Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование концепта огня и его отражение в немецкой национальной картины мира
Для того чтобы наиболее полно выявить и представить все понятийные и образные признаки исследуемого концепта "Feuer", а тем более проникнуть в его базовый образ, было бы правильным проследить основные этапы формирования данного концепта, выявить, каковы наиболее распространенные взгляды на понимание данной стихии, начиная с древних времен. Такое явление природы как огонь, концептуализация которого в немецком языке составляет тему настоящего исследования, существует в виде широкого понятия, заключающего в себе отражение практически всех сфер жизнедеятельности человека, и, кроме того, содержит символическое наполнение. Рассмотрим данное понятие в рамках древних культур, мифология которых наиболее ярко отражает восприятие людьми данного явления. Символика огня получила глубинное измерение, поскольку огонь есть метафора для описания самого Бога (Яхве - огонь рождающий). Символами центров Высшего Сознания являются огни Брамы, которых насчитывается около 49. Саламандра - знак стихии огня, отображает сознание огня с его бесконечной подвижностью и непостоянством. Огонь может разрушать любые формы, а также своей потенцией нести очистительную функцию. Согласно средневековым поверьям саламандра, символика которой использовалась в магии, обитает в огненной реке, дает умные советы, живя в огне и олицетворяя его стихию. В религиозных текстах выделяется гнездо синонимов: свет - блеск - огонь - горение - теплота. Понятие о Боге служит фундаментальным в этом ряду синонимов. В богословии, как и мифологии, действие огня распадается на две основные фазы: ассоциация огня с Богом, то есть творение жизни, и, с другой стороны - очистительная, уничтожающая зло сила. Высший религиозный образ огня - небесный огонь, излучающий свой свет на землю. Вера в бога ассоциируется с божественным огнем в груди человека. В огненной реке сгорают грешники. Уничтожению огнем подлежат следующие пороки: властолюбие, ненависть, воровство, гнев, зависть. Зажженная свеча в церкви осуществляет символическую духовную связь молящегося с Богом. В качестве мужской, активной и невещественной стихии он противопоставляется воде и земле и сближается с воздухом в способности символизировать духовные и божественные явления. Так, например, в Библии с образом Яхве связываются, прежде всего, огонь и ветер. Огонь сопровождает явление Бога, Святой Дух сходит на апостолов в виде языков пламени. Священный негасимый огонь в храме Соломона воспринимается как манифестация присутствия божества. Языки пламени как символ божественности изображались над головами различных мифологических и культовых персонажей во многих странах Востока.
В египетской иероглифике огонь соотносится с представлениями о высоком положении и власти, становясь символом духовной энергии, а также связывается с понятиями жизни и здоровья. Сравнивая восприятие огня представителями различных древних культур, мы приходим к одному единственному выводу: сакрализация огня обусловлена его чудесными, в понимании архаического сознания, способностями: уничтожая растения, он превращает их в вещество, удобряющее землю; ярко светит ночью, может быть перенесен с одного места на другое; если его постоянно питать, обретает вечную жизнь; при кремации отделяет тело от души; отгоняет хищных животных и насекомых, которые вызывают болезни. Огонь считается персонифицированной, одушевленной, живой силой: он стремительно движется; пожирая все живое, остается голодным; он питается и растет, превращаясь в гигантское пламя; будучи красного цвета, он уподобляется человеческой крови; жар огня схож с теплом человеческого тела. Магическую силу огня мы можем проследить, изучая и способы его возникновения. Огонь предстает и как небесный, и как земной по своему происхождению: он нисходит на землю вместе с молнией, и он же живет в вулканах под землей. В целом огонь наделяется амбивалентной символикой, подобно воде. Огонь очага - это символ семейного благополучия и мира; он очищает и защищает, отвращает зло. Огонь противостоит воде, но и тесно связан с ней: он магическим образом отгоняет дождь, но также своим дымом привлекает дождевые облака во время засухи. С огнем в переносном смысле ассоциировался верховный суд над человеком. Отдавать часть огня из домашнего очага, делиться огнем - считалось плохой приметой. "Живой огонь" наши предки добывали три раза в году - в зимний солнцеворот, день весеннего равноденствия и летний солнцеворот. Этот ритуальный огонь разносили по всем домам, считалось, что он обладает очистительной силой.
У Гераклита огонь - то, что лежит в основе всего сущего, и то, из чего все возникает. Как посредник между формами, исчезающими и формами создающимися, огонь, подобно воде, является символом преобразования и перерождения. В то же время возникновение космоса из огня Гераклит определяет как "путь вниз", "недостаток огня" (инволюцию). Душа по своей сути есть огненная субстанция, все лучшее в ней связано с огнем, тогда как худшее - пороки, чувственность - с водой ("душам смерть - воде рожденье"). Огонь - также воплощение меры, логоса, объективного закона мироздания; сам логос предстает как огонь ума filosof.historic.ru. Миф об обретении огня фиксирует выделение человека из мира природы. Особый статус закрепляется в этой связи за женщиной как хранительницей домашнего очага. Во многих традициях распространены мифы о предках, героях и животных, которые даровали людям огонь. Культурные герои приносят его с небес, нередко с другими благами. При этом огонь нередко оказывается связанным с кузнечным ремеслом. Греческий культурный герой Прометей крадет огонь у кузнеца Гефеста. Персонаж мифологии догонов (Мали), первый кузнец Номмо, приносит на землю огонь и первые полевые плоды. В других местах огонь приносят людям птицы или животные, например, собака (особенно в Африке), возможно, потому, что она непосредственно связывается с домашним очагом. В вулканических областях огню приписывается подземное происхождение. Мауи, герой мифа, похищает его у демонической прародительницы Махуик в глубине земли и помещает в дерево; с тех пор огонь получают из древесины (например, трением). В традициях с развитым культом предков огонь (как и другие блага) считается принесенным из загробного мира (как в Восточной Африке). Существование в огне (ср. образ саламандры) и прохождение через огонь (в различных ритуальных практиках) являются образами трансгрессии и символизируют выход за пределы человеческих возможностей. Данная информация позволяет нам объяснить причину того, что современное понимание огня не ограничивается восприятием данного явления как природной стихии и отражает всю сложность и многомерность данного понятия. Огонь отгонял прочь тьму, холод и хищных животных. Огнем окуривали жилище, чтобы в символическом и прямом смысле произвести очищение. Огонь связан с культом семьи, домашнего очага, он символизировал изобилие и благополучие. Поскольку любовь часто связывалась с образом огня, то огонь часто использовался в любовной магии. Здесь он получает самое разное воплощение: огненная стрела, огненная река, огненный змей. Причем выступает он в любовной магии в двух ипостасях: огонь в истинно природном смысле и огонь как жар души. Кроме любви огонь передает и другие человеческие качества. Человеческая душа уподобляется огню, и, когда человек умирает, она постепенно угасает как светильник, факел или свеча. Образ огня в мифологии иногда преобретал антропоморфные черты: это как бы существо с весьма своенравным характером, которое ест и пьет подобно человеку, а рассердившись может уничтожить - отсюда происходит ряд фразеологизмов "brennt wie Feuer", "Feuermund". Последствие горения огня - дым - тоже в своих ассоциациях восходил к очистительной силе огня.
Применение методов концептуального анализа, а так же знание закономерностей криптоклассной организации наших представлений о первостихиях позволяют установить, какие стороны категоризуемого явления осмысливаются немецким языковым сообществом как наиболее существенные и значимые. Мера существенности определенного образа первостихий для языкового сознания и степень узуализированности его значимости определялась через частотность речевых реализаций как явной, так и скрытой категориальной активности классифицируемых единиц. Учитывая вышеизложенный материал о мифологическом понимании огня мы можем сделать вывод о языковом знании об огне. Языковое знание об огне по данным немецкого языка состоит в значительной мере из представлений огня диким зверем: кидается, бросается, рвется, врывается, кусает, жалит. Очевидно, объяснение кроется в первостепенности стойких ассоциаций для национального сознания немцев огня с опасностью. Значимыми являются типичные для огня свойства "жечь" и "быть разжигаемым". Существенно уподобление огня человеку: подчеркивается наличие у огня головы, тела, рук, которыми он трогает, берет, опутывает, цепляется, бъет, накрывает, обнимает, а так же лица, в частности, рта, которым он поглощает все, что встает на его пути. Немецкий язык приписывает ему статус волевого, целесообразного, чувствующего деятеля: злится, торопится, догоняет, ждет, отступает, бывает добрым, злым, жадным, веселым. Важно представление огня подвижным: шевелится; ходячим: ходит, перебирается, крадется, ползет, прыгает, бегает; питающимся: ест, лижет, поглощает, пожирает, его приходится кормить, потому что он может быть ненасытным; смертным: становится слабым, умирает и вновь оживает. Немецкий язык категоризует огненную стихию как физический объект стабильной формы: его можно бросить, взять; он подобен делимому веществу: разбрасывать, кидать, поддерживать, сдерживать. Огонь моделируется по типу водяного тела: течет, струится, растекается, его можно пролить, глотать. Менее значимым, но тем не менее, типичным является представление огня объектом, имеющим форму предметов окружающей действительности: столб, сноп, облако. Лексическая единица Feuer и функционально тождественная ей лексическая единица Flamme интересуют нас как имена природной стихии, в значении "огненного жара, пламени". В заключение можно сделать вывод, что образ огня является центральным и фокусирующим в трактовке мироздания и жизненных процессов как в мифологии, так и в богословии, и как следствие получает языковую репрезентацию в разных языках. Концептуализация огня и языковая репрезентация концепта "Feuer" в современном немецком языке исследуется исходя из вышеприведенных обобщений универсального характера, касающихся специфики формирования в человеческом сознании.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.214.56 (0.011 с.) |