Применение интенсивных интегративных психотехнологий в групповой работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение интенсивных интегративных психотехнологий в групповой работе



Классы дыхания

 

Различают четыре основных класса дыхания, отличающихся соотношением глубины и частоты.

Первый класс: медленное и глубокое дыхание с акцентом на вдох. Этот класс дыхания позволяет нам замедлить внутренний ритм, перестать суетиться. Он позволяет мягко собрать наше внимание и обратить его на свое тело или любой объект наших занятий.

Такие структуры дыхания хороши:

когда нужно на чем-то сосредоточиться,

всегда, когда хочется отдохнуть.

Глубина дыхания

 

Скорость

Рис. 4 - Первый класс дыхания

 

Второй класс: быстрое и глубокое дыхание с акцентом на вдох предназначено для того, чтобы увеличить осознание физического тела (например, чтобы бороться со сном, отключением сознания, отвлечением на других людей и т.д.) или специфической энергетической структуры внутри вас (например, неопределенного дискомфорта в какой-то части тела).


Эти структуры дыхания хороши:

при чрезмерном думании, мечтательности, отключении сознания, сонливости, скуке,

для большей интенсивности ощущений в данный момент,

для поддержания связи с телом и эмоциями.

Многие специалисты считают этот класс “рабочим типом” связного дыхания, позволяющим наиболее глубоко входить в расширенные состояния сознания, которые и являются ресурсными для человека во всех аспектах.

 

Глубина дыхания

Скорость

Рис. 5 - Второй класс дыхания

 

Третий класс: быстрое и поверхностное дыхание (напоминающее дыхание собаки в жару) (см. рис.). Это дыхание, предназначенное для трансформации и рассеивания энергетических структур.

Оно хорошо при:

чрезмерном дискомфорте,

плаче, истерии, беспокойстве,

острой активизации,

переполнении чувствами.

Такой тип дыхания снимает чрезмерную интенсивность ощущений. Имеет смысл обращаться к нему в острых, экстремальных ситуациях, как к "скорой помощи" - 03.


Глубина дыхания

Скорость

Рис. 6 - Третий класс дыхания

 

Четвертый класс: медленное и поверхностное дыхание (см. рис.). Оно позволяет хорошо отдохнуть после напряженной работы, расслабиться. Рекомендуется любое обращение к дыхательным техникам завершать несколькими минутами дыхания по четвертому классу. Именно этот класс дыхания позволяет провести “тихую интеграцию”, осознание и принятие всего того, что происходило во время погружения в расширенное состояние сознания.

 

Глубина дыхания

Скорость

Рис. 7 - Четвертый класс дыхания

 

Овладение четырьмя классами дыхания позволяет самостоятельно проводить процессы связного осознанного дыхания, свободно использовать их в различных жизненных ситуациях. Процесс четырех условных классов дыхания - это первая ступень.

Вторая ступень - осознанность дыхания. Дышащий осознанно подбирает к определенной ситуации соответствующие динамические структуры дыхания по глубине и частоте, то есть к определенной интегрируемой (прорабатываемой с целью уменьшения и устранения внутреннего конфликта) целостности (блоку, комплексу) осознанно подбирается соответствующая динамическая структура дыхания. На этом этапе уже освоены связность дыхания, соотношение между вдохом и выдохом на уровне автоматизированных навыков. Это этап осознанного экспериментирования с дыханием внутри полной палитры структур дыхания по глубине и частоте. По глубине - от почти незаметного для восприятия "колыхания" в области живота до "полного совершенного круга" дыхания, когда задействованы все мышцы, участвующие в дыхании, и дыханием омываются все внутренние органы. По частоте - от сверхбыстрых циклических вибраций воздуха на уровне горла до почти полного замедления дыхания, когда цикл вдоха и выдоха тянется минутами.

Третья ступень - спонтанное дыхание. Спонтанность в данном случае понимается как интуитивная адекватность (полное соответствие) новой ситуации. На этом этапе уже нет контроля над дыханием. Связное дыхание осуществляется как бы само собой, но при этом постоянно соответствует интегрируемому материалу. Уже нет ни субъекта, ни объекта. Уже процесс не является актом, действием, работой по интеграции (состояние сознания, при котором степень внутренней конфликтности минимальна; ему соответствуют внутренние полнота и целостность) и трансформации (устойчивое осознанное изменение личности), а есть целостный поток дыхания, осознания, ощущений, чувств, образов, сокровенных идей и символов.


Ребефинг

 

Ребефинг (от англ. rebirthing - 'возрождение', 'духовное воскресение') - система связного, непрерывного дыхания, направленная на снятие стрессов, прежде всего самого сильного - родового, который мы все испытываем в момент появления на свет. Создатель этой техники Леонард Орр под ребефингом понимает следующее:

• во-первых, научиться вдыхать энергию так же легко, как воздух,

• во-вторых, разгадать тайну рождения-смерти и включить тело и ум в сознательную жизнь Вечного Духа, стать сознательным выразителем Вечного Духа.

Ребефинг - это Таинство Дыхания. Ребефинг - это вдохновение. Это интуитивное и нежное обучение дыханию у самого дыхания (Л. Орр). Ребефинг - это занятие любовью с Богом. Ребефинг - это жизнь (С. Рэй) (126, 127, 128, 131).

Техника ребефинга была создана в 1974- 1975 гг. На основное открытие понадобилось не менее 10-15 лет.

Ребефинг можно разделить на следующие смысловые и технологические блоки.. Высвобождение дыхания, высвобождение энергии.

П. Проработка пяти Великих Проблем:

) Родовая травма, негативная информация и негативные переживания, связанные с рождением человека.

) Неодобрение родителей - человек создает негативные мысли о себе, если родители говорили о нем что-то неодобрительное.

) Специфические негативные идеи.

) Неосознанное стремление к смерти (Танатос).

) Прошлые жизни (инкарнации).

Ш. Концепция «Мысли творят реальность» (Ray, 1983). Любой человек как творец «негативных» и «позитивных» мыслей ответственен за негативные и позитивные результаты своей жизни. Так как большая часть негативных мыслей обычно не осознается, то задачей связного дыхания является выведение их в поле ясного осознания. При осознании мы можем перевести «негативные» мысли в позитивный контекст. Цель ребефинга - переделать все минусы в плюсы, все отрицательные мысли в положительные аффирмации. Соответственно мыслям должна измениться и реальность.

Внутри ребефинга разработаны различные форматы: водный и «сухой» процессы, процессы с зеркалом, глаза в глаза и др. Особенное внимание уделяется работе с аффирмациями.

Работа с аффирмациями основывается на двух законах, которые были сформулированы следующим образом:

. Закон свободы:

Я всегда уже свободен, я ВСЕГДА уже свободен, я всегда УЖЕ свободен, я всегда уже СВОБОДЕН. Я ВСЕГДА УЖЕ СВОБОДЕН.

. Закон безопасности:

Я в безопасности и бессмертен прямо сейчас.

я В БЕЗОПАСНОСТИ и бессмертен прямо сейчас.

я в безопасности и БЕССМЕРТЕН прямо сейчас.

я в безопасности и бессмертен ПРЯМО сейчас.

я в безопасности и бессмертен пярямо СЕЙЧАС.

Я В БЕЗОПАСНОСТИ И БЕССМЕРТЕН ПРЯМО СЕЙЧАС.

Форма работы с клиентом - индивидуальная. Особым методом работы является консультация по сознательному преуспеванию.

Ребефинг послужил основой для многообразия интегративных дыхательных техник.

Леонард Орр особое внимание уделяет так называемой идее «физического бессмертия».


Вайвейшн

 

Вайвейшн (от лат. vivation, vivo - жить) - метод, основателем которого является Джим Ленард. В 1979 г. им и Филом Лаутш было введено понятие интеграции и основано движение интегрггивного ребефинга. С 1987 г. зарегистрирована торговая марка «vivation». В ребефинге Л. Орра существовало понятие «высвобождения» и высвобождение подавленного материала считалось целью и достаточным условием эффективности процесса связного дыхания. По мнению создателей вайвейшн, необходимо не только высвобождение, но и использование определенных методов работы с переживаниями, приходящими во время дыхательной сессии. Поэтому в вайвейшн существует представление о пяти элементах процесса, позволяющих наиболее быстро и эффективно прийти к интеграции.

Интеграция (от лат. integer - 'целый') - понятие, введенное в ребефшг Дж. Ленардом для объяснения цели и содержания процесса связного дыхания. Интеграция - слияние части с целым. При этом частью является определенная подавленная, вытесненная на уровень бессознательного структура (конфликт, стресс, негативная идея, табуированное желание и др.). В процессе связного дыхания происходит «осознание и принятие этой подавленной структуры, присоединение ее энергии к воспринимающей, осознающей личности. Интеграция - это процесс движения к целостности человеческого сознания. По мнению Джима Ленарда, это должно приводить к экстатическому восприятию мира. И сам процесс интеграции экстатичен. Интегрированность - способность к целостному, экстатическому восприятию мира здесь и сейчас, в каждое мгновение потока жизни.

В вайвейшн особое внимание уделяется технике дыхания. Существуют основные требования к дыханию, которые практикуются в вайвейшн.

. Цикличность, связность. Между вдохом и выдохом, между выдохом и вдохом нет никакой паузы, никакого перерыва. Вдох постепенно перетекает в выдох. Выдох постепенно перетекает во вдох. Это дыхание по кругу.

. Выдох расслаблен, свободен, не напряжен и не контролируется.

. Если вдох производится через нос (рот), то и выдох тоже производится через нос (рот).

В вайвейшн в зависимости от темпа и объема дыхания выделено три класса дыхания:

• глубокое и медленное. Этот тип лучше использовать при вхождении в процесс, а также после того, как, интегрировав один блок, вы готовитесь к новому циклу интеграции;

• быстрое и поверхностное. Этот тип следует использовать, когда процесс идет быстро и глубоко. Поверхностное дыхание дает возможность удержаться в процессе, а темп ускоряет интеграцию;

• быстрое и глубокое. Этот тип предназначен для того, чтобы удержать сознание в теле во время ускорения процесса. Большой объем воздуха помогает вам не выходить за пределы тела, а темп ускоряет процесс интеграции (Дж. Ленард, Ф. Лаут).

В основе концептуальной модели вайвейшн лежит экстатическое восприятие мира, приводящее человека к переживанию реальности как «океана блаженства». В вайвейшн разработана система прохождения клиента по различным ступеням:

• «сухой» вайвейшн (не менее 10 процессов);

• «водный» вайвейшн (не менее 10 процессов);

• «амбулаторный» вайвейшн (закрепление навыка интеграции в повседневной жизни - за едой, за рулем автомобиля и т. д.).

Пять элементов, выдвинутые в интегративном ребефинге в конце 1970-х годов - неотъемлемые составляющие элементы процесса связного дыхания:

• циклическое дыхание,

• полное расслабление,

• детальное осознание,

• интеграция в экстаз,

• делайте то, что вы делаете, желания достаточно

 

Холотропное дыхание

 

Холотропное дыхание (oт holos - 'целый', trupein - 'ведущий'), «дыхание, ведущее к целостности», - методика, автором и теоретиком которой является Ст. Гроф. Теоретическая база холотропного дыхания - трансперсональная психология. Основными элементами холотропного дыхания являются:

• более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии;

• побуждающая музыка;

• помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом.

Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности, такими, как рисование мандалы, свободные танцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице.

Холотропный процесс принципиально отличается от других процессов психотерапии-самопознания тем, что в нем не программируется ситуация, не загадывается и не вычисляется, что должно случиться и с каким материалом будет происходить работа. Этот опытно установленный факт признает уникальность каждого человека. То, что возникает, в своей целостности всегда соответствует ситуации: именно оно специфично, именно данный материал должен быть интегрирован независимо от того, называется ли эта интегративная работа психотерапией, личностным ростом или духовной практикой. В переживаниях во время холотропных сессий ситуация диагноза неотличима и неотделима от ситуации исцеления и интеграции.

Холотропное дыхание великолепно сочетается с практикой гештальта, психосинтезом Ассаджиоли, техникой управляемого воображения и др. Форма работы в основном групповая, при этом участники меняются местами в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащих (холонавтов), в другом - в роли сидящего (ситгера)

Предварительные условия

. Процесс групповой.

. Наличие ведущего, который стимулирует, управляет и контролирует процесс.

. Наличие ассистентов в зависимости от количества членов группы (холонавтов) - 1 ассистент на 7- 10 человек.

. Контролируемость процесса через очередность его прохождения в паре. На каждый сеанс должно быть достаточное количество ситтеров, физически сильных.

. Для прохождения сеанса на каждого холонавта должна быть обеспечена площадь не менее 1,5 х 2 м.

. Должно быть достаточно мягкого материала (одеял, подушек) для предотвращения физических травм.

. Специально подобранная музыкальная программа.

. Музыкально-шумовое оформление процесса должно соответствовать следующим требованиям:

• высокое качество фонограммы,

• достаточный уровень мощности аппаратуры (с резервом силы стимульного фона),

• широкий диапазон воспроизводимых частот (20 - 20000 Гц),

• желательно обеспечение стереоэффектов.

. Аппаратура должна обеспечивать работу через микрофон и микширование.

. На процесс не допускаются:

• больные шизофренией, астмой, инсультом, нервными инфарктами, глубокими неврозами, недавними переломами, гипертонией, МДП, эпилепсией, ломкостью костей;

• беременные;

• дети до 14 лет.

Программа занятий (однодневный модуль)

. Общая настройка на сессию.

. Вводная лекция.

. Перерыв (15 мин).

. Выбор партнера.

. Вводный инструктаж для ситтеров.

. Перерыв (15 мин).

. Настройка на процесс А.

. Процесс А, рисунок мандалы, собеседование с ассистентом.

. Перерыв (20 - 30 мин).

. Настройка на процесс Б.

. Процесс Б, рисунок мандалы, собеседование с ассистентом.

. Перерыв.

. Обсуждение в круге.

. Групповая медитация.

 

Свободное Дыхание

 

Свободное Дыхание - гибкое, многомерное направление новых способов описания реальности, разнообразных групповых и индивидуальных психотехнологий, ориентированных на интеграцию личности.

Первое сжатое изложение Свободного Дыхания было предложено в 1991 году в книге «Практика Свободного Дыхания».

Свободное Дыхание можно определить как «уникальная техника интеграции личности, дающая человеку доступ к ресурсам его сознания и освобождающая его психику от груза накопленных стрессов» (В. Козлов).

Свободное Дыхание - техника интеграции сознания человека, его внутренней и внешней жизни.

Интеграция - это слияние части с целым. В процессе Свободного Дыхания мы прорабатываем блоки (ЦПР - в терминологии Козлова, энграмы - по Хаббарду, СКО - по Грофу, незавершенные гешталь-ты - по Перлзу и др.), разделяющие единое сознание на дробные части, и ту часть, которая была заблокирована и находилась в бессознательном, присоединяем к осознаваемой части, делаем доступной. Энергию этого блока мы можем использовать в качестве ресурса в тех или иных жизненных ситуациях. Тем самым мы расширяем наше осознание, при этом структура, блокировавшая какую-то ситуацию, распадается, а вместе с ней уходит и стресс, связанный с этой ситуацией, например с травмой рождения. Изначально эта техника и была создана, чтобы человек мог снять стресс рождения, но впоследствии выяснилось, что, поскольку все подсознательные травмы имеют одинаковое строение, Свободное Дыхание эффективно при работе с любым стрессом. Более того, мировая практика показывает, что техника Свободного Дыхания эффективна при лечении многих болезней, имеющих психологическую этиологию. К настоящему времени тысячи профессиональных инструкторов Свободного Дыхания помогли десяткам и сотням тысяч людей с различными заболеваниями, включая ангину, артрит, алкоголизм, наркоманию, хронический бронхит, диабет, расстройства пищеварения, эпилепсию, посттравматический паралич, повышенное давление, сексуальные расстройства и многое другое. Среди людей, успешно прошедших через процесс, есть страдающие практически всеми типами невротических и психических расстройств, и большинство из них добились значительного улучшения своего состояния за несколько занятий.

Особое значение для эффективного прохождения процесса Свободного Дыхания имеет соблюдение пяти его элементов. По сути, каждый элемент - это определенный навык, и человека можно научить самостоятельно его вырабатывать.

Пять элементов Свободного Дыхания - составляющие единого процесса, которые являются инструментами достижения его максимальной эффективности и полноты. Каждый элемент - это умение, в котором можно неограниченно совершенствоваться:

• полное расслабление;

• связное дыхание;

• объемное внимание;

• гибкость контекста;

• активное доверие.

Полное расслабление

Полнота расслабления определяет легкость доступа к подавленным ситуациям и эмоциям. Чем лучше клиент расслаблен, тем плодотворнее он сможет работать. Расслабление способствует возникновению трансовых состояний сознания, переход в РСС из которых достаточно легок и доступен.

Связное дыхание

Связное дыхание - это дыхание без пауз между вдохом и выдохом. Три основных параметра, определяющих структуру дыхания - глубина, частота и соотношение между вдохом и выдохом.

Глубина дыхания задает интенсивность переживаемой ситуации, степень эмоционального вовлечения в нее и уровень физических ощущений.

Частота дыхания задает скорость процесса, скорость трансформируемой ситуации, над которой человек работает.

Вдох должен происходить активно, на мышечном усилии, выдох - пассивно, при расслаблении мышц. Цикл «вдох-выдох» происходит либо через нос, либо через рот.

Объемное внимание

Внимание во время процесса должно быть одновременно и глубоким, и полным. То есть дышащий должен выбрать из многообразия сигналов и планов восприятия самый сильный и сосредоточить на нем все свое внимание и в то же время боковым зрением воспринимать всю динамику происходящего.


Можно вычленить следующие особенности внимания в расширенном состоянии сознания:

• основная функция сознания в процессе связного дыхания - наблюдение. Чтобы отключиться от мыслей, необходимо создать нейтральный фокус внимания;

• наблюдение должно иметь созерцательный характер (воспринимать, но не интерпретировать).

• наблюдение обеспечивается вниманием, которое одновременно обладает глубиной и полнотой.

Наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (ощущения, эмоции, образы, символы, мысли), в современной психологии называется самонаблюдением или интроспекцией, она является, наверное, самым древним способом познания психической реальности.

Интроспекция обнаруживает в составе непосредственного опыта три класса элементов - ощущения, представления, чувства. Таким образом, по предметной направленности и способу организации третий элемент - объемное внимание - мы можем с полной уверенностью обозначить как утонченную интроспекцию.

Гибкость контекста

В психологическом плане этот элемент самый сложный для освоения. Основной причиной этого является сужение, ограничение поля выбора.

Чем больше у нас так называемого негативного опыта, тем сильнее мы ограничиваем поле своего выбора в той или иной ситуации.

Л. Фестингер, определяя понятие когнитивного диссонанса, описывает следующую схему человеческого поведения в ситуации выбора: человек либо изменяет свое поведение, либо изменяет свое отношение к объектам, либо обесценивает значение поступка для себя и для других.

К сожалению, современный человек часто сводит свой выбор к более узкой схеме, тут более подходит элементарная схема «стимул - реакция» классического бихевиоризма Торндайка.

Под контекстом понимается содержание отношения к любой воспринимаемой и переживаемой ситуации в феноменологическом поле процесса Свободного Дыхания.

Гибкость контекста является основой интеграции. Дышащий должен безусловно принимать любые ощущение, образ, эмоцию, идею, жизненную ситуацию и т. д., приходящие в поле его осознания, и быть благодарным за то, что они больше не подавлены и не отвержены.

Искусство безусловного принятия - основа любого пути самосовершенствования. Каким бы ни был феномен, приходящий в процессе связного осознанного дыхания, нужно принять его с любовью и радостью.

Динамический, многомерный выбор контекста может быть самым важным фактором в жизни человека. Поэтому овладение этим элементом в Свободном Дыхании имеет очень большое значение.

В Свободном Дыхании существует великое множество контекстов для перевода любой неприятной ситуации в приятную. Смена контекста имеет ряд кардинальных особенностей:

) смена контекста с негативного на позитивный производится самим дышащим. В других системах это делает профессионал - психолог, психотерапевт, психиатр;

) принцип безусловного принятия любой ситуации с любовью и радостью с помощью выбора адекватного контекста;

) гибкость контекста рассматривается как умение, в котором можно бесконечно совершенствоваться и пользоваться им не только в процессе Свободного Дыхания, но и в обыденной жизни как определенной психологической техникой.

Контекст субъективен и находится в большой зависимости от личного опыта, сложившихся ценностей и установок. Одно и то же ощущение разными людьми может восприниматься и переживаться по-разному.

Сам контекст не может быть «плохим» или «хорошим», он может быть только эффективным или неэффективным, адекватным или неадекватным ситуации. Если мы не получаем в жизни, в работе, в отношениях того, чего мы хотим - наш контекст, наше отношение, наш способ восприятия этой части реальности - неэффективны, они «не работают».

Осознанный выбор отношения позволяет нам перейти от жестких, одномерных контекстов к гибким и многомерным. И тогда зона «НЕ ТАК» получает другое имя - «И ТАК ТОЖЕ», или «РАВНОСТНОСТЬ». Область реальности, в которой мы можем существовать свободно, расширяется.

Пятый принцип Свободного Дыхания это проявленное доверие к жизни во всех ее возможностях. Это когда человек говорит: «Да будет воля Твоя, а не моя». Это тот уникальный и невозможный случай, когда человек отдает свою индивидуальную волю, намерение, силу желания и нежелания потоку жизни.

Безусловное принятие любого факта, события, действия, отношения: зла, добра, этичного, неэтичного, восхваляющего и унижающего, мудрого и глупого, бессмысленного и полного смысла, космического и земного, сотворенного и несотворенного, полноты и пустоты - всем и всему.

Активное доверие это общая позитивная установка к процессу, к себе в процессе, физическим и социальным условиям проведения процесса. Чувство гарантированной и осознаваемой безопасности, доверие к членам группы, к инструкторам, к процессу проведения сессий является психологическим условием полного расслабления и обеспечивает успешность работы с другими элементами Свободного Дыхания.

Свободное Дыхание является безопасным, простым, приятным, логичным и эффективным методом интеграции сознания и излечения тела. Этот метод глубоко трансформирует отношения человека к человеку.


ДМД

сознание личность ребефинг вайвейшн

ДМД (дыхание-музыка-движение) - методика, родившаяся более10 лет назад, автор и теоретик которой доктор психологических наук, профессор В. В. Козлов. Теоретическим обоснованием метода послужили некоторые идеи, которые он выдвинул в ходе научных экспериментов с расширенными состояниями сознания.

Козловым было выявлено, что наиболее продуктивными и эффективными из расширенных состояний сознания, индуцируемых связным дыханием, являются те, которые имеют нейропсихологические характеристики «быстрого сна». Аналогом данного состояния является просоночное состояние, основной характеристикой которого является «присутствие в двух мирах одновременно» - в здесь и сейчас, а также в эмоционально переживаемых образно-ментальных пространствах, которые являются продуктом спонтанной активности самого сознания.

Тренинг ДМД представляет собой интегрированную психотехническую систему для формирования личности с высокой эмоциональной и интеллектуальной креативностью. ДМД способствует преодолению ригидных, неадекватных реальности социально-психологических и культурных стереотипов, развитию личностного потенциала и расширению сознания.

В ДМД выделяется три направления психологической трансформации сознания и личности:

• дыхательные процессы,

• музыкальная терапия,

• движения.

Целью ДМД также является развитие целостного восприятия и переживание человеком содержания чувственного телесного образа. ДМД позволяет производить коррекцию социально-личностных установок индивидуума, формирование его личностно-социальной идентификации в рамках конкретной субкультуры. И в результате позволяет достигать развития личности за свои пределы и самореализации.

Применяемые в сессиях психотехники с одной стороны, обеспечивают «пробуждение» естественного спонтанного поведения, с другой - развитие осознанности при осуществлении невербального выразительного действия разной направленности - коммуникативной, операционной, деятельностной.

На основе глубоких экспериментальных исследований были разработаны методические приемы трансформации личности посредством включения их в процесс проживания музыкальных произведений во время дыхательных процессов, спонтанного эмоционального движения и действия.

Основным базовым компонентом психотехнологии ДМД является особо организованный процесс осознанного (контролируемого) связного дыхания, который является наиболее физиологичным с современной точки зрения, а самое главное, целенаправленным и осознанным способом достижения измененных состояний сознания.

Для решения задач развития спонтанности, естественности и творческой продуктивности используется метод синтеза «музыка-движение», построенный на основе соединения тонко развитого мышечного чувства со способностью к целостному восприятию музыкального произведения и к передаче личностью глубочайших переживаний музыкального образа.

Характер осуществления и формы выразительного движения можно рассматривать как проекцию эмоционально-образного проживания человеком мелодии, которое определяется особенностями его восприятия музыкального произведения, степенью его эмоциональной открытости, уровнем и характером осознания своего образа телесного «Я», степенью пластического совершенства и уровнем развития креативности.

При разработке психотехник ДМД учитывался тот факт, что различные музыкальные образы порождают разные эмоционально-чувственные, двигательные формы отреагирования; эмоционально-динамическое содержание музыки порождает проявление спонтанного движения определенного типа - от «пластичного» до «импульсивного». Двигательные психотехники направлены на осознанное формирование у клиентов способности к спонтанному воспроизведению разнохарактерных стилей движения: «пластичного движения» как следствия переживания ими позитивно окрашенного, интимно-чувственного восприятия мелодий и «импульсивного движения», проявляющегося в потребности отреагировать ранее сдерживаемые аффекты невротического содержания и позволяющего снимать у клиентов паттерны мышечных напряжений.

В процессе психологической трансформации клиенты подводятся к осуществлению спонтанных движений в пространстве потокового состояния сознания, психофизиологическим триггером которого как раз и является связное дыхание (Козлов, Бубеев, 1997). Именно в этом состоянии клиенты отыскивают в самих себе «потерянные» и скрытые чувства и ресурсы из прошлого опыта, которые выражают и реализуют под руководством психолога в новых идеях, эмоционально-чувственном проживании, в коммуникациях с партнерами, в продуктивном типе восприятия социальных отношений и своего места в обществе.

В начале тренинга по ДМД в формах проявления динамики тела, особенностей дыхания мы можем выявить области напряжения и ригидного действия, характерными признаками которых являются осторожные, дискретные, неконгруэнтные движения частей тела, мышечная скованность, недостаточная их осознанность по чувственному и когнитивному компонентам, сдержанность по формам самовыражения.

Развивая способность участников тренинга к естественному ассоциативному и спонтанному движению, мы корректируем психическое состояние клиентов, «разрушаем» так называемый «характерный панцирь» (по В. Райху). В методическом обеспечении трансформации образа «Я» двигательными техниками особую роль играют приемы развития чувства ритма. Чувство ритма является важнейшим компонентом успешной трансформации внимания и ведущих сенсомоторных функций. Существует тесная взаимосвязь между способностью чувствовать-воспроизводить ритм и уровнем развития эмоционально-чувственной и когнитивной сфер, характером социально-личностной идентификации и эстетической культуры личности. Чувство музыкального ритма имеет не столько моторную, сколько эмоциональную природу, в основе которой лежит восприятие выразительности музыки.

Во время проведения психокоррекционных занятий подбираются музыкальные композиции как из современной, принимаемой молодежью музыки, так и фрагменты из классических произведений, включаемые в моменты трансцендентного переживания движения.

В программу сессий дифференцированно подбираются такие музыкальные произведения, которые позволяют актуализировать ту или иную сторону эмоционально-чувственной сферы клиентов. Активная ритмическая (мажорная) музыка стимулирует потребность в сильных эмоциональных реакциях, в активной позиции при коммуникативном взаимодействии участников тренинга. Мягкая, пластичная (минорная) музыка пробуждает позитивно окрашенное переживание трансцендентальной сущности человеческого бытия, усиливает потребность в эмоционально-чувственных коммуникациях.

В среднем специально составленные музыкальные программы для психотехнологии ДМД включают непрерывное (без пауз) звучание 1 час 15 минут. Этого, как правило, достаточно для проведения процесса, но ведущий должен иметь дополнительную музыку, пригодную для завершения сессии (4-я стадия) на случай, если сессия продлится свыше ожидаемого времени.

В силу того, что музыка является базовым элементом ДМД, к ней существуют определенные требования.

Примерная музыкальная структура сессии ДМД.

 

Часы/минуты Типы музыки
00:00 - 00:03 Легкая, медленная, «затягивающая», убыстряющаяся к концу композиция.
00:03 - 00:15 Сильная, ритмичная, стимулирующая дыхание.
00:15 - 01:00 Музыкальные сюжеты, включающие барабан, этническую, духовную ритмичную музыку или их современные обработки, быструю трансовую, электронную или психоделическую музыку. По содержанию кроме сильной эмоциональной части (борьба, победа, трагедия, падение, депрессия, фрустрация, подъем, драма) музыка должна включать элементы катарсиса и высвобождения.
01.00 - 01-15 Эмоционально-созерцательная (теплота, открытость, спокойствие, сердечность, трансцендентно-трансовая музыка полета, парения, отдыха и расслабленности).

 

Однако, в своей работе, я хотела бы сдвинуть акцент в проведении сессии ДМД в сторону разминочных двигательных техник. Так как считаю, что сознание не может глубоко расслабиться, т.е. быть достаточно свободным, если не расслаблено тело.

Мной было замечено, что неподготовленные новички во время первых дыхательных сессий либо не входят в расширенные состояния сознания (или входят очень поверхностно), либо впадают в бурное невротическое отреагирование, при этом процесса интеграции как такового не происходит. Вместе с тем, некоторые опытные дышашие впадают в экзальтацию и фантазирование, убегая таким образом от глубинных телесных процессов. Так же наблюдения показали, что многие люди не способны ощущать, воспринимать свое тело целиком, а лишь сегментами, что свидетельствует об отсутствии связи сознания с телом, и, как следствие, его раздробленности.

Отсюда я пришла к выводу, что для более полного вхождения в дыхательную сессию и для получения более качественного результата, необходимо несколько больше внимания уделять расслаблению и осознаванию тела. А это возможно через укоренение и заземление.

Укоренение и заземление являются важными психосберегающими элементами. Термин "укоренение" скорее относится к физическому телу, а "заземление" к энергетическим процессам.

Физический процесс укоренения предполагает выравнивание скелетной структуры таким образом, чтобы любая сила, воздействующая на тело, перенаправлялась в землю. Если вас кто-то толкает, то вы должны хорошо чувствовать вектор воздействия и чувствовать, как ноги передают силу толчка в землю через корректно выстроенную скелетную структуру тела. Психофизическая структура находится в динамическом равновесии с воздействующей системой, отслеживая любое изменение вектора воздействия. Для укоренения тела можно практиковать такие техники, как Тайцзи-цюань, Цигун, Волновое движение. В рамках дыхательного семинара возможно лишь освоить основную укореняющую стойку и несколько базовых движений, которые мы считаем целесообразным включить в семинар по ДМД третьего уровня.

Заземление - это способность системы выводить напряжение за свои пределы по вектору гравитации. Это - клапан безопасности для разрядки избыточного возбуждения. В отличие от укоренения, заземление - это более тонкий процесс, затрагивающий не столько скелетную структуру, сколько энергетические процессы.

Чем лучше человек будет чувствовать контакт с землёй, тем увереннее он может "стоять на своём", тем большей убедительностью обладать и с большим волнением сможет справиться. Заземление и укоренение - это основа стрессоустойчивости. Эмоциональный центр в условиях стресса может генерировать избыток энергии, что опасно для сознания. У незаземлённого человека это может привести к сбоям в центральной нервной системе, например - психозу. Однако многие люди предпочитают оставаться в "подвешенном" состоянии, чем столкнуться лицом к лицу со своими проблемами. Человек, отягощенный грузом своих проблем, при реальном заземлении, чаще всего, реагирует эмоциональным катарсисом.

Заземление невозможно без определённой чувствительности, а чувствительность невозможна без расслабления тела. Для этого нужен определённый уровень доверия к себе и внешнему миру. Незаземлённый человек напряжён, как бы "подвешен", плохо чувствует реальность и поэтому тревожен и неуверен. Такой человек как бы конфликтует с гравитацией, ему трудно сбросить избыток психоэмоционального напряжения и расслабиться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.116 с.)