Филиал ноу впо «сфга» в Г. Волгодонске 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Филиал ноу впо «сфга» в Г. Волгодонске



Филиал НОУ ВПО «СФГА» в г.Волгодонске

Факультет Психологии, педагогики и права

Специальность: Психология

 

 

Выпускная квалификационная работа

Дипломная работа

Тема: «Особенности понимания смыслов семейной жизни парами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак»

«Допущен(а) к защите»

Заведующий кафедрой психологии

к.пед.н. Шмыдко А.А.

Студент(ка):

Пшеничная Н.Э.

Научный руководитель:

к.пед.н. Соловьева А.В.

 

Г.


Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования понимания смыслов жизни

Исследование смыслов семейной жизни в психологической науке

1.2 Современные подходы к проблеме «понимания».

Сущность и структура семейной жизни

1.4 Понимание особенностей смыслов жизни пар зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей понимания смыслов семейной жизни пар зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак

2.1 Программы и методы исследования смыслов семейной жизни

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Актуальность исследования. Психологическая проблема смысла жизни приобрела на рубеже веков неожиданную актуальность и значимость. Изучение проблемы смыслов семейной жизни у мужчин и женщин, связанной с развитием и реализацией человека как индивида, как личности имеет как научное, так и практическое значение. Проблема смысла жизни, всей жизнедеятельности, в том числе и профессиональной, является решающей в судьбе человека. Через жизненный смысл как многообразие отношений личности строится отношение и к семейной жизни.

Возникновение психического состояния как психического явления, механизмы его детерминации и трансформации до настоящего времени остаются недостаточно изученными в психологии. Исследованиями в области психологии смысла показано, что смысл определяется значимостью для субъекта определенных объектов, явлений, действий, событий, он индивидуален и неповторим. Изучением смысла предмета или действия, их местом в более широком контексте; зависимость смысла от когнитивных процессов переработки информации и построения образа мира занимались Выгодский Л.С., Лейтес Н.С., Леонтьев Д.А. Панина К.В., Франкл В. [11; 24; 28; 35; 46]. Учеными установлено, что смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему; или показано, что смыслы порождаются и изменяются в деятельности Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Леонтьев Д.А. Панина К.В. Соловьев Н. [6; 10; 28; 35; 41; 53; 54].

В этой области фактически «белым пятном» является проблема смысловой регуляции психических состояний. Исследования влияния смысловой системы на психические состояния носят частный, разрозненный и прикладной характер - рассматриваются лишь отдельные феномены такого влияния. Так в работе Н.И. Наенко [32] показано, что различный личностный смысл выполняемой деятельности (актуализировались разные мотивы) обуславливает разные формы психической напряженности.

Первую психологическую теорию смысла разработал выдающийся австрийский психолог Альфред Адлер. Начав вместе с Зигмундом Фрейдом изучение влияния бессознательного на поступки человека, Адлер довольно скоро разошёлся с учителем в понимании существенных моментов в психологии людей и навсегда порвал с ним. Дело в том, что Фрейд видел корни всех поступков людей в прошлом, в истории формирования личности. По мнению же Адлера, многими поступками управляют не причины, а цели, то, что лежит в будущем и к чему устремлён индивид. Поэтому правильно спрашивать человека не почему, а зачем, для чего он поступил так, а не иначе. Адлер стал первым психологом, кто рассмотрел поведение человека под углом зрения не движущих им причин, а целей, к которым оно устремлено. Согласно психологу, смыслов жизни столько, сколько людей. Смысл жизни есть у высокообразованных и неграмотных людей, у здоровых и душевнобольных, у законопослушных членов общества и преступников. Уже в возрасте 3-5 лет все жизненные проявления человека приобретают единую направленность, индивидуальная жизнь становится цельной; формируется единый жизненный стиль и смысл жизни. Причём смысл жизни - не субъективная концепция, о которой можно узнать, только спросив самого человека, а объективная направленность его существования. Человек осознаёт смысл своей жизни много позже, а порой и вовсе не осознаёт. Но смысл всё равно придаёт жизни единую направленность, и если он выполняет эту функцию, то не может считаться ошибочным [38]. Подлинный прорыв в понимании смысла произошёл в 40-50-х гг. XX столетия. Он связан с именем Виктора Эмиля Франкла. Именно в этот период психологи и психиатры обратили внимание на специфические заболевания и отклонения от нормального функционирования человека, связанные с ощущением отсутствия в жизни смысла [27, 29, 46].

Объект исследования смысловая сфера личности.

Предмет исследования - понимание смыслов семейной жизни парами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак.

Цель исследования выявить особенность смысловой сферы у пар не зарегистрировавших брак, а также у мужчин и женщин зарегистрировавших брак и не зарегистрировавших брак.

Основными гипотезами исследования являются положенияо том, что: смыслы семейной жизни у мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке различаются и, понимание семейной жизни супругами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак являются не идентичными.

Задачи исследования:

. Проанализировать смыслы семейной жизни в психологической литературе.

. Выявить сущность и структуру семейной жизни.

. Определить особенности смыслов жизни.

. Рассмотреть сущность феномена «понимания».

. Выявить смыслы жизни у мужчин и женщин состоящих и не состоящих в браке.

Методологические основой исследования послужили основные принципы отечественными и зарубежной психологии: Д. А. Леонтьеву, В. П. Зинченко, К. Г. Юнга, А. Адлер, В. Франкл, Ю. И. Алешина, В. Н. Дружинин, С. В. Ковалева, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллера, А. И. Антонова и другие.

Методами исследования: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, тестирование.

Применялись следующие методики исследования:

. Системы жизненных смыслов (В. Ю. Котлякова).

. Исследование смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьева (СЖО)).

В качестве метода математической статистики использовалось критерий Манна - Уитни [40].

Выборка 17 семейных пар зарегистрировавших брак в возрасте от 23 до 56лет семейный стаж от 2 до 30 лет, 19 пар, не зарегистрировавших брак в возрасте от 18 до 35 лет. Исследования происходили в г. Волгодонске Ростовской области и г. Воронеже. 17 семейных пар зарегистрировавших брак, 19 пар, не зарегистрировавших брак.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в работе практических психологов, психологических служб поддержки молодой семьи, при подготовке практических психологов.

Структура дипломной работы. Данная работа состоит из оглавления, введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка литературы. Общий объем составляет 78 страниц. Список литературы на 4 страницах (75 наименований источников). Дипломная работа проиллюстрирована: 10 таблицами и 4 диаграммами.


Заключение

 

В результате проведенной - поисковой и исследовательской деятельности были решены поставленные задачи, с помощью чего, изучив, состояние проблемы смысла жизни в психологической науке было установлено следующее.

Во-первых исследованиями в области психологии смысла показано, что смысл определяется значимостью для субъекта определенных объектов, явлений, действий, событий, он индивидуален и неповторим. Во - вторых, установлено, что смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему; показано, что смыслы порождаются и изменяются в деятельности. В - третьих рассмотрели понимание особенностей смыслов жизни парами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак.

Смысловая сфера личности (по Д. А.Леонтьеву) - «это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах». Смысловые структуры (личностный смысл, смысловой конструкт, смысловая установка, смысловая диспозиция, мотив и личностная ценность) «выступают как обобщающее родовое понятие для описания специфических элементов структурной организации смысловой сферы личности и являются превращенными формами жизненных отношений субъекта, образуя в совокупности систему смысловой регуляции жизнедеятельности субъекта» [27].

Основными характеристиками смысловой сферы личности являются:

- формальные - дифференцированность, упорядоченность, структурированность смысловых образований;

- содержательные - децентрация и индивидуализация (последняя выступает как высшая точка развития смысловой сферы, понимаемая как интенсивное личностное означивание действительности).

Основными параметрами индивидуальных различий смысловой сферы личности выступают (по Д. А. Леонтьеву): общий уровень осмысленности жизни; структурная организация смысловых систем, степень осознанности смысловой регуляции; временная локализация ведущих смысловых ориентиров [26].

Единственное, где можно найти ответ на вопрос о смысле жизни, - это сама жизнь. Каждый должен сам найти в ней ответ на этот вопрос. Незачем спешить строить теории собственной жизни. Гораздо важнее не терять ощущение смысла своих поступков - есть ли он, туда ли он направлен, совпадает ли он с желаемым. Смысл жизни - в осмысленной жизни [71].

В ходе изучения литературных источников мы установили, что понимание - это процесс, связанный с множеством различных внешних факторов и личностных особенностей субъекта [55].

По определению А. И. Антонова, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства -родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями [12]. Гражданский брак - брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. Также «гражданским браком» зачастую ошибочно называют сожительство [1]. Сожительство - 1. Совместная жизнь, совместное существование. 2. Половая связь. [75].

В результате проведения эмпирического исследования были получены следующие данные:

. По методике «Исследования системы жизненных смыслов» разработанная В. Ю. Котляковым.

После обработки данных методом критерий Манна - Уитни выявлены:

доминирование семейных и когнитивных жизненных смыслов у супругов зарегистрировавших брак по сравнению с супругами не зарегистрировавших брак;

у мужчин зарегистрировавших брак доминируют семейные жизненные смыслы. А также для мужчины находящиеся в браке доминирующие жизненные смыслы: самореализационные, когнитивные и коммуникативные смыслы;

- для женщин зарегистрировавших брак характерно доминирование когнитивных жизненных смыслов.

2. После обработки данных по методике смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева (СЖО):

супруги зарегистрировавшие брак выделяют следующее жизненные ориентации: цели, процесс, локус контроля - Я (Я - хозяин жизни).

мужчины зарегистрировавших брак доминирует следующие смысложизненные ориентации: цели в жизни и локус контроля - Я

женщины зарегистрировавших брак характерно доминирование смысложизненных ориентаций - цель в жизни.

Следовательно, наша гипотеза подтвердилась - смыслы семейной жизни у мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке различаются и, понимание семейной жизни супругами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак являются не идентичными.


Список литературы

Основная литература

1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.

2. Андреева Т. В.Особенности и тенденцииразвития современной семьи //Ананьевскиечтения, 2002. СПб.: Изд - во С.- Петербургского университета, 2002.

3. Антонов А. И., Медков В. М.Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 2000 304с.

4. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Смысл, 1999. 350с.

. Артемьева Е. Ю. психология субъективной семантики. М., 1980. 76с.

. Асмолов А. Г. Культурно - историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЕК, 1996. 768с.

7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Лениздат, 1992. 400с.

. Бодалев А. А.Смысл жизни и акме человека // Психологические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М., 1997. С. 29-33.

. Бодалева А. А., Бодалева Г. А. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч.

. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988. - 301 с.

11. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 - ти т. М.: Педагогика, 1982 - 1984.

. Голод С. И.Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984. - С.57

. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М.: Политиздат, 1985 - 192с.

. Дробницкий О. Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974.- 386с.

15. Исаев Д. Н., Каган В. Е.Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980 - с.184, ил.

. Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. - М.: ИП РАН, 2005. - 190с.

17. Карпова Н. Л.Основы личностно-направленной психотерапии. М.: Флинта, Второе издание, исправленное и дополненное; М.: МПСИ: Флинта, 2003 - 163с.

. Карабанов О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.

19. Ковалев С. В.Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2008.- 208с.

20. Колесов Д. В., Сельверова Н. Б.Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М., 1978.- 224с.

21. Кон И. С.Введение в сексологию. М., 1989. - 336с.

22. Крайг Г.Психология развития. СПб.: Питер, 2002. - 992с.

23. Леви Д. Семейная психотерапия: История, теория и практика. СПб., 1993.

24. Лейтес Н.С.Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 480 с.

. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

. Леонтьев А. А. Смысл как психологическое понятие. //Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. /Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - С.56-66.

. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Изд-во "Смысл", 1999.

. Леонтьев Д. А.Тест смысложизненных ориентации. М., 1992.

. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природы. Строениеи динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003.

30. Личко А. Е.Подростковая психиатрия. - М., 2005. - 416 с.

31. Маслоу А. Г.Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

32. Майерс Д.Социальная психология.: Пер. с англ. - 2-е изд., испр. - СПб.: Питер, 1999. - 688 с.

. Наенко Н. И. Психологическая напряженность. М.: МГУ, 1976. C. 5-20.

34. Обуховский К. Психология влечений человека. Пер. с польск. - М.: Прогресс, 1972. -247 с.

. Панина К. В. Индекс жизненной удовлетворенности // Новые методы изучения психологии жизненного пути. М., 1993.

. Прохоров А. О. Смысловая регуляция психических состояний. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 352с.

37. Раппопорт С. С.Поссразводная ситуация в восприятии разведенных//Человек после развода / Под ред. Н. Я. Соловьева. Вильнюс, 1985. С. 135-148.

. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. - 424 с.

. Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 192с.

40. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки СПб, 6 ООО «Речь», 2003. - 350 ил. с.

. Соловьев Н.Развод. Почему? / Культура семейных отношений. М.: Знание, 1980.

. Столин В. В. Самосознание личности. М.: МГУ,1983. - 284с.

43. Сысенко В. А.Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. М., 1981.- С. 57

44. Трапезникова Т. М.Этика и психология семейных отношений: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1998.

45. Юферева Т. И.Формирование психологического пола // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987. -146

. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.: ил. 47. Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1993.

48. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В.Психологическая корреляция делинквентного поведения у подростков с отклонениями характера. Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982. С. 115- 119.

49. Психология подростка. Психологическая энциклопедия. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей / Под ред. А. А. Реана, СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003.

. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981. -208с.

. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М.: Ось - 89, 1998. - 208с.

Периодическая литература

52. Алексеева Е. М., Прохоров А. О. Роль личносного смысла в детерминации психических состояний // Психология психических сосотояний: Сб. статей. Вып. 4 / Под ред. А. О. Прохорова. Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002. С. 131 - 144.

53. Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В., Петровский В. А., Субботский Е. В., Хараш А. У., Цветкова Л. С. О некоторых преспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 35 - 46.

54. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Весник Моск. Ун-та Сер. 14. Психология.1981. №2. С. 45 - 55.

. Вайзер Г. А.Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психологический журнал. 1998. № 5. С. 3-14.

. Вайзер, Н. А. Карповой, В. Э. Чуковского. Часть 1. М.: Смысл, 2004. 328 с. «Российская газета» Федеральный выпуск №3898 от 13 октября 2005г.

57. Зинченко В. П. Сознание как предмет и дело психологии // Материалы 1 Всероссийской конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы». Самара, 2007. С.-50.

58. Максимова Е. А.Профессиональное творчество и профессиональный смысл жизни учителя (опыт экспериментального исследования) // Мир психологии. 2001. №2. С. 149-154.

. Максимова Т. В.Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности // Мир психологии. 2001. № 2. С. 114-118.

. Некрасова Ю.Б. Изменения в понимании смысла жизни в процессе социореабилитации // Психолого-педагогические и философские аспекты смысла жизни: Материалы I-II симпозиумов. М., 1997. С. 127-139.

61. Юферева Т. И.Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. 1985. № 3.

. Чудновский В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. № 2.

. Чудновский В. Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни // Мир психологии. 2001. № 2. С. 82-89.

. Чудновский В. Э.Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 15-26

65. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-V симпозиумов ПИ РАО / Под ред. В. Э. Чудновского и др. М.: Ось-89, 2001.

. Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы V-VII симпозиумов ПИ РАО / Под ред. А.А. Бодалева и др. М.; Самара: НТЦ, 2002.

. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под C524ред. А. А. Бодалева, Г. А. Вайзер, Н. А. Карповой, В.Э.Чуковского. Часть 1. М.: Смысл, 2004. - 328 с.

68. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Г. Мещариков, В. П. Зинченко.- СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 [6] с. - (большая университетская библиотека)

Интернет ресурсы

69. «Человек», часть 3 «Энциклопедии для детей» www.avanta.ru <http://www.avanta.ru>

. Котляков В. Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов // http: //hpsy.ru/authors/x824.htm (07.12.2008)

. Основные направления исследования понимания в современной психологии http://litpsy.ru

. Свободная знциклопедия wikipedia

. Познавательный журнал «Школа Жизни». shkolazhizni.ru

. Православная энциклопедия «Азбука веры» azbyka.ru

75. Женский познавательный журнал «Просто Мария» prosto-mariya.ru


Приложения

 

Таблица 1

Филиал НОУ ВПО «СФГА» в г.Волгодонске

Факультет Психологии, педагогики и права

Специальность: Психология

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.086 с.)