Ситуация «обида - неуверенность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуация «обида - неуверенность»



 

Юлия, 24 года

Основная проблема - разрыв личных возможностей и действительных результатов, не справляется со своими прямыми обязанностями на работе (офис-менеджер), хотя полностью компетентна. Например, она, получив список приглашённых на собеседование посетителей, часто запутывается в предоставленной информации. В то же время запомнить что-либо «не в порядке задания», а для себя - она может превосходно.

Первое предположение - она испытывает отвращение к «заданию», «заучиванию». При дальнейшей беседе это предположение подтвердилось полностью. Ситуация в прошлом содержит обиду на мать и связана именно с учебной деятельностью.

Мать постоянно и в категоричной форме требовала от неё тщательного выполнения домашних заданий. Ежедневно в 21.00 она проверяла у дочери, как та выучила устные и выполнила письменные задания. За малейшую оплошность, ошибку она заставляла дочь переписывать упражнения, выучивать наизусть по несколько страниц текста. Нередко дочь ложилась спать далеко за полночь. В случаях, если учитель ставил в дневник «тройку» или «четверку», девочка испуганно, со слезами умоляла его не делать этого, а спросить еще что-нибудь и поставить «пять» или вообще не оценивать ее ответ. Причиной повышенной нервозности стали постоянные авторитарно-притесняющие действия матери, ее строгий контроль за учебой дочери, недоверие к дочери, унижающие честь и достоинство окрики, оскорбления, нередко переходящие в рукоприкладство.

Оправдывая свои притесняющие воздействия по отношению к дочери, мать заявила учителям, что она добьется того, чтобы ее дочь закончила школу с золотой медалью и поступила в престижный вуз, в который она сама не могла поступить из-за неорганизованности и, естественно, не смогла реализовать себя в будущем. Таким образом, мать была заинтересована не столько в жизненном успехе дочери, сколько в желании взять реванш, а дочь была только используемым ей средством этого реванша.

Обида на реваншистскую политику матери трансформировалась в неприязнь к любой работе, оцениваемой другим человеком, тогда как равную или более сложную работу «не на оценку» Юлия способна выполнить при минимальных усилиях. Её раздражает то, что делает она, а оценивают другие, это порождает неуверенность в том, что её дела будут оценены «надлежаще, не предвзято». Внешняя неуверенность выражается и в том, что Юлия ожидает при любой ошибке оценки, эквивалентной «неудовлетворительно» (это тоже проявление обиды на желание матери взять реванш за собственные неудачи; ведь это желание проявлялось в самом извращении системы оценивания, когда всё, что не отлично, считалось неудовлетворительным).

Анализ показывает двойственный характер ситуации: Ребёнок, рано ставший Взрослым, с явно конформистским подходом (внешнее принятие правил при отсутствии согласия с ними), и Взрослый, желающий быть хотя бы немного Ребёнком и жалеющий о том, что он Взрослый.

Обида на действия матери (именно на её подход к оцениванию и систему антистимулов) соединилась с конкретными личностями: в любом проверяющем Юлия ощущает присутствие матери как сущности и ждёт чего-то подобного.

Таким образом, мы имеем здесь наличие ложной (неправильно выбранной) игры: «Победители, Не-Победители и Неудачники».

По Э. Берну: «Победитель определяется как человек, выполнивший условия контракта с миром и с самим собой. То есть он утверждает, что обязуется что-то сделать, принимается за дело и, в конечном счете, делает его. Его контракт или амбиции могут заключаться в том, чтобы скопить сто тысяч долларов, пробежать милю меньше чем за четыре минуты или получить степень доктора философии. Если он добивается своей цели, он Победитель. Если оказывается в долгах, растягивает сухожилие, моясь в душе, или бросает учебу на первом курсе, он явный Неудачник. Если накапливает десять тысяч, пробегает милю вторым за 4 минуты 5 секунд, работает в промышленности с дипломом магистра, он Непобедитель, то есть тот, кто говорит "по крайней мере..." Важно помнить, что цель он устанавливает сам, преимущественно на основе родительского программирования, но окончательное решение принимает его Взрослый. Коротко говоря, Победитель - это тот, кто становится капитаном команды, назначает свидание королеве красоты или выигрывает в покер. Непобедитель - тот, кто не может забить гол, назначает свидание одной из участниц конкурса и заканчивает игру тем, с чего начал. Неудачник вообще не попадает в команду, ни с кем не встречается и проигрывает в покер.

Победитель знает, что будет делать дальше, если проиграет, но не говорит об этом. Неудачник не знает, что будет делать, если проиграет, но любит говорить о том, что будет делать, когда победит. Поэтому достаточно послушать несколько минут, чтобы определить Победителей и Неудачников за игровым столом или на бирже, в семейном споре или в терапевтической группе.

Основное правило таково: в сценарии Победителя развязка определяется Заботливым Родителем через лозунги антисценария. Непобедитель получает развязку от контролирующего Родителя через предписание. Неудачник катится по наклонной плоскости к печальной развязке, руководимый провокациями и соблазнами безумного Ребенка родителя, который искушает демона самоуничтожения в пациенте».

Ложность этой игры определена её навязыванием извне, при этом сами правила игры извращены: категорическое требование обязательно стать Победителем и отыграться за Неудачника, который присвоил себе функции - вопреки логике игры - капитана, судьи и организатора в одном лице и устанавливает собственные правила.

Достаточно просто заменить соревновательную установку на установку «Выставочная игра» или «Гамбургский счёт», при котором выявляются истинные способности без каких-либо субъективных соображений. В этом случае клиент будет понимать, что система оценки не сводится к двухбалльной «отлично либо неудовлетворительно», что оценка матери была лишь эпизодом в её биографии, а ведь есть и другие люди, которые оценят её более справедливо, чем мать. Оценка матери - всего лишь одна из возможных, она субъективна и в «Гамбургский счёт» не вписывается (даже может быть исключена из него). Просто подход матери занимал несправедливо привилегированное положение в силу конкретного обстоятельства - физического присутствия матери. В результате обида вместо линейного развития будет выведена из восприятия клиента. И Взрослый в её сознании будет игнорировать (просто вычёркивать) оценку другого человека, ошибочно возведённого в ранг Родителя, а на самом деле являющегося обиженным Ребёнком.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.004 с.)