Федеративное устройство Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеративное устройство Российской Федерации



 

Федеративное устройство Российской Федерации представляет собой политико-территориальную организацию России как суверенного, целостного, федеративного государства, состоящего из равноправных субъектов. Третья глава Конституции Российской Федерации специально посвящена федеративному устройству РФ. Федерализм и республиканизм выступают в качестве основополагающих характеристик конституционного строя РФ, наряду с демократическим и правовым характером государства.

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны.

Субъекты РФ перечислены в ст.65. Это перечисление не случайно. Включение названия субъекта Федерации в эту статью является правовым основанием для использования им своих конституционных прав, таких, например, как право законодательной инициативы, право на вхождение в Совет Федерации двух представителей.

Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу. Так, если сравнительно небольшие территории - Калининградская область и Республика Адыгея - занимают 15,1 и 7,6 тыс.кв.км соответственно, то Республика Саха (Якутия) - 3 млн 102 тыс.кв.км, Красноярский край - 2 млн 401 тыс.кв.км. Такие субъекты по своей территории превосходят многие иностранные государства. Республика Саха (Якутия) почти равна Индии и в два раза больше Индонезии; Республика Коми (415,9 тыс.кв.км) больше вместе взятых Великобритании, Греции и Бельгии.

Самые крупные по численности населения субъекты Российской Федерации - города федерального значения Москва (более 9 млн человек) и Санкт-Петербург (более 5 млн человек), а также Московская область (почти 7 млн человек) - входят в состав Российской Федерации наряду с такими относительно малочисленными субъектами, как Республика Тыва - 307 тыс. человек, Республика Калмыкия - 328 тыс. человек, Камчатская область - 437 тыс. человек.

Субъекты Федерации различаются и по ряду других признаков - уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, историческому прошлому, национальной культуре всего или части населения. Однако, как следует из Конституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъектов РФ.

Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из ее состава. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Только Российская Федерация вправе обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории, следовательно, целостность и неприкосновенность всех входящих в ее состав территориальных единиц.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства РФ, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Важнейшее значение для нормального функционирования российского федерализма имеет принцип установления единого государственного языка на всей территории Российской Федерации, коим является русский язык. Свои государственные языки могут устанавливать и республики. Они используются наряду с государственным языком РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях этих республик. Вместе с тем, Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития и гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Итак, Российская Федерация состоит из 83 субъектов, из них:

21 - являются республиками: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

- краев и 46 - областей. Конституционный статус края и области одинаков: Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

2 - города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург. Отличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования (в Москве таких муниципальных образований 125, в Санкт-Петербурге 111), сами города муниципальными образованиями не являются. В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закреплённых законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации. Кроме того, на период аренды Россией комплекса космодрома Байконур город республиканского значения Республики Казахстан Байконур в отношениях с РФ наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения РФ. Однако Байконур при этом не имеет статуса субъекта РФ. Органы его исполнительной и законодательной власти не представлены в Совете Федерации РФ.

1 автономная область - Еврейская автономная область;

4 имеют статус автономных округов: Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Кроме вышеперечисленного, по состоянию на 2008 год административно-территориальное устройство России включало: 1866 районов; 1095 городов; 329 городских районов; 1348 посёлков городского типа; 22944 сельских администраций; 154049 сельских населенных пунктов.

В январе 2010 года был образован СКФО - их восемь: Центральный округ - Москва; Северо-Западный округ - Санкт-Петербург; Приволжский округ - Нижний Новгород; Южный округ - Ростов-на-Дону; Северо-Кавказский округ - Пятигорск; Уральский округ - Екатеринбург; Сибирский округ - Новосибирск; Дальневосточный округ - Хабаровск. Во главе каждого из них стоит полномочный представитель Президента РФ. Эти округа не затрагивают административно-территориального деления страны, а служат целям укрепления государственной власти.

В табл.1 приводятся особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов РФ, а на рис.2 приводятся субъекты РФ каждого типа и их территориальном расположении.

 

Таблица 1 - Особенности статуса субъектов Российской Федерации

Республика охарактеризована в Конституции России как «государство» (часть 2 статьи 5); статус определяется Конституцией РФ и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66); вправе устанавливать свои государственные языки (часть 2 статьи 68).
Край, область, город федерального значения статус определяется Конституцией РФ и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66).
Автономная область статус определяется Конституцией РФ и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66); может быть принят федеральный закон об автономной области (ч3ст66).
Автономный округ статус определяется Конституцией РФ и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66); может быть принят федеральный закон об автономном округе (часть 3 статьи 66); отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (часть 4 статьи 66).

 

Рисунок 2 - Федеративное устройство России


Объединение регионов России

 

Объединение регионов России - политический и экономический процесс административного объединения двух или нескольких граничащих между собой и тесно экономически взаимосвязанных субъектов РФ, начавшийся в 2003 году при активной поддержке федерального центра. Процесс объединения регионов России в первую очередь затронул «сложносоставные» субъекты РФ - края и области со входящими в их состав автономными округами. Одной из формальных причин объединения регионов - неясный правовой статус автономных округов, которые, с одной стороны, представляют собой субъекты федерации (в т.ч. имеют представительство в федеральных органах законодательной власти), с другой - входят в состав других субъектов (за исключением Чукотского АО), имеют с ними межбюджетные отношения и т.д.

Вопрос о политических и экономических причинах объединения регионов является дискуссионным и тесно связан с проблемой соответствия существующей сетки АТД политической и экономической реальности, принципами территориальной справедливости и т.д.

Порядок объединения регионов России (порядок образования в Российской Федерации нового субъекта, не связанного с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части) установлен Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта РФ».

В настоящее время закон закрепляет механизм образования нового субъекта РФ лишь в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. При этом образование нового субъекта РФ может повлечь за собой прекращение существования всех или отдельных объединяющихся субъектов РФ, т. е. возможны ситуации так называемого поглощения одним субъектом другого, присоединения одного к другому (рис.3).

Инициатива образования нового субъекта Российской Федерации (в том числе при объединении регионов) принадлежит заинтересованным субъектам РФ, на территории которых предполагается образовать новый субъект.

 

Рисунок 3 - Порядок образования в составе РФ нового субъекта РФ

 

Предложение об образовании нового субъекта РФ направляется Президенту России. Вопрос об образовании нового субъекта РФ подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ. В случае, если вопрос получил одобрение на референдумах всех заинтересованных субъектов РФ, Президент России вправе внести в Государственную Думу проект федерального конституционного закона об образовании нового субъекта РФ. В случае, если хотя бы в одном из субъектов РФ вопрос не был одобрен, повторный референдум может быть проведён не ранее, чем через год.

Проекты объединения регионов, по которым заявлено проведение референдума, и мероприятия по интеграции регионов. Проведена предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО. Оглашавшиеся возможные названия - Поморский край, Архангельский край, Северный край. Предполагаемый областной центр - Архангельск. Предварительная работа по объединению была начата на уровне властей регионов в декабре 2005 и должна была быть завершена в течение 2006. Однако, в 2006 процесс объединения был заморожен из-за больших социально-политических рисков. С 1.01.08 ряд властных полномочий НАО отошёл к Архангельской области.

Московская область и Тверская область Оглашавшиеся возможные названия - Центральная область, Подмосковная область и Верхневолжский край. Предполагаемый областной центр - Тверь. С 2006 действует Объединенная коллегия исполнительных органов областей. Реализуются совместные и единые социальные, инфраструктурные и другие нововведения и проекты

Велось обсуждение возможности объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Среди предлагаемых названий - Петербургская губерния, Невский край.

Проекты объединения регионов, которые оглашались и обсуждались на разных уровнях. Есть предложения о предварительном разделении упраздняемых дотационных регионов для создания укрупненных субъектов федерации:

Курганской области - на части, передаваемые в Челябинскую (большая часть или целиком), Свердловскую, Тюменскую области с преобразованием их соответственно в Южно-Уральский, Уральский и Тюменский края.

Костромской области - на части, передаваемые в Ярославскую, Кировскую, Нижегородскую, Вологодскую области. Ивановской области - на части, передаваемые в Ярославскую, Нижегородскую, Владимирскую области.

Обсуждаются предложения о взаимных передачах территорий между соседними регионами: Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики - для воссоединения близкородствнных Кабарды с Черкесией (возможное название - Кабардино-Черкесская Республика) и Карачая с Балкарией (возможное название - Карачаево-Балкарская Республика); Московская, Тульская, Орловская, Калужская, Липецкая области.

Разукрупнение «Регионов-Монстров» - есть предложение создать на основе Москвы и Московской области четыре новых субъекта федерации (Серединную Москву, Волоколамскую, Коломенскую и Дмитровскую области) с населением не более 5 Миллионов человек в одном субъекте.

Некоторыми общефедеральными институтами и политиками предлагаются ещё менее вероятно реализуемые радикальные комплексные проекты по перекраиванию административно-территориального деления России в 28, 20, 12, 38 или другое количество губерний.

Однако во всех случаях изменения состава Российской Федерации должны быть внесены изменения в ст. 65 Конституции РФ на основании соответствующего ФКЗ (ст. 137 Конституции).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.017 с.)