участие в нашем исследовании! ВОПРОСЫ АНКЕТЫ Пожалуйста, сообщите данные о себе:Фамилия, имя, отчество. Пол._____________________________________________________________ 1. Состав Вашей семьи: · Полная· Только мать· Только отец· Другое_____________________________________________________________ 2. Есть ли у вас родные братья и сестры? · Брат старший· Брат младший· Сестра старшая· Сестра младшая· Другое_____________________________________________________________ 3. Случалось ли так, что вы пропускали занятия в колледже не по уважительной причине? · Никогда· Время от времени· Часто_____________________________________________________________ 4. Часто ли вы посещаете вечеринки, где употребляют спиртные напитки? · Не посещаю совсем· Посещаю, но не употребляю· Время от времени· Часто_____________________________________________________________ 5. Ваше отношение к табакокурению? · Не курю· Пробовал(а)· Курю регулярно____________________________________________________________ 6. Пробовали ли вы когда-нибудь наркотические препараты? · Да, один раз· Да, изредка· Нет, никогда· Другое_____________________________________________________________ 7. Во сколько лет, на ваш взгляд, должны начинаться сексуальные отношения? _____________________________________________________________ 8. Часто ли вы конфликтуете с родителями? · Никогда, у меня полное взаимопонимание с родителями· Случалось· Регулярно, мои родители меня совсем не понимают_____________________________________________________________ 9. Случаются ли у вас ссоры с друзьями (сверстниками)? · Никогда· Случаются время от времени· Регулярно_____________________________________________________________ 10. Допускаете ли вы конфликты с преподавателями? · Не допускаю, я у всех «на хорошем счету»· Случается, но редко· Постоянно, они сами меня вынуждают_____________________________________________________________ 11. Относите ли вы себя к тем людям, которые считают, что должны попробовать в этой жизни всё? · Да· Нет· Сложно ответить Большое спасибо за участие в нашем исследовании!Приложение 2 Уважаемые студенты!Институт психологии и педагогики приглашает Вас принять участие в нашем исследовании. Ниже вы видите 15 незаконченных предложений. Инструкция к заполнению бланка:Прочтите следующие незаконченные утверждения. Вам необходимо дополнить предложения так, как Вы считаете необходимым.Заранее благодарим Вас за участие в нашем исследовании!
Бланк исследования по методике «Незаконченные предложения»
1. Моя жизнь – это …………………………………………………… 2. Чаще всего мое настроение………………………………………… 3. Плохое настроение у меня появляется, когда……………………… 4. Окружающий мир – это……………………………………………… 5. К своим друзьям я отношусь………………………………………… 6. Одиночество для меня это ………………………………………… 7. Работа/учеба для меня это ………………………………………… 8. Если я потеряю работу / учебу ……………………………………… 9. Я считаю, что уровень благополучия в моей семье ……………… 10. Под семейными отношениями я понимаю………………………… 11. Брак для меня это…………………………………………………… 12. Родители относятся к алкоголю…………………………………… 13. Мои родители употребляют алкоголь ……………………………… 14. Мысли о самоубийстве меня посещают ……………………………
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.031 с.) |