Макаров И.К. 1822-1897. Портрет Великой княгини Марии Николаевны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макаров И.К. 1822-1897. Портрет Великой княгини Марии Николаевны.



В нашей экспозиции представлена работа мало изученного русского художника Макарова Ивана Козьмича (1822-1897), хотя его произведения украшают музеи г. Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов. Это портрет дочери Николая I Марии Николаевны.

Не найдены десятки его произведений, значащихся в каталогах выставок, упоминающихся в архивных документах. Сделана попытка исследования его творчества. Саранским книжным издательством издана монография «Иван Кузьмич Макаров». Был сделан запрос в ДВХМ о наличии работ в нашей коллекции этого художника, когда этим издательством готовилась работа. Но ответа не получили.

Иван Козьмич Макаров - сын основателя Саранской художественной школы, бывшего крепостного. В Петербурге получает академическое образование и звание академика. Становится известным портретистом.

Современники обвиняют его в приверженности к салонной живописи, что «его портреты, внешне шикарно и бравурно написанные, отличаются красотой искусственной, с шиком нарисованной, чувственно бесчувственной».

Портрет Марии Николаевны скорее можно отнести не к салонному, а парадному портрету. Как писал один из искусствоведов Глаголь С.:

«Когда вы подходите к такому портрету, вы чувствуете, как нежны и выхолены эти руки, вы чувствуете целого человека известного положения, известного общества, известной эпохи».

Великая княгиня Мария Николаевна была Президентом Академии художеств, любила и понимала искусство, была гостеприимной хозяйкой. В 20 лет вышла замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского (1817-1852), приемного сына Наполеона Бонапарта. Годы жизни Марии Николаевны (1819-1876). От брака с ним она родила 7 детей: 3 дочери и 4 сына. После его смерти вышла замуж за графа Строганова, именно поэтому последние годы жила в России.

На портрете художник изобразил молодую женщину, уверенную в себе и знающей себе цену.

Если внимательно вглядеться в наш портрет Макарова И.К., то он весь построен на пересечении изогнутых линий, представляющих дуги овалов. Причем в этот «ритм овалов» втянуты даже детали лица: линия лба и носа, складки губ, дуги бровей, линия, разделяющая лицо и волосы прически.

Если на минутку отвлечься от глубины пространства и представить себе портрет как узор на плоскости, то он более всего похож на какую-то розетку, составленную из множества лепестков, очень мелких в центре (лицо) и все более широких, ближе к краю.

Однако отвлечься от «глубины» тут довольно трудно. Портрет отнюдь не выглядит плоским. Художнику удалось совместить оба противоречивых решения портрета: плоскостное и глубинное. И это противоречие отнюдь не ощущается.

Он удачно посадил свою модель, удачно дал ей чуть-чуть «рокайльный» поворот с наклоном головы, удачно воспользовался характерными особенностями ее лица. Более того: этот наклон головы, благородный профиль и взгляд немного исподлобья в какой-то степени стал выражать ее характер.

Мария Николаевна обладала высоким художественный вкусом.

И художник отказывается изображать обилие украшений у царской дочери. На ее руке несколько изящных золотых украшений: браслет и несколько колец, украшенных царскими камнями: рубин (яхонт, бриллиант, изумруд).

Наш портрет овальный. Овал здесь служит не только внешним завершением композиции, но и придает ему изящную графическую законченность, служит средством характеристики портретируемой.

Мария Николаевна занимала не только место президента академии Художеств, но и была председателем «Общества поощрения художеств».

Итак, мы познакомились с развитием русского изобразительного искусства 18-19 вв., обратившись к парадным портретам царствующего дома Романовых, его окружения. (В этом, 2003 г. - 390-летие его основания).

Портрет представлял в этот период самую блестящую страницу в русской живописи. Именно здесь русское искусство достигло зрелого понимания живописности и пышной декоративности. В парадном, декоративном портрете они достигли огромного мастерства как в композиции, так и в тончайшим понимании цвета, свободном владении кистью, методом лессировок, обучаясь как у иностранных мастеров, так и у известных русских портретистов - Рокотова, Левицкого, Боровиковского.

Именно здесь зарождается реализм с его глубоким вниманием к человеческой личности с его внутренним миром, человеческому достоинству.

И наша небольшая галерея парадных портретов н. х. дает некоторое представление о достижениях портретной живописи этого периода.

 


Заключение

 

Продукт, являющийся главным результатом музейной деятельности, - это локальное, региональное, национальное культурное наследие, являющееся неиссякаемым источником и главным признаком своеобразия конкретного места, региона, страны. До тех пор пока существуют музеи, собирающие и показывающие то, чем та или иная территория отличается от всех прочих, сохраняется повод или психологический мотив поехать в сколь удаленное место.

Сегодняшняя ситуация не позволяет множеству учреждений культуры ответить на главный вызов последнего десятилетия - мощный спад посещаемости музеев. Нужен проект, направленный на повышение качества обслуживания туристов в музеях. Именно музеи служат основными точками притяжения туристов и формируют бренды регионов, недостатки обслуживания посетителей в музеях могут привести к спаду туристической активности в целом. Объединение усилий с туристической индустрией также способствует демократизации музеев, изменения представления о них, как об элитных институтах. Такой подход может привлечь в музей новые аудитории и обеспечить лучший доступ к их познанию и собраниям.

В результате проведенного исследования было получено необходимое представление о музее и его назначении. Рассмотрение отечественного и зарубежного опыта сотрудничества музеев и туристских организаций помогло ознакомиться с музейным туризмом как одним из видов культурно-познавательного туризма.

На основе рассмотрения истории возникновения и современного состояния крупных музеев Хабаровска, выявления опыта взаимодействия музеев и туристских организаций, в работе определены специфика музея как туристского ресурса, его значение и перспективы в развитии музейного туризма Хабаровска.


Библиографический список

 

1.Амуром к Восходящему Солнцу [Текст]//Дальневосточный капитал.- 2004.- №3.- С. 60-61

.Ардышев, В. Казачий острог у амурской стремнины [Текст]/ В. Ардышев// Приамурские ведомости.- 2001.-21 ноября.- С.3

.Архангельская, О.В Государственном Эрмитаже поменяли политику/ О. Архангельская//[Электронный ресурс]/ Режим доступа: www

.Барышев, А.Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве [Текст]: учеб. пособие/ А.Ф. Барышев.- М.: Финансы и статистика, 2007.-160 с.

.Биржаков, М.Б. Введение в туризм [Текст]: учебник/ М.Б. Биржаков.- Издание 6-е, переработанное и дополненное.- СПб.: «Издательский дом Герда», 2004.-448 с.

.Богданова, С. Музеи-заповедники призваны защищать [Текст]/ С. Богданова// Туризм: практика, проблемы, перспективы.- 2004.- №7.- С.56-57

.Взаимодействие музеев Канады со многими партнерами [Текст]// Информационный бюллетень ИКОМ России. -2002.-№3.-С.28

.Глебова, Е. Гольдская усадьба с видом на Амур(музей под открытым небом «Вэлком») [Текст]/ Е. Глебова// Тихоокеанская звезда.- 2001.- 26 июня.- С.2

.Григорьев, А. Музей на рубеже веков. Научно-практическая конференция музейных работников [Текст]/А.Григорьев// Тихоокеанская звезда.- 2000.- 13 сент.- С.1

.Грицкевич, В.П. История туризма в древности [Текст]: пособие для вузов/ В.П. Грицкевич.- СПб.: Герда, 2005.-336 с.

.Губернаторов, А. Зачем нам нужен визит-центр (опыт национального парка самарская лука)/ А. Губернаторов//[Электронный ресурс]/Режим доступа: www. Зачем нам нужен визит-центр (опыт национального парка самарская лука).htm

.ДальгеоТурс. О компании [Электронный ресурс]/Режим доступа: www. ДальгеоТурс О компании.htm

.Долженко, Г.П. Экскурсионное дело [Текст]: учебное пособие/ Г.П. Долженко.- Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.-304 с.

.Дукельский, В.Ю. Конкурент или пешка в чужой игре? [Текст]/Беседу вела Рудановская Д.// Мир музея.-2007.-№7.- С.2-6

.Жело, А. Вяземскому краеведческому музею-25 лет [Текст]/А. Жело// Вяземские вести.- 2002.- 25 окт.

.Иванов, В. Этнографический музей в селе Булава [Текст]/ В. Иванов// Приамурские ведомости.- 2000.- 27 янв.- С.6

.Изотова, М.А. Инновации в социально-культурном бизнесе и туризме [Текст]/М.А. Изотова, Ю.А. Матюхина.- М.: Советский спорт, 2006.-224 с.

.Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона [Текст].- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 950 с.: ил.

.История России на дальневосточных рубежах [Текст]//Записки Гродековского музея. - Хабаровск: Хабаровский краеведческий музей, 2001. - Вып.2.- 243 с.

.Каурова, А.Д. Организация сферы туризма [Текст]: учебное пособие/ А.Д. Каурова.- Издание 2-1, переработанное и дополненное.- СПб.: Герда, 2006.-320 с.

.Козлова, Л. Роль художественных музеев в решении задач современного культурного туризма(на региональном материале) [Текст]/ Л. Козлова// Состояние и перспективы развития туризма на Дальнем Востоке России: сборник материалов IV международной научно-практической конференции; под научной редакцией д. б. н. директора Института водных и экологических проблем ДВО РАН, заведующего кафедрой «Туризм и гостиничное хозяйство» Хабаровская государственная академия экономики и права Воронова Б.А.- Хабаровск, 2001г.- 135 с

.Колесникова, И.А. Основы андрагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая [и др. ].- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-240 с.

.Комаровская, Е. «Музей на колесах» едет в глубинку [Текст]/Е. Комаровская// Суворовский натиск.- 1999.- 17 июля.- С.2

.Корнева, Л.В. Музейное дело как важнейший фактор в развитии туристического бизнеса: профессиональная подготовка специалистов в области культурно-познавательного туризма [Текст]/Л.В. Корнева// Художественно-эстетическое образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы региональной научно-практической конференции 28-30 марта 2007 г. Хабаровск-Комсомольск на Амуре: под ред. С.Н. Скоринова.- Хабаровск: Краевое научно-образовательное творческое объединение культуры, Дальневосточная госуд. науч. библиотека 2007.- Ч. II.- 348 с.

Корнева, Л.В. Кадровые проблемы в районных и общественных музеях [Текст]/ Л.В. Корнева//Проблемы подготовки кадров для сферы культуры и искусства: материалы всерос. научн. практ. конф.- Хабаровск 2001.- Ч.1. С.15-17

.Коротаева, Л.Д. Музей и туризм. Перспективы развития[Текст]/ Л.Д. Коротаева// Информационный бюллетень ИКОМ России.- 2001.- №1. - С.119-124

.Криштон, В. Музейное дело продолжается Краеведческий музей им. Полины Осипенко[Текст]/ В. Криштон// Амгуньская правда.- 1998.- 6 июня

.Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему[Текст]/ Отв. ред.: И.А. Бутенко, И.Э. Разлогов.- М.: Либерея, 1998.-296 с.

.Культурный облик Хабаровска в ХХ веке [Текст]: Материалы городской научно-практической конференции; научный редактор: кандидат искусствоведения А.А. Никитин.-Администрация г. Хабаровска, 1999

.Культурные индустрии и региональное развитие [Текст]// Справочник руководителя учреждения культуры.-2007.-№8.-С.46

.Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге ХХI века [Текст]: учеб. пособие/Пер. с англ. Н.П. Сиротюк.-СПб.: СПбГУЭФ, 2001.-211с.

.Культурный туризм для мира и развития [Текст]: сб. докл. и тез. сообщ. междунар. научн. конф., г. Москва, 26-28 сент. 2000г./ Рос. Междунар. Акад. Туризма.- М.: Турист, 2000.-187 с.

.Лабзина, О. «Фэйс-контроль» для Тульского турбизнеса [Текст]/ О. Лабзина// Туризм: практика, проблемы, перспективы.- 2004.- №2.- С.56-58

.Лементович, Т.В. К вопросу о создании филиала Дальневосточного художественного музея- музея аборигенной культуры народов Амура в районе национального села Сикачи-Алян [Текст]/ Т.В. Лементович// Актуальные проблемы сохранения культурных ценностей в Дальневосточном регионе: материалы межведомственной региональной научно-практической конференции.- Часть I Хабаровск, 10-12 ноября 2002 г.)/ Территориальное управление Министерства культуры России по сохранению культурных ценностей в г. Хабаровске.- Хабаровск: издат. дом «частная коллекция», 2002.-168 с.

.Лысикова, О.В. Музеи мира [Текст]: учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира»/ О.В. Лысикова.-М.: Флинта: Наука, 2002.-128 с.; ил.

.Мельникова, С.Е. Музей и туристический рынок [Текст]/ С.Е. Мельникова// Информационный бюллетень ИКОМ России.-2001.-№1.- С.114-119

.Музей и технологии туризма [Текст]/Орган Ассоциации музеев Дальневосточного региона.- Хабаровск: ХККМ им. Н.И. Гродекова// Музейные вести.-2006. 9(13).- 52 с.

.Музейный Визит-центр [Текст]//Справочник руководителя учреждения культуры.- 2005.-№5

.Музей А.П. Окладникова[Текст]// Тихоокеанская звезда.- 1998.-19 марта.- С.3

.Музей «Сикачи-Алян» [Текст]// Тихоокеанская звезда.- 2002.- 27 июля.- С.3

.Музеи мира [Текст]/ред. группа: М.Аксенова, О. Елисеева, Т. Евсеева.- М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2007.-184 с.

.Наш Тур Дом глазами японки [Текст]//Приамурские ведомости.- 2003.- 7 окт.- С.3

.Николаев, И. Карельские каникулы: проект музейно-информационной сети/ И. Николаев//[Электронный ресурс]/Электрон. Журнал.-март 2005.- №1 (16).- Режим доступа: www. Журнал «60 параллель».htm

.Оненко, С. Центр нанайской культуры и этнографии село Джари [Текст]/ С. Оненко// Анюйские перекаты.- 2003.- 6 дек.- С.3

.Осипов, Г. Музеи нового поколения Ночь перед Рождеством…среди экспонатов[Текст]/ Г. Осипов// Турбизнес.- 2006.- №18.- С.50-51.

.Переверзев, М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства [Текст]: учебное пособие / М.П. Переверзев, Т.В. Косцов; под ред. М.П. Переверзева.- М.: ИНФРА-М, 2007.-192 с.

47.Первые итоги «Карельских каникул» Rata news - новости туризма для профессионалов от РСТ, Туристические новости в России и мире.htm Номер 1460 от 10.02.2006 <http://www.ratanews.ru/asp/news.asp?n=1460>

.Платошкина, Н. Время хранить камни. Из истории геологического музея в Хабаровске[Текст]/ Н. Платошкина// Тихоокеанская звезда.- 1997.- 11 апреля.- С.2

.Прентис, Р. Опыт становления и развития культурного туризма Текст]: учеб. пособие/Р. Прентис.-СПб.: СПбГУЭФ, 2001.-231 с.

.Проблемы подготовки кадров для сферы искусств и культуры [Текст]: Материалы Всерос. науч.-практ. конф./ Под. ред. к.п.н., доцента О.А. Лопатиной.- Хабаровск: КНОТОК, 2001.- Ч.1.- С.128

.Российская музейная энциклопедия [Текст]. - М.: Прогресс, М.: РИПОЛ классик, 2005.-848 с.: ил.

.Рубан, Н.И. Музеология. История музейного дела. Основные направления и формы музейной деятельности. Музейное дело на Дальнем Востоке России [Текст]: учебное пособие/ Н.И. Рубан.- Хабаровск: ГМДВ им. Н.И. Гродекова, Хабаровский государственный педагогический университет.-2004.-300 с.

.Рубан, Н.И. Роль музеев в развитии туризма Хабаровского края [Текст]/ Н.И. Рубан// Состояние и перспективы развития туризма на Дальнем Востоке России: сборник материалов IV международной научно-практической конференции; под научной редакцией д. б. н. директора Института водных и экологических проблем ДВО РАН, заведующего кафедрой «Туризм и гостиничное хозяйство» Хабаровская государственная академия экономики и права Воронова Б.А.- Хабаровск, 2001г.- 135 с

.Рубан, Н.И. Некоторые тенденции развития музеев Дальнего Востока России из прошлого в будущее [Текст]/ Н.И. Рубан//Записки Гродековского музея.- Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова, 2006.-Вып. 13.- 244 с.

.Сведения о работе учреждений культуры Хабаровского края системы министерства культуры РФ за 2001 год [Текст].- г. Хабаровск, 2002

.Сотникова, С.И. Музеология [Текст]: пособие для вузов/ С.И. Сотникова.- М.: Дрофа, 2004.-192 с.

.Тельчаров, А.Д. Основы музейного дела. Введение в специальность [Текст]: курс лекций/ А.Д. Тельчаров; послесл. И.В. Кондакова.- М.: Омега-Л, 2005.-184 с.

.Троицкий районный краеведческий музей[Текст]//Амгуньская правда.- 2000.- 29 янв.

.Федотова, Т.Л. Музеи мира и основы музейного обслуживания [Текст]: учеб. пособие/ Т.Л. Федотова. - СПб.; политехн. ун-т., 2005.- 224с.

.Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: теория и практика [Текст]: учебное пособие/ Л.М. Шляхтина.- М.: Высш. шк., 2005-183 с. ил.-

.Шпилько, С.П. Нужно ли музею партнерство с турбизнесом? [Текст]/ С.П. Шпилько// Мир музея.- 2007.-№7.- С.8-10

.Эрмитаж демонстрирует жест доброй воли [Электронный ресурс]/Режим доступа: www. The State Hermitage Museum Hermitage Press Releases.htm 22 января 2009 года Пресс-релиз Северо-Западного Регионального Отделения Российского Союза Туристской Индустрии Пресс-служба СЗРО РСТ

великих музеев мира [Текст]/ Автор-составитель Н.А. Ионина.-М.:Вече, 2005.-512 с.

.VKO КЛУБ - Новости туризма - Эрмитаж поддерживает развитие туризма в низкий сезон.htm 01 ноября 2004

. С. Калита Музейный туризм Проблемы Перспективы.htm Музейный туризм: проблемы? Перспективы? (заметки с очередного заседания Ассоциации музеев России)

. П.М. Шульгин, рекомендации к конкурсу “Музей и туризм”.htm

Основные тенденции взаимодействия туризма и музейного развития (рекомендации к конкурсу «Музей и туризм»)

. Музеи Российской Федерации [Электронный ресурс]/Режим доступа: www. Россия - музейная держава.htm Материал подготовлен ИКОМ России 26.09.2008

. Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова История музея [Электронный ресурс]/Режим доступа: www. Государственный музей Дальнего Востока. История музея. Htm

 


П риложение 1

 

Районные музеи Хабаровского края

Этнографический музей в селе Булава многие годы не имел своего помещения, экспонаты хранились в школе, пока в 1991г. не решили возродить древний «медвежий праздник» и не создали этнографический комплекс. С тех пор таежная столица ульчей живет яркой самобытной культурной жизнью. В местной школе искусств обучается свыше 100 детей, которые перенимают у народных мастеров навыки вышивания и плетения, резьбы по дереву, изготовления сувениров из лозы и бересты. Создан и свой танцевальный ансамбль.

В этнографическом музее представлены и деревянные идолы-сэвэны, и ритуальная посуда к «медвежьему празднику» и серебряные маньчжурские бляхи, одну из которых, побывавший здесь ученый из Японии определил как «каси» или «счастье»- символ власти местного «старшинки».

Ученые из Японии частые гости. Несколько раз приезжал сюда профессор музея этнологии города Осака К. Оцука. Вначале он интересовался местными и привозными тканями, коврами и халатами, попадавшими на Амур во времена Великого шелкового пути, затем дотошно исследовал старинную повседневную ульчей. Договорившись об экспонировании коллекции на выставке 2001 г. в музее этнологии г. Осака. Кроме того, музей стал полевой лабораторией для японского музея, куда господин и его коллеги-этнографы будут приезжать каждое лето.

Народные мастера из Ульчского района активно сотрудничают с сотрудниками Государственного музея Дальнего Востока им. Н. И. Гродекова. Зав. отделом краеведческого музея считает, что пришло время сделать этот музей филиалом Государственного музея Дальнего Востока им. Н. И. Гродекова. Музей испытывает финансовые трудности, так как не является государственным, хранение экспонатов не поставлено на гос. учет, а в музейном деле это очень важно.

Это единственный этнографический музей на Нижнем Амуре, действующий благодаря энтузиазму местных жителей на весьма скромные средства.

Краеведческий музей им. Полины Осипенко был организован в 1987 г. в райцентре и получил статус филиала Хабаровского краеведческого музея. Из маленькой тесной комнатушки экспонаты перекочевали в просторное уютное помещение. Основатель музея- почетный гражданин района, ветеран войны В.В. Бочкарев. Он по крупицам со вкусом истинного дизайнера распределил экспонаты по отделам. Но самым ценным из них была рукописная книга, впоследствии отпечатанная на ксероксе, «Приамгунье далекое и близкое». По ней школьники изучают историю и географию района. В музее много предметов искусства и культуры. Здесь находятся орудия труда времен первобытного периода, современные макеты золотодобывающих объектов, альбомы и стенды с фотографиями передовиков производства, лучших людей этого района, ветеранов войны и труда, орденоносцев. Имеется и довольно обширный уголок культуры и быта коренных народностей Севера, где размещены расписанные удивительными узорами кумаланы, халаты, торбаса и прочие вещи, изготовленные руками известных мастериц Владимировки. В музее представлены флора и фауна, некоторые полезные ископаемые и многое другое. В районе постоянно развивается еще две музейные ветви на Бриакане в селе Владимировка, в селе Криштон.

К открытию Троицкого районного краеведческого музея было собрано около 100 единиц хранения из школьных музеев Найхина, Троицкого, Ачана, Дады, Джари.

24 апреля 1975 г. Хабаровский краевой Совет депутатов трудящихся принял решение об открытии с 1 апреля филиала Дальневосточного Художественного музея в с. Троицком Нанайского района, а 9 мая 1975 г. состоялось торжественное открытие. Тогда же фонд пополнился работами дальневосточных художников. Музей имеет многие из лучших картин первого нанайского художника живописца А.И. Бельды.

В 1976 г. в музей поступили уникальные предметы, которые сегодня составляют золотой фонд: халат свадебный из рыбьей кожи, шапки женские и мужские. Коллекция считается одной из лучших.

В первые годы создания музея сформировалась и коллекция этнографии, которая включала в себя предметы быта, одежду, обувь, кухонную утварь, орудия труда, ритуальные скульптуры и многое другое.

С января 1981 г. музей преобразовывается в филиал Хабаровского краеведческого музея.

Иностранные гости с большим интересом посещают сокровищницу культуры.

Сегодня основной фонд музея составляют- 3394 единицы хранения, а научно-вспомогательный - 1618. Посетитель видит только около 400 экспонатов. Музей нуждается в большом помещении, нет фондохранилища.

Музей активно зарабатывает деньги, стараясь на них закупать ценные старинные вещи. Сотрудники музея делают много, чтобы привлечь посетителей: организуют выставки, творческие, гостиные, тематические вечера. Тесно сотрудничают с мастерами прикладного искусства района. Кроме организации традиционных выставок-конкурсов декоративно-прикладного искусства музей старается помочь мастеру в реализации своих работ. Сегодня можно отметить высокое мастерство в изготовлении кукол С.Е. Кимонко. Ее работы пользуются большим спросом у иностранных гостей из Японии, Канады, Америки. Кукла одета в национальную одежду.

Замечательная работа у мастерицы-вышивальщицы из Верхнего Нергена Л.Г. Ним. Детские халаты, коврики и настенные панно не лежат долго на прилавках как в краевом центре, так и в музее. В музее организована ярмарка-распродажа сувенирной продукции современных мастеров. Сегодня вышивальщицы вынуждены продавать свои работы за очень небольшие деньги, так как традиционная вышивка не пользуется спросом. Чтобы действенно помочь мастеру надо изучать рынок, расширять его границы, искать дополнительные источники финансирования, находить как иностранных инвесторов, так и российских.

Деньги уходят на хозяйственные расходы, на организацию выставок и т.д.

Центр нанайской культуры и этнографии (село Джари) ежегодно посещают туристы из различных стран. Гостей интересует нанайская культура, традиции и обычаи. Ансамбли центра показывают обрядовые действия. Между туристами из Японии и центром произошел культурный обмен. Японцы показывали свои национальные песни и танцы и др. Гостей по традиции встречали блюдом из жареной рыбы и лепешками - тасима.

На каждом семинаре, конференции, во время мероприятий, экскурсий туристов проводят выставки-продажи изделий народного творчества. Центр готовится по всем календарным и народным праздникам.

Вяземский краеведческий музей создан к 60-летию со дня революции и открыт в день годовщины ВЛКСМ 29 октября 1977 года. Все фонды Вяземского краеведческого музея, в основном, подарены, куплено всего три экспоната. Музей в течение первых 15 лет вел активную переписку с бывшими вяземцами, которые создавали его историю и знали не понаслышке о событиях в районе. Переписка шла с бывшими участниками гражданской войны Г.Ф. Коваль, Н.Х. Мазурчук, И.С. Логачевым, Ф. Пильновым, В.А. Ильиной, А.П. Окладниковым, Ф.П, Котляр, которые присылали ценные бандероли, посылки с экспонатами.

В преддверии своего 25-летия музей участвовал в краевых соревнованиях между филиалами музеями. В 1998 году за лучшую экспозицию «Славянский зал» музею присуждено первое место. В 2000 г. заняли первое место за созданные экспозиции к 50-летию Победы над Германией «Вяземцы в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.» и в 2002 г. включились в конкурс «Лучший музей года». В музее проводился региональный семинар музеев Сибири и Дальнего Востока, участники которого дали высокую оценку деятельности Вяземского краеведческого музея.

 


Приложение 2

 

Международный совет музеев

Международный совет музеев (ИКОМ) основан в 1946 году, поддерживается ЮНЕСКО. Штаб-квартира организации находится в Париже. Объединяет свыше 26 000 членов из 151 страны, представляя все направления и специализации современного музейного дела. В настоящее время ИКОМ является единственной столь представительной международной профессиональной организацией в мире. Обмен профессиональным опытом и информацией, способствующей развитию музеев, осуществляется через комитеты ИКОМ, которые действуют на региональном, национальном и международном уровне. Основные цели и задачи деятельности ИКОМ сформулированы в Стратегическом плане развития. В их числе: борьба с нелегальным перемещением культурных ценностей; противостояние природным и гуманитарным катастрофам, разработка и распространение профессиональных и этических стандартов; празднование международного дня музеев (в 2009 году он будет посвящен теме «Музеи и туризм»).www.icom.orghttp://icom.museum/

 


Приложение 3

 

Культурное наследие и туризм

Проект хартии ИКОМ о принципах взаимоотношений музеев и культурного туризма

Туризм может внести значительный вклад в экономику любой страны, приобщая людей к культурному наследию той или иной страны, но он также может нанести и непоправимый вред. Оптимальное взаимодействие между культурным наследием и культурным развитием может быть достигнуто благодаря деятельности музеев, которые способны и охранять и сохранять наследие как таковое, а также развивать культурное взаимопонимание и культурное разнообразие.

Проблемы сохранения культурного наследия и развития туризма многие годы активно обсуждаются в рамках ИКОМ.

В 2000 году на очередной сессии ИКОМ, проходившей в нескольких странах Латинской Америки был разработан проект Хартии о принципах взаимоотношений музеев и культурного туризма, которая была ратифицирована и вошла составной частью в «Стратегический план Международного Совета Музеев на 2001-2007 гг».

Принципы хартии опираются на «Кодекс профессиональной этики», базовый документ ИКОМ, в котором в частности к обязанностям музея как некоммерческого учреждения, находящегося на службе интересов общества, среди прочих относятся:

. Поощрять активное участие общественности в музейной деятельности, служить культурным «наставником» возрастающему числу посетителей из всех слоев общества, из разных территориальных образований и социальных групп;

. Пытаться остановить уменьшение культурных и природных pecурсов, опираясь на национальные и международные правовые акты по охране и изучению культурного наследия;

. Гарантировать, что финансовые ресурсы, полученные в результате политических или экономических взаимоотношений, не подвергнут риску принципы, стандарты и цели музеев.

Этика культурного туризма предполагает, что каждому посетителю будет гарантировано получение знаний и одновременно удовольствия от проведенного в музее времени. Посетителя нужно поощрять любыми способами, чтобы он захотел участвовать в не очень знакомой для него культурной деятельности. Нужно приглашать его участвовать в жизни культурного сообщества. Для этого необходимо провести обучение всего персонала: начиная с тех, кто добровольно участвует в музейной деятельности, и заканчивая профессиональными сотрудниками. Особенноe внимание нужно уделить тем, кто имеет отношение к сохранению культурного наследия, его принципов, стандартов и целей.

Культурный туризм связан с наследием благодаря тому вкладу в культуру и общество, который он делает. Эта связь уникальна и исключительна и представляет собой не восстановимый ресурс.

Если турист отождествляет себя с наследием, он может понять его ценность и необходимость его охраны - тем самым он превращается в союзника всех музеев.

Музеи классифицируются в зависимости от содержания их коллекций, и чем более они будут интересны для разных аудиторий, тем больше посетителей они смогут привлечь. Турист, стремящийся узнать о чем-то новом и оригинальном, пойдет в тот музей, который является «представителем» истории, культуры, идей и традиций всей страны.

Вот основные принципы взаимодействия, выделенные в Хартии.

ПРИНЦИП 1

Туристическое законодательство, регулирующее инвестиции и посредничество в области наследия, должно гарантировать, что приоритет будет отдан сохранению культурного и природного наследия, а не реализации каких-либо экономических интересов, где есть риск нанесения необратимого вреда. Нужно поощрять и поддерживать сотрудничество между музейными, туристическими организациями и обществом.

Необходимо законодательное постоянство, чтобы защитить наследие и развитие туризма.

Музеи должны и могут на равных с туристическими организациями участвовать в распределении прибылей от туристических услуг.

ПРИНЦИП 2

Культурное наследие нуждается в морально и этически ответственных работниках и посетителях.

Собственность культурного наследия уникальна и незаменима. Она обладает большой ценностью, и ее потеря или порча нанесут урон мировой культуре. Ответственный и контролируемый туризм уменьшает возможность порчи культурной собственности до минимума.

Оценка влияния посетителей и регулируемого туризма на музейную деятельность должна быть приоритетной целью при планировании туризма. Подобные исследования должны учитываться при построении программной базы, которая будет принята всеми секторами, включенными в обсуждение этого вопроса. Только на такой основе может быть поставлена проблема использования ресурсов наследия туризмом.

ПРИНЦИП 3

В отношении культурного туризма музеи должны поощрять активное участие местной общественности в планировании и процесса управления наследием, и процесса разработки туристических продуктов.

Участие членов общества в культурной деятельности - это существенный момент. Общество должно участвовать в создании замысла, в его выполнении и мониторинге - тех этапах деятельности, которые, вероятно, могут помочь использовать культурное наследие для целей туризма. Для того чтобы осуществить все это, необходима реализация двух важных моментов: культурного объединения и улучшения уровня жизни социальных групп, вовлеченных в культурную жизнь.

Социокультурный симбиоз между туристической деятельностью и ресурсами наследия со свободным и демократическим участием разных общественных секторов должен гарантировать качество туристического сервиса, подлинность произведений искусства, предлагаемых для посетителей, а также обеспечить организацию культурных мероприятий.

Музеи должны поощрять общественность для управления их культурным наследием. Для этого они должны распространять соответствующие знания.

ПРИНЦИП 4

Гармоничные отношения между музеями и культурным туризмом должны относиться ко всем аспектам музейной деятельности, таким как инфраструктура, качество коллекций, информация и система общения, образовательная и выставочная деятельность, штат служащих.

Музеи должны быть предназначены для каждого: не только для туристов, но и для местных посетителей. Исполняя свою социальную функцию, музеи должны организовать доставляющую удовольствие деятельность, придавая особое значение образованию и общению. Для осуществления этой цели необходимо, чтобы предоставляемая информация была легко понимаемой, с уменьшенными до минимума языковыми барьерами, облегчающей общение и, кроме того, была подкреплена профессиональной поддержкой музейных работников. Музеи также должны предоставлять соответствующе отобранную и сохраненную коллекцию, используя новейшие технологии.

Туризм должен освободить от ежедневной рутины.

Музеи должны обеспечить оптимальный график работы, удобный каждому посетителю: и местному жителю, и иностранному туристу.

ПРИНЦИП 5

Планирование культурных проектов с точки зрения музейной деятельности и культурного туризма должно отражать стратегии маркетинга, совместимые с характеристиками культурных ресурсов и всего общества. С экономической точки зрения коммерциализация культурного туризма, базирующаяся на ресурсах наследия, должна приносить доход в сферу экономики и в социальную сферу.

Сохранение культурного наследия, хранящегося в музеях, должно быть обязанностью не только администрации музея, но и всего государства в целом. Это не исключает поиска музеями их собственных механизмов привлечения дополнительных спонсоров и инвесторов, а также не мешает им в их попытках стать коммерческим учреждением, способным производить ресурсы, не делая при этом кому-либо уступок, предлагать подлинный «продукт», существенная ценность которого заключается в том, что он особенный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.11 с.)