Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выпускная квалификационная работа
Дипломная работа Тема: «Особенности понимания смыслов семейной жизни парами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак» «Допущен(а) к защите» Заведующий кафедрой психологии к.пед.н. Шмыдко А.А. Студент(ка): Пшеничная Н.Э. Научный руководитель: к.пед.н. Соловьева А.В.
Г. Оглавление Введение Глава 1. Теоретические предпосылки исследования понимания смыслов жизни Исследование смыслов семейной жизни в психологической науке 1.2 Современные подходы к проблеме «понимания». Сущность и структура семейной жизни 1.4 Понимание особенностей смыслов жизни пар зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей понимания смыслов семейной жизни пар зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак 2.1 Программы и методы исследования смыслов семейной жизни 2.2 Анализ результатов эмпирического исследования Заключение Список литературы Приложения Введение Актуальность исследования. Психологическая проблема смысла жизни приобрела на рубеже веков неожиданную актуальность и значимость. Изучение проблемы смыслов семейной жизни у мужчин и женщин, связанной с развитием и реализацией человека как индивида, как личности имеет как научное, так и практическое значение. Проблема смысла жизни, всей жизнедеятельности, в том числе и профессиональной, является решающей в судьбе человека. Через жизненный смысл как многообразие отношений личности строится отношение и к семейной жизни. Возникновение психического состояния как психического явления, механизмы его детерминации и трансформации до настоящего времени остаются недостаточно изученными в психологии. Исследованиями в области психологии смысла показано, что смысл определяется значимостью для субъекта определенных объектов, явлений, действий, событий, он индивидуален и неповторим. Изучением смысла предмета или действия, их местом в более широком контексте; зависимость смысла от когнитивных процессов переработки информации и построения образа мира занимались Выгодский Л.С., Лейтес Н.С., Леонтьев Д.А. Панина К.В., Франкл В. [11; 24; 28; 35; 46]. Учеными установлено, что смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему; или показано, что смыслы порождаются и изменяются в деятельности Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Леонтьев Д.А. Панина К.В. Соловьев Н. [6; 10; 28; 35; 41; 53; 54].
В этой области фактически «белым пятном» является проблема смысловой регуляции психических состояний. Исследования влияния смысловой системы на психические состояния носят частный, разрозненный и прикладной характер - рассматриваются лишь отдельные феномены такого влияния. Так в работе Н.И. Наенко [32] показано, что различный личностный смысл выполняемой деятельности (актуализировались разные мотивы) обуславливает разные формы психической напряженности. Первую психологическую теорию смысла разработал выдающийся австрийский психолог Альфред Адлер. Начав вместе с Зигмундом Фрейдом изучение влияния бессознательного на поступки человека, Адлер довольно скоро разошёлся с учителем в понимании существенных моментов в психологии людей и навсегда порвал с ним. Дело в том, что Фрейд видел корни всех поступков людей в прошлом, в истории формирования личности. По мнению же Адлера, многими поступками управляют не причины, а цели, то, что лежит в будущем и к чему устремлён индивид. Поэтому правильно спрашивать человека не почему, а зачем, для чего он поступил так, а не иначе. Адлер стал первым психологом, кто рассмотрел поведение человека под углом зрения не движущих им причин, а целей, к которым оно устремлено. Согласно психологу, смыслов жизни столько, сколько людей. Смысл жизни есть у высокообразованных и неграмотных людей, у здоровых и душевнобольных, у законопослушных членов общества и преступников. Уже в возрасте 3-5 лет все жизненные проявления человека приобретают единую направленность, индивидуальная жизнь становится цельной; формируется единый жизненный стиль и смысл жизни. Причём смысл жизни - не субъективная концепция, о которой можно узнать, только спросив самого человека, а объективная направленность его существования. Человек осознаёт смысл своей жизни много позже, а порой и вовсе не осознаёт. Но смысл всё равно придаёт жизни единую направленность, и если он выполняет эту функцию, то не может считаться ошибочным [38]. Подлинный прорыв в понимании смысла произошёл в 40-50-х гг. XX столетия. Он связан с именем Виктора Эмиля Франкла. Именно в этот период психологи и психиатры обратили внимание на специфические заболевания и отклонения от нормального функционирования человека, связанные с ощущением отсутствия в жизни смысла [27, 29, 46].
Объект исследования смысловая сфера личности. Предмет исследования - понимание смыслов семейной жизни парами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак. Цель исследования выявить особенность смысловой сферы у пар не зарегистрировавших брак, а также у мужчин и женщин зарегистрировавших брак и не зарегистрировавших брак. Основными гипотезами исследования являются положенияо том, что: смыслы семейной жизни у мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке различаются и, понимание семейной жизни супругами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак являются не идентичными. Задачи исследования: . Проанализировать смыслы семейной жизни в психологической литературе. . Выявить сущность и структуру семейной жизни. . Определить особенности смыслов жизни. . Рассмотреть сущность феномена «понимания». . Выявить смыслы жизни у мужчин и женщин состоящих и не состоящих в браке. Методологические основой исследования послужили основные принципы отечественными и зарубежной психологии: Д. А. Леонтьеву, В. П. Зинченко, К. Г. Юнга, А. Адлер, В. Франкл, Ю. И. Алешина, В. Н. Дружинин, С. В. Ковалева, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллера, А. И. Антонова и другие. Методами исследования: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, тестирование. Применялись следующие методики исследования: . Системы жизненных смыслов (В. Ю. Котлякова). . Исследование смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьева (СЖО)). В качестве метода математической статистики использовалось критерий Манна - Уитни [40]. Выборка 17 семейных пар зарегистрировавших брак в возрасте от 23 до 56лет семейный стаж от 2 до 30 лет, 19 пар, не зарегистрировавших брак в возрасте от 18 до 35 лет. Исследования происходили в г. Волгодонске Ростовской области и г. Воронеже. 17 семейных пар зарегистрировавших брак, 19 пар, не зарегистрировавших брак. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в работе практических психологов, психологических служб поддержки молодой семьи, при подготовке практических психологов. Структура дипломной работы. Данная работа состоит из оглавления, введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка литературы. Общий объем составляет 78 страниц. Список литературы на 4 страницах (75 наименований источников). Дипломная работа проиллюстрирована: 10 таблицами и 4 диаграммами.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.005 с.) |