Правовые основы государственной гражданской службы Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы государственной гражданской службы Российской Федерации



 

Правовое регулирование - это, прежде всего, упорядочение общественных отношений, осуществляемое при помощи права и совокупности правовых средств, юридически закрепленных, охраняемых и развивающихся.

Своим содержанием правовое регулирование охватывает специфическую деятельность государства (его нормотворческих органов), связанную с выработкой юридических установлений и определением юридических средств обеспечения их действенности.

Деятельность нормотворческих органов государства, связанная с выбором типа, методов, способов регламентации, определением соотношения нормативных и индивидуальных средств регулирования, т.е. формированием того юридического инструментария, который объективно необходим в данных социально-экономических и политических условиях для обеспечения нормального функционирования гражданского общества, его институтов, организации жизнедеятельности людей на цивилизованных началах.

В результате правовой регуляции формируется юридическая основа, определяются фиксируемые в правовых явлениях ориентиры для организации деятельности участников регулируемых отношений и достижения фактических целей права.

Правовое регулирование отношений, связанных с гражданской службой, требует единства и системности законодательства, его стройности и логичности.

Законодательство, связанное с гражданской службой представлено нормативными правовыми актами, регулирующими организацию гражданской службы Российской Федерации и правовое положение гражданских служащих, в том числе условия и порядок прохождения службы, виды поощрений и ответственность, основания прекращения государственно-служебных отношений и др.

Обязательным требованием, предъявляемым к нормативным правовым актам, в том числе и в данной сфере, является их соответствие Конституции <garantF1://10003000.0> Российской Федерации, федеральным законам.

Данное законодательство строится как двухуровневая система. Оно состоит из Конституции <garantF1://10003000.0> Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о государственной и гражданской службе, и конституций, законов, уставов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации, тем самым предрешая формирование двухуровнего законодательства: федерального и субъектов Российской Федерации.

В законодательстве Российской Федерации о гражданской службе, основанном на Конституции <garantF1://10003000.0> Российской Федерации, находят воплощение конституционные предписания, исходные для государственного управления.

Конституция Российской Федерации закрепляет такие основы, как: верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 4 <garantF1://10003000.402>); единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (часть 3 статьи 5 <garantF1://10003000.5003>); приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (статья 18 <garantF1://10003000.18>); обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (статья 2 <garantF1://10003000.2>); разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (статья 10 <garantF1://10003000.10>); равный доступ граждан к государственной службе (часть 4 статьи 32 <garantF1://10003000.3204>); некоторые обязанности всех должностных лиц (часть 2 статьи 24 <garantF1://10003000.2402>, часть 3 статьи 41 <garantF1://10003000.4103>, часть 2 статьи 46 <garantF1://10003000.462> и др.).

Гражданская служба связана с рядом правоограничений для лиц, состоящих на ней, а всякое ограничение прав личности допускается только согласно федеральному закону в соответствии со статьей 55 <garantF1://10003000.55> Конституции Российской Федерации.

Основополагающими нормативными правовыми актами федерального уровня в сфере государственной гражданской службы являются: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 58-ФЗ) и Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ). До принятия Федерального закона № 79-ФЗ данную сферу регулировал Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Первый устанавливает разделение государственной службы Российской Федерации на три вида (государственная гражданская служба, правоохранительная служба, военная служба), а второй - принят в его исполнение и регулирует отношения, связанные непосредственно с государственной гражданской службой.

Определение государственной гражданской службы, данное в Федеральном законе № 79-ФЗ, соответствует определению, содержащемуся в части 1 статьи 5 <garantF1://85886.51> Федерального закона N 58-ФЗ.

Правовое положение государственного служащего закреплено в Федеральном Законе №79-ФЗ и других нормативных актах.

Отношения, связанные с государственной гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом № 79-ФЗ, регулируются нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Это, в первую очередь, Трудовой кодекс Российской Федерации.

Отношения, связанные с государственной гражданской службой, регулируются также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Полный перечень и иерархия нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с государственной гражданской службой, установлены статьей 5 Федерального закона № 79-ФЗ.

В количественном и, главное, в оперативном отношении именно указы Президента Российской Федерации составляют важнейший источник правового регулирования гражданской службы. Несмотря на важное значение указов Президента Российской Федерации в регулировании отношений в сфере гражданской службы, они имеют подзаконный характер.

Юридически это означает, что они должны соответствовать Конституции <garantF1://10003000.0> Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному <garantF1://12036354.0>акону № 79-ФЗ, другим федеральным законам, затрагивающим вопросы гражданской службы.

При использовании указов Президента Российской Федерации правоприменитель обязан оценивать их с точки зрения соответствия федеральным законам. Если по одному и тому же вопросу имеются нормы закона и указа, правоприменитель обязан следовать закону.

В числе иных нормативных правовых актов - источников законодательства о гражданской службе - следует упомянуть уставы и положения о дисциплине, действующие в ряде отраслей и сфер государственной деятельности; положения о конкретных государственных органах и подразделениях, содержащие нормы о статусе соответствующих должностных лиц; административные и должностные регламенты; служебные инструкции, утверждаемые государственными органами.

Правовая основа института государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации всесторонне развивается и ежегодно пополняется новыми нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В настоящее время процесс нормотворчества в сфере государственной гражданской службы в субъектах Российской Федерации не завершен, что обусловлено отсутствием некоторых федеральных нормативных правовых актов по вопросам государственной гражданской службы.

Высшие представительные органы власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы по вопросам, которые относятся к их компетенции. При этом они не должны противоречить федеральному законодательству.

Конституция <garantF1://10003000.0> Российской Федерации и Федеральный закон <garantF1://12036354.0> № 79-ФЗ составляют основу законодательства о гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Важнейшим вопросом является реализация компетенции Российской Федерации и компетенции ее субъектов в сфере установления и правового регулирования государственно-служебных отношений. Статья 72 Конституции Российской Федерации указывает, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся административное и трудовое законодательство, которые главным образом и регулируют государственно-служебные отношения. Статья 71 Конституции РФ однозначно устанавливает, что федеральная государственная служба относится к ведению Российской Федерации. Согласно пункта 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов принимаются федеральные законы, а на их основе - законы субъектов Федерации.

Таким образом, вопросы государственной службы субъектов Российской Федерации регулируются в настоящее время федеральным законодательством о государственной службе, а также законами и иными нормативными актами, принимаемыми соответствующими субъектами Российской Федерации. Каждая область принимает собственный закон о государственной службе.

В Челябинской области государственная гражданская служба субъект Российской Федерации регулируется Законами области, постановлениями Законодательного Собрания Челябинской области, постановлениями Губернатора Челябинской области. Закон Челябинской области от 25 мая 2006 года №22-ЗО "Устав (Основной Закон) Челябинской области", Закон Челябинской области от 29 марта 2007 года №104-ЗО "О регулировании государственной гражданской службы Челябинской области", Закон Челябинской области от 29 марта 2007 года №105-ЗО "Об утверждении Реестра должностей государственной гражданской службы Челябинской области".

Постановлениями Законодательного Собрания Челябинской области (например, постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 9 июля 2010 года №2405 "Об оплате труда государственных гражданских служащих Челябинской области и порядке формирования оплаты труда указанных лиц").

Постановлениями Губернатора Челябинской области (например, постановление Губернатора Челябинской области от 14 апреля 2005 года №127 "Об утверждении Положения о кадровом резерве государственной гражданской службы Челябинской области").

Государственная гражданская служба в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.249.77 (0.01 с.)