Выпускная квалификационная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускная квалификационная работа



Дипломная работа

Тема: «Особенности понимания смыслов семейной жизни парами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак»

«Допущен(а) к защите»

Заведующий кафедрой психологии

к.пед.н. Шмыдко А.А.

Студент(ка):

Пшеничная Н.Э.

Научный руководитель:

к.пед.н. Соловьева А.В.

 

Г.


Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования понимания смыслов жизни

Исследование смыслов семейной жизни в психологической науке

1.2 Современные подходы к проблеме «понимания».

Сущность и структура семейной жизни

1.4 Понимание особенностей смыслов жизни пар зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей понимания смыслов семейной жизни пар зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак

2.1 Программы и методы исследования смыслов семейной жизни

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Актуальность исследования. Психологическая проблема смысла жизни приобрела на рубеже веков неожиданную актуальность и значимость. Изучение проблемы смыслов семейной жизни у мужчин и женщин, связанной с развитием и реализацией человека как индивида, как личности имеет как научное, так и практическое значение. Проблема смысла жизни, всей жизнедеятельности, в том числе и профессиональной, является решающей в судьбе человека. Через жизненный смысл как многообразие отношений личности строится отношение и к семейной жизни.

Возникновение психического состояния как психического явления, механизмы его детерминации и трансформации до настоящего времени остаются недостаточно изученными в психологии. Исследованиями в области психологии смысла показано, что смысл определяется значимостью для субъекта определенных объектов, явлений, действий, событий, он индивидуален и неповторим. Изучением смысла предмета или действия, их местом в более широком контексте; зависимость смысла от когнитивных процессов переработки информации и построения образа мира занимались Выгодский Л.С., Лейтес Н.С., Леонтьев Д.А. Панина К.В., Франкл В. [11; 24; 28; 35; 46]. Учеными установлено, что смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему; или показано, что смыслы порождаются и изменяются в деятельности Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Леонтьев Д.А. Панина К.В. Соловьев Н. [6; 10; 28; 35; 41; 53; 54].

В этой области фактически «белым пятном» является проблема смысловой регуляции психических состояний. Исследования влияния смысловой системы на психические состояния носят частный, разрозненный и прикладной характер - рассматриваются лишь отдельные феномены такого влияния. Так в работе Н.И. Наенко [32] показано, что различный личностный смысл выполняемой деятельности (актуализировались разные мотивы) обуславливает разные формы психической напряженности.

Первую психологическую теорию смысла разработал выдающийся австрийский психолог Альфред Адлер. Начав вместе с Зигмундом Фрейдом изучение влияния бессознательного на поступки человека, Адлер довольно скоро разошёлся с учителем в понимании существенных моментов в психологии людей и навсегда порвал с ним. Дело в том, что Фрейд видел корни всех поступков людей в прошлом, в истории формирования личности. По мнению же Адлера, многими поступками управляют не причины, а цели, то, что лежит в будущем и к чему устремлён индивид. Поэтому правильно спрашивать человека не почему, а зачем, для чего он поступил так, а не иначе. Адлер стал первым психологом, кто рассмотрел поведение человека под углом зрения не движущих им причин, а целей, к которым оно устремлено. Согласно психологу, смыслов жизни столько, сколько людей. Смысл жизни есть у высокообразованных и неграмотных людей, у здоровых и душевнобольных, у законопослушных членов общества и преступников. Уже в возрасте 3-5 лет все жизненные проявления человека приобретают единую направленность, индивидуальная жизнь становится цельной; формируется единый жизненный стиль и смысл жизни. Причём смысл жизни - не субъективная концепция, о которой можно узнать, только спросив самого человека, а объективная направленность его существования. Человек осознаёт смысл своей жизни много позже, а порой и вовсе не осознаёт. Но смысл всё равно придаёт жизни единую направленность, и если он выполняет эту функцию, то не может считаться ошибочным [38]. Подлинный прорыв в понимании смысла произошёл в 40-50-х гг. XX столетия. Он связан с именем Виктора Эмиля Франкла. Именно в этот период психологи и психиатры обратили внимание на специфические заболевания и отклонения от нормального функционирования человека, связанные с ощущением отсутствия в жизни смысла [27, 29, 46].

Объект исследования смысловая сфера личности.

Предмет исследования - понимание смыслов семейной жизни парами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак.

Цель исследования выявить особенность смысловой сферы у пар не зарегистрировавших брак, а также у мужчин и женщин зарегистрировавших брак и не зарегистрировавших брак.

Основными гипотезами исследования являются положенияо том, что: смыслы семейной жизни у мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке различаются и, понимание семейной жизни супругами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак являются не идентичными.

Задачи исследования:

. Проанализировать смыслы семейной жизни в психологической литературе.

. Выявить сущность и структуру семейной жизни.

. Определить особенности смыслов жизни.

. Рассмотреть сущность феномена «понимания».

. Выявить смыслы жизни у мужчин и женщин состоящих и не состоящих в браке.

Методологические основой исследования послужили основные принципы отечественными и зарубежной психологии: Д. А. Леонтьеву, В. П. Зинченко, К. Г. Юнга, А. Адлер, В. Франкл, Ю. И. Алешина, В. Н. Дружинин, С. В. Ковалева, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллера, А. И. Антонова и другие.

Методами исследования: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, тестирование.

Применялись следующие методики исследования:

. Системы жизненных смыслов (В. Ю. Котлякова).

. Исследование смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьева (СЖО)).

В качестве метода математической статистики использовалось критерий Манна - Уитни [40].

Выборка 17 семейных пар зарегистрировавших брак в возрасте от 23 до 56лет семейный стаж от 2 до 30 лет, 19 пар, не зарегистрировавших брак в возрасте от 18 до 35 лет. Исследования происходили в г. Волгодонске Ростовской области и г. Воронеже. 17 семейных пар зарегистрировавших брак, 19 пар, не зарегистрировавших брак.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в работе практических психологов, психологических служб поддержки молодой семьи, при подготовке практических психологов.

Структура дипломной работы. Данная работа состоит из оглавления, введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка литературы. Общий объем составляет 78 страниц. Список литературы на 4 страницах (75 наименований источников). Дипломная работа проиллюстрирована: 10 таблицами и 4 диаграммами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.005 с.)