Развитие фонематической системы в онтогенезе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие фонематической системы в онтогенезе



 

В онтогенезе различение фонем происходит сравнительно медленно: еще на втором году жизни не различают слов бак, мак. Только со второй половины второго года начинается смысловая дифференциация слова, а с ней и смыслоразличительная функция звуков, т.е. выделение фонем. Соответственно с этим уточняется и артикуляция. От нее зависит качество произносимых звуков.

Уже в конце первого полугодия в лепете многих детей можно различать вполне ясные звуки а, б, п, м, г; затем постепенно к началу второго года появляются э, у, ы, о, и, т.е. все гласные, и согласные в, т, к, х, ль, с, ф. Большинство этих звуков формируется не сразу в правильном виде, а через промежуточные переходные звуки. Такими звуками являются соответствующие нормальным звукам смягчение (дь, ть, нь, сь, ць, рь, ль) или сходные по способу артикуляции (вместо р - л, вместо с - т и т.п.), вместо щелевых смычные (дип вместо жив). Постепенно через переходные звуки согласные дифференцируются, Например, с переходит в ш через стадии: с - сь - ш. При этом все переходные звуки некоторое время сосуществуют. У каждого ребенка имеются свои доминирующие звуки, которыми чаще всего заменяются другие звуки.

Выделение фонем (по данным Швачкина Н.Х.) проходит в процессе их фонематического противопоставления в следующей временной последовательности: сначала выделяется гласная а в отличие от прочих гласных; затем дифференцируются и - э. у - о, и - у, э - о, и - о, э - у.

Труднее всего усваиваются и - у, так как они образуются наибольшим сужением в ротовой полости; о - у сходны по артикуляции и плохо различаются друг от друга. Затем согласные звуки дифференцируются на сонорные и шумные. Причем для различия сонорных главную роль играет слух, шумных - артикуляция. Значительно позже, примерно через год, различается мягкость и твердость согласных. В дальнейшем из шумных прежде всего выделяются губные п, б, м, ф, в (здесь помогает зрение)

Они отличаются от язычных, при этом в первую очередь выделяются взрывные, как акустически более яркие, артикуляционно более легкие (п - т, б - д, п - к, б - г, п - ф, т - с, к - х). Далее различаются один от другого язычные переднего и заднего рядов (т - к, с - х). (Н.Х. Швачкин [48]).

По данным Швачкина Н.Х.в последующем развивается более трудная дифференциация глухих и звонких согласных, хотя неосознанно они употребляются ребенком и раньше. Это различие затрудняется одинаковостью артикуляции. В дальнейшем наступает период дифференциации шипящих и свистящих звуков и, наконец, различие л-й, р - й.

Во всех случаях лучше выделяется первый звук слова. Такой ход развития фонем наблюдается у большинства детей. Значительная часть из них скорее усваивает фонемы акустически, меньшая - артикуляционно т.е. не все звуки, различаемые по слуху, произносятся им. Так как развитие слуха ребенка опережает развитие его речевой моторики, то с конца второго года недостатки произношения преимущественно обусловливаются несовершенствами моторики. (Н.Х. Швачкин [48]).

У детей до двухлетнего возраста распространены замены звонких согласных глухими. Чаще всего наблюдается при взрывных (папа вместо баба, тети вместо дети и т.д.)

При синтезе слова решающую роль играет сила слогов, как звуковых раздражителей. Ребенок, подражая услышанному слову, улавливает и сам произносит вначале только первый или только ударный слог. Неударный же слог, особенно предударный, часто сильно искажается или совсем опускается (мидой - помидор, кляндаш - карандаш). Через некоторое время под влияние речи окружающих или обучения дети овладевают нормальным произношением слова. Так, слово молоко последовательно произносится: мокко, моколо, молоко. (Н.Х. Швачкин [48]).

Эти особенности произношения являются в иных случаях вследствие недостаточности дифференциации процесса торможения в области фонематического анализа; в других случаях из-за несовершенства двигательного анализатора.

В усвоении ребенком звуков речи чрезвычайно важным является осознание им фонематической значимости их. Между тем ребенок до 3 -4 лет с трудом отвлекается от предметного содержания слова, чтобы сосредоточить свое внимание на его звуковой форме. Вначале он усваивает фонемы практически, но постепенно год за годом спорадически начинает постигать форму слова сознательно. Хотя в 3 -4 года дети еще не вычленяют из слова отдельных звуков, но замечают неправильности звучания слов. «Я так не умею» (выговорить слово с данным звуком). (Н.Х. Швачкин [48]).

В последующем, хотя ребенок и различает слухом фонемы, но некоторое время в силу закрепившихся корковых связей часто заменяет их другими, ранее произносимыми. Так, он сравнительно долгое время воспринимает речь окружающих через свое «фонетическое сито», на основе укоренившихся неправильных звуковых раздражителей (образов). Этим же объясняется, что в новых малоупотребляемых словах звуки произносятся правильнее, чем в более старых. (О.Е. Громова [6]).

Подытоживая фонетические своеобразия в онтогенезе речи, следует подчеркнуть важное для логопедической практики и подтверждаемое ею положение, выдвинутое профессором А.Н. Гвоздевым: определяющую, главную роль, затрудняющую формирование у детей звукопроизношение, играет недостаточно еще развитая речевая моторика аппаратов речи. В то же время (примерно на третьем году) слух ребенка уже достаточно развит для тонких звуковых восприятий. Таким образом, слух является ведущим анализатором в усвоении речи окружающих. Вместе с тем он же становится контролирующим регулятором собственного произношения, что усиливает развитие фонематического слуха. На этом взаимодействии слуха и артикуляции строится логопедическая работа. (М.Е. Хватцев [27]).

Широкое научное значение исследований А.Н. Гвоздева обусловлено тем, что развитие детской речи рассматривалось им, прежде всего в лингвистическом плане, в котором детская речь до сих пор не изучалась. (Т.Н. Трефилова [36]).

«Ученому удалось многократно, на самом различном лингвистическом материале проследить и показать, что процесс овладения средствами языка зависит от объективных особенностей самих этих средств и поэтому, несмотря на индивидуальные расхождения у отдельны детей, этот процесс имеет много общего» (из предисловия к изданию дневника научных наблюдений А.Н. Гвоздева). (А.Н. Гвоздев [5]).

Образование фонем связано с установлением соотношений между звуками, выступающими в языке как смыслоразделители. Система фонем возникает тогда, когда устанавливаются разветвленная сеть противопоставлений, разграничивающих, например, взрывные и фрикативные, твердые и мягкие и т. Необходимость такого подкрепления диктуется тем, что фонематические различия очень тонки. Слуховое внимание их может пропустить, если они жизненно, практически не нужны тому, кто усваивает язык. Действительно, даже для взрослого различия, например, между звонкими и глухими звуками (дом-том) настолько слабы, что без различия слов они не замечаются. Так, нас нисколько не смущает замена д на т конце слова русского языка (горот вместо город). (М. Зееман[14], М.Е. Хватцев [43], Н.Х. Швачкин [48]).

Общий ход усвоения звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Слуховая сфера является ведущей в том отношении, что благодаря раннему развитию слуха ребенок впервые на слух учится различать разнообразные фонетические элементы; их точные слуховые представления и становятся регулятором для выработки этих фонетических элементов в его собственном отношении. Но для их появления в речи самого ребенка, кроме слуховых представлений, необходимы еще артикуляционные навыки. Эти навыки вырабатываются позже и с их выработкой звуковые элементы беспрепятственно вступают в собственную речь ребенка.

В этом отношении развитие моторной сферы оказывается определяющим для всего хода усвоения фонетической стороны родного языка. Этим и обусловлено то, что все усваиваемые звуки и их сочетания, естественно, группируются по артикуляционным признакам.

В то же время усвоение произношения тех или иных звуков служит лишь условием для того, чтобы ребенок использовал их в качестве фонем, помогающих четко отличать одни слова от других. Вначале после появления звука наблюдается его смешение с замещающим его субститутом. Это свидетельствует о том, что данные звуки не превратились еще в четко различимые, противопоставленные друг другу фонемы. (А.Н. Гвоздев [4]).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.007 с.)