Понятие, виды и принципы государственной гражданской службы Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, виды и принципы государственной гражданской службы Российской Федерации



 

Понятие "служба" имеет несколько значений: вид общественной деятельности людей; работа, занятия служащего, место его работы; специфическое отношение к делу и т.д. В. Даль, рассматривая понятие "служба" как вид работы или деятельности, связывал службу с такими понятиями и ценностями, как жизнь для других, быть полезным обществу, готовность к делу и др.

Как правило, под службой понимаются отношения долга, верности, преданности, готовности защитить чей-то интерес. Предназначение службы связано с созданием условий для нормального функционирования общества, обеспечением других видов социальной деятельности.

Особым видом службы является государственная гражданская служба, которая может касаться социально-культурного обслуживания людей, осуществления управленческой деятельности, обеспечения деятельности органов государственной власти и т.д.

Чаще всего встречаются определения государственной гражданской службы:

вид государственной службы Российской Федерации, представляющий собой особый государственно-правовой и социальный институт, устанавливающий и регулирующий отношения государства с гражданами и осуществляющий от имени и по поручению государства исполнительные и распорядительные функции, а также обеспечивающий исполнение полномочий государственных органов и полномочия лиц, замещающих государственные гражданские должности.

форма участия граждан в осуществлении целей и функций государства;

особый вид управленческой деятельности - государственной;

форма реализации "связи отношений государства, общества, закона и гражданина";

механизм формирования, реализации и совершенствования институтов государственной власти;

система государственных органов, имеющая своих служащих для выполнения функций и задач;

В Федеральном законе № 79-ФЗ под государственной гражданской службой Российской Федерации понимается "профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; Субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федерального государственного органа; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Уставами, Законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий Государственных органов Российской Федерации".

Следует заметить, что в определении понятия "государственная гражданская служба" в качестве ведущего признака выделяется прилагательное "государственная" - сущность и значение государственной службы определяются сущностью государства.

Государственная гражданская служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление.

Поэтому государственный служащий (обязательно гражданин РФ) в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства.

Следующий существенный признак понятия государственной гражданская службы - профессиональная деятельность.

Под профессиональной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки.

Государственная гражданская служба - это профессия для государственных служащих, которая требует специальной подготовки, получения специального образования.

Государственная гражданская служба - особый вид профессиональной деятельности, и заниматься этой деятельностью можно лишь в государственных органах, только государственные органы наделены правом иметь государственных служащих.

Под государственным органом следует понимать образованный в установленном порядке и наделенный государственно-властными полномочиями орган, реализующий соответствующие функции государственной власти.

Правовой статус государственных органов определяется Конституцией Российской Федерации и законом. Правовой статус государственных гражданских служащих детально регламентируется законом и иными нормативными актами. Все это придает государственной гражданской службе параметры правового института, имеющего решающее значение для формирования государственности, осуществления государственной власти и воплощения социальной роли государства в обществе.

Государственная гражданская служба как вид профессиональной деятельности обеспечивает непрерывное, преемственное и компетентное исполнение полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

Государственная гражданская служба включает в себя федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу в субъектах Российской Федерации.

Согласно Федерального закона № 58-ФЗ:

под федеральной государственной гражданской службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ, по предметам ведения Российской Федерации, а также в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ;

под государственной гражданской службой субъекта РФ понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ, по предметам ведения субъекта Российской Федерации, а также в пределах полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Возможность создания таких органов предусмотрена Конституцией Российской Федерации, где указано, что федеральные органы власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. Поскольку эти органы создаются для осуществления полномочий власти, их правомерно именовать государственными органами, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать государственной гражданской службой.

Каждый государственный орган уполномочен российским государством осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы властными полномочиями. Сущность этих полномочий состоит в том, что государственные органы имеют право принимать общеобязательные решения. Властные полномочия государственных органов находят свое воплощение в компетенции, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте и производной непосредственно от государства.

Не менее сложным представляется определение сущностных особенностей гражданской службы субъектов Российской Федерации по сравнению с федеральной гражданской службой.

Отличия следует искать в двух направлениях:

во-первых, исходя из особенностей системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которую они устанавливают самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных(законодательных) и исполнительных органов государственной власти, а также с учетом сферы собственных и делегированных полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации;

во-вторых, необходимость учета различий субъектов Российской Федерации в обеспечении кадровыми ресурсами и сложившихся национально-культурных традиций, которые проявляются в организационном разнообразии гражданской службы.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом президента Российской Федерации.

Государственная гражданская служба основывается на основополагающих принципах организации и деятельности государственного аппарата, однако ей присущи и специальные принципы.

Любой принцип следует рассматривать как основное, исходное положение, которое прямо или опосредованно распространяется на все. В контексте рассматриваемого вопроса - представляется возможным констатировать, что принципы государственной гражданской службы, а точнее нормы-принципы, являются основополагающими для актов, относящихся к предмету регулирования гражданской службы, как федеральных законов и (или) законов субъектов Российской Федерации, так и других нормативных актов, как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации.

В закрепленных в статье 4 Федерального закона №79-ФЗ принципах установлены восемь таких исходных положений гражданской службы.

1. Первый принцип - приоритет прав и свобод человека и гражданина, основывается на статье 2 <garantF1://10003000.2> Конституции Российской Федерации, устанавливающей: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства", а следовательно - и всех государственных служащих Российской Федерации.

. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации органично вытекает из первого принципа. Единство соблюдения указанной "высшей ценности" и обязанности государства устанавливает минимальные, но одновременно и фундаментальные требования к общим правилам деятельности государственных служащих как федеральных, так и государственных служащих субъекта Российской Федерации. Кроме того, рассматриваемый принцип учитывает федеративное устройство нашего государства и наличие вопросов как исключительного ведения, так и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

. Согласно части 4 статьи 32 <garantF1://10003000.3204> Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют равный доступ к гражданской службе. В Федеральном законе №79-ФЗ воспроизводится этот конституционный принцип, а также он запрещает любую дискриминацию, но устанавливает общеобязательные условия реализации названного права граждан Российской Федерации, связанные исключительно с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

В дальнейшем в Федеральном законе №79-ФЗ рассматриваемый принцип развивается, регламентируя как поступление гражданина Российской Федерации на гражданскую службу, так замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы, по результатам конкурса, с детализацией соответствующей процедуры.

. Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих обязывает гражданских служащих и претендентов на этот статус иметь профессиональное (как правило - высшее) образование, соответствующее должностным полномочиям, стаж работы и пр. Одновременно принцип проявляется и в требовании к гражданским служащим постоянно повышать профессионализм и компетентность, в создании для этого необходимых условий.

. Повышение гражданскими служащими профессионализма и компетентности, что, естественно, включает в себя и стремление к безупречному выполнению должностных обязанностей, требует стабильности гражданской службы, что и является следующим закрепленным принципом.

Стабильность гражданской службы гарантирует не только стабильность, постоянность служебной деятельности для каждого конкретного гражданского служащего. Одновременно такая стабильность означает незыблемость и непрерывность деятельности государственного аппарата.

Федеральный закон № 79-ФЗ устанавливает, в частности, исчерпывающий перечень случаев заключения срочного служебного контракта, гарантии для гражданского служащего при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы, установлен единый правовой статус гражданского служащего.

. Принцип доступности информации о гражданской службе является частным проявлением конституционной нормы, в соответствии с которой "органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".

Реализация рассматриваемого принципа заключается, в частности, в указанной выше процедуре конкурсного замещения должностей гражданской службы, предусматривающей обязательность информирования неопределенного круга граждан о соответствующих вакансиях.

. Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами означает "от обратного", отсутствие предпочтений, нейтральные отношения со всеми заинтересованными гражданами и общественными объединениями без предоставления кому-либо каких-либо преференций. Иными словами, гражданский служащий в своей профессиональной деятельности должен быть нейтрален - и политически, и идеологически, и религиозно.

. Принципом гражданской службы определена защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, что означает: гражданский служащий выполняет исключительно правомерные поручения своих руководителей (непосредственных и вышестоящих). Одновременно для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, как правило, федеральными законами устанавливаются соответствующие гарантии, в частности от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей.

Все принципы органически взаимосвязаны и отражают сущность, содержание осуществления государственной гражданской службы. Закрепление единых принципов является важной идейно-теоретической основой, соединяющей виды государственной гражданской службы в стройную и юридически связанную во всех своих звеньях целостную систему государственной гражданской службы Российской Федерации.

В принципах государственной гражданской службы закрепляются требования общества, других субъектов управления государственной гражданской службой к государственной гражданской службе и государственным гражданским служащим.

Государственная служба как система правовых норм регламентирует государственно-служебные отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирования ответственности служащих, прохождения государственной службы, порядок возникновения и прохождения служебных отношений. Несмотря на разделение на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, государственная гражданская служба является единым целостным механизмом, призванным реализовывать функции государства. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации выражается в установлении единого правового статуса государственного гражданского служащего, установлении приоритета федерального законодательства в закреплении правовых основ государственной гражданской службы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.015 с.)