Формы культуры. Отличие массовой культуры от высокой и народной культур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы культуры. Отличие массовой культуры от высокой и народной культур



ФЕНОМЕН МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Содержание

Введение............................................................................................................................................... 2

1. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ... 3

1.1. Понятие массовой культуры.................................................................................................... 3

1.1.1. Формы культуры. Отличие массовой культуры от высокой и народной культур...... 3

1.1.2. Массовая и популярная культуры..................................................................................... 4

1.2. Технологические и социальные факторы, формирующие массовую культуру................. 6

1.3. Средства массовой коммуникации в массовой культуре..................................................... 8

1.4. Элементы массовой культуры............................................................................................... 10

1.5. Механизм массовой культуры и ее функции....................................................................... 11

2. ПОЗИТИВНЫЕ И КРИТИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.......................... 18

Заключение......................................................................................................................................... 23

Список использованной литературы.............................................................................................. 24


Введение

 

Актуальность темы реферата не вызывает сомнений. Такой специфический структурный феномен, как массовая культура, выделя­ет ХХ в. среди прочих исторических эпох и заслуживает особого внимания в свете проблем современного общества.

Культура ХХ столетия, при всем многообразии ее выражений, способов отношения человека к миру и т.д., характерна прежде всего своими интеграционными процессами. ХХ век – время становления единой общечеловеческой культуры, развивающейся через взаимообогащение и взаимопроникновение ее национальных форм. Произошла великая социальная революция, связанная с колоссальным изменением форм, способов и образцов жизни человека. Индивид стал получать гигантское количество информации через электронные средства массовой коммуникации, изменилось количество, форма и содержание социальных контактов. Произошли фундаментальные изменения в культурно-ценностной ориентации человека, в становлении единых оснований общечеловеческой культуры, формирование новых и новых потребностей, новых форм жизни, культурных стереотипов. В итоге изменилась модель личности: замкнутая статичная личность человека индустриального общества стала динамичной. Этот переворот произошел на культурном уровне в рамках сложного культурно-социального феномена ХХ века – массовой культуры.

Нередко эта культура воспри­нимается в Европе как чисто американское явление, хотя это и не совсем так. В европейских странах, по крайней мере последние два века, существовала и существует с традиционной высокой культурой и куль­тура рыночная, массовая.

Цель реферата – изучение феномена массовой культуры. В связи с тем, что объем работы ограничен, а данный феномен многолик, в данной работе мною рассматривались лишь основные положения, характеризующие массовую культуру. Мною не освещаются подробно элементы, виды и средства массовой культуры. Основное внимание уделяется содержанию, функциям массовой культуры и ее оценке отечественной и зарубежной культурологией. Поэтому при написании реферата мною решались следующие задачи: для раскрытия понятия массовой культуры провести сравнительный анализ высокой (элитарной), народной и массовой культур, выявить отличия между массовой и популярной культурой; выделить факторы, формирующие массовую культуру; показать роль средств массовых коммуникаций в массовой культуре; перечислить основные элементы массовой культуры; дать характеристику механизма и функций массовой культуры; осветить позитивные и критические оценки массовой культуры в отечественной и зарубежной культурологии.

 


МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

 

Понятие массовой культуры

Элементы массовой культуры

К элементам, видам и средствам выражения массовой культуры специалисты причисляют очень широкий круг явлений. Так, например, А.Я. Флиер называет следующие: СМИ, школьное и вузовское образование, идеологию и пропаганду, индустрию развлекательного досуга, включая массовые поста­новочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), учреждения орга­низованного развлекательного досуга (клубы, диско­теки, танцплощадки и проч.), индустрию оздорови­тельного досуга (курорты, физкультура, культуризм и аэробика, спортивный туризм, медицинские, фар­мацевтические, косметические услуги), индустрию интеллектуального досуга (художественная самодея­тельность, коллекционирование, кружки по инте­ресам, научно-просветительские учреждения, ин­теллектуальные игры и др.), игровые автоматы и компьютерные игры, всевозможные словари, спра­вочники, энциклопедии, каталоги, Интернет, шоу-бизнес, кино и др.[9]

Заключение

Массовая культура – термин, используемый в со­временной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность ши­рокого тиражирования оригинального продукта. Появление массовой культуры принято связывать с эпохой становления крупного про­мышленного производства, потребовавшего для своего об­служивания создания армии наемных рабочих. Происходив­шая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций. Массовая культура возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (на­емных рабочих и служащих) создать собственную разновид­ность городской народной культуры, с другой – как средст­во манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур.

Массовая культура стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренче­ских клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения.

Массовая культура создает современную мифологию, кон­струируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование.

Существенной стороной массовой культуры является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, со­циальной и национальной групп), что определяет выбор со­ответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход.

Массовая культура тради­ционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продук­ты, требующие для своего восприятия определенных интел­лектуальных усилий и исходного культурного багажа.

Массовая культура служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским «подполь­ем» и традиционной народной культурой. Превращая эзоте­рические откровения и маргинальные художественные экс­перименты в часть «наивного» сознания, массовая культура способствует его обогащению и развитию. В то же время, фиксируя суще­ствующие в обществе массовые умонастроения и ориента­ции, массовая культура оказывает обратное влияние на элитарное культуротворчество и в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции.

Динамика массовой культуры способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основ­ных тенденций духовной жизни общества. Массовая культура представля­ет собой естественное порождение современной цивилизации.

 


Список использованной литературы

 

1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. – Мн.:Дизайн ПРО, 1998. – 160 с.

2. Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой // Социс. – 1990. – № 8. – С. 106.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1996. - 591 с.

4. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2000. – 736 с.

5. Культурология. XX век. Энциклопедия. T.I. – СПб.: Университетская книга; ООО «Алтейя»,1998. – 447 с.

6. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1999. – 544 с.

7. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М.:«Гардарика», 1997. – 344 с

8. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 446с.

9. Разлогов К. Коммерция и творчество: Враги или союзники? – М., 1992. – С. 160-180.

10. Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1.


[1] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 73.

[2] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 313.

[3] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 406.

[4] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 134. См. также: Разлогов К. Коммерция и творчество: Враги или союзники? – М., 1992. – С. 160-180.

[5] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 300.

[6] Ламонд И. Массовая культура и средства массовой информации // Культуры – диалог народов мира. 1983. №4. С. 37-43.

[7] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 409.

[8] Ламонд И. Массовая культура и средства массовой информации // Культуры – диалог народов мира. 1983. № 4. С.37-43.

 

[9] Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функ­ции // Общественные науки и современность. 1998. № 6. С.138-148.

[10] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 410.

[11] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 134.

[12] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 119.

[13] Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции// Общественные науки и современность. 1998. №6. 146-148.

[14] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 141.

[15] Культурология. XX век. Энциклопедия. T.I. – СПб.,1998. – С. 339.

[16] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 314.

[17] Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. – Мн., 1998. – С. 93.

[18] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 415-416.

[19] Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. – Мн., 1999. – С. 445.

[20] Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М., 1997. – С. 317.

[21] Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М., 1997. – С. 318-319.

[22] Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой // Социс. – 1990. – № 8. – С. 106.

[23] Там же.

ФЕНОМЕН МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Содержание

Введение............................................................................................................................................... 2

1. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ... 3

1.1. Понятие массовой культуры.................................................................................................... 3

1.1.1. Формы культуры. Отличие массовой культуры от высокой и народной культур...... 3

1.1.2. Массовая и популярная культуры..................................................................................... 4

1.2. Технологические и социальные факторы, формирующие массовую культуру................. 6

1.3. Средства массовой коммуникации в массовой культуре..................................................... 8

1.4. Элементы массовой культуры............................................................................................... 10

1.5. Механизм массовой культуры и ее функции....................................................................... 11

2. ПОЗИТИВНЫЕ И КРИТИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.......................... 18

Заключение......................................................................................................................................... 23

Список использованной литературы.............................................................................................. 24


Введение

 

Актуальность темы реферата не вызывает сомнений. Такой специфический структурный феномен, как массовая культура, выделя­ет ХХ в. среди прочих исторических эпох и заслуживает особого внимания в свете проблем современного общества.

Культура ХХ столетия, при всем многообразии ее выражений, способов отношения человека к миру и т.д., характерна прежде всего своими интеграционными процессами. ХХ век – время становления единой общечеловеческой культуры, развивающейся через взаимообогащение и взаимопроникновение ее национальных форм. Произошла великая социальная революция, связанная с колоссальным изменением форм, способов и образцов жизни человека. Индивид стал получать гигантское количество информации через электронные средства массовой коммуникации, изменилось количество, форма и содержание социальных контактов. Произошли фундаментальные изменения в культурно-ценностной ориентации человека, в становлении единых оснований общечеловеческой культуры, формирование новых и новых потребностей, новых форм жизни, культурных стереотипов. В итоге изменилась модель личности: замкнутая статичная личность человека индустриального общества стала динамичной. Этот переворот произошел на культурном уровне в рамках сложного культурно-социального феномена ХХ века – массовой культуры.

Нередко эта культура воспри­нимается в Европе как чисто американское явление, хотя это и не совсем так. В европейских странах, по крайней мере последние два века, существовала и существует с традиционной высокой культурой и куль­тура рыночная, массовая.

Цель реферата – изучение феномена массовой культуры. В связи с тем, что объем работы ограничен, а данный феномен многолик, в данной работе мною рассматривались лишь основные положения, характеризующие массовую культуру. Мною не освещаются подробно элементы, виды и средства массовой культуры. Основное внимание уделяется содержанию, функциям массовой культуры и ее оценке отечественной и зарубежной культурологией. Поэтому при написании реферата мною решались следующие задачи: для раскрытия понятия массовой культуры провести сравнительный анализ высокой (элитарной), народной и массовой культур, выявить отличия между массовой и популярной культурой; выделить факторы, формирующие массовую культуру; показать роль средств массовых коммуникаций в массовой культуре; перечислить основные элементы массовой культуры; дать характеристику механизма и функций массовой культуры; осветить позитивные и критические оценки массовой культуры в отечественной и зарубежной культурологии.

 


МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

 

Понятие массовой культуры

Формы культуры. Отличие массовой культуры от высокой и народной культур

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы элитарную, народную, массовую.

Элитарная (высокая) культура создается привиле­гированной частью общества, либо по ее заказу профес­сиональными творцами. Она включает изящное искус­ство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо), трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть об­щества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыкан­ты. К ее раз­новидности можно отнести светское искусство и салон­ную музыку. Формула элитарной культуры – «искус­ство для искусства».[1]

Народная культура состоит из двух видов – популяр­ной и фольклорной культуры. Попу­лярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная – его про­шлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора созда­вались в прошлом, а сегодня существуют как историче­ское наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит, часть фольклорной культуры вошла в по­пулярную культуру, которая помимо исторических пре­даний постоянно пополняется новообразованиями, напри­мер современным городским фольклором. Таким образом, в народной культуре, в свою оче­редь, можно выделить два уровня – высокий, связан­ный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой. По исполнению элементы народной культуры мо­гут быть индивидуальными (изложение легенды), груп­повыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Аудитория народной культуры – всегда большин­ство общества. Так было в традиционном и индустри­альном обществе. Ситуация меняется только в постин­дустриальном обществе.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех соци­альных слоев. Массовая культура может быть интерна­циональной и национальной. Эстрадная музыка – яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народ­ная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной куль­туры подобного не происходит. Высокая культура обо­значает пристрастия и привычки горожан, аристокра­тов, богатых, правящей элиты, а массовая культура – культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классиче­ская музыка – высокой, а популярная музыка – массо­вой, фильмы Феллини – высокой, а боевики – массо­вой, картины Пикассо – высокой, а лубок – массовой. Однако существуют такие жанры литературы (фантасти­ка, детективы и комиксы), которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высо­кой. То же самое происходит с конкретными произведе­ниями искусства.

Высокая культура создается не эт­носом или народом, а образованной частью общест­ва – писателями, художниками, философами, учены­ми. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный, или авангардный, характер. Впер­вые применяются те художественные приемы, кото­рые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Спе­циалисты называют иногда срок 50 лет. Сегодня авангард, осо­бенно в массовой культуре, становится модой чуть ли не на следующий день.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.038 с.)