К началу 80-х годов стала очевидной неэффективность ограниченного реформирования советской системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К началу 80-х годов стала очевидной неэффективность ограниченного реформирования советской системы.



Для решения этих проблем в первую очередь необходимо было радикально усовершенствовать административно-управленческую систему.

Одновременно следует учитывать идеологическую составляющую деструктивных для государства процессов: диссидентское движение, обусловленное ужесточением идеологического контроля - активных антисоветских деятелей с требованиями демократических реформ и ликвидации властной монополии КПСС, которое стимулировало нарастание националистических настроений в республиках, а также системная западная пропаганда в условиях холодной войны с тезисом - «СССР - империя зла».

В таких условиях попытки частичных преобразований государственной системы были обречены на провал. Это говорило о необходимости кардинальных изменений в структуре управления страной.

После смерти Л.И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) в высших эшелонах власти вновь началась борьба за лидерство. О ее остроте свидетельствует тот факт, что дважды за короткий срок на посту генерального секретаря ЦК КПСС оказывались лица, физически немощные и уже в силу этого заведомо «временные» как руководители правящей партии: с ноября 1982 г. - Ю.В. Андропов, а после его смерти в феврале 1984 г. - К.У. Черненко (умер в марте 1985 г.).

В 1982-1983 гг., в весьма краткий (15 месяцев) период правления Ю.В. Андропова, были проведены методы, направленные на вывод страны из углубляющегося кризисного состояния путем укрепления ответственности и дисциплины, прежде всего аппарата государственного управления, без какого бы то ни было изменения самой политической и социально-экономической системы. В основном этот период ознаменовался в истории новейших преобразований громкими судебными процессами над рядом высокопоставленных коррумпированных чиновников и представителями криминального мира, широкомасштабными кампаниями по укреплению трудовой дисциплины, а также чередой популистских мероприятий.

Пребывание у власти К.У. Черненко охарактеризовалось возвратом к «доанроповскому» курсу, что способствовало нарастанию кризисных явлений во всех сферах управления и общественной жизни в том числе.

Очевидно, что в целом методы, использовавшиеся для реанимации системы, вызвали обратный результат.

В 1985 г. произошла смена руководства СССР: Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев, Председателем Верховного Совета СССР - А.А. Громыко, Председателем Совета Министров - Н.И. Рыжков.

Главной задачей новой правящей элиты было остановить распад системы «государственного социализма» и обеспечить интересы его номенклатуры, сформировавшей этих политиков и выдвинувшей их наверх (причем первая часть задачи подчинялась второй, и довольно скоро она была отброшена). Средством избирается осторожное реформирование общественных структур, прежде всего экономики. Однако целостная и заранее проработанная концепция того, как это сделать, отсутствовала.

Решения горбачевской администрации очень часто не опережали и направляли общественные процессы, а следовали за ними - с нулевой в таких случаях результативностью. В огромной степени это объяснялось запоздалостью реформ, глубиной тотального кризиса, успевшего охватить основные звенья системы. Сыграло здесь негативную роль и другое обстоятельство. В первые годы «перестройки» не было серьезных социально-политических сил, способных оказывать давление на государственное руководство, побуждая его искать эффективные и адекватные быстро менявшейся ситуации решения. В обществе имелось лишь довольно абстрактное желание перемен; до осознанной готовности широких масс к радикальным преобразованиям, к смене модели общественного развития еще предстояло пройти большой и трудный путь.

На апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС был дан общий анализ состояния советского общества и выдвинута стратегия ускорения хозяйственного развития страны.

Первоначально политика перестройки была направлена на ускорение социально-экономического развития при сохранении существующей системы управления.

Первые два года перестройки - 1985-1986 гг. - не внесли существенных перемен в положение местных Советов народных депутатов. Но наметились определенные сдвиги в теоретическом осмыслении проблемы статуса местных органов власти.

После принятия в 1977 г. Конституции в 1979-1980 гг. был издан ряд законодательных актов, определявших полномочия Советов всех уровней. Но на практике повысить роль местных Советов не удалось: тенденции к централизации и бюрократизации были гораздо сильнее.8 Местные Советы по-прежнему не имели собственных источников финансирования. Они оставались бессильными и безгласными. Без предварительного обсуждения в партийных органах они не могли рассмотреть ни одного вопроса. При формировании постоянных комиссий Советов в них оказывалось большое количество представителей аппаратных структур. В итоге к середине 80-х гг. прогрессировал кризис Советов.

Результатом этого теоретического осмысления проблемы статуса местных органов власти явилась новая редакция программы КПСС, принятая в марте 1986 года, рассматривавшая советы в контексте идей более полном осуществлении социалистического самоуправления народа.

Первые робкие попытки реформы Советов относятся к 1987 г. К этому времени стали уже очевидны основные направления изменений: реформа избирательной системы, расширение гласности в работе Советов, их хозяйственной и финансовой самостоятельности.

Эксперимент по реформе избирательной системы был приурочен к выборам в местные советы в июне 1987 г. В нем участвовал 2341 Совет. Сущность эксперимента состояла во введении многокомандатной системы, при том, что число кандидатов могло превышать число мандатов. Этот эксперимент не дал каких-либо определенных результатов. Более чем скромные результаты принесло и расширение гласности в работе местных Советов. Дальнейшая трансформация местных Советов вызвана прежде всего резкими переменами в политической жизни страны.

К 1987 г. стало очевидным, что ускорение в качестве стратегии не реализуется. После январского (1987 г.) пленума ЦК КПСС М.С. Горбачевым была сформулирована новая, более широкая по охвату общества задача, получившая название «перестройка», а термин «ускорение» быстро исчез из официальной лексики.

Начинает осуществляться политика гласности (ограниченной свободы слова), направленная, прежде всего, на критику ряда аспектов функционирования КПСС и ее лидеров. Политика гласности подготовила конституционную реформу (1988 гг.).

Смысл ее состоял в создании новых высших органов власти - Съезда народных депутатов, избираемого всенародным голосованием на альтернативной основе, и Верховного Совета, избираемого депутатами Съезда и действовавшего в промежутках между Съездами. Но у него это не выходит, предлагается ввести новый пост главы государства, и в марте 1989 г. Горбачев был избран первым Президентом СССР.

Уже первые альтернативные выборы 1989 г. принесли перемены - потерпели неудачи партийные руководители ряда крупных городов, в том числе Москвы и Ленинграда. Советы были плохо приспособлены для работы в условиях плюрализма и становящейся многопартийности. Депутаты хотели одновременно и принимать законы, и исполнять их. Председатель Совета должен был разрываться между работой на сессии и руководством городским хозяйством. Участились конфликты между различными уровнями власти. Назревала муниципальная реформа.

Первыми необходимость закона о муниципальном самоуправлении осознали союзные власти. Разработка подобного закона началась еще в 1988 г. Отдавая дань прошлому, местное самоуправление определялось как часть социалистического самоуправления народа. Но закон содержал и ряд важнейших новаций. Местное самоуправление стало пониматься только как территориальное. Радикальной мерой послужила ликвидация «двойного подчинения» исполнительных органов местного самоуправления, однако от этой меры очень быстро пришлось отказаться. В качестве основы местного хозяйства закон утверждал коммунальную собственность.

Попытки преодоления кризиса

 

В 1988 г. практические перестроечные действия сосредоточились на конституционной реформе, которую можно разделить на два этапа: 1988-1989 гг. - этап становления парламентской формы правления, который проходил под лозунгом «Вся власть Советам!»; 1990-1991 гг. - этап становления президентской формы правления.

Практическое воплощение идей политической перестройки получили в решениях ХIХ Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.). В 6 резолюциях конференции, в частности «О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны» речь шла об изменении системы управления страной. Соответствующие изменения в Конституцию СССР 1977 г. внес Верховный Совет.

Высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов, в составе 2250 человек, который собирался один раз в год. Из своего состава он избирал Верховный Совет как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти в составе 544 человек.

Верховный Совет состоял из двух равных по численности и правам палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Первая палата избиралась Съездом из числа депутатов от территориальных избирательных округов и от общественных организаций, вторая - из числа депутатов от национально-территориальных округов и от общественных организаций. Съезд избирал из своего состава тайным голосованием постоянно действующий Верховный Совет СССР сроком на пять лет с ежегодным обновлением 1/5 состава, Председателя (высшее должностное лицо государства) и первого заместителя Председателя Верховного Совета СССР.

Верховный Совет должен был работать на постоянной основе, подобно парламенту. Усиливалось значение поста Председателя Президиума Верховного Совета.

Верховный Совет был первым за советское время, среди депутатов которого практически не было рабочих и крестьян; подавляющее большинство его членов составляли ученые, журналисты и работники управления. Законодательные изменения, принятые с целью сохранения властных полномочий номенклатуры, дали тактический выигрыш сторонникам М.С. Горбачева, но привели к их стратегическому поражению. Политическое руководство страны оказалось неподготовленным ни теоретически, ни организационно к кардинальной смене курса, и начатые им преобразования привели к углублению экономического и политического кризиса в стране.

Выборы народных депутатов зимой - весной 1989 г. проходили по следующей схеме: одну треть депутатов направляли общественные организации (КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и др.), две трети избирались на конкурентной основе. В мае 1989 г. собрался Первый съезд народных депутатов СССР.

По замыслу М.С. Горбачева съезды народных депутатов должны были собираться 2 раза в год и решать основные политические и экономические вопросы, в том числе о переустройстве государственного управления.

Несмотря на компанию по демократизации и привлечению граждан к управлению, власть постаралась контролировать выборы народных депутатов СССР. Одна треть депутатов была направлена на Съезд от общественных организаций. Самой крупной общественной организацией в СССР была КПСС, которая и выдвинула наибольшее число депутатов. От КПСС народными депутатами стали все партийные лидеры. Среди остальных общественных организаций, выдвигавших народных депутатов были: ВЛКСМ, ВЦПС, Союз театральных деятелей СССР, Союз кинематографистов СССР и т.д.

Депутаты, избиравшиеся народом по одномандатным округам, проходили многоступенчатую процедуру выдвижения. Депутаты, избиравшиеся по территориальному признаку, выдвигались по округам, сформированным в зависимости от количества населения. Депутаты по региональному признаку, имевшие право избираться затем в Совет национальностей, избирались равным количеством от каждой союзной республики.

Съезд позволил привлечь более широкие массы народа к управлению государством. Однако монополия КПСС не была ликвидирована. В декабре 1989 г. Съезд отклонил поправку Конституции, отменяющую 6-ю статью. Съезд избрал постоянно действующий представительный орган - Верховный Совет. Для укрепления исполнительной власти был учрежден новый пост главы государства - Президент СССР. М.С. Горбачев - первый президент СССР (декабрь 1989 г.). Избрал его Совет народных депутатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.72 (0.01 с.)