Первый этап оперативного контроля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый этап оперативного контроля.



Первый этап оперативного контроля.

Мастер (начальник бюро) ежедневно перед началом работы совместно с общественным инспектором по охране труда (при его отсутствии самостоятельно) проверяет условия труда на рабочих местах и принимает оперативные меры.

Выявленные при проверке нарушения или недостатки записываются в Журнал проверки состояния условий труда с указанием срока устранения и исполнителей.

Если выявленные нарушения и недостатки не могут быть устранены силами бригады, смены, вахты и если они создают явную опасность для работающих или устранение их не входит в компетенцию мастера, то он докладывает об этом руководству цеха и принимает меры по обеспечению безопасности.

Ответственность за осуществление первого этапа оперативного контроля наряду с мастером несет и его непосредственный руководитель – начальник цеха, который организует и обеспечивает устранение выявленных нарушений и недостатков.

Второй этап оперативного контроля.

Начальник цеха (начальник отдела) два раза в месяц совместно с председателем комиссии по охране труда проверяет состояние условий труда на всех производственных объектах и принимает оперативные меры по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Результаты обследования отражаются в Журналах проверки состояния условий труда, устанавливаются сроки устранения выявленных нарушений и недостатков, назначаются ответственные лица за их устранение.

Если то или иное мероприятие невозможно выполнить силами цеха, то начальник цеха ставит об этом в известность руководство предприятия.

Ответственность за проведение второго этапа оперативного контроля и за своевременное и качественное выполнение намеченных мероприятий возлагается на начальника цеха.

Третий этап оперативного контроля.

Руководители предприятия (начальник, его заместители), возглавляя постоянно-действующую комиссию по безопасности труда, не реже одного раза в квартал осуществляют выборочную проверку состояния условий труда в цехах, на участках и объектах.

Результаты проверок отражаются в Журналах состояния условий труда объектов и в необходимых случаях оформляются актом.

Четвертый этап оперативного контроля проводится не реже 1 раза в полугодие на уровне объединения.

Пятый этап оперативного контроля проводится на уровне Министерства.

Основные понятия технического регулирования

Основным нормативным документом, дающим определение и толкование технического регулирования, является Закон «О техническом регулировании». Исходя из определения, данного в этом документе, техническое регулирование подразумевает под собой «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению или оказанию услуг, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

Перечень основных понятий, необходимых для оптимального технического регулирования:

1) аккредитация, представляющая собой официальное признание Госорганом по вопросам аккредитации компетентности юридического или физического лица с возможностью выполнения работы в области оценки соответствия;

2) безопасность товара, процессов производства, хранения, использования, перевозки, реализации и утилизации, под которой подразумевается такое состояние, при котором полностью исключается риск возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу юридических или физических лиц и имуществу муниципальных и Государственных органов, окружающей экологии, а также жизни и здоровью животных и растений;

3) ветеринарно—санитарные и фитосанитарные меры, под которыми подразумеваются обязательные для исполнения процедуры и требования, создаваемые для защиты от рисков, которые возможны при проникновении, распространении и закреплении вредоносных и болезнетворных организмов, заболеваний и их переносчиков, включая случаи их распространения с помощью растений или животных посредством контактирования с товарами, грузами, транспортными средствами и различными материалами, из—за наличия разнообразных добавок, токсинов, других загрязняющих веществ, сорных растений, вредителей, болезнетворных организмов, которые могут находиться в кормах и пищевых продуктах, а также процедуры и требования для защиты от распространения иных возможных вредных организмов;

4) декларирование соответствия, представляющее собой форму подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

5) декларация о соответствии, под которой понимается документ, удостоверяющий соответствие выпускаемого в обращение товара требованиям различных технических регламентов;

6) заявитель, который представляет собой некое физическое или юридическое лицо, осуществляющее подтверждение соответствия в обязательном порядке;

7) знак обращения на рынке, под которым понимается обозначение, служащее для снабжения потребителей информацией о степени соответствия выпускаемого на рынок товара требованиям технических регламентов;

8) знак соответствия, представляющий собой обозначение, служащее для информирования потребителей какого—либо товара на предмет его соответствия требованиям сертификационной системы или национальному стандарту;

9) идентификация продукции, которая подразумевает под собой выявление характеристик тождественности товара его существенным признакам;

10) контроль (надзор) над следованием требований разнообразных технических регламентов, представляющий собой проверку выполнения предпринимателем или юридическим лицом требований технического регламента к выпускаемой продукции, а также к процессам производства, хранения, перевозки, использования, реализации и утилизации, в том числе и принятие адекватных мер по результатам проверки;

11) Международный стандарт, под которым подразумевается стандарт, принятый международной организацией;

12) национальный стандарт, под которым подразумевается стандарт, принятый национальным органом по стандартизации;

13) орган по сертификации, представляющий собой любого предпринимателя или юридическое лицо, получившее аккредитацию по установленным правилам для целей проведения различных работ по сертификации;

14) оценка соответствия, которая представлена в виде прямого или косвенного определения соблюдения требований, предъявляемых к объекту;

15) подтверждение соответствия, которое подразумевает под собой некое документальное удостоверение товара и других объектов и процессов производства, хранения, реализации, использования, утилизации, а также услуг и работ, подтверждающее соответствие стандартам, техническим регламентам, условиям договорных обязательств;

16) продукция как результат деятельности, представленный в материально—вещественном виде, назначение которого состоит в последующем использовании для хозяйственных иных целей;

17) риск как возможность нанесения вреда жизни и здоровью людей, а также различному имуществу, находящемуся в собственности каких—либо юридических или физических лиц либо государственных и муниципальных образований. Сюда же относится нанесение вреда окружающей экологической атмосфере и здоровью или жизни любых животных и растений с оговоркой о тяжести данного вреда;

18) сертификация, представляющая собой форму осуществляемого Госорганом по сертификации документального подтверждения о соответствии данных объектов положениям технических регламентов, стандартов или условиям договоров;

19) сертификат соответствия, представленный в виде документа, удостоверяющего соответствие объекта требованиям стандартов, технических регламентов и условиям договоров;

20) система сертификации, представленная в виде совокупности правил проведения работ по сертификации, определения участников процесса сертификации, а также установление правил работы системы сертификации в целом;

21) стандарт, представляющий собой некий документ, в котором устанавливаются характеристики товара, правила и характеристики процессов его производства, хранения, использования, перевозки, реализации и утилизации. В этот же список входят оказание разнообразных услуг населению и выполнение работ. Кроме того, в стандарт могут быть включены требования, касающиеся упаковки, маркировки, этикеток, терминологии, а также правила по их употреблению;

22) стандартизация как деятельность по выработке тех правил и характеристик, которые могут использоваться множество раз и приводить к упорядочению в области товарооборота и производственной сфере, а также к развитию конкуренции на рынке товаров, работ или услуг;

23) техническое регулирование понимается как правовое регулирование всех отношений по вопросам установления и исполнения тех обязательных для выполнения требований, которые регулируют качество товара, процессы производства данного товара, а также вопросы, связанные с его хранением, реализацией, перевозкой и утилизацией, включая проведение различных работ и услуг населению. Второй областью применения правового регулирования становятся отношения по вопросу оценки соответствия;

24) технический регламент, представленный в виде документа, который может быть принят либо Международным договором РФ, либо Федеральным законом РФ, либо Постановлением правительства РФ, либо Указом президента РФ, формулирует обязательные для всех требования ко всем возможным объектам технического регулирования, а это: товары, различные строения и сооружения, процессы производства, хранения, использования, перевозки, реализации и утилизации;

25) форма подтверждения соответствия как определенный порядок документального удостоверения, в котором содержится подтверждение соответствия товара или любого другого объекта и процесса производства, хранения, использования, перевозки, реализации и утилизации, в том числе выполнение ряда работ и услуг, обязательным требованиям государственных технических регламентов, а также стандартам и условиям договоров.

5.2. Основные принципы обеспечения безопасности и безопасности труда (простого процесса труда) приводят к определенной логике ранжирования профилактических мер и строгого соблюдения последовательности (приоритетности) выполнения различных мероприятий.

Требования Руководства Международной организации труда по СУОТ гласят:

«3.10.1.1. Опасности и риски для безопасности и здоровья работников должны быть в оперативном порядке идентифицированы и оценены. Предупредительные и регулирующие меры должны быть осуществлены в следующем порядке приоритетности:

(а) устранение опасности/риска;

(б) ограничение опасности/риска в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;

(в) минимизация опасности/риска путем проектирования безопасных производственных систем, включающих меры административного ограничения суммарного времени контакта с вредными производственными факторами; и

(г) там, где оставшиеся опасности/риски не могут быть ограничены средствами коллективной защиты, работодатель должен бесплатно предоставить соответствующие средства индивидуальной защиты, включая спецодежду, и принять меры по гарантированному обеспечению их использования и технического обслуживания».

6.1. Под регулированием рынка понимаются действия, организую­щие поведение на нем отдельных групп или лиц, которые осуще­ствляются в соответствии с законами, постановлениями прави­тельства, а также правилами, установленными правительством, его органами или неправительственными организациями в рам­ках их полномочий.

Основные цели технического регулирования рынка в России:

Создание двухуровневой системы нормативных документов: технических регламентов (ТР), содержащих обязательные требования, и стандартов, применяемых производителями про­дукции добровольно.

Снижение административного и экономического давления на произво-дителя; расширение возможностей предприятий по выбору коммерче­ских решений.

Устранение технических барьеров в торговле.

Повышение эффективности защиты потребительского рынка от опасной продукции.

Федеральный закон «О техническом регулировании», принятый в 2002 г. регулиру­ет правовые отношения участников рынка, которые возникают при разработке, принятии, применении и исполнении обязатель­ных и добровольных требований (положений стандартов) к про­дукции, процессам и услугам, а также при оценке соответствия этим требованиям.

ФЗ «О техническом регулировании» учитывает Со­глашение ВТО о технических барьерах в торговле и состоит из 10 глав.

Общие положения.

Технические регламенты.

Стандартизация.

Подтверждение соответствия.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.

Информация о нарушениях требований технических регла­ментов и отзыв продукции.

Информация о техническом регулировании и документах по стандартизации.

Финансирование в области технического регулирования.

Заключительные и переходные положения.

Действия ФЗ не распространяются на государственные образо­вательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности.

При применении технических регламентов и стандартов должны решаться две об­щие цели:

- защита жизни, здоровья и имущества приобретателей;

- охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

Третьей, и последней, целью принятия ТР является предупреждение дей­ствий, вводящих в заблуждение приобретателей, что обеспечива­ется достоверной информацией о реализуемой продукции, рабо­тах и услугах (информирование, маркирование, этикетирование и др.).

Эти три указанные цели регулиро­вания рынка в части обязательных требований являются исчер­пывающими.

Цели стандартизации в части добровольных требований имеют более широкий спектр. Их можно разделить на две группы:

способствующие безопасности;

направленные на экономическую эффективность и повыше­ние конкурентоспособности.

Принципы технического регулирования приведены в ФЗ «О техническом регулировании» (ст. 3). Основными из них яв­ляются:

применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;

единой системы и правил аккредитации;

единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации;

недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;

недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Экологический мониторинг

Экологический мониторинг – информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов: • оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека; • создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб. Основными задачами экологического мониторинга являются: • наблюдение за источниками антропогенного воздействия; • наблюдение за факторами антропогенного воздействия; • наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия; • оценка фактического состояния природной среды; • прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозирующего состояния природной среды.

В зависимости от территории, охватываемой наблюдениями, мониторинг подразделяется на три уровня: глобальный, региональный и локальный: • Глобальный мониторинг - слежение за общемировыми процессами (в том числе антропогенного влияния), происходящими на всей планете. Разработка и координация глобального мониторинга окружающей природной среды осуществляется в рамках ЮНЕП (орган ООН) и Всемирной метеорологической организации (ВМО). Существуют 22 сети действующих станций системы глобального мониторинга. Основными целями программы глобального мониторинга являются: организация системы предупреждения об угрозе здоровью человека; оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат; оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах; оценка проблем возникающих при сельскохозяйственной деятельности и землепользовании; оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды; оценка загрязнения морских экосистем; создание системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе. • Региональный мониторинг - слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то одного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. На уровне регионального мониторинга ведутся наблюдения за состоянием экосистем крупных природно-территориальных комплексов - бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем. • Локальный мониторинг - это слежение за естественными природными явлениями и антропогенными воздействиями на небольших территориях.

18.1.Система управления охраной труда (СУОТ) – это единый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Система управления охраной труда (СУОТ) является частью общей системы управления (менеджмента) организации. Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации, выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности труда, признано правительством, работодателями и работниками.

Основными задачами системы управления охраной труда являются:

* Обеспечение безопасной эксплуатации производственного оборудования.

* Обеспечение безопасности технологических процессов.

* Обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений.

* Улучшение условий труда работников.

* Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

* Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха.

* Обеспечение лечебно-профилактического обслуживания.

* Профессиональный отбор.

* Обучение и инструктаж работников по охране труда.

* Информационное обеспечение по охране труда.

Основными функциями системы управления охраной труда являются:

* Учет и анализ состояния условий труда, причин производственного травматизма, профзаболеваний.

* Оценка показателей состояния охраны труда.

* Организация расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

* Планирование работ и мероприятий по охране труда.

* Контроль за состоянием охраны труда и деятельностью служб охраны труда организации.

* Организация и координация работ по охране труда.

* Финансирование и стимулирование работ по охране труда.

* Разработка, пересмотр и внедрение нормативных правовых актов и иных документов по охране труда.

* Организация обучения и проверки знаний по охране труда.

Некоторые общие сведения

Известно, что вокруг проводника с током возникает одновременно электрическое и магнитное поле. При переменном токе эти поля связаны друг с другом, и поэтому их рассматривают как единое электромагнитное поле (ЭМП).

Электромагнитное поле самостоятельно распространяется в пространстве. Оно изменяется с той же частотой, что и ток, его образующий. Расстояние, на которое поле распространяется за один период, называется длиной волны (l). Скорость распространения электромагнитной волны в данной среде зависит от диэлектрической постоянной и магнитной проницаемости среды и для воздуха равна скорости света – 300 000 км/с.

Электромагнитные поля подразделяются:

на поля ВЧ (высокой частоты) с частотами от 6×104 до 3×107 Гц и длинами волн от 5000 до 10 м;

поля УВЧ (ультравысокой частоты) с частотами от 3×107 до 3·108 Гц и длинами волн от 10 до 1м;

поля СВЧ (сверхвысокочастотные) с частотами от 3×108 до 3·1011 Гц и длинами волн от 1 до 0,001 м.

Основными источниками создания ЭМП являются: для полей ВЧ и УВЧ:

– элементы колебательного контура;

– высокочастотные трансформаторы;

– линии передачи высокочастотной энергии;

– рабочие органы (индуктор, конденсатор);

для полей СВЧ:

– антенные устройства;

– отдельные СВЧ-блоки (магнетроны, лампы бегущей волны и т. п.).

В гигиенической практике принято лучистую энергию любой части спектра электромагнитных волн выражать интенсивностью облучения.

Интенсивность облучения – это величина потока энергии, падающей на единицу площади поверхности, расположенной перпендикулярно потоку энергии, в единицу времени. Интенсивность облучения (энергетическая нагрузка на организм) измеряется в Вт/м2, точнее, в мкВт/см2; напряжённость электрического поля (Е) – в В/м; напряжённость магнитного поля (Н) – в А/м.

Защита от воздействия ЭМП

Выбор средств защиты производится в зависимости от диапазона частот, типа источника излучения, его мощности и характера работ.

Снижение напряжённости поля в диапазонах ВЧ и УВЧ производится экранированием высокочастотного трансформатора, линий передачи энергии и рабочего органа. Экранирование производится листовым алюминием или железом толщиной не менее 0,5 мм (толщина нужна для механической прочности изделия).

Снижение плотности потока энергии в диапазоне СВЧ производится либо с применением поглотителей мощности (например, графита), либо экранированием источников (сплошные или сетчатые металлические экраны).

Экранирование рабочего места производится при невозможности экранирования источника (кабины с металлической обшивкой).

Снижение отражённой энергии производится при выполнении двух обязательных условий:

а) в помещении не должны находиться посторонние металлические предметы;

б) на каждую промышленную ВЧ-установку, расположенную в отдельном помещении, должно приходиться площади не менее 25 м2 при мощности установки до 30 кВт и не менее 40 м2 – при большей мощности.

Применение средств индивидуальной защиты:

а) халаты из отражающих излучения тканей (металлизированных);

б) очки с латунной сеткой вместо стекла;

в) очки со стеклом, покрытым слоем полупроводникового материала;

г) специальные каски или шлемы.

Мотивация риска

В процессе деятельности человека могут возникать опасные ситуации, в которых создается достаточно большая вероятность несчастного случая.

Мотивы выступают как направляющая и контролирующая сила этой деятельности. Именно мотивы являются психологическим фактором, исходя из которой можно найти ответ на вопрос, почему в данной ситуации человек действует именно так, а не иначе.

Одним из важнейших мотивов в жизни являются стремления:

к успеху (в работе и личной жизни);

к богатству (для реализации своих физиологических, духовных и творческих потребностей);

к власти (для реализации своих планов).

В труде проявляются следующие основные пять мотивов:

Мотив выгоды заключается в получении вознаграждения за результаты труда, т.е. материальная выгода (зарплата, премия, желание быстро разбогатеть за чужой счет) и социальная выгода (независимость, престиж, самоутверждение).

Мотив удовлетворения проявляется в получении удовольствия от результата и процесса труда. Человек хочет «показать себя» или «доказать себе и окружающим», что он может что-то чего не могут другие.

Мотив безопасности заключается в стремлении избежать опасностей, возникающих в процессе труда. Это не только возможность физических повреждений, но и материальные опасности (уменьшение заработка, лишение премии), а также опасности социального порядка (потеря авторитета, административное наказание).

Мотив удобства проявляется в стремлении выбрать более легкий способ выполнения задания с меньшими энергетическими затратами и психологическим напряжением.

Мотив нивелирования состоит в стремлении действовать в соответствии с тем, какой образ действия принят в данной группе (быть не хуже других). В данном случае человек не имеет ни награду, ни наказание и в этом отличие мотива нивелирования от других мотивов.

Роль и удельный вес каждого из перечисленных мотивов в общей мотивации у разных людей далеко не одинаково. Если человек недостаточно четко представляет опасность своего труда, то сила мотивации к использованию средств защиты и выполнению правил безопасность будет невысокой.

Управление риском

Как повысить уровень безопасности?

Это основной вопрос теории и практики безопасности.

Очевидно, для этой цели средства можно расходовать по трем направлениям:

совершенствование технических систем и объектов;

подготовка персонала;

ликвидация последствий.

В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и полученных выгод от снижения риска.

Последовательность изучения опасностей

Стадия 1 – предварительный анализ опасностей (выявление источников опасности и определение части системы, которые могут вызвать эти опасности, а также ввести ограничения на анализ, т.е. исключит опасности, которые не будут изучаться).

Стадия 2 – выявление последовательности опасных ситуаций.

Стадия 3 – анализ последствий.

Методы обеспечения безопасной деятельности.

Метод – способ достижения цели.

Существует три метода обеспечения безопасности.

Метод А состоит в пространственном или временном разделении гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации и др.

Гомосфера – пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности.

Ноксосфера – пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.

Метод Б состоит в нормализации ноксосферы путем исключения опасностей. Эта совокупность мероприятий защищающих человека от шума, газа, пыли, опасности травмирования средствами комплексной защиты.

Метод В включает гамму приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности.

Данный метод реализует возможности профотбора, обучения, психологического воздействия, инструктирования, применения индивидуальных средств защиты.

33.1.Экономическая эффективность. Создание благоприятных условий труда, его дальнейшее облегчение способствуют, с одной стороны, сохранению здоровья трудящихся, совершенствованию их трудовых навыков, а, с другой - повышению работоспособности и производительности труда, снижению текучести кадров и улучшению дисциплины на производстве.

Основными общими показателями экономической эффективности мероприятий по научной организации труда, определяющими целесообразность их внедрения, являются: рост экономической эффективности и годовой экономический эффект, т.е. экономия приведенных затрат.

Наряду с этими показателями, используются и другие (частные) показатели: снижение трудоемкости продукции, относительная экономия (высвобождение) численности работников, прирост объема производства, экономия рабочего времени, экономия по элементам себестоимости продукции, прирост дохода (прибыли) на рубль затрат и срок окупаемости единовременных затрат.

Рассмотрим механизм расчета показателей экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда.

1. Один из показателей оценки организации труда - коэффициент его условий. Его определение базируется на расчете индексов, характеризующих отклонение фактических условий от нормативных. В методических рекомендациях по оценке уровня НОТ, подготовленных НИИ труда для предприятий, а также справочным пособиям по НОТ, индекс предполагается рассчитывать по формуле:

(1); (2),

где а - индекс отклонений фактических условий труда от нормативных (по фактам);

Уф, Ун - фактическое и нормативное значение показателей условий труда в соответствующих единицах измерений.

Из формул (1) и (2) следует, что чем ближе фактическое состояние показателя к нормативному, а индекса - к единице, тем лучше условия труда. Но эти рассуждения, как и методика расчета, верны, когда под Ун понимается оптимальное значение какого-либо фактора, определяющего условия работы.

Если же под Ун понимать предельно допустимые значения (ПДК, ПДУ) какого-либо фактора, характеризующего эти условия, формулы для расчета неприемлемы.

Было предложено в подобных случаях, что индекс должен отражать не степень соответствия, а отклонение фактических условий труда и предельно допустимых. И чем оно больше, тем лучше условия труда.

(3);

где Уп - предельно допустимые факторы, определяющие условия труда.

Таким образом, чем меньше значение Уф, тем ближе к единице значение индекса, а, следовательно, и коэффициента.

Формулу (3) необходимо использовать, прежде всего, применительно к факторам «беспорогового действия», в частности, к ионизирующему излучению. К факторам беспорогового действия есть основание относить и химические канцерогены. Следовательно, при наличии этих факторов на производстве (например, в составе промышленной пыли) анализ и оценка состояния условий труда также должны базироваться на вышеизложенных принципах.

2. Прирост производительности труда (П) в результате экономии численности работников рассчитывается по формуле:

(4),

где Эч - относительная экономия (высвобождение) численности работающих после внедрения отдельных мероприятий, (человек);

Чср - расчетная среднесписочная численность работающих по участку, цеху, предприятию, исчисленная на объем производства планируемого периода по выработке базисного периода, (человек).

3. Прирост производительности труда в результате увеличения продолжительности фазы устойчивой работоспособности при улучшении условий труда рассчитывается по формуле:

* Кп (5),

где Р1 - удельный вес продолжительности фазы повышенной работоспособности в общем фонде рабочего времени до внедрения мероприятий, улучшающих условия труда;

Р2 - удельный вес продолжительности фазы повышенной работоспособности в общем фонде рабочего времени после внедрения мероприятий;

Кп - поправочный коэффициент, отражающий долю прироста производительности труду, обусловленную функциональным состоянием организма человека в различных условиях труда; принимается равным 0,20.

4. Годовой экономический эффект (Эг) (экономия приведенных затрат, в рублях) рассчитывается по формуле:

Эг = (С1 - С2) * В2 - Ен * Зед (6),

где С1 и С2 - себестоимость продукции (работ) до и после внедрения мероприятий (текущие затраты), руб.;

Б2 - годовой объем продукции (работ) после внедрения мероприятий, в натуральном выражении;

Ен - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности (величина, обратная нормативному сроку окупаемости, Тн);

Зед - единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятий, руб.

Нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности (Ен) для мероприятий по НОТ устанавливается 0,15, нормативный срок окупаемости (Тн) - 6,7 года.

При определении годового экономического эффекта экономия по себестоимости продукции - (С1 - С2) В2 - может быть рассчитана непосредственно в годовом разрезе по отдельным элементам себестоимости (з/п, материалы, амортизация и т.д.) при наличии необходимых исходных данных.

С учетом деления текущих (эксплуатационных) затрат на условно-переменные и условно-постоянные формула (6) принимает вид:

Эг = (а1 - а2) + (У / В1 - У / В2) * В2 - Ен * Зед (7),

где а1, а2 - текущие затраты на единицу продукции (работ по статьям условно-переменных расходов в себестоимости продукции до и после внедрения мероприятий, руб.;

У - годовая сумма условно-постоянных расходов в себестоимости продукции базисного периода, руб.;

В1, В2 - годовой объем продукции (работ) до и после внедрения мероприятий в натуральном выражении.

5. Относительная экономия (высвобождение) численности работающих (Эч), человек. Исходными данными для определения высвобождения численности работающих является изменение сменного фонда рабочего времени в результате сокращения его потерь и непроизводственных затрат труда.

Эч = (Фп / Фд - 1) * Ч (8),

где Фд и Фп - фонд рабочего времени в среднем на одного работающего соответственно до и после внедрения мероприятий,ч;

Ч - среднесписочная численность рабочих.

6. Экономия рабочего времени в связи с сокращением потерь и непроизводительных затрат времени (Эвр), человеко-час.

Эвр = б * ч * Ф (9);

где б - сокращение потерь и непроизводительных затрат времени на одного рабочего в течение смены, ч;

ч - численность работающих, у которых сокращаются потери и непроизводительные затраты времени, человек;

Ф - годовой фонд рабочего времени одного рабочего, дней.

7. Прирост объема производства (Р), %. Исходными данными для расчета прироста объема производства являются увеличение объема производства или снижение об



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.145 с.)