Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Российская Федерация, особенности федеративного строения
Становление российского федерализма
Конец XX века стал временем пристального внимания к проблеме административно-территориального деления России. Сформировавшаяся к этому периоду структура административно-территориального деления страны перестала восприниматься как оптимальная и устойчива, т.к. в этот период административно-территориальные преобразования России охватили различные периоды государственного устройства страны: Российская Империя, РСФСР, Российская Федерация. Россия пережила несколько кардинальных преобразований административно-территориального деления: были попытки и значительного укрупнения административно-территориальных единиц (1924-1929 гг.), и их резкого «измельчения» (1930-е - 1950-е годы), и разнообразных «косметических» преобразований. Каждая из этих попыток была обусловлена своеобразием политической и экономической ситуации. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) была создана в 1917 году. Это был этап создания и развития социалистического федерализма, в результате которого и было образовано новое государство - Российская Федерация. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи. июля 1918 г. III съезд Советов объявил федеративное устройство Советской России, которое было закреплено в Конституции РСФСР. На российской территории произошло образование республик и областей по национальному и географическому признакам, хотя четких границ национального расселения населения не устанавливалось, как не было и четкого различия между республикой и областью, а также разграничения компетенции между центральным правительством и автономными образованиями. Кроме того, административно-территориальные части России включали также губернии и области. И хотя исторически Россия после ее трансформации из унитарного государства в федерацию (в 1918 г.) стала строиться на основе национального принципа, необходимо отметить, что названная трансформация свершилась в указанное время лишь де-юре, т.к. де-факто Россия еще долгое время оставалась централизованным, унитарным государством. В 1922 г. был провозглашен СССР - новое федеративное государство, которое включало в свой состав формально равные субъекты - социалистические республики, обладавшие правом выхода из Союза. В действительности это была фиктивная федерация с ярко выраженной тенденцией к созданию централизованного унитарного государства. РСФСР вошла в состав СССР на правах отдельной союзной республики. При этом статус ее автономий и административно-территориальных единиц не изменялся. Было провозглашено, что субъекты Советского Союза - республики - являются национальными по форме и социалистическими по содержанию. Руководящая роль Коммунистической партии, которая официально характеризовалась как интернациональная сила, превращала Советский Союз, по существу, в фактически унитарное государство с формальными признаками федеративного государства, построенного по национальному принципу.
После вхождения РСФСР в состав СССР на правах союзной республики сложилась уникальная, с точки зрения территориально-государственной структуры, ситуация, когда в состав федеративного государства входило другое федеративное государство, наряду с унитарными государствами. В этот период вопрос о национально-территориальной структуре РСФСР отошел на второй план, поскольку на первый план вышли вопросы укрепления Союза ССР как единого жестко централизованного государства. В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, а в 1937 г. по аналогии с общесоюзной была принята новая Конституция РСФСР. В процессе образования и развития автономий в составе России выявились три их основные формы: автономная республика, автономная область и национальный округ, которые, однако, были признаны субъектами федерации в разное время. В составе РСФСР насчитывалось 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 национальных округов (последние не были перечислены в тексте Конституции). Кроме автономных образований в состав государства входили также крупные административно-территориальные единицы - края и области, в которых проживала большая часть населения РСФСР, управляемые непосредственно из центра. Края и области в качестве субъектов Федерации не признавались, более того на них распространялись унитарные отношения. Автономные республики являлись государствами, но не суверенными, поскольку их основные законы - Конституции - подлежали обязательному утверждению высшим органом государственной власти РСФСР - Верховным Советом.
Один из наиболее стабильных периодов, когда районирование почти не менялось, 1965-1991 гг. В середине 1980-х гг. в РСФСР насчитывалось 73 крупных административно-территориальных единицы первого уровня и 16 входящих в них регионов второго. Важнейший этап развития территориально-государственной формы Российской Федерации приходится на начало 90-х гг. ХХ века, когда требования демократизации политической и государственной структур СССР привели к его распаду и фактическому провозглашению суверенитета большинством автономных республик и многими автономными областями в составе РСФСР. Это явление, получившее название «парада суверенитетов», привело к сильному росту сепаратизма и национализма, что, в свою очередь, обернулось даже требованием некоторых республик о выходе из состава РФ. Изменения в федеративном устройстве России после прекращения существования СССР были следующие: все Советские Социалистические Республики в составе РСФСР (до мая и июля 1991 года - автономные области и АССР) стали республиками. Поскольку все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области. Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию. 2 города республиканского подчинения РСФСР (Москва и Санкт-Петербург) были преобразованы в города федерального значения. Были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую. Сокольский район Ивановской области (2 100 км²) перешёл в состав Нижегородской области. Серьезное значение для сохранения целостности Российской Федерации имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора (за исключением Татарстана, Чечни («Ичкерии»), а также Ингушетии), который впоследствии был включен в текст Конституции РСФСР в качестве ее составной части. Договор подтверждал суверенитет республик в составе РФ, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами РФ. Кроме того, Федеративный договор разграничил предметы ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и органами власти различных субъектов РФ. С принятием Конституции РФ 1993 года все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область стали равноправными субъектами РФ. Однако Федеративный договор не смог решить всех проблем территориально-политического устройства Российской Федерации и поставить заслон росту националистических тенденций в ряде субъектов, поскольку фактически не гарантировал принцип равноправия субъектов и оставлял много нерешенного во взаимоотношениях федеральных органов власти с органами власти субъектов. После распада СССР бывшие автономии, области и края, входившие в состав РСФСР, стали называться субъектами Федерации, сама РСФСР получила название Российская Федерация - Россия, а бывшие АССР приобрели собственные национальные названия.
И наконец, особым этапом развития современного российского федерализма стало принятие всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. Конституции РФ. Проект был одобрен Конституционным совещанием и представлен Президентом РФ на всенародное голосование. Большинством голосов проект был одобрен, и Конституция РФ вступила в силу, положив начало новому этапу развития федеративных отношений в России. Конституция РФ закрепляет следующие характеристики Российской Федерация как демократического государства: народовластие; разделение властей; политическое, идеологическое и экономическое многообразие. Эти характеристики Российской Федерация как демократического государства являются, своего рода, статической основой или предпосылками для создания демократического государства. Демократическое государство - это содержательная характеристика государства. Федеративное государство - это характеристика его формы. Федеративное устройство РФ должно способствовать полноценному осуществлению целей, задач и функций государства. В свою очередь государство призвано осуществлять власть многонационального народа РФ. Конституцией страны 1993 г. в статусе субъектов РФ закреплено шесть краев, 49 областей, 21 республика, одна автономная область, 10 автономных округов, два города федерального значения - всего 89 образований, существенно различающихся по многим параметрам и правовому положению. Современный вид административно-территориальное деление России получило после укрупнения ряда субъектов федерации во второй половине 2000-х годов (фактически - упразднения 6 из 10 автономных округов).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.005 с.) |