Глава 1. Нарушения впф у детей дошкольного возраста при органических поражениях головного мозга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Нарушения впф у детей дошкольного возраста при органических поражениях головного мозга



Оглавление

 

Введение

Глава 1. Нарушения ВПФ у детей дошкольного возраста при органических поражениях головного мозга

Специфические нарушения ВПФ у детей при очаговом органическом поражении ЦНС

Нарушения развития мнестической сферы у детей, характерные для органического поражения головного мозга

Глава 2. Эксперементально - психологическое исследование. Особенности нарушений кратковременной памяти у детей при ОНР

Характеристика выборки и описание методик исследования

Анализ, интерпретация и сравнение полученных данных

Программа психокоррекционной работы

Заключения

Библиографический список


Введение

Актуальность изучения кратковременной памяти детей дошкольного возраста с органическими непсихотическими расстройствами (ОНР) связана с тем, что независимо от степени выраженности, эти нарушения характеризуется первичным нарушением когнитивной сферы, являются стойкими и, практически в каждом отдельно взятом случае, вызывают нарушения памяти, как долговременной, так и кратковременной. По - этому наше исследование будет направлено на изучение выраженности нарушений зрительной и слуховой кратковременной памяти у данной категории детей. Дети этой категории, в первую очередь, нуждается в комплексной медико - психолого - педагогической коррекции, поскольку, по своей сути, органические непсихотические расстройства не влекут за собой снижения умственных показателей и не вызывают пограничного, близкого к легкой степени умственной отсталости состояния, что является очень важным фактором для подготовки и дальнейшего обучения ребенка в школе. Важнейшим фактором, определяющим динамику нарушений развития, является своевременно, то есть в раннем и дошкольном возрасте, организованная коррекционно - педагогическая помощь, по - этому требуется квалифицированный комплексный подход к обследованию детей.

Объектом нашего исследования являются процессы памяти у детей с ОНР.

В качестве предмета проведенного нами исследования выступала кратковременная зрительная и слуховая память.

Целью нашего исследования являлось изучение и сравнительный анализ особенностей нарушения зрительной и слуховой кратковременной памяти у детей дошкольного возраста с ОНР.

Исследовательский процесс был направлен на раскрытие следующих задач:

.   Провести теоретический анализ проявлений специфических нарушений ВПФ при органическом поражении ЦНС у детей;

.   Рассмотреть характерные для органического поражения головного мозга нарушения развития зрительной и слуховой памяти у детей;

.   Подобрать и апробировать комплекс патопсихологических методик, направленных на диагностику способности кратковременного запоминания по средствам предъявления стимульного материала;

.   С помощью выбранных методик провести исследование зрительной и слуховой кратковременной памяти у детей с ОНР. Интерпретировать результаты проведения методик;

.   Разработать программу психокоррекции нарушений кратковременной зрительной и слуховой памяти у детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с ОНР.

Проводимое исследование направлено на проверку гипотезы, что у детей дошкольного возраста с ОНР, нарушения в развитии кратковременной слуховой памяти более выражены, чем нарушения развития кратковременной зрительной памяти.

Методологической основой подхода к проблеме исследования дефектов кратковременной памяти у детей с ОНР, явилась предложенная Л. С. Выготским и развитая А. Р. Лурия теория системной динамической локализации высших психических функций, объединяющая мозговую организацию психических процессов. Согласно данной теории мозг - это дифференцированное целое, различные структуры которого обеспечивают реализацию различных параметров психической функции. Совокупность этих структур составляет определенную функциональную систему или морфо - физиологическую основу конкретной психической функции.

Характеристика методов исследования: в работе мы использовали методытеоретического анализа и обобщения - метод анализа документов; методы диагностики зрительной и слуховой кратковременной памяти Проба на запоминание 10 слов, Методика «Запомни рисунки», Методика «Оценка объема кратковременной слуховой памяти», а также методы клинико - диагностического анализа заключений и методы математической статистики.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Наше исследование имеет теоретическое и практическое значение, как в области психодиагностики, позволяя установить значимые для дифференциальной диагностики особенности нарушений развития кратковременной памяти у детей с ОНР, так и в области коррекции. Эти знания могут быть использованы патопсихологами, психотерапевтами или преподавательским составом специальных подготовительных к школе классов.

Экспериментальная база исследования:

ГУЗ Волгоградская Областная Детская Клиническая Психиатрическая больница (ГУЗ ВОДКПБ), центр психического здоровья детей и подростков.

Этапы проведения исследования:

·   сбор информации и анализ информации полученной из источников;

·   проведение исследования;

·   анализ полученных данных, их интерпретация и выдвижение рекомендаций по диагностике;

·   Разработка программы психокоррекционной работы, написание выпускной квалификационной работы.

 


Процессы памяти

1. Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

.   Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

.   Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов.

Слуховая память отвечает за сохранение и воспроизведение услышанных звуков, слов

Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.

Эпизодическая память - память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были. Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой семнадцатый День рождения, память о дне вашей помолвки, припоминание сюжета кино, которое вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны.

Семантическая память - память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Вы, скорее всего, не сможете вспомнить, где и когда вам стало известно, что 6547 х 8791 = 57554677, или от кого вы узнали, что означает слово «акция», но тем не менее эти знания составляют часть вашей памяти. Может быть, вы сумеете припомнить все те мучения, которые доставило вам изучение таблицы умножения. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны, декларированы. Поэтому эти две подсистемы составляют часть более обширной категории, которую называют декларативной памятью.

Процедурная память, или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владения какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой. Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».

Топографическая память - способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места.

Физиологические исследования обнаруживают два основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).

Другой закон, установленный Эббингаузом, - количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки (так называемая «кривая Эббингауза»). Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объёму превышает кратковременную память). Он заключается в том, что лёгкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).

Считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих возбуждение связанных нейронных систем. Долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ.

Кратковременная память

Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена. Джордж Миллер провел опыты, показывающие, что ёмкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»). Современные оценки ёмкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что ёмкость кратковременной памяти увеличивается за счёт процесса, называемого группировка объектов.

Существуют гипотезы о том, что кратковременная память опирается преимущественно на акустический (вербальный) код для хранения информации и в меньшей степени на зрительный код. В своих исследованиях Конрад показал, что испытуемым труднее вспоминать наборы слов, которые акустически подобны, то есть слова по произношению фонематически схожи.

Долговременная память

Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. В долговременной памяти информация кодируется семантически: Бэддли в своих исследованиях показал, что после 20-минутной паузы испытуемые имели значительные затруднения во вспоминании списка слов с похожим значением (например, большой, огромный, крупный, массивный).

Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. Гиппокамп важен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения.

Одной из первичных функций сна является консолидация информации. Возможно показать, что память зависит от достаточного периода сна между тренировкой и тестом. Причем гиппокамп воспроизводит активность текущего дня во время сна.

Память ребенка отличается большей пластичностью, что создает благоприятные условия для быстрого пассивного запечатления и его легкого забывания. Развитие памяти ребенка выражается в том, что:

.   Увеличивается объем запоминаемого материала;

.   Нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала;

.   Удлиняется скрытый (латентный) период;

.   Запоминание все чаще опирается на смысловые связи, что обеспечивает ученику возможность свободно оперировать приобретенными знаниями в разного рода задачах;

.   Память приобретает произвольный характер.

Развитие произвольной памяти обеспечивается расширяющимися возможностями самостоятельной разнообразной деятельности ребенка и все более активным его включением в разные виды общения с взрослыми и сверстниками. Непроизвольное запоминание продолжает сохранять свое значение. В зависимости от разных задач этот вид памяти оказывается у ребенка иногда более продуктивным, чем волевая память.

При локальных поражениях мозга обычно выделяются 2 основных вида нарушения памяти:

.   Модально - неспецифические нарушения - группа патологических явлений, не однородных по своему характеру, для которых общим является плохое запечатление стимулов любой модальности и связано с нарушением разных уровней срединных неспецифических структур мозга и повышенной реминисценцией следов;

.   Модально - специфические нарушения - которые связаны с определенной модальностью стимулов и распространяются только на раздражители, адресующиеся к одному анализатору.

К особенностям памяти при дисфункции мозговых структур относятся:

.   При поражении диэнцефального уровня - нарушение кратковременной памяти, усиление действий механизмов интерференции;

.   При поражении медиальных и базальных отделов лобных долей мозга - нарушения кратковременной памяти, повышение интерференции следов, расстройство семантической памяти, страдают процессы опосредованного запоминания;

.   При поражении анализаторных систем мозга - нарушения слухоречевой памяти зрительно-речевой памяти (преимущественно при поражении левого полушария), а также амузии, агнозия на лица, нарушения зрительно-пространственной памяти (преимущественно при поражении правого полушария головного мозга).

В предыдущем параграфе было отмечено, что различные нарушения памяти у детей имеют место быть при органическом поражении любого участка мозга, следовательно, можно сделать вывод, что не существует такого участка мозга или зоны коры, которые бы отвечали исключительно за память. Таким образом, сам собой напрашивается второй вывод о том, что при различных мозговых нарушениях, нарушения памяти у детей тоже будут носить различный характер и для накопления терапевтического опыта необходимо изучить нарушения памяти при всех возможных органических поражениях мозга.

Зрительная память может быть образной или смысловой, в зависимости от характера воспринимаемого материала. Рисунки, диаграммы или окружающее пространство запечатлевается в образную память, а прочитанные слова, тексты и цифры (хоть и несут абстрактную информацию) запечатлеваются смысловой памятью. Смысловой памятью может быть сохранено всё, что имеет наделенность логическим смыслом для субъекта.

Слуховая память, как и зрительная, в зависимости от характера воспринимаемого звука, разделяется на образную и словесно - логическую. К словесно - логической относят непосредственные речевые высказывания, в то время как окружающие и бытовые звуки относятся к образной слуховой памяти.

Характеристика выборки

Для исследования отбирались дети от 6 до 7 лет, пациенты Центра психического здоровья детей и подростков ГУЗ ВОДКПБ. Группу выборки составили дети с органическими поражениями головного мозга, имеющие в амбулаторной карте диагноз с шифром F06 (по МКБ-10 - Другие психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга либо обусловленные физической болезнью).

МКБ-10 - Международная классификация болезней 10-го пересмотра. На сегодняшний день является общепринятой классификацией для кодирования медицинских диагнозов, разработана Всемирной организацией здравоохранения. МКБ-10 состоит из 21-го раздела, каждый из которых содержит подразделы с кодами заболеваний и состояний.

Метод анализа документов

Метод анализа документов - это совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников психологической информации, необходимой для решения исследовательских задач. Выделяются два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент - анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. В контексте данной работы был использован метод традиционного анализа документов.

Необходимость этого анализа связана с целью установления аспектов, необходимых для проведения дальнейшего исследования.

Анализируемыми документами, послужившими основанием, для создания выборки стали амбулаторные карты детей Волгоградской Областной Клинической Психиатрической Больницы.

Упражнение «Ассоциации»

Целью данного упражнения является тренировка памяти, с помощью метода ассоциаций.

ЗАДАНИЕ 1. Я буду называть тебе слова, а ты отвечай мне на каждое мое слово своим, первым пришедшим тебе в голову.

ЗАДАНИЕ 2. Постарайся вспомнить слова, которые я называл.

В данной игре применяется уже известный прием - ассоциации - установление связей запоминаемого с чем-либо известным по сходству, подобию, смежности или противоположности.

Заключения

1. В процессе исследования мы пришли к выводу о том, что наряду с относительно сохранной зрительной памятью, у детей с ОНР ярко выражены нарушения слуховой памяти, таким образом, наша гипотеза подтвердилась полностью;

.   Как дополнение, нам удалось выяснить, что нарушения кратковременной образной зрительной памяти более выражены, чем нарушения кратковременной логической зрительной памяти. Хотя эти данные и противоречат обусловленным физиологически более ранним созреванием образной памяти и образного мышления, возможно, что это является выявленной нашим исследованием особенностью нарушений кратковременной зрительной памяти у детей с ОНР;

.   К основным нарушениям памяти при ОНР можно отнести снижение объема памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания при повторных предъявлениях материала, высокая отвлекаемость, нарушения порядка воспроизведения словесных и цифровых рядов и др.;

.   Наше исследование так же показало, что сильнее всего у детей с задержкой психического развития нарушаются процессы кратковременного запоминания сложных абстрактных объектов и трудно вербализуемых геометрических фигур. Наименьшие нарушения памяти у детей с ОНР были обнаружены при запоминании ими конкретной словесной информации, наиболее высоким был объем кратковременной памяти на конкретные предметные образы - легко вербализируемые картинки и слова, также обозначающие конкретные предметы.


Библиографический список

1. Арден, Д. Развитие памяти для «чайников». Как улучшить память. - М.: Диалектика, 2007. - с. 352

.   Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. - М.: Смысл, 2009. - с. 48

.   Арушанян, Э. Б., Бейер, Э. В. Взаимосвязь психоэмоционального состояния и иммунной системы. - М.: Мысль, 2004. - с. 49 - 64

.   Аткинсон, В., Скот, Д. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта. - СПб.: Респекс, 1994. - с. 384

.   Аткинсон, В. Сила мысли; Память и уход за ней. - М.: Москва, 1996. - с. 104 - 106

.   Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился. М.: Педагогика, 1988. - с. 176

.   Барлоу, Д. Клиническое руководство по психическим расстройствам - 3 - е изд. СПб.: Питер, 2008.- с. 106

.   Битякова, М.Р. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001. - с. 352

.   Братусь, Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 2008. - с. 292

.   Блейхер, В.М. Клиническая психопатология. - Ташкент: Медицина, 2006. - с. 231

.   Блейхер, В.М., Крук, И.В. Патопсихологическая диагностика. - Казань: 3доровье, 2006. - с. 280

.   Блейхер, В.М., Крук, И.В., Боков, С.Н. Практическая психопатология. -Ростов-на-Дону.: Ростов, 1996. - с. 148

.   Выготский, Л. С. Основы дефектологии. - М.: Мысль, 2005. - с. 292

.   Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеР, 1998. - с. 816

.   Выготский, Л.С., Лурия, А.Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеР, 1998. - с. 48 - 49

.   Готфруа, Ж. Что такое психология? - М.: Москва, 2009. - с. 44

.   Житникова, Л.Н. Учите детей запоминать. - М.: Просвещение, 1978. - с. 96

.   Зейгарник, Б.В. Патопсихология. М.: МГУ, 2006. - с. 132 - 147

.   Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание. - М.: Москва, 2006. - с. 148 - 149

.   Зинченко, В.П. От классической к органической психологии / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. - 2008. − № 6. - с 22 - 25

.   Истомина, З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. - М.: Просвещение, 1967. - с. 156

.   Истомина, З.М. Развитие памяти. - М.: Просвещение, 2008. - с. 120

.   Киященко, Н.К. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. - М.: МГУ, 2006. - с. 354

.   Киященко, Н. К., Московичюте, Л. И., Симерницкая, Э. Г., Фаллер, Т. О. и др. Мозг и память. - М.: МГУ, 2005. - с. 144

.   Комер, В.Н. Основы патопсихологии - М.: Мысль, 2001. - с. 180

.   Корсакова, Н. К., Московичюте, Л. И., Подкорковые структуры мозга и психические процессы. М.: Мысль, 2005. - с. 204

.   Лебедева, О.Е. О возможностях развития образной памяти. / О.Е. Лебедева // Дошкольное воспитание. - 1985. - №8. - с. 48 - 49

.   Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей - М.: Мысль, 1984. - с. 235

.   Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - с. 512

.   Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеР, 1998.

с. 106

.   Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека. 2-е изд. - М.: Педагогика, 2009. - с. 66

.   Лурия, А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: Педагогика, 2008. - с. 64

.   Лурия, А.Р. Нейропсихология памяти. - М.: Педагогика, 2007. - с. 148

.   Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. - М.: Педагогика, 1973. - с. 31

.   Лурия, А. Р., Коновалов, А. Н., Подгорная, А. Я. Расстройства памяти в клинике аневризм передней соединительной артерии. - М.: Педагогика, 2010. - с. 52 - 54

.   Лурия, А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. - М.: Педагогика, 2006. - с. 38 - 42

.   Маклаков, А. Г., Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер,

. - с. 250

.   Матюгин, И.Ю., Рыбникова, И.К. Запоминание цифр. Развитие образной памяти у детей. - СПб.: Эйдос, 1993. - с. 269

.   Международная статистическая классификация болезней ( МКБ-10 ) / Под ред. В.К. Овчaров, М.В. Мaксимовa. - 2003. - с. 924

.   Певзнер, М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности - М.: Мысль, 2001. - с. 165

.   Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Е. В. Доценко. - Волгоград: Учитель, 2010

.   Погожая, Ф.Н. Практикум по патопсихологии. - М.: МГУ, 2005. - с. 84

43. Роговин, М. С. <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A0%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&action=edit&redlink=1> Проблемы теории памяти.- М.: МГУ, 2007 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1977>.- с. 182

44. Роуз, С. Устройство памяти от молекул к сознанию. - М.: Мир, 2010. - с. 104

.   Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010. - с. 720

.   Рубинштейн, С.Л. Патология слухового восприятия. - М.: МГУ, 2008. - с. 50

.   Рубинштейн, С.Л. Память // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: Мысль, 1998. - с. 40

.   Симерницкая, Э. Г. Доминантность полушарий. - М.: МГУ, 2006. - с. 147

.   Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М.: Мысль, 2008. - с. 169

.   Смирнов, А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: Просвещение, 1967. - с. 300

.   Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти. - М.: Просвещение, 1966. - с. 375

.   Хитров, Н.К. Общая патология человека как основа клинического мышления, ее место в медицинской науке и образовании / Н.К. Хитров // Патологическая физиология и экспериментальная терапия - №1. - М.: Мысль, 2009. - с. 2 - 6

.   Хитров, Н.К. Болезни цивилизации и нозологический принцип с позиций общей патологии / Н.К. Хитров, А.Б. Салтыков // Клиническая медицина - Т. 81, №1. - М.: Мысль, 2009. - с. 5 - 11

.   Хомская, Е. Д. Мозг и активация. - М.: МГУ, 1972. - с. 114 - 118

.   Хомская, Е.Д. Нейропсихология. - СПб.: Питер, 2008. - с. 382 - 387

.   Цветкова, Л. С. Афазия и восстановительное обучение. - Воронеж: Модэк, 2001. - с. 256

.   Шенцев, М. В., Информационная модель памяти. - СПб.: Питер, 2010. - с. 528

.   Ясперс, К.Н. Собрание сочинений по психопатологии. - М.: Башня, 2008. - с. 86

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Нарушения ВПФ у детей дошкольного возраста при органических поражениях головного мозга

Специфические нарушения ВПФ у детей при очаговом органическом поражении ЦНС

Нарушения развития мнестической сферы у детей, характерные для органического поражения головного мозга

Глава 2. Эксперементально - психологическое исследование. Особенности нарушений кратковременной памяти у детей при ОНР

Характеристика выборки и описание методик исследования

Анализ, интерпретация и сравнение полученных данных

Программа психокоррекционной работы

Заключения

Библиографический список


Введение

Актуальность изучения кратковременной памяти детей дошкольного возраста с органическими непсихотическими расстройствами (ОНР) связана с тем, что независимо от степени выраженности, эти нарушения характеризуется первичным нарушением когнитивной сферы, являются стойкими и, практически в каждом отдельно взятом случае, вызывают нарушения памяти, как долговременной, так и кратковременной. По - этому наше исследование будет направлено на изучение выраженности нарушений зрительной и слуховой кратковременной памяти у данной категории детей. Дети этой категории, в первую очередь, нуждается в комплексной медико - психолого - педагогической коррекции, поскольку, по своей сути, органические непсихотические расстройства не влекут за собой снижения умственных показателей и не вызывают пограничного, близкого к легкой степени умственной отсталости состояния, что является очень важным фактором для подготовки и дальнейшего обучения ребенка в школе. Важнейшим фактором, определяющим динамику нарушений развития, является своевременно, то есть в раннем и дошкольном возрасте, организованная коррекционно - педагогическая помощь, по - этому требуется квалифицированный комплексный подход к обследованию детей.

Объектом нашего исследования являются процессы памяти у детей с ОНР.

В качестве предмета проведенного нами исследования выступала кратковременная зрительная и слуховая память.

Целью нашего исследования являлось изучение и сравнительный анализ особенностей нарушения зрительной и слуховой кратковременной памяти у детей дошкольного возраста с ОНР.

Исследовательский процесс был направлен на раскрытие следующих задач:

.   Провести теоретический анализ проявлений специфических нарушений ВПФ при органическом поражении ЦНС у детей;

.   Рассмотреть характерные для органического поражения головного мозга нарушения развития зрительной и слуховой памяти у детей;

.   Подобрать и апробировать комплекс патопсихологических методик, направленных на диагностику способности кратковременного запоминания по средствам предъявления стимульного материала;

.   С помощью выбранных методик провести исследование зрительной и слуховой кратковременной памяти у детей с ОНР. Интерпретировать результаты проведения методик;

.   Разработать программу психокоррекции нарушений кратковременной зрительной и слуховой памяти у детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с ОНР.

Проводимое исследование направлено на проверку гипотезы, что у детей дошкольного возраста с ОНР, нарушения в развитии кратковременной слуховой памяти более выражены, чем нарушения развития кратковременной зрительной памяти.

Методологической основой подхода к проблеме исследования дефектов кратковременной памяти у детей с ОНР, явилась предложенная Л. С. Выготским и развитая А. Р. Лурия теория системной динамической локализации высших психических функций, объединяющая мозговую организацию психических процессов. Согласно данной теории мозг - это дифференцированное целое, различные структуры которого обеспечивают реализацию различных параметров психической функции. Совокупность этих структур составляет определенную функциональную систему или морфо - физиологическую основу конкретной психической функции.

Характеристика методов исследования: в работе мы использовали методытеоретического анализа и обобщения - метод анализа документов; методы диагностики зрительной и слуховой кратковременной памяти Проба на запоминание 10 слов, Методика «Запомни рисунки», Методика «Оценка объема кратковременной слуховой памяти», а также методы клинико - диагностического анализа заключений и методы математической статистики.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Наше исследование имеет теоретическое и практическое значение, как в области психодиагностики, позволяя установить значимые для дифференциальной диагностики особенности нарушений развития кратковременной памяти у детей с ОНР, так и в области коррекции. Эти знания могут быть использованы патопсихологами, психотерапевтами или преподавательским составом специальных подготовительных к школе классов.

Экспериментальная база исследования:

ГУЗ Волгоградская Областная Детская Клиническая Психиатрическая больница (ГУЗ ВОДКПБ), центр психического здоровья детей и подростков.

Этапы проведения исследования:

·   сбор информации и анализ информации полученной из источников;

·   проведение исследования;

·   анализ полученных данных, их интерпретация и выдвижение рекомендаций по диагностике;

·   Разработка программы психокоррекционной работы, написание выпускной квалификационной работы.

 


Глава 1. Нарушения ВПФ у детей дошкольного возраста при органических поражениях головного мозга

    Специфические нарушения ВПФ у детей при очаговом органическом поражении ЦНС

Знаниям о психологических особенностях детей всегда придавалось огромное значение. Особого внимания требуют к себе дошкольный возраст, когда детский организм подвержен влиянию многих факторов, и любое промедление в своевременной диагностике и начале коррекционной работе может привести к тому, что ребенок оказывается неуспевающим учеником. Детская нейропсихология располагает рядом исследований посвященных изучению отдельных психических функций детей, в том числе и памяти. Однако, многие аспекты нуждаются в дальнейшем изучении в связи с расширением возможностей коррекционных программ в условиях системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития ребенка. В частности, речь идёт о поражениях кратковременной памяти, сейчас это одно из наиболее актуальных направлений научных исследований. Более узкоспециализированным является продолжение изучения особенностей кратковременной зрительной и слуховой памяти, играющей ключевую роль в познавательной деятельности человека и, соответственно, в его обучении.

Первые попытки систематически исследовать нарушения высших психических функций, наступающих в результате мозговых повреждений у детей, предпринимались с начала 60-х гг. Работами многочисленных авторов, в том числе Симерницкой, было показано, что нарушения и восстановление церебральных функций в детском возрасте имеют определенную специфику и закономерности. У детей младше 10 лет, особенно в дошкольном возрасте, клинико - психологические проявления очаговых поражений головного мозга слабо выражены, а нередко вообще могут отсутствовать. В раннем возрасте встречаются случаи, когда даже обширные повреждения мозговой ткани не вызывают серьезной дезорганизации поведения и периферической симптоматики. Это связано с тем, что развитие и проявление определенной ВПФ у детей зависит от возраста, то есть совершенно невозможно констатировать нарушение той или иной высшей психической функции у ребенка заранее, прежде чем она не встанет в рамки проявления нормального развития, соответствующего возрасту ребенка. Возникшие нарушения психической деятельности обычно в сравнительно короткие сроки подвергаются обратному развитию. В наибольшей мере это характерно для острых повреждений головного мозга, например при черепно - мозговой травме. При хронической органической патологии мозга компенсаторные перестройки реализуются значительно слабее, это связано в первую очередь с тяжестью патологии и возрастом ребенка, чем старше ребенок, тем меньше вероятности восстановления поврежденной ВПФ до нормального или приближенному к нормальному уровня. Выраженность стертости и атипичности клинических проявлений локальных поражений головного мозга детей зависят от места повреждения. При корковых и левополушарных очагах (у праворуких) она больше, а при подкорковых и правополушарных - существенно слабее. При некоторых локализациях поражений головного мозга у детей наблюдается своеобразный отставленный эффект. При повреждении корковых зон, поздно созревающих в онтогенезе (лобных и теменных), последствия повреждений в полной мере проявляются в том возрасте, когда у здоровых детей они начинают активно участвовать в регуляции психических процессов (обычно в младшем и старшем школьном возрасте).

Степень атипичности синдромов существенно меняется с возрастом, причем эта закономерность имеет различный характер для левого и правого полушарий. В первом случае с уменьшением возраста ребенка симптоматика становится более стертой и атипичной. Во втором - наоборот: чем младше ребенок, тем грубее симптоматика поражений правого полушария. Ранние локальные поражения коры головного мозга компенсируются полнее и лучше, чем поражения подкорковых отделов. Последние по симптоматике могут напоминать синдромы корковых поражений у взрослых.

Кора головного мозга является наиболее молодой частью филогенетического развития мозга. Поэтому она особенно легко уязвима при патологических, болезненных процессах.

Лобная доля отвечает за целеполагание и программирование будущей деятельности. Нарушение в лобной доле приводит к измене



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.124 с.)