Границы сектора «библиотеки» в структуре культуры Новосибирской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Границы сектора «библиотеки» в структуре культуры Новосибирской области



Паспорт

«Стратегия развития библиотек Новосибирской области на 2018 - 2030 годы».

Библиотека – это место сохранения, трансляции и развития универсальных культурных ценностей, а также традиций народов, проживающих на территории Новосибирской области. Незаменимой остается мемориальная функция библиотек по сохранению всего многообразия интеллектуального наследия Новосибирской области: выявление, агрегация и хранение значимого контента с использованием всех актуальных видов носителей информации.

Миссия библиотек Новосибирской области – при помощи библиотечных средств и методов формировать современную информационную, культурную, научную и образовательную среды, способствующие интеллектуальному и культурному развитию человека и общества в целом. 

Стратегия развития библиотек Новосибирской области (Стратегия) – это комплексный план, основанный на видении будущего образа библиотеки как социального института, направленный на осуществление миссии и достижение долгосрочных целей и задач, а также определяющий общие направления развития, методы создания преимуществ и позиционирования библиотек в изменяющейся окружающей среде в условиях конкуренции. Стратегия основывается на базовых статьях Конституции Российской Федерации, определяющих права граждан на свободный доступ к информации и культурным ценностям независимо от их социального положения и места жительства.

Инициаторами разработки Стратегии выступили: государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области «Новосибирская государственная областная научная библиотека» как центральная государственная библиотека Новосибирской области и областная общественная организация Новосибирское библиотечное общество.

В разработке стратегии приняли участие организации: Новосибирская государственная областная научная библиотека, Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН, Новосибирская областная юношеская библиотека, Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих, Новосибирская областная детская библиотека им. А. М. Горького, Центральная городская библиотека им. К. Маркса, научная библиотека им. им. Г.П. Лыщинского Новосибирского государственного технического университета, Новосибирское библиотечное общество. К работе над документом были привлечены эксперты в сфере стратегического планирования и социологии, специалисты региональных и муниципальных органов власти в сфере культуры, представители библиотек других типов.

Заказчиком Стратегии является министерство культуры Новосибирской области, к полномочиям которого отнесены вопросы развития библиотечного дела в Новосибирской области.

Исполнители реализации Стратегии: министерство культуры Новосибирской области, органы муниципального управления Новосибирской области и города Новосибирска, библиотеки федерального, регионального и муниципального подчинения.

Хронологические рамки Стратегии (12 лет) определены исходя из характера поставленных долгосрочных целей и задач.

При разработке Стратегии учтены следующие нормативно-правовые акты: Указ Президента №204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»; Указ Президента №203 от 09.05.2017 «О стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы»; «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» утв. распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р; «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 05.12.2017); Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О библиотечном деле», Федеральный закон от № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»; Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Запросы целевых групп

 

Целевые группы Запросы
Дети (0-14 лет), их родители и другие законные представители Ø сопровождение образовательной деятельности и повышение образовательного уровня детей; Ø создание условий для развития творческой, социально ответственной личности; Ø предоставление возможностей для развития личности ребёнка через непрерывное образование и самообразование; Ø развитие медиаграмотности, языковых навыков детей при помощи чтения, игр, обучения, общения, способствующих социальному взаимодействию и интеграции в общество; Ø приобщение к книге, чтению, формирование устойчивой потребности в знаниях.
Молодёжь (14-30 лет) Ø создание условий для образования и развития личности, помощь молодёжи в социальной и профессиональной адаптации; Ø организация интеллектуального досуга и общения молодёжи; Ø обеспечение  свободного доступа к информации; Ø наличие спектра услуг: высокотехнологичных, удаленных, сетевых, а также организованных вне стен библиотек; Ø обеспечение активного присутствия библиотеки в «блогосфере», в социальных сетях; Ø потребность молодых иметь личное комфортное пространство и обеспечение возможности для работы в группе и для общения.
Трудоспособное население Ø обеспечение свободного доступа к социально-значимой и правовой информации; Ø экспертно-аналитические услуги; Ø информирование о новых услугах библиотек; Ø потребность иметь личное комфортное пространство и обеспечение возможности для работы в группе, обсуждения проектов и ведения переговоров; Ø организация интеллектуального досуга и общения; Ø потребность в непрерывном образовании на протяжении всей жизни. Ø
Органы власти,  руководители  хозяйственных субъектов, бизнеса и т.п. Ø информация законодательная, нормативно-правовая, управленческая, кадровая, аналитического и фактографического характера.
Пенсионеры Ø вопросы пенсионного обеспечения, медицинского, бытового и социального обслуживания; Ø изменения в пенсионном законодательстве, положение о правах и льготах; Ø информационное и культурное насыщение досуга и общения; Ø потребность в непрерывном образовании, адаптация и социализация.
Мигранты Ø потребность в психологической и социальной адаптации; Ø помощь библиотеки как образовательного, информационного и социального института; Ø вовлечение в культурное пространство региона; Ø потребность в информации о возможностях образования, переподготовки, наличии рабочих мест, о трудоустройстве.
Безработные Потребность в информации о возможностях образования, переподготовки, наличии рабочих мест, о трудоустройстве, о правилах регистрации в качестве безработного и его правах и т.п.
Граждане с ограниченными возможностями здоровья Ø предоставление информационных, культурных, образовательных, реабилитационных услуг для поддержки образовательной, профессиональной, социокультурной, досуговой деятельности; Ø содействие реабилитации и социализации через книгу и чтение, информационную грамотность; Ø свободный и равный доступ к библиотечным фондам, информации, знаниям и ценностям культуры на основе использования адаптивных технологий и средств реабилитации; Ø полноценная интеграция в социум, повышение качества жизни инвалидов и их семей.

 


Сеть библиотек.

В Новосибирской области библиотечное обслуживание осуществляет 1934 библиотеки различной ведомственной принадлежности федерального, регионального и муниципального уровня. Из них, 864 государственные и муниципальные общедоступные библиотеки: 4 государственные областные библиотеки; 73 муниципальные библиотеки в городе Новосибирске; 787 муниципальных библиотек на территориях муниципальных районов, городских округов и сельских поселений. Детское население обслуживает 60 детских библиотек. В сельской местности находится 703 библиотеки; 28 библиотек Академии наук; более 1000 библиотек Министерства образования, из них 16 вузовских библиотек и др.

По сравнению с 2016 годом произошло сокращение всей сети государственных и муниципальных библиотек на одну единицу, сеть библиотек Академии наук и вузовских осталась без изменений. С 2013 года сеть библиотек (государственных, муниципальных, вузовских и Академии наук) сократилась на 2%, из них сеть государственных и муниципальных библиотек - на 1,6%, Академии наук – 3%, сеть вузовских библиотек не изменилась. В соответствии с ежегодным мониторингом деятельности государственных и муниципальных библиотек в ближайшие годы будет наблюдаться дальнейшее сокращение сети библиотек, в основном сельских, порядка 15-25 единиц.

Процент охвата населения Новосибирской области библиотечным обслуживанием общедоступными государственными и муниципальными библиотеками составляет 42,5%.

В организации библиотечного обслуживания населения по муниципальным образованиям наблюдаются диспропорция и неравенство в обеспеченности ресурсами.

Информатизация.

Применение автоматизации в библиотечной деятельности способствует свободному доступу к документам культурного наследия Новосибирской области широкому кругу потребителей услуг и сохранности уникального многообразия культурного наследия. Только 88% (760) муниципальных библиотек области оснащены персональными компьютерами; износ имеющихся ПК с учетом норм эксплуатации составляет 70%. По состоянию на 1 января 2018 года доступ к ресурсам Интернет имеют 660 (76%) государственных и муниципальных библиотек области. При этом для выполнения показателей Дорожной карты доля общедоступных библиотек, подключенных к сети Интернет, от их общего количества уже к 2019 году должна составить 100 %.

В тоже время, 100% библиотек Академии наук и вузовские имеют доступ к ресурсам Интернет.

Формирование фондов.

Объем фонда государственных и муниципальных библиотек области продолжает снижаться ежегодно на 2%. За последние пять лет объем фонда библиотек уменьшился на 7,5%. Формирование библиотечных фондов библиотек области носит непланомерный характер. Ежегодная обновляемость библиотечных фондов значительно меньше рекомендуемых для общедоступных библиотек показателей по причине недостаточного финансирования комплектования фондов из бюджетов разных уровней. Объем новых поступлений с 2013 года сократился на 25%. Отсутствие стабильности в финансировании данной статьи расходов не дает возможности библиотекам вырабатывать приоритетные стратегические направления комплектования библиотечных фондов. Это приводит к ограничению в доступе пользователей к современной информации и лучшим образцам отечественной и зарубежной литературы, снижает имидж библиотек и количество пользователей библиотечных услуг.

ГПНТБ СО РАН по объему фондов сегодня стоит в ряду крупнейших библиотек страны и мира – около 14 млн. печатных изданий. Это богатейшее собрание научной, производственно-технической и учебной литературы, каждое четвертое издание – на иностранном языке. Ей принадлежит ведущая роль в информационном обеспечении науки, промышленности и культуры Сибири. По сравнению с 2013 г. фонд библиотеки увеличился на 2,3%. Библиотека получает обязательный экземпляр всех издаваемых в России книг, журналов, газет, патентов и пр. (ежегодно 100-150 тысяч изданий) согласно ФЗ-77 от 23.11.1994. После перехода информации в цифровую форму ГПНТБ СО РАН остается основной в Сибири точкой доступа к научной-технической информации. В Библиотеке есть лицензионный доступ к российским и мировым научным базам данных и репозиториям по всем областям наук; общий объем доступных сведений исчисляется сотнями миллионов документов.

Фонд вузовских библиотек — главный источник удовлетворения информационных потребностей читателей (студентов и преподавательского состава), богатейшее собрание научной, учебной литературы, художественной литературы, зарубежных изданий и электронных изданий. Фонды вузовских библиотек насчитывают более 18 млн. изданий, из них 47% составляют печатные и неопубликованные издания и 53% электронные ресурсы. По сравнению с 2013 г. фонд библиотек увеличился в 2 раза и увеличение фонда происходит за счет увеличения объема электронных ресурсов.

Обеспечение условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Серьезной проблемой является ограничение доступа к информации и библиотечным услугам людям с ограниченными возможностями здоровья жителям Новосибирской области, имеющим ограничения жизнедеятельности. Доля региональных библиотек, в которых обеспечены условия доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), составляет 50%, однако этот процент приходится только на 2 библиотеки – НОСБ – 35% и НГОНБ – 15%. При этом для выполнения показателя Дорожной карты доля региональных библиотек, в которых обеспечены условия доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к 2021 году должна составить 100 %. Однако, доля муниципальных библиотек, в которых обеспечены условия доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ, значительно ниже показателя дорожной карты и составляет всего 4,2%. При условии обеспечения данного показателя муниципальными библиотеками к 2021 году на уровне 30%. В настоящее время наблюдается острое недофинансирование мероприятий библиотек по обеспечению условий доступности. В 98% помещений библиотек сложно провести необходимые работы для обеспечения свободного доступа граждан с ОВЗ (установка подъемника, пандуса, оборудование санитарных зон и др.), так как сельские библиотеки размещены, как правило, на втором этаже в зданиях культурно-досуговых учреждений по договору безвозмездной аренды.

Общедоступные муниципальные библиотеки используют фонд изданий в специальных форматах в рамках работы библиотечных пунктов Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих. Современными тифлотехническими устройствами для обслуживания пользователей с полной или частичной потерей зрения обеспечены 1,7% общедоступных библиотек. Большая часть библиотекарей не имеет подготовки для работы с пользователями, имеющими ограничения жизнедеятельности.

Кадровый потенциал.

Количество библиотечных работников общедоступных библиотек Новосибирской области, относящихся к основному персоналу, составляет 2169 человек. К 2021 году для выполнения показателей Дорожной карты доля библиотечных работников, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку должна составить 100%. Для достижения данного показателя руководителям общедоступных библиотек Новосибирской области необходимо обеспечить ежегодное повышение квалификации работников основного персонала. Это потребует включения в бюджеты библиотек ежегодных расходов на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников. Обучение одного слушателя по программам дополнительного профессионального образования составляет в среднем 8 тыс. рублей. Для ежегодного обучения 20% работников одной библиотечной системы (что составляет в среднем примерно 10 чел.), размер таких расходов может составить до 80 тыс. руб. В настоящее время в бюджетах библиотек средства на повышение квалификации профессиональную переподготовку, и связанные с ними командировочные расходы, как правило, не предусмотрены. Необходимо создание в Новосибирской области регионального образовательного центра дополнительного профессионального образования для работников библиотек (на базе ГАУК НСО НГОНБ) за счёт финансирования деятельности центра из средств областного бюджета. Организация обучения на базе центра (в том числе, в дистанционной форме) могла бы обеспечить ежегодный охват не менее 250 человек, что составляет около 20% библиотечных специалистов, включая работников сельских библиотек, удалённых от областного центра.

 

Стратегические направления

Задачи:

1. Развитие библиотечной сети Новосибирской области посредством модернизации общедоступных библиотек как многофункциональных центров социальных коммуникаций, доступа к информации, центров культурного просвещения и образования граждан, соответствующих нормам и требованиям федерального и регионального модельного стандарта деятельности библиотек

2. Закрепление в бюджетах разных уровней доли расходов на модернизацию сети библиотек Новосибирской области для достижения показателей федерального и регионального модельного стандарта деятельности библиотек

3. Создание новых форм информационного – библиотечного обслуживания через организацию и внедрение системы «одного окна» для обеспечения комфортного доступа к информации, к единому электронному каталогу, подписным электронным ресурсам и актуальному портфелю информационных сервисов.

4. Формирование качественно новой системы услуг, с применением современных информационно-коммуникационных технологий, предоставляемых пользователям библиотек на основе свободного доступа к гарантированно достоверной информации.

5. Развитие сетевого взаимодействия библиотек, направленного на качественное предоставление информационно-библиотечных услуг и расширение доступа к информации.

6. Расширение спектра дистанционных информационно-библиотечных услуг.

7. Внедрение «единого читательского билета» на территории Новосибирской области. 

Целевые показатели:

1. Динамика роста показателей библиотечно-информационного обслуживания в соответствии с государственным и муниципальным заданием.

2. Количество общедоступных библиотек, соответствующих требованиям федерального и регионального модельного стандарта.

3. Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в библиотечной сфере.

4. Повышение рейтинга библиотек по показателям независимой оценки качества

5. Увеличение количества качественных электронных библиотечных ресурсов, позволяющих получать своевременный доступ к информации.

6. Прирост числа пользователей региональных и муниципальных библиотек за счет модернизации библиотечной сети Новосибирской области.

7. Увеличение доли дистанционных информационно-библиотечных услуг в общем количестве услуг, оказываемых библиотеками.

8. Ежегодный прирост числа библиотек, включенных в систему «единого читательского билета» на территории Новосибирской области.

9. Увеличение доли сетевых проектов библиотек области в общем числе реализуемых проектов.

10. Рост удельного веса численности детей от 1,5 до 14 лет и молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, посещающих библиотеки, в общей численности детей и молодых людей до 30 лет.

 

Ожидаемые результаты:

Реализация Стратегии позволит:

1. Обеспечить модернизацию общедоступных библиотек не менее 70% от общего количества библиотек в соответствии с нормами и требованиям федерального и регионального модельного стандарта к 2030 году.

2. Обеспечить оперативный доступ к достоверным, легитимным российским и зарубежным информационным ресурсам на всей территории Новосибирской области – не менее чем к 5 удаленным подписным ресурсам для всех библиотек области.     

3. Создать централизованный доступ всем гражданам Новосибирской области в системе «одного окна» к региональному библиотечному ресурсу из разных источников и актуальному портфелю информационных сервисов.

4. Укрепить систему мобильного библиотечного обслуживания, в том числе на базе КИБО, на территории Новосибирской области для организации нестационарного обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек – не менее 5 действующих на постоянной основе библиомобилей в районах области к 2030 году.

Формирование и обеспечение сохранности библиотечных фондов

Цель: качественное формирование и обеспечение сохранности фондов библиотек для организации полноценного информационно-библиотечного обслуживания населения, обеспечения доступности и сохранности культурного наследия, в том числе региональных документов, представленных в виде исторически значимых образцов книжной и цифровой культуры.

 

Задачи:

1. Обеспечение регулярного пополнения и уровня обновляемости библиотечных фондов новыми изданиями на различных носителях в соответствии с международными и российскими нормами в библиотеках Новосибирской области.

2. Увеличение финансирования комплектования библиотечных фондов из бюджетов различных уровней.

3. Утверждение на региональном уровне перечня видов документов, относящихся к специальным форматам, предназначенных для использования слепыми и слабовидящими.

4. Увеличение доли библиотечного фонда документов в специальных форматах, предназначенных для использования слепыми и слабовидящими.

5. Обеспечение свободного (бесплатного, комфортного, правомерного) доступа к национальному и региональному библиотечному фонду, в том числе через сеть Интернет и мобильные приложения.

6. Обеспечение соответствия состава фонда задачам инновационного развития региона информационным, образовательным и культурным потребностями населения.

7. Создание собственных электронных ресурсов и коллекций, как библиографических, так и полнотекстовых, в том числе региональной тематики.

8. Развитие Новосибирского регионального центра по работе с книжными памятниками.

9. Обеспечение стабильной работы сети цифровых лабораторий в библиотеках Новосибирской области.

10. Стабильное пополнение библиотечного фонда обязательным экземпляром документов Новосибирской области, в т.ч. изданиям в доступных форматах для слепых и слабовидящих, для сохранения культурного наследия региона.

11. Обеспечение сохранности библиотечных фондов как регионального культурного достояния на основе использования новейших технических средств и информационных технологий, в том числе путем консервации и реставрации документов, имеющих историческую и культурную ценность.

12. Партнерское участие библиотек в разработке и реализации региональной издательской программы «Сибирика» для издания и распространения произведений сибирских авторов.

13. Развитие института экспертизы качества формирования библиотечных фондов и информационных ресурсов через создание экспертных советов при библиотеках.

 

Целевые показатели:

1. Уровень обновляемости библиотечного фонда в соответствии с нормативными показателями.

2. Увеличение доли финансирования комплектования библиотечных фондов из бюджетов различных уровней.

3. Увеличение доли библиотечного фонда документов в специальных форматах, предназначенных для использования слепыми и слабовидящими.

4. Уровень удовлетворенности населения составом фонда по результатам социологических исследований.

5. Прирост числа документов, по отношению к которым применяются меры защиты (реставрация, консервация, стабилизация), от объема соответствующего фонда.

6. Увеличение доли документов, поступивших в фонды библиотек по системе обязательного экземпляра, от общего количества документов, изданных на территории Новосибирской области.

7. Создание электронного Новосибирского регионального свода книжных памятников.

8. Увеличение количества издательско-просветительских проектов на территории Новосибирской области.

9. Увеличение доли документов библиотечного фонда в электронной форме (в т.ч. доли оцифрованных документов) от общего объема фонда.

Ожидаемые результаты:

Реализация Стратегии позволит:

1. Обеспечить уровень обновляемости библиотечного фонда не менее 5 % от общего объема фонда ежегодно в соответствии с международными и российскими требованиями.

2. Увеличить долю библиотечного фонда документов в специальных форматах, предназначенных для использования слепыми и слабовидящими до 5 % к 2030 году.

3. Создать Региональный центр реставрации и консервации на базе Новосибирской государственной областной научной библиотеки.

4. Достичь количества машиночитаемых записей, представляющих книжные памятники Новосибирской области в электронном Новосибирском региональном своде книжных памятников не менее 100 записей, ежегодно.

5. Внедрить систему сетевого взаимодействия цифровых лабораторий библиотек как зональных центров оцифровки на территории Новосибирской области.

6. Повысить уровень удовлетворенности населения составом фонда по результатам социологических исследований не менее 90% к 2030 году.

7. Увеличить долю документов до 40%, по отношению к которым применены меры защиты (реставрация, консервация, стабилизация), от объема соответствующего фонда к 2030 году.

8. Достичь пополнения библиотечного фонда обязательным экземпляром документов Новосибирской области не менее 90 % от общего количества документов, издаваемых на территории Новосибирской области ежегодно.

9. Ежегодно реализовать не менее 2 издательско-просветительских проектов на территории Новосибирской области.

10. Увеличить долю документов библиотечного фонда, переведенного в электронную форму, от общего объема фонда до 5 % к 2030 году.

 

 

Ожидаемые результаты:

Реализация Стратегии позволит:

1. Увеличить число читателей библиотек Новосибирской области до 70% от общего числа жителей региона к 2030 году.

2. Достичь не менее 75 % количества граждан, положительно оценивающих качество проведения культурно-просветительских мероприятий, направленных на продвижение книги и чтения в регионе.

3. Обеспечить проведение социологических и мониторинговых исследований по проблемам чтения не реже одного раза в год.

4. Увеличить количество ежегодных брендовых мероприятий и других партнёрских социокультурных программ, направленных на продвижение книги и чтения, до пяти к 2030 году

5. Увеличить в 4 раза количество крупных культурно-просветительских мероприятий вне стен библиотек к 2030 году.

6. Увеличить до 30% количество культурно-просветительских библиотечных мероприятий с возможностью участия инвалидов и лиц с ОВЗ к 2030 году

7. Стабильно входить в Топ-10 регионов-лидеров конкурса «Самый читающий регион России».

8. Войти в число победителей участников международных и общероссийских профессиональных конкурсов и программ с региональными библиотечными и межкультурными проектами по продвижению книги, повышению статуса чтения, образования и информационной культуры – не менее одного в год.

9. Увеличить количество посещений цифровых технологических платформ по продвижению книги и чтения, научного знания и библиотек на 5 % ежегодно по сравнению с предыдущим периодом.

10. Увеличить охват детского населения участием в культурно-просветительских мероприятиях, проводимых общедоступными библиотеками, направленных на развитие технологического творчества, приобщение к научным знаниям и творчеству, от общего числа детского населения в возрасте до 14 лет включительно до 35% к 2030 году.

11. Увеличить охват молодежи участием в культурно-просветительских мероприятиях, проводимых общедоступными библиотеками, направленных на развитие технологического творчества, приобщение к научным знаниям и творчеству, от общего числа молодежи от 15 до 30 лет включительно до 25% к 2030 году.

Ожидаемые результаты

Реализация Стратегии позволит:

1. Увеличить долю библиотечных технологических процессов, управляемых в электронной форме посредством АБИС или СЭД на «безбумажной» основе:

- для региональных библиотек до 100%;

- для муниципальных до 20 %.

2. Увеличить долю полностью автоматизированных информационно-библиотечных процессов и услуг:

- для региональных библиотек до 100%;

- для муниципальных 20 %.

3. Увеличить долю библиотечных процессов, реализуемых посредством облачных технологий в целях развития единой региональной библиотечно-информационной среды:

- для региональных библиотек до 100%;

- для муниципальных до 20%.

4. Увеличить долю библиотечно-информационных услуг, оказываемых в дистанционном режиме (в т. ч. посредством мобильных технологий):

- для региональных библиотек до 100%;

- для муниципальных до 20 %.

5. Увеличить количество зарегистрированных пользователей дистанционных услуг, постоянно обращающихся к онлайн-ресурсам, до 70% от общего количества пользователей.

6. Обеспечить к 2030 году 100% библиотек Новосибирской области качественным широкополосным доступом в сеть Интернет со скоростью не менее 10 Мбит/с.

7. Обеспечить подключение 100% библиотек Новосибирской области к единой технологической платформе для предоставления услуг и доступа к ресурсам, в т.ч. к государственным услугам.

8. Обеспечить оснащение технологическим и компьютерным оборудованием 100% библиотек Новосибирской области

9. Обеспечить 80% библиотек Новосибирской области технологическим и компьютерным оборудованием, не старше 5 лет. 

10. Обеспечить использование системы «одного окна» не менее 50% пользователей библиотек Новосибирской области.

 

Ожидаемые результаты

Реализация Стратегии позволит:

1. Создать региональную многоуровневую систему профильного обучения и непрерывного образования работников библиотек Новосибирской области.

2. Поэтапно реализовать региональную программу профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров в рамках Государственной программы «Культура Новосибирской области» до 2030 года.

3. Обеспечить выполнение установленных нормативов по осуществлению непрерывного повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников библиотек не реже 1 раза в 5 лет.

4. Обеспечить возможность ежегодного участия в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки на базе учебных центров ГАУК НСО НГОНБ, ГПНТБ СО РАН, НОККиИ в том числе, в дистанционной форме, не менее 10% работников общедоступных библиотек, включая работников сельских библиотек.

5. Увеличить до 10% долю дистанционных форм повышения квалификации для выравнивания условий участия в программах повышения квалификации работников библиотек, удалённых от профильных образовательных учреждений и центров региона к 2030 году.

6. Создать эффективную ресурсно-обеспеченную региональную систему методического сопровождения непрерывного образования, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников библиотек региона.

7. Повысить объёмы научно-исследовательской деятельности библиотек региона в 2 раза к 2030 году.

8. Создать условия для поэтапного перехода на профессиональные стандарты в сфере библиотечно-информационной деятельности до 100% к 2030 году.

9. Обеспечить ежегодное обучение в профильных ВУЗах культуры не менее 4-х специалистов библиотек Новосибирской области.

10. Повысить социальный статус библиотечных работников и престиж библиотечной профессии.

11. Способствовать достижению уровня оплаты труда библиотечных работников не ниже средней заработной платы в экономике региона.

12. Достичь ежегодного участия не менее 20% работников библиотек в программах повышения квалификации профессиональной переподготовки.  

13. Укрепить позиции центральных (межпоселенческих) библиотек в обеспечении научно-методического и управленческого руководства библиотечно-информационной деятельности в муниципальном районе.

 

Ожидаемые результаты

Реализация Стратегии позволит:

1. Обеспечить ремонт и реконструкцию зданий и помещений 100% библиотек, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта к 2030 году

2. Увеличить долю библиотек, материально-техническая база которых соответствует требованиям федерального и регионального модельных стандартов:

- региональные библиотеки – 100%;

- муниципальные библиотеки – 75%.

3. Провести проектирование, строительство и введение в эксплуатацию построенных специализированных зданий и помещений для библиотек:

- Новосибирская государственная областная научная библиотека;

- второй очереди ГПНТБ СО РАН;

- центральных муниципальных библиотек Новосибирской области – 5;

- городских и сельских библиотек Новосибирской области – 10.

4. Провести модернизацию, переоборудование и оформление помещений библиотек в соответствии с «Руководством по модернизации пространства муниципальных библиотек Новосибирской области» в 36 муниципальных библиотеках до 2030 года;

5. Обеспечить условия доступности библиотек для инвалидов и лиц с ОВЗ:

- доля региональных библиотек – 100%;

- доля муниципальных библиотек – 75%.

6. Обеспечить условия доступности библиотек для лиц с нарушениями зрения к 2030 году – 80%.

7. Обеспечить условия доступности библиотек для лиц с нарушениями слуха к 2030 году – 75%.

8. Поэтапное оснащение библиотек техническим оборудованием, необходимым для организации безопасности людей, зданий и помещений, материальных ценностей и информационных ресурсов библиотек к 2030 году до 100%.

9. Увеличить количество специализированных транспортных средств в библиотеках, приобретенных для расширения внестационарных форм библиотечного обслуживания и передвижных библиотек на 5 единиц по отношению к 2017 году

 

Наименование показателя

Единицы измерения

2018 год

Год

Год

Год

 
1. Доля библиотечных работников, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку, в том числе в дистанционной форме на базе федеральных библиотек и федеральных вузов культуры, от общего числа работников основного персонала %     20,0     20,0     20,0     20,0
2. Объем целевого приема/обучения (целевой подготовки) библиотечных работников на базе федеральных вузов культуры за счет средств федерального бюджета (региональная квота) * чел. не менее 2 не менее 2 не менее 2 не менее 2
3. Доля работников в возрасте до 30 лет из числа основного персонала библиотек, от общего количества работников основного персонала библиотек % 8,0 8,5 9,0 10,0

 

*перечень подведомственных Минкультуры России ВУЗов указан в приложении 2 к «дорожной карте»

Паспорт

«Стратегия развития библиотек Новосибирской области на 2018 - 2030 годы».

Библиотека – это место сохранения, трансляции и развития универсальных культурных ценностей, а также традиций народов, проживающих на территории Новосибирской области. Незаменимой остается мемориальная функция библиотек по сохранению всего многообразия интеллектуального наследия Новосибирской области: выявление, агрегация и хранение значимого контента с использованием всех актуальных видов носителей информации.

Миссия библиотек Новосибирской области – при помощи библиотечных средств и методов формировать современную информационную, культурную, научную и образовательную среды, способствующие интеллектуальному и культурному развитию человека и общества в целом. 

Стратегия развития библиотек Новосибирской области (Стратегия) – это комплексный план, основанный на видении будущего образа библиотеки как социального института, направленный на осуществление миссии и достижение долгосрочных целей и задач, а также определяющий общие направления развития, методы создания преимуществ и позиционирования библиотек в изменяющейся окружающей среде в условиях конкуренции. Стратегия основывается на базовых статьях Конституции Российск



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.208.183 (0.142 с.)