Анализ результатов оценки слухо-произносительной дифференциации звуков речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов оценки слухо-произносительной дифференциации звуков речи



 

При выявлении особенностей фонематического восприятия можно предположить, что у детей с общим недоразвитием речи будет нарушена или недостаточно сформирована слухо-произносительная дифференциация звуков речи.

Для оценки слухо-произносительной дифференциации звуков речи детям были предложены следующие задания:

Повторение слогов с оппозиционными звуками.

) сочетания из двух слогов;

) сочетания из трех слогов;

Оценка дифференциации звуков по противопоставлению.

) звонкость-глухость.

) твердость-мягкость.

) шипящие - свистящие.

) звуки р - л - й.

Дети экспериментальной группы выполняли задание с удовольствием, старались быть внимательными. Наиболее легким было задание на повторение слогов с оппозиционными звуками в сочетании из двух слогов. Два ребенка набрали максимальный балл. Только один ребенок при повторении допустил ошибку. Средний балл выполнения 6-ого задания -27,3. Дети контрольной группы выполнили 6-ое задание с максимальным средним баллом -30. Успешность выполнения задания детьми экспериментальной группы 91%, контрольной-100%.

Задание на повторение слогов в сочетании из трех слогов оказалось для детей труднее. Дети контрольной группы справились с заданием значительно лучше. Средний балл выполнения в экспериментальной группе -20,9, в контрольной группе -28,9. Успешность выполнения задания экспериментальной группы 69%, контрольной группы - 96%. Три ребенка из контрольной группы набрали максимальный балл, семь детей выполнили задание правильно сразу и только в одном - трех сочетаниях затруднялись в повторении после первого воспроизведения. В экспериментальной группе никто не набрал максимальный балл. Один ребенок выполнил задание после второго воспроизведения в двух направлениях. Чаще всего встречались ошибки при повторении сочетаний:

са-ша-са (3 чел.), жа-за-жа (5 чел.), ча-ша-ча (2 чел.).

В задании на дифференциацию звуков по звонкости-глухости дети контрольной группы набрали средний балл -18 (максимальный). Дети экспериментальной группы выполнили задание со средним баллом -15. Успешность выполнения задания на дифференциацию звуков по звонкости - глухости детьми контрольной группы - 100%, а экспериментальной -83%. При выполнении задания на дифференциацию звуков по звонкости - глухости один ребёнок допустил ошибку в словах «дрова - дрофа», так как познакомился с названием птицы во время выполнения задания. Все дети затруднялись в дифференциации после первого предъявления. Наиболее трудным для детей этой группы оказались слова «гора - кора», «дрова - дрофа».

В задании на дифференциацию звуков по твердости-мягкости максимальный балл выполнения -12. В экспериментальной группе средний балл выполнения -10,5, в контрольной группе - 11,9. В этом задании два ребёнка экспериментальной группы набрали максимальный балл. Ошибок не допустил никто. Затруднялись в дифференциации после первого повторения в словах «круг - крюк», «мел - мель» (8 чел.). Успешность выполнения задания на дифференциацию звуков по твёрдости - мягкости детьми контрольной группы - 99%, экспериментальной - 87%.

При выполнении задания на дифференциацию шипящих - свистящих звуков в экспериментальной группе получен средний балл -10,2, в контрольной группе -12 (максимальный). Дифференцируя свистящие - шипящие звуки, ошибок у детей экспериментальной группы не выявлено. Испытывали трудности дифференциации после первого повторения девять детей. Во время выполнения задания некоторым детям было трудно сосредоточиться.). Успешность выполнения этого задания в экспериментальной группе 85%, в контрольной -100%.

Дифференцируя звуки р - л - й, дети экспериментальной группы справились с заданием со средним баллом - 12,1, дети контрольной группы выполнили - с максимальным средним баллом -15. В заданиях на дифференциацию звуков р - л - й все дети экспериментальной группы справились, но затруднялись в выборе после первого повторения. Наиболее трудным оказались слова «рожки - ложки» (7 чел.), «рак - лак» (6 чел.), «бар - бал» (9 чел.). Успешность выполнения этого задания детьми экспериментальной группы -80%, контрольной - 100%.

Анализ таблицы 5 показал, что дети контрольной группы выполнили задание на дифференциацию звуков лучше, чем дети экспериментальной группы. Наиболее трудным для детей экспериментальной группы были задания - на дифференциацию по звонкости - глухости и - на дифференциацию шипящих - свистящих звуков. Это можно объяснить тем, что, во-первых, у детей с общим недоразвитием речи недостаточно развит словарный запас, и трудности понимания лексического значения предъявляемых слов вызывали затруднения в восприятии; во-вторых, во время выполнения заданий дети отвлекались, быстро утомлялись.

 

Таблица 5. Успешность выполнения заданий на исследование состояния слухо-произносительной дифференциации звуков речи

Задание

Успешность выполнения в %



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.006 с.)