Принципы речевого воздействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы речевого воздействия



 

Политический дискурс позволяет оказывать влияние на аудиторию и достигать определенных политических целей, поэтому можно сказать, что тот, кто имеет контроль над политическом дискурсом, получает контроль над обществом. В связи с этим представляется необходимым понять, каким образом осуществляется невидимая манипуляция сознанием общества.

От политика требуется высокое мастерство в оказании целенаправленного влияния. Ораторское искусство - это одновременно и набор технологий и искусство. Оно требует не только определенных физических и психологических данных, но и таланта, мастерства. Это свидетельствует о том, что определяющим фактором в такого рода внушении является аудитория - получатель и интерпретатор политического сообщения, на которую ориентируется оратор. А залогом успешности выступления является "созвучность" сознанию аудитории, "потребителей" политического дискурса, его адекватность ситуации, соответствие социально приемлемым рамкам.

Эффективность частного выступления и всего манипулятивного дискурса в целом можно определить относительно успешности достижения этой цели, то есть манипулятор сможет добиться желаемого результата - управления сознанием аудитории - при условии достаточно точной идентификации реальных целей, установок и чаяний слушающих, определения их системы ценностей, уровня осведомленности, образования, социального статуса. Например, сравнивая выступления политика перед своими избирателями или в другой ситуации, перед членами Конгресса, можно сделать вывод, что для успешности речи политик должен учитывать все вышеперечисленные особенности своей аудитории.

В ситуации, когда уровень опасений и недоверия аудитории невелик, малая интенсивность атаки оратора обратно пропорциональна эффективности оказываемого воздействия. В ситуации с активной поддержкой со стороны аудитории, ввиду положительных установок слушателей по отношению к представляемой информации, внушение, как правило, всегда является успешным. Однако это становится непростой задачей, если у аудитории уже сформировано мнение и есть определенные установки, которые нужно разрушить. То есть, чем дружелюбнее аудитория по отношению к оратору, тем проще ему внушить ей те или иные мысли. Например, в США, при наличии двухпартийной системы кандидату от республиканской партии зачастую приходиться выступать в ходе предвыборной кампании в штатах, где больше демократов, чем республиканцев. Несомненно, кандидату от демократов в этих штатах нужно приложить гораздо меньше усилий, чтобы завоевать симпатии избирателей.

Структуру жанра публичного политического выступления определяют следующие элементы:

§ отправитель - политический деятель;

§ получатель - электорат.

Отношения между ними определяются имиджем, а также лингвопрагматической ролью политического деятеля: в зависимости от ситуации роль может варьироваться от " свой, из народа, такой же, как и мы " до " избранный, единственный, кто знает, что делать и умеет " (об этом подробнее в пункте 1.4 настоящей работы).

Политический деятель определяет и позицию аудитории по отношению себе (партнер, друг, наставник, ученик) соответственно, это отражается в использовании различных обращений к аудитории, а также доверительном, побудительном либо наставническом тоне всего обращения;

§ функции текста: побудительная, убеждающая и суггестивная, предполагающая бесконфликтный характер приема информации;

§ тема: политическая жизнь страны или мира;

§ предмет речи варьируется, зависит от политической обстановки, нужд правительства, поставленных задач;

§ представление и выражение соответствуют правилам стиля ораторской речи и, конечно же, зависят от личного профессионализма и ораторского мастерства политического деятеля.

В целенаправленном воздействии важны не только конкретные приемы, но и сознательное осмысление оратором логики их использования для эффективной манипуляции.Ч. Далецкий различает два метода убеждения:

§ через факты (говорящие сами за себя);

§ через авторскую оценку фактов (через полемику, доказательства своей точки зрения, опровержение точки зрения оппонента)".

В данном приеме присутствует субъективный компонент, поскольку объективная реальность представлена в качестве интерпретации оратора и, следовательно, уже не является таковой. Таким образом, то, что кажется объективным, по сути является субъективным. Это обстоятельство используется оратором для беспрепятственного внедрения личностных оценок в сознание аудитории.

Содержание выступления - компонент убеждающей речи, в котором посредством конкретной информации, направленного подбора фактов, средств и тактики воздействия реализуются функции, цели и задачи выступления. Залогом эффективной речи, по мнению Г.Г. Почепцова, является учет особенностей публичной речи, обусловливающих повторение информации, учет факторов возраста, профессии, образования, религии, интересов или уровня доходов аудитории. Речь, по мнению автора, "должна обладать признаками коммуникативности и коммуникабельности, то есть соответствовать возможностям оперативной памяти, зрения и слуха человека, быть доступной по форме изложения и отвечать потребностям и интересам аудитории, вызывать положительные эмоции и желание принять ее в качестве руководства к действию; быть конкретной, тогда она имеет "больше шансов закрепиться в памяти и, соответственно, воздействовать на адресата". Например, речь У. Черчилля "Военное послание к нации": будучи очень короткой, речь в то же время очень яркая и эмоциональная. При минимуме слов передан максимум содержания (см. Приложение 2).

В качестве манипулятивных приемов С.Г. Кара-Мурза [2002] указывает следующие:

§ использование незнакомой лексики (непонятное содержание речи давит на сознание, а также создает иллюзию профессионализма оратора. Если в речи будет много незнакомых слов, типа "сеттльмент", "омбудсмен", "индоктринация" аудитория скорее всего не поймёт смысла фраз, но почувствует авторитет оратора);

§ пробуждение у слушателей определенных эмоций (вселение страха, чувства патриотизма или наоборот, стремление вызвать жалость к себе, "давить на чувства" слушателя);

§ создание атмосферы сенсационности и срочности, которая подрывает психологическую защиту аудитории или служит отвлечению внимания (например, постоянная подача в СМИ "плохих новостей" для поддержания необходимого уровня "нервозности", или рассказ о "мнимых" сенсациях, которые отвлекают слушателя от действительно важных событий);

§ приемы "дробления" и "изъятия из контекста", которые позволяют манипулировать сознанием ввиду невозможности получателя информации сделать объективный выбор на основе лишь фрагмента, исключенного из целостной картины событий (например, статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой);

§ смешение информации и мнения, исключающее точное разграничение событий и их оценки (например, когда сообщают в новостях, что была взорвана бомба в метро и далее добавляют, что, скорее всего к этому причастны те или иные террористические группы. Тем самым слушателю не дают возможности оценить информацию самостоятельно);

§ прикрытие авторитетом (когда, например, известный и всеми уважаемый актёр (врач, общественный деятель и т.д.) призывает вас голосовать за того или иного политика);

§ повтор (частые повторения одной и той же информации)

§ метафоризация и стереотипизация (стремление вызвать в аудитории действие тех или иных стереотипов. К примеру, если политик, имевший прямое отношение к развязыванию военного конфликта, вдруг начинает публично сопереживать "погибшим солдатам"),

§ прямую ложь и умолчание, создание мифов.

Среди психологических методов воздействия В.З. Демьянков также указывает:

§ аргументацию (например, использование фактов и данных, подкрепляющих основную мысль оратора);

§ "размышление вслух" (прием косвенной аргументации);

§ доказательство от противного (рассказчик доказывает не свою точку зрения, а противоположную, тем самым приходя к выводу, что его точка зрения является верной);

§ нарушение нормативных ожиданий аудитории (что может иметь и отрицательный эффект);

§ указание на значимость и социальную направленность выступления в противоположность личностным целям и мотивам;

§ создание ощущения "добровольного приятия чужого мнения, заинтересованности, актуальности, истинности и удовлетворенности".

Для порождения высказывания участнику политического дискурса необходимо обладать знаниями, новой информацией, разумными выводами или предложениями, увлекающими людей идеями. Немалую роль при порождении высказывания играет владение языком, логика, композиция и выразительность. Выбор языка играет первостепенную роль: адресат должен свободно владеть выбранным языком, на котором говорящий мог бы передавать понятия политического, этнического, исторического, культурного характера в намеченной речи. В противном случае понимание адресатом сообщения не будет полноценным или не состоится вовсе.

Таким образом, в политическом дискурсе речевые действия говорящего должны производится с учетом когнитивной базы адресата, и вся речь выстраивается на основе когнитивных баз говорящего и реципиента.

Для говорящего в политическом дискурсе важно побудить к действию слушающего с помощью высказывания. Для слушающего важным является осознание смысла, мотива или цели высказывания говорящего и формулирование ответного высказывания.

Речевое воздействие в политическом дискурсе может дополняться или заменяться другими способом воздействия, например, мимикой, жестикуляцией и т.д. В самом начале политического диалога тон и тембр речи говорящего заставляют собеседника определенным образом настроиться по отношению к нему и его высказыванию. Далее, при непосредственном слуховом восприятии собеседника, в политическом дискурсе увеличивается роль силовой, интонационной и тембровой характеристики речи говорящего.

Итак, вышесказанное свидетельствует, что речевое воздействие является неотъемлемой составляющей политического дискурса, в котором важную роль играет фактор адресата, на которого направлено речевое воздействие, и который сам участвует в формировании структуры политического дискурса. Понимание является важнейшим фактором речевого воздействия в политическом дискурсе, так как цель его состоит в достижении соответствующей обратной связи (действия, изменения мнения, политических взглядов и др.) со стороны адресата.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.009 с.)