Управление численностью и расходами на персонал без проведения сокращений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление численностью и расходами на персонал без проведения сокращений




Управление численностью и расходами на персонал без проведения сокращений — наиболее перспективный путь для избежания необходимости увольнения по инициативе администрации. Например, для временных или сезонных работ лучше использовать срочные трудовые договора. Разумеется, пользоваться этим инструментом следует очень аккуратно — надо быть готовым при необходимости обосновать, что работы действительно носят временный характер. Также на определенные работы можно привлекать специалистов по договорам подряда, а часть функций вообще передать на аутсорсинг. В случае внезапного наступления кризиса, когда требуется резко сократить издержки, можно перевести персонал на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Однако опыт применения такого способа в середине 90-х годов на российских предприятиях говорит о том, что это действительно крайняя мера, в перспективе не очень эффективная. Неполный рабочий день или неделя по сути своей означает скрытую безработицу со всеми сопутствующими недостатками.

Незаслуженно забыт метод перевода отдельных подразделений и бригад на внутренний хозрасчет. Этот метод активно пропагандировался в период перестройки. Бригаде устанавливается определенный фонд оплаты труда за установленный объем работ, и бригада самостоятельно распределяет этот фонд между своими работниками. Тем самым бригада мотивируется на избавление от неэффективных работников. Важно при этом не урезать фонд оплаты труда бригады, потому что в противном случае этом метод не будет работать. Применяя «мягкие» методы сокращения численности, компания решает две задачи — сокращает издержки на персонал, и одновременно обеспечивает лояльность как оставшихся, так и бывших сотрудников. Разумеется, часть этих методов бывает связана с дополнительными издержками на осуществление программы сокращений, но зато позволяет избежать недостатков, присущих сокращению штатов по инициативе администрации.

 

30. Анализ использования экономического потенциала хозяйствующего субъекта и оценка бизнеса

 Оценка бизнеса представляет собой процедуру, которую в разных ситуациях часто приходится осуществлять в рыночной экономике. Оценкой бизнеса необходимо заниматься как при продаже предприятия-банкрота, так при определении суммы эмиссии акций нормально функционирующей организации, а также при установлении цены, по которой акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью может осуществлять выкуп акций или наев своих акционеров (партнеров).

 

В наиболее широком смысле предмет оценки бизнеса понимается двояко. В настоящее время в отечественной практике распространен традиционный подход, в соответствии с которым оценка бизнеса компаний отождествляется с оценкой имущества, которое есть на балансе предприятий - юридических лиц.

 

Необходимо отметить, что оценка предприятия имеет смысл лишь тогда, когда рынок объективно оценить его не в состоянии. Такая ситуация может возникать в следующих случаях:

■ оцениваемая компания является закрытой, т.е. не подвергается оценке на фондовом рынке (например, закрытые акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью)

оцениваемая фирма является формально открытой, однако не находится в листинге фондовых бирж, потому что не отвечает их требованиям (но размеру, открытости финансовой отчетности) и на внебиржевом рынке постоянная котировка ее акций также не проводится;

■ предприятие представляет собой открытое акционерное общество, котируемое на фондовом рынке, но акции данного предприятия недостаточно ликвидны или фондовый рынок в стране недостаточно ликвиден и зависит от краткосрочных внешнеэкономических факторов, что в настоящее время характерно для российского рынка капитала.

 

При наличии перечисленных ситуаций оценка бизнеса компаний направлена на достижение следующих целей:

а) проверить, насколько объективна текущая рыночная оценка той или иной компании с достаточно ликвидными акциями, а также наблюдаемый на рынке тренд изменения котировки ценных бумаг акционерных обществ;

б) следить за рыночной стоимостью предприятий с недостаточно ликвидными акциями, но которым иной способ получить информацию об их рыночной стоимости в принципе невозможен;

в) подготавливать предложения но цене купли-продажи закрытых компаний с недостаточно ликвидными акциями;

г) использовать аудит компаний всех типов для предоставления их владельцам полной информации об истинном финансовом положении и перспективах предприятия.

 

Результатом анализа компаний общепринятыми, или традиционными, методами оценки бизнеса всегда является получение оценки собственного (уставного) капитала компании, которая чаще всего не совпадает со стоимостью ее собственного (уставного) капитала, указываемой в бухгалтерском балансе предприятия. Это один из фундаментальных способов защиты интересов акционеров и потенциальных участников фондового рынка посредством адекватного информирования.

 

Рассматривая возможности практического использования оценки бизнеса, необходимо отметить, что главным ее применением является простая практическая ситуация, когда в интересах подготовки обычной сделки но купле-продаже того или иного пакета акций (доли) любого предприятия требуется определить его цену, которая может считаться разумной и максимально приемлемой (с учетом оценки предприятия и целом).

31. Понятие и основные цели оценки стоимости предприятия

Бизнес – это предпринимательская деятельность, направленная на

производство и реализацию товаров, услуг, ценных бумаг, денег или других

видов разрешенной законом деятельности с целью получения прибыли. Для

достижения такой цели должно быть создано предприятие.

 

Оценка бизнеса является функцией (деятельностью), которую в разных

ситуациях часто приходится осуществлять в рыночной экономике.

Предмет оценки бизнеса понимается двояко.

Первое его понимание сводится к традиционному сейчас в нашей

стране пониманию оценки бизнеса как оценки фирмы в качестве юридиче-

ского лица. При таком подходе характерно отождествление оценки бизнеса

фирм с оценкой имущества этих фирм.

 

Второе – и наиболее распространенное в мире – понимание оценки

бизнеса заключается в том, чтобы выяснить, сколько стоят не фирмы, за-

рабатывающие те или иные доходы, а права собственности, технологии,

конкурентные преимущества и активы, материальные и нематериальные,

которые дают возможность зарабатывать данные доходы. Причем эти права,

технологии и активы могут принадлежать не юридическим, а физическим

лицам. Это не лишает такие права привлекательности в качестве объектов

купли-продажи на рынке. Следовательно, актуальной остается проблема их

оценки.

 

 Особенности бизнеса как товара:

 

– это товар инвестиционный, т.е. товар, вложения в который осущест-

вляются с целью отдачи в будущем. Затраты и доходы разъединены во вре-

мени. Причем размер ожидаемой прибыли не известен, имеет вероятност-

ный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной

неудачи. Текущая стоимость будущих доходов, которые может получить

собственник, представляет собой верхний предел рыночной цены со сторо-

ны покупателя;

 

– бизнес является системой, но продаваться может как вся система в

целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы;

 

– потребность в этом товаре зависит от процессов, которые происходят

как внутри самого товара, так и во внешней среде. Причем, с одной стороны,

нестабильность в обществе приводит бизнес к неустойчивости, с другой

стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию неста-

бильности и в самом обществе. Из этого вытекает еще одна особенность

бизнеса как товара – потребность в регулировании купли-продажи;

 

– учитывая особое значение устойчивости бизнеса для стабильности в

обществе, необходимо участие государства не только в регулировании ме-

ханизма купли-продажи бизнеса, но и в формировании рыночных цен на

бизнес, в его оценке.

 

Оценку бизнеса проводят в целях: повышения эффективности текуще-

го управления предприятием; определения стоимости ценных бумаг в случае

купли-продажи акций предприятий на фондовом рынке; определения

стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или по частям;

реструктуризации предприятия (ликвидация, слияния, поглощения либо вы-

деления самостоятельных предприятий из состава холдинга); разработки

стратегического плана развития предприятия; определения кредитоспособ-

ности предприятия и стоимости залога при кредитовании; страхования, в

процессе которого возникает необходимость определения стоимости акти-вов

в преддверии потерь; налогообложения; принятия обоснованных управ-

ленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предпри-

ятия, поэтому необходима периодическая переоценка имущества предпри-

ятия; осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса.

 

Если же объектом сделки купли-продажи, кредитования, страхования,

аренды или лизинга, внесения пая является какой -либо элемент имущества

предприятия, а также если определяется налог на имущество и т. п., то от-

дельно оценивается необходимый объект, например недвижимость, машины

и оборудование, нематериальные активы.

 

Таким образом, обоснованность и достоверность оценки стоимости

имущественного комплекса во многом зависит от того, насколько правильно

определена область использования оценки: купля-продажа, получение

кредита, страхование, налогообложение и т. д

 

 

32. Виды стоимости предприятия

 

Рыночная стоимость. Рыночная стоимость – наиболее вероятная це-

на, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в

условиях конкуренции, если стороны действуют разумно, располагая всей

необходимой информацией, и при условии, что на величине сделки не от-

ражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т. е. когда:

 

􀀀 одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая

сторона не обязана принимать исполнение;

 

􀀀 стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и

действуют в своих интересах;

 

􀀀 объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты

􀀀 цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки, и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки

с чьей-либо стороны не было;

 

􀀀 платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

 

Инвестиционная стоимость предполагает оценку стоимости предприятия для конкретного инвестора или группы инвесторов.

 

Стоимость воспроизводства – это затраты на воспроизводство точной копии предприятия или другого актива, даже если есть более экономичные аналоги.

 

Стоимость замещения – это затраты на создание предприятия, имеющего с оцениваемым эквивалентную полезность, но построенного в новом архитектурном стиле, с использованием современных и прогрессивных материалов, конструкций, оборудования. Этот вид стоимости широко используется в сфере страхования.

 

Ликвидационная стоимость, или стоимость при вынужденной продаже, – это денежная сумма, которая реально может быть получена от продажи собственности в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга в соответствии с определением рыночной стоимости.

 

Залоговая стоимость – оценка предприятия по рыночной стоимости

для целей ипотечного кредитования.

 

Балансовая стоимость – затраты на строительство или приобретение объекта собственности. Балансовая стоимость бывает первоначальной и восстановительной.

 

Первоначальная стоимость отражается в бухгалтерских документах на момент ввода в эксплуатацию.

 

Восстановительная стоимость –это стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств в современных условиях; определяется в процессе переоценки основных фондов.

 

33. Факторы, влияющие на оценку стоимости предприятия

 

Важнейшей совокупностью факторов, влияющих на стоимость предприятия, являются факторы со стороны спроса. Спрос определяется предпочтениями потребителей, которые, в первую очередь, зависят от полезности товара, т. е. его будущих прибылей, времени их получения, степени риска, с которым сопряжено их получение; возможности присвоения и, при необходимости, перепродажи.

 

Прибыль, которую может получить собственник от реализации предприятия, зависит от характера его операционной деятельности, определяемой со-отношением доходов и расходов, и возможности получить прибыль от самой продажи данного предприятия.

 

На доход предприятия влияют объем продаж и цены реализации, которые также зависят от платежеспособности спроса и его эластичности. Эластичность спроса определяется отраслевой принадлежностью продукции и наличием товаров-заменителей и дополняющих товаров. На цены оказывают влияние также уровень конкуренции на рынке, степень монополизации рынка

 

и доля оцениваемого предприятия на нем. На величину платежеспособного спроса влияют уровень доходов потребителей, состояние экономики, прогноз на будущее. Спрос на продукцию зависит от стадии его жизненного цикла. На величину выручки влияет качество продукции, определяемое состоянием активов предприятия и технологией производства.

 

Объем сбыта предприятия ограничивается его производственными мощностями, и при их недостатке для того, чтобы предприятие вышло на возможный с точки зрения потребностей рынка сбыт, нужны дополнительные инвестиции в расширение производственных мощностей.

 

Расходы предприятия зависят от того, что и как производит предприятие, какова потребность предприятия в факторах производства, их цены и условия оплаты.

 

Одним из важнейших факторов, влияющих на рыночную стоимость предприятия, является степень контроля, которую получает новый собственник. Предприятие может быть куплено в индивидуальную частную собственность или приобретается контрольный пакет акций. В первом случае рыночная цена будет выше, чем во втором.

 

Другим важным фактором, определяющим рыночную цену, является ликвидност собственности. Рынок предполагает премию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери стоимости.

 

Стоимость акций ликвидных предприятий (а значит, и стоимость самих предприятий), как правило, выше, чем акций неликвидных. С этим положением связано правило: акции открытых акционерных обществ стоят выше акций закрытых. Разница порой весьма значительна (35-50%), что обусловлено многими причинами, в том числе и большими затратами на публичное размещение акций.

Рыночная цена реагирует на любые ограничения, которые имеет бизнес. Стоимость предприятия в значительной степени зависит от квалификации управленческого персонала.

 

Отсутствие вертикальной производственной интеграции значительно влияет на стабильность функционирования предприятия.

Наличие научной базы, масштабы и качество активов, в том числе прогрессивность  и изношенность машин и оборудования, также влияют на стоимость предприятий, что следует учесть при его оценке.

 

И, конечно же, рыночная цена предприятия зависит от того, каковы перспективы предприятия: будет ли оно развиваться, или будет закрыто в силу своей неэффективности. При определении рыночной цены предприятия учитывается только та часть его капитала, которая может приносить доходы в той или иной форме в будущем. Поэтому анализ рыночной конъюнктуры при оценке бизнеса имеет существенное значение.

 

34. Основные принципы оценки стоимости предприятия

 

В результате обобщения опыта экспертов-оценщиков сформулированы

три группы принципов, связанных с: представлением владельца об имуществе; рыночной средой; эксплуатацией имущества.

 

Принципы, связанные с представлением владельца об имуществе

Принцип полезности гласит, что предприятие обладает стоимостью, если оно может быть полезным потенциальному владельцу, т. е. предназначено дляпроизводства определенного вида продукции, ее реализации и полученияприбыли.

Принцип замещения означает, что разумный покупатель не заплатит за предприятие больше, чем наименьшая цена, запрашиваемая за другое аналогичное предприятие с такой же степенью полезности.

Принцип ожидания, т. е. ожидание будущей прибыли или других выгод, которые могут быть получены в будущем от использования имущества предприятия, а также размера денежных средств от его перепродажи.

 

Принципы, связанные с рыночной средой

 

Зависимость. Стоимость предприятия зависит от множества факторов. Но и само оцениваемое предприятие влияет на стоимость окружающих объектов недвижимости и других предприятий, находящихся в данном регионе.

 

Соответствие. Любое предприятие должно соответствовать рыночным и градостроительным стандартам, действующим в данном регионе, а проекты предприятий – общепринятым традициям использования земельных участков в данном районе.

 

Предложение и спрос. Обычно спрос оказывает на цену предприятия большее влияние, чем предложение, так как он более изменчив.

 

Конкуренция. Это соревнование предпринимателей в получении прибыли; она обостряется в тех сферах экономики, где намечается рост прибыли, ведет к росту предложения и снижению массы прибыли.

 

Изменение. Ситуация на рынке постоянно изменяется. Поэтому эксперты-оценщики должны проводить оценку стоимости предприятия на конкретную дату.

 

Принципы, связанные с эксплуатацией имущества

Остаточная продуктивность земельного участка. Земля имеет «остаточную стоимость», т. е.

компенсируется тогда, когда есть остаток дохода после оплаты воспроизводства всех других факторов производства.

Вклад – это сумма, на которую увеличивается или уменьшается стоимость предприятия, вследствие наличия или отсутствия какого-либо улучшения или дополнения к действующим факторам производства.

 

Возрастающая или уменьшающаяся отдача. Данный принцип гласит: по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая прибыль имеет тенденцию увеличиваться растущими темпами до определенного момента, после которого общая отдача хотя и растет, но замедляющимися темпами. Это замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не

становится меньше, чем прирост затрат на добавленные ресурсы.

 

Сбалансированность (пропорциональность) предприятия. Данный принцип означает, что любому виду производства соответствуют оптимальные сочетания факторов производства, при которых достигается максимальная прибыль, а значит, и максимальная стоимость предприятия.

Оптимальный размер (масштаб). Данный принцип (может относиться к любому фактору производства) гласит: любой фактор производства должен иметь оптимальные размеры — будь то само предприятие, его отдельные производства либо участок земли, на котором находится предприятие.

Экономическое разделение и соединение имущественных прав собственности. Имущественные права следует разделять и соединять так, чтобы увеличить общую стоимость предприятия.

Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования – это основной принцип оценки, означающий разумное и возможное использование предприятия, обеспечивающее ему наивысшую текущую стоимость на эффективную дату оценки, или то использование, выбранное из разумных и возможных альтернативных вариантов, которое приводит к наивысшей стоимости земельного участка, на котором находится предприятие. Данный принцип – синтез всех трех групп рассмотренных выше принципов.

 

 

35. Этапы процесса оценки стоимости предприятия

 

1. Определение проблемы.

2. Предварительный осмотр предприятия и заключение договора на

оценку.

3. Сбор и анализ информации.

4. Анализ конъюнктуры рынка.

5. Выбор методов оценки и их применение для оценки анализируемого

объекта.

6. Согласование результатов, полученных с помощью различных подхо-

дов.

7. Подготовка отчета и заключения об оценке.

8. Доклад об оценке.

 

36. Содержание отчета по оценке стоимости бизнеса

1. Введение.

2. Описание макроэкономических параметров.

3. Характеристика отрасли.

4. Описание предприятия, его финансовое и технико-экономическое

состояние.

5. Исследование данных по сопоставимым предприятиям.

6. Выбор и применение методов оценки.

7. Заключение по оценке.

8. Приложение.

 

37.Понятие и основные цели оценки стоимости предприятия

Бизнес – это предпринимательская деятельность, направленная на

производство и реализацию товаров, услуг, ценных бумаг, денег или других

видов разрешенной законом деятельности с целью получения прибыли. Для

достижения такой цели должно быть создано предприятие.

 

Оценка бизнеса является функцией (деятельностью), которую в разных

ситуациях часто приходится осуществлять в рыночной экономике.

Предмет оценки бизнеса понимается двояко.

Первое его понимание сводится к традиционному сейчас в нашей

стране пониманию оценки бизнеса как оценки фирмы в качестве юридиче-

ского лица. При таком подходе характерно отождествление оценки бизнеса

фирм с оценкой имущества этих фирм.

 

Второе – и наиболее распространенное в мире – понимание оценки

бизнеса заключается в том, чтобы выяснить, сколько стоят не фирмы, за-

рабатывающие те или иные доходы, а права собственности, технологии,

конкурентные преимущества и активы, материальные и нематериальные,

которые дают возможность зарабатывать данные доходы. Причем эти права,

технологии и активы могут принадлежать не юридическим, а физическим

лицам. Это не лишает такие права привлекательности в качестве объектов

купли-продажи на рынке. Следовательно, актуальной остается проблема их

оценки.

 

 Особенности бизнеса как товара:

 

– это товар инвестиционный, т.е. товар, вложения в который осущест-

вляются с целью отдачи в будущем. Затраты и доходы разъединены во вре-

мени. Причем размер ожидаемой прибыли не известен, имеет вероятност-

ный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной

неудачи. Текущая стоимость будущих доходов, которые может получить

собственник, представляет собой верхний предел рыночной цены со сторо-

ны покупателя;

 

– бизнес является системой, но продаваться может как вся система в

целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы;

 

– потребность в этом товаре зависит от процессов, которые происходят

как внутри самого товара, так и во внешней среде. Причем, с одной стороны,

нестабильность в обществе приводит бизнес к неустойчивости, с другой

стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию неста-

бильности и в самом обществе. Из этого вытекает еще одна особенность

бизнеса как товара – потребность в регулировании купли-продажи;

 

– учитывая особое значение устойчивости бизнеса для стабильности в

обществе, необходимо участие государства не только в регулировании ме-

ханизма купли-продажи бизнеса, но и в формировании рыночных цен на

бизнес, в его оценке.

 

Оценку бизнеса проводят в целях: повышения эффективности текуще-

го управления предприятием; определения стоимости ценных бумаг в случае

купли-продажи акций предприятий на фондовом рынке; определения

стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или по частям;

реструктуризации предприятия (ликвидация, слияния, поглощения либо вы-

деления самостоятельных предприятий из состава холдинга); разработки

стратегического плана развития предприятия; определения кредитоспособ-

ности предприятия и стоимости залога при кредитовании; страхования, в

процессе которого возникает необходимость определения стоимости акти-вов

в преддверии потерь; налогообложения; принятия обоснованных управ-

ленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предпри-

ятия, поэтому необходима периодическая переоценка имущества предпри-

ятия; осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса.

 

Если же объектом сделки купли-продажи, кредитования, страхования,

аренды или лизинга, внесения пая является какой -либо элемент имущества

предприятия, а также если определяется налог на имущество и т. п., то от-

дельно оценивается необходимый объект, например недвижимость, машины

и оборудование, нематериальные активы.

 

Таким образом, обоснованность и достоверность оценки стоимости

имущественного комплекса во многом зависит от того, насколько правильно

определена область использования оценки: купля-продажа, получение

кредита, страхование, налогообложение и т. д

 

38.Виды стоимости предприятия

Рыночная стоимость. Рыночная стоимость – наиболее вероятная це-

на, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в

условиях конкуренции, если стороны действуют разумно, располагая всей

необходимой информацией, и при условии, что на величине сделки не от-

ражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т. е. когда:

 

􀀀 одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая

сторона не обязана принимать исполнение;

 

􀀀 стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и

действуют в своих интересах;

 

􀀀 объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты

􀀀 цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки, и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки

с чьей-либо стороны не было;

 

􀀀 платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

 

Инвестиционная стоимость предполагает оценку стоимости предприятия для конкретного инвестора или группы инвесторов.

 

Стоимость воспроизводства – это затраты на воспроизводство точной копии предприятия или другого актива, даже если есть более экономичные аналоги.

 

Стоимость замещения – это затраты на создание предприятия, имеющего с оцениваемым эквивалентную полезность, но построенного в новом архитектурном стиле, с использованием современных и прогрессивных материалов, конструкций, оборудования. Этот вид стоимости широко используется в сфере страхования.

 

Ликвидационная стоимость, или стоимость при вынужденной продаже, – это денежная сумма, которая реально может быть получена от продажи собственности в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга в соответствии с определением рыночной стоимости.

 

Залоговая стоимость – оценка предприятия по рыночной стоимости

для целей ипотечного кредитования.

 

Балансовая стоимость – затраты на строительство или приобретение объекта собственности. Балансовая стоимость бывает первоначальной и восстановительной.

 

Первоначальная стоимость отражается в бухгалтерских документах на момент ввода в эксплуатацию.

 

Восстановительная стоимость –это стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств в современных условиях; определяется в процессе переоценки основных фондов.

 

39.Факторы, влияющие на оценку стоимости предприятия

Важнейшей совокупностью факторов, влияющих на стоимость предприятия, являются факторы со стороны спроса. Спрос определяется предпочтениями потребителей, которые, в первую очередь, зависят от полезности товара, т. е. его будущих прибылей, времени их получения, степени риска, с которым сопряжено их получение; возможности присвоения и, при необходимости, перепродажи.

 

Прибыль, которую может получить собственник от реализации предприятия, зависит от характера его операционной деятельности, определяемой со-отношением доходов и расходов, и возможности получить прибыль от самой продажи данного предприятия.

 

На доход предприятия влияют объем продаж и цены реализации, которые также зависят от платежеспособности спроса и его эластичности. Эластичность спроса определяется отраслевой принадлежностью продукции и наличием товаров-заменителей и дополняющих товаров. На цены оказывают влияние также уровень конкуренции на рынке, степень монополизации рынка

 

и доля оцениваемого предприятия на нем. На величину платежеспособного спроса влияют уровень доходов потребителей, состояние экономики, прогноз на будущее. Спрос на продукцию зависит от стадии его жизненного цикла. На величину выручки влияет качество продукции, определяемое состоянием активов предприятия и технологией производства.

 

Объем сбыта предприятия ограничивается его производственными мощностями, и при их недостатке для того, чтобы предприятие вышло на возможный с точки зрения потребностей рынка сбыт, нужны дополнительные инвестиции в расширение производственных мощностей.

 

Расходы предприятия зависят от того, что и как производит предприятие, какова потребность предприятия в факторах производства, их цены и условия оплаты.

 

Одним из важнейших факторов, влияющих на рыночную стоимость предприятия, является степень контроля, которую получает новый собственник. Предприятие может быть куплено в индивидуальную частную собственность или приобретается контрольный пакет акций. В первом случае рыночная цена будет выше, чем во втором.

 

Другим важным фактором, определяющим рыночную цену, является ликвидност собственности. Рынок предполагает премию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери стоимости.

 

Стоимость акций ликвидных предприятий (а значит, и стоимость самих предприятий), как правило, выше, чем акций неликвидных. С этим положением связано правило: акции открытых акционерных обществ стоят выше акций закрытых. Разница порой весьма значительна (35-50%), что обусловлено многими причинами, в том числе и большими затратами на публичное размещение акций.

Рыночная цена реагирует на любые ограничения, которые имеет бизнес. Стоимость предприятия в значительной степени зависит от квалификации управленческого персонала.

 

Отсутствие вертикальной производственной интеграции значительно влияет на стабильность функционирования предприятия.

Наличие научной базы, масштабы и качество активов, в том числе прогрессивность и изношенность машин и оборудования, также влияют на стоимость предприятий, что следует учесть при его оценке.

 

И, конечно же, рыночная цена предприятия зависит от того, каковы перспективы предприятия: будет ли оно развиваться, или будет закрыто в силу своей неэффективности. При определении рыночной цены предприятия учитывается только та часть его капитала, которая может приносить доходы в той или иной форме в будущем. Поэтому анализ рыночной конъюнктуры при оценке бизнеса имеет существенное значение.

  

40.Основные принципы оценки стоимости предприятия

В результате обобщения опыта экспертов-оценщиков сформулированы

три группы принципов, связанных с: представлением владельца об имуществе; рыночной средой; эксплуатацией имущества.

 

Принципы, связанные с представлением владельца об имуществе

Принцип полезности гласит, что предприятие обладает стоимостью, если оно может быть полезным потенциальному владельцу, т. е. предназначено дляпроизводства определенного вида продукции, ее реализации и полученияприбыли.

Принцип замещения означает, что разумный покупатель не заплатит за предприятие больше, чем наименьшая цена, запрашиваемая за другое аналогичное предприятие с такой же степенью полезности.

Принцип ожидания, т. е. ожидание будущей прибыли или других выгод, которые могут быть получены в будущем от использования имущества предприятия, а также размера денежных средств от его перепродажи.

 

Принципы, связанные с рыночной средой

 

Зависимость. Стоимость предприятия зависит от множества факторов. Но и само оцениваемое предприятие влияет на стоимость окружающих объектов недвижимости и других предприятий, находящихся в данном регионе.

 

Соответствие. Любое предприятие должно соответствовать рыночным и градостроительным стандартам, действующим в данном регионе, а проекты предприятий – общепринятым традициям использования земельных участков в данном районе.

 

Предложение и спрос. Обычно спрос оказывает на цену предприятия большее влияние, чем предложение, так как он более изменчив.

 

Конкуренция. Это соревнование предпринимателей в получении прибыли; она обостряется в тех сферах экономики, где намечается рост прибыли, ведет к росту предложения и снижению массы прибыли.

 

Изменение. Ситуация на рынке постоянно изменяется. Поэтому эксперты-оценщики должны проводить оценку стоимости предприятия на конкретную дату.

 

Принципы, связанные с эксплуатацией имущества

Остаточная продуктивность земельного участка. Земля имеет «остаточную стоимость», т. е.

компенсируется тогда, когда есть остаток дохода после оплаты воспроизводства всех других факторов производства.

Вклад – это сумма, на которую увеличивается или уменьшается стоимость предприятия, вследствие наличия или отсутствия какого-либо улучшения или дополнения к действующим факторам производства.

 

Возрастающая или уменьшающаяся отдача. Данный принцип гласит: по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая прибыль имеет тенденцию увеличиваться растущими темпами до определенного момента, после которого общая отдача хотя и растет, но замедляющимися темпами. Это замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не

становится меньше, чем прирост затрат на добавленные ресурсы.

 

Сбалансированность (пропорциональность) предприятия. Данный принцип означает, что любому виду производства соответствуют оптимальные сочетания факторов производства, при которых достигается максимальная прибыль, а значит, и максимальная стоимость предприятия.

Оптимальный размер (масштаб). Данный принцип (может относиться к любому фактору производства) гласит: любой фактор производства должен иметь оптимальные размеры — будь то само предприятие, его отдельные производства либо участок земли, на котором находится предприятие.

Экономическое разделение и соединение имущественных прав собственности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.246 с.)