Общие принципы интегративной методологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие принципы интегративной методологии



Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ МЕТОДОЛОГИИ

. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ В ИНТЕГРАТИВНОМ ПОДХОДЕ

Пространство состояний сознания

Способы вхождения в измененные состояния сознания

Языки сознания

Расширенное и холотропное состояния сознания

. ЛИЧНОСТЬ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Структура идентификации личности и группы

Трансформация

. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕНСИВНЫХ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ

Классы дыхания

Ребефинг

Вайвейшн

Холотропное дыхание

Свободное Дыхание

. ДМД

Пример проведения тренинга по ДМД

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература


Введение

 

В наше время человек, искренне стремящийся к самопознанию и саморазвитию сталкивается с огромным разнообразием психологических систем, крайне затрудняющих проблему выбора, так как эти школы явно противоречат друг другу. Но если представить, что в действительности эти различные подходы являются подходами к различным уровням человеческого "Я", тогда они не противостоят друг другу, но отражают действительные и весьма существенные различия между разными уровнями психической организации, и все эти подходы могут быть более-менее верны в приложении к соответствующим уровням среды сознания.

В рамках традиционных школ психологии, основанных на вербальном диалоге, серьезная коррекция психодинамических структур, лежащих в основе личностных кризисов, требует многих лет систематической работы. Представителям этих школ трудно поверить, что глубокие изменения личности могут происходить за считанные дни или даже часы. В этой связи появление интегративной психологии во многом обусловлено кризисом современной научной психологии, потому как последняя оказалась не в состоянии удовлетворить возросший общественный заказ на методы личностной терапии, личностного развития и переживания трансцендентного опыта.

Необходимость в интегративной психологии (ИП) возникла также в связи с игнорированием научной психологией интерперсонального (сознательного и бессознательного аспектов социального сознания) и трансперсонального опыта.

В настоящее, стремительно ускоряющееся, время происходит одновременно обострение противоречий и стирание границ между народами, культурами, религиями. Глобализация - это уже не чисто экономическое, но и социально-культурное явление. На фоне все большего социального расслоения как внутри государств, так и на межгосударственном уровне, проявляется необходимость философского осознания «единства» и неразличимости противопоставляемых явлений, иными словами необходимость интеграции обострившихся противоречий. В этой связи резко возросла потребность в «быстрых» массовых техниках, направленных на повышение адаптивных способностей как отдельного человека, так и больших и малых групп к меняющейся социо-культурной среде.

С другой стороны, «религиозность» современного человека все больше трансформируется в стремление к совершенствованию, самоактуализации, к поиску высших смыслов, высшей истины, к познанию себя. И здесь задача психологии состоит в предоставлении человеку адекватного и экологичного инструментария, основанного на философски переосмысленном и научно обосновыванном представлении, опыте и психотехнологиях мировых духовных традиций и знаниях современных психологических школ. Одним из таких «инструментов» являются современные дыхательные техники: Ребефинг (Rebirthing, Автор - Леонард Орр), Холотропное дыхание (Holotropic Breath, Автор - Станислав Гроф), Вайвэйшн (Vivation, Авторы - Джим Ленард и Фил Лаут), Свободное дыхание (Автор - Сергей Всехсвятский), ДМД (Дыхание-Музыка-Движение, Автор - Владимир Козлов).

Цель данной дипломной работы продемонстрировать преимущество применения интенсивных интегративных психотехнологий, в связи с их методологической гибкостью, как инструмента тренингов личностного роста для наиболее быстрой и эффективной интеграции сознания и, как следствия, самораскрытия, саморазвития и самореализации человека.

В этой связи объектом исследования выступает использование интенсивных интегративных и других психотехнологий в групповой работе.

Предметом исследования в данной работе являются: 1. Работа с сознанием через работу с телом. 2. Сочетание дыхательных техник, как базы интенсивных интегративных технологий, с методами и техниками других направлений индивидуальной и групповой работы.

Гипотеза. Я предполагаю, что работу по интеграции и повышению уровня сознания нужно начинать, в первую очередь, с работы с телом. Распускание мышечного панциря и заземление способствуют поступательному развитию энергетических центров, освобождению телесной, эмоциональной и чувственной сфер, а сочетание с дыхательными техниками приводит к их интеграции. Так же, я предполагаю, что возможности методологического и контекстуального наполнения тренингов личностного роста, основанных на дыхательных техниках поистине безграничны. Для стимуляции развития и освобождения человеческого сознания, в зависимости от задачи, поставленной тренером, данный конкретный тренинг можно наполнять такими техниками как: телесно-ориентированные, танцевально-двигательные, медитативные, энергетические, работы с образами, мыслеформами, со звуками, арт-терапия. Основные параметры для совмещения различных техник следующие:

в фокусе находится личность как таковая, а не отдельные ее свойства, проблемы;

осуществляется комплексное и всестороннее воздействие на человека (тело, сознание, бессознательная психика);

используется непроявленный личностный ресурсный потенциал.

В первой главе работы я собираюсь осветить предмет и методологию интегративной работы. Вторая глава посвящена раскрытию понятия сознания в интегративном подходе, тому, на каких языках сознание взаимодействует с человеком, видам сознания, и способам вхождения в ИСС. В третьей главе я остановлюсь на понятиях личности и группы как на сложных саморегулирующихся, уникальных интегрированных системах и природной необходимости в трансформации. Четвертая глава посвящена краткому знакомству с существующими на сегодняшний день интегративными техниками и более глубокому освещению техники ДМД, как идеального базиса для творческого подхода к групповой работе.


Языки сознания

 

Концепция языков сознания является попыткой описать то сложное содержание феноменов, которое определяет индивидуальную субъектную реальность.

Субъектная реальность - это индивидуальное и уникальное восприятие-представление о внутренней и внешней реальности, которое формируется в процессе социализации и является интегративным образованием, определяющим эмоциональные, когнитивные и поведенческие особенности реагирования индивида на стимульное содержание внутренней и внешней среды.

В. Козловым для обозначения субъектной реальности был предложен термин «карты психической реальности», исходя из того, что вся реальность, данная нам в модальностях опыта, является продуктом самой психической организации, которую сознание наполняет структурой, смыслом, отношением и переживанием.

В филогенетическом плане все эти языки сформировались в процессе эволюции жизни как способы отражения реальности и в онтогенезе усваивались нами именно в этой последовательности: сначала ощущения, затем эмоции и чувства, затем образы и, наконец, символы и знаки.


Язык ощущений

Наиболее древний язык - язык ощущений. Первичными формами ощущений являются таксисы (греч. taxis - 'расположение по порядку'), ориентирующие компоненты поведенческих актов, врожденные способы пространственной ориентации в сторону благоприятных (положительные таксисы) или неблагоприятных (отрицательные таксисы) условий среды. Что касается онтогенеза, то считается, что новорожденный ребенок "не имеет" органов чувств.

Мир наполнен для него шумами и пятнами, но его органы чувств еще не служат ему: он не воспринимает отдельные впечатления, не узнает предметы, не выделяет ничего из этого общего хаоса. Первое, что ребенок начинает воспринимать и выделять из остального, это положение своего тела, те раздражения инстинктивного порядка, которые до него доходят (например, голод), и то, что успокаивает их. В генетическом аспекте это очень похоже, по классификации Х. Хэда, на древнюю, протопатическую чувствительность, когда ощущения еще не дифференцированы, диффузны, не локализованы ни во внешнем, ни во внутреннем пространстве и отражают больше состояние.

Ребенок растворен в бытии, еще нет отношений, нет субъекта и объекта, ни сна, ни бодрствования, только ощущение полной погруженности в жизнь.

Интроспективно-медитативный сдвиг, который осуществляется в условиях частичной сенсорно-перцептивной депривации, основанный на созерцательной ориентации «делании неделания» (вей у вей), позволяет погрузиться в среду архесенсорного слоя функционирования психики за пределами модально-специфического функционирования сознания.

Архесенсорный слой можно обозначить как уровень универсального единства, изначально являющийся единой интегрированной структурой, в которой разделения по смыслам нет. Уровень универсального единства, по всей видимости, соответствует одной из характерных волновых структур Вселенной, имеющей наиболее древнее происхождение.

По мнению В. Козлова именно архесенсорный слой является неким зеркалом, на котором индивидуальное человеческое сознание активно рисует различные формы трансцендентного и трансперсонального порядка. При этом содержание таких форм зависит не только от индивидуального опыта созерцающего субъекта, но и от всего содержания более поверхностных языков сознания, их взаимодействия, культурно-социального контекста, в котором происходит «встреча с зеркалом».

Понятие энергии, которое приобретает все большее значение в европейской психотерапии и психологии, не соотносится ни с какой модальностью опыта и задается как некая данность с различным содержанием.

Многие парапсихологические феномены, особенно обусловленные экстрасенсорным чувствованием энергии (кожная чувствительность, свето- и цветовидение энергии, внутреннее ощущение энергии и др.), стали бы предельно понятны, если допустить, что восприятие энергии связано с особой формой рецепции, с особой модальностью опыта, который мы имели когда-то в древности, но затем утратили или вытеснили как мировоззренчески неприемлемый.

Первое модально-специфическое отражение архесенсорного слоя мы встречаем именно как модальное энергетическое ощущение, и подобное экстрасенсорное чувствование-восприятие является максимальным приближением опыта к архесенсорным стимулам, воздействующим на рецепторные поля. Можно сказать, первым способом реконструирования, структурирования сознанием архесенсорного слоя психической реальности. Более сложные интермодальные кинестетические ощущения этого порядка мы называем «приливом сил», «воодушевлением», «подъемом энергии» и др.


Язык эмоций

Следующий язык, язык эмоций, в процессе эволюции возник как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Самая примитивная форма этого языка - эмоциональный тон ощущений - существует уже в первые месяцы жизни ребенка (согласно некоторым новым исследованиям, уже во внутриутробном состоянии). Эмоциональный тон ощущений окрашивает непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные), и способствует их сохранению или устранению.

Чем дальше развивается ребенок, тем более дифференцированными становятся качества эмоций, усложняются объекты, вызывающие эмоциональное отношение. Ребенок постепенно научается контролировать эмоции, регулировать их внешнее выражение.

Эволюция языка эмоций как в филогенезе, так и в онтогенезе происходит от менее простых к более сложным, от целостных состояний к все большей и большей дифференцированности.

Знание и тонкая рефлексия языка эмоций во внутреннем пространстве чрезвычайно значимы, так как эмоции имеют важную регуляторную функцию. Согласно информационной теории эмоций, роль этого языка в организации целенаправленного поведения заключается в следующем:

• стремление усилить, продлить ситуации, в которых возрастает вероятность удовлетворения потребности (витальной, социальной, идеальной, потребности в компетентности или в преодолении препятствий);

• тенденция к ослаблению, предотвращению при уменьшении вероятности удовлетворить потребности.

В духовных традициях отношение к эмоциям и чувствам чрезвычайно разнообразно - от полного аскетического отказа до полной включенности и проживания. Часто традиции относятся к ним селективно, культивируя одни и подавляя другие.

Все метафоры «слияния», «сияния», «полного растворения», «просветления», которые являются блеклыми и малосодержательными обозначениями пиковых состояний эмоционального экстаза или инстаза, отображают простой факт соприкосновения индивидуального сознания с «энергией» или архесенсорной средой.

При работе с чувством как предметом трансформации, личностного роста и терапии нужно всегда иметь в виду несколько важных моментов:

• чувства и эмоции имеют очень динамичный и «текучий» характер, и часто работа с ними похожа на стремление наполнить водой сито;

• любое стремление проанализировать, отрефлексировать чувство или эмоцию приводит к перефокусировке осознания на само содержание мышления и к изменению самого чувства, часто к его гибели;

• любые достаточно сильные чувства (депрессия, чувство одиночества, любовь, сексуальное чувство и др.) полностью «захватывают» личность, сознание человека и лишают его самостоятельности и возможности тонкой рефлексии.

Из вышеназванных моментов мы можем сделать несколько тактических выводов:

) Для стабильности и эффективности работы необходимо опираться на наиболее сильные чувства, которые связаны с базовыми потребностями человека: секс, страх смерти, стремление к превосходству, эгоизм, жажда жизни и др.

) Следует развивать в личности созерцательность и умение не терять состояние «вэй у вэй» - деяния недеяния. В традициях это требование заключается в «остановке внутренней болтовни», созерцательной внимательности. Основная цель - научиться тотально проживать целостность чувства.

) Нужно формировать осознанность и отождествленность со свободным индивидуальным сознанием.

Язык образов

Язык образов является основным языком, в котором отражается картина как внутренней психической реальности человека, так и внешнего мира во всех возможных модальностях опыта. Этот язык представляет собой не только способ структурирования реальности в модальностях опыта при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности, но и психологические феномены такой сложности, как «Я-образ», образ другого в социальной перцепции. Самым сложным в содержательном аспекте является образ мира (А. Н. Леонтьев) как целостная система представлений человека об окружающей реальности (физическая и социальная среда), о себе, своей деятельности, спонтанной активности.

Понятие языка образов мы будем рассматривать в пределах, ограниченных современной когнитивной психологией. В соответствии с этой логикой образ дифференцируется по разным модальностям опыта, зрительной, слуховой, кинестетической, обонятельной и др. Ниже мы рассмотрим роль образа в медитативных практиках: каким образом медитация на образ реутилизируется до архесенсорного опыта восприятия светимости, восприятия исчезновения телесного образа, восприятия Дао или Шуньяты за пределами всех образных репрезентаций.

Таким образом, мы можем предпринять анализ от простых когнитивных структур восприятия к более сложным восприятиям - праобразам коллективного бессознательного, а затем к условиям их реструктуризации - от формы к ее исчезновению, от полноты бытия в образе к небытию и пустоте.

Язык символов

Язык символов, как утверждал выдающиеся русский психолог Л. С. Выготский, возникает уже на первом году жизни человека. Человека характеризирует новый способ адаптации к среде - символический, который является для него новым измерением реальности. Человек погружен не только в материальный, непосредственно воспринимаемый мир, но и запредельный, символический мир. Фольклор, мифы, искусство, религия - элементы этого мира. Человек погружен в пространство символических форм, мистических, эзотерических, ортодоксальных, мифологических, художественных, религиозных... Символ касается глубинных структур психики, он многозначен и многомерен, язык архетипов, общечеловеческих первообразов построен на языке символов.

Язык знаков

Язык знаков является самым молодым среди языков сознания в филогенетическом аспекте. В онтогенетическом аспекте ребенок только к годовалому возрасту начинает овладевать этим языком. В то же время это самый развитый и культивируемый язык современности. Язык знаков является высшей формой реализации сознания, так как осознаваемое мышление обычно сопровождается и формируется в речи (письменной и устной). Язык знаков как форма сознания - это сложная система кодов, обозначающих предметы, признаки, свойства предметов, действия и отношения.

С помощью языка человек может иметь дело с вещами, которые непосредственно не воспринимает, которые даже не входили в состав его прошлого опыта. Слово позволяет мысленно оперировать предметами даже в их отсутствие.

При этом слово-название подменяет, замещает, относит каждый предмет к определенному множеству. Таким образом, слово абстрагируется от предмета и становится орудием мышления.

Другая важная функция языка и речи - коммуникативная. С помощью речи люди общаются друг с другом, передают определенные сведения, выражают свои мысли, чувства и тем самым воздействуют друг на друга.

Язык знаков является символической репрезентацией опыта. Это единственная система, которая может представлять все другие языки сознания, а также саму себя. Он не связан непосредственно ни с каким сенсорным органом. Как и другие языки сознания, он не только отражает особенности формирования психической карты реальности, но и расширяет или ограничивает восприятие.

Графически мы можем отобразить эволюцию и соотношение языков в виде кругов, похожих на годовые кольца дерева (рис. 2).

 

Рис. 2 - Языки сознания

 

Проведенный анализ может позволить нам сделать следующие важные выводы:

. Эволюция человеческого самосознания как в онтогенетическом, так и в филогенетическом аспектах, во всем культурном многообразии, сводится к расширению и освоению определенных языков сознания.

. Объем и соотношение языков сознания отличаются не только у разных типов личностей, но и у различных современных культур и этносов.

. Достижение высших ступеней интеграции («самости», просветления, самадхи и др.) стратегически является разотождествлением индивидуального сознания со всеми языками и фактом его соприкосновения с премодальным архесенсорным модусом бытия.

. Архесенсорный слой является предельной гранью субьектности и одновременно предельным ее выражением. Под субъектностью понимается идентификация с душой (душой-разумом, или индивидуальным Атманом, или индивидуальным свободным сознанием).

. Человеческое сознание на настоящий момент не может ни экспериментально, ни логически дифференцировать субъективность или обьективность, духовно-психологичность или онтологичность архесенсорного модуса бытия.

В эволюции языков мы можем наблюдать, в крайнем случае, три тенденции:

Первая тенденция является общебиологической и общесоциальной тенденцией. В биологическом аспекте она выражается в захвате новых ареалов жизни, расширении сферы питания и размножения живых систем. В социальном аспекте эта тенденция выражается в экспансии личности и сообществ не только в территориальном отношении, но и в социальном подавлении и духовном, идеологическом расширении своего господства.

Тенденция к расширению является системным качеством самого сознания и выражается в дифференциации и фрагментации реальности не только на пять базовых форм, но и в большем структурном многообразии, большей раздробленности языков на каждом этапе эволюции. Тенденция выражается в «преумножении сущностей», реализации изобилия словарей языков и уменьшении многозначности их структурных единиц. В языке ощущений и чувств, всего мы можем обнаружить десятки, в развитых рефлексивных системах сотни структурных единиц, и границы между ними практически неразличимы. В языке образов их уже тысячи и границы между ними становятся все более определенными. В словари современных знаковых языков входят уже сотни тысяч слов - смысловых, структурных единиц, многозначность семантических полей сведена к минимуму, а границы между словами и понятиями стали уже очень жесткими. Более того, - чем научнее и социально значимее языковая среда, тем важнее ограниченность и однозначность содержания категорий.

Таким образом, тенденция расширения языков сознания, дифференциации, имманентно включает в себя вторую тенденцию - уменьшения структурной энтропии, увеличения жесткости, определенности и однозначности фрагментов сознания. Мы должны понять, что языки сознания представляют собой не только семантические поля разной степени сложности и дифференцированности, но и проявляют внутреннюю архитектонику самого сознания. Язык и способ мышления тесно связаны друг с другом и взаимно определяют друг друга. Невозможность адекватного перевода понятий, их дифференциации, приводит к сложности формирования целостного мышления и целостной картины мира.

Третья тенденция является, наверное, несколько абсурдным, так как говорит о примате инволюции по отношению к эволюционным процессам. Есть Эклизиастова мудрость: «… преумножая знания, преумножаем скорбь». Это более всего относится к проблеме языков сознания. Расширение смысловых пространств, фрагментации реальности и одновременно самого сознания только увеличивает раздробленность и конфликтность сознания.

Языки сознания встроены в реальное функционирование личности, они являются объектом отождествления, отношения и переживания личности.

Современный человек более всего знаком с языком знаков, остальные он или забыл, или помнит фрагментарно, как слова из песни, уже давно не петой. В то же время жизнь разговаривает с нами на всех языках сознания, она все время целостна и уникальна независимо от слушателя...

Таким образом, человеческое сознание расщеплено и диссоциировано на конфликтующие фрагменты. Предельной целью духовных практик является интеграция, воссоединение целостной ткани сознания.

Достижение целостности, интеграция, которые ставятся в качестве цели в практической психологии и психотерапии, в контексте исследуемой нами темы в некотором смысле являются «раздеванием одежд сознания».

Алфавит дхарм

В различных культурах существовали достаточно четкие, ясные способы ретранслирования психического состояния, целостных ситуаций опыта.

В буддийской традиции в этом контексте употреблялось слово "дхарма", обозначая целостные ситуации опыта. Существовал нормативный, поддающийся транслированию, некий "алфавит" из 50 - 120 дхарм, в котором были зафиксированы канонические состояния, модальности опыта.

Дхарма (корень dhr, "держать", "поддерживать") в буддийской традиции имеет несколько значений, но мы будем использовать его как «состояние сознания».

Дхарма в буддизме - это целостное состояние сознания, тела и эмоций. Мы можем сказать, что язык дхарм - это алфавит базисных переживаний в пространстве психической реальности.

В индийской традиции любая проявленная и непроявленная природная субстанция (пракрити) имеет три гуны (качества, свойства): сатва ¾ уравновешенное, гармоничное, благое начало; раджас ¾ подвижное, страстное, деятельное; тамас ¾ косное, инертное, темное.

Вот буква А. Пусть это будет состояние радости (пити). Любая дхарма бывает чистая, нейтральная и нечистая. Дхарма - это состояние сознания. Скажем, состояние "радость" - это дхарма номер один, "чистая радость" - дхарма номер два. "Радость в заниженном аспекте Кали" - дхарма номер три.

Вот буква Б. Пусть это будет Любовь. Духовная любовь, чистая и благостная - дхарма номер один. Страстная и бурлящая - дхарма номер два. Апатичная, заниженная, пожирающая - дхарма номер 3.

Этот язык дхарм, или язык состояний целостных переживаний, являлся базой буддийской психологии.

Обучение в буддийской психологии происходило от алфавита к грамматике от переживания состояния (это буква А языка переживаний, потом другая буква языка переживаний, третья буква языка переживаний) к осознанным переходам из одной дхармы в другую. Каждый, от простого бхикшу (монаха) до архата (достигшего высшей степени реализации, того, кто вырвал с корнем причины страданий и вышел за пределы смертей и рождений), предельно ясно осознавал, что это за переживание. Так был построен язык переживаний в древней буддийской психологии. И дальше разрабатывалась грамматика языка, как от одного состояния переходить к другому состоянию.

В конце концов, бхикшу, изучивший алфавит и грамматику, научался самостоятельно достигать и находиться в брахма-вихаре - в пространстве ничем не ограниченных четырех прекрасных драгоценных состояний сознания. Четыре возвышенных состояния сознания - брахмавихара - это четыре качества сердца, которые, будучи развиты в совершенстве, поднимают человека на высший духовный уровень.

Любящая доброта (Метта), которое может быть переведено как любящая доброта, всеобъемлющая любовь, доброжелательность, бессамостная всеобщая и безграничная любовь) - это медитация любви, в ней бхикшу должен установить свое сердце в стремлении к благу всех существ, в том числе и к счастью врагов. Метта указывает на качество ума, которое имеет целью достижение счастья другими. Прямыми следствиями метта являются: добродетель, свобода от раздражительности и возбуждённости, мир внутри нас и в отношениях с окружающим миром. Для этого следует развивать это состояние как любящую доброту ко всему живому.

Сострадание (Каруна) - это медитация сострадания, в которой бхикшу размышляет обо всех существах, находящихся в беде, ясно представляя в своем воображении их печали и тревоги, так, чтобы пробудить в своей душе глубокое сострадание к ним. Свойством каруна является желание освободить других от страдания. В этом смысле сострадание является чем-то совершенно отличным от жалости. Оно ведёт к великодушию и желанию помочь другим, словом и действием.

Радость (Мудита - счастье в счастье других) - это медитация радости, в которой бхикшу размышляет о процветании других и радуется их радостям. Это радость, которую мы ощущаем, увидев или услышав о счастье и благополучии других, это радость успеху других без оттенка зависти.

Равностность (Упекха - состояние без рассуждений о приобретении и потере, без хватания, цепляния за веру как за истину, вне отношений, без гнева и горестей) - это медитация на безмятежность, в ней бхикшу поднимается выше любви и ненависти, жестокости и подавления, богатства и желания и смотрит на свою собственную судьбу с беспристрастным и совершенным спокойствием. Равностность указывает на спокойное, устойчивое и стабильное состояние ума и проявляется при столкновении с несчастьем и неудачей. Обладающий этим драгоценным состоянием с невозмутимостью встречают любую ситуацию с одинаковым мужеством, без волнений, отчаяния, сожаления. Равностность это беспристрастное размышление над действиями (карма) и их результатами (випака). Упекха разрушает предвзятость и избирательность, приводя к осознанию того, что каждый сам является хозяином и наследником своих поступков.

Язык дао

Эта традиция нашла наиболее изысканное изложение в даосизме и "Книге перемен", одной из древнейших китайских эзотерических книг. В ней есть представление о 64 гексаграммах, которые в точности соответствуют полному набору генетического кода. Мы можем предположить на более глубоком уровне, что с помощью генофонда есть возможность универсальной кодировки всего живого на планете. Китайская "Книга перемен" является, в каком-то смысле, универсальным кодом потока переживаний и потока энергии пространства-времени, некой универсальной периодической системой переживаний.

Древние китайские даосы, уединяясь в пещерах от искажений, привносимых повседневной жизнью, настолько углублялись в тишину себя, настолько смогли освободиться от жизни биологического организма, что сумели настроиться и выделить те тонкие вибрации, которые пронизывают все сознание, материю, поток, и назвали эти пульсации пульсациями Дао. И выделили их канонический алфавит в виде 64 гексаграмм. Эти 64 гексаграммы есть ни что иное, как описание пульсаций Дао во времени.


Язык архетипов

Следующий язык сознания, живо и многогранно ретранслирующий ткань переживаний, целостных ситуаций опыта, - это язык архетипов. Он присутствует во всех сказках, в мифах всех народов. Язык архетипов ближе к языку переживаний, нежели то, с чем мы имеем дело в теоретических конструкциях современных психологии и психотерапии.

Архетип является, в наиболее обобщенном смысле, сгустком энергии коллективного бессознательного, формой энергии, несущей в себе протосценарий типовых ситуаций.

"Архетип сам по себе ни добр, ни зол. Он есть морально индифферентное numen, которое становится таким или другим, или противоречивой двойственностью обоих лишь через столкновение с сознанием. Этот выбор добра или зла, умышленно или неумышленно, следует из человеческой установки".

Традиционная европейская психология и основанная на ее принципах психотерапия не изобрели языка, который описывает целостные ситуации опыта, и не пользуются им. То, что мы имеем в гештальттерапии, в НЛП, в психосинтезе, в телесно-ориентированной терапии, это фрагменты и осколки этого языка, никем не систематизированные. В то же время осознание того, что в психотерапевтической и трансформационной работе мы имеем предметом интеграции целостные ситуации опыта клиента, является все более и более популярным (холономный подход в трансперсональной психологии, голографическая модель функционирования психики К. Прибрама, синергетика А. Колесникова, холодинамика В. Вольфа, матричный принцип организации психики С. Всехсвятского, кластерная теория М. Щербакова и др.).


Личность и личностный рост

Трансформация

 

Каждый человек имеет достаточно ясное представление, что такое форма. Все, что мы видим, можем почувствовать через какую-то модальность опыта (визуальную, аудиальную, кинестетическую) - все это является формой. Форма отличается тем, что при соприкосновении с сознанием она приобретает некий смысл, который мы каким-то образом обозначаем. Базовые формы, с которыми мы все время взаимодействуем - наша личность, наше сознание, наша психическая реальность в многообразии ее проявлений и социальное пространство, репрезентированное в наших социально-психологических коммуникациях.

Основной смысл трансформации личности и группы трансцендирование форм - структурных компонентов, отношений, отождествлений и др.. Трансценденция - это выход за пределы формы, за пределы возможного опыта.

В социальной и общей психологии наблюдается довольно большое многообразие подходов и определений понятиям личность и группа.

В данной работе понятие личности следует развитию русской социально-психологической традиции в объяснении категорий личности и группы.

Понятие отношения продуктивно не только для раскрытия категории личности в социальной психологии, но и для групп различного уровня развития, размера, общественного статуса и др.

При первом приближении к понятию отношения мы можем вычленить возможный континуум их от полного отрицания, негативизма, до полного принятия, позитивизма, то есть в человеческом сознании, эмоциях личности мы всегда можем обнаружить некие противоположности: в оценках, решениях, желаниях и др.. Бинарности оценок, отношений отражены в пространственных измерениях - вверх-вниз, внутрь-вовне, высокий-низкий, длинный-короткий, север-юг, большое-малое, здесь-там, левое-правое; в экзистенциальных ценностях - добро-зло, жизнь-смерть, Бог-Сатана, одиночество-сопричастность, страдание-наслаждение, свобода-несвобода; социальных и эстетических ценностях - успех-провал, красивое-безобразное, сильный-слабый, умный-глупый.

В нашем самом высоком уровне абстрактного мышления мы опираемся на те же бинарности: истина и ложь, видимое и реальное, хилотропное и холотропное, бытие и небытие, материализм и идеализм...

При этом мы идентифицированы с идеей прогресса, которую представляем как победу над болезнью, старостью, смертью, страданием - над всем, что нами оценивается как негативное. Идею прогресса мы увязываем другой противоположностью - здоровьем, вечной молодостью, жизненностью, радостностью. На нашем рисунке идею линейной эволюции и прогресса можно представить как движение от -1 к +1.

____________________0_______________________+1

В начале мы раскрываем наше понимание личности и групп любого количественного масштаба (малые группы, нации, человечество) как структуры и качества, которые вызывают у нас, безусловно, положительное отношение и оценка (см. рис. 3).


Рис. 3 - Мандала личности

 

Круг, как известно, во всех мистических учениях, религиозных системах, в мифологии, является мандалой совершенства, символическим выражением совершенной жизни. В архаических представлениях это мандала солнца.

Личность и группы мы обозначаем изначально как некое совершенство и как некие уникальные, ценные в своей самобытности и неповторимости живые социально-психологические системы. Они уникальны потому, что:

) имеет уникальную структуру по системе своих отождествлений с идеями, социальными статусами, ценностями, тенденциями, направленностью и материальными объектами;

) любая личность и группа имеют уникальную систему воспитания и формирования, жизненный путь;

) любая личность и группа имеют уникальный язык взаимодействий с миром. Человек и группа разговаривают с миром не только на уровне словесного языка, но и на уровне эмоций, языка символов, языка знаков, телесностью.

Единство этих трех компонентов (структура, эволюция и язык взаимодействия с реальностью) и создают личность и группу, которые бесподобны в прямом и самом непосредственном понимании этого слова. Нет ни одной личности и группы в социальной реальности, которая была бы похожа на другую.

То, что личность является сложной системой, представляется фактом неоспоримым. При более детальном рассмотрении мы можем установить, что личность состоит из совокупности подсистем, которые мы для простоты обозначим «Я». Таким образом, мы на следующем приближении можем увидеть некую сложную многокомпонентную сетчатую структуру.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.097 с.)