Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Филиал ноу впо «сфга» в Г. ВолгодонскеСтр 1 из 8Следующая ⇒
Филиал НОУ ВПО «СФГА» в г.Волгодонске Факультет Психологии, педагогики и права Специальность: Психология
Выпускная квалификационная работа Дипломная работа Тема: «Особенности понимания смыслов семейной жизни парами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак» «Допущен(а) к защите» Заведующий кафедрой психологии к.пед.н. Шмыдко А.А. Студент(ка): Пшеничная Н.Э. Научный руководитель: к.пед.н. Соловьева А.В.
Г. Оглавление Введение Глава 1. Теоретические предпосылки исследования понимания смыслов жизни Исследование смыслов семейной жизни в психологической науке 1.2 Современные подходы к проблеме «понимания». Сущность и структура семейной жизни 1.4 Понимание особенностей смыслов жизни пар зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей понимания смыслов семейной жизни пар зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак 2.1 Программы и методы исследования смыслов семейной жизни 2.2 Анализ результатов эмпирического исследования Заключение Список литературы Приложения Введение Актуальность исследования. Психологическая проблема смысла жизни приобрела на рубеже веков неожиданную актуальность и значимость. Изучение проблемы смыслов семейной жизни у мужчин и женщин, связанной с развитием и реализацией человека как индивида, как личности имеет как научное, так и практическое значение. Проблема смысла жизни, всей жизнедеятельности, в том числе и профессиональной, является решающей в судьбе человека. Через жизненный смысл как многообразие отношений личности строится отношение и к семейной жизни. Возникновение психического состояния как психического явления, механизмы его детерминации и трансформации до настоящего времени остаются недостаточно изученными в психологии. Исследованиями в области психологии смысла показано, что смысл определяется значимостью для субъекта определенных объектов, явлений, действий, событий, он индивидуален и неповторим. Изучением смысла предмета или действия, их местом в более широком контексте; зависимость смысла от когнитивных процессов переработки информации и построения образа мира занимались Выгодский Л.С., Лейтес Н.С., Леонтьев Д.А. Панина К.В., Франкл В. [11; 24; 28; 35; 46]. Учеными установлено, что смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему; или показано, что смыслы порождаются и изменяются в деятельности Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Леонтьев Д.А. Панина К.В. Соловьев Н. [6; 10; 28; 35; 41; 53; 54].
В этой области фактически «белым пятном» является проблема смысловой регуляции психических состояний. Исследования влияния смысловой системы на психические состояния носят частный, разрозненный и прикладной характер - рассматриваются лишь отдельные феномены такого влияния. Так в работе Н.И. Наенко [32] показано, что различный личностный смысл выполняемой деятельности (актуализировались разные мотивы) обуславливает разные формы психической напряженности. Первую психологическую теорию смысла разработал выдающийся австрийский психолог Альфред Адлер. Начав вместе с Зигмундом Фрейдом изучение влияния бессознательного на поступки человека, Адлер довольно скоро разошёлся с учителем в понимании существенных моментов в психологии людей и навсегда порвал с ним. Дело в том, что Фрейд видел корни всех поступков людей в прошлом, в истории формирования личности. По мнению же Адлера, многими поступками управляют не причины, а цели, то, что лежит в будущем и к чему устремлён индивид. Поэтому правильно спрашивать человека не почему, а зачем, для чего он поступил так, а не иначе. Адлер стал первым психологом, кто рассмотрел поведение человека под углом зрения не движущих им причин, а целей, к которым оно устремлено. Согласно психологу, смыслов жизни столько, сколько людей. Смысл жизни есть у высокообразованных и неграмотных людей, у здоровых и душевнобольных, у законопослушных членов общества и преступников. Уже в возрасте 3-5 лет все жизненные проявления человека приобретают единую направленность, индивидуальная жизнь становится цельной; формируется единый жизненный стиль и смысл жизни. Причём смысл жизни - не субъективная концепция, о которой можно узнать, только спросив самого человека, а объективная направленность его существования. Человек осознаёт смысл своей жизни много позже, а порой и вовсе не осознаёт. Но смысл всё равно придаёт жизни единую направленность, и если он выполняет эту функцию, то не может считаться ошибочным [38]. Подлинный прорыв в понимании смысла произошёл в 40-50-х гг. XX столетия. Он связан с именем Виктора Эмиля Франкла. Именно в этот период психологи и психиатры обратили внимание на специфические заболевания и отклонения от нормального функционирования человека, связанные с ощущением отсутствия в жизни смысла [27, 29, 46].
Объект исследования смысловая сфера личности. Предмет исследования - понимание смыслов семейной жизни парами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак. Цель исследования выявить особенность смысловой сферы у пар не зарегистрировавших брак, а также у мужчин и женщин зарегистрировавших брак и не зарегистрировавших брак. Основными гипотезами исследования являются положенияо том, что: смыслы семейной жизни у мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке различаются и, понимание семейной жизни супругами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак являются не идентичными. Задачи исследования: . Проанализировать смыслы семейной жизни в психологической литературе. . Выявить сущность и структуру семейной жизни. . Определить особенности смыслов жизни. . Рассмотреть сущность феномена «понимания». . Выявить смыслы жизни у мужчин и женщин состоящих и не состоящих в браке. Методологические основой исследования послужили основные принципы отечественными и зарубежной психологии: Д. А. Леонтьеву, В. П. Зинченко, К. Г. Юнга, А. Адлер, В. Франкл, Ю. И. Алешина, В. Н. Дружинин, С. В. Ковалева, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллера, А. И. Антонова и другие. Методами исследования: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, тестирование. Применялись следующие методики исследования: . Системы жизненных смыслов (В. Ю. Котлякова). . Исследование смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьева (СЖО)). В качестве метода математической статистики использовалось критерий Манна - Уитни [40]. Выборка 17 семейных пар зарегистрировавших брак в возрасте от 23 до 56лет семейный стаж от 2 до 30 лет, 19 пар, не зарегистрировавших брак в возрасте от 18 до 35 лет. Исследования происходили в г. Волгодонске Ростовской области и г. Воронеже. 17 семейных пар зарегистрировавших брак, 19 пар, не зарегистрировавших брак. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в работе практических психологов, психологических служб поддержки молодой семьи, при подготовке практических психологов. Структура дипломной работы. Данная работа состоит из оглавления, введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка литературы. Общий объем составляет 78 страниц. Список литературы на 4 страницах (75 наименований источников). Дипломная работа проиллюстрирована: 10 таблицами и 4 диаграммами. Заключение
В результате проведенной - поисковой и исследовательской деятельности были решены поставленные задачи, с помощью чего, изучив, состояние проблемы смысла жизни в психологической науке было установлено следующее. Во-первых исследованиями в области психологии смысла показано, что смысл определяется значимостью для субъекта определенных объектов, явлений, действий, событий, он индивидуален и неповторим. Во - вторых, установлено, что смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему; показано, что смыслы порождаются и изменяются в деятельности. В - третьих рассмотрели понимание особенностей смыслов жизни парами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак.
Смысловая сфера личности (по Д. А.Леонтьеву) - «это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах». Смысловые структуры (личностный смысл, смысловой конструкт, смысловая установка, смысловая диспозиция, мотив и личностная ценность) «выступают как обобщающее родовое понятие для описания специфических элементов структурной организации смысловой сферы личности и являются превращенными формами жизненных отношений субъекта, образуя в совокупности систему смысловой регуляции жизнедеятельности субъекта» [27]. Основными характеристиками смысловой сферы личности являются: - формальные - дифференцированность, упорядоченность, структурированность смысловых образований; - содержательные - децентрация и индивидуализация (последняя выступает как высшая точка развития смысловой сферы, понимаемая как интенсивное личностное означивание действительности). Основными параметрами индивидуальных различий смысловой сферы личности выступают (по Д. А. Леонтьеву): общий уровень осмысленности жизни; структурная организация смысловых систем, степень осознанности смысловой регуляции; временная локализация ведущих смысловых ориентиров [26]. Единственное, где можно найти ответ на вопрос о смысле жизни, - это сама жизнь. Каждый должен сам найти в ней ответ на этот вопрос. Незачем спешить строить теории собственной жизни. Гораздо важнее не терять ощущение смысла своих поступков - есть ли он, туда ли он направлен, совпадает ли он с желаемым. Смысл жизни - в осмысленной жизни [71]. В ходе изучения литературных источников мы установили, что понимание - это процесс, связанный с множеством различных внешних факторов и личностных особенностей субъекта [55]. По определению А. И. Антонова, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства -родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями [12]. Гражданский брак - брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. Также «гражданским браком» зачастую ошибочно называют сожительство [1]. Сожительство - 1. Совместная жизнь, совместное существование. 2. Половая связь. [75].
В результате проведения эмпирического исследования были получены следующие данные: . По методике «Исследования системы жизненных смыслов» разработанная В. Ю. Котляковым. После обработки данных методом критерий Манна - Уитни выявлены: доминирование семейных и когнитивных жизненных смыслов у супругов зарегистрировавших брак по сравнению с супругами не зарегистрировавших брак; у мужчин зарегистрировавших брак доминируют семейные жизненные смыслы. А также для мужчины находящиеся в браке доминирующие жизненные смыслы: самореализационные, когнитивные и коммуникативные смыслы; - для женщин зарегистрировавших брак характерно доминирование когнитивных жизненных смыслов. 2. После обработки данных по методике смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева (СЖО): супруги зарегистрировавшие брак выделяют следующее жизненные ориентации: цели, процесс, локус контроля - Я (Я - хозяин жизни). мужчины зарегистрировавших брак доминирует следующие смысложизненные ориентации: цели в жизни и локус контроля - Я женщины зарегистрировавших брак характерно доминирование смысложизненных ориентаций - цель в жизни. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась - смыслы семейной жизни у мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке различаются и, понимание семейной жизни супругами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак являются не идентичными. Список литературы Основная литература 1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с. 2. Андреева Т. В.Особенности и тенденцииразвития современной семьи //Ананьевскиечтения, 2002. СПб.: Изд - во С.- Петербургского университета, 2002. 3. Антонов А. И., Медков В. М.Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 2000 304с. 4. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Смысл, 1999. 350с. . Артемьева Е. Ю. психология субъективной семантики. М., 1980. 76с. . Асмолов А. Г. Культурно - историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЕК, 1996. 768с. 7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Лениздат, 1992. 400с. . Бодалев А. А.Смысл жизни и акме человека // Психологические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М., 1997. С. 29-33. . Бодалева А. А., Бодалева Г. А. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. . Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988. - 301 с. 11. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 - ти т. М.: Педагогика, 1982 - 1984. . Голод С. И.Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984. - С.57
. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М.: Политиздат, 1985 - 192с. . Дробницкий О. Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974.- 386с. 15. Исаев Д. Н., Каган В. Е.Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980 - с.184, ил. . Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. - М.: ИП РАН, 2005. - 190с. 17. Карпова Н. Л.Основы личностно-направленной психотерапии. М.: Флинта, Второе издание, исправленное и дополненное; М.: МПСИ: Флинта, 2003 - 163с. . Карабанов О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с. 19. Ковалев С. В.Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2008.- 208с. 20. Колесов Д. В., Сельверова Н. Б.Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М., 1978.- 224с. 21. Кон И. С.Введение в сексологию. М., 1989. - 336с. 22. Крайг Г.Психология развития. СПб.: Питер, 2002. - 992с. 23. Леви Д. Семейная психотерапия: История, теория и практика. СПб., 1993. 24. Лейтес Н.С.Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 480 с. . Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. . Леонтьев А. А. Смысл как психологическое понятие. //Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. /Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - С.56-66. . Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Изд-во "Смысл", 1999. . Леонтьев Д. А.Тест смысложизненных ориентации. М., 1992. . Леонтьев Д. А. Психология смысла: природы. Строениеи динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 30. Личко А. Е.Подростковая психиатрия. - М., 2005. - 416 с. 31. Маслоу А. Г.Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. 32. Майерс Д.Социальная психология.: Пер. с англ. - 2-е изд., испр. - СПб.: Питер, 1999. - 688 с. . Наенко Н. И. Психологическая напряженность. М.: МГУ, 1976. C. 5-20. 34. Обуховский К. Психология влечений человека. Пер. с польск. - М.: Прогресс, 1972. -247 с. . Панина К. В. Индекс жизненной удовлетворенности // Новые методы изучения психологии жизненного пути. М., 1993. . Прохоров А. О. Смысловая регуляция психических состояний. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 352с. 37. Раппопорт С. С.Поссразводная ситуация в восприятии разведенных//Человек после развода / Под ред. Н. Я. Соловьева. Вильнюс, 1985. С. 135-148. . Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. - 424 с. . Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 192с. 40. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки СПб, 6 ООО «Речь», 2003. - 350 ил. с. . Соловьев Н.Развод. Почему? / Культура семейных отношений. М.: Знание, 1980. . Столин В. В. Самосознание личности. М.: МГУ,1983. - 284с. 43. Сысенко В. А.Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. М., 1981.- С. 57 44. Трапезникова Т. М.Этика и психология семейных отношений: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1998. 45. Юферева Т. И.Формирование психологического пола // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987. -146 . Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.: ил. 47. Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1993. 48. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В.Психологическая корреляция делинквентного поведения у подростков с отклонениями характера. Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982. С. 115- 119. 49. Психология подростка. Психологическая энциклопедия. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей / Под ред. А. А. Реана, СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003. . Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981. -208с. . Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М.: Ось - 89, 1998. - 208с. Периодическая литература 52. Алексеева Е. М., Прохоров А. О. Роль личносного смысла в детерминации психических состояний // Психология психических сосотояний: Сб. статей. Вып. 4 / Под ред. А. О. Прохорова. Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002. С. 131 - 144. 53. Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В., Петровский В. А., Субботский Е. В., Хараш А. У., Цветкова Л. С. О некоторых преспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 35 - 46. 54. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Весник Моск. Ун-та Сер. 14. Психология.1981. №2. С. 45 - 55. . Вайзер Г. А.Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психологический журнал. 1998. № 5. С. 3-14. . Вайзер, Н. А. Карповой, В. Э. Чуковского. Часть 1. М.: Смысл, 2004. 328 с. «Российская газета» Федеральный выпуск №3898 от 13 октября 2005г. 57. Зинченко В. П. Сознание как предмет и дело психологии // Материалы 1 Всероссийской конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы». Самара, 2007. С.-50. 58. Максимова Е. А.Профессиональное творчество и профессиональный смысл жизни учителя (опыт экспериментального исследования) // Мир психологии. 2001. №2. С. 149-154. . Максимова Т. В.Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности // Мир психологии. 2001. № 2. С. 114-118. . Некрасова Ю.Б. Изменения в понимании смысла жизни в процессе социореабилитации // Психолого-педагогические и философские аспекты смысла жизни: Материалы I-II симпозиумов. М., 1997. С. 127-139. 61. Юферева Т. И.Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. 1985. № 3. . Чудновский В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. № 2. . Чудновский В. Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни // Мир психологии. 2001. № 2. С. 82-89. . Чудновский В. Э.Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 15-26 65. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-V симпозиумов ПИ РАО / Под ред. В. Э. Чудновского и др. М.: Ось-89, 2001. . Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы V-VII симпозиумов ПИ РАО / Под ред. А.А. Бодалева и др. М.; Самара: НТЦ, 2002. . Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под C524ред. А. А. Бодалева, Г. А. Вайзер, Н. А. Карповой, В.Э.Чуковского. Часть 1. М.: Смысл, 2004. - 328 с. 68. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Г. Мещариков, В. П. Зинченко.- СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 [6] с. - (большая университетская библиотека) Интернет ресурсы 69. «Человек», часть 3 «Энциклопедии для детей» www.avanta.ru <http://www.avanta.ru> . Котляков В. Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов // http: //hpsy.ru/authors/x824.htm (07.12.2008) . Основные направления исследования понимания в современной психологии http://litpsy.ru . Свободная знциклопедия wikipedia . Познавательный журнал «Школа Жизни». shkolazhizni.ru . Православная энциклопедия «Азбука веры» azbyka.ru 75. Женский познавательный журнал «Просто Мария» prosto-mariya.ru Приложения
Таблица 1 Филиал НОУ ВПО «СФГА» в г.Волгодонске Факультет Психологии, педагогики и права Специальность: Психология
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.086 с.) |