Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль политического ислама в межтаджикском конфликте
Оправданно уделив немало внимания Республике Узбекистан, перейдем к самому маленькому и самому бедному государству Центральной Азии - Таджикистану, который на протяжении многих лет не перестает быть, таким же «носителем» экстремистской идеологии радикально настроенных мусульман. В религиозном плане 95% населения Таджикистана составляют сунниты ханафитского мазхаба, которому со 2 апреля 2009 г. придан официальный статус. В первые годы независимости на развитие политической ситуации в стране решающее влияние оказывали не межконфессиональные противоречия. Проблемой Таджикистана всегда была сложная структура отношений между региональными кланами - северным (худжандским или ленинабадским по названию города Худжанд, в советские годы называвшегося Ленинабадом) и южным (кулябским по названию города Куляб). Наряду с двумя главными кланами существовало несколько других, менее мощных, но влиятельных - гармский (каратегинский), гиссарский и бадахшанский (памирский). Клановая организация таджикского государства существовала очень давно и сохранялась в годы советской власти, воплотившись в систему негласных, но строго соблюдавшихся квот на занятие руководящих постов. Москва контролировала их распределение таким образом, чтобы существовала соразмерность между численностью клана и количеством мест, которые отдавались выходцам из него. Благодаря этой системе соперничество между кланами удавалось держать под контролем. Вплоть до провозглашения Таджикистаном независимости в нем традиционно первенствовали выходцы из северного худжандского клана, которые представляли интересы Ленинабадской области. Дисциплинированность и взаимопомощь помогали клану вести грамотную кадровую политику и удерживать власть вплоть до 1990-х гг. При этом выходцы из этого клана делилиответственные посты с южанами из кулябского клана и отчасти с памирцами3. Однако развал СССР сопровождался разрушением экономики республики, которая ранее дотировалась из союзного бюджета. А поскольку основные промышленные объекты находились на севере, то уже накануне распада Советского Союза позиции северян начали ослабевать, и остальные кланы заявили о своих правах. Однако в дальнейшем в политическую борьбу была повлечена и оппозиция, для прихода к власти использовавшая исламские лозунги.
Оппозицию в свою очередь представляла Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). Партия первоначально возникла как таджикская ячейка Исламской партии возрождения - первой политической организации мусульман СССР, созданной в июле 1990 г. в Астрахани. Председателем стал Сайд Абдулла Нури. Партия занималась изучением и распространениям взглядов шейха Хасана аль-Банны, братьев Сайда и Мухаммада Кутба, Абулла Мавдуди, которые пропагандировали доктрину «Братьев мусульман». Несмотря на запрет официальных властей, в октябре 1990 года состоялась учредительная конференция, а через год прошел первый учредительный съезд Партии исламского возрождения Таджикистана, на котором ее председателем избрали МухамадшарифаХимматзода2. На первом этапе ПИВТ, осознавая необходимость длительной просветительной работы по возрождению ислама в стране, намеревалась легально участвовать в парламентском процессе основными целями при этом были: духовное (религиозное) возрождение, экономическая и политическая независимость республики, политическое и правовое побуждение ее граждан возвратиться к основам «чистого» ислама. На президентских выборах в 1991 году эта партия выступила в одном блоке с движением «Растохез» (лидер Тохири Абдулджабор) и «Лаъли Бадахшон» (лидер АтобекАмирбеков), под общим названием «Союз демократических сил». Проиграв эту кампанию кандидату коммунистов Рахмону Набиеву, представителю старой республиканской номенклатуры и ленинабадских кланов севера страны, ПИВТ со своими сторонниками перешла к организации антиправительственных выступлений, включая митинги, голодовки и военные столкновения с силами правопорядка. В июне 1993 года ПИВТ и союзные с ней партии были запрещены. Значительная часть оппозиции была вынуждена эмигрировать в Афганистан (60 тыс. человек) и страны СНГ (свыше 250 тыс. человек)1. Вооруженные отряды Соединенной таджикской оппозиции (ОТО), в которую вошли Движение исламского возрождения Таджикистана (ДИВТ, бывшая ПИВТ) и Демократическая партия республики, обосновались в учебных лагерях четырех районов Афганистана (Хост, Фархор, Камни, Бобо, ШамШату). В их рядах насчитывалось до девяти тысяч человек, в то время как на территории Таджикистана, не более трех тысяч. Финансированием, военно-материальным обеспечением ПИВТ в Афганистане занимались Саудовская Аравия, Пакистан и определенные религиозные круги в Афганистане.
В настоящей главе мы не будем подробно рассматривать весь ход событий кровопролитной гражданской войны в Таджикистане (1992-1997 гг.), который основывался на митингах и политических выступлениях ОТО, военных столкновениях правительственных и оппозиционных войск, сопровождавшихся военным присутствием других государств, а также на сопровождавшей весь ход событий, периодической смене политических лидеров обеих противостоящих сторон; с тем, чтобы выявить основную цель, ранее поставленную автором, а именно: уровень политизированности ислама в республике, потому как сам межтаджикский конфликт, конфликт между сторонниками центральной власти и различными группировками в лице Объединённой таджикской оппозиции, с первых строк отображает ту суть, которая нас интересует. В этой связи считаем важным обратить внимание на итог данного конфликта, который заключался в том, что после промежуточного восьмого раунда переговоров в Тегеране в апреле - мае 1997 г., наконец, была поставлена заключительная точка в Москве 27 июня 1997 г. в присутствии Б.Н. Ельцина. Результатом длительных переговоров при активном участии российских посредников стало подписание «Общего соглашения об установлении мира и национального согласия между правительством Республики Таджикистан и Объединенной таджикской оппозицией». Положение ПИВТ в современной расстановке сил довольно шаткое. С одной стороны, партию почти вытеснили из политического процесса официальные власти республики, с другой - с ПИВТ конкурируют другие, более радикальные группы, такие как ХТИ. По мнению ряда политологов, причиной гражданской войны в Таджикистане стало противостояние светской власти и религиозной прослойки республики. Однако если рассматривать религиозный фактор как основной катализатор войны в Таджикистане, то можно заметить, что стороны конфликта не делились по религиозным убеждениям. Противоборствующие стороны различались не по воззрениям в религии или идеологии. Различия и дальнейшее участие в конфликте определялись, прежде всего, районами проживания тех, кто участвовал в конфликте2. В значительной степени именно клановая составляющая и передел собственности в республике стали основными причинами войны. Изучая роль религиозного фактора в политической жизни Таджикистана, не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать его значение. Ислам как религия, традиция, свод моральных правил в Таджикистане занимает немаловажное место в сознании, жизни и быте мусульман республики. И это обстоятельство используют в своей деятельности многие политические организации и партии, возникшие в последние годы. Слабость же властей и лояльность исламского духовенства проявляется в их нежелание или неспособность вести диалог с той частью исламистов, которая отвергает насилие и в перспективе способна на позитивную эволюцию. Ведь в сложных социально-экономических и политических условиях, порождающих настроения протеста среди населения, политический ислам остается главной, если не единственно привлекательной формой выражения этих настроений.
В то же самое время в «исламском факторе» в политике Таджикистана нам удалось уследить несколько важных особенностей. Во-первых, только здесь исламисты смогли создать сильные вооруженные формирования на базе ПИВТ, противостоящие правительству в гражданской войне в течение пяти лет1. Во-вторых, только Партия исламского возрождения Таджикистана, единственная из всех исламистских организаций Центральной Азии, добилась легального статуса и представительства в парламенте. И это без преувеличения уникальный прецедент, позволяющий надеяться на мирный компромисс между властями и исламистами и в других субъектах Центрально-Азиатского региона. Однако наряду с этим неизменно слабое экономическое положение, которое и по сегодняшний день остается «болезненным» вопросом для всех республик Центральной Азии и в том числе Таджикистана, говорит о потенциальной возможности возникновения новых внутриобщественных конфликтов. Таким образом, подводя итоги событиям Центрально-Азиатского региона постсоветского периода, можно констатировать следующее. За 21 год независимого существования Центрально-Азиатских государств в регионе неуклонно усиливалось влияние ислама на политические процессы. С одной стороны, инициаторами выступали политические элиты, стремившиеся с помощью ислама утвердить новую национальную и государственную идентичность. В этом стремлении они способствовали образованию национальных духовных управлений и муфтиятов, строили и восстанавливали мечети и медресе, поддерживали духовенство. С другой стороны, оппозиция практически во всех субъектах принимала формы радикального исламизма. Создавались и постепенно укреплялись экстремистские организации, участвовавшие в гражданской войне в Таджикистане, вторжениях в Киргизию и Узбекистан, государственных переворотах в Киргизии, терактах повсюду в регионе. Борьба с ними в настоящий момент является одной из наиболее важных задач в деле обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.009 с.) |