Огнетушащие средства химического торможения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Огнетушащие средства химического торможения



Сущность прекращения горения химическим торможением реакции горения заключается в том, что в воздух горящего помещения или непосредственно в зону горения вводятся такие огнетушащие вещества, которые вступают во взаимодействие с активными центрами реакции окисления, образуют с ними либо негорючие, либо менее активные соединения, обрывая тем самым цепную реакцию горения.

Хладоны – товарное наименование галогеноуглеводородов – особо активные вещества, оказывающие ингибирующее действие, т. е. тормозящие химическую реакцию горения. Наиболее широкое применение нашли составы на основе брома и фтора (ранее назывались фреонами).

Галоидоуглеводороды эффективно подавляют горение газообразных, жидких, твердых горючих материалов при любых видах пожаров.

Наиболее эффективно хладоны тормозят горение органических веществ. Хладоны неприемлемы для тушения металлов, многих металлоорганических соединений, некоторых гидридов металлов, а также тогда, когда окислителем при пожаре является не кислород, а другие вещества (например, галогены, оксиды азота).
По эффективности они превышают инертные газы в 10 и более раз.

Бромистый метилен СН2Вr2 – жидкость плотностью
1732 кг/м3, плотность по воздуху примерно 60; температура замерзания –52,5 °С, температура кипения +98 °С, из 1 л жидкости получается около 350 л пара. Он хорошо смешивается с бромистым этилом и растворяет углекислоту.

Бромистый этил С2Н5Вr – ЛВЖ с характерным запахом; плотность 1455,5 кг/м3, плотность по воздуху примерно 4; температура замерзания –199 °С, температура кипения +38,4 °С. Из 1 л жидкости при испарении получается 400 л пара, плохорастворим
в воде и образует с ней эмульсию.

Отрицательные свойства бромистого этила:

– обладает высокими коррозионными свойствами, особенно по отношению к алюминиевым сплавам;

– токсичен;

– при объемной доле 6,5…11,3 % в воздухе способен воспламеняться от мощного источника зажигания, поэтому в чистом виде не применяется, однако из-за высоких огнетушащих свойств входит как основной компонент в огнетушащие составы (3,5; 4НД; БФ 1 и 2БМ).

Положительные свойства бромистого этила:

– неэлектропроводен; составы на его основе можно использовать для тушения электроустановок, находящихся под напряжением;

– обладает высокой смачивающей способностью; составы
на его основе можно использовать для тушения древесины, хлопка и других волокнистых материалов;

– имеет низкую температуру замерзания; составы на его основе можно использовать для тушения пожаров в условиях низких температур.

Тетрафтордибромэтан С2F4Br2 (ГОСТ 15899–93) – трудногорючая жидкость плотностью 2175 кг/м3, температура замерзания –112 °С, температура кипения +46,4 °С, из 1 л жидкости образуется 254 л пара, который почти в 9 раз тяжелее воздуха (плотность по воздуху 8,96), токсичность и коррозионные свойства его паров значительно ниже, чем у паров бромистого этила. Однако он способствует разрушению озонового слоя стратосферы, поэтому его применение ограничено или вообще запрещено.

Огнетушащие составы на основе галоидированных углеводородов:

состав 3,5 состоит из 70 % бромистого этила и 30 % диоксида углерода СО2 (жидкость). Он в 3,5 раза эффективнее диоксида углерода (отсюда и название). При тушении состав выбрасывается из насадки в виде распыленной жидкости, которая быстро испаряется. На открытых пожарах струя подается в зону горения на поверхность горящего материала; при тушении внутренних пожаров – в объем помещения. При нормальных условиях из 1 кг состава
3,5 образуется 144 л бромистого этила и 153 л диоксида углерода;

состав ТФ (хладон или фреон 114В2) по принятой номенклатуре обозначают следующим образом: первая цифра – число атомов углерода минус единица, вторая – число атомов водорода плюс единица, третья – число атомов фтора. Бром или йод обозначают буквой Б и цифрой, обозначающей число атомов брома или йода, состоит из 100 % тетрафтордибромэтана. Он в 10 раз эффективней диоксида углерода и в 20 раз эффективней водяного пара.

Хладоны способствуют разрушению озонового слоя стратосферы, поэтому их применение ограничено или вообще запрещено.

Химическое торможение реакции горения применяется достаточно редко, в основном в тех случаях, когда другие способы неэффективны или способствуют развитию реакции горения.

 

 

Задания для самостоятельной работы

1. Проработать материалы лекций, рекомендуемые источники (см. прил. 2) и рекомендуемую литературу [1, 2, 5, 6, 9, 12] с целью изучения материала по теме занятия.

2. Подготовить краткий конспект по теме занятия по вопросам для подготовки к практическому занятию.

3. Оформить титульный лист для отчета.

 

Вопросы для подготовки к практическому занятию

1. Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО): понятие, классификация по взрывопожарной и пожарной опасности.

2. Физико-химические основы процесса горения.

2.1. Горение. Разновидности (виды) горения. Условия прекращения горения.

2.2. Пожарная опасность веществ и материалов. Показатели пожаровзрывоопасности и пожарной опасности веществ и материалов.

3. Общая характеристика пожаров и взрывов.

3.1. Пожары и их классификация.

3.2. Причины возникновения пожаров.

3.3. Распространение пожара. Параметры, характеризующие пожар. Стадии развития пожара.

3.4. Опасные факторы пожаров и сопутствующие проявления опасных факторов пожара. Зоны горения. Зоны поражения при авариях на ПВОО.

3.5. Последствия пожаров на ПВОО.

3.6. Взрывы. Виды взрывов.

3.7. Возможные причины взрывов.

3.8. Факторы, характеризующие опасность взрыва. Опасные
и вредные факторы, воздействующие на работающих в результате взрыва.

3.9. Последствия взрывов на ПВОО.

4. Меры противопожарной защиты.

4.1. Пассивные меры противопожарной защиты: архитектурно-планировочные мероприятия (зонирование территории, противопожарные разрывы между зданиями) и конструктивные меры (противопожарные стены, противопожарные зоны, противопожарные перекрытия, легкосбрасываемые конструкции, огнепреградители, системы противодымной защиты зданий).

4.2. Активные меры противопожарной защиты: тушение пожара. Огнетушащие вещества: классификация, свойства и особенности применения; пожарная техника (пожарная сигнализация, связь и оповещение установки пожаротушения, первичные средства пожаротушения).

5. Предупреждение возникновения пожаров и взрывов.

6. Правила поведения при пожаре. Правила приведения порошковых и углекислотных огнетушителей в рабочее состояние.

7. Действия персонала объектов и населения при пожаре
и взрыве.

8. Ликвидация последствий аварий на пожаровзрывоопасных объектах.

Порядок выполнения

1. Обсудить теоретические вопросы по теме занятия, рекомендованные для подготовки к практической работе.

2. Письменно выполнить задания 1-6, используя материалы лекций, конспекты. Правильные утверждения отметить значком «V».

Задание 1. Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО): понятие, классификация по взрывопожарной и пожарной опасности.

1.1. Перечислите объекты категорий ПВОО по потенциальной опасности:

а) категория «А»: ______________________________________

б) категория «Б»: ______________________________________

в) категория «В»_______________________________________

г) категория «Г»: ______________________________________

д) категория «Д»: _____________________________________

1.2. Чем отличаются пожароопасные объекты от пожаровзрывоопасных? ____________________________________________

Задание 2. Физико-химические основы процесса горения.

2.1. Дать определения понятиям и привести примеры:

 

Номер варианта Наименование понятия Определение понятия Пример

1

1. Окислитель    
2. Полное сгорание    
3. Гомогенное горение    

2

1. Источник зажигания    
2. Неполное сгорание    
3. Гетерогенное горение    

 

2.2. На какие виды подразделяется горение в зависимости
от скорости распространения пламени? Продолжить фразы:

Вариант 1

1. Скорость распространения пламени сотни метров в секунду – это…

2. Скорость распространения пламени тысячи метров в секунду – это…

 

Вариант 2

1. Скорость распространения пламени несколько метров в секунду – это…

2. Скорость распространения пламени до нескольких сантиметров в секунду – это…

 

2.3. Установить соответствие между понятиями видов горения и их определениями в таблице:

 

Определение понятия

вида горения

Вспы-шка Возгорание Воспламенение Самовозгорание Самовоспламенение
1 2 3 4 5
1. Самовозгорание, сопровождающееся появлением пламени          
2. Быстрое сгорание горячей смеси без образования сжатых газов          
3. Возгорание, сопровождающееся появлением пламени          
4. Возникновение горения под действием источника зажигания          
5. Явление резкого увеличения скорости экзотермических реакций в веществе, приводящее к возникновению горения при отсутствии источника зажигания          

 

2.4. Выбрать показатели, необходимые для оценки пожаро-взрывоопасности и пожарной опасности веществ и материалов в зависимости от их агрегатного состояния, из предложенного множества:

 


 

Вариант 1

1. Температура вспышки, температура тления, размер частиц, линейная скорость распространения пламени, верхний концентрационный предел воспламенения, нижний температурный предел воспламенения, температура ограждающих поверхностей

 

Вариант 2

1. Индекс распространения пламени, плотность, температура воспламенения, температура самовоспламенения, максимальная скорость распространения пламени, удельная массовая скорость выгорания, атмосферное давление, температура окружающей среды, нижний концентрационный предел воспламенения, верхний температурный предел воспламенения

 

2.5. Какие из перечисленных воспламеняющихся жидкостей относятся к легковоспламеняющимся, а какие – к горючим:

 

Наименование воспламеняющейся жидкости Температура вспышки, °С Легковоспламеняющиеся жидкости Горючие жидкости
Ацетон – 18    
Бензин – 39    
Эфир – 43    
Авиакеросин ТС-1 28    
Уайт-спирит Не ниже 33    
Формалин 64…85    

Задание 3. Пожары и взрывы.

3.1. Установить соответствие между характеристикой класса пожара и классом пожара:

 

Характеристика класса пожара

Класс пожара

A B C D E F
1 2 3 4 5 6
1. Горение твердых веществ            
2. Горение жидких веществ            
3. Горение газообразных веществ            
4. Горение металлов            
5. Горение объектов, находящихся под напряжением            
6. Горение ядерных материалов, радиоактивных отходов и радиоактивных веществ            

3.2. Выбрать правильные ответы из представленного перечня факторов и проявлений:

 

Номер варианта Показатель Факторы и проявления
1   Опасные факторы пожара

Тепловой поток, осколки зданий, пламя открытое, вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, повышение температуры окружающей среды, опасные факторы взрыва, происходящего вследствие пожара, повышение концентрации кислорода, воздействие огнетушащих веществ, снижение видимости в дыму

2 Сопутствующие проявления опасных факторов

 

3.3. Перечислить последствия и вторичные последствия пожаров и взрывов:

 

Номер варианта Показатель Перечень последствий

1

Последствия пожаров  
Вторичные последствия взрыва  

2

Последствия взрывов  
Вторичные последствия пожаров  

Задание 4. Огнетушащие вещества.

4.1. Установить соответствие между наименованием огнетушащего вещества и группой огнетушащего вещества:

 

Наименование
огнетушащего вещества

Группа огнетушащего вещества

ОТВ охлаждающего действия ОТВ разбавляющего действия ОТВ изолирующего действия ОТВ ингибирующего действия
1. Твердый диоксид углерода        
2. Химическая пена        
3. Бромистый этил        
4. Графит        
5. Дымовые газы        
6. Диоксид углерода        
7. Водные растворы солей        
8. Водяной пар        
9. Воздушно механическая пена        
10. Песок        
11. Аргон        
12. Тонкораспыленная вода        
13. Состав 3,5        
14. Азот        
15. Раствор воды со смачивателем        

 

4.2. Установить соответствие между наименованием огнетушащего вещества и классом пожарной нагрузки (классом пожара):

 

Наименование огнетушащего
вещества

Класс пожарной нагрузки

A B C D E
1. Диоксид углерода          
2. Вода (для охлаждения)          
3. Хладоны          
4. Азот          
5. Порошок ПС          
6. Аргон          
7. Распыленная вода (d < 100 мл)          
8. Аэрозоли          
9. Все виды пен          
10. Составы на основе галогеноуглеводородов          

 

4.3. Выбрать правильные ответы из представленного перечня свойств воды:

 

Номер варианта Свойства воды Наименование факторов и проявлений
1   Положительные

Низкая теплопроводность, малая вязкость воды, электропроводность, высокая температура замерзания, большая плотность, малая вязкость и несжимаемость воды, высокая термическая стойкость, высокое поверхностное натяжение, большая теплоемкость и высокая теплота парообразования

2 Отрицательные  

4.4. Перечислить достоинства или недостатки огнетушащих порошков:

 

Номер варианта Наименование показателя Перечень достоинств или недостатков огнетушащих порошков
1 Достоинства огнетушащих порошков  
2 Недостатки огнетушащих порошков  

Задание 5. Противопожарная защита.

5.1. Выбрать из предложенного списка меры активной или пассивной противопожарной защиты:

 

Номер варианта Наименование показателя Меры противопожарной защиты
1     Меры активной противопожарной защиты

Противопожарные разрывы, пожарный щит, электрическая пожарная сигнализация, войлок, системы противодымной защиты зданий, ящик с песком, системы автоматического пожаротушения, огнепреградители, снабжение помещений огнетушителями, создание незадымляемых лестниц, асбестовое полотно, автоматическая пожарная сигнализация, распашные ворота, автоматические установки пожаротушения, кошма

2 Меры пассивной противопожарной защиты    

 

5.2. Выбрать из предложенного списка первичные средства пожаротушения: переносные огнетушители, асбестовое полотно, огнепреградители, дренчерная установка пожаротушения, пожарные шкафы, пожарные краны, пожарные стенды, кошма, пожарные ведра, спринклерные установки пожаротушения, бочки для воды, генераторные огнетушители аэрозольные переносные, ящики для песка или порошковых составов, войлок, передвижные огнетушители, извещатели.

5.3. Установить соответствие между наименованием огнетушителя по виду применяемого огнетушащего вещества и аббревиатурой огнетушителя:


 

 

Наименование огнетушителя по виду применяемого огнетушащего вещества ОХП ОВП ОУ ОХ ОП ОВ
Водные            
Химические пенные            
Воздушно-пенные            
Хладоновые            
Углекислотные            
Порошковые            

 

5.4. Заполнить таблицу:

 

Марка

огнетушителя

Технические характеристики огнетушителя (масса заряда, время действия или выхода огнетушащего средства, огнетушащая способность) Область применения огнетушителя Условия хранения огнетушителя

Номер варианта

1

ОВП-4(з)      
ОУ-3      
ОП-5(з)      

2

ОВП-8(з)      
ОУ-5      
ОП-4(г)      

 

5.5. Расшифровать условные обозначения огнетушителей:

Вариант 1

а) ОВ(т)–35(б) – АВ

б) ОП–35(г) – ВСЕ

 

Вариант 2

а) ОУ–15 – ВСЕ

б) ОП–35(б) – АВСЕ – 03

 

5.6. Записать алгоритм приведения порошковых и углекислотных огнетушителей в рабочее состояние при возникновении пожара:

Вариант 1. ОУ–3

Вариант 2. ОП–5(з)


Задание 6. Анализ пожара.

В соответствии с вариантом задания и используя исходные данные в нижеприведенной таблице:

– установить класс пожара;

– определить способ тушения пожара;

– выбрать первичные средства тушения;

– проанализировать возможные последствия пожара;

– предложить мероприятия по предупреждению пожара или рекомендации по ликвидации последствий пожара.

 

№ варианта Вид возгорания
1 Возгорание бензина на автозаправочной станции
2 Пожар в электрощитовой
3 Взрыв газового кислородного баллона на складе
4 Пожар в офисе, горение мебели

Форма отчетности: отчет по практической работе на листах формата А4 в рукописной форме; конспект по вопросам для подготовки к практическому занятию на листах формата А4.

 

 

Контрольные вопросы

1. В чем отличие процесса самовоспламенения от процесса возгорания?

2. Как называются воспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее 61 °С?

3. В каких случаях нельзя использовать воду при тушении пожаров?

4. Для чего используется классификация пожаров по виду горючего материала?

5. Для чего используется классификация пожаров по сложности тушения?

6. Почему твердым диоксидом углерода можно тушить материалы, портящиеся от воздействия влаги?

7. В чем заключается механизм прекращения горения при введении разбавляющих огнетушащих веществ в помещение, в котором происходит пожар?

8. Каково минимальное содержание кислорода в воздухе (в %), при котором прекращается горение металлов?

9. Какое огнетушащее вещество применяют для тушения магния, лития, алюминия, циркония?

10. Что является основой для химической пены?

11. Что является основой для воздушно-механической пены?

12. Перечислите, от чего зависят изолирующие свойства пены.

13. Чем измеряется стойкость пены?

14. Почему при порошковом тушении возникает необходимость применения других огнетушащих веществ?

15. Раствор какого материала используют для создания огнестойких полос вдоль дорог, лесов, стоянок и пр.?

16. Какие огнетушащие вещества наиболее эффективно тормозят горение органических веществ?

17. Какое огнетушащее вещество можно использовать для огнетушащих составов, используемых для тушения пожаров в условиях низких температур?

18. Для чего предназначены пассивные меры противопожарной защиты?

19. В чем заключаются архитектурно-планировочные решения?

20. Какие конструктивные мероприятия служат для ограничения распространения пожара внутри здания?

21. Как называют устройства, препятствующие распространению пламени?

22. Какие конструкции можно использовать в качестве легкосбрасываемых?

23. Что предпринимают для снижения задымления здания при пожаре?

24. В течение какого времени осуществляется извещение о пожаре при использовании электрической пожарной сигнализации?

25. Какие сигналы приводятся в действие при повышении температуры до определенного предела при использовании автоматической пожарной сигнализации?

26. Как подразделяются автоматические установки пожаротушения в зависимости от вида огнетушащего средства?

27. Из чего состоит заряд химических пенных огнетушителей? Чем отличается заряд ОХП-10 и ОХВП-10?

28. Какой из огнетушителей нужно переворачивать горловиной вниз при тушении пожара: ОВП или ОХП?

29. Какие огнетушители нельзя применять для тушения электроустановок под напряжением, а также щелочных металлов?

30. Почему нельзя дотрагиваться до металлического раструба углекислотного огнетушителя при выпуске из него огнетушащего вещества или держать раструб незащищенной рукой?

31. Какие огнетушители можно использовать без причинения дополнительного ущерба материальным ценностям и почему (два вида как минимум)?

32. Что означают цифры в аббревиатуре углекислотных огнетушителей: ОУ-1, ОУ-2, ОУ-3, ОУ-5?

33. Почему углекислотно-бромэтиловые огнетушители используются для тушения загораний автотранспорта?

34. Что означают буквы в скобках у порошковых огнетушителей: ОП-1(з), ОП-4(г)?

35. Какие огнетушители не пригодны для тушения загораний щелочных и щелочноземельных металлов и других материалов, горение которых может происходить без доступа воздуха?

36. Какие огнетушители предназначены для тушения различных веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха?

37. По какой причине воду нельзя применять для тушения нефтепродуктов?

38. Какие вещества используют в качестве рабочих газов для вытеснения огнетушащего состава (порошка) в порошковых огнетушителях?

39. Что необходимо сделать в случае засорения спрыска пенного или порошкового огнетушителя при тушении пожара?

40. Каковы условия хранения порошковых огнетушителей?

41. При наличии нужного количества людей эффективнее использовать сразу несколько огнетушителей или лучше использовать их по очереди?

42. Каким образом тушат горящие вертикальные поверхности?

43. От чего зависит выбор огнетушащих средств?

44. Чем оборудуются пожарные краны и где они размещаются? Что включает надпись на месте размещения пожарного крана?

45. Какова вместимость ящиков для хранения песка?

46. Где хранится асбестовое полотно и как часто производится проверка состояния готовности к действию?

47. Что указывается на дверце пожарного шкафа?

48. Для чего к воде, используемой в качестве огнетушащего вещества, добавляют поверхностно-активные вещества-смачи-ватели (пенообразователя, сульфонола, эмульгаторов)? Что позволяет уменьшить применение таких растворов?

Контрольные задания
(выбрать правильный вариант ответа)

Задание 1. Пожаровзрывоопасные объекты по своей потенциальной опасности подразделяются на … категории.

а) две;

б) три;

в) четыре;

г) пять.

Задание 2. Нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия, склады нефтепродуктов по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности относятся к категории:

а) А;

б) Б;

в) В;

г) Г.

Задание 3. Лесопильные, деревообрабатывающие, столярные, мебельные, лесотарные предприятия по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности относятся к категории:

а) А;

б) Б;

в) В;

г) Г.

Задание 4. По пожаровзрывоопасности к категории «В» относят:

а) химические предприятия;

б) цеха по производству сахарной пудры;

в) мукомольные мельницы;

г) деревообрабатывающие предприятия.

Задание 5. Объекты, на которых пожары приводят к наиболее тяжелым последствиям:

а) нефтегазовой промышленности;

б) мясокомбинаты;

в) химической промышленности;

г) металлургические производства.

Задание 6. Сложный физико-химический процесс превращения горючих веществ и материалов в продукты сгорания, сопровождающийся интенсивным выделением тепла, дыма и световым излучением:

а) пожар;

б) воспламенение;

в) пламя;

г) горение.

Задание 7. Вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и/или способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции:

а) окисляющие;

б) горючие;

в) взрывчатые;

г) воспламеняющиеся.

Задание 8. Вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов:

а) взрывчатые;

б) окисляющие;

в) горючие;

г) воспламеняющиеся.

Задание 9. Жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, называются … веществами.

а) горючими;

б) взрывчатыми;

в) окисляющими;

г) воспламеняющимися.

Задание 10. Горючие строительные материалы подразделяются на … группы.

а) две;

б) три;

в) четыре;

г) пять.

Задание 11. По горючести строительные материалы подразделяются на … группы.

а) две;

б) три;

в) четыре.

Задание 12. Строительные материалы относятся к негорючим при следующих значениях параметров горючести: прирост температуры не более … °C; потеря масс образца не более … %; продолжительность устойчивого пламенного горения не более … с.

а) 60; 50; 30;

б) 50; 70; 20;

в) 50; 50; 10.

Задание 13. Если окислителем при пожаре являются галогены или оксиды азота, то … нельзя использовать в качестве огнетушащего вещества.

а) воду;

б) хладоны;

в) диоксид углерода.

Задание 14. Кратность химической пены:

а) не более 10;

б) не более 2;

в) не более 5;

г) не более 3.

Задание 15. Процесс горения протекает при условии наличия:

а) горючего вещества и восстановителя;

б) возможности для теплообмена;

в) горючего вещества, окислителя и источника воспламенения.

Задание 16. Состав углекислотно-бромэтиловых огнетушителей:

а) бромистый этил 97 % и жидкая углекислота 3 %;

б) бромистый этил 97 %, жидкая углекислота 3 %, пенообразователь 0,5 %;

в) бромистый метил 3 % и жидкая углекислота 97 %.

Задание 17. Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства:

а) воспламенением;

б) возгоранием;

в) пожаром;

г) пламенем.

Задание 18. Одновременное интенсивное горение преобладающего количества зданий и сооружений на данном участке застройки, делающее невозможным передвижение людей и техники без средств защиты от теплового излучения, называется … пожаром.

а) сплошным;

б) отдельным;

в) катастрофическим;

г) глобальным.

Задание 19. К опасным поражающим факторам пожара относятся:

а) повышенная температура окружающей среды (70 °С);

б) осколочные поля;

в) падающие конструкции;

г) воздушная ударная волна.

Задание 20. Наиболее опасные поражающие факторы пожара для человека:

а) тепловой поток;

б) содержание оксида углерода (0,1 % об.);

в) пониженная концентрация кислорода (менее 17 % об.);

г) снижение видимости в дыму.

Задание 21. Основная причина гибели людей в пожаре:

а) воздействие токсичных продуктов горения;

б) непосредственное действие огня;

в) дистанционное воздействие высоких температур;

г) взрывы.

Задание 22. Зона … – это та часть площади пожара, в которой тепловое воздействие приводит к заметному изменению состояния материалов и конструкций и где невозможно пребывание людей без специальной тепловой защиты.

а) теплового воздействия;

б) горения;

в) задымления;

г) опасности.

Задание 23. Зона … – это часть площади пожара, заполненная дымовыми газами в концентрациях, угрожающих жизни
и здоровью людей или затрудняющих действия пожарных подразделений.

а) теплового воздействия;

б) задымления;

в) горения;

г) опасности.

Задание 24. Процесс выделения энергии за короткий промежуток времени, связанный с мгновенным физико-химическим изменением состояния вещества, приводящим к возникновению скачка давления или ударной волны, сопровождающийся образованием сжатых газов или паров, способных производить работу:

а) горение;

б) разряд;

в) пламя;

г) взрыв.

Задание 25. Что НЕ относится к первичным средствам пожаротушения:

а) переносные и передвижные огнетушители;

б) огнепреградители;

в) пожарные краны и средства обеспечения их использования;

г) кошма.

Задание 26. Для приведения в действие огнетушителя ОХП-10 необходимо:

а) поднести огнетушитель к очагу пожара, перевернуть вверх дном, не трогая рукоятку, встряхнуть и направить струю на очаг загорания;

б) поднести огнетушитель к очагу пожара, поднять рукоятку до отказа на 180 °С, не переворачивая его вверх дном, встряхнуть и направить струю на очаг загорания;

в) поднести огнетушитель к очагу пожара, прочистить спрыск (отверстие), поднять рукоятку до отказа на 180 °С, перевернуть вверх дном, встряхнуть и направить струю на очаг загорания.

Задание 27. Для приведения в действие огнетушителя ОУ необходимо:

а) сорвать пломбу и выдернуть чеку, направить раструб
на пламя и нажать на рычаг;

б) нажать на рычаг, взяться за раструб рукой, направить
на пламя и придерживать до прекращения горения;

в) прочистить раструб, нажать на рычаг и направить на пламя.

Задание 28. При работе с углекислотным огнетушителем ОУ не разрешается…

а) при тушении электроустановок подводить раструб ближе, чем на пять метров к пламени;

б) прикасаться к баллону огнетушителя в резиновых перчатках;

в) прикасаться к раструбу руками без защитных перчаток.

Задание 29. Причиной взрывов на промышленных предприятиях может быть:

а) понижение давления в технологическом оборудовании, отсутствие специальных приборов, указывающих превышение концентрации химических опасных веществ;

б) несвоевременное проведение ремонтных работ, повышение температуры и давления внутри производственного оборудования;

в) отсутствие специальных устройств удаления дыма.

Задание 30. Если на вас загорелась одежда, то вы…

а) побежите и постараетесь сорвать одежду;

б) остановитесь, упадёте и покатитесь, сбивая пламя;

в) завернётесь в одеяло или обмотаетесь плотной тканью.

Задание 31. Последовательность действий при пожаре:

а) немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь, позвонить в пожарную охрану и сообщить о пожаре;

б) попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения, открыть окно для удаления дыма, позвонить в пожарную охрану и сообщить о пожаре;

в) позвонить в пожарную охрану и сообщить о пожаре, попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения.

Задание 32. Во время просмотра телепередачи загорелся телевизор. Ваши дальнейшие действия:

а) взять ведро с водой и залить пламя; если телевизор взорвался и пожар усилился, открыть окно и попытаться сбить пламя или сообщить о возгорании в пожарную охрану;

б) обесточить телевизор или квартиру, накрыть его плотной тканью; если пожар усилился, покинуть помещение, закрыв двери и окна, сообщить о возгорании в пожарную часть;

в) сообщить о пожаре в пожарную часть; если пожар усилился, покинуть помещение, открыв двери и окна.

Практическая работа № 8

ОЦЕНКА ХИМИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ
ПРИ АВАРИЯХ НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

Цель работы: освоение методики прогнозирования масштаба заражения аварийно химически опасными веществами и приобретение навыков оценки химической обстановки при авариях на химически опасных объектах.

Задание

1. Изучить методику прогнозирования масштаба заражения аварийно химически опасными веществами при авариях на химически опасных объектах.

2. Провести оценку химической обстановки при авариях на ХОО по реальным условиям.

Теоретические сведения

Основные понятия и определения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 2441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.245 с.)