Из послания патриарха Тихона «об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и церкви православной» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из послания патриарха Тихона «об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и церкви православной»



19 января (1 февраля) 1918 г.

Тяжкое время переживает ныне Святая православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стре­мятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани. [...] Всё сие преисполняет сердце наше глубокою болезненною скорбию и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения по завету Св. Апостола: «согрешающих пред всеми обличай, да и прочие страх имут» [1 Тим. 5, 20].

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это - поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной.

Властию, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, ана-фематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной.

Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «измите злаго от вас са-мех» [1 Кор. 5, 13].

...Зовём всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей.

Враги Церкви захватывают власть над нею и её достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вой- ля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя по­борниками народного блага, строителями народной жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной.

А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовём вас, возлюбленные чада Церкви, зовём вас на эти страдания вместе с собою словами святого Апостола: «кто ны разлучит от любви Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?» [Рим. 8, 35].

А вы, братие Архипастыри и Пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном де­лании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твёрдо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расто­чатся силою Креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Кресто­носца: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» [Мф. 16, 18].

Деяния Священного Собора... Т. 6. Деяние 66. М., 1996. С. 4-5; Акты святейшего Тихона... С. 82-85.

Приложение II к № 688

Из выступления на Поместном соборе викария Забайкальской епархии епископа Селенгинского Ефрема (Кузнецова)

22 января (4 февраля) 1918 г.

...Что представляют собой переживаемые события1 в глазах человека верующего? Эго - кара Божия. Вспомните, что творилось в последние годы в жизни государственной, церковной, общественной: мы это отлично знаем, и нет необходимости пред этим собра­нием это изображать. Несомненно то, что виноваты в том целые классы людей служения общественного, государственного, церковного, гордыня, самомнение, неверие, отрица­ние, тупое стремление всё святое вытравить, попрать, разрушить, богоборство, подкоп под власть, порок во всей наготе — вот атмосфера, в которой протекала жизнь нашей ро­дины. И вот гнев Божий: война. Слова императора Вильгельма, что он послан Богом для наказания и вразумления народов, — сущая правда. [...]2.

Не осталось в стороне от общего греха, от этого переживаемого теперь, воистину сатанинского, наваждения, и наше духовенство, являющееся в своём роде тоже интелли­генцией. [...] Духовенство в массе, как и жалкая по своему умственному и нравственному содержанию наша светская интеллигенция, легко поддалось революционному психозу, в котором продолжает оставаться доселе, несмотря на жестокие удары переживаемого времени, невзирая на явное проявление гнева Божия, карающего и зовущего к покаянию. Доселе в Церкви творится то же, что и в государстве: попрание святынь, борьба зг власть, стремление свести Церковь Божию с её канонического основания, ввести в ней те же демократические порядки, обмирщить и поставить её в ряд обычных человеческих учреждений. Мы видим, что переживаемая духовная эпидемия поразила наше духовен­ство не в меньшей степени, чем мирскую интеллигенцию. Буйствуя на своих собраниях и съездах, оно телеграммами приветствовало мирских разрушителей Церкви и в то же время с бешеной яростью набрасывалось на носителей церковной власти — епископов стремившихся сохранить основные устои и святыни Церкви. А сколько духовных лиц ос--


404 Телеграммы, письма и обращения мирян к светским и церковным властям и к народу

тавило своё служение Святой Церкви и ушло на служение революции — в комитеты, кооперативы, милиции, на политическую деятельность в рядах социалистов до большевиков включительно, не снимая, на всякий случай, священного своего сана! Как характеризуют духовенство переживаемого времени такие факты, как насилие священника над своим епископом, факт ареста епископа священником, явившимся для сего «канонического» деяния в квартиру епископа с вооружённою бандою солдат и рабочих и с угрозою применения вооружённой силы в случае неподчинения или сопротивления! [...]. Не требуется ли, поэтому, прежде всего оздоровление церковных сил: покаяние самого духовенства, доселе в своём большинстве шедшего рука об руку с революцией, той революцией, которая в порядке своего естественного развития завершилась букетом большевизма? [...].

Деяния Священного Собора... Т. 6. Деяние 67. М., 1996. С. 46-49.

1 Имеются в виду общественно-политические события 1917-1918 гг.

2 Далее подробно говорится о вине интеллигенции буквально во всех бедах, постигших Россию с начала 1917 г.


VII. ТЕКСТЫ ЦЕРКОВНЫХ
(ГРАЖДАНСКОЙ И СТАВЛЕННИЧЕСКИХ)
ПРИСЯГ НА ВЕРНОСТЬ СЛУЖБЫ РОССИИ

И ВРЕМЕННОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ

Я целиком стал на советскую платформу. В то же время я думаю, что Церковь должна быть аполитичной, и во всей своей деятельности я буду твердо стоять на этом.

Патриарх Московский и всея России Тихон (Белавин).

(Из интервью, данного сотруднику Российского теле­графного агентства 15 (28) июня 1923 г. Цит. по: Акты святейшего Тихона... С. 282).


№ 689. Присяга на верность службы Российскому государству1 для лиц христи­анских вероисповеданий2

7 марта 1917 г.

Клянусь честью3 гражданина и обещаюсь пред Богом и своей совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как своему Отечеству.

Клянусь служить ему до последней капли крови, всемерно способствуя славе и процветанию Русского Государства.

Обязуюсь повиноваться Временному Правительству, ныне возглавляющему Российское Государство, впредь до установления образа правления волею Народа при посредстве Учреди­тельного Собрания.

Возложенный на меня долг службы буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах исключительно пользу Государства и не щадя жизни ради блага Оте­чества.

Клянусь повиноваться всем поставленным надо мною начальникам, чиня им полное послушание во всех случаях, когда этого требует мой долг4 гражданина пред Отечеством.

Клянусь быть честным, добросовестным5 гражданином и не нарушать своей клятвы из-за корысти, родства, дружбы и вражды.

В заключение данной мною клятвы осеняю себя крестным знамением и нижепод-писуюсь.

ГАРФ. Ф. 1779. On. 1. Д. 6. Л. 15об.-16. Машинопись. Подлинник; РГИА. Ф. 806. On. 5. Д. 10115. Л. 1. Машинопись. Присяжной лист. Подлинник;

Полоцкие епарх. ведомости. Витебск, 1917. № 14. Отдел офиц. С. 352-353.

1 Присяга была утверждена на заседании Временного правительства 7 марта 1917 г. Через день, 9 марта, определением Синода она была объявлена по духовному ведомству «для исполне ния», о чем по всем епархиям были разосланы соответствующие указы (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917.1 отдел. V стол. Д. 54. Л. 53; Ф. 797. Оп. 86. 1917. III отдел. V стол. Д. 12. Л. 52-53).

Священно- и церковнослужители РПЦ присягали по нижеприводимой форме клятвенного обе­щания. При этом духовенством в обязательном порядке подписывались так называемые присяжные листы, которые направлялись в духовные консистории (см., например: РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 10115. Л. 1; Полоцкие епарх. ведомости. Витебск, 1917. № 14. Офиц. отдел. С. 352-353).

2 Данная форма клятвенного обещания была приспособлена для всех религиозных течений: для лютеран и иудеев из заключительной фразы были отменены слова «осеняю себя крестным зна мением»; для магометан вместо последних слов была фраза: «заключаю сию мою клятву целованием преславного корана и нижеподписуюсь» и т. д. Для военных чинов слово «гражданин» заменялось


на соответствующий аналог, например: «Клянусь честью офицера (солдата)» (ГАРФ. Ф. 1779. Он. 1. Д. 1425. Л. 1-15; Он. 1. Д. 6. Л. 15об.-16).

Текст предыдущей всенародной присяги - на верность подданства императору - см. в При­ложении I к сему документу.

3 В данном месте для разных категорий граждан допускалась вставка слов: «...честью офи цера (солдата), (священнослужителя) и гражданина...» (ГАРФ. Ф. 1779. On. 1. Д. 6. Л. 15об.-16; РГИА. Ф. 806. Он. 5. Д. 10115. Л. 1).

4 То же.

5 Для военнослужащих в данном месте добавлялось: «...храбрым офицером (солдатом) и гражданином...» (ГАРФ. Ф. 1779. On. 1. Д. 6. Л. 15об.-16).

Приложение I к № 689 Форма всенародной присяги на верность подданства императору

7 октября11894 г.

Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Еван­гелием, в том, что хогцу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и при­родному Всемилостивейшему Великому Государю Императору NN [Николаю Александровичу. — М.Б.], самодержцу Всероссийскому, и законному Его Императорского Величества Все­российского престола Наследнику (именуя Его, когда Он уже известен, или же не именуя, когда Император не имеет еще детей мужеского пола) верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови, и все к высокому его Императорского Величества само державству, силе и власти принадлежащие права и преиму­щества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять, и при том по крайней мере стараться споспешествовать все, что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может; о ущербе же его Величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том уве-даю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать тща-тися, и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, и поверенный и положенный на мне чин, как по сей (генеральной), так и по особливой, определенной и от времени до времени Его Императорского Величества именем от предуставленных надо мною начальников опре­деляемым инструкциям и регламентам и указам, надлежащим образом по совести своей исп­равлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и при­сяги не поступать, и таким образом весть и поступать, как верному Его Императорского Ве­личества подданному благопристойно есть и надлежит, и как я пред Богом и судом его страш­ным в том всегда ответ дать могу; как сущее мне Господь Бог душевно и телесно да поможет. В заключение же сей моей клятвы целую слова и крест Спасителя моего. Аминь.

Свод законов Российской империи. Т. 1. Ч. 1. Приложение V. СПб., Изд. Канцелярии Е.И.В. 1857. С. 56.

1 По российскому законодательству, вступление императора на престол считалось со дня кончи ны его предшественника. Соответственно, воцарение ЕІиколая П состоялось 7(20) октября 1894 г.

К присяге на верность подданства императору приводились все лица мужского пола, начиная с 12-летнего возраста, «всякого чина и звания» (Свод законов Российской империи. Т. I. Ч. 1. Гл. 4. Ст. 53-56. СПб., Изд. Вестник Знания. 1912. С. 16).

2 Выделено в источнике.

Приложение II к № 689

Торжественное обещание членов Государственной думы1

15 ноября2 1912 г.

Мы, нижепоименованные, обещаем пред Всемогущим Богом исполнять возложенные на нас обязанности Членов Г осу дарственной Думы по крайнему нашему разумению и силам, храня верность Его Императорскому Величеству Г осу дарю Императору и Самодержцу Всероссийскому и памятуя лишь о благе и пользе России, в удостоверение чего своеручно подписуемся.

Свод законов Российской империи. Т. I. Ч. 2. Гл. 3. Приложение I к ст. 13. 1912. С. 63.

1 Согласно российскому законодательству, члены Государственной думы при начале своей рабо ты в законосовещательном органе обязаны были приносить присягу на верность императору (Там же. Ст. 13. С. 56). Эту же присягу принимали и священнослужители, являвшиеся членами думы.

2IV Государственная дума работала с 15 ноября 1912г. по 6 октября 1917г.

Приложение Ш к № 689

Торжественное обещание членов Временного правительства1

И марта 1917 г.

По долгу Члена Временного Правительства, волею народа по почину Государствен­ной Думы возникшего, обещаюсь и клянусь пред Всемогущим Богом и своею совестью служить верою и правдою народу Державы Российской, свято оберегая его свободу и права, честь и достоинство, и ненарушимо соблюдая во всех действиях и распоряжениях моих начала гражданской свободы и гражданского равенства, и всеми предоставленными мне мерами подавляя всякие попытки, прямо или косвенно направленные к восстановле­нию старого строя.

Клянусь приложить все разумение мое и все мои силы для осуществления в полноте всех обязательств, Временным Правительством всенародно на себя принятых.

Клянусь принять все меры для созыва в возможно кратчайший срок, на основе все­общего, прямого, равного и тайного голосования, Учредительного Собрания, передать в руки его полноту власти, мною совместно с другими членами Правительства временно осуществляемую, и преклониться пред выраженною сим Собранием народною волею об образе правления и основных законах Российского Государства.

В исполнении сей моей клятвы да поможет мне Бог.

ГАРФ. Ф. 1779. On. 1.Д. 6. Л. 40-40об.; Петроградские ведомости. Пг., 1917. № 43. С. 2.

1 Данная форма торжественного обещания (присяги) членов Временного правительства была принята на заседании Совета министров 11 марта. Через несколько дней - 15 марта - члены прави­тельства принесли свою присягу.

№ 690. Присяга перед посвящением в стихарь псаломщика

7 апреля11917 г.

Аз2, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред святым Его Евангелием в том, что хочу и должен бытъ верным подданным Богохранимой Державе Российской и во всем по закону послушным Временному Правительству еял.

К сему, аз нижеподписавшийся, ныне, при вступлении в должность псаломщика, обязуюсь проходить сию должность согласно с церковными правилами, уставами, пред­писаниями и наставлениями начальства в совершенном ему послушании и вести себя благоговейно, честно, воздержно и некорыстолюбиво, твердо помнить, что по правилам святых апостолов (правило 42-е и 43-е)4 клирик, преданный порокам, подлежит изверже­нию из своего чина.

В заключение сего клятвенного обещания моего, целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь5.

РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. Ѵстол. Д. 54. Л. 87-87об. Типографская печать.

1 Формы церковных присяг, приносимых перед поставлением в стихарь псаломщика и перед рукоположением в дьяконский и иерейский чин, были установлены Св. синодом 7 апреля 1917 г. (РГИА. Ф. 796. Он. 204. 1917.1 отдел. Ѵстол. Д. 54. Л. 100).

См. также примеч. 4 к документу № 12.

2 Аз - я.

3 Курсив наш. До марта 1917г., вместо слов, выделенных курсивом, в присяге были слова из всенародной присяги на верность подданства (см. приложение I к документу № 686): «Его Импера торскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю, Императору Николаю Александровичу, самодержцу всероссийскому, и законному Его Императорско го Величества всероссийского престола Наследнику верно и нелицемерно служить и во всем повино ваться, не щадя живота своего до последней капли крови; и все к высокому его Императорского Be личества самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять, и притом по крайней мере стараться споспешествовать все, что к Его Императорского Величества вер ной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может. О ущербе же Его Величест ва интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всяки ми мерами отвращать и не допущать тщатися, и всякую мне вверенную тайность крепко хранить бу ду, и поверенный и положенный на мне чин как по сей (генеральной), так и по особливой, определен ной, и от времени до времени Его Императорского Величества именем от предуставленных надо мною начальников определяемым инструкциям и регламентам и указам, надлежащим образом по со вести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности сво ей и присяги не поступать, и таким образом себя вести и поступать, как верному Его императорско го Величества подданному благопристойно есть и надлежит, и как я пред Богом и судом Его страш ным в том всегда ответ дать могу; как суще мне Господь Бог душевно и телесно да поможет».

Аналогичные слова содержались и в ставленнических присягах дьякона и священника. Рас­смотренные изменения в слова присяг были внесены Св. синодом по предложению архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) - председателя синодальной Комиссии по исправлению бо­гослужебных книг (см.: РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917.1 отдел. V стол. Д. 54. Л. 87-89об.; 100).

4 См. Каноны, или Книга правил... С. 26.

5 Внизу присяжного листа имеются две графы для личных подписей принявшего присягу и приводившего к ней.

№ 691. Присяга производимому во священника (дьякона)

7 апреля 1917 г.

Аз, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред святым Его Евангелием в том, что хочу и должен бытъ верным подданным Богохранимой Державе Российской и во всем по закону послушным Временному Правительству ея1.

К тому же аз, нижеименованный, призываемый ныне к служению иерейскому2, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред святым Его Евангелием в том, что желаю и, при помощи Божией, всемерно потщуся проходить служение сие согласно со словом Божиим, с правилами церковными и указаниями начальства; Богослужение и таинства совершать со тщанием и благоговением по чиноположению церковному, ничтоже произвольно изменяя; учение веры содержать и другим преподавать по руководству святыя Православныя церкве и святых отец; вверяемые попечению моему душы охранять от всех ересей и расколов, и3 заблудших вразумлять и обращать на путь истины; провождать жизнь благочестную, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную, в духе смиренномудрия и кротости, и благим примером руководствовать других ко благочестию; во всяком деле служения моего иметь в мыслех моих не свою честь или выгоды, но славу Божию, благо святыя церкви и спасение ближних, в чем да поможет мне Господь Бог благодатию своею, молитв ради Пресвятыя Богородицы и всех святых.

В заключение сего клятвенного обещания моего, целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь4.

РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. Ѵстол. Д. 54. Л. 88-88об., 89-89об. Типог­рафская печать.

1 Курсив наш. До марта 1917 г., вместо слов, выделенных курсивом, в присяге были ело ва из всенародной присяги на верность подданства (см. приложение I к документу № 686): «Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному [...] душевно и телесно да поможет».

Более подробно об этом см. комментарий к предыдущему документу (№ 690).

См. также примеч. к документу № 12.

2 В присяге перед поставлением во дьякона вместо слова «иерейскому» стоит слово «диакона» (см.: РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917.1 отдел. V стол. Д. 54. Л. 88об.).

3 Курсив наш. Выделенные курсивом слова отсутствуют в ставленнической присяге дьякона (см.: Там же).

4 Внизу присяжного листа - две графы для личных подписей принявшего присягу и приво давшего к ней.

Приложение к № 691 Из присяги перед посвящением в архиерейский сан1

7- 27 февраля21901 г.

...Еще же, по заповеди Господней «воздадите кесарева кесареви, а Божия Богови»3, обе-шаваюся быта4 верным, добрым и послушным подданным Его Императорского Величества, Всемилостивейшего Великого Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийского, и его Императорского Высочества, Всероссийского Престола Наследника, Государя Цесаревича и Великого Князя Алексия Николаевича5.

РГИА. Ф. 796. Оп. 182. 1901. III отдел. II стол. Д. 2423. Л. 40; Чин избрания и рукоположения архиерейского. СПб., Синодальная типография.

1910. Л. 19.

1 К архиерейской присяге приводятся все рукополагаемые (возводимые) во епископство. Ее текст содержится в церковном «Чине исповедания и обещания архиерейского». Присяга состоит из нескольких пунктов, в которых говорится об обязанностях епископа: учительских, святительских, касающихся должности руководителя епархии РПЦ, а также обязанностей архиерея как члена го­сударства. До февраля 1901 г., в последней части архиерейской присяги поставляемый во епископа повторял клятву «на верноподданство» императору (текст которой см. в приложении I к документу № 686) (Сперанский Петр, протоиер. Об архиерейской присяге // Странник. СПб., 1868. Т. П. (Ап­рель-Июнь). Отдел II. С. 91-113).

2 7 февраля 1901 г., на заседании Св. синода рассматривался вопрос о двух епископских присягах: об исправлении богослужебного «Чина исповедания и обещания архиерейского» и об отмене формы присяги, приносимой архиереями при вызове их в Святейший синод для присутствования (РГИА. Ф. 796. Оп. 182. 1901. Ш отдел. П стол. Д. 2423. Л. 1л5). Вторая присяга (для членов Св. синода) была введена императором Петром I 25 января 1721 г. практически одновременно с аналогичными присягами для членов министерских коллегий (см.: Духовный Регламент (Устав Духовной Коллегии), тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего Государя Петра Первого, Императора и Самодержца Всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского Духовного Чина и Правительствующего Сената, в царствующем Санкт-Петербурге, в лето от Рождества Христова 1721 сочиненный. М., Синодальная типография. 1897. С. 5: Верховской П.В. Учреждение Духовной Коллегии и Духовный регламент. К вопросу об отношении церкви и государства в России. Исследо­вание в области русского церковного права. Ростов-на-Дону, 1916. Т. 1. С. 188).

В результате обсуждения члены Св. синода пришли к выводу, что некоторые обещания, произносимые архиереем перед рукоположением, утратили свое значение. Поэтому было приз­нано необходимым исправить текст епископской присяги «применительно к условиям прохож­дения архипастырского служения в настоящее время». Аналогичное заключение было сделано и о форме присяги архиереев, вызываемых в Святейший синод. Она была охарактеризована как «не соответствующая современным условиям жизни». Ее было решено отменить. В итоге, Св. синод принял определение, согласно которому, во-первых, утверждался и вводился в церковное употребление новый, исправленный «Чин исповедания и обещания архиерейского». Часть архи­ерейской присяги, в которой говорилось о гражданских обязанностей епископа, свелась к обе­щанию поставляемого быть верным подданным императора согласно необходимости следова­ния словам Священного Писания [Мф. 22, 21]. («Новый» текст присяги и составляет содержание данного документа). Таким образом, прежняя пространная присяга заменялась новой -краткой и достаточно формальной. Во-вторых, в этом определении присяга для присутствующих в Св. синоде архиереев объявлялась упраздненной.

Доклад обер-прокурора К.П. Победоносцева о предложениях Св. синода относительно архи­ерейских присяг был представлен императору 23 февраля 1901 г. После чего на документе Николаем II карандашом была поставлена пометка «Рассмотрено».

Постановление Синода о тиражном издании исправленного «Чина исповедания и обещания архиерейского» и об отмене присяги архиереев, вызываемых для присутствования в Св. синоде, было принято 27 февраля (РГИА. Ф. 796. Оп. 182. 1901. III отдел. II стол. Д. 2423. Л. 35л1, 43л5; Верховской П.В. Указ. соч. Т. 2. С. 110. Новую форму см.: Чин исповедания и обещания архиерейс­кого. СПб., Синодальная типография. 1901).

Профессор П.В. Верховской, являвшийся современником событий, отметил незаконность отмены присяги «для присутствования в Синоде»: она была установлена повелением Петра Ве­ликого, а отменена самими членами Св. синода. После чего была лишь доведена до сведения Николая П. Логичен вопрос Верховского: «Чем объяснить такой образ действий в столь щекот­ливом в течение целых двух столетий вопросе - неизвестно» (Верховской П.В. Указ. соч. Т. 1. С. 189-190).

С упомянутыми определениями Св. синода (от 7 и 27 февраля 1901 г.) связаны имена двух вид­ных иерархов, сыгравших в церковно-государственных отношениях в феврале-марте 1917 г. одни из ключевых ролей. Первый из них - митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский; в марте 1917 г. - первоприсутствующий член Св. синода, митрополит Киевский и Галицкий). Он при­нимал участие в принятии решения о сокращении и отмене названных присяг. Вторым был Сергий (Страгородский). С 24 января 1901 г. он являлся ректором С.-Петербургской духовной академии, весной 1917 г. в ранге члена Св. синода и будучи архиепископом Финляндским и Выборгским, Сергий был председателем синодальной Комиссии по исправлению богослужебных книг. Сергий Страгородский был первым, чье наречение во епископы прошло по новому чинопоследованию с сокращенной архие­рейской присягой: оно состоялось 22 февраля 1901 г., а через три дня, 25-го числа, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры Сергий был хиротонисан (рукоположен) во епископа Ямбургского, третьего викария С.-Петербургской епархии (ЦВ. СПб., 1901. Прибавление к № 9. С. 311-313).

В мартовские дни 1917г. под непосредственным руководством Владимира Киевского и Сергия Финляндского проходило изменение богослужебных чинов и молитвословий (см. документы №№2,4,5, 10-12).

3 «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» [Мф. 22, 21].

4 Обещаю быть.

5 Вскоре после смены формы власти в феврале-марте 1917г. Св. синод рассматривал вопрос о внесении изменений в текст архиерейской присяги. 15 марта им было постановлено изменить чин «наречения» во епископа и форму архиерейской присяги (составлявших первую часть «Чина испо ведания и обещания архиерейского». В тот же день было назначено произвести 18 марта наречение в епископа Пинежского (викария Архангельской епархии) архимандрита Павла (Павловского). Но вые чины имели следующие отличия: вместо указа императора о наречении архимандрита Павла в епископа читалось соответствующее определение Св. синода, а вместо фразы «по изволению Госу даря» объявлялось «по благословению Синода». Архиерейская присяга произносилась на имя «благоверного правительства» (Нижегородский церк.-обществ, вестник. Н.-Новгород, 1917. № 9.

С. 144; Биржевые ведомости. Пг., 1917. № 63. С. 3).

18 марта 1917г. новый чин «наречения» во епископа Павла (Павловского) совершали все чле­ны Св. синода, а в его хиротонии, состоявшейся на следующий день, кроме синодальных иерархов участвовали еще четыре архиерея, включая управляющего Петроградской епархией епископа Гдовского Вениамина (Казанского) (Архангельские епарх. ведомости. Архангельск, 1917. № 8. Часть неофиц. С. 119-121.

Новые слова епископской присяги, по-видимому, звучали следующим образом: «...обещава-юся быти верен Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному Правительству ея». Данную экстраполяцию позволяют сделать, во-первых, формы богослужебных изменений, принятых в РПЦ в марте 1917г. (см. документы №№ 3, 5). Во-вторых, - то, что в советский период соответствующие слова архиерейской присяги звучали следующим образом: «Еще же, по заповеди Господней «воздадите кесарева кесареви и Божия Богови», обещаваюся быти верен властем Богохранимыя страны нашея Российския» (Чиновник архиерейского священнослужения. Кн. 2. М., Изд. МП. 1983. С. 18).


VIII. К вопросу

ОБ ОБРЕТЕНИИ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

«ДЕРЖАВНАЯ»

Церковь непогрешимо проповедует Христову Истину и преподаёт людям нравственные заповеди, исходящие от Самого Бога, а потому не властна изменить что-либо в своём учении. Не властна она и умолкнуть, прек­ратить проповедование истины, какие бы иные учения ни предписывались или ни распространялись государ­ственными инстанциями. В данном отношении Цер­ковь совершенно свободна от государства.

Основы социальной концепции Русской православной церкви.

М., Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 2000. С. 22.


№ 692. Донесение Св. синоду митрополита Московского и Коломенского Тихона (Белавина) о обретении 2 марта 1917 г. иконы Божией Матери «Державная»1

13 октября 1917 г.

СВЯТЕЙШЕМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СИНОДУ

ТИХОНА, Митрополита Московского и Коломенского2 Донесение.

Причт Вознесенской, села Коломенского, церкви, Московского уезда, в Июне ме­сяце сего года(,)3 донес Преосвященному Иоасафу4, Епископу Дмитровскому, Управ­лявшему Московской епархией, что 2-го Марта с[его] г[ода] явилась к приходскому священнику крестьянка Бронницкого уезда [Московской губернии], деревни Починок, Евдокия Андрианова, проживающая в [слободе] Перерве [той же губернии], и сообщила о своих двух сонных видениях, бывших: одно -13 Февраля, в чистый Понедельник5, ей было сказано: «есть в Коломенском большая черная икона, ее нужно сделать красной и пусть молятся» и второе - 26 Февраля: «белая церковь, в которой происходит спор со старообрядцами и среди храма она видит торжественно восседающую женщину, хотя лик ее был не видим, по сторонам присутствовали два иеромонаха[;] и когда один из них объявил, что сейчас начнется спор с старообрядцами, то(,) на приглашение выйти, так как соберется толпа и будет душно, женщина согласилась и величественно пошла», при чем Адриановой6 было памятно, что «самый выход был как бы из подвала(,) а не из парадного хода храма»7. Выслушав заявление Андриановой, священник пригласил ее в храм, где показаны были ей все иконы, находящиеся на своих местах в ризах; осмотрев их, Андрианова спросила, нет ли где еще икон(?) На этот вопрос (-) священник приказал церковному сторожу и бывшему в храме прихожанину принести из подвала самую большую икону; когда ее принесли, то на ней от осевшей пыли не было видно лика, тотчас же промыли икону и на ней оказалось изображение: «Царицы Небесной, восседающей на Царском Троне, в руках имея скипетр и державу в красной мантии, на голове корона, на коленах Божией Матери - Благословляющий Спаситель». Андрианова, находя, что эта икона вполне соответствует ее видениям, тотчас же попросила отслужить молебен(, -) и с этого времени8 стала разноситься слава об иконе среди всех окрестных жителей и весьма многие прибегают к помощи Царицы Небесной.

Произведенным, по поручению Преосвященного Иоасафа, расследованием чрез местного духовного следователя выяснилось, что 1. обстоятельства, изложенные в донесении причта Вознесенской, села Коломенского, церкви вполне подтверждены


показаниями допрошенных лиц. Молва о явлении иконы весьма быстро стала распро­страняться среди окрестных жителей, стали стекаться во множестве богомольцы на поклонение иконе и(,) с разрешения Преосвященного Иоасафа, от ІЮ Июля с[его] [года], стали брать означенную икону по домам не только свои прихожане, но и со­седние селения. О чудесах же от иконы9 [тогда]10 не было заявлено. Икона находится в настоящее время в Георгиевской церкви (-) в новом вызолоченном иконостасе(;) (2.) Изображена на иконе: («)Богоматерь,сидящая на престоле, с короной на главе, со скипетром в одной руке и с державою в другой, на коленях Божией Матери (-) Бла­гословляющий Спаситель, без короны, сверху изображен Бог Саваоф». Высота иконы 2 аршина", ширина с полями 2 аршина, икона имеет отчасти сходство с изображением иконы «Киево-Печерския Божия Матери». По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения12 - протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца 18 века /не старше/, по форме /вверху овальная/ иконостасная, средняя, из третьего пояса /пророческого/13. По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенско[й] церкви ранее нынешнего /и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в свое время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря14/.

Означенная икона Богоматери, по усердию богомольцев, ныне износится не только по окрестным селениям, но и по Московским женским монастырям и приходам для воз­ношения молений пред Нею.

О вышеизложенном долг имею почтительнейше донести Святейшему Синоду на благоусмотрение.

ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА15

[Подпись:] покорнейший послушник Тихон, митрополит Московский. На верхнем поле первой страницы документа (Л. 1), слева, имеется рукописная над­пись карандашом неустановленного лица: «К сведению».

На этой же странице, на левом поле внизу - карандашная надпись неустановленного лица: «Срочно». Подпись неразборчива.

На нижнем поле второй страницы документа (Л. 1 об.) рукой Тихона написано: «теперь поступают такие заявления, - и проверяются. М[итрополит] Т[ихон]».

РГИА. Ф. 796. On. 445. Д. 348. Л. 1-2. Машинопись. Подлинник.

1 Стиль текста и пунктуация приводятся по источнику.

О содержании второго сна Андриановой, записанного со слов самой крестьянки, см. прило­жение I к сему документу.

Другую, более краткую редакцию текста с описанием явления иконы «Державная» см. в при­ложении П к сему документу.

2 Митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин) с 21.11 (04.12). 1917г. -патри арх Московский и всея России.

3 Здесь и далее круглыми скобками выделены знаки препинания, расставленные чернильным пером митрополита Тихона.

4 Епископ Дмитровский Иоасаф (Каллистов) являлся временно управляющим Московской митрополией с 20 марта по 21 июня 1917г.

5 Так называемый «чистый понедельник» - первый день Великого поста, который всегда на пинается с понедельника.

6 Так в тексте. При первом и последующих упоминаниях фамилии в тексте документа - Анд рианова.

Через «н» фамилия приводится и в более поздних публикациях, см., например: Душеполез­ный собеседник. М., 1917. Октябрь. С. 314-315; Покров Божией Матери над Россиею / Сост. Н.К.Симаков. Л., 1991. С. 12-13; Державная покровительница Земли Русской / Сост. С.Фомин. М., Изд. Паломник. 1999. С. 41-42.

Однако в современном официальном издании фамилия крестьянки значится вновь без «н»: Адрианова (см.: ЖМП. М., 1993. № 3. С. 31).

Разночтение, по-видимому, связано с тем, что в святцах РПЦ нет имени «Андриан», но есть «Адриан». У староверов же наоборот: имя в святцах пишется с «и». Вероятно, в официальном пат-риархийном издании фамилия крестьянки приводится без «и» с целью подчеркнуть принадлежность крестьянки к «синодальной» церкви (РПЦ).

7 Во всех публикациях с повествованием об истории обретения «Державной» иконы опущен эпизод сна крестьянки, связанный с видением ей двух иеромонахов и упоминанием о старообрядцах.

8 Слово вписано рукой Тихона вместо непропечатавшегося слова.

9 Так в тексте.

ю Слово со знаком сноски вписано рукой митрополита Тихона поверх печатного текста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.09 с.)