Основные проблемы социальных работников при работе с семьями детей-инвалидов (№ 3, 7, 8, 9, 10). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы социальных работников при работе с семьями детей-инвалидов (№ 3, 7, 8, 9, 10).



Что касается проблем, с которыми сталкиваются работники организаций, то они разнообразны и сугубо индивидуальны. Среди них были названы такие как:

- ограниченность доступа к информации (  %);

- недостаточная компетентность в определенных вопросах, недостаток опыта (  %);

- нехватка времени для своей семьи и личной жизни (  %);

- недостаток материалов, средств, специального оборудования (  %);

а также, некоторые другие проблемы.

Особое место занимают психологические трудности, которые, как показало исследование, испытывают около 60% респондентов. Среди них выделяются и непонимание со стороны собственной семьи, и трудности в общении с этой категорией детей. и неприятие отдельными родителями детей инвалидов (особенно папами) или негативное отношение к работникам организации. В Хосписе к этим проблемам относится также переживание смерти ребенка.

Анализ ответов показал, что наличие или лтсутствие таких проблем во многом зависит от заболевания ребенка, личностных качеств работника, а также, от длительности срока работы с этой категорией детей.

Особое внимание стоит уделить проблеме “сгорания специалиста”, наличие которой признают все специалисты. Надо сказать, что некоторые волонтеры отрицают наличие этой проблемы, что, возможно, связано с кратковременностью работы с этой категорией детей. Нами было также выявлено, что лишь 16,6% респондентов получают помощь специалистов для решения этой проблемы, но и они считают, что помощь недостаточна. Хотелось бы отметить некоторые интересные предложения по преодолению этой ситуации. Итак, респондентами было предложено:

1. Самовнушение (постоянно убеждать себя в нужности и полезности своего дела).

2. Обращение к методам релаксации и т.п.

3. Метод “абсолютного переключения” (при возникновении стрессовой ситуации “резко переключиться”, отвлечься на другой резко противоположный вид деятельности).

4. Раннее выявление симптомов “сгорания” и индивидуальный подход при снятии проблемы.

5. Групповая и индивидуальная терапия, тренинги.

6. Проведение кругловых столов.

7. Организация сети служб для решения этой проблемы.

Таким образом можно говорить об остроте этой проблемы в нашей стране, необходимости создания службы для оказания помощи специалистам при возможном использовании их предложений.

 

Возможности повышения квалификации и перспективы оказания помощи этой категории населения (№ 13, 14).

 

В ходе исследования нами была также выявлена пролема повышения квалификации. Как оказалось, в нашей стране не существует системы подготовки и переподготовки кадров для работы с детьми-инвалидами. Основными источниками повышения квалификации были названы:

- различные конференции и семинары по обмену опытом (и, в первую очередь, с зарубежными коллегами) (  %);

- через накопления собственного опыта в процессе работы (  %);

- обучение за рубежом (  %);

- изучение новой методической литературы (  %).

При изучении предложений относительно своей работы в будущм нами были выявлены следующие пожелания:

- видеть свою работу углубленной в профессиональном плане (  %);

- работать в системе (т. е. работа должна быть более организованой)

(  %);

- достаточное материальное обеспечение (  %);

- научная обоснованность подходов к работе (  %);

- активное участие государственных структур в системе оказания помощи детям-инвалидам и их семьям (  %);

- видеть свою работу полезной и интересной (  %).

 

Таким образом, можно говорить о несовершенстве государственной социальной политики в отношении оказания помощи этой категории населения, плохой материальной обеспеченности, отсутствие системы повышения квалификации и служб оказания помощи специалистам, что сказывается на эффективности социальной работы с детьми-инвалидами.

Выводы

 

В результате исследования нами было выявлено следующее:

1. В сфере оказания социальной помощи преимущественно работают женщины, чо является особенностью социальной работы в нашей стране. И так как социальная работа появилась относительно недавно у нас, то это, в основном, люди с педагогическим образованием.

2. Работа с детьми-инвалидами требует наличие определенного комплекса знаний, умений, навыков и личностных качеств, обусловленных специфичностью и многофункциональностью работы. Это свидетельствует о необходимости функционирования системы подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации, которая в нашей стране организована недостаточно.

3. Теоретические подходы к оказанию соцмальной помощи детям-инвалидам и их семьям и методы работы с ними, в основном, соответствуют мировым страндартам, так как являются адаптированным зарубежным опытом.

4. Выявленные в ходе исследования проблемы указывают на несовершенство законодательной базы и социальной политики в области социальной работы с детьми с особеностями психофизического развития.

5. Особую проблему составляет отсутствие служб по оказанию психолого-педагогической помощи работникам организации, опрошенных нами.

 

 

Заключение

 

В теоретическом плане нами были исследованы следующие проблемы:

1. Историко-теоретические подходы к оказанию социальной помощи детям-инвалидам.

2. Особенности различных категорий детей с ограниченными возможностями и работы с ними.

3. Проблемы / барьеры, препятствующие нормальной интеграции инвалидов в общество.

4. Особености законодательной базы в области социалной работы с этой категорией детей и их семьями в нашей стране.

 

Нами были также проведены исследования по выявлению проблем и особенностей оказания социальной помощи детям-инвалидам в нашей стране, в результате которого были выявлены недостатки социальной политики и особенности работы, влияющие на эффективность социальной работы с данной категорией населения.

Таким образом, в результате исследования выдвинутая нами гипотеза:

Эффективность социальной помощи различным категориям детей-инвалидов обусловлена особенностями государственой политики социальной защиты в Республике Беларусь, а также уровнем профессиональной подготовки и личностными качествами специалиста по социальной работе, - подтвердилась.

 

 

Методические рекомендации

В результате исследования нами были разработаны следующие рекомендации для повышения эффективности социальной работы с детьми со специфическими потребностями:

1. Необходимо создание психолого-педагогической службы для сотрудников организации, занимающейся оказанием помощи детям-инвалидам.

2. Необходимо создание организованной системы оказания социальной помощи всех видов этой категории населения (так как в настоящий момент помощь оказывается стихийно, в отдельных организациях).

3. Учитывая пожелания респондентов, следует увеличить долю участия государственных структур в области социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями, обеспечить большую поддержку с их стороны.

4. Необходимо расширение сети учреждений, занимающихся оказанием социальной помощи и поддержки этой категории населения.

5. Следует создать систему учреждений по повышению квалификации кадров, расширить доступ к зарубежному опыту оказанию помощи, создать свои исследовательские группы по разработке и изучению методик работы и т.п. в этой области.

6. Необходимо улучшение материальной базы организации, занимающихся социальной работой с этой категорией населения.

7. Необходимо расширение информационной сферы, обеспечить доступ к необходимой информации специалистам и родителям, а также всему обществу в целом (что будет содействовать изменению общественого мнения в отношении инвалидов).

8. Следует также совершенствовать законодательную базу в области оказания помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям.

   

 

Литература

 

1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.: Педагогика, 1991. – 88 с., ил.

2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 1997. - №1. – С. 3 -10.

3. Аргун Л.Е., Капустина И.В. Спортивно-реабилитационная игра “Ринго – Надежда”. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. – №2. – С. 43-50.

4. Бобла I. M. Гісторыя станаўлення практыкі выхавання і навучання дзяцей з асаблівасцямі развіцця у Беларусі (Дасавецкі час) // Дэфекталогія. – 1996. - №3. – С. 8-18.

5. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей. // Социально-педагогическая работа. – 1998. - №6. – С. 59-63.

6. Бубен С.С. Интеграция: проблемы и перспективы. // Дэфекталогія. – 1996. - №5. – С. 5-9.

7. Ватерс Л., Ланзинд М., Шонглер Э. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей: Сборник упражнений для специалистов и родителей. Мн.: Издательство БелАПДИ, 1997. – 18 с.

8. Гимельштейн Е.Э., Мицкевич Л.Н., Ящук Е.С. Реабилитация онкобольного ребенка в детском саду. // Социально-педагогическая работа.- 1998. - №6. – С. 41-44.

9. Григорьев А.Д. Очерки истории социальной работы на Беларуси. Мн.: Ротопринт БГПУ им. М. Танка, 1998. – 221 с.

10. Гуровец А.А. Опыт оказания психосоциальной помощи онкологически больным детям и их родителям в Королевтсе Норвегия. // Социально-педагогическая работа. – 1998. - №5. – С. 81-90.

11. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М.: Институт социальной работы Тюменской области, 1995. – 108 с.

12. Законодательные основы в области оказания помощи детям с психофизическими особенностями в развитии. // Материалы Республиканской научно-практической конференции 20-21 июня 1996 г., г. Минск.

13. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993. – 76 с.

14. Искусство и творчество людей с особенностями в умственном развитии: Пер. с нем. Мн.: Белорусский Экзархат – Белорусской православной церкви, 1999 г. – 32 с.

15. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам. // Дефектология. – 1996.- №1. – С. 83-85.

16. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 80 с.

17. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991. – 160 с.

18. Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация больных и инвалидов: Материалы международной научно-практической конференции 29 – 31 октября 1996 г. Под редакцией Э.И. Збровского Мн.: Товарищество «Хата», 1998. – 352 с, графики, табл., фото.

19. Методическое письмо по определению степени утраты здоровья детям-инвалидам: Министерство здравоохранения РБ. 8.10.1999.

20. Общество и инвалид – несостоявшийся диалог? Дебаты в малых группах. Программа «Выход» Центра реабилитации молодых инвалидов. Организация “Next Stop – New Life”. 27.11.1998.

21. Основы социальной работы: Учебник. Под редакцией П.Д. Павленок. М.: ИНФРА – М, 1998. – 368 с.

22. Питерси М., Трилор Р. Программа ранней помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». Мн.: Издательство БелАПДИ, 1999. – 150 с.

23. Первый периодический доклад по осуществлению положений Конвенции ООН о правах ребенка. // Адукацыя і выхаванне. – 1999. - №6. – С. 3-45.

24. Преодолевая проблемы инвалидности: Программа Лиен. М.: Издательство Института социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1997. – 230 с.

25. Репринцева Г.И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. – №1. – С. 52-61.

26. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997. – 364 с.

27. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. М.: Медицина, 1981. – 559 с.

28. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. – №2. – С. 51-56.

29.  Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под. Ред. Е.М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996. – 210 с.

30. Существенные различия между умственной и психической неполноценностью. Под. ред. Е.Титовой, Л.Божко. Мн.: Издательство БелАПДИ, 1996. – 11 с.

31. Хряпина Т. Последний земной приют: Заметки со 2 Международного семинара по оказанию помощи безнадежно больным // Медицинский вестник. – 1999. – 27 мая. – С. 2.

32. Целок Д.В. Программа «Инклюжен»: Новая модель социализации инвалидов в учебных заведениях США // Дэфекталогія. – 1996. - №5. – С. 106-111

33. Шапорова С.А. Проблема интегрированного обучения в зарубежном опыте // Дэфекталогія. – 1997. - №6. – С. 97-109.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.029 с.)