Выявление начального уровня сформированности у учащихся экспериментального класса нравственных ценностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление начального уровня сформированности у учащихся экспериментального класса нравственных ценностей



Экспериментальная работа проводилась на базе 2 «В» класса МОУ СОШ №54 г. Тулы. В эксперименте приняли участие 20 человек.

У учащихся диагностировалась сформированность таких нравственных ценностей, как доброта, честность, внимательное и уважительное отношение к другим людям (в том числе и к старшим).

В качестве критериев оценки сформированности названных ценностей были выбраны: когнитивный, эмоциональный и поведенческий (см. Таблица 1).

 

Таблица 1 Критериальная база оценивания уровня сформированности нравственных ценностей у учащихся 2 класса

Критерии Показатели Диагностический инструментарий
Когнитивный Наличие ценностных убеждений Анкетирование Анализ продуктов деятельности (письменный анализ учащимися текстов нравственного содержания, незаконченное предложение), тестирование
  Устойчивость ценностных убеждений  
Эмоциональный Наличие положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью Наблюдение Создание ситуаций выбора
  Устойчивость положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью  
Поведенческий Проявление ценностей в поведении Создание ситуаций выбора Наблюдение
  Устойчивость проявления ценностей в поведении  

Диагностирование по когнитивному критерию осуществлялось с помощью анкетирования (по показателю «наличие ценностных убеждений») и анализа продуктов деятельности (по показателю «устойчивость ценностных убеждений»).

Анкета содержала 15 вопросов о таких нравственных ценностях, как доброта, честность, внимательное и уважительное отношение к другим людям (в том числе и к старшим). Анкета была открытой. (см. Приложение 2).

В качестве анализа продуктов деятельности учащимся было предложено осмыслить содержание текстов из рассказов В.А. Осеевой. После каждого текста учащимся предлагалось ответить на один-три вопроса. Методика была направлена на то, чтобы косвенно выявить ценностные убеждения у детей через интерпретацию поступков героев. (см. Приложение 3).

Также учащимся был предложен метод незаконченных предложений. Учащимся нужно было закончить 6 предложений. Содержание этих предложений отражало такие ценности, как честность, уважительное и внимательное отношение к другим людям. (см. Приложение 4).

Школьникам был предложен тест, содержащий четыре вопроса с одним положительным ответом и список десяти «желаний», из которых учащиеся должны были выбрать пять (см. Приложение 5). Задание было следующим: «Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список из десяти желаний, выбрать из которых можно только пять». Пять желаний ориентировали на выбор нравственных ценностей (быть человеком, которого уважают, иметь верного друга и т.д.), остальные пять на выбор материальных ценностей (иметь много денег, иметь самый современный компьютер и т.д.).

Количественные результаты диагностирования по когнитивному критерию представлены вПриложении 6.

Диагностирование по эмоциональному и поведенческому критериям осуществлялось с помощью наблюдения и создания ситуаций выбора. Именно эти методы наглядно демонстрируют, как ученик реагирует на конкретную ситуацию и как он поступил бы в жизни.

Наблюдение за детьми проводилось с целью выявления эмоциональных переживаний, связанных с ценностью. Наблюдение за эмоциональными реакциями детей осуществлялось на уроках, на переменах, непосредственно перед началом урока, в библиотеке, в столовой, в группе продленного дня. Этот метод использовался также для выявления устойчивости проявления ценностей в поведении. Протокол наблюдения см. в Приложении 7.

Использование метода создания ситуации выбора диагностировало устойчивость положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью. Детям предлагались три ситуации выбора.

Ситуация первая.Ученикам было предложено оказать помощь параллельному классу в оформлении стенгазеты к юбилею школы. При этом было сказано: «Ребята, параллельный класс не успевает оформить стенгазету к юбилею школы. Нужно несколько добровольцев. Придется задержаться на продленке и помочь нарисовать газету. Кто желает помочь, поднимите руки». После этого ученикам, были заданы вопросы: «Почему ты остался помочь?», «Почему ты не согласился помочь?». Учитель смотрел на проявление эмоциональной реакции у детей на просьбы о помощи другому классу, на то, как они вели себя в данной ситуации.

Ситуация вторая.Учеников после уроков вывели на прогулку. В это время на территории школы с большими тяжелыми сумками проходила бабушка (заранее спланированная учителем ситуация). На виду у детей бабушка ставит сумки на землю, тяжело вздыхает, делает вид, что устала, не может поднять. В это время учитель наблюдает, как ведут себя дети, как реагируют на увиденное.

Ситуация третья. В группе продленного дня после уроков дети обычно сразу берутся за настольные игры, распределяют их между собой. Учитель специально принес меньше игр, чем учеников. Меньшее требуемого количество игр провоцировало ситуации предпочтения одной и той же игры разными детьми. В такой ситуации учитель наблюдал, как ведут себя дети, решают ли играть по очереди, вместе или между детьми возникнет конфликтная ситуация.

Результаты всех выше названных диагностических методик оценивались по следующей балльной шкале оценивания уровня сформированности нравственных ценностей у учащихся по показателям:

2 балла - показатель ярко проявляется;

балл - показатель проявляется частично;

баллов - показатель не проявляется.

Результаты проведенной диагностики представлены в Таблице 2

 

Таблица 2 Сводная таблица сформированности нравственных ценностей учащихся

Список учащихся

Критерии

Всего max. 12 б.
  Когнитивный max. 4 б. Эмоциональный max. 4 б. Поведенческий max. 4 б.  
Григорий Д. 4 4 4 12
Сергей Б. 2 2 2 8
Лиза М. 1 3 4 8
Алина К. 3 4 4 11
Светлана Г. 1 2 3 6
Илья З. 3 1 2 6
Настя А. 1 3 2 6
Владислав К. 3 1 3 7
Даниил Р. 3 1 1 5
Сергей П. 2 2 2 6
Варя Ц. 4 1 2 7
Ульяна Б. 4 2 3 10
Даша П. 3 2 4 9
Кирилл Б. 2 1 1 4
Настя В. 0 1 1 2
Игорь Л. 2 3 4 9
Лиза К. 1 2 2 5
Анна К. 1 2 3 6
Сергей Л. 1 2 1 4
Слава Н. 0 1 0 1
Средний балл 1,8 2 2,4 6,6

 

Средний балл в классе по когнитивному критерию - 1,8 из 4 возможных баллов. Дети набрали менее 50%. Только три ученика набрали максимальное количество баллов. У двоих детей количество баллов равно нулю. В классе в целом наличие ценностных убеждений у детей проявлялось частично или не проявлялось вовсе. Только у 6 детей данный показатель проявлялся ярко.

Неумение сформулировать ответы на вопросы анкеты является свидетельством того, что нравственные убеждения могут быть не сформированы у детей в полной мере. Нравственные убеждения формируются на основе знаний и пониманий нравственных ценностей, которые, в свою очередь, становятся необходимой предпосылкой для формирования нравственных убеждений. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они продуманы [34]. Диагностирование же выявило проблемы в сформированности ценностных убеждений у младших школьников.

Дети затруднялись высказать мнение о ценностях. Все дети ответили, что доброта - хорошее качество, но мало кто смог внятно ответить, «почему». Большинство привели хорошие примеры добрых поступков «помог маме, накормил щенка, перевел бабушку через дорогу» и т.д. Меньше всего сложностей у детей вызвали вопросы про честность. Почти все написали, что честность - «это когда человек не врет, говорит правду». Трудности возникли с вопросами, где требовалось дать ответ, должен ли человек быть внимательным к другим людям, и должен ли относиться к окружающим с уважением и почему. Большинство детей написали, что должен, а в графе «почему» ставили прочерк или писали «не знаю». Некоторые ученики ссылались на то, что так им сказали родители. Это лишний раз доказывает значимость влияния внешних факторов на формирование ценностей и отсутствие собственных устойчивых ценностных убеждений. На вопрос, кого нужно уважать: старших, младших, ровесников или всех, многие выбирали всех, но при этом не смогли дать объяснение своей точке зрения, из-за чего многие дети не добирали баллов. Также некоторые дети не понимают разницу между любовью и уважением, для них это одно и то же, но некоторые учащиеся из класса смогли разграничить обе ценности и дать более менее четкое объяснение своей точке зрения: «любят ни за что, а уважение надо заслужить». Вызвало тревогу то, что по ответам детей видно, что большинство учеников не понимают сущность и значимость нравственных ценностей.

Устойчивость ценностных убеждений у детей также проявлялась частично (8 человек) или не проявлялась вовсе (7 человек), и только у 5 детей проявлялась ярко.

В задании, где нужно было ответить на вопросы после прочтения текста, ученики давали ответы в основном предложениями из самого текста, а на вопросы «почему они так считают» так и не смогли дать внятных ответов, некоторые писали «не знаю». Учащиеся обосновывали свой ответ ссылкой на конкретные поступки героя. Например, после прочтения рассказа В.А. Осеевой «Три товарища» предлагалось ответить на вопросы: «Кто из мальчиков проявил внимательное отношение к Вите? Почему ты так считаешь?». Почти все дети написали «Володя», но при этом на вопрос «Почему?» были даны ответы «Володя хороший», «Володя дал ему хлеб с маслом», «Дал ему поесть».

В методе незаконченных предложений практически все учащиеся давали односложные, поверхностные ответы в одно-два слова, которые носили формальный характер. Вызвало опасение то, что ответы были не продуманы. Создалось впечатление, что учащиеся не ответственно отнеслись к данному заданию. В незаконченном предложении «Честный человек всегда…» присутствовали продолжения «Хороший», «Не врёт», «Помогает в беде». Остальные предложения «Когда я вижу бабушку с тяжелыми сумками, я…, Если мой друг в беде…, Когда я сижу в автобусе и вижу, что в автобус вошли бабушка или дедушка, я…, Если родители попросили меня сходить в магазин» многие дети заканчивали одним словом «Помогу».

Из списка желаний половина детей выбрали нравственные ценности, а половина - материальные. Это доказывает, что многие дети удовлетворение своих материальных потребностей ставят выше, чем нравственные ценности (наличие в жизни друга, быть уважаемым человеком и т.д.) и косвенным образом подтверждают отсутствие нравственных ценностей в системе своих ценностных ориентаций. Встречались дети, которые выбирали и нравственные, и материальные ценности. Наибольшую тревогу представляют дети, которые выбрали одни материальные ценности, это говорит о том, что нравственные ценности для них не приоритетны.

По эмоциональному критерию дети набрали 2 балла, также у подавляющего большинства детей положительные эмоциональные переживания, связанные с ценностью проявляются частично или не проявляются вовсе.

Наличие положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью, как показало наблюдение, у большинства детей проявлялось частично. Причем при явном контроле со стороны взрослых показатель проявлялся заметно ярче, чем без явного контроля. Под явным контролем у 8 детей показатель проявлялся, у 12 - не проявлялся. Без явного контроля со стороны взрослых больше чем у половины детей показатель не проявлялся (12), у остальных проявлялся.

Дети с ярко проявляющимся показателем в любых условиях и ситуациях испытывают эмоциональные переживания, связанные с той или иной ценностью. Они переживают, если у их одноклассников какие-то неприятности. При наблюдении можно было увидеть, как некоторые школьники переживают, если у товарища плохая оценка или плохое самочувствие.

Устойчивость положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью, ярко проявлялась только у двух детей, у 7 детей она проявлялась частично, у остальных не проявлялась вовсе. Для диагностики этого показателя мы использовали ситуации выбора. Описание ситуаций см. выше. На просьбу о помощи параллельному классу откликнулось только 3 человека. На вопрос: «Почему вы согласились помочь?», дети отвечали: «Потому что хочется сделать приятно, надо помогать другим, чтобы в следующий раз и нам помогли». В данном ответе присутствует легкий оттенок прагматизма. Остальные с неохотой, под давлением учителя согласились, некоторые отказались вовсе. На вопрос: «Почему вы отказались?», некоторые дети отвечали: «Нам никто не помогал, пусть сами делают». Вызывает некоторое опасение тот факт, что большинство детей так равнодушно отнеслось к чужой проблеме. Во время создания второй ситуации половина детей подошла, чтобы помочь бабушке, а половина осталась наблюдать в стороне. Тревогу вызывает то, что у детей, глядя на трудности другого человека, тем более пожилого, не было никакого эмоционального отклика.

В третьей ситуации, когда детям не хватило игр, три школьника смогли решить эту проблему мирным путем, кто-то договорился играть по очереди, кто-то решил уступить игру, а сам заняться другим делом. У двух других учеников возник конфликт и ссора из-за нежелания делиться игрой и идти на компромисс.

По поведенческому критерию - 2,4. 5 учеников набрали максимальное количество баллов. У 11 школьников по 2-3 балла. Это говорит о том, что, несмотря на то, что дети не могут сформулировать определение нравственной ценности, они понимают, как себя нужно вести. У 4 человек по одному баллу, и 0 баллов только у одного ученика (Слава Н.).

Проявление ценностей в поведении.У 9 детей показатель проявлялся ярко, а у 9 проявлялся частично. У остальных учащихся показатель не проявлялся.

Показатель «устойчивость проявления ценностей в поведении под контролем взрослых» проявлялся у 15 человек. У остальных показатель не проявлялся. Без явного контроля со стороны взрослых у большей части детей показатель не проявлялся (14). Вызывает тревогу тот факт, что дети без явного контроля со стороны взрослых перестают вести себя в соответствии с нравственными ценностями. В основном из-за этого они и не добирали баллы. Это говорит как раз о несформированности нравственных ценностей. Под контролем взрослых учащиеся с ярко проявляющимся показателем ведут себя честно, внимательно, предупредительно. Школьники с частично проявляющимся или не проявляющимся показателем не всегда обращают внимание на проблемы других, а иногда ведут себя даже безнравственно. Примером может служить то, что многие мальчики не пропускают вперед девочек, обижают их, дети с не проявляющимся показателям могут посмеяться над чужой проблемой.

Всего в классе дети набрали 6,6 баллов из 12 максимально возможных, что говорит о невысоком уровне сформированности в классе нравственных ценностей. Только один ученик набрал 12 баллов (Григорий Д.), есть ученик с количеством баллов, равных 1 (Слава Н.)

Результаты констатирующего эксперимента позволили выделить и охарактеризовать уровни сформированности нравственных ценностей у учащихся начальной школы.

Высокий уровень: у детей есть устойчивые ценностные убеждения; дети проявляют устойчивые положительные эмоциональные реакции на ценности; нравственные ценности устойчиво проявляются в поведении (9 - 12 баллов).

Средний уровень: нравственные убеждения не устойчивы, зависят от мнения окружающих, эмоциональная реакция на ценность не всегда имеет место, поведение также во многом зависит от внешних факторов (8 - 6 баллов).

Низкий уровень: у детей почти отсутствуют ценностные убеждения; нет положительного эмоционального отклика на ценности; в поведении нравственные ценности никак не проявляются (5 - 0 баллов).

 

Таблица 3 Уровень сформированности у младших школьников нравственных ценностей в начале опытно-экспериментальной работы

Уровни сформированности Количество учащихся
Высокий 5
Средний 9
Низкий 6

 

По итогам диагностирования уровня сформированности нравственных ценностей мы выяснили, что всего лишь у 5 человек уровень высокий (Григорий Д., Алина К., Ульяна Б., Даша П., Игорь Л.). У этих детей все показатели сформированности нравственных ценностей проявляются ярко. Эти дети отзывчивые, внимательные к одноклассникам и учителю, вежливые, добрые.

У 9 человек средний уровень сформированности нравственных ценностей (Сергей Б., Лиза М., Светлана Г., Илья З., Настя А., Владислав К., Анна К., Сергей П., Варя Ц.). Наличие ценностных убеждений и их устойчивость проявляются частично, наличие положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью также проявляется не всегда. Ценности в поведении проявляются только при явном контроле со стороны взрослых.

У 6 человек низкий уровень (Лиза К., Кирилл Б., Настя В., Слава Н., Сергей Л., Даниил Р.). У этих детей все показатели сформированности нравственных ценностей проявляются частично или не проявляются вовсе. Отсутствуют ценностные убеждения и положительные эмоциональные переживания, связанные с ценностью, ценности не проявляются в поведении.

Таким образом, проведенная нами диагностика показывает, что у большинства учащихся сформированность нравственных ценностей находится на среднем и низком уровнях, в связи с чем, нужно проводить целенаправленную работу по формированию нравственных ценностей у учащихся экспериментального класса.

На основе результатов констатирующего этапа для учащихся 2В класса было разработано содержание формирующего этапа эксперимента, который будет описан в п. 2.2. Во внеклассную работу были включены приемы формирования нравственных ценностей на основе знакомства с произведениями В.А. Осеевой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.034 с.)