Сущность и принципы управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и принципы управления



Целью этого параграфа является рассмотрения сущности и принципов управления на предприятиях.

Управление - это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта.

Качество эффективного управляющего:

знание теории;

обладание энергией, здоровой психикой;

умение применять знания;

желание эффективно управлять.

Менеджмент - управление в условиях рыночной экономики, означает:

ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка;

стремление к повышению эффективности производства;

хозяйственная самостоятельность, свобода принятия решений;

постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка;

конечный результат деятельности выявляется на рынке в процессе обмена;

необходимость использования современной техники при принятии решений.

Управление применимо к различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем); к различным сферам деятельности (управление в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениями в государственных и общественных организациях). Менеджмент использует в качестве объекта управления хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и т.д.).

“Сущность управления - установление и поддержание согласованности взаимодействия людей, участвующих в едином процессе”.

“Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации”.

Особенности управленческого труда:

Умственный труд работников аппарата управления, состоящий из трех видов деятельности:

организационно-административной и воспитательной (прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения);

аналитической и конструктивной (восприятие информации и подготовка соответствующих решений);

информационно-технической (документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции).

Участие в создании материальных благ не прямо, а посредственно (косвенно через труд других лиц).

Предмет труда - информация.

Средства труда - организационная и вычислительная техника.

Результат труда - управленческие решения.

Управление - процесс перевода (преобразования) системы (объекта) из исходного состояния в желаемое.

Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ. Общие, или универсальные, функции присущи управлению любым бизнесом или объектом. Они расчленяют управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения результата. Общие функции: целеполагание, планирование, организация, координирование (регулирование), стимулирование, контроль (учет, анализ деятельности).

Целеполагание - выработка основных, текущих и перспективных целей.

Планирование - выработка направлений, путей, средств, мероприятий по реализации целей деятельности фирм, принятие конкретных, адресных, плановых решений, касающихся их подразделений и исполнителей.

Организация - это процесс установления порядка и последовательности согласованного в пространстве и времени целенаправленного взаимодействия частей системы для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей, выработанными для этого методами и средствами с наименьшими затратами.

Координирование - уточнение характера действия исполнителей.

Регулирование - выполнение мероприятий по устранению отклонений от заданного организацией режима функционирования системы. Осуществляется путем диспетчеризации.

Стимулирование - разработка и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов деятельности и их высокорезультативному труду.

Контроль - наблюдение за ходом происходящих процессов в управляемом объекте, сравнения его параметров с заданными, выявление отклонений.

Учет деятельности - измерение, регистрация, группирование данных объекта.

Анализ деятельности - это комплексное изучение деятельности при помощи аналитических, экономико-математических методов.

Линейные структуры управления.

Линейная структура одна из простейших организационных структур управления, она образуется в результате построения системы управления на основе только вертикальных связей между звеньями системы управления в виде иерархической лестницы. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель единоначальник, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредотачивающий в своих руках все функции управления. При этом каждый работник подчиняется только одному руководителю и, следовательно, связан с более высокими уровнями управления только через своего непосредственного начальника. Рабочие подчиняются своему бригадиру, бригадир - мастеру, мастер - начальнику смены, начальник смены - начальнику - цеха, а он - директору завода. Таким образом, в системе управления создается иерархия подотчетности и ответственности, являющаяся в линейной структуре единственным типом организационных отношений. Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый руководитель обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.

Функциональные структуры управления.

С развитием производства и возрастанием его требований к качеству решаемых самых различных задач управления возникла необходимость в выделении органов управления, специализирующихся на выполнении отдельных функций управления. Происшедшая вследствие этого специализация и кооперация труда в аппарате управления привела к созданию функциональной оргструктуры. В такой оргструктуре функциональному руководителю делегируется линейная власть в масштабе выполняемой функции управления.

Разновидностью функциональной структуры является линейно-функциональная структура управления. В этой структуре сочетаются преимущества линейной и функциональной структур, но доминирующими остаются вертикальные (командные) связи типа «руководитель-подчиненный». Функциональные звенья управления лишены административной власти в отношении нижестоящих исполнителей и руководителей, функциональные руководители вышестоящих уровней осуществляют лишь функциональное руководство ниже стоящими функциональными службами. То есть линейно-функциональная система обеспечивает форму разделения и кооперации труда в управлении, при которой принятие решений и управляющие воздействия осуществляют линейные руководители, а функциональные - разрабатывают проекты решений, консультируют, координируют, информируют.

 

Рис. 1 - Схема линейно - функциональной оргструктуры

 

Однако и линейно - функциональная система не лишена недостатков. С целью устранения недостатков, присущих линейно - функциональной структуре в менеджменте используется линейно-штабная структура. В этой структуре предусматривается образование специализированных, комплексных функциональных подразделений (штабов) подчиненных линейному руководителю.

Штаб не обладает правом решений и руководства какой-либо из нижестоящих служб или подразделений, а помогает линейным руководителям в управлении. Другими словами штаб играет роль обеспечивающего, совещательного органа, готовящего комплексно увязанные проекты решений по всем функциональным задачам, решаемым в управлении конкретным объектом. В состав штаба высшего уровня входят заместители директора, функциональные руководители и специалисты. В состав штаба на цеховом уровне - заместители начальника цеха и функциональные специалисты.

Особенности функций как элемента системы управления предприятием, их взаимосвязь с целями, принципами и методами рыночного хозяйствования.

Функция выступает в качестве части содержания управленческой деятельности, на которые она расчленяется по двум основным признакам. Первый из них - это временная логическая последовательность выполнения управленческих работ, которая объективно вытекает из сущности этой деятельности. Второй признак отражает специфику объекта управления - это специализированные виды управленческой деятельности.

Общими функциями управления являются:

целеполагание - управленческая работа по выработке целей;

планирование - это разработка модели функционирования предприятия на определенный период;

организация - это объединение людей для совместной деятельности, а также факторов производства (рабочая сила, предметы и орудия труда) и управления;

координирование - это процесс уточнения взаимосвязей между элементами управления;

регулирование - это процесс поддержания взаимосвязей с частями системы;

стимулирование (мотивация) - выработка способов активизации деятельности людей;

учет - это фиксация состояний управляемого объекта;

анализ - это работа по выявлению причин сложившегося состояния, динамики и закономерностей развития объекта управления;

контроль - выработка мер устранения отклонений от заданного режима функционирования и обеспечения их реализации”.

Конкретные функции управления (их примерно около 25): управление основным производством; управление вспомогательным производством; управление технической (технологической, конструкторской) подготовкой производства; управление финансами; управление материально-техническим снабжением; управление капитальным строительством; управление инновациями и т.д.

Общие и конкретные функции связаны между собой.

Взаимосвязь с целями, принципами и методами рыночного хозяйствования:

Принцип целеполагание - представлен в виде дерева цели.

Принцип функции планирование - прогнозирование, моделирование, программирование, сбалансированность, реалистичность, объективность, оптимальность.

Принцип осуществления функции руководство - связан с функциями выработки целей и координацией:

принцип работы с персоналом (подбор и расстановка кадров);

активизация трудовой деятельности персонала;

формирование оптимального стиля руководства;

установление норм поведения персонала.

Принцип осуществления функции контроля:

контроль должен быть предупреждающим;

своевременный;

всесторонний;

непрерывный.

Управленческая деятельность должна реализоваться на определенном этичном уровне.

В этих целях, с одной стороны, используют сложившиеся в обществе стереотипы этики поведения в бизнесе, с другой стороны, разрабатываются и внедряются обязательные нормативы этики поведения. Во многих организациях для этого создаются комитеты по этике.

На протяжении длительной истории своего развития бизнес часто пренебрегал этическими нормами. В Древней Греции, Древнем Риме, государствах Ближнего Востока, Египте предпринимательство (торговля) считалось одним из наиболее презираемых занятий. В древнегреческой мифологии бог Гермес - покровитель коммерции, атлетизма и воровства.

Для того чтобы предпринимательство развивалось как цивилизованное, необходимо прививать ему морально-эстетические нормы. Важнейшими среди них должны выступать честность и порядочность в деловых отношениях.

Так для воспитания нравственных начал слушателям школ американского бизнеса ставят, например, такие вопросы:

этично ли поступает врач, выписывая рецепт на дорогостоящее лекарство, которое можно приобрести только в той аптеке, совладельцем которой он является?

этично ли поступает торговец, сопровождающий покупку остросюжетной этикеткой, которая не соответствует содержанию покупки?

Во многих странах не только производится воспитательная работа по деловой этике, но и регламентируются эти процессы. Так, в США еще в начале 60-х годов был создан специальный государственный совет, ведающий вопросами деловой этики. Многие фирмы разрабатывают собственные этические кодексы для своих служащих, которые зависят от общего уровня культуры в обществе.

В этическом и правовом регулировании отношений бизнеса важное место занимают вопросы взаимоотношений производителей и потребителей. В развитых странах разработана унифицированная система учета и оценки потребительских качеств товаров и услуг, которая включает обязательные требования к объективности рекламы, ярлыков, защиты покупателя от вредных и опасных товаров, ужесточение требований по соблюдению сроков годности продовольственных товаров.

Этика взаимоотношений производителей и потребителей различна для дефицитной экономики и экономики насыщенного рынка. В условиях насыщенного рынка покупается тот товар, который полнее удовлетворяет потребность, потребитель “правит бал”. В условиях дефицита товаров - “не хочешь - не покупай”.

Весьма важной также является система внутрифирменных отношений, отношений руководителей с подчиненными. Главное здесь выражается в удовлетворенности или неудовлетворенности их своей работой. Поэтому грамотный руководитель наряду с развитием производства, строительством цехов и т.д. будет строить жилые дома, школы, детские сады. С целью устранения усталости и монотонности труда практикуется перемещение работников с места на место или по служебной лестнице. Бытует практика (в зарубежных) рабочим и служащим самим распределять свой фонд рабочего времени по дням недели.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.210.17 (0.02 с.)