Третья декада апреля -19 мая 1917 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Третья декада апреля -19 мая 1917 г.



Свободное собрание духовенства и церковных старост второго округа Александ­ровского уезда Екатеринославской губернии, обсудив [на] собрании происшедшие в последнее время в Петрограде события1, угрожающие существованию свободной России, выражает полное доверие Временному правительству, ведущему нашу Родину к светлому будущему.

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. On. 1.Д. 97. Л. 40. Подлинник.

1 По-видимому, речь идет о петроградских событиях 20 и 21 апреля, вызвавших кризис Временного правительства.

№ 636. Телеграмма Временному правительству съезда духовенства и мирян

2- го благочиннического округа Александровского уезда Екатеринославской гу­бернии

19 мая 1917 г.

Съезд духовенства и мирян второго округа Александровского1 уезда шлет искреннее го­рячее приветствие коалиционному министерству2, признавая в нем единственный оплот [в] тя­желую годину Российского государства, надеется, что оно, обладая всей полнотой власти, вы­ведет дорогое Отечество наше на путь славы и благоденствия.

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. On. 1.Д. 97. Л. 129. Подлинник.

1 В названии 97-го дела, хранящегося в ГАРФ, в фонде 1778, сказано, что в нем собраны телеграммы Временному правительству, отправленные из Минской и Екатеринославской губерний. Следовательно, из нескольких городов с аналогичным названием имеется в виду уездный г. Алек­сандровск Екатеринославской губ.

2 Временному правительству І-го коалиционного состава.

№ 637. Телеграмма председателю Совета министров съезда сельского духовен­ства и мирян 20-го благочиннического округа Омской епархии

19 мая 1917 г.

Съезд сельского объединенного духовенства [и] мирян 20-го округа Омской епар­хии при обсуждении нужд и переустройства управления свободной церкви постановил выразить свое полное доверие Временному правительству и пожелание, что [бы] свобод­ная Православная церковь не остались обездоленными1 при обсуждении внесенных воп­росов переустройства жизни в Учредительном собрании на благо нашей Родины. Правос­лавной Руси - свободу, равенство и братство.

Г АРФ. Ф. 1778. 1917. On. 1.Д. 174. Л. 23-24. Подлинник. 1 Так в тексте.

№ 638. Телеграмма председателю Совета министров собрания духовенства и мирян 1-го благочиннического округа Славяносербского уезда Екатеринославской губернии

23 мая 1917 г.

Собрание духовенства и мирян первого округа Славяносербского уезда, собрав­шись для выбора благочиннического совета и решения других вопросов, единогласно постановило выразить полное доверие Временному правительству в твердой надежде, что[бы], со своей стороны, принять все меры [к] наилучшему свободному устройству церковно-приходской жизни на началах соборности и право[во]го положения ду­ховенства.

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. On. 1.Д. 161. Л. 76-77. Подлинник.

№ 639. Телеграмма Временному правительству собрания духовенства и мирян

Го Кирилловского благочиннического округа Новгородской епархии

Не позднее 24 мая 1917 г.

Собрание духовенства и мирян шестого Кирилловского [благочиннического] округа Новгородской епархии выражает Временному правительству чувства предан­ности и полную готовность всеми силами содействовать утверждению достигнутых свобод.

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. On. 1.Д. 148. Л. 44. Подлинник.

№ 640. Телеграмма председателю Государственной думы Родзянко съезда ду­ховенства и мирян 45-го благочиннического округа Змеиногорского уезда Томской епархии

Не позднее середины мая 1917 г.

Съезд духовенства и мирян благочиния 45-го округа Томской епархии Змеиногорс­кого уезда в лице вас приветствует новое правительство, выражая ему свою солидарность, полную преданность, доверие и готовность работать на благо и пользу церкви и отечеству [при] полной мере сил.

РГИА. Ф. 1278. On. 5. 1917. Д. 1292. Л. 176. Подлинник.

№ 641. Телеграмма министру-председателю князю Г.Е. Львову собрания духо­венства 2-го благочиннического округа Пермского уезда

Не позднее 25 мая 1917 г.

Духовенство от двадцати приходов второго [благочиннического] округа Пермского уезда в Вашем лице приветствует все Временное правительство. Молим Бога ниспослать нам силы в великой созидательной работе на благо дорогой Родины.

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. On. 1.Д. 152. Л. 86. Подлинник.

№ 642. Телеграмма председателю Государственной думы Родзянко съезда клира и мирян 1-го благочиннического округа Котельнического уезда Вятской епархии

25 мая 1917 г.

Съезд клира и мирян первого [благочиннического] округа Котельнического уезда Вятской епархии приветствует Временное правительство, свергнувшее цепи рабства, вы­ведшее Русь на путь свободной творческой работы и освободившее Церковь от гнета це-зарепапизма.

РГИА. Ф. 1278. On. 5. 1917. Д. 1292. Л. 174. Подлинник.

№ 643. Телеграмма министру-председателю Г.Е. Львову собрания духовенства и мирян 4-го Лужского благочиннического округа Петроградской епархии

Не позднее 26 мая 1917 г.

Первое свободное собрание духовенства и мирян четвертого Лужского округа пре­данно выражает Временному правительству свое приветствие и молит Всевышнего нис­послать ему в ответственную годину твердость духа и силы на пользу дорогой Родины.

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. On. 1.Д. 153. Л. 4. Подлинник.

№ 644. Телеграмма Всероссийскому съезду православного духовенства и мирян собрания духовенства, церковных старост и представителей от мирян 5-го благочи­ния Канского уезда Енисейской губернии

26 мая 1917 г.

Благочиннический съезд духовенства и мирян 5 [благочиннического] уч[астка] Канс­кого уезда Енисейской епархии шлет свой привет, пожелание успехов в плодотворной работе съезда и видит необходимость временной власти2 сосредоточить в руках Совета Всерос­сийского Съезда делегатов от духовенства и мирян3, проведенных в этот Съезд от свободных Епархиальных Съездов. Это есть законный временный Синод, в него мы только верим и ему подчиняемся. Долой старый Синод4, долой невыборных архиереев, долой [Духовные] консистории! Да здравствует свободная церковь!

ГАРФ. Ф. 3431. On. 1. Д. 580. Л. 54об. Рукопись. Подлинник.

1 Благочиннического округа.

2 Так в тексте. Очевидно, следует читать «временную власть».

3 Названный всероссийский съезд начал свою работу 1 июня 1917г. Упоминаемого в данной телеграмме «Совета» создано не было.

4 имеется в виду синод, состав которого был назначен Временным правительством 14 апреля 1917г.

№ 645. Телеграмма Временному правительству собрания духовенства 33-го благочиннического округа Каннского уезда Томской губернии

Не позднее 28 мая 1917 г.

Томской губернии Каннского уезда благочинническое собрание 33-го округа духо­венства, с народом приветствует Временное правительство за дарованную свободу. Соб­рание выражает безграничное доверие и преданность правительству. [...]'. Да здравствует свободная демократическая Россия и свободная Церковь.

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. On. 1.Д. 99. Л. 125. Подлинник.

1 Предложение в источнике неразборчиво.


350 Приветственные телеграммы съездов духовенства и мирян..

№ 646. Телеграмма Временному правительству съезда духовенства и мирян 2-го Шенкурского благочиннического округа Архангельской губернии

30 мая 1917 г.

Выражаем полное доверие Временному Правительству. Да здравствует свобода и свободная Церковь.

ГАРФ. Ф. 1779. 1917. On. 2. Д. 126. Л. 50. Рукопись. Копия.

№ 647. Телеграмма председателю Временного правительства Г.Е. Львову соб­рания духовенства и мирян 28-го благочиннического округа Олонецкой епархии

Не позднее 17 июня 1917 г.

Духовенство и миряне 28-го округа Олонецкой губернии, собравшись в селе Нимен-ском для обсуждения и выработки личных реформ новой церковной жизни на возвещенных началах свободы, равенства и братства1, выражают в лице Вашем полное доверие членам Временного правительства, взявшим на себя почин этого дела, и обещают ему посильно содействовать укреплению возвещенных им начал в народном собрании.

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. On. 1.Д. 148. Л. 41. Подлинник.

1 Судя по содержанию телеграммы, собрание состоялось после обнародования определения Св. синода № 2668 «О привлечении духовенства и паствы к более активному участию в церковном управлении» от 1-5 мая 1917г.

№ 648. Телеграмма председателю Временного правительства князю Г.Е. Львову съезда духовенства и мирян 1-го благочиннического округа Закаспийской области Туркестанской епархии

26 июня 1917 г.

Духовенство и миряне церквей первого округа Закаспийской области Туркестанской епархии, собравшись на благочиннический съезд в городе Ашхабаде, выражают свое иск­реннее доверие Временному Правительству, по почину Государственной Думы возник­шему; и молят Всемогущего Бога, Творца и Промыслителя вселенной, да поможет Он, Всеблагий, вам с сотрудниками довести начатое всестороннее обновление России до бла­гополучного конца на радость и утешение граждан ее и Церкви Христовой на началах свободы, равенства и братства.

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. On. 1.Д. 102. Л. 209-210. Подлинник.

V. ПРИЗЫВЫ, ВОЗЗВАНИЯ

и ТЕЛЕГРАММЫ

РЯДОВОГО ДУХОВЕНСТВА

К СОПАСТЫРЯМ И ПАСТВЕ

Одним из самых непостижимых завоеваний революции явился так называемый «Всероссийский» [Поместный] Церковный Собор [1917-1918 гг.]....В стихийном движении к патриаршеству было предусмотрено всё, кроме одного условия: личной готовности и спо­собности Патриарха принести себя самого в жертву Православной Церкви. Но именно это условие было не только предусмотрено большевиками, но на нём они строили свою программу разрушения Церкви, зная, что времена Гермогенов прошли и что борьба с одним патриархом гораздо легче, чем с собором епископов....Раз нет Монарха, не нужно и Патриарха.

Князь Н. Жевахов. Жевахов Н.Д. Указ, соч. Т. 2. С. 194-196.

Величайшим чудом милости Божией был Священный Московский Церковный Поместный Собор Российс­кой Православной Церкви 1917-1918 гг.

Профессор И. Андреев.

Андреев И.М. Краткий обзор истории Русской Церкви от революции до наших дней.

Н. X, Джорданвилллъ, 1952. С. 6


№ 649. Призыв к российскому духовенству священников — членов Государ­ственной думы1

4 марта 1917 г.

Члены Государственной Думы священники, единогласно принявшие участие в избрании временного исполнительного комитета Государственной Думы2, обращаются с братским при­зывом к православному духовенству всей России немедленно признать власть Исполнитель­ного Комитета и своим горячим пастырским словом разъяснить народу, что смена власти про­изошла для его блага, и только при этом условии можно вывести родину на путь счастья, бла­годенствия и процветания.

Розни между отдельными национальностями и классами населения не должно быть. Пастырский долг наш призывает всех к единению и взаимной братской любви, завещанной нам Спасителем3.

ВЦОВ. 1917. № 1. С. 3; Олонецкие епарх. ведомости. Петрозаводск, 1917, № 6. Отдел неофиц. С. 131;

Пензенские епарх. ведомости. Пенза, 1917. № б. Отдел неофиц. С. 204;

Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Пг., 1917. № 5. С. 6;

Русское слово. М., 1917. № 50. С. 2; Утро России. М., 1917. № 61. С. 3;

Свет.Пг., 1917. №53. С. 2.

1 Список духовенства, состоявшего в IV Государственной Думе, см. в приложении к сему документу.

2 Исполнительный комитет Государственной думы был образован в ночь с 27 на 28 февраля 1917г.

Все члены Государственной думы в начале своей работы в качестве народных представителей давали торжественное обещание, текст которого приведен в приложении II к документу № 686.

3 Известна следующая редакция последнего абзаца: «Между отдельными национальностями и классами населения разницы нет и не должно быть. Наш пастырский долг призывать всех к еди нению и к взаимной братской любви, завещанной нам Спасителем» (Далекая окраина. Владивосток, 1917. № 3210. С. 2; Смоленский вестник. Смоленск, 1917. № 60. С. 3).

Приложение к № 649

Алфавитный список духовенства, членов IV Государственной Думы1

По состоянию на 28 ноября 1912 г.Л1мярек, церковный сан      От какой губернии (города) избран

1. Адриановский2 о. Федор                                              Пермская

2. Альбицкий о. Александр                                             Нижегородская


№ Имярек, церковный сан

3. Алферов3 о. Георгий

4. Анатолий (Каменский), епископ Елисаветградский

5. Богомолов4 о. Иоанн

6. Борзаковский о. Иоанн

7. Вельский о. Александр

8. Блажиевский5 о. Григорий

9. Будилович о. Александр

10. Будрин6 о. Алексий

11. Гвоздев о. Иоанн

12. Гепецкий о. Николай

13. Гишковский7 о. Иаков

14. Дроздовский Иоанн, священник

15. Евладов о. Венедикт

Іб.Зверев о. Петр

17.3наменский о. Михаил

18. Караваев о. Иоанн

19. Карпинский о. Иоанн

20. Крылов о. Симеон

21. Лаукайтис о. Иосиф

22. Лачинов о. Михаил

23. Лентовский о. Владимир

24. Потоцкий о. Анания

25. Мазохин8 о. Иоанн

26. Маньковский о. Григорий

27. Мацеевич о. Станислав

28. Медведков о. Сергий

29. Мешковский о/Алексий

30. Митроцкий о. Михаил

31. Населенно Памфил, священник

32. Немерцалов Вениамин, священник

33. Никон (Бессонов)9, епископ Кременецкий

34. Околович о. Константин

35. Ольховский Федор, священник

36. Остроумов о. Стефан

37. Покровский о. Павел

38. Попов Владимир, протоиерей

39. Попов о. Димитрий

40. Попов о. Стефан10

41. Попов о. Тихон

42. Рудич о. Калинник

43. Смирнов о. Александр

44. Спасский о. Владимир

45. Станиславский о. Алексий


От какой губернии (города) избран


 


46. Сырнев о. Сергий

47. Трегубов о. Александр

48. Филоненко Феодор, протоиерей

49. Юзьвюк о. Владимир

50. Якубович о. Вячеслав

ГАРФ. Ф. 1467. On. 1. Д.

Вятская

Киевская

Подольская

Виленская

Минская

’. Л. 1-25, 57-58. Машинопись. Подлинник;


Справочный листок Государственной думы. СПб., 1912. № 7. С. 2-6; № 8. С. 4-13. 1 В двух источниках приводится список всего состава IV Думы (начавшей свою работу 12 ок

тября 1912 г.). Выборка сведений о представителях духовенства и представление ее в виде табли цы сделаны составителем.

Имена священнослужителей-депутатов Думы, если они не упоминаются в других местах нас­тоящего сборника, в Указателе имен не значатся.

2 Разночтения в фамилии: по одному списку он - Адриановский, по другому - Абриановский (см.: ГАРФ. Ф. 1467. Оп. 1.Д. 572. Л. 1-25, 57-58), по третьему-Андриановский (Справочный лис ток Государственной думы. 1912. № 7. С. 5; № 8. С. 4).

3 Сведения приведены по «Справочному листку...». В списках ГАРФ Алферов не упомянут.

4 Сведения приведены по «Справочному листку...». В списках ГАРФ Богомолов не упомянут.

5 В «Справочном листке...» Блажиевский указан без упоминания о церковном сане.

6 Разночтения имеются и в фамилии, и в имени. В «Справочном листке...» фамилия и имя: Будрин Алексей (1912. №7. С. 4), а в фонде ГАРФ - Бурдин. Кроме того, в по одному списку ГАРФ он - Алексей, а по другому - Александр (Ф. 1467. On. 1. Д. 572. Л. 3, 23об.).

7 В списках ГАРФ - Гишковский, в «Справочном листке...» - Гришковский.

8 Из всех проанализированных списков лишь в одном (в «Справочном листке...» 1912. № 8. С. 9) Мазохин упомянут как обладатель священного сана.

9 Епископ Никон (Бессонов) упомянут только в списках, находящихся в ГАРФ (в «Справочном листке...» сведения о нем отсутствуют).

Никон (Бессонов), викарий Волынской епархии, 26 января 1913г. был переведен на Краснояр­скую кафедру, а Анатолий (Каменский), викарий Херсонской епархии, 30 июля 1914 г. - на Томскую. В 1917 г. Февральская революция была ими встречена на этих архиерейских местах.

ю По одному списку материалов ГАРФ - Стефан, по другому - Серафим (Л. Юоб., 16).

№ 650. Обращение Петроградского, столичного духовенства к народу

4- 8 марта 1917 г.

Православное петроградское духовенство обращается с призывом: в эти великие дни желанного и выстраданного народом политического обновления всем гражданам Российского государства следует объединиться с новым правительством, избранным Государственной Думой, и всеми силами и средствами ему содействовать. В этом быстром и всеобщем объе­динении - единственный путь, с Божией помощью, к прочному умиротворению взволнован­ной страны и верный залог победы над внешним врагом. Православные русские люди, не медлите исполнить ваш священный долг перед Родиной. Бог вам в помощь!

ВЦОВ. 1917. №1. С. 3; Петроградский листок. Р г., 1917. № 56. С. 4;

Титлинов Б. В. Указ. соч. С. 58.

№ 651. Из обращения к православному населению епископов1 и священ­ников Киева

Не позднее 9 марта 1917г.

...Подчиняйтесь же, без сомнения, за совесть [1 Кор. 10, 27], Временному прави­тельству, как законно поставленному. Помните, что исключительно тяжелая война, пере­живаемая нашей Родиной, требует от каждого из нас необычайно серьезного отношения к ней. Сохраняйте всеми мерами порядок и спокойствие нашей внутренней жизни, не ос­тавляйте своего прямого дела, но усильте свой труд на общее благо. Сами видите, какая в этом нужда. Не допускайте ничего такого, что могло бы, вследствие необдуманных слов и действий, внести в нашу жизнь смуту и тревоги.

Не давайте веры разным слухам; много может появиться среди нас злонамеренных лю­дей, которые будут смущать нас лукавыми речами. Будьте тверды и благоразумны.

Не возбуждайте никаких распрей среди населения, чтобы не навлечь на нашу страну гнева Божьего. Не губите междуусобиями великого Отечества нашего, но сообща пот­рудитесь для спасения его от врагов наших.

Мы победим немцев, но поддержите армию, - везите и продавайте хлеб, Бог благос­ловит наши нивы, и мы соберем новый обильный урожай.

Крепко подумайте и об образе правления в нашем государстве: «все испытывайте, хорошего держитесь» [1 Сол. 5, 21].

Более же всего усугубьте ваши молитвы. Всегда в молитвах и прошениях с благода­рением открывайте свои желания пред Богом. Помните: «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его» [Пс. 126, 1].

Во всем будьте единомысленны и мирны. [,..]2.

Киевлянин. Киев, 1917. № 69. С. 1.

1 Ими являлись викарии Киевской епархии: Каневский Василий (Богдашевский), Чигиринс кий Никодим (Кротков), Черкасский Назарий (Блинов) и Уманский Димитрий (Вербицкий). До се редины апреля 1917 г. митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) находился в Петрограде, председательствуя на заседаниях Св. синода.

2 В виде отдельных тезисов данное обращение приводится на страницах «Американского православного вестника» (Нью-Йорк, 1917. № 19. С. 302).

№ 652. «Братское слово к петроградскому духовенству» члена Государственной думы протоиерея Феодора Филоненко'

9 марта 1917 г.

Дорогие братья!

Темные силы цезарепапизма, державшие церковь Христову в тяжелых тисках гнета и насилия - рухнули. Совесть русского православного духовенства и всех православных чад церкви отныне свободна.

Приветствую вас, дорогие братья, с этой зарей свободы, несущей благо и счастье родной стране и Церкви.

Возблагодарим Г оспода Бога за Его милость к нашей родине и Церкви Христовой и помянем добрым словом всех борцов и подвижников за свободу. Но не будем скрывать от себя, что Церковь наша и духовенство находятся в тяжелом положении. Вековой гнет прежнего режима, подорвав и плодотворную работу Церкви, сковал ее силы, разрознил их, приду­шил. Белоснежная риза Церкви загрязнена кощунственными его руками. На Церковь нашу и ее служителей весьма многие смотрят подозрительно, враждебно, недоверчиво.

Дорогие братья! По праву скромного борца за свободу Церкви обращаюсь к вам с братским призывом.

Отбросим далеко прочь, искренно и раз навсегда все наслоения и остатки ветхого человека, облачимся в новые ризы правды, любви Христовой и начнем строить новую, свободную жизнь в свободной русской стране для блага Церкви.

Вы, петроградское столичное духовенство, сплотитесь и соединитесь во имя любви Христовой, во имя осуществления высоких евангельских начал. И пусть отныне ничто не мешает идти вам по этому пути.

Несите свою открытую душу, свое свободное пастырское благовестие прежде всего ко всем приниженным, угнетенным насилиями и удушливым гнетом прежнего строя, к тем, кто ковал нашу нынешнюю свободу, кто боролся за благо и счастье Родины. У них еще много горьких осадков пережитого, ужасного прошлого. Я уверен, что наша сплоченная, искренняя, исполненная мира и братства деятельность рассеет и победит эти осадки. Среди вас есть еще старые бойцы за свободу церкви, которые 12 лет тому назад объединились в числе 32-х вокруг [священника] Григория Петрова2.

И в настоящий великий исторический момент возьмите снова инициативу в свои руки и бодро идите во имя обновления церкви. Вы, столичное духовенство, явите светлый пример для православного духовенства всей остальной России.

Бог в помощь, дорогие братья!

Биржевые ведомости. Пг., 1917. № 57. С. 1.

1 14 апреля 1917г. протоиерей Ф. Филоненко был назначен членом Св. синода РПЦ.

2 Группа «32-х священников» активно выступала за реформирование церковного строя в 1905-1907 гг. Одним из ее создателей был петербургский священник Г.С. Петров (см. подробнее: Фирсов С.Л. Указ. соч. С. 324-326).

№ 653. Воззвание к населению г. Астрахани городского собрания духовенства, обнародованное в «праздник революции»

10 марта 1917 г.

Сегодня великий всероссийский праздник свободы. Разделяя чувства, одушевля­ющие в этот радостный день граждан земли Русской, православное духовенство г. Астрахани считает священным долгом призвать население начать этот праздник цер­ковной молитвой к Господу Богу - устроителю судьбы народов и помянуть героев-бор­цов, живот свой положивших за свободу Родины. А для сего имеет совершить сегодня во всех приходских храмах по окончании литургии молебствия с возглашением много­летия Российской державе, Правительству и воинству ее и с возношением «вечной па­мяти» убиенным героям. Независимо [от] сего будет совершено молебствие в кафед­ральном соборе архиерейским богослужением в соучастии духовенства1.

Астраханские епарх. ведомости. Астрахань, 1917. № 9. Отдел неофиц. С. 258;

Астраханский вестник. Астрахань, 1917. № 55. С. 2.

1 Епископ Астраханский и Царевский Митрофан (Краснопольский) отказался подписать это «Воззвание» (Астраханский вестник. Астрахань, 1917. № 54. С. 3).

№ 654. Из воззвания «Ко всему православному духовенству» духовенства Кыш-тымского завода1 и прилегающих к нему местностей Екатеринбургского уезда2

14 марта 1917 г.

Скажем откровенно: раньше мы служили в полицейском государстве и за это теперь несем заслуженное возмездие: интеллигенция нас не признает, народ нас часто не понимает, а рабочий люд относится с недоверием. Мы были сдавлены холодными, бездушными, костлявыми руками монашествующего начальства, а также указами, циркулярами и разными предписаниями консистории и прочих «темных сил». Мы виновны, но заслуживаем снисхождения. Наше сельское духовенство было забито, забыто и никем не принято. Оно ви­дело страдания и слезы народа, но было бессильно что-либо сказать. А если оно и пыталось иногда сказать правду о страданиях народа, то тотчас же получало пресечения в форме прес­ледования, лишения сана и даже ссылки в Суздальский [Спасо-Евфимиев] монастырь (мо­настырская каторга)1. Осуждайте нашу прошлую деятельность, - мы сами ее осуждаем. -Но теперь в настоящий момент волею народа с нас сняты узы и путы, и мы теперь готовы всю душу отдать на служение свободной Церкви Христовой для блага и счастья дорогой родины. Призываем все духовенство, кому дороги заветы Христа, встать на путь апостольского служения. Время не ждет. Не теряйте минуты.

ВЦОВ. 1917. № 19. С. 3.

1 Кыштымский завод и образованный вокруг него поселок с 1842 г. являлись центром Кыш- тымского горного округа. Завод возник на базе основанных в 1752 и 1757 гг. Верхне-Кыштымско- го чугунолитейного и Нижне-Кыштымского железоделательного заводов. В 1895 г. Кыштым стал железнодорожной станцией на линии Екатеринбург - Челябинск, расположенной в 90 км к северо- западу от Челябинска. В настоящее время Кыштым - город областного подчинения Челябинской области (Уральская историческая энциклопедия. С. 307-308).

2 На собрании присутствовали 10 священников и 5 дьяконов.

3 В г. Суздале Владимирской губернии находился Спасо-Евфимиев мужской монастырь. При монастыре имелось арестантское отделение, устроенное для заключения лиц, совершивших прес тупления против ветрЫ'(Булгаков С.В. Указ. соч. Т. 2. С. 1427).

№ 655. Из воззвания к сопастырям епархии священнослужителей г. Казани Первая половина марта 1917 г.

Государственная Дума, многократно и настойчиво указывавшая правительству на пол­ную разруху внутренней жизни страны, грозившую России страшной опасностью, в конце февраля была распущена вместе с Государственным Советом. Таким образом, вынужденно должен был замолкнуть голос представителей народа, предостерегающий Россию от надви­гающейся великой опасности. Но в этот критический момент Государственная Дума, опираясь на доверие народа, совершила великий государственный переворот, устранила старое правительство и взяла власть в свои руки. Главным побуждением, заставившим Государ­ственную Думу решиться на такой смелый и ответственный шаг, была горячая любовь к Ро­дине, желание вывести Россию от ее жалкого и беспомощного существования, из хаоса, бес­порядка и полной неурядицы во всех государственных делах, желание спасти Отечество и вывести его на путь победы над врагом. Затем 2-го сего марта последовал манифест об от­речении Государя Императора от престола за себя и за своего наследника в пользу своего родного брата Михаила Александровича. 3-го сего марта последовало заявление Великого Князя Михаила Александровича о том, что он решил воспринять Верховную власть над Рос­сией лишь в том случае, если такова будет воля Великого народа Русского, который должен будет установить путем всенародного голосования через представителей своих в Учреди­тельном Собрании образ Правления и новые основные законы государства Российского. Та­ким образом, временное национальное Русское Правительство, возникшее из среды народ­ных избранников, в настоящее время облечено полнотою государственной власти. Поэтому священный долг всех сынов России, любящих свой народ, родину и желающих им блага, по­виноваться этому правительству и всеми силами способствовать достижению поставленной им великой цели - устроению России и победы над врагом.

Русское духовенство, особенно сельское, всегда близко стояло к народу; оно и до сего времени является главным духовным учителем и руководителем народных масс в селах и деревнях. Отцы и братие, помогите же народу разобраться в совершившихся важных го­сударственных событиях, с церковных кафедр правильно осветите совершившийся госуда­рственный переворот. Ведь учение Г оспода нашего Иисуса Христа, призывающее людей к внутреннему нравственному исправлению и вечному спасению, и учрежденная Им и апос­толами Церковь благословляют всякую форму правления и всякую власть, если последняя не препятствует Церкви в достижении ее главной цели - вечного спасения верующих. С ис­тинно христианской точки зрения приемлема всякая государственная власть, если она уст-рояет правду на земле, защищает слабых от притеснений сильных, если она руководится в своей деятельности началами разумности, справедливости и добра, если она создает воз­можность, по слову апостола, «тихого и безмолвного жития во всяком благочестии и чис­тоте» [1 Тим. 2, 1-2].

Известия по Казанской епархии. Казанъ, 1917. № 9-10. Офиц. отдел. С. 104-106.

№ 656. Из послания «Братьям-пастырям» члена Государственной думы священ­ника Вениамина Немерцалова

Первая половина марта 1917 г.

Свершилось то, что рано или поздно должно было свершиться. Забила живая волна жизни. Все старое, негодное, сгнившее безвозвратно ушло. Пали кумиры, купленные ценой народных слез и крови, и в бездну небытия канули идеалы, насильственно привитые народ­ным массам; началась переоценка ценностей. Русский народ, разбив вековые цепи рабства, которое держало его в полном невежестве, навязывало идеалы, совсем чуждые душе народа-Богоносца, морило в нищете при полном обилии всех благ земных в родной стране, - этот народ очутился перед лицом завоеванных свобод совсем неподготовленным, как говорится -«без руля и без ветрил». Нельзя жить нормальной жизнью, разрушивши старое здание и не создавши нового. Находясь в этом именно положении сейчас, русский народ-строитель начал организовываться повсюду, объединять свои силы, чтобы новое здание свободной родины оказалось достойным величия своего народа и несокрушимым оплотом его мощи и славы против внешних и внутренних врагов ее.

...[Германский император] Вильгельм [II] Кровавый направо и налево кидает золотом, чтобы охладить в русском народе его вековую религиозность и любовь к Свят[ой] Церкви, его наймиты действуют на народную массу путем развращающих прокламаций, даже развратника и конокрада [Г.Е.] Распутина возвели в кощунственный ранг «нового мученика» и издали особую брошюру о его мученической кончине, направив ее в войска и темный народ.

...Мы неволей служили порабощенной Церкви и были «грозной силой», а теперь мы не рабы, а свободные служители Церкви Христовой и равноправные граждане Руси святой. Господь зовет нас на великое дело, русский страдалец-народ ждет от нас живого, сердечного, «огненного» слова. Дадим ему все, отдадим самих себя и докажем самым де­лом, что мы всегда были с народом и народ с нами. Вперед, братья! За святую Церковь, за чистые, святые идеалы, все вместе дружной, пастырской толпой пойдем в народ и да благословит Господь наш святой апостольский труд во славу отечественной Церкви и в духовное возрастание родного народа-Богоносца!

Самарские епарх. ведомости. Самара, 1917. № 6. Частъ офщ. С. 124-127.

№ 657. Из послания к духовенству Псковской епархии от собрания городского духовенства г. Пскова1

Вторая половина марта 1917 г.

Переживаемые нашей великой Родиной события захватывают все слои общества. Все ищут ответа на выдвигаемые жизнью вопросы. Жаждут прямого, бесхитростного, правдивого слова и народные массы; они ждут от своих пастырей слова, которое помогло бы им разоб­раться в переживаемых событиях. Россия сейчас разделилась на множество политических партий; каждая из них проповедует свое учение, чем-либо отличное от учения другой партии, однако все они зовут общество к устроению новой, лучшей жизни. Никто не будет возражать, что провозглашаемые ныне идеалы свободы, братства, равенства, проводимые в жизнь, спо­собствуют устроению мира и счастья на земле. Но эти призывы только тогда будут сильны, когда они покоятся на самом прочном начале всех начал - на христианской любви. Ведь это она - всесильная - обуздывает в человеке его грубые, животные влечения и, если пока не ис­коренила их вовсе, то все же заставляет стыдиться их открытого проявления. Любовь подняла значение и достоинство человеческой личности; она всюду насаждает и братство, и равенство, и свободу.

...Учение Господа нашего Иисуса Христа призывает людей к внутреннему, нрав­ственному совершенствованию и вечному спасению; учрежденная Им святая Церковь бла­гословляет всякую форму правления и всякую власть, если последняя не препятствует Церкви в достижении ее главной цели - вечного спасения верующих; если она насаждает правду на земле; защищает слабых от притеснения сильных, если она руководится в своей деятельности началами разумности, справедливости и добра, если она создает возмож­ность, по слову апостола, «тихого и безмолвного жития во всяком благочестии и чистоте» [1 Тим. 2, 1-2]. Таковою законною властию в настоящее время и является Временное пра­вительство, облеченное всею полнотою власти. Будем внушать народу доверие только этому правительству, вышедшему из среды народных избранников, одушевленных горячей любовию к Родине. Правдивым и неустанным словом будем предотвращать возможность волнений и смут на почве слухов, распускаемых в народе с злонамеренными целями. Вся­чески будем располагать имущих прихожан покупать облигации государственного займа Свободы, ибо Отечеству необходимы громадные средства для доведения войны с дерзким грубым врагом до победного конца.

Псковские епарх. ведомости. Псков, 1917. № 6-7. Отдел офщ. С. 38-40;

Отдел неофиц. С. 107.

1 Председателем собрания являлся епископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов).

№ 658. Воззвание к духовенству Вятской епархии пастырского собрания

Духовенства г. Вятки

21 марта 1917 г.

Братья-сопастыри! Вспомните имена знаменитых Святителей Московских [митропо­лита] Филиппа, [патриарха] Гермогена и других борцов за правду, положивших душу свою за благоденствие своего народа и славу дорогого отечества! Вспомните имена этих духовных героев, их самоотвержение и мужество, и возвысьте свой пастырский голос в этот великий исторический момент. Мы долго молчали и не потому, что в душе соглашались с царившими на Руси непорядками и неправдой, а потому, что наши уста были скованы той старой властью, которая привела на край пропасти нашу Родину и готова была ее низвергнуть совсем. Но, к счастью и благоденствию России, этот роковой удар был предотвращен стоящими на страже интересов страны, нашими избранниками, представителями государственной Думы. Они в критический момент подняли свою властную руку, низвергли эту власть и восстановили новое правительство, отдавшее все свои силы на служение обновленной Родине. Цепи духовного рабства разорваны и нам возвращена желанная свобода слова. Итак, братья-сопастыри, воспряньте во весь свой рост, как один человек, снимите печать молчания, воспользуйтесь своей церковной кафедрой как местом, предназначенным для проповеди свободы и братства, защиты правды и чести всех униженных и оскорбленных. Разъясните исстрадавшемуся народу значение и цель совершившегося государственного переворота; укажите ему на причины и необходимость этого решительного шага; пригла­шайте народ сохранять полный порядок и спокойствие и мирно продолжать свой труд на благо Родины. Напомните о необходимости поддержать нашу доблестную армию, предос­тавив ей все излишние запасы хлеба и продовольствия. Призывайте к повиновению распо­ряжениям нового правительства и его агентов, и этим вы исполните не только свой священ­ный долг пастыря, но и свободного русского гражданина.

Помните, братья-сопастыри, что в единении - сила. Это лозунг настоящего истори­ческого момента. Это та точка опоры, на которой только и может прочно укрепиться новое Временное правительство и новый порядок государственной жизни.

Итак, обнажите свой духовный меч, сплотитесь единодушно на новое великое слу­жение Родине и глубокое спасибо скажет вам русский народ.

Приветствуем вас, братья-сопастыри, с зарей новой русской жизни. Солнце свободы взошло над нашим дорогим Отечеством, и под его животворными лучами за дело, с Богом, вперед!

Вятские епарх. ведомости. Вятка, 1917. № 11-12. Отдел неофиц. С. 107-108; Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 24. С. 3.

№ 659. Воззвание духовенства Киева к пастве1

29 марта 1917 г.

По г. Киеву темными и злонамеренными людьми распространяются воззвания, приглашающие расправиться с евреями в первые дни св. Христова Воскресения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.111 с.)