Арт-терапевтический тренинг «Тропою красоты» для детей и подростков, утративших мать, как инновационная технология социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арт-терапевтический тренинг «Тропою красоты» для детей и подростков, утративших мать, как инновационная технология социальной работы



Всем людям на протяжении жизни приходится встречаться со смертью, которая является частью самой жизни. И мы называем утратой событие потери, т.е. саму смерть. Сильные эмоции, переживаемые человеком, когда он лишается близкого, любимого человека в результате его смерти называются горем. Горе - это также процесс, при помощи которого человек работает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни. Горе - процесс необходимый, и его нельзя считать проявлением слабости, так как это способ, посредством которого человек восстанавливается после ощутимой потери.[73]

В последние годы появилось большое количество лиц, нуждающихся в оказании квалифицированной психологической помощи, поэтому эта тема, к сожалению, сейчас актуальна. Связано это с резко возросшей интенсивностью факторов среды жизнедеятельности человека, приобретающих характер стрессовых влияний и требующих от человека значительного адаптационного напряжения и особенно это касается неполных отцовских семей. Тяжелые чувственные потери колеблют основы всего существования и бытия.

Существует мнение среди населения о том, что отец, воспитывающий ребенка без матери это редкое явление. Но более детальное положение одинокого отцовства можно отметить по данным переписи 1994 г., где среди всех семей с одним родителем и детьми до 18 лет 94 % составляют неполные материнские семьи и 6 % - семьи одиноких отцов. Кроме того, не стоит забывать, что существует большое количество отцовских семей, которые находятся в браке только фактически и воспитывают ребенка в одиночку, т. е. без участия родной матери. [82]

В г. Рубцовске насчитывается около 140 семей, где отец воспитывает ребенка (детей) в одиночку. По данным Управления по социальной защите населения детей в таких семьях насчитывается около 160.

Одной из основных причин возникновения неполной отцовской семьи в г.Рубцовске является смерть супруги.

Исследования в современной научной литературе показывают, что любые причины утраты матери ребенком переживаются им очень остро и болезненно.

Проанализировав различные взгляды в современной научной психологической литературе можно отметить, что многие авторы расходятся во мнении относительно возраста, в котором дети становятся способными к гореванию. Одни, как, например, Боулби, полагают, что горевание становится возможным и наблюдается начиная с шестого месяца жизни, другие например Фурман, считает, что горевание можно наблюдать только с третьего или четвертого года жизни. Есть другие авторы Шамбу и Рохлин, считающие, что процесс горевания у взрослого и ребенка отличаются, и Вольфенштейн, которая считает, что горевание становится возможным только с разрешением подростковой фазы, после того как произошло соответствующее обособление от родительских фигур.[73,70,54]

Типичные особенности поведения детей, переживших утрату родителя. Ребенок плачет об ушедшем родителе, иногда надеется па его возвращение, иногда начинает искать его, иногда описывает отчетливо-яркое ощущение его присутствия, иногда злится из-за утраты и винит окружающих, иногда обвиняет умершего родителя, иногда страшится потерять выжившего родителя. В результате он может казаться тревожным и его поведение может казаться странным.. Особенно такое поведение выражается когда родители стараются скрывать от детей свои чувства по поводу утраты, объясняя это тем, что не хотят расстраивать детей. Но часто причина состоит в том, что они сами не в состоянии вынести интенсивности эмоций ребенка.

Если родители избегают говорить об утрате, высказать свои чувства, дети начинают прятать свои чувства и вопросы. Однако сокрытие факта смерти родителя или запрет на выражение чувств не несет ничего, кроме патологических реакций. Меняются способы взаимодействия ребенка с окружающим миром, значимыми людьми. Ребенок лишается тесной эмоциональной связи и близости, которую давала мать, поэтому становится более эмоционально бедным, замкнутым, тревожным. От этого страдает физическое, психическое и социальное развитие ребенка.

Таким образом, для ребенка смерть близкого родственника, может стать травмирующим событием, но, что еще более важно серьезным вмешательством в развитие. Смерть значимых объектов сама по себе приводит к серьезному срыву процесса развития, не говоря уже об особом значении, которое это событие может иметь для ребенка в соответствии с его возрастом, качеством отношений, тяжестью травмы, особыми обстоятельствами, сопутствующими смерти, реакциями на это событие со стороны оставшихся в живых значимых членов семьи, возможными переменами к худшему в жизненных обстоятельствах ребенка. [54]

Тяжелые потери накладывают отпечаток на все стороны нашей жизни, однако, утрата - нормальная сторона нашей жизни и о ней надо быть готовым говорить.

Восстановление после тяжелой утраты - одна из труднейших задач.

Горе - это «ядерная энергия» наших эмоций. Если его понять, обуздать и направить, оно станет созидательной силой. Но если горе выходит из-под контроля, если оно искажено и не понятно, оно может стать деструктивной силой. [20]

Таким образом, в близком окружении ребенка могут отсутствовать условия, способствующие развитию умения в трудную минуту восстанавливать эмоциональное равновесие, т.е. находить опору в прошлом и ставить цели, которые помогут пережить тяжелый жизненный период.

В процессе психологического сопровождения детей и подростков, утративших одного из родителей могут применяться самые разные методы и методики, адекватные возрасту и уровню психического развития маленького клиента. В распоряжении психолога имеются методы арттерапии, сказкотерапии, анималотерапии, игровой терапии, символдрамы и др.[20] Зарубежные авторы также говорят о возможности использования рисования как метода, помогающего ребенку выразить свое горе; например, это может быть рисунок умершего. Детское горе достаточно часто бывает неочевидным, протекает скрыто, а ребенок оказывается не в состоянии внятно сообщить взрослым, что он тоже очень страдает, только по-своему. Тогда способы косвенного выражения и проработки горя становятся наиболее эффективными, а иногда - единственно приемлемыми вариантами психологической помощи горюющему ребенку.[73]

Основная цель программы «Тропою красоты»: социально-психологическая поддержка детей потерявших или утративших мать средствами арт-терапии.

Задачи:

психологическое сопровождение детей и подростков переживших утрату матери;

коррекция эмоционального состояния и отклонений в поведении детей и подростков средствами арт-терапии;

создание условий для формирования новых способов поведения в отношении «отец-ребенок» как самостоятельной семьи;

создание условий для гармонизации детско-родительских отношений.

Целевая группа: подростки из неполных отцовских семей 11-17 лет.

Требования к проведению занятий:

Этапы реализации программы:

Подготовительный

. Взаимодействие со школами города - обновление базы данных о неполных отцовских семьях;

. Набор целевой группы для тренинговых занятий;

.Составление программы социально-психологической поддержки детей потерявших или утративших мать;

. Создание материально - технической базы реализации программы.

Основной

. Арт-терапевтический тренинг для детей. Количество занятий - 24. Количество детей -10 человек. Периодичность встреч - 3 раза в неделю по 2 часа.

. Арт - терапевтический тренинг для детей совместно с отцами. Количество занятий - 12. Количество участников - 20 человек. Периодичность встреч - 1 раз в неделю по 1,5-2 часа.

. Организация семейных культурно-массовых и досуговых мероприятий.

Завершающий

Включает в себя заключительные анкетирование и тестирование. Подводятся итоги работы группы.

Методы и средства, используемые в программе

) сбор информации;

) личностные и проективные психологические методики;

) методы арт-терапии;

) методы телесно-ориентированной терапии;

) психогимнастические процедуры;

) методы песочной терапии

) консультирование;

Телесноориентированная терапия, психогимнастика помогают установлению эмоциональной близости между участниками группы, снятию напряжения, творческому самовыражению и отреагированию накопившихся эмоций и чувств.

Ожидаемый результат:

проработка психотравмирующих ситуаций на символическом уровне;

личностный рост каждого участника группы;

формирование самосознания и адекватной самооценки подростка;

изменение отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе;

гармонизация детско-родительских отношений

Принципы:

. Принцип добровольного участия. Как во всем тренинге. Так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы.

. Принцип организации постоянной самодиагностики каждого участника. В содержание занятий включаются вопросы и упражнения, рассчитанные на самораскрытие участников, осознание и формулирование их собственных личностных особенностей.

. Принцип взаимодействия в стиле диалога. Основанный на взаимном уважении участников на их полном доверии друг к другу, готовности выслушать собеседника и признать его право иметь свою точку зрения.

. Принцип постоянной обратной связи. Постоянное получение участником информации от других членов группы.

. Принцип моделирования. В тренинге моделируются различные ситуации в которых участникам демонстрируются как позитивные так и негативные формы поведения.

. Принцип направленности на применение результатов в жизни. Перенесение полученного опыта в ходе тренинга на практику.

Основные принципы арт-терапевтических упражнений: (к общей части Арт-теарапии)

. Безоценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов - это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств, и что их не будут оценивать.

. Дети как эксперты: упражнения созданы таким образом, что отправной точкой является опыт каждого ребенка. В этом смысле дети являются «экспертами» в отношении своих работ.

. Важен вклад каждого: каждый ребенок делает важный и уникальный вклад. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.

. Сохранение тайны: поскольку упражнения, возможно, задействуют личный уровень, нужно охранять детские тайны..

. Рассказ о своей работе: условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребенка (это может делать только сам автор, по желанию), и детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают

. Процесс и продукт: хотя метод арт-терапии делает акцент на процессе создания образа, важным является и сам продукт творчества, который помогает ребенку почувствовать законченность процесса и уверенность в себе.

. Упражнения строятся с высокой или с невысокой степенью структурированности. Способ работы определяется уверенностью и отношением детей, но, прежде всего - поставленными целями.

. Способы хранения работ: нужно найти способ сохранять работы ребенка, поскольку он гордится ими.

Примерный перечень занятий по программе «Тропою красоты» - Приложение И.


Глава 3. Отчет о проведенном социологическом исследовании на тему: «Эффективность социальной работы с несовершеннолетними детьми из неполных отцовских семей (на примере КГУСО «Краевой кризисных центр для мужчин»)»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.02 с.)