Возрастные особенности детей 6 - 7 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные особенности детей 6 - 7 лет



 

Известно, что для младшего школьного возраста ведущей деятельностью является учеба. Требования учебной деятельности неизбежно ведут к формированию произвольности как характеристики всех психических процессов. Произвольность формируется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует роль ученика: слушает объяснения, записывает, решает примеры, задачи и т.д. Постепенно он учится делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы. Таким образом, школьники учатся управлять своим поведением (в той или иной деятельности).

Другое важное новообразование - рефлексия. Учитель требует от ребенка не только решение задачи, но и обоснование его правильности. Это постепенно формирует у ребенка осознавать, отдавать отчет в том, что он делает. Что сделал, оценить, правильно ли он сделал и почему он считает, что правильно.

В начальный период обучения первоклассникам требуется опора на внешние предметы, модели, рисунки. Постепенно они научаются заменять предметы словами, удерживать в голове образы предметов. К окончанию начальной школы учащиеся уже умеют выполнять действия про себя, в умственном плане. Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку, у них сформировался внутренний план действий.

Итак, психическая деятельность ученика должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией, внутренним планом действий.

Развитие указанных особенностей психики школьников идет в неразрывной связи с овладением ими различными видами познавательной деятельности. Так, при поступлении в школу дети не способны провести анализ различных свойств воспринимаемых объектов. Они обычно ограничиваются названием цвета и формы. В школе дети учатся целенаправленному восприятию предметов. Вначале учитель дает внешний образец движения взор по воспринимаемому объекту, используя указку. Затем ребенок учится составлять схему, словесный план наблюдения, исходя из его цели. Таким образом, формируется произвольное, целенаправленное наблюдение.

Учение постоянно требует нового типа запоминания, выделение главного, группировка материала и т.д. Постепенно формируются приемы произвольного, осмысленного запоминания. Непроизвольное запоминание сохраняет свою ценность, но и оно претерпевает изменения, идущие в сторону осмысления запоминаемого материала. Предварительная работа с материалом оказывается решающей для запоминания: материал запоминается как бы сам собой. Постепенное формирование внутреннего плана действий приводит к существенным изменениям во всех интеллектуальных процессах. Вначале дети склонны делать обобщения по внешним, как правило, несущественным признакам, но в процессе обучения педагог фиксирует их внимание на связях, отношениях, на том, что непосредственно не воспринимается, поэтому они переходят на более высокий уровень, обобщений и оказываются способными усваивать научные понятия, не опираясь на наглядный материал [3, c.85].

Взрослым, воспитывающим и обучающим детей, общающимся с ними и работающим в направлении их развития обязательно нужно учитывать их возрастные особенности. Опираясь на разработанную отечественными психологами (Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, Л.И. Божович, Д.И. Фельштейном и др.) теорию возрастного развития, можно утверждать, что психологическая характеристика не только возраста, но и возрастной эпохи предполагает анализ следующих параметров:

возрастные задачи развития

физическое и физиологическое развитие ребенка

особенности его психического развития

социальная ситуация развития, включающая в себя приобщение ребенка к системе деятельностей и включение в систему общественных отношений

базовое противоречие возраста

возрастные новообразования

Опираясь на обозначенный подход, охарактеризуем эти параметры.

Возрастные задачи развития

) Нравственное развитие личности - создание благоприятных условий для возникновения «первичных этических инстанций» и моральных чувств.

Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок психологически готов к усвоению социальных норм, и взрослые не должны упустить этот сензитивный период. От них требуется четкая формулировка моральных норм и правил поведения, систематичность в предъявлении тех или иных требований, обязательная поддерживающая обратная связь. Самым действенным рычагом является положительно окрашенное общение с близкими и авторитетными взрослыми. Ребенок поначалу стремится соблюдать правила и вести себя в соответствии с ними именно для того, чтобы получить одобрение и похвалу взрослого. Позднее же нравственное поведение становится для него привычным.

) Формирование первичной картины мира.

Развитие основ логического, теоретического мышления. При этом акцент должен делаться не на сумму усвоенных знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Для успешного развития и обучения ребенок должен уметь выделять предмет своего познания. Развитие теоретического мышления актуально на этом возрастном этапе еще и потому что, как показали специальные исследования, от уровня сформированности основ теоретического мышления зависит решение задачи, названной выше, а именно развитие нравственной сферы личности в младшем школьном возрасте. Существенная роль в развитии мышления ребенка принадлежит умственной активности и ее саморегуляции. Именно умственная активность является характерной чертой детства. В зависимости от возраста ребенка можно выявить своеобразные проявления умственной активности и ее саморегуляции. Важно заметить, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах больше объединяющих, нежели разъединяющих особенностей в исследуемых психологических характеристиках. У 6-7 летних детей умственная активность проявляется в особой чувствительности к внешним воздействиям, в непосредственной любознательности. У дошкольников и младших школьников общая умственная активность явно опережает развитие специальных склонностей. Это особенно важно учитывать при решении вопроса о целесообразности ранней специализации обучения учащихся.

) Формирование произвольного поведения.

Произвольность может проявляться в самых различных формах: действия по инструкции и по образцу, произвольные психические процессы (внимание, память), целеполагание, соподчинение мотивов, сознательный выбор, опосредованность поведения моральными нормами. Наиболее ярко произвольность проявляется в преодолении ситуативного реагирования на стимулы внешней среды, в формировании способности затормозить собственную спонтанную, импульсивную активность, другими словами в овладении ребенком собственным поведением.

Благодаря потере непосредственности и спонтанности и одновременному приобретению произвольности и опосредованности поведение ребенка станет многоплановым. А это означает, что со временем он начнет разделять и осознавать несовпадение реального и вымышленного, плана предметного и плана отношений, более дифференцированной станет сфера его чувств. Управление своим поведением должно стать предметом сознания детей. Это позволит им в последующие периоды развития сформировать навыки саморегуляции и самоконтроля.

) Возникновение самосознания как осознания своего места в системе взаимоотношений с другими, собственных переживаний и осознание себя во времени. Формирование самооценки своих возможностей.

Это предполагает осознание ребенком того факта, что он может не все и что многому ему надо еще научиться. При этом взрослым не стоит «лезть из кожи вон», стремиться сформировать адекватную самооценку. По данным ряда исследователей в этот возрастной период завышенная самооценка многих детей - совершенно нормальное и, более того, необходимое явление, поскольку вселяет в ребенка уверенность в своих силах. А это позволяет ему без страха и сомнения браться за новые для него занятия, виды деятельности, тем самым, продвигаясь в своем развитии. Особое значение такой настрой имеет для успешного начала учебной деятельности. Важно, чтобы у ребенка постепенно складывалась способность к обобщению своих переживаний и самооценок, что будет способствовать формированию самоидентичности, чувства умелости, компетентности, представлений о себе как целостной личности [4, c.56].

Хочется подчеркнуть, что достижение названных возрастных задач является жизненно важным. И взрослые несут за это полную ответственность. Ведь переход к новому этапу психического развития возможен лишь тогда, когда полноценно «прожит» предшествующий и сформированы соответствующие новообразования.

Физическое и физиологическое развитие

Знание особенностей физического и физиологического развития ребенка и их учет важны, поскольку они во многом определяют психический облик развивающейся личности. В случае игнорирования этих особенностей воспитательный процесс совершается вопреки природным возможностям детского организма, что приводит к негативным последствиям, в частности, к различным психологическим травмам. Они надолго оставляют глубокий след в детской душе и тормозят естественное развитие. В период старшего дошкольного и младшего школьного детства продолжается интенсивное развитие организма. В основном заканчивается формирование структуры костной ткани, но окостенение еще не завершено, во многом он состоит пока из хрящей. Отсюда его значительная гибкость и подвижность, что открывает большие возможности для правильного физического воспитания и занятий физическими упражнениями. Но это же и таит в себе опасность отрицательных последствий: под воздействием неблагоприятных условий (неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, неудобная постель, мебель) скелет легко деформируется, искривляется. У детей 5-10 лет относительно уже хорошо сформирована двигательная сфера, они умеют ходить с разной скоростью, бегают быстро и легко, разнообразны, ритмичны и пластичны их движения на музыкальных занятиях. Крепнут мышцы и связки, увеличивается общая мышечная сила. При этом важно помнить, что крупные мышцы развиваются раньше мелких. В силу этого детям еще сложно выполнять мелкие движения, требующие точности. Отсюда нередки трудности при овладении навыками письма в 1 классе. Помочь ребенку избежать их можно, привлекая его еще до поступления в школу к выполнению специальных упражнений, стимулирующих развитие мелких мышц пальцев (рисование, лепка, конструирование с использованием небольших по размеру деталей, пришивание пуговиц).

В младшем школьном возрасте совершенствуется дыхательная система. Частота дыхания уменьшается до 26-27 в минуту, глубже становится вдох и продолжительнее выдох. Значительно изменяются и органы кровообращения: масса сердца увеличивается, благодаря чему возрастает сила сердечных сокращений. Относительно устойчивой становится деятельность сердечно-сосудистой системы. В результате возрастает выносливость сердца, а мозг хорошо снабжается кровью, что является важным условием его работоспособности. Продолжается развитие центральной нервной системы. Заметно увеличивается вес головного мозга, особенно лобных долей, играющих большую роль в формировании высших психических функций (мышление, воображение, речь). Усиливается регулирующая роль коры больших полушарий, ее контроль над подкорковыми центрами. Быстро совершенствуется вторая сигнальная система, посредством которой образуются рефлексы на слово. Условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и приобретаемые навыки вначале непрочны и легко разрушаются. Поэтому для образования различных умений и навыков, их закрепления требуются повторяемость и последовательность раздражителей [4, c.60].

В силу легкости распространения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга отмечается неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, эмоциональный характер ответных реакций.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы необходимо дать качественную характеристику психических процессов данного возраста.

В.С.Мухина считает что, восприятие в возрасте 6-7 лет становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия-наблюдения, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь, так как ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними.[3,c. 51]

В младшем школьном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающих такое повышение, с возрастом изменяются. Переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя его на определенные предметы.

Таким образом, возможности развития произвольного внимания к 6-7 годам уже велики. Этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является по мнения В.С.Мухиной универсальным средством организации внимания. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности.

Память носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшее впечатление. Таким образом, объем фиксируемого материала определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. Одним из основных достижений возраста является развитие непроизвольного запоминания. Важной особенностью младшего школьного возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. У младших школьников мышление и восприятие тесно взаимосвязаны, что говорит о наглядно-образном мышлении.

По мнению Е.Е.Кравцовой, любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он вынужден оперировать знаниями, а при возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует с ней в своем воображении [6,c. 137]. Таким образом, наглядно-образное мышление основной вид мышления в младшем школьном возрасте.

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка. К 6-7 годам дети овладевают всеми Фомами устной речи, присущими взрослому, у них появляются развернутые сообщения-монологи, рассказы, в общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания оценку, согласование игровой деятельности. Благодаря общению увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции, усложняются, становятся содержательными диалоги.

Обобщив особенности психического развития ребенка 6-7 лет можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются: достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание, у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов.

Главным достижением рассмотренного психологического возраста является формирование у ребенка произвольности. В плане психического развития она выражается в произвольности психических процессов (умение сознательно ставить цели познавательных действий и находить средства их достижения), рефлексии (умение разумно и объективно оценивать свои суждения и поступки) и внутреннем плане действий (способность к планированию и выполнению познавательных и трудовых действий про себя, в уме). В плане личностного развития произвольность заключается в соподчинении мотивов (выстраивание их в иерархическую систему, в которой все большее значение приобретают социально-ценные мотивы, побуждающие деятельность и поведение ребенка вопреки существующим у него непосредственным желаниям), усвоение нравственных норм, произвольности поведения (умение сознательно ставить цели собственных поступков, определять средства и способы достижения и контролировать их выполнение).[13, c. 27]

Таким образом, произвольность расширяет базовую потребность быть активным субъектом собственной жизни. Проявляется она в желании ребенка быть, с одной стороны, быть самостоятельным, непохожим на других людей, с другой стороны, значимым для других людей, сотрудничать с ними, быть признанным ими. В ходе удовлетворения этой потребности в сознании ребенка происходит своеобразное расчленение «Я» и «не-Я». Таким путем рождается индивидуальность ребенка, которая впервые осознается им именно в детском возрасте. Для него самого она открывается через ощущение своей полноценности и компетентности в познании и предметной деятельности.

При неблагоприятном варианте развития у ребенка в качестве своеобразного итога закрепляется чувство вины в отношении предполагаемых целей и действий, предпринимаемых ради разрядки излишней энергии и чувство собственной неполноценности. Накопленный опыт неуспешности в решении каких-либо задач (коммуникативных, учебных и других) приводит к тому, что ребенок становится пассивным, безынициативным [1, c.70].

Обобщая вышесказанное можно отметить, что в возрасте 6 - 7 лет организм ребенка и его психологическое развитие в полной мере соответствуют возможностям осуществления учебной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.015 с.)