Диалектология, лингвистическая география, ареальная лингвистика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектология, лингвистическая география, ареальная лингвистика



Социолингвистика как раздел языкознания: основная проблематика и концептуальный аппарат.

Социолингвистика (социологическая лингвистика) — раздел языкознания, изучающий связь между языком и социальными условиями его бытования. Социолингвистика тесно связана с такими лингвистическими дисциплинами, как психолингвистика и этнолингвистика.

СЛ разделяется на:

 а) микро СЛ – изучает поведение индивида в рамках малой социальной группы (семья/производственный коллектив);

в) макро СЛ – изучает речевые взаимоотношения между большими соцгруппами (этнич. группы).

СЛ изучает:1) билингвизм,2)диглоссию,3) понятие языковой политики,4)понятие языковой ситуации. Первые начали заниматься СЛ амер-цы. Выдвинули термин коммуникативная компетенция.

Предметом социологической лингвистики является широкий круг вопросов: язык и нация, национальные языки как историческая категория, социальная дифференциация языка, взаимосвязи между языковыми и социальными структурами, типология языковых ситуаций, определяемых социальными факторами, социальные аспекты многоязычия и т. п.

 

Метод социолингвистики представляет собой синтез методов и приёмов, применяемых в лингвистике и социологии, таких как фиксирование и анализ социально-обусловленных речевых актов, моделирование социально-детерминированной речевой деятельности с помощью социолингвистических правил, анкетирования, интервьюирования, социологических экспериментов и обработки их результатов с помощью аппарата математической статистики, т. п.

 

Понятие и виды языковых универсалий.

Универса́лия в лингвистике — одно из важнейших понятий типологии, свойство, присущее всем или подавляющему большинству естественных языков. Разработка теории универсалий часто связывается с именем Джозефа Гринберга, хотя сходные идеи выдвигались в языкознании задолго до него.

Виды универсалий

Классификация универсалий производится по нескольким основаниям.

•      абсолютные универсалии (свойственные всем известным языкам, например: всякий естественный язык имеет гласные и согласные)

•      статистическиеуниверсалии (тенденции). Пример статистической универсалии: почти все языки имеют носовые согласные. К статистическим универсалиям примыкают так называемые фреквенталии — явления, встречающиеся в языках мира достаточно часто (с вероятностью, превышающей случайную).

•      Абсолютным универсалиям противопоставляются также импликативные (сложные), то есть такие, которые утверждают связь между двумя классами явлений. К примеру, если в языке есть двойственное число, в нём есть и множественное число.

•      Противопоставляются также дедуктивные (обязательные для всех языков) и индуктивные (общие для всех известных языков) универсалии

 

Универсалии и уровни языка

Универсалии выделяются на всех уровнях языка. Так, в фонологии известно некоторое число абсолютных универсалий (касающихся часто набора сегментов), ряд универсальных свойств выделяется и в морфологии. Наибольшее распространение изучение универсалий получило в синтаксисе и семантике.

Исследование синтаксических универсалий связано в первую очередь с именем Джозефа Гринберга, который выделил ряд существенных свойств, связанных с порядком слов. Кроме того, существование универсалий в рамках многих лингвистических теорий рассматривается как подтверждение существования универсальной грамматики, исследованием универсалий занималась теория принципов и параметров.

 

5. Понятие языковой политики и языкового планирования. Актуальные проблемы языковой политики.

 

Языковая политика  осуществляет сознательно-регулируемое воздействие определенного общества или класса на язык, ко­торое опосредованно проявляется и в структуре языка, 

Языковая политика является составной частью националь­ной политики государства, партии, класса либо представляет из себя совокупность мер для целенаправленного воздействия на развитие языка.

ЯП – совокупность принципов и мер для решения языковых проблем в социуме. Перспективная языковая политика – наз-ся «языковое планирование» или «языковое строительство» (например на Кавказе хотят ввести арабский).

Виды ЯП:

1. Пуризм (pure): внешний – противодействие иностранным заимствованиям; внутренний, кот. оберегает норму.

2. ЯП занимается реформой правописания. ЯП в США называлась melting pot – плавильный котел, все языки плавятся вместе и образуется англ-й язык.

Языковое планирование — лингвистический термин, используется также в интерлингвистике, имеет два значения:

1. Сознательное воздействие на развитие любого языка, находящегося в использовании, вне зависимости от его происхождения. Естественные (этнические) языки в такой же степени подвергаются языковому планированию, что и искусственные (точнее, плановые). Это воздействие может производиться как отдельными личностями (для русского языка такую роль сыграли, в частности, Карамзин, Ломоносов, Пушкин), так и государственными учреждениями и институтами (вопросы нормирования языка, создание терминологии, выработка литературных норм, создание письменности в случае младописьменных языков).

2. Создание проекта планового языка. Как правило, в этом значении термин употребляется в интерлингвистике, наряду с термином лингвопроектирование.

 

 

Речь

- Речь есть последовательность слов, она линейна

- Речь стремится к слиянию слов в речевом потоке

- Речь преднамеренна и устремлена к определённой цели, в отличие от нецеленаправности языка

- Речь подвижна

- Речь отражает опыт индивидуума

Язык

- Язык сохраняет их отдельность

- Язык имеет уровневую организацию

- Язык стабилен

- Язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива

Общее (язык) и частное (речь) различны и вместе с тем едины. Средства общения, взятые в отвлечении от какого бы то ни было конкретного их применения, называют языком. Те же самые средства общения, конкретно примененные, т.е. вступившие в связь с конкретным содержанием (мыслями, чувствами, настроениями человека), называют речью.

 

 

Иероглифическое письмо.

Иероглифы обозначают слова. Древние иероглифические системы построены по единым принципам - будь то древнеегипетские, китайские или иероглифы майя в Америке. Также однотипны и источники происхождения иероглифов - везде они стали результатом развития пиктограмм. Важнейшими отличиями более прогрессивного иероглифического письма стали упрощенная, стилизованная форма символов и их меньшее количество.

Иероглифы обычно подразделяются на три группы:

1) Логограммы, или идеограммы, т.е. знаки, обозначающие понятия, будь то предмет или действие: "голова", "идти", "меч" и т.д.

2) Символы, базирующиеся на фонетическом принципе: как, например, уже упоминавшийся знак "ласточка" для обозначения прилагательного "большой".

3) Детерминативы: знаки, помогающие читателю определить значение последующего или предшествующего слова еще до его звукового прочтения.

  3. Слоговое письмо.

Письменность, состоящая из слоговых знаков. Классические примеры слоговых видов письма включают кипрский силлабарий (1200-400 до н.э.), древнеперсидский клинописный шрифт (500-300 до н.э.). Большинство современных алфавитов Индии и Юго-Восточной Азии также имеют слоговой характер.

Алфавит.

латинский шрифт, кириллица, греческий алфавит.

Принцип алфавита настолько прост, что кажется удивительным, почему люди не додумались до этого раньше: каждому знаку соответствует один звук. Таким образом, письменность стала абсолютно четко передавать произношение.

 

10. Американская этнолингвистика.

Этнолингвистика - направление в языкознании, занимающееся исследованием взаимоотношений языка и культуры (этнической психологии). Зародилась в конце 19 - начале 20 вв. в США в связи с интенсивными этнографическими исследованиями индейских племён Северной и Центральной Америки. Первоначально Э. стремилась получить данные из истории общественных отношений первобытных народов путём исследования соответствующих явлений языка (Л. Г. Морган, Ф. Боас, А. Л. Крёбер, Э. Сепир, Б. Малиновский и др.). Одним из объектов Э. была терминология родства, на которой испытывались новые методы лингвистического анализа (например, компонентный). В середине 20 в. начали исследоваться другие сферы лексики и уровни языка. Был установлен факт тесной взаимосвязи явлений языка (например, способов структурирования языкового значения) с нелингвистическими явлениями культуры - гипотеза Э. Сепира и Б. Уорфа о т. н. языковой относительности. На почве Э. в разное время возникали реакционные теории расистского толка, не получившие распространения в науке.

 

 

Социолингвистика ХХ века.

Основы социологических исследований в СССР были заложены в 20-30-х гг. 20 в. трудами советскими ученых Л. П. Якубинского, В. В. Виноградова, Б. А. Ларина, В. М. Жирмунского, Р. О. Шор, М. В. Сергиевского, Е. Д. Поливанова, изучавших язык как обществ. явление на основе марксистского понимания языка как обществ. явления и историко-материалистических принципов анализа обществ. отношений.

Во французском языкознании (А. Мейе), внесшего существ. вклад в выявление роли социальных факторов в развитии языка;

Работы американских этнолингвистов, развивавших идеи Ф. Боаса и Э. Сепира о связи языковых и социокультурных систем;

Труды представителей Пражской лингвистической школы - В. Матезиуса, Б. Гавранека, Й. Вахека и др., продемонстрировавших связь языка с социальными процессами и социальную роль лит. языка;

Исследования нем. ученых, в особенности Т. Фрингса и созданной им Лейпцигской школы, обосновавших социально-исторический подход к языку и необходимость включения социального аспекта в диалектологию;

Оригинальные работы в области языковой ситуации и культуры речи япон. школы "языкового существования".

В 60-70-х гг. интерес к социологическим проблемам языка возрос в связи, с одной стороны, с потребностями современного общества, для которого проблемы языковой политики и др. практические аспекты С. приобретают все большую актуальность, и, с другой - с критикой структурной лингвистики, со стремлением преодолеть ограниченность имманентного подхода к языку и глубже проникнуть в природу языка как общественные явления.

Социолингвистика, разрабатываемая в СССР и некоторых др. странах, опирается прежде всего на исторический материализм и на частные теории марксистской социологии - теорию социальной структуры общества, теорию социальных систем, социологию личности и др.

 

Понятие знака. Виды знаков.

Наука, изучающая знаки называется – семиотика. Соссюр впервые декларировал эту идею (семиотика). Соссюр полагал что семиотика – это более глобальное явление, лингвистика – часть семиотики. Знак – двусторонняя сущность. В языке знаки – морфемы, слова и предложения (фонемы – это не знаки). Стороны – внешняя (звуковая оболочка - означающее) и внутренняя (то, что данная оболочка называет - означаемое).

Особенность знака в том, что с ним искусственно связана некоторая информация, несвязанная со структурными и функциональными свойствами знака как объекта. Знак выступает как носитель информации, представляющий любой предмет.

Пирс описал 3 типа знаков:

 1) знаки-иконы: характеризуются сходством и обозначаемой реалией (в отеле знак женщины – вызов горничной)

 2) знаки-индексы: характеризуются смежностью с реалией (гром – где-то идет гроза, дым – где-то пожар)

3) знаки-символы: условные знаки

Знак – двусторонняя сущность. В языке знаки – морфемы, слова и предложение (фонемы – это не знаки). Стороны – внешняя (звуковая оболочка - означающее) и внутренняя (то, что данная оболочка называет - означаемое).

Соссюр выявил разные свойства знака:

1) знак – материальная и идеальная сущность одновременно. Материально означаемое, идеально – означающее.

2) Знаки ассиметричны, отношения между означаемым и означающим ассиметричны. Омонимия и синонимия.

3) Произвольность знака – отношение означающего с означаемым.

4) Изменяемость и неизменяемость (стабильность/вариативность).

С понятием знака связаны термины:

1) семантика – смысл знаков,

2) синтактика – соотношение знаков между собой,

3) прогматика – изучает взаимодействие знака и человека; в разных условиях значения знака может быть разное; ситуация и условие влияют на семантику слова.

Язык – первичная знаковая система, а остальные вторичны.

Философия языка.

В рамках общефилософского подхода наблюдались следующие тенденции.

Гипотеза Сепира - Уорфа.

Гипотеза Сепира — Уорфа, гипотеза лингвистической относительности — концепция, разработанная в 30-х годах XX века, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности.

Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят. В частности, отношение к таким фундаментальным категориям, как пространство и время, зависит в первую очередь от родного языка индивида

Автором концепции является американский этнолингвист-любитель Б. Л. Уорф; эта концепция была созвучна некоторым взглядам крупнейшего американского лингвиста первой половины XX века Э. Сепира (оказывавшего Уорфу поддержку) и поэтому обычно называется не «гипотезой Уорфа», а «гипотезой Сепира — Уорфа».

В соответствии с их представлениями, язык и образ мышления народа взаимосвязаны. Овладевая языком, его носитель усваивает и определенное отношение к миру и видит его под углом зрения, "навязанным" структурами языка, принимает картину мира, отраженную в родном языке.

Следствием признания гипотезы лингвистической относительности является признание того, что язык хранит в себе определенную систему ценностей, выражаемые в нем значения имеют оценочность и складываются в коллективную философию, свойственную всем носителям данного языка.

 

 

Основные понятия семиотики. Виды и свойства знаковых культур.

Семиотика:

Появление семиотики было предсказано Ф. де Соссюром, применившим термин «семиология».

Семиотика — это наука об общих свойствах знаков и знаковых систем. Лингвистика входит в семиотику, а семиотика —в лингвистику. Какой-то круг лингвисти­ческих и семиотических задач переплетается.

Язык является одной из большого множества разнообразных знаковых систем, которыми люди пользуются в целях коммуникации, передавая сообщения о каких-то ситуациях в мире, о своих мыслях, чувствах, переживаниях, оценках, планах, целях, намерениях, делясь со своим собеседником информацией. Знаки, из которых строятся сообщения, выполняют роль носителей определенных смысловых содержаний (значений).

Знак существует для того, чтобы по его средствам назвать, обозначить денотант, то есть выделенный сознанием предмет, действие, состояние и многое другое.

Свойства знаков:

1. Свойство перцептивности: знак должен быть доступен восприятию со стороны адресата.

2. Свойство информативности: знак должен нести смысловую информацию об объекте

3.  Изменяемость и неизменяемость знака:

- может меняться означающее при сохранении означаемого

- может меняться означаемое при сохранении означающего

- может происходить ухудшение и улучшение значения

  4. Материальная и идеальная сущность: материально-означающее, идеально означающее. Отсюда идет произвольность знака: отношение означающего и означаемого.

Виды знаковых систем:

 Под знаковой системой понимается набор знаков - одного типа или же нескольких типов вместе с системой правил, регулирующих сочетаемость знаков при создании семиотического текста.

Возможны различные классификации знаковых систем с точки зрения их строения, в частности, в зависимости от используемых типов знаков. Остановимся здесь лишь на разделении знаковых систем по функции их употребления. Знаковые системы могут быть коммуникативными (естественные языки, искусственные языки, разные виды искусства, игры) или же некоммуникативными (восприятие, группа нормативных систем типа юридических знаков, этических норм и т.д.).

Знаковые системы можно разделить на информационные и неинформационные. Примером неинформационной, но коммуникативной системы являются игры (например, шахматы).

Можно также говорить о знаках звуковых (вокальных, аудитивных), зрительных, тактильных.

Люди располагают, помимо звуквого языка как основной коммуникаивной системы, жестикуляцией, мимикой и т.д.. В распоряжении имеются как е стественны е (спонтанно возникшие), так и искусственны е, созданные людьми коммуникативные системы (письмо, сигнализация, светофор, системы символов в логике, математике, физике, химии, технике и т.д).

 

Классификация речевых актов

1) Конститативы – констатация фактов (могут быть истинны и ложны).

2) Перформативы – высказывания-действия (приказ, обещание).

В основе – глаголы действия: клясться, просить, обещать

Диалектология, лингвистическая география, ареальная лингвистика

 

Диалектология (от диалект и... логия), отдел языкознания, изучающий диалекты. При анализе диалектного языка в его территориальном варьировании все языковые черты — фонетические, грамматические, словообразовательные, лексические — рассматриваются в системе. Выделяются элементы общие, свойственные всем диалектам, и различительные, имеющиеся только у некоторых из них. Диалектные различия — основной объект изучения Д. Устанавливаются иерархия диалектных различий, относящихся к разным уровням системы языка, их место на данном уровне, взаимодействие между уровнями. Членение языка на диалекты — второй основной раздел Д. По мнению романских диалектологов парижской и неоитальянской школ, реально существуют только границы отдельных диалектных явлений и их проекции на карте — изоглоссы, которые не образуют никакого единства, в связи с чем невозможно выделение диалектов. Немецкие и швейцарские диалектологи показали реальность диалектов, наличие у них ядра и пограничной зоны, или "зоны вибрации", представленной пучком изоглосс. Таких же взглядов придерживаются и советские диалектологи, особое внимание уделяющие разработке принципов отбора типических изоглосс, наиболее существенных для диалектного членения языка. Результатом их работы явилась новая диалектологическая карта русского языка. Изучением диалектов в их современном состоянии занимается описательная Д. Её основные методы исследования — монографическое изучение диалекта или диалектного явления и методы лингвистической географии. Диалекты в их историческом развитии изучает историческая Д. Её основные методы — изучение языка памятников письменности в сочетании с ретроспективным рассмотрением современных диалектных данных. Историческая Д. привлекает и внеязыковые факты: данные истории, археологии, этнографии, социальной и культурной истории. В свою очередь, данные Д. используются этими науками. Д. — один из важнейших источников изучения истории языка, т.к. в диалектах часто сохраняются явления, утраченные литературным языком и не отражённые в памятниках письменности. Взаимоотношение литературного языка и диалектов различно в разных странах и в разные эпохи, но на протяжении своей истории литературный язык всегда испытывает влияние диалектов и пополняется за их счёт. Вплоть до 19 в. диалектные черты рассматривались как отклонения от нормы. В начале 19 в. усиливается интерес к народной культуре, в том числе и к народному языку. В этот период Д. не отделяется ещё достаточно чётко от этнографии и фольклористики. К концу 19 в. по многим языкам было накоплено большое количество данных, и начинается новый этап развития Д.: возникает лингвистическая география. В 20 в. создаются диалектологические атласы разных национальных языков и региональные атласы, ведётся работа над атласами близкородственных языков, разрабатываются вопросы теории лингвистической географии, начинается обобщение нового большого диалектного материала, представленного в атласах.

 

Лингвистическая география, диалектография, раздел диалектологии, изучающий территориальное распространение тех элементов того или иного языка, которыми диалекты этого языка отличаются друг от друга. Л. г. развивается с конца 19 — начала 20 вв. в связи с работами над составлением больших национальных атласов. Крупнейшие из них за рубежом: Немецкий атлас Венкера-Вреде (составленный в рукописи в 1876—1926, сокращённое издание в. 1—13, 1926—51); Французский атлас Ж. Жильерона и Э. Эдмона (т. 1—7, 1902—12); Итальянско-швейцарский атлас К. Яберга и Я. Юда (т. 1—8, 1928—40), включающий некоторые этнографические данные. В России географическое изучение языковых явлений началось во 2-й половине 19 в. (И. И. Срезневский и А. И. Соболевский). Планомерные работы по Л. г. русского языка были начаты с 1903 Московской диалектологической комиссией, выпустившей в 1915 "Опыт диалектологической карты русского языка в Европе, с приложением очерка русской диалектологии". С 1935 началась подготовительная работа по составлению атласа русского языка. В 1949 опубликован "Лингвистический атлас района озера Селигер", а в 1957 — "Атлас русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы". В 1963 напечатан "Дыялекталагiчны атлас беларускай мовы", получивший Государственную премию СССР.

 

Ареа́льная лингви́стика - раздел языкознания, изучающий методами лингвистической географии пространственное размещение языков и области распространения языковых явлений.

 

 

2. Системно-структурное описание языка: понятие варианта и инварианта

 

Понятие системы и структуры - под структурой в современной науке понимаются устойчивые связи между компонентами, которые обеспечивают целостность в системе.

 

Детально структура стала разрабатываться в 20-30 годы 20 века. Для структурализма характерно представлению о синхронии. Все изменения, происходящие в языке, понимались как смена одного состояния другим.

Понятие системы и структуры используется для описания объектов сложных, которые разлагаются на части, и обладают структурой, которая и скрепляет части системы. Система любого языка характеризуется не столько частям, сколько ее структурой. Понятие системы используется применительно к объектам, которые обнаруживают целостность, а это предполагает, что значение составных частей системы не могут быть сведены к свойствам самой системы.

Поэтому для того, чтобы дать полное описание системы языка, надо 1) описать единицы языка, 2) описать структуру языка и 3) описать функции языка – для чего предназначены система.

 5 подходов к описанию системы языка:

1)    Описание материальных элементов языка. Первый этам в изучении языка.

2)    Структурное описание языка – акцент на изучении связей между элементами языка.

3)    Функц описания языка – акцент на то, какие задачи решает система (назначение)

4)    Стратификационное изучение языка – акцент на поуровневое изучение языка, иерархия уровней и т.д.

5)    Динамическое представление языка. Здесь язык понимается как некая динамическая система, это направление изучает механизмы речи – как система из языка переходит в речь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 998; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.083 с.)