Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тематические особенности женских журналов
В основе характера публикуемой информации лежит предметно-тематическая направленность издания. Тематика женских изданий весьма широка. В разные периоды времени она менялась, приобретая свою специфику и направление. Однако существует и некоторая тематическая общность на всем протяжении развития данного вида прессы (гигиена, взаимоотношения полов, практическая мода и стиль, психология, полезные советы, рукоделие, кулинария, воспитание детей и т.д.). Лу Мими отмечает, что когда речь идет о характере информации, то имеются в виду информационные потребности и интересы уже известной аудитории [Лу Мими, 1998]. Так возникает такое понятие, как «издание универсального типа», т.е. издание, вбирающее в свое содержание весь круг тем и проблем, интересующих определенную аудиторию, в нашем случае - женскую. При этом, поскольку женская аудитория неоднородна по своему составу, возникают различные уровни «универсальности» в зависимости от возрастных, профессиональных, образовательных и других особенностей групп читательниц. На основе рассмотренных материалов современной журнальной периодики для женщин можно выделить систему доминирующих в настоящее время медиаообразов женщины [Балалуева, 2013, с. 134]. В современных условиях перед женщинами открывается гораздо больше возможностей для участия во всех сферах общественной жизни, и представляется необходимым рассмотреть максимально возможное их число. Ключевыми характеристиками, позволяющими отнести образ женщины к тому или иному типу, является характер ее деятельности и преобладание маскулинных, феминных или андрогинных черт в ее образе. Женщина-политик - один из наиболее активных и сильных медиаобразов женщины. Характер ее работы - участие в событиях государственного, макроуровня, политическая деятельность. Говорить о репрезентативности этого образа с точки зрения гендерных моделей представляется несколько спорным хотя бы потому, что многие успешные женщины-политики пользуются услугами имиджмейкеров и pr-специалистов, поэтому более интересно не столько описать данный образ, сколько правильно воспринимать его - как самими женщинами, так и их коллегами-мужчинами. В силу своей профессии женщина-политик является участником публичного пространства, что сделало этот типаж одним из самых популярных образов гендерных исследований масс-медиа.
Можно выделить доминирующие медиаобразы женщин-политиков. «Железные леди» (М. Тэтчер, К. Райс, Э. Набиуллина) - консервативный имидж, высокий профессионализм, жесткость и принципиальность, оперативность в решении политических вопросов. Такие женщины внешне соблюдают атрибуты женственности, но в профессиональной деятельности ведут себя подчеркнуто агрессивно, легко берут на себя ответственность за значимые решения. «Антиженственные» политики (А. Меркель, Т. Халонен), профессиональные и успешные управленцы, представительницы неяркого внешнего имиджа. Их политический стиль - уравновешенный, компромиссный, аналитический, они избегают острых конфликтов. Атрибуты женственности такие политики не используют, что не мешает им успешно выступать на публике. Политики как секс-символы (А. Кабаева, С. Хоркина, М. Малиновская) - как правило, политики без профильного юридического образования, в российской действительности пришедшие в эту сферу из спорта, шоу-бизнеса и других областей. Такие женщины нередко не демонстрируют явных политических успехов и не принимают активного участия в решении важных вопросов, но привлекательность и неформальные связи помогают им занимать государственные должности. В образе женщины-политика исторически сложился ряд мифов, а именно: если женщина как политик совершает ошибки, это именно потому, что она женщина; внешность всегда играет решающее значение в том, как складывается карьера женщины на политической арене; женщина не может быть и успешным политиком, и успешной матерью и женой; женщины не приходят в политику самостоятельно и проч. Е.А. Чирикова, исследующая представленность женщин в политике и бизнесе и их возможности в этих сферах, отмечает: «За последнее десятилетие представительство женщин в структурах российской власти немного выросло. Однако говорить об изменении сложившегося порядка, когда женщины преобладают на нижних этажах власти и их число уменьшается по мере продвижения по иерархической лестнице, пока преждевременно» [Чирикова, URL].
Далее опишем тип деловой женщины, который можно разделить на три подпипа: бизнесвуман, обладающая максимальной свободой в принятии операционных и стратегических решений, женщину-исполнителя, имеющую высокую степень свободы в принятии решений и занимающей руководящие, но зависимые от иерархии посты, и женщину, ориентированную на построение карьеры, объединенных желанием найти свое «профессиональное призвание» и добиться в нем максимальных результатов. Бизнесвумен. В России приход женщин в бизнес стал возможен только после распада Советского союза. Они не имели возможности участвовать в крупном бизнесе, приватизированном мужчинами, и становились, как правило, во главе малых и средних предприятий. Парадоксально, но именно кризисы 1998 и 2008 гг. увеличили число женщин-предпринимательниц в России: как отмечают исследователи [Здравомыслова, 2002], кризис в экономике часто порождает кризис гендерный, а именно - кризис маскулинности, и многим женщинам зачастую приходиться брать на себя мужские функции, чтобы обеспечить себя или свою семью. Таким образом, данный тип женского бизнеса в 1990-е гг. можно назвать «вынужденным предпринимательством» [Блохина, 2012, с.150], и не исключено, что отмеченная в докладе 2010 г. Global Entrepreneurship Monitor тенденция, согласно которой после 2008 г. россиянки шли в бизнес даже активнее мужчин, может быть вызвана отчасти и этим фактором. Традиционно этот медиаобраз является одним из самых противоречивых по нескольким причинам. Политика - одна из сфер, сильно подверженных гендеризации. С одной стороны, женщины-политики часто становятся заложниками стереотипов о способностях женщин в «большой политике», с другой - они сами зачастую склонны к манипуляции массмедиа через введение гендерных норм и правил. Анализируя этот образ, нам представляется значимым сослаться на исследования Л. Вороновой, которая пишет о том, что процесс медиатизации политики тесно связан с ее «персонализацией и интимизацией» [Воронова, 2013, с.215]. Журналисты все больше внимания склонны уделять именно личным чертам характера и внешности, то есть гендерным характеристикам, что опасно в первую очередь именно для женщин-политиков. Е.А. Чирикова отмечает [Чирикова, URL], что на рубеже веков мужчины занимали 94% высших, 85% главных и 68% ведущих должностей, в то время как женщины находились на должностях, не предполагавших принятия решений (80,6% женщин работают на позициях с низшей ответственностью, 50% - со средней ответственностью, т.е. руководят структурными подразделениями). С 2000 по 2004 гг. доля женщин-руководителей в российских компаниях выросла вдвое, а уже в 2006 г. доля женщин-руководителей в российских компаниях достигла 39%, а к 2009 г. - 42%. В ближайшие годы мы ожидаем увидеть постепенный рост интереса к теме женщины в бизнесе и рост числа героинь медиатекстов, присутствующих в бизнесе. Деловой этикет не располагает к сакрализации женщины, к тому же предполагается, что читатель не должен отвлекаться на построение ассоциативных рядов и восприятие смыслов, поэтому использование кодированных изображений в газетах ограничено. Понятия «идеала женской красоты» в деловой газете, казалось бы, не существует. Тем не менее, женщина-предприниматель должна быть привлекательной и женственной, использовать макияж и аксессуары, носить женственную прическу и туфли на высоких каблуках. Но вместе с тем она не обязана привлекать мужское внимание. Деловая женщина в федеральной прессе - сильная и властная, демонстрирующая волю и целеустремленность, готовая вести за собой. Бизнесвуман не предстает идеальной - это сильная личность, которая может позволить себе проигнорировать некоторые «условности» в вопросах внешности.
Женщина-исполнитель. Женщина, занимающая руководящий пост в государственных и общественных учреждениях, в чьи обязанности входит распоряжаться большим количеством дел. Самый наглядный пример - руководитель областной администрации, директор школы или общественного центра. От бизнес-леди этот тип героини отличается, в первую очередь, тем, что цели и направление своей работы она формирует не сама, а получает от вышестоящих руководителей, а героине поручается «улучшить», «наладить», «проконтролировать». Как пишет Л.Л. Рыбцова, для многих женщин ценность общественно-политической деятельности не представляет значимости сама по себе: это отражение иных целей и мотивов, в первую очередь - желания применить свои профессиональные навыки, получить профессиональные знания; бессмысленная работа «для галочки» угнетает женщин - они готовы работать с полной самоотдачей лишь тогда, когда видят результат своей работы [Рыбцова, 2001, с.78]. Женщина, ориентированная на построение карьеры. Это собирательный образ женщины, чьим главным устремлением является не просто продвижение по карьерной лестнице и признание собственных успехов, но и постоянная занятость на работе - в сфере, где они стараются самореализоваться в первую очередь. В нашей условной классификации к этому типу принадлежат не только «офисные работники», но и творческие личности - актрисы, певицы, которые в каждом интервью подчеркивают: карьера для них - на первом месте. Женщина-лидер. Этот тип представляет собой женщину, которая формулирует, выражает и продвигает в жизнь определенные идеи, ведет за собой, приобретает последователей вне зависимости от уровня, на котором происходит этот процесс. Она становится форматором идеологических ценностей общества, формирует новые идеи и претворяет их в жизнь. Женщина-спутница живет заботой о делах мужа, семьи. Она уверена, что главное предназначение женщины - быть поддержкой мужа в его делах (политике, бизнесе и пр.) и привлекательно выглядеть, формировать его статус. Для публичного мужчины такая спутница не только «надежный тыл», но и элемент имиджа. Часто женщины, которых мы относим к этому типу, хорошо образованы, разносторонне развиты, привлекательны и ухожены.
Женщина, ориентированная на создание семьи, материнство, брак. Образ такой женщины включает, прежде всего, ретрансляцию классической патриархальной системы мира, в которой женщине отведена роль, связанная с биологической функцией деторождения, а также воспитанием детей, поддержкой семейного хозяйства. Возрастающую проблему конфликта ценностей - общественно-политической деятельности или карьеры с семейными обязанностями эти женщины решили в пользу семьи. Сразу оговоримся, что этот тип женщины представлен не только и не столько женами состоятельных мужчин, имеющие финансовую возможность не работать. Семья для таких женщин зачастую становится спасением в ситуации, когда наступает кризис самоидентификации: общество поддерживает роль матери и домохозяйки как нормативную, таким образом, женщине не приходится выбирать между другими сферами для самореализации. Отличительная особенность образа матери в СМИ - практически полное отрицание роли других членов семьи, особенно отца, в процессе воспитания и ухода за детьми, а также размытость понятия «должного ухода» за ребенком. «Ответственное воспитание» детей сильно идеологизировано, в результате чего некоторые родительские стратегии могут рассматриваться как «неподходящие». Матерям навязываются не только социальные функции, в результате которых женщина, не имеющая желания жертвовать социальной активностью ради детей, осуждается как безответственная. В публикациях периода 2000-2014 гг. все еще сильно ощущается влияние советской семейной политики, в рамках которой деторождение считалось главной функцией женщины. Возлагая на нее двойную нагрузку - уход за детьми и реализацию в работе, общество подталкивает женщину к отказу от материнских функций в случае, когда она не готова «жертвовать» активной жизнью ради семьи. Образ «хорошей» и «правильной» матери визуально репрезентирован как комплекс изображений, в которых женщина представлена исключительно в бытовой или социальной среде: в доме, детских учреждениях. Примечательно, что даже взрослые дети часто предстают со своими матерями. Приземленный образ «реальной женщины», обывательницы, интересной только своими частными заботами, в которых часто отсутствуют устремления к лучшему, на наш взгляд, важен для смягчения возможной самоидентификации женщины в системе постиндустриального общества. Образ «реальной женщины», рассчитанный, прежде всего, на женскую аудиторию, предполагает, что женщина будет ассоциировать себя с героинями и сочувствовать им. С одной стороны, самоидентификация с непритязательной с точки зрения личностного развития и карьерного роста (жена-спутница, домохозяйка) или испытывающей социальные трудности (низкие доходы, сложные семейные обстоятельства и прочее) героиней прививают читательницам, находящимся в сходных обстоятельствах, ощущение успокоения, социального единения и чувства защищенности.
Привлекательная женщина. Тип героини, культивирующий внешность как залог успеха женщины: подчёркнуто феминизирована, часто она высказывает суждения на грани допустимого. Внешний облик такой героини практически всегда выдает желание манипулировать своей привлекательностью. Зачастую за желанием репрезентировать себя в сфере привлекательности стоит расчет самой героини или имиджмейкеров, поэтому стоит различать медийный образ и реальный образ девушки. По нашему мнению, именно этот тип образа женщины представляет наибольшую угрозу для гендерного равенства в СМИ, т.к. призван закрепить дискриминационные практики в отношении женщин. Творческая женщина. Женщина, посвятившая себя искусству - музыке, изобразительным искусствам, театру, кино, это героини, исключительно преданные своему делу. Главный критерий, по которому мы относим героинь к этому типу - способность создавать или воплощать в жизнь творческий и образный продукт: актрисы, певицы, танцовщицы, художницы, писательницы, поэтессы и другие женщины, которых можно отнести к творческой и интеллектуальной элите. В качестве вывода необходимо отметить, что репрезентация образа женщины в российской журнальной прессе в разрезе носит двоякий характер. С одной стороны, он отличается противоречивостью и разобщенностью, что в целом характерно для переходных периодов. С другой стороны, в некоторых вопросах обнаруживается единство, а именно превалирование публикаций с упоминанием женщины в сфере привлекательности и семейных отношений. Область красоты, привлекательности и взаимосвязанных с ней сферой интимных отношений, служившая главным конструктом для формирования образа женщины в начале 2000-х гг., к концу десятилетия нового века вызывает у федеральной прессы интерес почти в два раза меньший (на 40% уменьшилось число публикаций). Сфера семейных отношений, наоборот, переживает период подъема к середине второго десятилетия XXI века. Очевидно, журналисты и герои публикаций все чаще обращаются к роли женщины и мужчины в семье (рост статей на 38%). Увеличивается рефлексия и публичная дискуссия в отношении трудовых возможностей женщины. Образ женщины в сфере карьеры, трудовых отношений, самореализации в профессиональной области к 2015 г. стал фигурировать на 20% чаще по сравнению с началом 2000-х гг. Рассмотрев наиболее часто встречающиеся образы женщины, мы пришли к ряду существенных выводов. Общий признак, объединяющий всех женщин, которые становятся героинями материалов прессы, так называемый «общедоминирющий» тип - образ успешной женщины. Но, несмотря на то, что обывательницы неинтересны газете, они задают образцы нормативности даже в большей степени, чем успешные и яркие женщины. Выполняя роль образа, с которым «обыкновенной» читательнице хочется себя ассоциировать, эти героини, как правило, больше всего подвержены стереотипизации и патриархализации, поэтому представляют опасность для развития эгалитарных принципов в журналистике. В качестве героини современные журналы чаще выбирают женщин с преобладающей маскулинной или андрогинной идентичностью. Героини публикаций в журнальной прессе больше склонны проявлять признаки маскулинной идентичности, в то время как в массовой прессе больше внимания уделяется женщинам с андрогинной и феминной идентичностью. При этом семейная и личная сферы не определяются как область, где женщина может самореализоваться в полной мере: без успехов в карьере женщина часто чувствует себя неуспешной. гендерный женский журнал россия
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.017 с.) |