Тенденции развития взаимоотношений мужчины и женщины на страницах современных женских журналов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции развития взаимоотношений мужчины и женщины на страницах современных женских журналов



Проблема взаимоотношений полов - одна из основных проблем современного общества, ставшая еще более актуальной в контексте снижения значимости семьи как социального института в последние десятилетия, особенно характерного для западного общества. Медиа-исследователи утверждают, что СМИ являются одним из основных источников формирования ценностей человека, в том числе семейных, а также источником конструирования гендерного поведения и взаимодействия в целом. Учитывая вышесказанное, рассмотрим репрезентацию взаимоотношений женщины и мужчины в СМИ на примере современных журналов, поскольку, на наш взгляд, женская пресса является таким сегментом СМИ, в котором формирование ценностей, связанных с гендерными вопросами, очевидно.

Проведенный нами контент-анализ журналистских и рекламных материалов, опубликованных в популярных женских журналах в 2013-2015 гг., показал, что основными темами издания являются мода и красота, обустройство дома, кулинария и внутрисемейные взаимоотношения. Таким образом, на страницах исследуемого издания образ женщины транслируется в соответствии с ее традиционными гендерными ролями, и приватная сфера деятельности репрезентируется как преимущественно женская.

В отношениях с партнером женщина изображается либо как соблазнительница, либо как хитрый и осторожный дипломат. Что касается образа женщины-соблазнительницы, отметим, что результаты проведенного автором контент-анализа свидетельствуют об эксплуатации образа красивой женщины в исследуемом издании. При этом красота преподносится в качестве основного достоинства женщины, приоритетной жизненной целью которой должно быть стремление стать привлекательной. Образ красивой женщины в журнале воспроизводится в соответствии со стереотипными представлениями об идеальной красоте, включающей в себя следующие составляющие: ухоженный внешний вид, стройность (точнее сказать, худобу), молодость, сексуальность и следование моде, - соответствие вышеперечисленным «критериям» и делает женщину желанной, соблазнительной. Авторы статей поощряют чувственность читательниц, их желание нравиться мужчинам и дают им советы, как себя вести, какую одежду носить, какой делать макияж, чтобы добиться внимания представителей противоположного пола.

Приведем примеры:

«Макияж в стиле Nude придаст образу нежность и чувственность» (Женские секреты, 2015, №4).

В статье «Летняя красавица» (Women’s Helth, 2014, №6) автор пишет: «Сейчас лето, и нам хочется нравиться (еще больше)!... вы умираете от желания, чтобы он вас заметил... Приступайте: продемонстрируйте ваши волосы, ноги... или взгляд. Если летом и нужно напрягать силы, так только ради того, чтобы посмотреть на жизнь под углом чувственности, даже отчасти сладострастия».

В контексте представления женщины как соблазнительницы отметим, что много внимания в журнале уделяется сексуальным отношениям полов. В качестве примеров можно привести статьи, имеющие место практически в каждом рассмотренном журнале.

«Простые способы сделать свой секс еще круче»: «У нас для тебя новые советы из серии ЗОЖ - да не простые, а самые горячие. Мы выяснили, как действовать, чтобы получать больше удовольствия в постели. Читай скорее - не пожалеешь!» (Women’s Helth, 2015, №2)

«Хочу не могу: Как победить аноргазмию» (Women’s Helth, 2015, №2)

«Специальный проект ELLE и MAXIM. Мужчины признались, чего они хотят от женщина на самом деле» (ELLE, 2015, № 2).

«Новый секс от «А» до «Я». Словарь новых актуальных тенденций и гаджетов» (ELLE, 2015, №2).

«Уже не девочки. Пройдите тест и узнайте ваш сексуальный возраст» (ELLE, 2015, №2).

На наш взгляд, пристальное внимание к проблеме сексуальных отношений связано не столько со снятием табу с данной темы, сколько с представлением женщины как сексуального объекта и с навязыванием ей идеалов красоты, в том числе сексуальности как компонента красоты.

Что касается женской дипломатии, опираясь на гендерные стереотипы, связанные с процессом межличностного взаимодействия, авторы журналов приписывают женщинам жертвенность, мягкость, порой хитрость, и положительно оценивают проявление женщинами этих качеств.

Так в статье «Оторви и брось» (Women’s Helth, 2015, №2) читательницам дается совет, как правильно определить, с кем вступать в общение, а с кем его избегать.

В материале «Его навязчивые друзья» (Добрые советы, 2014, №10) женщинам рекомендуется терпеть постоянное присутствие друзей бойфренда, если он к ним очень привязан.

В статье «Праздник для него» (Добрые советы, 2015, №2) читательницы получают рекомендации о том, как правильно подарить подарки любимому мужчине, чтобы добиться его расположения и улучшить отношения: «Мужчины любят быть в центре внимания, но только по значимым в их системе ценностей поводам - победил, защитил, обеспечил. А чтобы так просто ими восхищаться - лучше не надо. Некоторые даже в день рождения отгулы берут, чтобы избежать повышенного внимания коллег».

В материале «Что им нравится на самом деле...» (Women’s Helth, 2014, №7) ради сохранения гармонии в отношениях женщинам при любых обстоятельствах рекомендуется делать вид, что мужчина доминирует: «Когда мужчина находит женщину «слишком» умной, «слишком» самоуверенной, «слишком» сильной, «слишком» громогласной, он ощущает себя не на высоте положения. К счастью. женщина умеет успокоить мужчину и вернуть ему чувство, что игру ведет он». Подобное притворство получает положительную характеристику только потому, что не вступает в противоречие с традиционными представлениями о женской покорности, пассивности, беспомощности и зависимости.

Проблема женской нечестности затрагивается также в статье «Ложь во спасение» (Добрые советы, 2014, №4), автор которой утверждает, что иногда незначительная ложь может быть полезной, например, если она является «спасительной» ложью женщины, адресованной мужчине. Так, женщина может говорить своему супругу неправду, чтобы придать ему уверенности в себе: «Нет, дорогой, уверяю тебя, совершенно незаметно, что ты лысеешь». Таким образом, в современных журналах продвигается мысль, что для женщины в отношениях с противоположным полом все средства хороши, в том числе хитрость и нечестность.

Еще один пример осуждения женского «коварства» находим в материале «Курортный роман», в котором объединены прокомментированные психологом истории читательниц на тему супружеских измен. Одна из женщин рассказывает о том, что в период летних отпусков, проведенных без мужа, у нее было множество любовных приключений, за которые она не испытывает ни малейшего чувства вины, и ее «единственное правило» заключается в том, чтобы «супруг ничего об этом не знал» (Женские секреты, 2014, №7). Такое поведение психолог сравнивает с действиями ребенка, вырвавшегося из-под родительской опеки и радостно нарушающего прежние запреты, и добавляет: «...Освобожденные от социальных и семейных ограничений, некоторые люди перестают обременять себя сохранением верности. Они меньше прислушиваются к своему сверх-я, этому внутреннему жандарму, предостерегающему нас от необдуманных поступков!». Казалось бы совершенно справедливая критика безнравственного поведения.

Однако мужскую измену психолог комментирует в том же материале более лояльно: скрытность мужчины, который изменяет, одобряется как верный тактический ход, а сама мужская неверность объявляется реакцией на отношения, которые чем-то не устраивают мужчину. И в контексте данной проблемы психолог дает читательницам журнала совет, последовав которому, они смогут предотвратить мужскую измену: «Используйте летний период, чтобы... удивлять его более смелым поведением (в сексуальных отношениях)». Данная позиция эксперта транслирует двойной гендерный стандарт: женская измена интерпретируется как необдуманный поступок, свидетельствующий об инфантильности, а мужская измена - как неудовлетворенность отношениями, в частности сексуальными, над улучшением которых женщине необходимо работать. Так читателей отсылают к известному гендерному «мифу» о якобы природной полигамности мужчин и моногамности женщин.

Таким образом, можно говорить о двух основных аспектах репрезентации взаимоотношений женщины и мужчины в современных женских журналах. С одной стороны, на них оказывают ощутимое влияние гендерные стереотипы: женщина представлена в качестве сексуального объекта, физические параметры которого (внешность, фигура) строго регламентированы понятиями об идеальной красоте, также стереотипизированными. Кроме того, женский образ транслируется в рамках патриархатных стереотипов, связанных с представлениями о второстепенной роли женщины в семье (паре) и социуме в целом. Однако с другой стороны, очевидна трансформация традиционных ценностей, выражающаяся в предпочтении физиологической составляющей отношений женщины и мужчины перед духовной, а также пренебрежение нормами морали и нравственности, соблюдение которых - в соответствии с двойными гендерными стандартами - требуется в большей степени от женщин, нежели о мужчин.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе проведенного анализа были сделаны следующие выводы.

Историко-типологический анализ женских журналов позволяет выделить перечень следующих функций прессы: информационную, пропагандистскую, организаторскую, рекреативную, культурно-просветительскую.

К основным системообразующим принципам женской прессы исследователи относят ее эмоциональную, социально-экономическую, образовательно-воспитывающую и практическую направленность, связанную с формированием личности женщин, ее общественного дела, укреплением семьи, здоровья.

Типологические особенности женской прессы можно рассматривать и с точки зрения ее содержательных аспектов и форм.

В результате исследования определены основные типы женских журналов. Их анализ показывает, что в начале 90-х гг. в России начала складываться новая система прессы, которая продолжает свое развитие. Аналогичность существующих типологических групп в отечественной и зарубежной прессе позволяет говорить о значительности влияния западной периодики на отечественный рынок, в ходе чего в стране появились русскоязычные версии западных журналов, расширивших собой сеть международных изданий. Опыт зарубежных издателей повлиял на формирование структуры современной российской периодики, на изменение отношения к оформлению, превратив его в одну из приоритетных сторон в женской прессе России.

Ретроспективный анализ женской прессы показал, что в России в 90-х годах прошлого века начала складываться новая система прессы, которая продолжает свое развитие. Аналогичность существующих типологических групп в отечественной и зарубежной прессе позволяет говорить о значительности влияния западной периодики на отечественный рынок, в ходе чего в стране появились русскоязычные версии западных журналов, расширивших собой сеть международных изданий. Опыт зарубежных издателей повлиял на формирование структуры современной российской периодики, на изменение отношения к оформлению, превратив его в одну из приоритетных сторон в женской прессе России.

На основе рассмотренных материалов современной журнальной периодики для женщин в работе выделена система доминирующих в настоящее время медиаообразов женщины: женщина-политик, политик как секс символ, деловая женщина, женщина-лидер, карьеристка, женщина-исполнитель, женщина - мать и жена, привлекательная женщина, творческая женщина и т.д.

В целомрепрезентация образа женщины в российской журнальной прессе в разрезе носит двоякий характер. С одной стороны, он отличается противоречивостью и разобщенностью, что в целом характерно для переходных периодов. С другой стороны, в некоторых вопросах обнаруживается единство, а именно превалирование публикаций с упоминанием женщины в сфере привлекательности и семейных отношений.

Рассмотрев наиболее часто встречающиеся образы женщины, мы пришли к ряду существенных выводов. Общий признак, объединяющий всех женщин, которые становятся героинями материалов прессы, так называемый «общедоминирющий» тип - образ успешной женщины. Но, несмотря на то, что обывательницы неинтересны газете, они задают образцы нормативности даже в большей степени, чем успешные и яркие женщины. Выполняя роль образа, с которым «обыкновенной» читательнице хочется себя ассоциировать, эти героини, как правило, больше всего подвержены стереотипизации и патриархализации, поэтому представляют опасность для развития эгалитарных принципов в журналистике.

В качестве героини современные журналы чаще выбирают женщин с преобладающей маскулинной или андрогинной идентичностью. Героини публикаций в журнальной прессе больше склонны проявлять признаки маскулинной идентичности, в то время как в массовой прессе больше внимания уделяется женщинам с андрогинной и феминной идентичностью. При этом семейная и личная сферы не определяются как область, где женщина может самореализоваться в полной мере: без успехов в карьере женщина часто чувствует себя неуспешной.

В настоящее время образ женщины формируется под влиянием ряда тенденций. Отсутствие единой системы ценностей в гендерных вопросах как у общества в силу низкой гендерной культуры, так и внутри СМИ. Происходит конфликт ценностей журналистов и редакторов, который заключается в борьбе между разными традициями и культурами - советской, постсоветской, современной прозападной. Невысокий уровень просвещенности большинства сотрудников СМИ в плане возможностей гендерного конструирования, низкий уровень самосознания в вопросах, касающихся ретрансляции моделей гендерной идентичности. Рост числа женщин, активно занятых в политической, экономической, социальной деятельности, стремящихся обрести самостоятельность, материальную независимость, готовых публично отстаивать собственные права и ориентиры.

Можно говорить о двух основных аспектах репрезентации взаимоотношений женщины и мужчины в современных женских журналах. С одной стороны, на них оказывают ощутимое влияние гендерные стереотипы: женщина представлена в качестве сексуального объекта, физические параметры которого (внешность, фигура) строго регламентированы понятиями об идеальной красоте, также стереотипизированными. Кроме того, женский образ транслируется в рамках патриархатных стереотипов, связанных с представлениями о второстепенной роли женщины в семье (паре) и социуме в целом. Однако с другой стороны, очевидна трансформация традиционных ценностей, выражающаяся в предпочтении физиологической составляющей отношений женщины и мужчины перед духовной, а также пренебрежение нормами морали и нравственности, соблюдение которых - в соответствии с двойными гендерными стандартами - требуется в большей степени от женщин, нежели о мужчин.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.013 с.)