Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция формы правления Третьей Республики во Второй половине 1870-х - 1880-х гг ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Принятие конституции 1875 г. и особенно выборы, проведенные на ее основе, способствовали победе буржуазных республиканцев; в октябре 1877 г. они получили большинство в нижней палате, в декабре- в сенате. В январе 1879 г. на пост президента был избран республиканец Ж. Греви. Победа республиканцев означала приход к власти новых, более либеральных слоев буржуазии. До конца 70-х годов у власти во Франции находились реакционные, преимущественно монархически настроенные круги крупной буржуазии. Однако постепенно в качестве претендента на «монополию власти» выступает средняя и мелкая буржуазия. Произошла также определенная «либерализация» части крупной буржуазии, которая «по мере увеличивающейся решительности и самостоятельности выступлений пролетариата и демократически буржуазных элементов» становилась все более республиканской. Буржуазные республиканцы смогли прийти к власти лишь благодаря поддержке народа, которому они обещали проведение широких реформ. Но, победив на выборах, республиканцы намеренно затягивали проведение каких-либо радикальных преобразований, ограничивались лишь некоторыми мерами. Относительная демократизация Третьей республики, начавшаяся с приходом к власти республиканцев, была вызвана необходимостью решения двух взаимосвязанных задач: укрепления политического господства буржуазии в целом как класса, и обеспечения более гибкой и полной реализации политических интересов тех слоев господствующего класса, которые пришли к власти. Для решения указанных проблем республиканцам пришлось прибегнуть как к некоторому изменению методов политического руководства, так и к коррективам в организации государственной власти. В 1879 г. был принят закон о перенесении столицы и резиденции парламента из Версаля в Париж. Тогда же национальным гимном Франции была признана «Марсельеза», а в 1880 г. национальным праздником объявляется день годовщины взятия Бастилии - 14 июля. В августе 1884 г. Национальное собрание вносит ряд существенных изменений в конституцию. Был принят новый конституционный закон, состоящий из четырех статей и внесший радикальные изменения в конституцию 1875 г. Самым важным в политическом отношении явилось дополнение к закону от 25 февраля 1875 г., согласно которому «республиканская форма правления не может быть предметом предложений о пересмотре. Члены семей, царствовавших во Франции, не могут быть избраны на пост президента». В декабре 1884 г. принимается закон, уничтожающий институт пожизненных сенаторов. В ст. 4 закона указывалось, что члены семей, царствовавших во Франции, не могут быть избраны в состав сената.
Постепенно уменьшалась роль сената в политической жизни страны, хотя по-прежнему он оставался органом, «сдерживающим» палату депутатов. Постепенно снижались роль и значение института президента, «дуализм исполнительной власти эволюционировал в сторону потери полномочий президента республики в пользу правительства». Со временем установилось правило, в силу которого президент не должен претендовать на переизбрание. С 1879 г. президент перестал пользоваться правом роспуска нижней палаты; ни разу не воспользовался он и правом прерывать заседание палат. Фактически не применялось право президента требовать вторичного обсуждения вотированного парламентом закона. Однако правящие классы не пошли на конституционные ограничения президентской власти: его формально широкие полномочия в кризисных ситуациях реакция могла использовать в своих целях. Характеризуя эволюцию формы правления Третьей республики, необходимо учитывать и изменения в методах политического руководства. В начале 80-х годов XIX в. произошла определенная «либерализация» политического режима во Франции. Это в частности выразилось в издании ряда законов: в июне 1880 г. - об амнистии коммунаров и о свободе собраний, в марте 1884 г. принимается закон о свободе профсоюзных организаций, легализировавший фактически действовавшие профсоюзы. Итак, третья республика, конституционно оформленная как парламентская республика с наличием отдельных элементов президентской, в ходе эволюции 70-х - 80-х годов трансформировалась в классическую буржуазную парламентскую республику. Этот процесс характеризовался изменение фактического и юридического статуса некоторых органов власти, а также созданием новых политических институтов, что позволяло французской буржуазии более гибко осуществлять свое экономическое и политическое господство.
Государственный строй III Республики во Франции, юридически закрепленный в законах 1875 г., просуществовал до начала II мировой войны. В результате военного поражения территория северной Франции в 1940 г. было оккупирована германскими войсками, на юге страны сохранились институты французской государственности. Новое правительство во главе с маршалом Петэном, обосновавшись в г. Виши, издало 13 законов, которые аннулировали конституцию III республики. Заключение Рождение Третьей Республики произошло в муках франко-прусской войны и Парижской Коммуны. В последней трети XIX в. вопросом, который больше всего разделял французов, являлся вопрос о форме правления. По линии принятия или неприятия республики и пролег основной водораздел между «правыми» и «левыми», как со времени революции XVIII в. во Франции называли два противостоящих друг другу лагеря противников и сторонников политического и социального обновления страны. Третья республика во Франции была формально провозглашена 4 сентября 1870 г. Однако ее конституирование произошло лишь в начале 1875 г. Конституция Третьей Республики включала в себя три закона, принятые соответственно 24, 25 февраля и 10 июля: об организации сената, об организации государственной власти, об отношении государственных властей. К этим законам непосредственно примыкают еще два, названных основными (о выборах в сенат и о порядке выборов в палату депутатов), но фактически относящихся к категории обычных законов, так как их изменение в отличие от первых трех не связывалось с созывом Национального собрания. Последние два закона в значительной мере определяли устройство государственной власти Третьей республики, поэтому они могут с известными оговорками быть включены в конституцию. Конституцию 1875 г. отличали фрагментарность, краткость, отсутствие декларации о принципах государственного строя. В ней лишь косвенно упоминалось о республиканской форме правления. В ст. 2 закона от 25 февраля 1875 г. было записано: «Президент республики избирается абсолютным большинством голосов сената и палаты депутатов». В 1884 г. принимается закон, гласящий, что республиканская форма правления не может быть предметом предложения о пересмотре. Третья республика оказалась долговечной: она продержалась до поражения Франции во второй мировой войне и официально перестала существовать в июле 1940 г. Утверждение республиканского строя было во Франции результатом многолетней и драматической борьбы. Нужно отметить, что в череде революций и переворотов XIX века каждое новое правительство по большому счету не перечеркивало опыт предшественников. Несмотря на все катаклизмы французам в конечном итоге удалось выдержать главную линию развития государственного строя страны в XIX веке - это развитие правового государства, основанного на принципах конституционализма, разделения властей, примата права над силой. В конечном итоге Франции удалось выйти на устойчивый путь развития. Список литературы 1. Антюхина В.И. Третья республика во Франции. М., 1985. 366 с. . Ардан Ф. Франция: государственная система. М., 1994. 284 с. . Беляков, В. Г. Форма правления во Франции в 70-х - 80-х годах XIX века. //Правоведение. -1984. - № 6. - С. 98 - 101 . Всеобщая история государства и права. - М., 1998. 478 с. . Де Мишель А. и др. Институты и власть во Франции. М., 1977. 266 с. . История государства и права зарубежных стран. - Ч.2. - М., 2004. 704 с. . История государства и права зарубежных стран. Т. 2. Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М., 1999. 380 с. . История Европы. Т.5. М., 2000. 678 с. . История Парижской Коммуны 1871 г. М., 1971. 771 с. . История Франции, т. 2. М., 1973. 664 с. . Новая история стран Европы и Америки. Ч. 2. М., 2001. 452 с. . Новая история. Ч. 2. М., 1989. 380 с. . Олар А. Политическая история Французской революции. М., 1986. 195 с. . Омельченко О.Н. Всеобщая история государства и права. Т. 2. М., 1998. 358 с. . Парижская Коммуна 1871 г. М., 1981. 376 с. . Серебренников В. Конституционное право Франции. М., 1976. 188 с. . Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 1. М., 1998. . Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995. 366 с. Приложение
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.009 с.) |