Коммерческий рынок ГЛС в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммерческий рынок ГЛС в России



 

Согласно данным розничного аудита DSM Group, объем коммерческого рынка ГЛС в январе 2012 г. составил 35 млрд. руб. (с НДС). По сравнению с декабрем 2012 г. емкость рынка сократилась на 13,3%, что является «закономерным» явлением для начала календарного года.

Примечательно, что в прошлом году падение спроса на лекарства в январе относительно декабря было более существенным (свыше 16%). Это связано с тем, что в 2012 г. эпидемиологическая ситуация (в плане заболеваемости респираторными инфекциями и гриппом) была более благоприятной, чем в начале 2013 г., когда наблюдался довольный существенный скачок заболеваемости почти во всех регионах страны.

Рост коммерческого рынка лекарств в январе 2013 г. относительно аналогичного периода 2012 г. превысил 8%. В натуральных единицах измерения емкость рынка в январе текущего года оставила 351 млн. упак., что на 12,6% меньше, чем в декабре 2012 г. и на 1,4% больше, чем в январе 2013 г. Средняя стоимость упаковки ГЛС январе 2013 г. сократилась по сравнению с декабрем 2012 г. на 0,8% и составила 99,7руб. Если сравнивать среднюю стоимость упаковки лекарств в первом месяце 2013года с январем 2012года, то следует отметить рост цены на 16,5%.

Соотношение объемов продаж ГЛС рецептурного и безрецептурного отпуска розничного коммерческого рынка.

В конце 2012 г. фармрынок всколыхнула новая волна информации о разрешении продажи безрецептурных препаратов в магазинах розничной торговли. Информация на рынке появилась в конце октября, а уже в начале декабря Минпромторг подготовил и направил в Минздрав на согласование перечень безрецептурных лекарственных средств, которые можно будет продавать в продуктовых магазинах - он состоит из 34 групп лекарств без конкретных лекарственных наименований. Представители фармсообщества заявили, что последствием такого решения для аптечного ритейла может явиться банкротство многих аптек, а пострадает, в первую очередь, потребитель.

Не смотря на то, что в Минздраве периодически высказываются в пользу поддержки данной инициативы, в целом разрешение о продаже ОТС-лекарств в ритейле в российских реалиях преждевременно.

По итогам 2012 г. в сегменте розничного коммерческого рынка ГЛС в денежном выражении выросли продажи как рецептурных, так и безрецептурных препаратов.

Обычно продажи рецептурных лекарств растут более высокими темпами, чем продажи ОТС-препаратов, так было и в 2012 г. По сравнению с 2011 г. прирост стоимостных объемов продаж безрецептурных препаратов составил +14%, Rx-препаратов - около +15%. В натуральном выражении отмечалась эквивалентная динамика: отрицательный прирост объемов продаж ОТС-препаратов (-2%) и увеличение Rx (+4%). Доля препаратов рецептурного отпуска в рублях составила 49,8%; в натуральном выражении наибольшая доля приходится на безрецептурные препараты (71,3%). Отметим, что средняя стоимость Rx-препаратов в 2012 г. составила 160 руб., в то время как цена OTC-препаратов в среднем в 2,5 раза меньше - 64 руб. за упаковку.

 

ЖНВЛП

 

В настоящее время в перечень ЖНВЛП (Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты - перечень лекарственных препаратов, утверждаемый Правительством Российской Федерации в целях государственного регулирования цен на лекарственные средства) входит порядка 500 МНН. Это препараты первой необходимости, применение которых способствует снижению показателей смертности и заболеваемости среди населения. Количество препаратов в списке жизненно важных и необходимых (ЖНВЛП) за три года выросло в два раза: примерно с 5000 наименований в 2009 г. до 10 000 в 2012 г. В 2011 г. перечень таких лекарств был расширен на 37 международных непатентованных наименований, в 2012 г. - на 29.

На препараты, вошедшие в данный перечень, с апреля 2010 года введено государственное регулирование цен. Регулирование происходит на базе определения предельной цены производителя и предельных торговых надбавок к этой цене, т. е. оптовых и розничных цен.

Величина наценки зависит от региона. Согласно методике определения цен, российские фармпроизводители могут ежегодно перерегистрировать цены с поправкой на инфляцию или в случае изменения цен на сырье и материалы или накладных расходов. Иностранные производители регистрируют цены на основе данных о минимальных ценах в странах-производителях и государствах, где зарегистрированы препараты. Однако, в реальности за два года функционирования системы повысить отпускные цены на препараты из списка ЖНВЛП не удалось ни отечественным, ни зарубежным производителям. Это порождало напряженность среди членов фарм.сообщества.

В октябре 2012 г. была утверждена новая методика установления цен на препараты ЖНВЛП, согласно которой предполагается ежегодная индексация цен на отечественные лекарства, которые входят в перечень ЖНВЛП, в зависимости от уровня инфляции. Уровень инфляции и ранее фигурировал к качестве критерия повышения цены, однако увеличить цену, опираясь на этот показатель, отечественным производителям пока не удавалось. Что касается зарубежных компаний, то для них методология определения предельной отпускной цены не изменилась.

Перечень ЖНВЛП на 2013 г. будет таким же, как в 2012 г. В результате на сегодняшний день полный список ЖНВЛП составил 567 позиций лекарственных препаратов, из которых 93 наименования (16,4%) производятся только отечественными компаниями, 207 наименований (36,5%) - только зарубежными, а производство 267 наименований (47,1%) лекарственных препаратов осуществляется как российскими, так и иностранными фармацевтическими предприятиями.

Продление действия перечня ЖНВЛП на 2013 год объясняется подготовкой к переходу на новую систему страхового лекарственного возмещения, которая, по планам Минздрава РФ, может вступить в силу в ближайшие годы.

По итогам 2012 года в продажах аптек было зафиксировано 479 МНН, относящихся к перечню ЖНВЛП (что соответствует 1604 брендам). Объем продаж препаратов перечня ЖНВЛП составил 100,6 млрд. рублей или 1 262 млн. упаковок.

Отметим, что в стоимостном выражении объем продаж ЖНВЛП вырос медленнее, чем по остальному перечню препаратов (13% против 15%). В натуральном выражении картина прямо противоположная: в упаковках препараты ЖНВЛП выросли на 6%, тогда как объем реализации препаратов, не включенных в список, снизился на 2%. Доля отечественных препаратов, как и на рынке в целом, преобладает в натуральном выражении (53,4%), в деньгах их доля составляет всего 25,1%.Средневзвешенная цена на ЖНВЛП оказалась равна по итогам 2012 г. 92,7 руб., причем цена одной упаковки отечественного препарата составила около 43 руб., а импортного почти в 4 раза выше (149 руб.). Еще один интересный факт заключается в том, что стоимость препаратов ЖНВЛП превысила средневзвешенную цену на остальные препараты, тогда как ранее лекарства, не относящиеся к списку ЖНВЛП, стоили в среднем выше примерно на 7%. Таким образом, можно заключить, что в сегменте ЖНВЛП происходит более сильное, чем в целом по рынку, смещение продаж в сторону дорогих препаратов.

 


ЛПУ

фармацевтический лекарственный ценовой аптечный

С 2011 года в России действует программа модернизации системы здравоохранения.

Главная задача программы модернизации - поднять медицину на новый уровень. Сделать ее доступной и качественной, и не только в областной столице, но и в глубинке. При этом - работа врачей должна быть направлена и на лечение, и на профилактику. Заболеваемость должна снизиться, а продолжительность жизни вырасти.

Реализация программы модернизации направлена на решение следующих основных задач:

. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений.

. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение.

. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи.

На реализацию программы было выделено 460 млрд. руб. За 2011 год субъектами федерации было освоено только около 20% выделенной суммы. Активное освоение денежных средств пришлось на вторую половину 2012 года. Но все равно программа реализована не полностью. На конец года было освоено 70% запланированных денег. В 8% учреждениях здравоохранения не закончен капитальный ремонт. Только в 12,7% ЛПУ от плана завершена полная поставка медицинского оборудования. Осталось всего 3 субъекта РФ, не подключенных к Единой Системе Записи на прием к врачу.

Планируется продлить программу модернизации системы здравоохранения на 2013 год.

В рамках программы и в связи с ее реализацией мы наблюдем стабильный рост сегмента ЛПУ на протяжении последних лет, а также качественное изменение в структуре закупаемых лекарств. По итогам 2012 года объем рынка данного сегмента вырос на 11,7% в рублях (по сравнению с 2011 г.) и составил 157 млрд. руб. В натуральном выражении объем закупленных лекарств составил в 2012 г. около 1,1 млрд. упаковок, что также выше на 8,3%, чем в прошлом году.

Рассмотрим основные фармакоэкономические показатели сегмента госпитальных закупок.

Стоимость одной упаковки ГЛС, закупленной ЛПУ, составила в среднем 143 руб.

Прирост стоимости упаковки по сегменту ЛПУ по сравнению с 2011 годом оказался равен 3,1%.

 


Ценовая политика

 

И теперь мы подошли к следующей проблеме: формирование "ценовой политики". Известно, что чем выше цена товара, тем меньшее количество его покупают, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше он покупается. Именно на рынке сталкиваются интересы покупателей и продавцов: продавцы стремятся продать свой товар дороже, а покупатели - купить его дешевле. Но здесь существует определенный предел, а именно та максимальная, или наибольшая цена, которую покупатели согласны заплатить за товар. Это цена называется ценой спроса и рыночная цена не может ее превосходить. Формирующийся спрос на новые и малоизвестные лекарственные средства.

Товарная номенклатура - совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям аптечным учреждением. Показателями товарной номенклатуры являются:

) широта − общая численность ассортиментных групп, реализуемых аптечным учреждением. Как, например, химические реактивы, перевязочные материалы, изделия медицинского назначения.

) глубина товарной номенклатуры - много вариантность предложений каждого вида отдельного товара в рамках ассортиментной группы. Например, много вариантность детских подгузников в зависимости от веса и возраста ребенка.

) насыщенность товарной номенклатуры - общее число составляющих ее отдельных товаров.

) гармоничность - степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, каналов распределения. Удовлетворение потребностей различных слоев населения.

Неотделимы друг от друга понятия ассортиментной политики и товарной политики, включающей в себя инновационную политику (нововведения), саму ассортиментную политику, исключение из производственной деятельности выпуска товаров, потерявших потребительским спрос, совершенствование товаров, тары, упаковки и т.д.

Формирование товарной политики может идти:

) путем расширения товарной номенклатуры за счет включения новых ассортиментных групп товаров. Насущная задача аптек - иметь на прилавках не только полный перечень жизненно важных лекарств, но расширить номенклатуру товаров за счет предметов ухода за больными, средств гигиены, санитарии, других изделий медицинского назначения.

) за счет достижения гармоничности товаров различных ассортиментных групп.

) за счет углубления товарной номенклатуры, т.е. увеличения насыщенности уже существующих ассортиментных групп.

) путем оптимизации рационального набора обязательного перечня лекарственных средств.

Одним из способов удовлетворения запросов потребителей может быть позиционирование товаров. Это система определения места отдельных видов фармацевтических товаров в ряду аналогичных товаров, обращающихся на рынке, включающая в себя определение особенностей товаров, характерных черт, отличающих их от аналогичных товаров - конкурентов.

 


 

Заключение

 

На данный момент Российская фармацевтическая промышленность все еще находится в отсталом состоянии. Всего можно выделить три группы предприятий. Предприятия которые смогли найти средства и перестроить свое производство в соответствии с европейскими стандартами(напр. Акрихин), предприятия которые образовались из бывших НИИ и занимаются производством 2-3 узкоспециализированных препаратов(напр. Пульмомед) и предприятия которые заново развернули производства(Фармстандарт). Доля России в производстве лекарственных субстанций в мире по-прежнему очень невелика и составляет порядка 2-3%. Также Россия зависима от импорта жизненно важных лекарственных препаратов. По некоторым данным соотношение импорта к производству собственной продукции составляет 85:15. Исходя из всего вышесказанного чрезвычайно необходимо возрождение и наращивание темпов фармацевтического производства. Одним из путей является поиск новых лекарственных средств с использованием вычислительной техники. Данный метод позволяет сократить поиск лекарства с 8-10 лет, до 3-4 лет. В нашей стране уже реализуются специализированные лаборатории, которые уже имеют достаточный прогресс в подобных разработках.

 


 

Список литературы

 

1. Журнал «Энергия промышленного роста» статья из журнала №3 [24] Март 2008.

 


 

Приложение

График 1. За последние пять лет объем российского фармацевтического рынка вырос вдвое...

 

График 2....И продолжает расти столь же бурными темпами

 


 

График 3. Доля отечественных лекарств на российском рынке стабильно сокращается



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.026 с.)