Структура монастырских послушаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура монастырских послушаний



Наряду с обязательным для каждого монаха молитвенным деланием, в Соловецком, как и во многих других монастырях, непременной составляющей повседневной жизни монаха являлся физический труд.

Вся система внешнего монашеского делания определяется одним всеобъемлющим термином - монастырское «послушание». Послушания в Соловецком монастыре всегда отличались многообразием видов и направленностей.

Основной целью написания данного раздела является выявление основных категорий послушаний в Соловецком монастыре, определение количественного соотношения задействованных лиц и пути трансформации всей системы послушаний в период с последней трети XIX столетия до первых десятилетий ХХ столетия.

В системе послушаний Соловецкого монастыря можно выделить четыре основные категории (Табл.12)

 

Таблица №12

Категории монастырских послушаний

 

Однако, в свою очередь, церковные послушания можно разделить на священнослужительские и, собственно, церковные. Трудовые послушания можно разделить по четырем дополнительным категориям: послушания в мастерских и заводах (производственные), хозяйственные, обслуживающие и специальные.

Теперь подробнее рассмотрим каждую из категорий основных и их разновидностей.

Послушания священнослужительские (т.е. те, которые могли выполнять только люди, имеющие священный сан) предполагали, в первую очередь, «исполнение череды» богослужения. Это послушание назначалось всем иеромонахам и иеродиаконам монастыря. Однако помимо «череды» к этой категории относилось также служение молебнов в храмах монастыря, скитов и подворий.

К церковным послушаниям относится участие монахов в богослужении и исполнении церковных священнодействий вообще.

Церковные послушания были очень многообразны: пономарское (прислуживание в алтаре), клиросное (которое, в свою очередь имело подразделы: послушания уставщика (заведующего порядком чтения и пения в церкви согласно с церковным уставом), головщика (опытного певчего, обладавшего хорошим голосом), чтеца, канонарха), приставническое (постоянного «дежурства» при св.мощах), неусыпного чтения псалтыри в церквях, чтения (и ведения записей) поминальных синодиков (куда вписывались имена благотворителей обители), свечное (контроль за возжиганием лампад, порядком на подсвечниках и уборкой церкви) и звонарное.

К административным послушаниям относились все должности членов Учрежденного Собора, начиная с настоятеля и кончая духовником, которые занимались общим контролем жизни монастыря. Помимо прочих к административным послушаниям относились должности «строителей» всех скитов и «смотрителей» подворий, эконом, келарь, делопроизводитель Учрежденного Собора, заведующие монастырскими больницей, библиотекой, училищами, магазинами, постройкой зданий и расходческими складами, монастырской почтой, ответственные за монастырские закупки в Архангельске и «на Мурманском берегу», письмоводители канцелярии Учрежденного Собора, ревизор монастырских делопроизводственных книг, нарядчики по монастырским работам.

Послушания преподавательские и наставнические «по училищу» включали в себя должности наблюдателя училищ, преподавателей богословских (катехизис, Ветхий и Новый завет, догматика, Закон Божий) и общеобразовательных дисциплин (русский язык, литература), а так же пения, наставников в «живописной школе».

Самой обширной категорией послушаний были послушания трудовые. Рассмотрим их по изложенному выше принципу, разделив на 4 подкатегории - производственные, хозяйственные, обслуживающие и специальные.

Больше всего монахов трудилось в различных монастырских мастерских и заводах и прочих учреждениях. По спискам 1913 года в монастыре можно насчитать три завода (кирпичный, лесопильный и свечной), и более двадцати мастерских (хлебопекарная, ризошвейная, сетевязная, иконописная, иконостасная, кресторезная, живописная, литографическая, бондарная, слесарная, карбасная, такелажная, экипажная, колесная, санная, ложкорезная, каменотесная, позолотная и серебряная, смолокуренная, кожевенная, салотопная, переплетная, чеботарная (обувная), кузнечная, литейная. К этому можно прибавить квасную и просфорню. Во всех этих организациях работали монахи и послушники - кто-то простым работником, а кто-то старостой (заведующим) или его помощником.

Обсуждая трудовые послушания, имеет смысл еще раз обратиться к информации о том, какое количество монахов-священнослужителей было занято (помимо богослужебных, административных и пр.) на трудовых послушаниях.

В списках до 1886 года формуляр как таковой не содержит информации о трудовых послушаниях священнослужителей.

В списках 1886 года упоминаются 5 иеродиаконов, занятых на различных трудовых послушаниях: иеродиакон Давид (Кошкин) занимался «изготовлением восковых свечей», Михаил (Кальянов) состоял старшиной при спасательном боте, Кирилл (Полежаев) делал «глиничную посуду», Никанор (Савватиев) заведовал малярной мастерской, Варух (Фоминых) отвечал за всю монастырскую медную и оловянную посуду.

В 1895 году на трудовых послушаниях были заняты 4 священнослужителя - один иеромонах (заведовавший гончарной мастерской) и три иеродиакона.

В последних списках количество занятых на трудовых послушаниях священнослужителей значительно возрастает: в 1903 году уже 6 иеромонахов и 4 иеродиакона состояли старостами и заведующими монастырскими мастерскими, а в 1913 таковых 6 и 3 соответственно (можно предположить, что их было и больше, т.к многие участники смуты были в тот момент были сняты с обычных послушаний и направлены в скиты на исправление). Указанная статистика еще раз подтверждает некоторую предвзятость оценок положения монастырского духовенства в среде братии Соловецкой обители, которые мы встречаем в воспоминаниях некоторых современников (в частности - у П.Ф. Федорова).

Монастырское хозяйство так же давало работу большому количеству братии: многие занимались ловлей рыбы, «морских зверей» (звероловное послушание), многие трудились на монастырских огородах, покосах, скотном дворе и конюшне, молочной и птицеферме. Необходимые ежедневные работы выполняли монахи на строительных, малярных, плотницких, обойных, печных, портных, или просто «разных» послушаниях.

Также можно насчитать большое количество обслуживающих послушаний, т.е направленных на обеспечение жизни братии. К таким послушаниям можно отнести келейное (при келиях настоятеля, казначея, наместника), поварское, трапезное, караульное, снабженческое («расходническое»), портомойное, «прачешное», фельдшерское, а также послушания банщика, монастырского будильщика, амбарного, рухлядного, могильщика. Также в эту категорию входили послушания, отвечающие за водное и наземное передвижение: на море - шкипер, штурман, машинист (или его помощник), перевозчик с Большого Соловецкого острова на Анзерский; на земле - кучера и управляющие «древовозками» и т.д.

Достаточно много в списках встречается и «уникальных» послушаний, которые возникали либо очень редко, либо вообще в единичных случаях.

Так, 1870 году иеромонах Митрофан (Назарьев), вместе с монахом Маркианом (Нечаевым) были назначены в состав членов комиссии по восстановлению Крестного монастыря, разрушенного англичанами во время Крымской войны (выполняли эту обязанность в течении года, с мая 1870 по июнь 1871). В списке за тот же 1875 год упоминается послушник Иван Якобсон, исполнявший послушание «при складе пожарных инструментов» - ни разу не упомянутом ни прежде ни после этого. Послушник Петр Новосельцев (по спискам 1886) года состоял в «заведывании керосином», а Федот Евланов заведовал «скитом на Заяицком острове». В 1895 году сообщается о послушнике Михаиле Васильеве, заведовавшем метеорологической станцией (построенной при архимандрите Мелетии в начале 80-х гг.).

О иеродиаконе Серапионе (Распопове) в списках 1903 года сообщается: «летом 1903 находился в командировке для удовлетворения церковно-религиозных потребностей русских промышленников на севере и просвещения язычников - самоедов и раскольников на Югорском шаре» В списках послушников за тот же год отмечен Тимофей Дьяков, проходивший «послушание при душевнобольном монахе Силуане» (о котором читаем, что после обследования «в Архангельской городской больнице признан врачами страждущим неизлечимо полным идиотизмом»)

Отдельный интерес представляют упоминания в списках о нескольких представителях монашествующей братии, выполнявших очень серьезные и крупномасштабные послушания, о которых сообщается даже в воспоминаниях современников. Послушник Федор (впоследствии - монах Феоктист) (Соснин) был основным руководителем постройки каменной дамбы, соединившей Соловецкий остров с Большой Муксалмой. «История» скупо отмечает, что «Устройство постояннаго сообщения с Муксольмским островом, где содержится монастырский рогатый скот, устранило многия затруднения по доставке в монастырь молочных продуктов», тогда как в воспоминаниях современников встречаем куда более яркие отзывы: «только с такими работниками и можно было совершать подобные чудеса строительного дела, как, например, постройка монастырских стен или засыпка валунами морского пролива, чтобы соединить Соловецкий остров с Муксаломским, где теперь устроен обширный скотный двор; только соловецкие монахи могли совершить эти - воистину работы гигантов».

Упомянутый в списках 1913 года монах Иринарх (Мишнев), исполнявший послушание руководства «работами по очистке старых и прорытию новых каналов между внутренними озерами Соловецкого острова и Св. озером при монастыре», продолжавший таким образом дело, начатое еще святителем Филиппом (Колычевым), очень высоко оценивался монастырским начальством - «очень хороших качеств, предан своему делу»

Капитан первого монастырского парохода «Вера», которого так красочно описал в воспоминаниях Немирович-Данченко: «Небольшого роста, весь как - будто состоящий из нервов и жил, он ни на одну минуту не оставался в бездействии: то он сбегал вниз и сам поворачивал его, избегая переносных мелей, то опять зорко оглядывал окрестности, командуя экипажу. Белая парусинная ряса во все стороны развивалась ветром, черный клобук торчал на затылке, длинные каштановые волосы обрамливали еще молодое, но серьезное и умное лицо, все черты которого обнаруживали мужество, силу и сметливость» - не кто иной, как иеродиакон Иона (Падорин), описание которого мы находим в списках монашествующих 1875 года (т.е через два года после посещения монастыря Немировичем - Данченко). Как сообщается, он окончил Кемское шкиперское училище, получил «шкиперское свидетельство и бессрочый паспорт от губернатора» В монастыре он действительно проходил послушание капитана (шкипера) указанного парохода.

Особой характеристики настоятеля был удостоен послушник Василий Рыболовлев, проходивший в 1913 году послушание «при разработке болот под сенокосные луга» - «примерный послушник, дорогой для обители труженик». Вероятно это действительно был человек имевший большой «вес», т.к данная формулировка совпадает с оценкой благочинного монастыря игумена Паисия (Пихина).

Определив категории послушаний, перейдем к числовому соотношению основных категорий и проследим динамику изменений за период (Табл.13).


Таблица №13

 

Сделаем некоторые уточнения. Во-первых, данные графика содержат информацию и по монахам и по послушникам, т.к. все они выполняли одни и те же послушания (кроме тех, которые могли исполняться лицами только духовного звания). Во-вторых - в статистику не входят послушания священнослужителей (богослужебная череда), т.к. в списках до 1886 года эти богослужебные послушания не указываются и введение их в общий обзор могло бы значительно исказить общую картину.

Если подсчитать общую численность людей, исполнявших любые послушания - она не совпадет с общей численностью монашествующей братии, т.к. помимо многих иеромнахов и иеродиаконов, исполнявших только богослужебную череду (и поэтому отсутствующих - по указанной выше причине), данная статистика не включает большинства «почисленных за штат» (как не несущих никакого послушания «по слабости здоровья») и тех, для кого в списках никакого послушания не указывалось вообще (это в среднем 2-3 процента от числа указанных в списках монашествующих).

В списках начала ХХ века мы видим достаточно частые случаи совмещения церковных и трудовых должностей среди монахов и послушников - в таких случаях в статистику вносились оба послушания.

Обратимся к показателям графической диаграммы.

За прошедшие 50 лет в обители стабильно растет количество монашествующих, исполнявших церковные послушания - в 1913 году их количество вдвое выше аналогичного показателя 1865 года. Это вполне логично соотносится с общим увеличением численности братии во-первых, и появлением новых скитов, где также необходимы были услуги церковнослужителей.

Численность людей, занятых на административных и административно- хозяйственных стабильно находится в диапазоне от 30 до 40 с небольшим человек (исключение составляет лишь 1886 год, когда этот показатель заметно ниже).

Монахи и послушники, занятые на преподавательских послушаниях в монастыре были достаточно редки вплоть до начала ХХ столетия, когда в монастыре отмечается резкое повышение интереса к учению - соответственно, резко возросло и количество учителей. Многие из них сами были выпускниками Соловецкого училища.

Относительно самой большой категории - занятых на трудовых послушаниях - складывается достаточно четкая картина. Показатель процентного соотношения этой категории по отношению к другим постоянно растет. Небольшой числовой «провал» показателей 1886 и 1895 гг. связан с меньшей численностью монашествующих по сравнению с 1875 годом (223 и 263 человека соответственно против 291 человека в 1875).

Подводя итог обзору структуры системы послушаний Соловецкого монастыря необходимо отметить, что с 1865 по 1913 год более всего усложнилась структура трудовых послушаний. Появлялись новые мастерские и заводы (если в списках 1865 года упоминаются лишь 15 мастерских и 1 завод, то в 1913 - 24 мастерские и 3 завода), которые требовали новых людей. С 1886 года в списках появляется информация о старостах (т.е опытных в своем деле работниках, заведовавших мастерскими). К 1913 году общее количество таких ответственных работников составляло уже около 30 человек. Множество новых хозяйственных должностей помогали работе монастырских эконома и келаря.

Все остальные категории послушаний также претерпевали изменения, усложнялись, однако все же в меньшей степени.

Появились новые административные послушания - заведующих почтовой частью, ведением разнообразных делопроизводственных книг монастыря, делопроизводителей отдельных отраслей (казначейства, ризницы), бухгалтеров. «По училищу» появились послушания заведующего собственной, отделенной от монастырской, библиотекой и всем училищем в целом. Церковные послушания претерпели скорее количественные, нежели качественные изменения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.012 с.)