Психологическое консультирование: его этапы, принципы и правила 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое консультирование: его этапы, принципы и правила



Процесс взаимодействия психолога-консультанта и клиента можно представить в виде блок-схемы. Она не отражает всего многообразия возникающих ситуаций, а носит общий характер. Модель состоит из шести блоков, охватывающая шесть связанных между собой стадий, что отражает универсальные этапы процесса консультирования, психологом любого направления.

 


Рис. 3

 

. На стадии исследования проблем психолог-консультант и клиент создают атмосферу обоюдного доверия. От налаживания консультативного контакта зависит эффект консультирования - изменение личности клиента в процессе совместных конструктивных действий. Необходимо внимательно выслушать клиента, проявляя максимальную искренность и сопереживание, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению его проблем, фиксируя его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

. На второй стадии, двумерного определения проблем, психолог-консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, определяет эмоциональные и когнитивные их стороны. Клиент и психолог-консультант должны прийти к одинаковому пониманию проблемы, они должны быть определяться конкретными понятиями. Точное определение проблем позволит лучше понять их причины, облегчит поиск их решения.

. На стадии идентификации альтернатив клиент и психолог выясняют и открыто обсуждают альтернативные варианты решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, психолог-консультант выясняет у клиента, какие возможные варианты которые тот считает подходящими, проясняет дополнительные альтернативы, не навязывая собственных решений. Полезно во время беседы составить всех список вариантов в целях сравнения и выбора наиболее подходящего.

. На стадии планирования критически оцениваются выбранные альтернативные решения проблем. Психолог помогает клиенту разобраться, какие альтернативы для него наиболее реалистичны с точки зрения предыдущего опыта и его готовности измениться в будущем. Составление плана реалистичного решения проблем должно дать клиенту понять, что далеко не все проблемы разрешимы. Некоторые требуют много времени, другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного воздействия.

. На стадии деятельности происходит последовательная реализация плана решения проблем. Психолог-консультант помогает клиенту выстроить планы с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможной неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача - это не катастрофа. Можно продолжать реализовывать план, подключая другие альтернативы, связанные с достижением конечной цели.

. На последней стадии оценки и обратной связи клиент вместе с психологом-консультантом оценивают степень решения проблемы, обобщают достигнутые результаты, уточняют принятый план. При возникновении новых или скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Данная схема условная, реальный процесс психологического консультирования, нацеленный на конкретного человека со конкретными проблемами, обычно в деталях отличается от общей схемы. Но она помогает выстраивать процесс конкретного консультирования. Важно при этом помнить, что для психолога важно не столько знание схем, сколько профессиональная и человеческая грамотность.

Основные правила проведения психологического консультирования могут быть представлены в следующем виде:

. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций, каждая консультация уникальна и неповторима.

. В процессе консультации клиент и психолог постоянно изменяются, не бывает статичных ситуаций.

. Лучшим экспертом собственных проблем является клиент. Задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь ему принять на себя ответственность за решение своих проблем.

. В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.

. Стремясь помочь клиенту, консультант обязан включать все свои профессиональные и личностные возможности. Но он не может полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.

. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультации. Изменение клиента требует многих усилий, не всегда и не сразу завершаются успехом.

. Компетентный консультант ответственен за соблюдение правил профессиональной этики.

. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но не может быть одного наилучшего теоретического подхода.

. Некоторые проблемы как сущностные человеческие дилеммы в принципе неразрешимы. В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.

. Эффективное консультирование - это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.

Во время психологического консультирования большое значение имеет не только личность психолога, но и обстановка, в которой проходит консультирование. Клиент охотнее раскрывается, если консультирование происходит в хорошо оборудованном, уютном, звуконепроницаемом кабинете, в спокойной обстановке. Клиент должен быть уверен, что его не услышат посторонние, т.к. это что может помешать психотерапевтическому эффекту.

В начале консультации усилия психолога направлены на установление с клиентом контакта. Это динамичный процесс, во время которого психолог помогает клиенту использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении, актуализировать потенциал осмысленной жизни. В начале важно выяснить, обратился ли клиент сам или его кто-то направил. Если клиент приходит не по собственной инициативе, велика вероятность его сопротивления консультированию, если сам клиент не видит смысла в обращении к психологу. Это потребует от консультанта дополнительных усилий выяснению целесообразности дальнейших встреч. У клиента, направленного другим специалистом, необходимо сразу сформировать настрой на сотрудничество, пригласив совместно обсудить его проблемы. Так он прояснит клиенту, что консультирование - совместная работа двух людей, а не беседа, во время которой психолог отдает указания, что и как тому следует сделать.

Право первого вопроса принадлежит психологу, он должен быть открытым, позволяющим клиенту без ограничений выразить его переживания. В начале беседы следует избегать конкретики. Например, стоит спросить: «С чего бы Вы хотели бы начать свой рассказ?», «Какие затруднения привели Вас сюда?», «Чего Вы ждете от наших встреч?» Следует избегать закрытых вопросов, на которые возможен однозначный ответ, ибо это заставит продолжить расспросы, вместо того, чтобы слушать клиента. Расположив к себе клиента, можно получить из его рассказа необходимую информацию.

Переживания его могут быть использовано как важная сила, вызывающая изменение личности в процессе консультирования. Проблему можно разрешить, меняя свой образ жизни, отношения, внутреннюю ориентацию. Часто возникает соблазн во всех своих проблемах обвинять окружение или наследственность. Окружение бесконечно важно как арена, на которой человек борется за себя, однако думать, что окружение является причиной трудностей личности, неконструктивно и неправильно. Консультант должен дать понять клиенту: наличие проблем - это нормальное явление. Осознание данного положения - первый шаг к устранению его проблем. Для этого надо установить иерархию проблем. Прежде всего, важно выяснить, насколько неудовлетворенная потребность или недостигнутая цель значимы для клиента, в какой степени блокируется цель или потребность, сколько времени существует проблема. Если она имеет длинную историю, клиент мог найти много способов компенсации, которые затруднят выявление подлинных причин его трудностей.

психологический обида эмоция вымогательство



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.203 (0.005 с.)