Правовое положение сотрудника полиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое положение сотрудника полиции



Определяя статус сотрудника полиции, Закон «О полиции» в целом сохранил военизированный характер полицейской службы, поскольку, как и Закон о милиции, связал правовое положение сотрудника полиции с присвоением ему специального звания полиции, предусмотренного ст. 26 гл. 6 Закона «О полиции» (далее Закон). Вместе с тем Закон установил, что отдельные должности в полиции могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими (ч. 8 ст. 25). Перечень этих должностей применительно к высшему начальствующему составу полиции предусмотрен Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. №253 «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий».

Термин «сотрудник» имеет два значения:

) тот, кто работает вместе, соучастник в трудах, помощник в деле, сотоварищ по деловым вопросам;

) название представителя профессионального сообщества работников и некоторых специальностей (например, научный сотрудник) или вообще служащих как представителей особой категории работников. Применительно к ст. 25 Закона о полиции термин «сотрудник» используется во втором значении.

Совокупность сотрудников полиции, образующая ее людской субстрат, именуется личным составом, персоналом либо кадрами полиции. К сотрудникам полиции не относятся рядовые, офицеры и генералы внутренних войск, сотрудники следственного аппарата органов внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания внутренней службы.

Сотрудником полиции может быть только гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица, не имеющие гражданства, служить в полиции не могут.

Юридическими фактами состояния в кадрах полиции (кадрах органов внутренних дел) являются:

а) занятие должности рядового или начальствующего состава органов внутренних дел;

б) нахождение в распоряжении органов внутренних дел;

в) прикомандирование к государственным органам, а также к иным организациям.

Должность - это базовая структурная единица государственного органа, включающая часть его компетенции. Иными словами, это то служебное место, которое связано с выполнением определенного круга служебных обязанностей. «Состояние в должности» означает нахождение, пребывание в должности, возникающее с момента подписания приказа о назначении.

Сотрудник полиции реализует свои полномочия, находясь на должности в течение служебного времени, установленного законодательством о государственной службе, распорядком дня органа внутренних дел, должностным регламентом (должностной инструкцией), а также контрактом о прохождении службы в полиции.

Сотрудникам полиции разрешается совместительство на вакантных должностях рядового и начальствующего состава, а также на вакантных должностях работников в свободное от основной службы время. Эти вопросы урегулированы постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. №720 «О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Совместительство допускается в любом подразделении системы МВД России, в том числе и по месту основной службы сотрудника полиции.

Должности в органах внутренних дел, замещаемые сотрудниками полиции, подразделяются на пять видов:

) должности рядового состава;

) должности младшего начальствующего состава;

) должности среднего начальствующего состава;

) должности старшего начальствующего состава;

) должности высшего начальствующего состава.

Перечень первых четырех видов должностей рядового и начальствующего состава утверждается приказами министра внутренних дел Российской Федерации. Для каждой должности установлены квалификационные требования. Они включают в себя уровень профессионального образования, стаж и опыт работы по специальности, уровень знания правовых основ исполнения соответствующих должностных обязанностей.

Перечень должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел, которые могут замещать сотрудники полиции, определяется указами Президента Российской Федерации. Это должности в центральном аппарате МВД России и территориальных органах министерства на региональном и межрегиональном уровнях, а также должности в учебных и научно-исследовательских учреждениях. Такой перечень утвержден Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. №253.

Новеллой Закона о полиции является установление территориальной юрисдикции сотрудника полиции (ч. 3 ст. 25). Это означает, что он выполняет свои служебные обязанности по должности и реализует должностные права и обязанности лишь в границах территории, обслуживаемой территориальным органом, где он проходит службу.

Данное ограничение касается, прежде всего, контрольно-надзорных полномочий сотрудников полиции, несения ими в штатном режиме патрульно-постовой службы, регулирования дорожного движения, осуществления предупредительно-профилактических мер в отношении лиц, состоящих на учетах в органах внутренних дел по основаниям, предусмотренным, в частности, ст. 17 Закона «О полиции»

Как представляется, данная новелла ориентирована на упорядочение правоприменительной деятельности сотрудников, создание юридических условий, затрудняющих недобросовестным сотрудникам полиции возможность злоупотребления правом. Учитывая специфику полицейской деятельности, ориентированной на активное противодействие преступности и обеспечение правопорядка, законодатель предусмотрел отдельные исключения из принципа территориальной юрисдикции сотрудника полиции.

Принцип территориальной юрисдикции, закрепленный в ч. 3 ст. 25, не распространяется на процессуальную деятельность сотрудников полиции, регламентируемую нормами УПК РФ, определяющими подследственность уголовных дел и порядок выполнения отдельных следственных действий.

Фактически экстерриториальны полномочия сотрудников полиции, связанные с осуществлением оперативно-розыскной деятельности. В силу ст. 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом. По результатам рассмотрения положительное решение принимается судом без учета территориальной юрисдикции оперативного подразделения соответствующего органа внутренних дел и распространяется на всю территорию России.

Лишь частично рассматриваемый принцип распространяется на процессуальную деятельность, регламентируемую нормами КоАП РФ, поскольку принцип территориальности закреплен только применительно к рассмотрению дел об административных правонарушениях (ст. 29.5). Протоколы об административных правонарушениях составляются уполномоченными должностными лицами в пределах компетенции соответствующего органа (ч. 1 ст. 28 3 КоАП РФ).

Рассматриваемая новелла при всей ее внешней привлекательности и очевидном заимствовании из опыта американской полиции местного уровня, сотрудники которой действуют на основании специальных лицензий, действие которых ограничено территорией муниципалитета, может породить немало проблем на практике. В этой связи в Законе содержится оговорка о том, что за пределами территории дислокации органа внутренних дел сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 3 ст. 25).

Служба в полиции предполагает наделение сотрудника специальным званием, которое, в отличие от должности, не является элементом структуры органа внутренних дел, а присваивается персонально.

Виды специальных званий полиции установлены ст. 26 Закона «О полиции», который фактически воспроизводит систему специальных званий, существовавших в милиции, предусматривая и принципиально новое звание - «генерал полиции Российской Федерации».

Сотрудник полиции также считается проходящим службу в полиции в случае нахождения его в распоряжении МВД России, его территориальных органов или организаций, входящих в систему МВД России.

Сотрудник полиции может находиться в распоряжении органов внутренних дел в следующих случаях:

) при нахождении за штатом (в случае ликвидации или реорганизации органа внутренних дел (подразделения), сокращения численности или штата сотрудников органа внутренних дел (подразделения) - не более двух месяцев;

) при освобождении от замещаемой должности в связи с перемещением по службе или увольнением со службы - в период, необходимый для передачи дел по должности, но не более одного месяца;

) по окончании приостановления службы - в период трудоустройства, но не более трех месяцев;

) при направлении на медицинское обследование или медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией - в период прохождения медицинского обследования или медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией, но не более двух месяцев;

) при неисполнении более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на излечении или на излечении в связи с полученными им при исполнении служебных обязанностей ранением, контузией или увечьем) - в период болезни, но не более одного года;

) при направлении в служебную командировку на срок более одного года, в том числе за границу, и в период по окончании служебной командировки - в период трудоустройства, но не более трех месяцев;

) в связи с восстановлением в должности сотрудника органов внутренних дел, ранее замещавшего эту должность, - в период трудоустройства, но не более трех месяцев;

) в период пребывания в неиспользованном отпуске за предыдущие годы службы при увольнении со службы в органах внутренних дел - не более шести месяцев;

) по окончании срока прикомандирования к органам государственной власти, а также к организациям - в период трудоустройства, но не более грех месяцев.

Нахождение сотрудника в распоряжении органов внутренних дел оформляется приказом начальника соответствующего органа.

Порядок зачисления сотрудников полиции в распоряжение органов внутренних дел и порядок их нахождения в распоряжении устанавливаются министром внутренних дел Российской Федерации.

С нахождением в распоряжении не следует смешивать отстранение сотрудника от должности. В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел» сотрудник органов внутренних дел временно отстраняется от выполнения служебных обязанностей в случае:

) избрания в отношении сотрудника меры пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу - до отмены избранной меры пресечения;

) вынесения судьей постановления о временном отстранении сотрудника от должности - до отмены временного отстранения от должности;

) прекращения допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей требует допуска к таким сведениям, - до получения допуска к указанным сведениям, перевода на другую должность в органах внутренних дел или увольнения со службы в органах внутренних дел.

Сотрудник органов внутренних дел может быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей в случае:

) уголовного преследования сотрудника без применения мер, указанных в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 73, - до прекращения уголовного преследования по основаниям, дающим право на реабилитацию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) назначения служебной проверки по факту совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины, исключающего возможность выполнения им служебных обязанностей, - на период проведения служебной проверки и исполнения наложенного по ее результатам дисциплинарного взыскания;

) возникновения конфликта интересов - до его урегулирования.

Решение о временном отстранении сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей принимается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем. О временном отстранении от выполнения служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан проинформировать Президента Российской Федерации. Порядок временного отстранения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотрудник органов внутренних дел, временно отстраненный от выполнения служебных обязанностей по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 73, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть привлечен к выполнению обязанностей по иной должности в органах внутренних дел или к выполнению отдельных служебных поручений, не требующих допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

Сотрудник органов внутренних дел, временно отстраненный от выполнения служебных обязанностей по одному из оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 73, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть привлечен к выполнению обязанностей по иной должности в органах внутренних дел или к выполнению отдельных служебных поручений, если это не помешает проведению полной и объективной служебной проверки или урегулированию конфликта интересов.

Непосредственный руководитель (начальник) обязан временно отстранить от выполнения служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, и немедленно уведомить об этом прямого руководителя (начальника).

Сотрудники полиции, прикомандированные к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, устанавливаемых Президентом Российской Федерации, считаются проходящими службу в полиции.

Возможность прикомандирования сотрудников полиции предусмотрена в интересах выполнения работ специального характера, связанных непосредственно с деятельностью органов внутренних дел и МВД России в целом.

Такое прикомандирование может быть к Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации, аппаратам палат Федерального Собрания Российской Федерации, федеральным министерствам, ведомствам и организациям. Их перечень утверждается по предложению министра внутренних дел Российской Федерации Президентом Российской Федерации. В настоящее время в числе данных организаций Минтранс России, Минэкономразвития России, Минздрав России, Минрегион России, МИД России, ФНС России, Счетная палата Российской Федерации, Банк России, Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации и ряд других.

Ранее существовала возможность прикомандирования сотрудников милиции к органам законодательной (представительной) власти. В настоящее время она исключена. В соответствии со ст. 41 Закона «О полиции» сотрудники полиции, избранные депутатами (членами) органов законодательной (представительной) власти, приостанавливают свою службу в органах внутренних дел на весь срок своих полномочий.

Направление сотрудников милиции в состав миротворческих сил по поддержанию мира по линии ООН, Совета Европы является не прикомандированием, а служебной командировкой, хотя и длительной.

Принадлежность к полиции подтверждается служебным удостоверением сотрудника полиции, специальным жетоном с личным номером, нагрудным знаком, образцы которых утверждаются МВД России. Служебное удостоверение является официальным документом, удостоверяющим личность сотрудника полиции, но при этом не заменяет паспорт гражданина Российской Федерации и иные документы, удостоверяющие личность. Служебное удостоверение имеет следующие реквизиты: наименование ведомства, серию, номер, специальное звание сотрудника, его фамилию, имя, отчество, должность, подпись лица, имеющего право назначения на указанную должность, фотографию сотрудника в форменной одежде со знаками различия, соответствующими указанному специальному званию, дату выдачи удостоверения и дату, до достижения которой удостоверение действительно. В удостоверении указывается личный номер сотрудника полиции.

Личный номер присваивается сотрудникам полиции одновременно с присвоением первого специального звания среднего начальствующего состава для их персонального учета и заносится в личное дело сотрудника. Специальный жетон с личным номером, выдаваемый сотруднику полиции, представляет собой металлический жетон овальной формы, на котором изображены заглавная буква русского алфавита и шестизначное число. Нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции, размещается на форменной одежде сотрудника, несущего службу в общественных местах.

Сотрудникам полиции бесплатно выдается форменная одежда. Она включает в себя комплект предметов обмундирования, снаряжения и знаков различия. До утверждения Правительством Российской Федерации образцов новой форменной одежды сотрудникам полиции было разрешено ношение форменной одежды сотрудников милиции.

После прохождения специальной профессиональной подготовки сотрудники полиции получают право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств определяется МВД России.

Сотрудники полиции подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 г. №128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». Перечень должностей, на которых проходят службу граждане Российской Федерации, подлежащие обязательной государственной дактилоскопической регистрации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1999 г. №386.

Порядок проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации регламентирован Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации проведения государственной дактилоскопической регистрации, утвержденным приказом МВД России от 31 августа 2007 г. №769.

Сердцевиной правового положения сотрудника полиции являются его права и обязанности. С учетом этого в Законе о полиции в отличие от весьма кратких положений статьи 18 Закона о милиции содержится развернутая характеристика полномочий полицейского, которые можно подразделить на общие и специальные.

Общие полномочия как совокупность прав (ст. 27) и обязанностей (ст. 28 Закона «О полиции») характеризуют абстрактного сотрудника полиции, т.е. носителем этих полномочий является сотрудник полиции независимо от занимаемой должности. В перечне общих полномочий можно выделить полномочия статусные, отражающие специфику полицейского как лица, которое состоит на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел, и полномочия собственно полицейские, отражающие специфику полицейской службы и социальное назначение полиции в современной России.

Предусмотренные в ч. 1 ст. 27 и части 1 с. 28 Закона «О полиции» статусные полномочия сотрудника полиции во многом аналогичны правам и обязанностям государственного гражданского служащего, закрепленным в статьях 14 и 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В этом еще раз проявляет себя принцип единства правовых основ и взаимосвязи различных видов государственной службы, предусмотренный Федеральным законом от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Собственно полицейские полномочия сотрудников полиции предусмотрены ч. 2 ст. 27 и ч. 3 ст. 28 Закона «О полиции» и в определенной мере могут рассматриваться как своеобразные изъятия из сформулированного ч. 3 ст. 25 Закона «О полиции» принципа территориальной юрисдикции полицейской деятельности. Характер закрепленных Законом полицейских полномочий ориентирует сотрудника полиции на служение обществу, на постоянную готовность независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток к защите прав и законных интересов граждан, что вытекает из социального предназначения полиции, закрепленного в ч. 2 ст. 2 Закона «О полиции»: полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от противоправных посягательств.

Следует заметить, что ст. 27 и 28 Закона о полиции не исчерпывают всего объема общих полномочий сотрудника полиции. Указания на них содержат и другие статьи Закона. В частности, обязанности сотрудника полиции как персонифицированного носителя публичной власти полиции содержат ст. 5, 6, 7, 9 Закона о полиции. Непосредственное отношение к регулированию правового статуса сотрудника полиции имеют также отдельные нормы гл. 7 «Служба в полиции» (ст. 37, 39)

Специальные полномочия - это права и обязанности, которые сотрудник полиции выполняет по занимаемой должности. Они производны от прав и обязанностей полиции и являются формой их реализации. Набор этих полномочии зависит от вида полицейского подразделения (оперативный сотрудник, патрульный, инспектор дорожно-патрульной службы и т.д.) и уровня занимаемой должности (министерство, территориальный орган и т.п.). Их перечень содержится и должностных регламентах (должностных инструкциях) сотрудников полиции, утверждаемых соответствующими руководителями.

Как уже отмечалось, предусмотренные ч. 1 ст. 27 и ч. 1 ст. 28 Закона о полиции статусные полномочия сотрудника полиции отражают его правовое положение как лица, которое состоит на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел. Содержащиеся и этих нормах предписания являются новеллами.

Среди обязанностей, которые Закон возлагает на сотрудника полиции как федерального государственного служащего, центральное место принадлежит тем, которые ориентируют его на профессиональное, четкое и законопослушное выполнение своего служебного долга. Отсюда обращенные к сотруднику полиции требования знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией); при выполнении служебных обязанностей соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций.

Требования к профессионализму сотрудника носят активный характер, обязывая его не просто знать те или иные нормативные правовые акты, но и поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения служебных обязанностей.

Ряд требований отражает субординационную специфику взаимоотношений в полицейском коллективе, предписывая сотруднику выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону; обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику.

Приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости прямой начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае прямой начальник сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении этого приказа своему непосредственному начальнику. Приказ должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. Обсуждение приказа и его критика недопустимы. Об исполнении полученного приказа подчиненный обязан доложить прямому начальнику, отдавшему приказ, и (или) своему непосредственному начальнику. Обращение в порядке подчиненности подтверждает принцип единоначалия, когда руководитель того или иного уровня ответствен за состояние дел в управляемом им подразделении. Вместе с тем при необходимости, поставив в известность непосредственного начальника, сотрудник полиции вправе обратиться к старшему начальнику.

Можно выделить требования, раскрывающие особенности служебной дисциплины. Среди них обязанности:

соблюдать регламентированный распорядок дня, определяемый особенностями служебной деятельности и оперативной обстановки, временем года, местными условиями и другими конкретными обстоятельствами;

беречь государственное имущество, в том числе предоставленное для выполнения служебных обязанностей;

не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие известными сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.

Отдельные требования ориентированы на профилактику нарушений закона, коррупциогенного поведения сотрудников. Так, установлено, что сотрудник полиции обязан сообщать непосредственному начальнику о личной заинтересованности при выполнении служебных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению такого конфликта. При попытке склонить сотрудника полиции к совершению коррупционного правонарушения он не просто должен отказаться от его совершения, но и в обязательном порядке уведомить непосредственного начальника. В определенной ситуации сотрудник должен уведомить о таких фактах органы прокуратуры или другие государственные органы.

На сотрудника полиции возложена обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлен приказом МВД России от 19 марта 2010 г. №205. Перечень должностей, на которые этот порядок распространяется, утвержден приказом МВД России от 31 августа 2009 г. №680.

Обязанностям сотрудника полиции как федерального государственного служащего корреспондирует целый ряд прав.

Прежде всего, обращает на себя внимание закрепленное в Законе о полиции право сотрудника полиции на предоставление ему надлежащих организационных и технических условий профессиональной деятельности. В качестве таких условий можно рассматривать, например, создание полноценной нормативно-правовой и методической базы служебной деятельности, предоставление сотруднику служебных помещений, оргтехники, средств связи и т.д. «Набор» этих средств закрепляется в табелях положенности по соответствующим должностям, службам, уровням управления.

Требуя от сотрудника четкого выполнения своих служебных обязанностей, закон наделяет его правом на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими права и обязанности сотрудника полиции по замещаемой должности, равно как и право на ознакомление с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в полиции. С этим правом тесно связаны и правомочия по получению в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе данных, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, если у сотрудника оформлен соответствующий допуск к такой информации. К «трудовым» относятся права сотрудника на продвижение по службе в полиции; на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке; на ознакомление с отзывами о своей служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу письменных объяснений и других документов и материалов.

Названные выше права не являются чем-то специфическим именно для сотрудников полиции, они в той или иной форме содержатся в законодательстве о федеральной гражданской службе. Вместе с тем их упоминание в Законе свидетельствует о понимании законодателем важности четкой фиксации всех элементов правового статуса сотрудника.

Этот тезис находит свое подтверждение при анализе иных правомочий сотрудника полиции, в частности широкого спектра социальных прав. К таким правам относятся: право на: отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени; предоставление выходных дней и нерабочих праздничных дней; предоставление ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков

Право на отдых - это время, в течение которого сотрудник свободен от исполнения служебных обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ). Видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска. На должностях, где по условиям службы обеспечить перерывы для отдыха и питания невозможно, сотруднику должна быть предоставлена возможность отдыха и приема пищи в служебное время. Сотрудникам, осуществляющим свою деятельность в холодное время года на открытом воздухе или в необогреваемых помещениях, в необходимых случаях предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха. Перечень таких должностей, порядок предоставления перерывов, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего распорядка.

В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел» сотруднику органов внутренних дел предоставляются следующие виды отпусков с сохранением денежного довольствия: основной отпуск; дополнительные отпуска; каникулярный отпуск; отпуск по личным обстоятельствам; отпуск по окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; другие виды отпусков в случае, если их оплата предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Основной и дополнительные отпуска сотруднику органов внутренних дел предоставляются ежегодно начиная с года поступления на службу в органы внутренних дел. Продолжительность отпуска, предоставляемого сотруднику органов внутренних дел в год поступления на службу в органы внутренних дел, определяется путем умножения одной двенадцатой части основного и дополнительных отпусков, установленных сотруднику в соответствии с настоящей главой, на число полных месяцев, прошедших от начала службы в органах внутренних дел до окончания текущего календарного года. Отпуск продолжительностью менее 10 календарных дней присоединяется к основному отпуску за следующий календарный год.

Основной отпуск за второй и последующие годы службы в органах внутренних дел предоставляется сотруднику органов внутренних дел в любое время в течение года в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем. При этом дополнительные отпуска суммируются и могут предоставляться одновременно с основным отпуском или отдельно от него по желанию сотрудника. В этом случае общая продолжительность непрерывного отпуска не должна превышать 60 календарных дней (без учета времени на проезд к месту проведения отпуска и обратно). Продолжительность непрерывного отпуска, установленная настоящей частью, не распространяется на сотрудника, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных

Основной отпуск, отпуск по личным обстоятельствам, отпуск по окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и отпуск, предоставленный сотруднику органов внутренних дел в год поступления на службу в органы внутренних дел продолжительностью 10 календарных дней и более, увеличиваются на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно с учетом вида транспорта, но не менее чем на одни сутки в один конец.

В исключительных случаях, когда отсутствие сотрудника органов внутренних дел на службе в органах внутренних дел влечет за собой невозможность надлежащего осуществления федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальным органом, подразделением функций, установленных законодательством Российской Федерации, определенный графиком срок предоставления отпуска может быть по согласованию с сотрудником перенесен приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.

Часть основного отпуска сотрудника органов внутренних дел, превышающая 30 календарных дней, может быть по его желанию заменена денежной компенсацией в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также во вредных условиях, замена части отпуска денежной компенсацией, как правило, не допускается, за исключением случая его увольнения со службы в органах внутренних дел.

Сотруднику органов внутренних дел женского пола, а также сотруднику, являющемуся отцом (усыновителем, попечителем) и воспитывающему ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения ее родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения по объективным причинам), предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном трудовым законодательством. На такого сотрудника в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, распространяются социальные гарантии, установленные трудовым законодательством.

Сотруднику органов внутренних дел, замещающему должность профессорско-преподавательского состава в образовательном учреждении высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, основной отпуск и дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел предоставляются, как правило, в период каникулярных отпусков курсантов, слушателей, за исключением случая предоставления такому сотруднику путевки на лечение в иное время.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.07 с.)