Неизвестный художник. XVIII В. Принцесса шарлота христиана софия, жена царевича алексея петровича. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неизвестный художник. XVIII В. Принцесса шарлота христиана софия, жена царевича алексея петровича.



В нашей экспозиции черты парсунности    можно проследить на примере работы неизвестного русского художника начала XVIII века «Портрет Шарлотты Софии». Плоскостное изображение модели, застылая поза, локальная разработка цвета». Все это выдает неуверенность и скованность художника, простое подражание западным образцам.

Вызывала сомнение похожесть портретируемой на жену царевича Алексея, сына Петра I, Шарлотту Софию. Но однажды наш музей посетил известный режиссер Г.Мельников, который в начале 90-х годов ХХ в. готовил к постановке фильм об эпохе Петра I, и в частности, его привлекала фигура цесаревича Алексея, и оценка этой личности шла вразрез с официальной. Его интересовало и окружение и его семейная жизнь. Зайдя в зал, он тут же подошел к портрету Шарлотты Софии и мгновенно узнал в нем жену царевича Алексея. Сомнения рассеялись!

Интересна характеристика личности Шарлотты Софии, дaннaя историком Костомаровым Н. И. в «Русской истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн.3.

«…. Алексей не чувствовал никакой любви к этой особе и женился на ней из угождения воле родителя. Супруга его была совсем не такая женщина, чтобы впоследствии расположить к себе сердце супруга и оказать на него доброе влияние. Это была немка до костей, до глубины души: она окружила себя исключительно иноземцами, не терпела русских и всей России». Молодая чета поселилась в Петербурге, в особом дворце, но жила не роскошно, и кронпринцесса постоянно жаловалась на нехватку cpeдств.

Она родила двоих детей Наталью и Петра. Но ушла из жизни очень рано, не доживши до 20 лет. (Скончалась 22 октября 1714 года через несколько дней после рождения сына, скорее всего от родовой горячки).

В XVIII веке портреты, царствующих особ мог писать далеко не каждый художник. Обычно пpиглашали иностранцев, которые писали их портреты, затем они служили прототипами для нaписании «их величества» русскими художниками.

(В Академии художеств перед художниками выставляли платье императрицы, орденские знаки, корону, скипетр и прочие атрибуты. Все это надевалось на натурщика-мужчину, так как натурщицы туда не допускались, а лицо писалось с «величaйшего прототипа», то есть с портрета, понравившегося государыне.)

Среди наших портретов, находящихся в экспозиции, есть несколько работ, выполненных по типам иностранных художников.

2. Неизвестный художник сер. XVIII в. (тип Л. Каравакка). Портрет императрицы Елизаветы Петровны.

Несомненный интерес вызывает «Портрет Елизаветы Петровны» неизвестного русского художника середины XVIII века. (тип Каравакка).

Л. Каравакк (1684-1754) - придворный художник Анны Иоановны.

В Россию приехал в 1716 г. по приглашению Петра I. В начале своего пребывания в Петербурге это был типичный мастер раннего французского рококо.

Людвиг Каравакк, не обладая ни большим талантом, ни большим мастерством, завоевывает в России исключительное положение. Но он попадает в Россию, когда изменяются вкусы русского общества, начинается увлечение тем придворным стилем, которое представлял в своем творчестве Людвиг Каравакк.

Долгие годы, находясь в России с 1716 до 1754 г., не без успеха пользуясь положением, он изображает только лиц, принадлежавших царской семье. Он потеснил из этой сферы других представителей россики и русской школы, пишет портреты царствующих особ в пышных одеждах, мантиях, с атрибутами царской власти.

Каравакк, приехавший в Россию как специалист по миниатюре, смело берется за портреты в натуральную величину.. «В рисунке Каравакк не только бесхарактерен, но порою и небрежен. Он плохо знает анатомию человеческого тела, что особенно сказывается на изображении лица и декольтированных бюстов.... исчезает былая легкость движений и появляется чопорная застылость. В палитре тонкая многоцветность уступает место весьма ограниченному числу красок; сохраняется только общая серебристость колорита...»

См. Евангулова О.С. Изобразительное искусство России первой четверти 18 века". Т.5,стр. 314,338.

В некоторой степени эту оценку можно перенести на «Пopтpeт Елизаветы Петровны», выполненным Л. Каравакком.

С точки зрения типологии это парадный портрет. Для него характерны особая приподнятось (даже пафос), пышность, подчеркнутое величие. Огромна роль аксессуаров: зачастую они почти равноправны с фигурой изображаемого. Передается не только характер, но и социальное положение портретируемого. Парадный портрет, как правило довольно плоскостен, несмотря на то, что модель располагается в пространстве и часто вводится пейзажный задник... Живописец как бы не хочет погружать фигуру в глубину пространства, опасаясь увести с первого плана и лишить хотя бы представительности.

К парадному портрету относится «Портрет Елизаветы Петровны», выполненным неизвестным русским художником (тип Каравакка). О принадлежности к парадному портрету свидетельствуют и малая корона и орден с орденской лентой на груди.век для России - век дворцовых переворотов. И первым, кто вошел на престол в результате дворцового переворота была дочь Петра I Елизавета, свергнув малолетнего императора Иоанна VI.

По своему характеру она была чужда политического честолюбия. В молодости ее увлекали танцы, а под старость удовольствия стола.

Посол Испании оставил о ее внешности следующие поминания: «Принцесса Елизавета такая красавица, каких я никогда не видывал. Цвет лица ее удивителен, глаза пламенные, poт совершенный, шея белейшая и удивительный стан. Она высокого роста и чрезвычайно жива. Танцует хорошо и ездит верхом без малейшего страха. В обращении ее много ума и приятности».

Интересна характеристика Елизаветы, данная А.Герценом:… Сверх петровской крови она имела все недостатки русского характера, то есть пила иногда запоем и всегда до того, что не могла вечером дождаться, пока горничные ее разденут, а разрезала шнурки и платья.

Она ездила на богомолье, ела постное, была суеверна и страстно любила рядиться,- после нее осталось 15 тысяч платьев,- любила пуще всего драгоценные камни, как наши богатые купчихи, и, вероятно, имела столько же вкусу, как они».

В ней уживались самые противоречивые свойства, она была одновременно беспокойной и ленивой, проводившая целые часы за своим туалетом, заставляя ожидать целыми месяцами неделями подписи под указом, письмом или каким-либо другим документом.

Обыкновенно ставят в заслугу Е.П. отмену смертной казни (она не подписала ни одного смертного приговора). Однако при этом продолжались страшные пытки - рвание ноздрей, битье кнутом, урезание языка и тяжелые ссылки, часто даже людей невинных.

Обозревая царствование императрицы Е.П., нельзя не отметить двух важных для ее царствования дел: в области внутренней политики - распространение просвещения, которому содействовало учреждение университета и гимназий, а также уничтожение внутренних таможенных, сильно парализовавших русскую торговлю в продолжение долгого времени.

Хорошо знала французский язык, говорила по-итальянски.

3. Неизвестный художник (тип А. Рослена). Портрет императрицы Екатерины II. 1770-е гг.

Еще один образец парадного портрета представлен портретом русской императрицы Екатерины П, выполненным неизвестным русским художником по типу шведского художника Рослена.

В России жил с 1775 по 1777 г. Этого художника отличала выразительность мастерски выполненных портретов, умение передать внутренний мир человека, подчеркнуть его физические и душевные качества.

В его работах виртуозно выписаны одеяния, орденские ленты, звезды. Но главное в них - точность, правдивость в изображении модели.

И н.х. демонстрирует мастерство в передаче фактуры тканей, кружева, ордена св. Андрея Первозванного (цепь и звезда) и св. Георгия.

Обращает на себя лицо этой женщины с легкой улыбкой на устах и жестким холодным взглядом, за которым угадывается неординарная личность.

Как известно, эта женщина из захудалого немецкого курфюрства смогла взойти на русский трон, санкционировав убийство своего мужа.

Царствование Екатерины П - одно из значительных в русской истории. Жажда славы и власти явилась существенным моментом ее деятельности. Провела 2 войны с Турцией, отмеченные крупными победами Суворова, Румянцева, Потемкина и Кутузова. Поражение Турции привело к утверждению России на Черном море.

В годы правления Екатерины процветал фаворитизм. И если у Елизаветы Петровны было 2 официальных любовника, то у Екатерины их было дюжина. (5 братьев Орловых, Высоцкий, Васильчиков, Потемкин, Зорич, Корсаков, Ланской, Ермолов, Мамонов, братья Зубовы и др. На них она потратила 95 миллионов рублей золотом.

От природы была наделена большим умом и сильным характером.

Склонная к удовольствиям и вместе с тем трудолюбивая, она была проста в домашней жизни и скрытна в делах политических. По приезде в Россию много внимания уделяла изучению русского языка. Много читала художественной и философской литературы.

Какотмечал историк Барсуков, «ложь была ее главным орудием, всю жизнь с раннего детства до глубокой старости она пользовалась этим орудием, владея им как виртуоз, и обманывала родителей, гувернантку, мужа, любовников, подданных, иностранцев, современников и потомков».

Французский посол Брейтель, видя, как Екатерина П афиширует свое горе и льет слезы по поводу гибели ненавистного супруга, заметил: «Эта комедия внушает мне такой же страх, как и факт, вызвавший ее».

Современники оставили описание ее внешности. «Ее фигура приятна и благородна, походка гордая. Вся она и ее манеры полны грации, вид у нее царственный. Черты лица говорят о сильном характере. Голова хорошо посажена на высокой шее.... Лоб широк и открыт, нос с небольшой горбинкой, губы свежие, украшаются зубами. Подбородок немного велик и имеет вид двойного. Ее волосы каштанового цвета и чрезвычайно красивы; брови темные, глаза карие.... цвет лица чрезвычайно свежий».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.01 с.)