Губернатор Ярославской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Губернатор Ярославской области



В современной России институт губернатора является результатом общественно-исторического развития страны, сформировавшимся на основе политического и правового опыта функционирования государственных органов власти на разных этапах развития российской государственности, что подтверждается преемственностью отдельных организационных и функциональных элементов правового положения данного института и находится в общем русле развития цивилизации. Можно выделить четыре этапа процесса становления и развития института губернатора в современной России: первый - от августа 1991 г. до принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.; второй этап - с 1994 до 1996 г.; третий - с 1996 г. - до начала 2000 г.; четвертый - с марта 2000 г. по настоящее время.

Первый этап характеризуется началом формирования законодательной базы для построения органов государственной власти по принципу разделения власти и активным реформированием исполнительной вертикали власти, ее жесткой централизацией и подчинением Президенту Российской Федерации.

Второй этап знаминуется принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют и формируют систему органов государственной власти, учитывая принцип разделения власти. Во многих субъектах Российской Федерации впервые проходят выборы глав администраций (губернаторов). Однако в результате принятия Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» был продлен мораторий на выборы губернаторов и закреплена исключительная подотчетность последних Президенту Российской Федерации.

К началу третьего этапа в субъектах Российской Федерации прошли выборы законодательной и исполнительной ветвей власти, которые обрели демократическую легитимность. Однако на практике во многих субъектах Российской Федерации становление новой государственности противоречило федеральным конституционным принципам. Общеизвестно, что в результате выборов 1996-1997 г. была разрушена единая вертикаль исполнительной власти, сформированная в 1991-1996 гг. Это привело к возникновению все более усугубляющихся проблем, таких как бесконтрольность в трате бюджетных средств; создание препятствий для перемещения товаров, услуг, капиталов; издание нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству, и т.д. Губернаторы ни перед кем не отвечали, тогда, как сам принцип существования исполнительной власти предусматривает именно ответственность за дела по управлению данной территорией.

С избранием Президентом России В.В. Путина начался новый, четвертый этап в развитии взаимоотношений между федеральной властью и государственной властью субъектов Российской Федерации. С первых дней своего правления глава государства приступил к реформированию системы управления, для которой характерно сосредоточение административных, экономических, политических и иных ресурсов в руках федеральных органов государственной власти. Законодательство субъектов Российской Федерации в этот период приводилось в соответствие с федеральным.

Таким образом, институт губернатора - оптимальная форма руководства органами исполнительной власти в субъекте Федерации для современной России. В своей деятельности губернаторы должны сочетать функции руководителя своей территории и проводника политики федеральных органов исполнительной власти России. Понятие «губернатор» определяется субъектами Российской Федерации в уставном законодательстве. Наиболее часто употребляется следующая формулировка:

губернатор - это высшее должностное лицо, возглавляет систему органов исполнительной власти, определяет основные направления развития вверенной ему территории, способствует защите прав и свобод человека и гражданина и несет юридическую ответственность за управление субъектом Российской Федерации.

Функциональное содержание института губернатора субъекта Российской Федерации можно рассмотреть на основе синтеза функций и принципов его деятельности.

Функции:

• организационно-координационные;

•   руководящие;

•   представительские;

•   контрольные;

•   законодательные;

•   регулирующие.

Принципы:

• принцип законности и конституционности в организации и деятельности института губернатора;

•   принцип профессионализма губернатора, включающий требование профессиональной этики;

• принцип гласности, обеспечивающий информированность населения данного субъекта Российской Федерации о работе губернатора;

• принцип иерархичности в построении и принцип субординации в деятельности губернатора, выражающийся в подчиненности и подотчетности губернатора Президенту Российской Федерации;

•   принцип координации в функционировании губернатора, выражающийся во взаимодействии с органами государственной власти субъекта;

•   принцип сочетания коллегиальности и единоначалия;

•   принцип наделяемости полномочиями при формировании должности губернатора.

Губернатор несёт конституционную ответственность, т.е. ответственность главы субъекта Российской Федерации, предусмотренную нормами конституционного права, в результате совершения им конституционного правонарушения. В этой связи следует обратить внимание на то, что конституционным правонарушением губернатора субъекта Российской Федерации следует признать ненадлежащие исполнение высшим должностным лицом обязанностей или злоупотребление своими полномочиями, которое причинило либо создало опасность причинения вреда общественным отношениям в сфере осуществления государственной власти и за которое нормами конституционного права Российской Федерации предусмотрена конституционная ответственность (например, срыв отопительного сезона в связи с отсутствием завоза топлива; издание губернатором нормативно-правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушающего права и свободы человека и гражданина). Возможность привлечения губернатора к конституционной ответственности будет способствовать повышению его дисциплины, снижению коррупции, осознанию огромной ответственности перед народом и постоянному поиску новых, эффективных механизмов развития субъекта Российской Федерации.

Статус Губернатора Ярославской области определяется согласно статье 2 Закона Ярославской области от 5 мая 2011 г. № 8-з «О Губернаторе Ярославской области». Губернатор является высшим должностным лицом Ярославской области и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Ярославской области - Правительства Ярославской области.

В соответствии со статьей 40 Устава Ярославской области Губернатор выполняет следующие функции:

) представляет Ярославскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Ярославской области;

) определяет основные направления государственной политики Ярославской области;

) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания, либо отклоняет законы, принятые Ярославской областной Думой;

) представляет в Ярославскую областную Думу ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Ярославской области, в том числе по вопросам, поставленным Ярославской областной Думой;

) вправе требовать созыва внеочередного заседания Ярославской областной Думы, а также созывать вновь избранную Ярославскую областную Думу на первое заседание ранее срока, установленного настоящим Уставом;

) вправе участвовать в работе Ярославской областной Думы с правом совещательного голоса;

) направляет в Ярославскую областную Думу официальное мнение по кандидатуре, предложенной для назначения на должность прокурора Ярославской области;

) направляет в Ярославскую областную Думу представление о кандидатуре первого заместителя Губернатора Ярославской области;

) назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя Губернатора Ярославской области, заместителей Губернатора Ярославской области, руководителей органов исполнительной власти Ярославской области;

) формирует Правительство Ярославской области, принимает решение об отставке Правительства Ярославской области;

) образует аппарат Правительства Ярославской области;

) определяет структуру органов исполнительной власти Ярославской области;

) определяет органы исполнительной власти Ярославской области, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора), устанавливает их организационную структуру, полномочия, функции и порядок их деятельности;

) дает обязательные для исполнения поручения в адрес Правительства Ярославской области и его аппарата, иных органов исполнительной власти Ярославской области;

) вправе отменять постановления Правительства Ярославской области и правовые акты иных органов исполнительной власти Ярославской области;

) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Ярославской области с иными органами государственной власти Ярославской области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Ярославской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

) награждает наградами Ярославской области;

18) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами Ярославской области.

Полномочия Губернатора, порядок их осуществления и прекращения, порядок наделения гражданина Российской Федерации полномочиями Губернатора и его вступления в должность, порядок временного исполнения обязанностей Губернатора устанавливаются федеральным законом и Уставом Ярославской области. Срок полномочий Губернатора, виды издаваемых им правовых актов определяются также Уставом Ярославской области в соответствии с федеральным законом.

Материально-техническое, организационное и иное обеспечение деятельности Губернатора, а также его социально-трудовых гарантий осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области в соответствии с их компетенцией.

На уровне субъекта Российской Федерации Губернатор Ярославской области осуществляет взаимодействие с законодательным (представительным) органом государственной власти, правительством (администрацией) и иными органами исполнительной власти Ярославской области (министерствами, департаментами, главными управлениями, управлениями, инспекциями, комитетами, отделами, комиссиями), органами, осуществляющими правосудие, участвует в формировании должностных лиц.

На основе анализа федерального законодательства, устава и законов Ярославской области, основными формами взаимодействия Губернатора с законодательными органами являются:

• организация законодательного процесса;

•   взаимное участие представителей органов исполнительной власти в деятельности законодательной власти и наоборот;

•   взаимное направление друг другу принятых правовых актов;

•   взаимный контроль за принятыми нормативными актами и их обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации;

•   направление планов законотворческой деятельности и проектов законов губернатору;

•   участие законодательного органа в формировании должности губернатора и выражение ему недоверия;

•   реализация губернатором правомочия на роспуск законодательного органа;

•   процедуры разрешения споров между ветвями власти.

В отношениях с Правительством и иными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации Губернатор Ярославской области принимает непосредственное участие в формировании и деятельности высшего исполнительного органа власти области, являясь председателем Правительства, а также координирует работу министерств, департаментов, главных управлений, управлений, инспекций, комитетов, отделов, комиссий. В деятельность органов судебной власти Губернатор не имеет права вмешиваться, в силу особенностей функционирования данной ветви власти, но он участвует в формировании или согласовании кандидатур судей мировых судов субъектов Российской Федерации.

Губернатор Ярославской области имеет свои символы:

) должностной знак Губернатора;

) губернаторская печать;

) должностной герб Губернатора.

Символы Губернатора используются на церемонии принесения присяги Губернатором и в иных случаях. Порядок, случаи использования и местонахождение символов Губернатора определяются настоящим Законом и указом Губернатора

С 1991 по 2007 год должность Губернатора Ярославской области занимал А.И. Лисицын. Указом президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B8%D0%BD,_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> от 3 декабря 1991 года № 244 назначен исполняющим обязанности главы администрации Ярославской области <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C>, а указом от 10 сентября 1992 года - главой администрации области. 17 декабря 1995 года избран Губернатором <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80> Ярославской области, набрав 51,5 % голосов в первом туре. Затем переизбирался два раза в 1999 и 2003 годах. В 2007 году на пост Губернатора Ярославской области был назначен С.А. Вахруков. Согласно указу Президента РФ № 528 от 28 апреля 2012 года «О досрочном прекращении полномочий губернатора Ярославской области» была принята отставка С.А. Вахрукова по собственному желанию, а на должность временно исполняющего обязанности Губернатора области был назначен С.Н. Ястребов. 5 мая 2012 года С.Н. Ястребов был утверждён на данную должность депутатами Ярославской области. [2, 3, 7]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.032 с.)