Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных ценностей у учащихся 2 класса во внеклассной работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных ценностей у учащихся 2 класса во внеклассной работе



нравственный ценность учащийся внеклассный

Контрольный этап опытно-экспериментальной работы проводился с целью повторного выявления уровня сформированности нравственных ценностей после проведения внеклассных мероприятий.

У учащихся диагностировалась сформированность тех же ценностей, что и в начале опытно-экспериментальной работы: доброта, честность, внимательное и уважительное отношение к другим людям (в том числе и к старшим).

Для достижения цели контрольного этапа были использованы те же критерии и показатели, диагностический инструментарий, что и на констатирующем этапе эксперимента. Отличие использованных на данном этапе диагностических методов и методик заключалось в том, что их содержание изменилось, а суть и цель использования осталась прежней.

Прежде всего, изменились тексты, используемые как материал в анализе продуктов деятельности. (см. Приложение 11).Тексты были взяты не из произведений В.А. Осеевой, как на констатирующем этапе. Тем не менее, они отражали в своем содержании те же нравственные ценности. После текста анализ включал один-три вопроса, на которые учащиеся должны были дать ответы. Кроме этого, детям были предложены другие ситуации выбора.

Ситуация первая.Ученикам было предложено оказать помощь мальчику из параллельного класса в подготовке по математике. Для этого нужно было задержаться в группе продленного дня. Детям было сказано: «Ребята, у Алексея С. проблемы с математикой, и ему необходимо помочь выполнить. Кто желает помочь, поднимите руки». После этого ученикам, были заданы вопросы: «Почему ты остался помочь?», «Почему ты не согласился помочь?».

Учитель смотрел на проявление эмоциональной реакции у детей на просьбы о помощи мальчику, на то, как они вели себя в данной ситуации.

Ситуация вторая. Во время большой перемены по коридору школы шла учительница и несла в руках большую стопку тетрадей (заранее спланированная учителем ситуация). Проходя мимо учеников экспериментального класса, учительница уронила тетради, они рассыпались по полу. Учитель наблюдал, как отреагируют дети, помогут ли в данной ситуации поднять тетради или будут молча наблюдать за происходящим.

Ситуация третья.В группе продленного дня дети находились в классе, где имеется телевизор. Учитель принес детям два мультфильма и предложил договориться между собой, какой мультфильм школьники будут смотреть сегодня, а когда в другой раз. Учитель наблюдал, как дети совещаются между собой, решают, какой мультфильм им смотреть.

Сводная таблица сформированности нравственных ценностей учащихся по когнитивному критерию см. в Приложении 12.

Протокол наблюдения контрольного этапа см. в Приложении 13.

Сводная таблица сформированности нравственных ценностей у учащихся на контрольном этапе представлена в Приложении 14.

 

Таблица 5 Сравнительные результаты сформированности нравственных ценностей у учащихся на констатирующем и контрольном этапах

Список учащихся

Критерии

Всего max. 12 б.

 

Когнитивный max. 4 б.

Эмоциональный max. 4 б.

Поведенческий max. 4 б.

  Конст. этап Контр. этап. Конст. этап Контр. этап Конст. этап Контр. этап Конст. этап Контр. этап
Григорий Д. 4 4 4 4 4 4 12 12
Сергей Б. 2 2 2 2 2 2 8 8
Лиза М. 1 2 3 3 4 4 8 9
Алина К. 3 3 4 4 4 4 11 11
Светлана Г. 1 1 2 2 3 3 6 6
Илья З. 3 3 1 2 2 2 6 7
Настя А. 1 1 2 3 2 2 6 6
Владислав К. 3 3 1 2 3 4 7 9
Даниил Р. 3 4 1 1 1 2 5 7
Сергей П. 2 3 2 2 2 2 6 7
Варя Ц. 4 4 1 2 2 3 7 9
Ульяна Б. 4 4 2 3 3 3 10 11
Даша П. 3 3 2 3 4 4 9 10
Кирилл Б. 2 3 1 1 1 2 4 6
Настя В. 0 1 1 1 1 2 2 4
Игорь Л. 2 2 3 3 4 4 9 9
Лиза К. 1 1 2 2 2 2 5 5
Анна К. 1 1 2 2 3 3 6 6
Сергей Л. 1 2 2 2 1 2 4 6
Слава Н. 0 2 1 1 0 1 1 4
Средний балл 1,8 2,25 2 2,2 2,4 2,65 6,6 7,25

 

Как видно из Таблицы 5, средний балл по когнитивному критерию после проведения формирующего этапа повысился у детей с 1,8 до 2,25. Наличие и устойчивость ценностных убеждений у детей стало проявляться более ярко. У двух детей показатель повысился с 0 до 1 и даже 2 (Слава Н., Настя В.). У Лизы М., Кирилла Б., Даниила Р., Сергея П. и Сергея Л. показатели повысились на 1 балл.

Наличие ценностных убеждений у 9 детей проявлялось ярко, у 9 проявлялось частично и только у одного ребенка не проявлялось (Анна К.).

При ответе на вопросы анкеты на контрольном этапе дети более свободно высказывали свое мнение о ценностях, старались дать полные ответы, практически никто из детей больше не давал ответы «не знаю» или ставил прочерк. На вопрос «почему доброта хорошее качество?» некоторые давали ответы «Доброта делает мир ярче, светлее». Учащиеся привели хорошие примеры добрых поступков «помог маме, накормил щенка (котенка), перевел бабушку через дорогу, убрался дома, помог однокласснику» и т.д. Меньше всего сложностей у детей по-прежнему вызвали вопросы про честность. Почти все написали, что честность - «это когда человек не врет, говорит правду». На вопросы «должен ли человек быть внимательным к другим людям» и «должен ли человек уважать других людей и почему» многие давали ответы «потому что, если ты будешь внимательным (уважительно) относится, то и к тебе будут», «потому что людям приятно, когда к ним относятся внимательно, уважительно». На вопрос «любовь и уважение - это одно и то же или нет?» практически все ответили «нет» и смогли дать обоснованный ответ: «любят просто так, а уважают за что-то». Приятно отметить, что на констатирующем этапе мало кто смог ответить на вопрос «В чем проявляется твое уважение к другим людям?», но после проведения внеклассных мероприятий дети давали самые разнообразные ответы «помогаю другим», «перевожу стареньких через дорогу», «говорю приятные слова», «не грублю», «делаю человеку приятно» и т.д. Из ответов учащихся было видно, что некоторые дети стали лучше осознавать те или иные нравственные ценности. Четко сформулированные ответы на вопросы являются свидетельством того, что у детей начался процесс формирования нравственных убеждений.

Устойчивость ценностных убеждений у 6 детей проявлялась ярко, у 9 проявлялась частично, у остальных не проявлялась вовсе.

В задании, где нужно было ответить на вопросы после прочтения текста, дети старались отвечать полными хорошими ответами, практически никто не писал «не знаю» или ставил прочерк. Это говорит о том, что ответы школьников выстраивались на основе нравственных убеждений. Важно отметить, что на контрольном этапе большинство детей давали ответы не предложениями из самих текстов, а старались высказать свою точку зрения, записывали свои мысли и идеи. Например, после рассказа В.А. Осеевой «Почему?» были даны вопросы «Правильно ли поступил Паша, что соврал? Почему?». Все дети ответили «Нет», а на вопрос «Почему?» многие давали ответы: «Потому что врать нельзя», «Он был нечестным, из-за него наказали собаку», «Из-за вранья пострадала собака Бум». Также в качестве примера можно привести текст «Миша пришел из школы. Снял пальто и шапку, бросил их на стул и вбежал в кухню со словами: «Бабушка, давай скорее есть!» Но бабушки дома не оказалось. Миша открыл холодильник, достал колбасу, выпил стакан молока и побежал гулять. Когда бабушка вернулась, в кухне на столе лежала колбаса, стоял грязный стакан, а дверца холодильника была приоткрыта. Бабушка тяжело вздохнула». После данного текста были вопросы «Можно ли назвать Мишу внимательным, предупредительным? Почему?». На первый вопрос все учащиеся ответили «Нет», а на второй «Потому что внук не подумал о бабушке», «Миша не подумал о том, что бабушке придется убирать за ним», «Он не задумался о бабушке».

В методе незаконченных предложений учащиеся по-прежнему, как и на констатирующем этапе, давали односложные, поверхностные ответы в одно-два слова, которые носили формальный характер. По ответам сложилось впечатление, что учащиеся отнеслись не серьезно к данному заданию и старались побыстрее ответить, особо не задумываясь над ответами. Однако, встречались дети, которые писали окончание предложений более осмысленно. Например, предложение «Если мой друг в беде, то я…» некоторые дети заканчивали «Помогу и поддержу». Предложение «Когда я сижу в автобусе и вижу, что в автобус вошли бабушка или дедушка, я…» школьники заканчивали «Уступлю им место и предложу сесть», «Им уступлю и скажу «присаживайтесь». В предложение «Когда я вижу бабушку с тяжелыми сумкам, я…» учащиеся писали «Помогу ей донести сумки», «Отнесу сумки куда ей надо».

Из списка желаний больше половины детей выбрали нравственные ценности, а не материальные. Это говорит о том, что они стали задумываться над нравственной составляющей своей жизни, нравственность стала приобретать ценность для детей. Приятно отметить, что никто из учащихся не выбрал лишь одни материальные ценности. Это доказывает, что многие дети нравственные ценности поставили выше удовлетворения своих материальных потребностей, что косвенным образом подтверждает наличие нравственных ценностей в системе ценностных ориентаций детей.

Средний балл по эмоциональному критерию повысился до 2,2. Наличие положительных эмоциональных переживаний и их устойчивость в ходе наблюдения и созданию ситуаций выбора проявлялись более ярко, чем во время констатирующего этапа. У 6 детей данные показатели повысились на балл (Илья З., Настя А., Владислав К., Варя Ц., Ульяна Б., Даша П.).

Как показало наблюдение, наличие положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью, у 12 детей проявлялось частично, а у 8 детей данный показатель проявлялся ярко. При явном контроле со стороны взрослых показатель проявлялся ярче, чем без явного контроля.

Устойчивость положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью, у 3 детей проявлялась ярко, еще у 12 проявлялась частично, у 5 не проявлялась вовсе.

Во время создания первой ситуации выбора 6 человек изъявили желание помочь Алексею с математикой. На вопрос: «Почему вы остались помочь?» дети давали ответы: «Потом он тоже поможет когда-нибудь, если сделать доброе дело», «Ему будет приятно, если я помогу» и т.д. Если в первом ответе присутствует оттенок прагматизма, то во втором наблюдается бескорыстное стремление помочь. У учащихся, не откликнувшихся на просьбу учителя, спросили: «Почему вы отказались помочь?». Оказывается, некоторые были бы не против остаться и позаниматься с мальчиком, но у них у самих проблемы с математикой. Были дети, которые не хотели помогать, говоря: «Пусть сам делает», «Почему я должен(жна) ему помогать?», но количество детей отвергнувших просьбу уменьшилось по сравнению с констатирующим этапом. Помогать отказалось всего 5 человек, у которых показатель не проявляется. Это доказывает, что у учащихся постепенно появляются эмоциональные переживания, связанные с ценностью. Это выражается в том, что учащиеся стали менее равнодушны к чужим проблемам, у них появилось желание помогать, поддержать в трудной ситуации.

Во время создания второй ситуации, когда все дети были в игровой, и учитель на глазах у школьников уронила тетради, половина учеников кинулись помогать поднимать, некоторые предложили помочь донести тетради до класса. Этот факт показывает внимательное отношение детей к окружающим. Скорее всего, на констатирующем этапе дети не принимали во внимание трудности других, у них было плохо развито сопереживание и это быстро исправилось.

Во время создания третьей ситуации в классе возник спор, какой мультфильм смотреть. Ученики долго спорили и не хотели уступать друг другу, но в итоге компромисс был найден и дети самостоятельно, без помощи учителя договорились в один день посмотреть первый мультфильм, а в следующий раз - другой. Обошлось без конфликта. Большая часть учащихся была за разрешение спора мирным путем и дети готовы были идти на уступки, но, тем не менее, даже на контрольном этапе были и такие дети, которые не хотели уступать, но им пришлось сдаться под давлением одноклассников (Даниил Р., Кирилл Б., Настя В., Слава Н.). Это говорит о том, что положительные результаты есть, но они медленно формируются.

Средний балл по поведенческому критерию увеличился с 2,4 до 2,65. Проявление ценности в поведении и устойчивость проявления этих ценностей у некоторых детей (Владислав К., Даниил Р., Варя Ц., Кирилл Б., Настя В., Сергей Л., Слава Н.) стала более яркой, у этих детей показатели увеличились на один балл. У учеников по-прежнему показатели проявляются ярче при явном контроле со стороны взрослых.

У 8 детей показатель проявлялся ярко, у 9 детей проявлялся частично, у остальных учащихся не проявлялся. Это было видно из ситуаций выбора. Дети вели себя более нравственно. Старались решать проблемы без конфликта, помогали одноклассникам и учителю. Из этого следует, что у детей начался процесс формирования ценностей в поведении. Особенно хочется отметить Владислава К., Варю Ц. и Сергея Л.

Устойчивость проявления ценностей в поведении. Показатель диагностировался при помощи метода наблюдения. Под контролем взрослых у 10 человек показатель проявлялся частично, у 7 школьников проявлялся ярко. У остальных показатель не проявлялся.

Наблюдение показало, что дети стали более внимательными, обходительными, с большим уважением стали относиться к своим одноклассникам. Приятно отметить, что ценности в поведение у некоторых детей стали проявляться и без явного контроля со стороны взрослых. В качестве примера можно привести то, что некоторые школьники стали обращать внимание, если у их одноклассников какие-то трудности. Они подходят и на перемене предлагают свою помощь. Некоторые мальчики стали везде пропускать вперед девочек.

Общий средний балл с 6,6 увеличился до 7,25. У Славы Н. общий балл с 1 повысился до 3. Максимальное количество баллов по-прежнему осталось у Григория Д. Как было описано выше, некоторые дети не перешли на более высокий уровень, но при этом, их показатели улучшились на 1-2 балла.

 

Таблица 6 Сравнительные результаты уровня сформированности у младших школьников нравственных ценностей на констатирующем и контрольном этапах

Уровни сформированности

Количество учащихся

  Констатирующий этап Контрольный этап
Высокий 5 8
Средний 9 9
Низкий 6 3

 

Рисунок 1. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по выявлению уровня сформированности нравственных ценностей у учащихся

 

По итогам повторного диагностирования уровня сформированности нравственных ценностей мы выяснили, высокий уровень имеют 8 человек (Григорий Д., Алина К., Ульяна Б., Даша П., Игорь Л, Варя Ц., Лиза М., Владислав К.). Мы видим, что Ц., Лиза М., Владислав К. со среднего уровня поднялись на высокий. У этих детей имеются нравственные убеждения, положительные эмоциональные переживания, связанные с той или иной нравственной ценностью, нравственные ценности проявляются у них в поведении, они отзывчивые, внимательные к одноклассникам и учителю, вежливые, добрые.

У 9 человек средний уровень сформированности нравственных ценностей (Сергей Б., Светлана Г., Илья З., Настя А., Анна К., Сергей П., Даниил Р., Кирилл Б., Сергей Л.). Даниил Р., Кирилл Б., Сергей Л. с низкого уровня поднялись на средний. Наличие ценностных убеждений и их устойчивость проявляются частично, наличие положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью также проявляется не всегда. Ценности в поведении проявляются только при явном контроле со стороны взрослых.

У 3 человек низкий уровень (Лиза К., Настя В., Слава Н.). Ценностные убеждения и положительные эмоциональные переживания, связанные с ценностью практически не проявляются в поведении. Но, тем не менее, у этих детей заметны улучшения в формировании нравственных ценностей.

Изучение диагностического материала контрольного этапа позволило сделать вывод: результаты работы, проведенной в ходе формирующего этапа эксперимента, показывают, что у всех учащихся наблюдается положительная тенденция к повышению уровня.

Процесс формирования нравственных ценностей крайне длительный и сложный. Поэтому наметившиеся тенденции к повышению уровня сформированности нравственных ценностей показывают эффективность использования для этого приёмов работы с произведениями В.А. Осеевой во внеклассной работе и подтверждают правильность выдвинутой нами гипотезы.


Заключение

В выполненном исследовании описан процесс формирования у младших школьников нравственных ценностей во внеклассной работе на материале знакомства с творчеством В.А. Осеевой. Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил раскрыть сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «нравственное воспитание», «ценности». В соответствии c И.С. Артюховой понятие «нравственные ценности» в работе определялось как высшие ценности человека, главными категориями их определяющими являются категории добра и совести, должного во благо; они охватывают совокупность действий, принципов, норм нравственного поведения и слагаются на основе тех реальностей и поступков, на основе которых человек оценивает, одобряет, то есть воспринимает их как добрые, благие, справедливые [5]. У младших школьников в первую очередь должны быть сформированы такие ценности, как доброта, честность, внимательное и уважительное отношение к другим людям. В процессе изучения литературы, на основе исследования работ Б.Т. Лихачева, Т.В. Рыжковой, Б.И. Додонова, М.Н. Аплетаева, Т.Ю. Сычева, С.И. Маслова, Л.Ю. Сироткина и др. были сделаны следующие выводы: во всех исследованиях традиционно выделяют три направления формирования нравственных ценностей: когнитивное, эмоциональное и поведенческое. В связи с этим психолого-педагогический механизм формирования у младших школьников нравственных ценностей включает три существенных компонента: знания, эмоции и воля.

Также в теоретической части исследования мы охарактеризовали возможности включения во внеклассную работу произведений В. А. Осеевой с точки зрения формирования у младших школьников нравственных ценностей. По мнению Т.В. Кетовой и Л.В. Калининой, изучение произведений В.А. Осеевой в начальной школе будет способствовать эффективному формированию нравственных ценностей, т.к. каждый рассказ В.А. Осеевой направлен на то, чтобы заставить детей задуматься над своими и чужими поступками, учиться анализировать их и делать правильный нравственный выбор. В своих произведениях В.А. Осеева показывает детям образцы человеческих отношений, к чему могут привести плохое отношение к окружающим, злоба, эгоизм.

Нами были выделены и охарактеризованы три группы приемов, направленные на формирование нравственных ценностей при знакомстве с творчеством В.А. Осеевой во внеклассной работе: приемы способствующие формированию нравственных убеждений на основе выявления идейного содержания; способствующие формированию нравственных чувств посредством сопоставления чувств персонажей и собственных чувств читателей; направленные на применение усвоенных ценностей в поведении. В выделении и характеристике приемов мы придерживались мнения, что данные приемы будут эффективными, т.к. они опираются на механизм формирования нравственных ценностей.

Для проверки эффективности названных приемов была проведена опытно-экспериментальная работа. Экспериментальной базой являлся 2 «В» класс МОУ СОШ №54 г. Тулы. Критериями и показателями оценивания уровня сформированности нравственных ценностей у учащихся являлись: когнитивный (наличие ценностных убеждений, устойчивость ценностных убеждений), эмоциональный (наличие положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью, устойчивость положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью), поведенческий (проявление ценностей в поведении, устойчивость проявления ценностей в поведении).

Результаты показали, что 5 человек экспериментального класса имеют высокий уровень сформированности нравственных ценностей, 9 учеников находятся на среднем уровне и у 6 человек низкий уровень. Анкетирование и анализ продуктов деятельности показали, что нравственные убеждения у детей были сформированы не в полной мере, учащиеся проявляли неустойчивые ценностные убеждения, их мнение во многом зависело от мнения окружающих. Создание ситуаций выбора показало, что дети относились невнимательно и неуважительно к старшим и ровесникам. Ценности в поведении проявлялись только при явном контроле со стороны взрослых.

С целью повышения уровня сформированности у учащихся нравственных ценностей был проведен формирующий этап экспериментальной работы.

Для эффективного формирования нравственных ценностей нами были разработаны и апробированы три внеклассных мероприятия. Были выбраны следующие формы организации работы: классный час в виде этической беседы «Порадовать близких - как это просто», утренник Доброе слово - что ясный день» и литературный ринг «О дружбе, доброте и отзывчивости». Каждое из этих мероприятий включало 3-4 произведения В.А. Осеевой. В работу с рассказами писательницы нами были включены выделенные воспитательные приемы.

Все приемы в запланированных мероприятиях были удачно реализованы. Для детей такая работа была интересна, познавательна и носила воспитывающий характер, они активно включались в работу и с охотой делились своими чувствами и переживаниями, стали задумываться о нравственном смысле слов и поступков, что проявилось и в поведении.

По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный срез.

Проведение формирующего эксперимента дало положительные результаты, что подтвердилось на контрольном этапе эксперимента. Для диагностики использовался тот же инструментарий, что и на констатирующем этапе, но с незначительными изменениями (анкета, тест, «5 желаний» остались те же, тексты для осмысления и ситуации выбора были изменены). По итогам эксперимента 3 детей с низкого уровня поднялись на средний и 3 детей со среднего уровня поднялись на высокий. У детей, уровень сформированности нравственных ценностей которых остался без изменения, была заметна благоприятная тенденция к нравственному совершенствованию. Разработанные нами внеклассные мероприятия с использованием выделенных приемов помогли сформировать у детей уважительное и внимательное отношение к окружающим, честность, доброту. Исследование показало, что у детей стали появляться собственные нравственные убеждения, дети отвечали на вопросы анкеты и теста более полно, осмысленно. Из наблюдения и создания ситуаций выбора было видно, что дети стали внимательнее, уважительнее относится друг к другу, помогать, в отношениях между одноклассниками стало меньше равнодушия к чужим проблемам.

Сравнение результатов первого и второго срезов доказывает эффективность выделенных нами приемов формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе при знакомстве с творчеством В.А. Осеевой, то есть гипотеза была подтверждена, задачи реализованы, цель исследования достигнута.

 


Список литературы

1. Азбука нравственного воспитания [Текст]/ под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Просвещение, 2003. - 317 с.

.   Аплетаев, М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения [Текст]: Монография/ М.Н. Аплетаев.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. - 89 с.

.   Аппаева, Ж. Г. Знания неотделимы от нравственности [Текст]/ Ж.Г. Аппаева// Начальная школа. -2009. - №8. - С. 105-107.

.   Арзамасцева, И.Н. Детская литература [Текст]: учеб. пособие для студ.пед. вузов/ И.Н.Арзамасцева, С.А.Николаева. - М.: Академия, 2005. - 576 с.

.   Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст]/ И.С. Артюхова// Педагогика. - 1999.- №4.- С. 42-48.

.   Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание [Текст]/ Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 2002. - 176 с.

.   Бобровская, Г.В. Формирование нравственных представлений у младших школьников в процессе чтения произведений детской литературы [Текст]/ Г.В. Бобровская// Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 5-7.

.   Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст]/ Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2005. - 179 с.

.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 292 с.

.   Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников [Текст]/ Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение, 2003. - 155 с.

.   Васильева, З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности [Текст] / З.Н. Васильева. - М.: Просвещение, 1978. - 196 с.

.   Величко, О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников [Текст]/ О.Ю. Величко//Начальная школа. - 2010. - №7. - С. 97 - 100.

.   Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

.   Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]/ В.И. Даль. - Спб.: 4-е, под редакцией И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2003. - 912 с.

.   Додонов, Б.И. Эмоция как ценность [Текст]/ Б.И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

.   Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности [Текст] / О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 2003. - 204 с.

.   Иванова, Н.Г., Семенова Л.И. Формирование нравственных качеств личности [Текст]/ Н.Г. Иванова, Л.И. Семенова// Начальная школа. - 2011. - №10. - С. 10-13.

.   Калинина, Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности [Текст]/ Л.В. Калинина// Начальная школа. - 2011. - №1. - С. 46 - 50.

.   Кетова, Т.В. Классные часы духовно нравственной направленности [Текст]/ Т.В. Кетова// Начальная школа. - 2011. - №9. - С.76-78.

.   Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст]: учебник для вузов/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - 528 с.

.   Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст]/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКУ «МарТ», 2005. - 448 с.

.   Леонова, Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения [Текст]/ Н.А. Леонова// Начальная школа. - 2010.- №5. - С. 22-26.

.   Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК/ Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 1999. - 464 с.

.   Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей [Текст]:в 7-ми т. т. IV/А.С. Макаренкосоч. - М.: - 1979.

25. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника [Текст]/ И.С. Марьенко. - М.: Просвещение, 1985. - 364 с.

.   Маслов, С.И. Эмоционально-ценностный компонент начального образования [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ С.И. Маслов. - М.: 2000. - 302 c.

27. Матвеева, Л. И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения [Текст]/ Л.И. Матвеева. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989. - 242 с.

28. Мулярчик, Н.Н. Ступенька к познанию, что такое хорошо и что такое плохо [Текст]/ Н.Н. Мулярчик// Начальная школа. - 2011. - №10. - С. 8-10.

.   Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания [Текст]/ под ред. И.А Каирова., О.С. Богдановой. - М.: Педагогика, 1979. - 97 с.

.   Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 стр.

.   Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. институтов/ Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. / под. ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1998. - 479 с.

.   Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ.пед. институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ С.П. Баранов, Л.Н. Болотина, В.А. Сластенин и др. /под. ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. - 2-е изд.; доп. М.: Просвещение, 1986. - 336 с.

.   Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей/ под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608 с.

.   Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учеб.для студ. пед. вузов: в 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания/ И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 575 с.

.   Провоторова, В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности [Текст] / В.П. Проворотова// Начальная школа. - 2011. - № 1. - С. 51-53.

.   Рапацевич, Е.С. Новейший психолого-педагогический словарь [Текст] / Е.С. Рапацевич. - Беларусь: Интерпрессервис, 2010. - 928 с.

.   Рожков, М.И. Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе[Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 450 с.

38. Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников [Текст]/ С.Л.Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1981. -112 с.

.   Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 т. Т. 2. / С.Л.Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1989. -199 с.

.   Рыжкова, Т.В. Литературное развитие младших школьников [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Т.В.Рыжкова. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006. - 140 с.

.   Сироткина, Е.Я. Формирование у младших школьников представлений о нравственном поведении [Текст] / Е.Я.Сироткина // Начальная школа. - 2011. - №8. - С. 29 - 32.

.   Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под. ред. В.А. Сластенина. - 7-е из., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.

.   Степанова, Н.Е. Александрова, М.А.Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа [Текст]: классному руководителю о классном часе: / под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой М.А. - М.: Ювента, 2010. - 129 с.

.   Стефаненко, Н.А., Тульская, О.Ф. Нравственно этическая оценка поступка литературного героя [Текст]/ Н.А. Стефаненко, О.Ф. Тульская// Начальная школа. - 2011. -.№11. - С. 34-38.

.   Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст]/ В.А. Сухомлинский. - М.: 1980. - 274 с.

.   Тарасова, Г.И. Нравственная значимость современного урока [Текст] / Г.И. Тарасова// Начальная школа. - 2010. -. №1. - С. 29-30.

.   Ушинский, К.Д. Собрание сочинений[Текст]: в 11 т. Т. 2./ К.Д. Ушинский. - М.: АПН РСФСР,1985.

.   Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников [Текст]: пособие для клас. руководителей/ И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 2000.- 312 с.

49. Чередов, И.М. Система форм организации обучения в школе [Текст]/ И.М. Чередов. - М.: Просвещение, 1987. - 16 с.

50. Макушева, О.А. Нравственное воспитание личности ребёнка [Электронный ресурс]. - <http://pedsovet.su/>

.   Ходоренко, Е.П.Нравственное воспитание учащихся начальной школы [Электронный ресурс]. - <http://1september.ru/>

.   Протасова, О.А. Формирование нравственных ценностей как основа развития личности обучающихся[Электронный ресурс]. - <http://www.proshkolu.ru/>

.   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования[Электронный ресурс]. - http://standart.edu.ru/

.   Онлайн словари [Электронный ресурс]. - <http://www.vseslova.ru/>

.   Валентина Александровна Осеева [Электронный ресурс]. - <http://www.livelib.ru/>

.   Хлыстова, Е.Н. Внеклассная работа в начальной школе [Электронный ресурс]. - http://www.inter-pedagogika.ru/

 


Приложения

Приложение 1

 

Способы отражения нравственных ценностей в произведениях В.А. Осеевой

Название произведения Нравственные ценности, отражающиеся в произведении Способы отражения ценностей
«Волшебное слово» Вежливость, доброта, уважительное отношение к другим людям Прямое. Через реплики и действия персонажей
«Просто старушка» Внимательное, уважительное отношение к старшим Через действия персонажа
«Девочка с куклой» Внимательное отношение к другим людям Опосредованное. Через действие персонажа. Автор дает образец поступка
«Кто хозяин?» Смелость, благородство, справедливость Косвенное. Пробуждение адекватных эмоций к ценностям
«Хорошее» Внимательное, уважительное отношение к другим людям Прямое. Через реплики персонажа
«Навестила» Внимательное отношение к другим людям Косвенное. Пробуждение адекватных эмоций к ценностям
«На катке» Внимательное отношение к другим людям Косвенное. Пробуждение адекватных эмоций к ценностям. Через бездействие персонажа.
«Отомстила» Справедливость, благородство Косвенное. Пробуждение адекватных эмоций к ценностям. Через случай, произошедший с персонажами.
«Сыновья» Внимательное, уважительное отношение к родителям, к труду Опосредованное. Через реплику персонажа. Автор дает образец поступка.
«Вырванный лист» Честность Косвенное. Пробуждение адекватных эмоций к ценностям.
«До первого дождя» Дружба Прямое. Через реплики и действия персонажа.
«Обидчики» Доброта Косвенное. Пробуждение адекватных эмоций к ценностям.
«Печенье» Внимательное отношение к старшим, справедливость Косвенное. Пробуждение адекватных эмоций к ценностям.
«Синие листья» Внимательное отношение к другим, отзывчивость Опосредованное. Через оценку учителя действий девочек.
«Время» Отношение к труду Косвенное. Пробуждение адекватных эмоций к ценностям.
«Просто так» Дружба, справедливость Прямое. Через реплики персонажей.
«Сторож» Щедрость Опосредованное. Через поведение персонажа
«Плохо» Внимательное отношение к другим Прямое. Через бездействие мальчиков и реплику женщины.
«Что легче?» Честность Прямое. Через действия персонажей.
«Добрая хозяюшка» Дружба, доброта Опосредованное. Автор показывает результат, к чему привело поведение девочки
«Все вместе» Дружба Через действия персонажей.
«Пёрышко» Честность, справедливость. Косвенное. Пробуждение адекватных эмоций к ценностям. Через действия и реплики персонажей
«Бабка» Уважительное отношение к старшим, доброта, умение себя вести Опосредованное. Через действия и реплики персонажей
«Пуговица» Уважительное, внимательное отношение старшим Автор дает образец поведения, как вести не надо
«Строитель» Чувство собственного достоинства Косвенное. Пробуждение адекватных эмоций к ценностям
«Рекс и Кекс» Дружба Через диалог мальчиков и заключение рассказа

 


Приложение 2

АНКЕТА

Ответь, пожалуйста, на вопросы анкеты!

.   Ф.И.О.__________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.112 с.)