Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы культуры. Отличие массовой культуры от высокой и народной культурСтр 1 из 6Следующая ⇒
ФЕНОМЕН МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ Содержание Введение............................................................................................................................................... 2 1. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ... 3 1.1. Понятие массовой культуры.................................................................................................... 3 1.1.1. Формы культуры. Отличие массовой культуры от высокой и народной культур...... 3 1.1.2. Массовая и популярная культуры..................................................................................... 4 1.2. Технологические и социальные факторы, формирующие массовую культуру................. 6 1.3. Средства массовой коммуникации в массовой культуре..................................................... 8 1.4. Элементы массовой культуры............................................................................................... 10 1.5. Механизм массовой культуры и ее функции....................................................................... 11 2. ПОЗИТИВНЫЕ И КРИТИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.......................... 18 Заключение......................................................................................................................................... 23 Список использованной литературы.............................................................................................. 24
Актуальность темы реферата не вызывает сомнений. Такой специфический структурный феномен, как массовая культура, выделяет ХХ в. среди прочих исторических эпох и заслуживает особого внимания в свете проблем современного общества. Культура ХХ столетия, при всем многообразии ее выражений, способов отношения человека к миру и т.д., характерна прежде всего своими интеграционными процессами. ХХ век – время становления единой общечеловеческой культуры, развивающейся через взаимообогащение и взаимопроникновение ее национальных форм. Произошла великая социальная революция, связанная с колоссальным изменением форм, способов и образцов жизни человека. Индивид стал получать гигантское количество информации через электронные средства массовой коммуникации, изменилось количество, форма и содержание социальных контактов. Произошли фундаментальные изменения в культурно-ценностной ориентации человека, в становлении единых оснований общечеловеческой культуры, формирование новых и новых потребностей, новых форм жизни, культурных стереотипов. В итоге изменилась модель личности: замкнутая статичная личность человека индустриального общества стала динамичной. Этот переворот произошел на культурном уровне в рамках сложного культурно-социального феномена ХХ века – массовой культуры.
Нередко эта культура воспринимается в Европе как чисто американское явление, хотя это и не совсем так. В европейских странах, по крайней мере последние два века, существовала и существует с традиционной высокой культурой и культура рыночная, массовая. Цель реферата – изучение феномена массовой культуры. В связи с тем, что объем работы ограничен, а данный феномен многолик, в данной работе мною рассматривались лишь основные положения, характеризующие массовую культуру. Мною не освещаются подробно элементы, виды и средства массовой культуры. Основное внимание уделяется содержанию, функциям массовой культуры и ее оценке отечественной и зарубежной культурологией. Поэтому при написании реферата мною решались следующие задачи: для раскрытия понятия массовой культуры провести сравнительный анализ высокой (элитарной), народной и массовой культур, выявить отличия между массовой и популярной культурой; выделить факторы, формирующие массовую культуру; показать роль средств массовых коммуникаций в массовой культуре; перечислить основные элементы массовой культуры; дать характеристику механизма и функций массовой культуры; осветить позитивные и критические оценки массовой культуры в отечественной и зарубежной культурологии.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
Понятие массовой культуры Элементы массовой культуры К элементам, видам и средствам выражения массовой культуры специалисты причисляют очень широкий круг явлений. Так, например, А.Я. Флиер называет следующие: СМИ, школьное и вузовское образование, идеологию и пропаганду, индустрию развлекательного досуга, включая массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), учреждения организованного развлекательного досуга (клубы, дискотеки, танцплощадки и проч.), индустрию оздоровительного досуга (курорты, физкультура, культуризм и аэробика, спортивный туризм, медицинские, фармацевтические, косметические услуги), индустрию интеллектуального досуга (художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки по интересам, научно-просветительские учреждения, интеллектуальные игры и др.), игровые автоматы и компьютерные игры, всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, Интернет, шоу-бизнес, кино и др.[9]
Заключение Массовая культура – термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Появление массовой культуры принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наемных рабочих. Происходившая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций. Массовая культура возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (наемных рабочих и служащих) создать собственную разновидность городской народной культуры, с другой – как средство манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур. Массовая культура стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения. Массовая культура создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование. Существенной стороной массовой культуры является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, социальной и национальной групп), что определяет выбор соответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход. Массовая культура традиционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа. Массовая культура служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским «подпольем» и традиционной народной культурой. Превращая эзотерические откровения и маргинальные художественные эксперименты в часть «наивного» сознания, массовая культура способствует его обогащению и развитию. В то же время, фиксируя существующие в обществе массовые умонастроения и ориентации, массовая культура оказывает обратное влияние на элитарное культуротворчество и в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции. Динамика массовой культуры способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основных тенденций духовной жизни общества. Массовая культура представляет собой естественное порождение современной цивилизации.
Список использованной литературы
1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. – Мн.:Дизайн ПРО, 1998. – 160 с. 2. Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой // Социс. – 1990. – № 8. – С. 106. 3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1996. - 591 с. 4. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2000. – 736 с. 5. Культурология. XX век. Энциклопедия. T.I. – СПб.: Университетская книга; ООО «Алтейя»,1998. – 447 с. 6. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1999. – 544 с. 7. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М.:«Гардарика», 1997. – 344 с 8. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 446с. 9. Разлогов К. Коммерция и творчество: Враги или союзники? – М., 1992. – С. 160-180. 10. Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. [1] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 73. [2] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 313. [3] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 406. [4] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 134. См. также: Разлогов К. Коммерция и творчество: Враги или союзники? – М., 1992. – С. 160-180. [5] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 300. [6] Ламонд И. Массовая культура и средства массовой информации // Культуры – диалог народов мира. 1983. №4. С. 37-43. [7] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 409. [8] Ламонд И. Массовая культура и средства массовой информации // Культуры – диалог народов мира. 1983. № 4. С.37-43.
[9] Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность. 1998. № 6. С.138-148. [10] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 410. [11] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 134. [12] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 119. [13] Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции// Общественные науки и современность. 1998. №6. 146-148. [14] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 141. [15] Культурология. XX век. Энциклопедия. T.I. – СПб.,1998. – С. 339. [16] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 314. [17] Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. – Мн., 1998. – С. 93.
[18] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 415-416. [19] Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. – Мн., 1999. – С. 445. [20] Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М., 1997. – С. 317. [21] Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М., 1997. – С. 318-319. [22] Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой // Социс. – 1990. – № 8. – С. 106. [23] Там же. ФЕНОМЕН МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ Содержание Введение............................................................................................................................................... 2 1. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ... 3 1.1. Понятие массовой культуры.................................................................................................... 3 1.1.1. Формы культуры. Отличие массовой культуры от высокой и народной культур...... 3 1.1.2. Массовая и популярная культуры..................................................................................... 4 1.2. Технологические и социальные факторы, формирующие массовую культуру................. 6 1.3. Средства массовой коммуникации в массовой культуре..................................................... 8 1.4. Элементы массовой культуры............................................................................................... 10 1.5. Механизм массовой культуры и ее функции....................................................................... 11 2. ПОЗИТИВНЫЕ И КРИТИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.......................... 18 Заключение......................................................................................................................................... 23 Список использованной литературы.............................................................................................. 24
Актуальность темы реферата не вызывает сомнений. Такой специфический структурный феномен, как массовая культура, выделяет ХХ в. среди прочих исторических эпох и заслуживает особого внимания в свете проблем современного общества. Культура ХХ столетия, при всем многообразии ее выражений, способов отношения человека к миру и т.д., характерна прежде всего своими интеграционными процессами. ХХ век – время становления единой общечеловеческой культуры, развивающейся через взаимообогащение и взаимопроникновение ее национальных форм. Произошла великая социальная революция, связанная с колоссальным изменением форм, способов и образцов жизни человека. Индивид стал получать гигантское количество информации через электронные средства массовой коммуникации, изменилось количество, форма и содержание социальных контактов. Произошли фундаментальные изменения в культурно-ценностной ориентации человека, в становлении единых оснований общечеловеческой культуры, формирование новых и новых потребностей, новых форм жизни, культурных стереотипов. В итоге изменилась модель личности: замкнутая статичная личность человека индустриального общества стала динамичной. Этот переворот произошел на культурном уровне в рамках сложного культурно-социального феномена ХХ века – массовой культуры. Нередко эта культура воспринимается в Европе как чисто американское явление, хотя это и не совсем так. В европейских странах, по крайней мере последние два века, существовала и существует с традиционной высокой культурой и культура рыночная, массовая.
Цель реферата – изучение феномена массовой культуры. В связи с тем, что объем работы ограничен, а данный феномен многолик, в данной работе мною рассматривались лишь основные положения, характеризующие массовую культуру. Мною не освещаются подробно элементы, виды и средства массовой культуры. Основное внимание уделяется содержанию, функциям массовой культуры и ее оценке отечественной и зарубежной культурологией. Поэтому при написании реферата мною решались следующие задачи: для раскрытия понятия массовой культуры провести сравнительный анализ высокой (элитарной), народной и массовой культур, выявить отличия между массовой и популярной культурой; выделить факторы, формирующие массовую культуру; показать роль средств массовых коммуникаций в массовой культуре; перечислить основные элементы массовой культуры; дать характеристику механизма и функций массовой культуры; осветить позитивные и критические оценки массовой культуры в отечественной и зарубежной культурологии.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
Понятие массовой культуры Формы культуры. Отличие массовой культуры от высокой и народной культур В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы элитарную, народную, массовую. Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо), трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры – «искусство для искусства».[1] Народная культура состоит из двух видов – популярной и фольклорной культуры. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная – его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит, часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например современным городским фольклором. Таким образом, в народной культуре, в свою очередь, можно выделить два уровня – высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Аудитория народной культуры – всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе. Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка – яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура – культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка – высокой, а популярная музыка – массовой, фильмы Феллини – высокой, а боевики – массовой, картины Пикассо – высокой, а лубок – массовой. Однако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства. Высокая культура создается не этносом или народом, а образованной частью общества – писателями, художниками, философами, учеными. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный, или авангардный, характер. Впервые применяются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда срок 50 лет. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, становится модой чуть ли не на следующий день.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.038 с.) |