Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тенденции развития взаимоотношений мужчины и женщины на страницах современных женских журналов
Проблема взаимоотношений полов - одна из основных проблем современного общества, ставшая еще более актуальной в контексте снижения значимости семьи как социального института в последние десятилетия, особенно характерного для западного общества. Медиа-исследователи утверждают, что СМИ являются одним из основных источников формирования ценностей человека, в том числе семейных, а также источником конструирования гендерного поведения и взаимодействия в целом. Учитывая вышесказанное, рассмотрим репрезентацию взаимоотношений женщины и мужчины в СМИ на примере современных журналов, поскольку, на наш взгляд, женская пресса является таким сегментом СМИ, в котором формирование ценностей, связанных с гендерными вопросами, очевидно. Проведенный нами контент-анализ журналистских и рекламных материалов, опубликованных в популярных женских журналах в 2013-2015 гг., показал, что основными темами издания являются мода и красота, обустройство дома, кулинария и внутрисемейные взаимоотношения. Таким образом, на страницах исследуемого издания образ женщины транслируется в соответствии с ее традиционными гендерными ролями, и приватная сфера деятельности репрезентируется как преимущественно женская. В отношениях с партнером женщина изображается либо как соблазнительница, либо как хитрый и осторожный дипломат. Что касается образа женщины-соблазнительницы, отметим, что результаты проведенного автором контент-анализа свидетельствуют об эксплуатации образа красивой женщины в исследуемом издании. При этом красота преподносится в качестве основного достоинства женщины, приоритетной жизненной целью которой должно быть стремление стать привлекательной. Образ красивой женщины в журнале воспроизводится в соответствии со стереотипными представлениями об идеальной красоте, включающей в себя следующие составляющие: ухоженный внешний вид, стройность (точнее сказать, худобу), молодость, сексуальность и следование моде, - соответствие вышеперечисленным «критериям» и делает женщину желанной, соблазнительной. Авторы статей поощряют чувственность читательниц, их желание нравиться мужчинам и дают им советы, как себя вести, какую одежду носить, какой делать макияж, чтобы добиться внимания представителей противоположного пола.
Приведем примеры: «Макияж в стиле Nude придаст образу нежность и чувственность» (Женские секреты, 2015, №4). В статье «Летняя красавица» (Women’s Helth, 2014, №6) автор пишет: «Сейчас лето, и нам хочется нравиться (еще больше)!... вы умираете от желания, чтобы он вас заметил... Приступайте: продемонстрируйте ваши волосы, ноги... или взгляд. Если летом и нужно напрягать силы, так только ради того, чтобы посмотреть на жизнь под углом чувственности, даже отчасти сладострастия». В контексте представления женщины как соблазнительницы отметим, что много внимания в журнале уделяется сексуальным отношениям полов. В качестве примеров можно привести статьи, имеющие место практически в каждом рассмотренном журнале. «Простые способы сделать свой секс еще круче»: «У нас для тебя новые советы из серии ЗОЖ - да не простые, а самые горячие. Мы выяснили, как действовать, чтобы получать больше удовольствия в постели. Читай скорее - не пожалеешь!» (Women’s Helth, 2015, №2) «Хочу не могу: Как победить аноргазмию» (Women’s Helth, 2015, №2) «Специальный проект ELLE и MAXIM. Мужчины признались, чего они хотят от женщина на самом деле» (ELLE, 2015, № 2). «Новый секс от «А» до «Я». Словарь новых актуальных тенденций и гаджетов» (ELLE, 2015, №2). «Уже не девочки. Пройдите тест и узнайте ваш сексуальный возраст» (ELLE, 2015, №2). На наш взгляд, пристальное внимание к проблеме сексуальных отношений связано не столько со снятием табу с данной темы, сколько с представлением женщины как сексуального объекта и с навязыванием ей идеалов красоты, в том числе сексуальности как компонента красоты. Что касается женской дипломатии, опираясь на гендерные стереотипы, связанные с процессом межличностного взаимодействия, авторы журналов приписывают женщинам жертвенность, мягкость, порой хитрость, и положительно оценивают проявление женщинами этих качеств. Так в статье «Оторви и брось» (Women’s Helth, 2015, №2) читательницам дается совет, как правильно определить, с кем вступать в общение, а с кем его избегать. В материале «Его навязчивые друзья» (Добрые советы, 2014, №10) женщинам рекомендуется терпеть постоянное присутствие друзей бойфренда, если он к ним очень привязан.
В статье «Праздник для него» (Добрые советы, 2015, №2) читательницы получают рекомендации о том, как правильно подарить подарки любимому мужчине, чтобы добиться его расположения и улучшить отношения: «Мужчины любят быть в центре внимания, но только по значимым в их системе ценностей поводам - победил, защитил, обеспечил. А чтобы так просто ими восхищаться - лучше не надо. Некоторые даже в день рождения отгулы берут, чтобы избежать повышенного внимания коллег». В материале «Что им нравится на самом деле...» (Women’s Helth, 2014, №7) ради сохранения гармонии в отношениях женщинам при любых обстоятельствах рекомендуется делать вид, что мужчина доминирует: «Когда мужчина находит женщину «слишком» умной, «слишком» самоуверенной, «слишком» сильной, «слишком» громогласной, он ощущает себя не на высоте положения. К счастью. женщина умеет успокоить мужчину и вернуть ему чувство, что игру ведет он». Подобное притворство получает положительную характеристику только потому, что не вступает в противоречие с традиционными представлениями о женской покорности, пассивности, беспомощности и зависимости. Проблема женской нечестности затрагивается также в статье «Ложь во спасение» (Добрые советы, 2014, №4), автор которой утверждает, что иногда незначительная ложь может быть полезной, например, если она является «спасительной» ложью женщины, адресованной мужчине. Так, женщина может говорить своему супругу неправду, чтобы придать ему уверенности в себе: «Нет, дорогой, уверяю тебя, совершенно незаметно, что ты лысеешь». Таким образом, в современных журналах продвигается мысль, что для женщины в отношениях с противоположным полом все средства хороши, в том числе хитрость и нечестность. Еще один пример осуждения женского «коварства» находим в материале «Курортный роман», в котором объединены прокомментированные психологом истории читательниц на тему супружеских измен. Одна из женщин рассказывает о том, что в период летних отпусков, проведенных без мужа, у нее было множество любовных приключений, за которые она не испытывает ни малейшего чувства вины, и ее «единственное правило» заключается в том, чтобы «супруг ничего об этом не знал» (Женские секреты, 2014, №7). Такое поведение психолог сравнивает с действиями ребенка, вырвавшегося из-под родительской опеки и радостно нарушающего прежние запреты, и добавляет: «...Освобожденные от социальных и семейных ограничений, некоторые люди перестают обременять себя сохранением верности. Они меньше прислушиваются к своему сверх-я, этому внутреннему жандарму, предостерегающему нас от необдуманных поступков!». Казалось бы совершенно справедливая критика безнравственного поведения. Однако мужскую измену психолог комментирует в том же материале более лояльно: скрытность мужчины, который изменяет, одобряется как верный тактический ход, а сама мужская неверность объявляется реакцией на отношения, которые чем-то не устраивают мужчину. И в контексте данной проблемы психолог дает читательницам журнала совет, последовав которому, они смогут предотвратить мужскую измену: «Используйте летний период, чтобы... удивлять его более смелым поведением (в сексуальных отношениях)». Данная позиция эксперта транслирует двойной гендерный стандарт: женская измена интерпретируется как необдуманный поступок, свидетельствующий об инфантильности, а мужская измена - как неудовлетворенность отношениями, в частности сексуальными, над улучшением которых женщине необходимо работать. Так читателей отсылают к известному гендерному «мифу» о якобы природной полигамности мужчин и моногамности женщин.
Таким образом, можно говорить о двух основных аспектах репрезентации взаимоотношений женщины и мужчины в современных женских журналах. С одной стороны, на них оказывают ощутимое влияние гендерные стереотипы: женщина представлена в качестве сексуального объекта, физические параметры которого (внешность, фигура) строго регламентированы понятиями об идеальной красоте, также стереотипизированными. Кроме того, женский образ транслируется в рамках патриархатных стереотипов, связанных с представлениями о второстепенной роли женщины в семье (паре) и социуме в целом. Однако с другой стороны, очевидна трансформация традиционных ценностей, выражающаяся в предпочтении физиологической составляющей отношений женщины и мужчины перед духовной, а также пренебрежение нормами морали и нравственности, соблюдение которых - в соответствии с двойными гендерными стандартами - требуется в большей степени от женщин, нежели о мужчин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного анализа были сделаны следующие выводы. Историко-типологический анализ женских журналов позволяет выделить перечень следующих функций прессы: информационную, пропагандистскую, организаторскую, рекреативную, культурно-просветительскую. К основным системообразующим принципам женской прессы исследователи относят ее эмоциональную, социально-экономическую, образовательно-воспитывающую и практическую направленность, связанную с формированием личности женщин, ее общественного дела, укреплением семьи, здоровья. Типологические особенности женской прессы можно рассматривать и с точки зрения ее содержательных аспектов и форм. В результате исследования определены основные типы женских журналов. Их анализ показывает, что в начале 90-х гг. в России начала складываться новая система прессы, которая продолжает свое развитие. Аналогичность существующих типологических групп в отечественной и зарубежной прессе позволяет говорить о значительности влияния западной периодики на отечественный рынок, в ходе чего в стране появились русскоязычные версии западных журналов, расширивших собой сеть международных изданий. Опыт зарубежных издателей повлиял на формирование структуры современной российской периодики, на изменение отношения к оформлению, превратив его в одну из приоритетных сторон в женской прессе России.
Ретроспективный анализ женской прессы показал, что в России в 90-х годах прошлого века начала складываться новая система прессы, которая продолжает свое развитие. Аналогичность существующих типологических групп в отечественной и зарубежной прессе позволяет говорить о значительности влияния западной периодики на отечественный рынок, в ходе чего в стране появились русскоязычные версии западных журналов, расширивших собой сеть международных изданий. Опыт зарубежных издателей повлиял на формирование структуры современной российской периодики, на изменение отношения к оформлению, превратив его в одну из приоритетных сторон в женской прессе России. На основе рассмотренных материалов современной журнальной периодики для женщин в работе выделена система доминирующих в настоящее время медиаообразов женщины: женщина-политик, политик как секс символ, деловая женщина, женщина-лидер, карьеристка, женщина-исполнитель, женщина - мать и жена, привлекательная женщина, творческая женщина и т.д. В целомрепрезентация образа женщины в российской журнальной прессе в разрезе носит двоякий характер. С одной стороны, он отличается противоречивостью и разобщенностью, что в целом характерно для переходных периодов. С другой стороны, в некоторых вопросах обнаруживается единство, а именно превалирование публикаций с упоминанием женщины в сфере привлекательности и семейных отношений. Рассмотрев наиболее часто встречающиеся образы женщины, мы пришли к ряду существенных выводов. Общий признак, объединяющий всех женщин, которые становятся героинями материалов прессы, так называемый «общедоминирющий» тип - образ успешной женщины. Но, несмотря на то, что обывательницы неинтересны газете, они задают образцы нормативности даже в большей степени, чем успешные и яркие женщины. Выполняя роль образа, с которым «обыкновенной» читательнице хочется себя ассоциировать, эти героини, как правило, больше всего подвержены стереотипизации и патриархализации, поэтому представляют опасность для развития эгалитарных принципов в журналистике. В качестве героини современные журналы чаще выбирают женщин с преобладающей маскулинной или андрогинной идентичностью. Героини публикаций в журнальной прессе больше склонны проявлять признаки маскулинной идентичности, в то время как в массовой прессе больше внимания уделяется женщинам с андрогинной и феминной идентичностью. При этом семейная и личная сферы не определяются как область, где женщина может самореализоваться в полной мере: без успехов в карьере женщина часто чувствует себя неуспешной.
В настоящее время образ женщины формируется под влиянием ряда тенденций. Отсутствие единой системы ценностей в гендерных вопросах как у общества в силу низкой гендерной культуры, так и внутри СМИ. Происходит конфликт ценностей журналистов и редакторов, который заключается в борьбе между разными традициями и культурами - советской, постсоветской, современной прозападной. Невысокий уровень просвещенности большинства сотрудников СМИ в плане возможностей гендерного конструирования, низкий уровень самосознания в вопросах, касающихся ретрансляции моделей гендерной идентичности. Рост числа женщин, активно занятых в политической, экономической, социальной деятельности, стремящихся обрести самостоятельность, материальную независимость, готовых публично отстаивать собственные права и ориентиры. Можно говорить о двух основных аспектах репрезентации взаимоотношений женщины и мужчины в современных женских журналах. С одной стороны, на них оказывают ощутимое влияние гендерные стереотипы: женщина представлена в качестве сексуального объекта, физические параметры которого (внешность, фигура) строго регламентированы понятиями об идеальной красоте, также стереотипизированными. Кроме того, женский образ транслируется в рамках патриархатных стереотипов, связанных с представлениями о второстепенной роли женщины в семье (паре) и социуме в целом. Однако с другой стороны, очевидна трансформация традиционных ценностей, выражающаяся в предпочтении физиологической составляющей отношений женщины и мужчины перед духовной, а также пренебрежение нормами морали и нравственности, соблюдение которых - в соответствии с двойными гендерными стандартами - требуется в большей степени от женщин, нежели о мужчин.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.013 с.) |