Анализ результатов диагностики уровня адаптации детей 6 - 7 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов диагностики уровня адаптации детей 6 - 7 лет



 

Основываясь на данных, приведенных в 2.1, собственных наблюдениях, опросах учителей и родителей, нами были определены уровни адаптации первоклассников. Исследование проводилось в конце октября 2009 года.

Подробно данные представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Результаты констатирующего среза по определению уровня развития профессиональной компетенции

№ п/п Ф.И. ученика

Ученик

Родители адаптация
    Мотивация

Адаптация

 
1. Алиса Б 2 20 А А
2. Настя Г 2 21 А А
3. Лена Г 2 21 А А
4. Миша Г 4 12 ВДА А
5. Ваня Д 1 25 А А
6. Линда Д 2 20 А А
7. Рома Е 4 13 ВДА А
8. Женя И 4 14 ВДА А
9. Алена К 2 23 А ВДА
10. Дима К 2 21 А А
11. Лера К 1 27 А А
12. Даша М 1 28 А А
13. Лиза М 3 16 ВДА А
14. Даша М 1 28 А А
15. Даша М 1 30 А А
16. Яша П 2 21 А А
17. Коля П 2 21 А А
18. Давид П 2 23 А А
19. Максим Р 2 20 А А
20. Настя Р 2 24 А А
21. Аня С 1 30 А А
22. Лиза Ф 1 25 А А
23. Саша Ч 2 23 А А
24. Дима Ч 2 22 А  
25. Артур Ю 3 18 ВДА ДА

 

Таблица 2. Сводная таблица определения уровней адаптации (%)

ДЕТИ А ВДА ДА
83 % 17 % 0 %
РОДИТЕЛИ А ВДА ДА
92 % 4 % 4 %

 

Анализируя полученные данные отмечаем, что в целом в дети адаптировались к новым условиям, принимают поставленные учителем задачи, выполняют требования. В соответствии с темой исследования проанализирует отличия в уровне адаптации мальчиков и девочек.

 

Таблица 3. Особенности проявления адаптации у девочек

№ п/п Ф.И. ученика

Ученик

Родители Адаптация
    Мотивация

Адаптация

 
1. Алиса Б 2 20 А А
2. Настя Г 2 21 А А
3. Лена Г 2 21 А А
4. Линда Д 2 20 А А
5. Алена К 2 23 А ВДА
6. Лера К 1 27 А А
7. Даша М 1 28 А А
8. Лиза М 3 16 ВДА А
9. Даша М 1 28 А А
10. Даша М 1 30 А А
11. Настя Р 2 24 А А
12. Аня С 1 30 А А
13. Лиза Ф 1 25 А А

 

Анализ данной таблицы показывает, что в 92% случаев отмечается адаптация как по мнению самих учениц, так и по мнению родителей. В 92% случаев отмечается высокий уровень мотивации (1 и 2), что также характеризует высокую степень адаптированности девочек к процессу обучения в школе.

 

Таблица 4. Особенности проявления адаптации у мальчиков

№ п/п Ф.И. ученика

Ученик

Родители Адаптация
    Мотивация

Адаптация

 
1. Миша Г 4 12 ВДА ВДА
2. Ваня Д 1 25 А А
3. Рома Е 4 13 ВДА ВДА
4. Женя И 4 14 ВДА ВДА
5. Дима К 2 21 А А
6. Яша П 2 21 А А
7. Коля П 2 21 А ВДА
8. Давид П 2 23 А ВДА
9. Максим Р 2 20 А А
10. Саша Ч 2 23 А А
11. Дима Ч 2 22 А ВДА
12. Артур Ю 4 18 ВДА ВДА

 

По данным диагностики адаптацию отмечают только 67% учеников и 42% родителей, что значительно ниже аналогичных показателей у девочек. Преобладающим (58%) является высокий уровень мотивации, но наряду с тем наблюдаются и средний уровень и недостаточный (33%).

Основными причинами нарушения адаптации являются (по результатам анкеты): непринятие новых условий и требований учителя, установление контактов с одноклассниками, стремление привлечь к себе внимание, неготовность познавательной сферы.

Таким образом, проведя практическое исследование по определению уровней адаптации мы определили, что теоретические положения нашли свое подтверждение в практической части работы: нами отмечены гендерные отличия в процессе адаптации детей 6 - 7 лет, девочки адаптируются быстрее, принимают изменившиеся условия легче, в отличие от мальчиков.

С целью коррекции процесса адаптации нами были подобраны рекомендации родителям и педагогам. Кроме того, предложены рекомендации по организации гендерной социализации младших школьников.

 

Рекомендации по оптимизации процесса адаптации

 

Самый важный результат такой помощи - это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители -учителя). Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.

Вот некоторые рекомендации.

День ребенка:

. Пробуждение.

. Выход в школу.

. Возвращение из школы.

. Домашние задания.

Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.

Но:

) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).

) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок может быть реализует себя и с поддержанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, контруировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.

Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему.

Как это можно сделать?

. Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами.

. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.

. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.

Это поможет снижению тревоги, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него накапливаются некоторые достижения. Благодаря такой девальвации школьных ценностей, можно предупредить самый отрицательный результат -неприятие, отвержение школы, которая в подростковом возрасте может перейти в асоциальное поведение.

Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутверждаться. А это впоследствии скажется и на школьных делах. Чем больше родители фиксируют ребенка на школе, тем это хуже для его школьных успехов, тем хуже для его личности.

Чем больше мы пытаемся воспитывать, давить, тем больше растет сопротивление, которое проявляется иногда в резко отрицательном, ярко выраженном демонстративном поведении, как уже говорилось, демонстративность, истеричность, капризность порождается отсутствием любви, внимания, ласки, понимания в жизни ребенка. Каждый случай лучше рассматривать индивидуально. Можно лишь дать некоторые общие рекомендации.

. Четкое распределение, регуляция родительского внимания к ребенку по формуле " уделять ребенку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший и больше, когда он хороший". Здесь главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимания.

Все замечания свести к минимуму, когда ребенок "фокусничает", а главное к минимуму свести эмоциональность ваших реакций, ибо именно эмоциональности ребенок и добивается. Эмоциональность для такого ребенка не наказание, а поощрение его ассоциативного способа привлечения внимания. Наказывать за истерики одним способом - лишением общения (спокойное, а не демонстративное).

Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит). Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором и т.д.).

. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).

Родители должны твердо оценить действенность этих рекомендаций и должны осознать, что в первое время изменение стиля общения с ребенком приведет не к снижению, а к взрыву негативизма, сопротивлению со стороны ребенка. Когда ребенок обнаружит, что средства, которые он до сих пор использовал, чтобы добиться внимания, перестали действовать, то первое, что он станет делать - это "прошибать стену лбом", то есть усилит свои средства воздействия на родителей. Но родители должны научиться за этим слышать детский крик о помощи, призыв к любви, вниманию, а не к наказанию (физическому), отвержению. Здесь не надо срываться. Спокойно лишить внимания, не наказывать, не ругать. А когда приступ истерики пройдет, и ребенок успокоится, найдет себе занятие, вот здесь и проявить любовь, нежность, внимание (почитать, поиграть, вместе что-то поделать).

Основной задачей данной педагогической стратегии является активизация детей, а также коллективное осознание и поддержка личного микроопыта девочек и мальчиков. Вместе с тем, следует корректно обращаться с детскими впечатлениями, чему может способствовать работа с детьми над текстами художественных произведений, проигрывание ситуаций и их анализ, а также выполнение продуктивных видов деятельности. Несомненным и ценным вкладом педагога в процесс взаимодействия с детьми и друг с другом может быть признан собственный жизненный опыт и видение гендерных отношений. Продуктивным моментом этих взаимодействий следует рассматривать углубление и утончение, а также построение гендерно-чувствительного орнамента отношений в группе детей.

Величие небольших различий (памятка для родителей)

Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

Не уличайте детей в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и подсказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом. Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы.

Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интереса к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.

Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.

Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. “Леность” ребенка - сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.

Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.

Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и по крайней мере в каких-то областях он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

Если вам надо отругать девочку, не спешите выказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К семи годам мальчики по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год. У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличие от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: “Отойди, принеси, дай, сделай, перестань…”. А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: “Мне нравится… Ты любишь? Кто это грустный?…”

Когда женщина учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт, сравнивать себя в детстве с ним - неверно и бесполезно.

 

Выводы по главе 2

На основании теоретических положений нами были определены критерии и подобраны методы проведения исследовательской работы, определены основные методологические положения.

Работа проводилась на протяжении нескольких месяцев в соответствии с соответствии с планом работы школьного психолога и валеолога по работе с детьми 1 классов.

Анализ диагностических данных показывает, что в 92% случаев отмечается адаптация у девочек. В 92% случаев отмечается высокий уровень мотивации (1 и 2), что также характеризует высокую степень адаптированности девочек к процессу обучения в школе.

По данным диагностики мальчиков адаптацию отмечают только 67% учеников и 42% родителей, что значительно ниже аналогичных показателей у девочек. Преобладающим (58%) является высокий уровень мотивации, но наряду с тем наблюдаются и средний уровень и недостаточный (33%).

Основными причинами нарушения адаптации являются (по результатам анкеты): непринятие новых условий и требований учителя, установление контактов с одноклассниками, стремление привлечь к себе внимание, неготовность познавательной сферы.

Проведя практическое исследование по определению уровней адаптации мы определили, что теоретические положения нашли свое подтверждение в практической части работы: нами отмечены гендерные отличия в процессе адаптации детей 6 - 7 лет, девочки адаптируются быстрее, принимают изменившиеся условия легче, в отличие от мальчиков.

В рамках коррекции адаптационного процесса предложены рекомендации по организации гендерной социализации младших школьников.

 


Заключение

 

Многие гендерные различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Различные роли формируют различные навыки и аттитюды (установки), и именно это приводит к различному поведению мужчин и женщин. Из того, что мальчики и девочки занимаются разными делами, мы делаем заключение, что они разные люди.

Половая идентичность возникает лишь после того, как ребенок усвоил типичное для того или иного пола поведение. Это длительный процесс, в котором имеет место (как последовательно, так и одновременно) и идентификация как спонтанное подражание, и научение как результат целенаправленного со стороны взрослых воспитания у ребенка половой роли. Эти две линии взаимно подкрепляют друг друга.

В то же время нельзя не отметить, что окончательно вопрос о механизмах половой идентификации еще не решен. Хотя большинство фактов указывают на роль социализации, нельзя сбрасывать со счетов и значение врожденной предрасположенности к выбору видов деятельности, игр, игрушек с учетом хотя бы большей агрессивности лиц мужского пола, которая определяется не только воспитанием, но и связью с генетически предопределенной концентрацией в организме мужских половых гормонов.

Основываясь на данных положениях отмечаем, что различия проявляются и в процессе адаптации к новым условиям, в том числе и к обучению в школе. Данное положение нашло свое подтверждение в теоретических источниках и в ходе проведения практической работы. Нами эмпирически была установлена связь между гендерными особенностями и уровнем адаптации детей 6 - 7 лет к школе. Проведя теоретическое и практическое исследования, доказав наличие гендерных особенностей в процессе адаптации детей к школе, мы цель, определенную в работе, выполнили, гипотезу доказали.

Список использованной литературы

 

1. Ануфриев, А. Ф., Костромина, С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. [Текст] / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромитина - М., 1999. - 234 с..

2. Безруких, М. М., Ефимова, С. П. Знаете ли вы своего ученика? [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова - М., 1991. - 176 c.

.   Безруких, М., Ефимова, С., Круглов, Б. Почему учиться трудно? [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова - М., 1995. -202 с.

.   Берн, Ш. Гендерная психология. [Текст] / Ш. Берн - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 320 с.

.   Бреслов, Г.М., Хасан, Б.И. Пол и образование. [Текст] / Г.М. Бреслав, Б.И. Хасан. - Красноярск, 1995. - 156 с.

.   Введение в гендерные исследования. [Текст] / Учебное пособие. МГУ, 2000. - 300 с.

.   Галигузова, Л. Н., Смирнова, Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова - М., 1992. - 320 с.

.   Гутькина, Н. И. Несколько случаев из практики школьного психолога. [Текст] / Н.И. Гутькина - М., 1991. - 109 с.

.   Данилова, Е. Первоклассники [Текст] / Е. Данилова // Школьный психолог. - 2002. - № 6. - С.14.

.   Каган, В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. [Текст] / В.Е. Каган. - Л., 1988. - 150 с.

.   Клецина, И.С. Гендерная социализация. [Текст] / И.С. Клецина. - СПб, 1997. - 230 с.

.   Майорова, Н. П. Неуспеваемость. [Текст] / Н.П. Майорова. - С.-Петербург, 1998. - 90 с.

.   Нартова-Бочавер, С.К., Мухортова, Е.А. Скоро в школу! [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер, Е.А. Мухортова. - М., 1998. - 128 с.

.   Основы гендерного образования [Текст] / / Учебное пособие / Танирбергенова Г.Т., Тленчиева Г.Д., Кушалиева Г.А., Ускембаева М.А. и др. Алматы, 2003 г. - 288 стр.

.   Попова, Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. [Текст] / Л.В. Попова. - М., 1996. - 100 с.

.   Потапова, Е. Н. Радость познания! [Текст] / Е.Н. Потапова- М., 1990. - 200 с.

.   Репкина, Г. В., Заика, Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. [Текст] / Г.В. Репкина - Томск, 1993. - 40 с.

.   Черепанова, Е.М. Психологический стресс. [Текст] / Е.М. Черепанова. - М., 1996. - 96 с.

 


Приложение 1

адаптация первоклассник гендерный анкетирование

Диагностические методики по определению уровня адаптации детей в 1 классе

 

Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проходит с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности (см. «Диагностика готовности к школе»).

Ниже приводятся некоторые методики, применимые на этапе адаптации ребенка к школьному обучению.

Анкета для родителей первоклассников

Класс

Школа №

Фамилия, имя ребенка

Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

. Охотно ли идет ребенок в школу?

неохотно (ДА)

без особой охоты (ВДА)

охотно, с радостью (А)

затрудняюсь ответить

. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

пока нет (ДА)

не совсем (ВДА)

в основном, да (А)

затрудняюсь ответить

. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

скорее нет, чем да (ДА)

не вполне (ВДА)

в основном да (А)

затрудняюсь ответить

. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

иногда (ВДА)

довольно часто (А)

затрудняюсь ответить

. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

в основном отрицательные впечатления (ДА)

положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

в основном положительные впечатления (А)

. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий? (укажите конкретную цифру)

. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

довольно часто (ДА)

иногда (ВДА)

не нуждается в помощи (А)

затрудняюсь ответить

. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

перед трудностями сразу пасует (ДА)

обращается за помощью (ВДА)

старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)

настойчив в преодолении трудностей (А)

затрудняюсь ответить

. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

сам этого сделать не может (ДА)

иногда может (ВДА)

может, если его побудить к этому (А)

как правило, может (А)

затрудняюсь ответить

. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

довольно часто (ДА)

бывает, но редко (ВДА)

такого практически не бывает (А)

затрудняюсь ответить

. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

нет (ДА)

скорее нет, чем да (ВДА)

скорее да, чем нет (А)

затрудняюсь ответить

А - адаптация

ВДА - возможна дезадаптация

ДА - дезадаптация

Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов

. Тебе нравится в школе или не очень?

не очень

нравится

не нравится

. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

бывает по-разному

иду с радостью

. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

не знаю

остался бы дома

пошел бы в школу

. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

не нравится

бывает по-разному

нравится

. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

хотел бы

не хотел бы

не знаю

. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

не знаю

не хотел бы

хотел бы

. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

часто

редко

не рассказываю

. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

точно не знаю

хотел бы

не хотел бы

. У тебя в классе много друзей?

мало

много

нет друзей

. Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся

не очень

не нравятся

Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

(по Овчаровой Р.В.)

.   Психологическая и социальная готовность к школе:

а) желание учиться в школе;

б) учебная мотивация;

в) умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;

г)  организованность поведения.

.   Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:

а) фонематический слух, артикуляционный аппарат;

б) мелкие мышцы руки;

в) пространственная ориентация, координация движений, телесная лов
кость;

г)  координация в системе «глаз - рука»;

д) объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров).

.   Развитие познавательной деятельности:

а) кругозор;

б) развитие речи;

в) развитие познавательной активности, самостоятельности;

г)  сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей);

д) произвольность деятельности;

е)  контроль деятельности;

ж) темп деятельности.

.   Состояние здоровья.


Приложение 2

 

Памятки родителям

 

Памятка для родителей первоклассника

В 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась. Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.

Правило 1.

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Правило 2.

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 3.

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день - так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Правило 4.

Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то - нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

Несколько коротких правил

v Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

v Нельзя никогда (даже в сердцах} говорить ребенку, что он хуже других.

v Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

v Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

v Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

v Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

v Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

v Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

v Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

v Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

v Признавайте права ребенка на ошибки.

v Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

v Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

v И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Памятка для родителей первоклассника

v Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

v Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

v Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

v Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

v Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

v Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка «Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

v Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

v С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

v Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.179 с.)