Российская Федерация, особенности федеративного строения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российская Федерация, особенности федеративного строения



  Становление российского федерализма

 

Конец XX века стал временем пристального внимания к проблеме административно-территориального деления России. Сформировавшаяся к этому периоду структура административно-территориального деления страны перестала восприниматься как оптимальная и устойчива, т.к. в этот период административно-территориальные преобразования России охватили различные периоды государственного устройства страны: Российская Империя, РСФСР, Российская Федерация. Россия пережила несколько кардинальных преобразований административно-территориального деления: были попытки и значительного укрупнения административно-территориальных единиц (1924-1929 гг.), и их резкого «измельчения» (1930-е - 1950-е годы), и разнообразных «косметических» преобразований. Каждая из этих попыток была обусловлена своеобразием политической и экономической ситуации. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) была создана в 1917 году. Это был этап создания и развития социалистического федерализма, в результате которого и было образовано новое государство - Российская Федерация. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.

июля 1918 г. III съезд Советов объявил федеративное устройство Советской России, которое было закреплено в Конституции РСФСР. На российской территории произошло образование республик и областей по национальному и географическому признакам, хотя четких границ национального расселения населения не устанавливалось, как не было и четкого различия между республикой и областью, а также разграничения компетенции между центральным правительством и автономными образованиями. Кроме того, административно-территориальные части России включали также губернии и области. И хотя исторически Россия после ее трансформации из унитарного государства в федерацию (в 1918 г.) стала строиться на основе национального принципа, необходимо отметить, что названная трансформация свершилась в указанное время лишь де-юре, т.к. де-факто Россия еще долгое время оставалась централизованным, унитарным государством.

В 1922 г. был провозглашен СССР - новое федеративное государство, которое включало в свой состав формально равные субъекты - социалистические республики, обладавшие правом выхода из Союза. В действительности это была фиктивная федерация с ярко выраженной тенденцией к созданию централизованного унитарного государства. РСФСР вошла в состав СССР на правах отдельной союзной республики. При этом статус ее автономий и административно-территориальных единиц не изменялся. Было провозглашено, что субъекты Советского Союза - республики - являются национальными по форме и социалистическими по содержанию. Руководящая роль Коммунистической партии, которая официально характеризовалась как интернациональная сила, превращала Советский Союз, по существу, в фактически унитарное государство с формальными признаками федеративного государства, построенного по национальному принципу.

После вхождения РСФСР в состав СССР на правах союзной республики сложилась уникальная, с точки зрения территориально-государственной структуры, ситуация, когда в состав федеративного государства входило другое федеративное государство, наряду с унитарными государствами. В этот период вопрос о национально-территориальной структуре РСФСР отошел на второй план, поскольку на первый план вышли вопросы укрепления Союза ССР как единого жестко централизованного государства. В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, а в 1937 г. по аналогии с общесоюзной была принята новая Конституция РСФСР. В процессе образования и развития автономий в составе России выявились три их основные формы: автономная республика, автономная область и национальный округ, которые, однако, были признаны субъектами федерации в разное время. В составе РСФСР насчитывалось 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 национальных округов (последние не были перечислены в тексте Конституции).

Кроме автономных образований в состав государства входили также крупные административно-территориальные единицы - края и области, в которых проживала большая часть населения РСФСР, управляемые непосредственно из центра. Края и области в качестве субъектов Федерации не признавались, более того на них распространялись унитарные отношения. Автономные республики являлись государствами, но не суверенными, поскольку их основные законы - Конституции - подлежали обязательному утверждению высшим органом государственной власти РСФСР - Верховным Советом.

Один из наиболее стабильных периодов, когда районирование почти не менялось, 1965-1991 гг. В середине 1980-х гг. в РСФСР насчитывалось 73 крупных административно-территориальных единицы первого уровня и 16 входящих в них регионов второго. Важнейший этап развития территориально-государственной формы Российской Федерации приходится на начало 90-х гг. ХХ века, когда требования демократизации политической и государственной структур СССР привели к его распаду и фактическому провозглашению суверенитета большинством автономных республик и многими автономными областями в составе РСФСР. Это явление, получившее название «парада суверенитетов», привело к сильному росту сепаратизма и национализма, что, в свою очередь, обернулось даже требованием некоторых республик о выходе из состава РФ.

Изменения в федеративном устройстве России после прекращения существования СССР были следующие: все Советские Социалистические Республики в составе РСФСР (до мая и июля 1991 года - автономные области и АССР) стали республиками. Поскольку все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области. Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию. 2 города республиканского подчинения РСФСР (Москва и Санкт-Петербург) были преобразованы в города федерального значения. Были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую. Сокольский район Ивановской области (2 100 км²) перешёл в состав Нижегородской области.

Серьезное значение для сохранения целостности Российской Федерации имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора (за исключением Татарстана, Чечни («Ичкерии»), а также Ингушетии), который впоследствии был включен в текст Конституции РСФСР в качестве ее составной части. Договор подтверждал суверенитет республик в составе РФ, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами РФ. Кроме того, Федеративный договор разграничил предметы ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и органами власти различных субъектов РФ.

С принятием Конституции РФ 1993 года все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область стали равноправными субъектами РФ. Однако Федеративный договор не смог решить всех проблем территориально-политического устройства Российской Федерации и поставить заслон росту националистических тенденций в ряде субъектов, поскольку фактически не гарантировал принцип равноправия субъектов и оставлял много нерешенного во взаимоотношениях федеральных органов власти с органами власти субъектов. После распада СССР бывшие автономии, области и края, входившие в состав РСФСР, стали называться субъектами Федерации, сама РСФСР получила название Российская Федерация - Россия, а бывшие АССР приобрели собственные национальные названия.

И наконец, особым этапом развития современного российского федерализма стало принятие всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. Конституции РФ. Проект был одобрен Конституционным совещанием и представлен Президентом РФ на всенародное голосование. Большинством голосов проект был одобрен, и Конституция РФ вступила в силу, положив начало новому этапу развития федеративных отношений в России.

Конституция РФ закрепляет следующие характеристики Российской Федерация как демократического государства: народовластие; разделение властей; политическое, идеологическое и экономическое многообразие. Эти характеристики Российской Федерация как демократического государства являются, своего рода, статической основой или предпосылками для создания демократического государства. Демократическое государство - это содержательная характеристика государства. Федеративное государство - это характеристика его формы.

Федеративное устройство РФ должно способствовать полноценному осуществлению целей, задач и функций государства. В свою очередь государство призвано осуществлять власть многонационального народа РФ. Конституцией страны 1993 г. в статусе субъектов РФ закреплено шесть краев, 49 областей, 21 республика, одна автономная область, 10 автономных округов, два города федерального значения - всего 89 образований, существенно различающихся по многим параметрам и правовому положению.

Современный вид административно-территориальное деление России получило после укрупнения ряда субъектов федерации во второй половине 2000-х годов (фактически - упразднения 6 из 10 автономных округов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.005 с.)