Особенности агрессивного поведения и тревожности подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности агрессивного поведения и тревожности подростков



Введение

 

Актуальность. Проблема исследования агрессивности является одной из наиболее актуальных проблем современного мира. Так как, агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, то именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность изучения особенностей агрессивных проявлений подростков. В последнее время появились публикации по агрессивности детей и подростков, но многие аспекты проблемы остаются до сих пор мало изученными, например, в доступных нам источниках не было найдено исследований, посвященных изучению особенностей агрессивных проявлений подростков с различным уровнем тревожности. Понимание механизмов формирования агрессии позволит оказать полноценную психологическую помощь в социализации подростков, гармонизации их отношений с окружающей средой, позволит снизить риск дезадаптации и риск агрессивного поведения.

Цель работы: изучение особенностей агрессивных проявлений подростков с различным уровнем тревожности.

Предмет: особенности агрессивного поведения подростков 14-15 лет с различным уровнем тревожности.

Объект исследования: подростки 14-15 лет, обучающиеся в 9 «б» классе МОУ СОШ № 48 г. Оренбурга (11 девочек, 11 мальчиков).

Гипотеза исследования: возможно, что существует взаимосвязь между уровнем агрессивности подростков и уровнем их тревожности.

Задачи исследования:

1. Проведение теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования.

2. Организация эксперимента и выбор методов исследования.

3. Определение показателей форм агрессивного поведения подростков.

4. Определение уровня агрессивности подростков.

5. Выявление уровня ситуативной и личностной тревожности подростков.

6. Проведение сравнительного анализа особенностей агрессивного поведения подростков с различным уровнем ситуативной и личностной тревожности.

Методы исследования: наблюдение, метод экспертных оценок, опросник Басса-Дарки; методика Ч.Д.Спилбергера.


Особенности агрессивного поведения и тревожности подростков

 

Агрессия как социально-психологический феномен

Тревожность как социально-психологический феномен

Анализ и интерпретация результатов исследования

Заключение и выводы

 

В соответствии с поставленной целью в ходе данного исследования были изучены особенности агрессивных проявлений подростков с различным уровнем тревожности. Психодиагностическое исследование проводилось с учащимися 9 «б» класса средней общеобразовательной школы №48. Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы и методики: наблюдение, метод экспертных оценок, опросник Басса-Дарки; методика Ч.Д.Спилбергера.

Из анализа результатов следует, что практически все методы и методики, использованные в исследовании, оказались информативными. Информация и наблюдения, полученные в ходе беседы с учащимися, классным руководителем и родителями, существенно помогли при интерпретации результатов тестирования. Результаты исследования позволяют судить как об общих закономерностях, так и об индивидуальных особенностях.

В ходе исследования было обнаружено совпадение полученных результатов с результатами исследований ряда авторов (А.А.Реан, Ю.Б.Можгинский). В ходе экспериментального исследования были изучены формы проявления агрессивного поведения подростков; особенности ситуативной и личностной тревожности подростков, а также особенности агрессивных проявлений подростков с различным уровнем тревожности. Таким образом, все задачи исследования были выполнены, цель достигнута, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Проведение теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования позволяет говорить о том, что агрессивное поведение для подросткового возраста - достаточно обычное явление и на всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности. Характер агрессивного поведения во многом определяется личностными, средовыми, возрастными и гендерными особенностями.

2. Анализ показателей форм агрессивного поведения и уровня агрессивности подростков позволяет говорить о том, что подростков отличает средний уровень агрессивности (20,18) и средний уровень враждебности (8,73), что можно рассматривать как проявление возрастной закономерности, обусловленной пубертатным периодом.

3. Анализ показателей уровня ситуативной и личностной тревожности подростков показал, что у подростков данной группы среднее значение показателя личностной тревожности соответствует показателю 39,05, а среднее значение показателя ситуативной тревожности соответствует показателю 36,36. Данные значения говорят, что в среднем по группе отмечается средний уровень ситуативной и личностной тревожности.

.   Изучение взаимосвязи уровня агрессивности и тревожности подростков позволяет отметить, что высокий уровень агрессивности и враждебности наиболее часто коррелирует с высоким и средним уровнем ситуативной и личностной тревожности.

5. По результатам данного исследования средний уровень агрессивных и враждебных реакций отмечается у учащихся со средним уровнем тревожности. Таким образом, можно предположить, что, влияя методами психологической коррекции на уровень тревожности, можно снизить риск возникновения агрессивных реакций подростков.


Библиография

 

1. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Олма-Пресс, 2004. - 242 с.

. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 304 с.

. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1990. - 257 с.

4. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2001. - 364 с.

.   Выготский Л.С. Собрание соч. Том 4. М.: Педагогика, 1986. - 432 с.

6. Гроф С. За пределами мозга. Под ред. Станислава и Кристины Гроф / Пер. с англ. А.С. Ригина. - М.: Независимая фирма “Класс”, Изд-во Трансперсонального института, 2000. - 288 с.

7. Дарвин Чарльз. О выражении эмоций у человека и животных. - СПб.: Питер,2001. - 384с.

8. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб: Питер, 2006. - 464 с.

. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.- 286 с.

10. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002. - 992 с.

11. Лоренц К. Агрессия (Так называемое зло). - Прогресс-Универс, 1994. - 352 с.

.   Меннингер К. Война с самим собой. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 328 с.

13. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика. - М.: «Когито-Центр», 2006. - 181 с.

. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб.: Лань, 2002. - 186 с.

15. Мэй Р. Сила и невинность: в поисках истоков насилия. - М.: Смысл, 2001. - 286 с.

.   Налчаджян А. Агрессивность человека. - СПб.: Питер, 2007. - 736 с.

.   Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - 8-е междунар. Изд. - СПб.: Питер, 2002. - 640 с.

.   Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. - СПб.: Питер, 2001.

19. Психология человеческой агрессивности / Под ред. К.В. Сельченок. - Мн., 1999. - 296 с.

20. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - 1999. - №3. - С. 33-37.

.   Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Просвещение, 2002. - 364 с.

.   Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Просвещение, 2003. - 216 с.

23. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 168 с.

24. Фрейд З. Избранное. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2001. - 356 с.

.   Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.- М.: Олма-Пресс, 2004. - 326 с.

26. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Минск, 1996.

. Эриксон Э. Детство и общество.- М.: Эксмо, 2003. - 524 с.

28. Юнг К.Г. Аналитическая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 324 с.

29. Ясперс Карл. Всемирная история философии: введение / Пер. с нем.- СПб.: Наука, 2000.

Введение

 

Актуальность. Проблема исследования агрессивности является одной из наиболее актуальных проблем современного мира. Так как, агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, то именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность изучения особенностей агрессивных проявлений подростков. В последнее время появились публикации по агрессивности детей и подростков, но многие аспекты проблемы остаются до сих пор мало изученными, например, в доступных нам источниках не было найдено исследований, посвященных изучению особенностей агрессивных проявлений подростков с различным уровнем тревожности. Понимание механизмов формирования агрессии позволит оказать полноценную психологическую помощь в социализации подростков, гармонизации их отношений с окружающей средой, позволит снизить риск дезадаптации и риск агрессивного поведения.

Цель работы: изучение особенностей агрессивных проявлений подростков с различным уровнем тревожности.

Предмет: особенности агрессивного поведения подростков 14-15 лет с различным уровнем тревожности.

Объект исследования: подростки 14-15 лет, обучающиеся в 9 «б» классе МОУ СОШ № 48 г. Оренбурга (11 девочек, 11 мальчиков).

Гипотеза исследования: возможно, что существует взаимосвязь между уровнем агрессивности подростков и уровнем их тревожности.

Задачи исследования:

1. Проведение теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования.

2. Организация эксперимента и выбор методов исследования.

3. Определение показателей форм агрессивного поведения подростков.

4. Определение уровня агрессивности подростков.

5. Выявление уровня ситуативной и личностной тревожности подростков.

6. Проведение сравнительного анализа особенностей агрессивного поведения подростков с различным уровнем ситуативной и личностной тревожности.

Методы исследования: наблюдение, метод экспертных оценок, опросник Басса-Дарки; методика Ч.Д.Спилбергера.


Особенности агрессивного поведения и тревожности подростков

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.018 с.)