Ассортиментная структура фармацевтического рынка России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ассортиментная структура фармацевтического рынка России



 

По ассортиментной структуре российский фармрынок позиционирован как дженериковый, и доля дженериков в общем объеме отечественных и импортных лекарственных средств доходит до 90%. Оригинальные импортные препараты для большинства населения недоступны по цене, а российские - практически не производятся в связи с отсутствием исследовательской базы, позволяющей создавать новые конкурентные препараты, сопоставимые по технологической уникальности с научными разработками ведущих мировых фармкомпаний. В данном контексте имеется в виду не разработка оригинального медикамента как такового, а выпуск новых лекарственных средств в массовом, товарном количестве. Впрочем, если в редких, единичных случаях они когда-нибудь и будут выпускаться, то дешевыми они смогут стать только при государственных дотациях.

Во-первых, очень велики затраты на освоение нового препарата (в среднем - 150 млн. долл. у зарубежных производителей), а во-вторых, все современные медикаменты, даже в рамках программы импортозамещения на ведущих отечественных фармпредприятиях, выпускаются из импортных субстанций, поскольку российских либо нет, либо они в несколько раз дороже аналогичной продукции на мировом рынке. Это нормально - во многих странах мира предпочитают дешевые копии современных медикаментов, сопоставимые по качеству с оригинальными аналогами. Но все дело в том, что 70% российского рынка как раз представлено препаратами, давно не используемыми в мировой практике, - малоэффективными, морально устаревшими и не всегда качественными, но зато дешевыми и привычными для многих поколений людей. В связи с этим выпуск старых препаратов не всегда обусловлен ограничением платежеспособного спроса населения или дефицитом финансовых ресурсов производителя, необходимых для обновления ассортимента выпускаемой продукции. Популярные традиционные препараты - самые продаваемые, а технология их изготовления не требует больших материальных и интеллектуальных затрат или использования труднодоступного сырья. Вследствие этих факторов, жесткая конкуренция среди российских заводов становится неизбежной. При этом низкая цена этих медикаментов и, соответственно, незначительный уровень маржи от реализации, не позволяют в должном объеме направлять оборотные средства на, во всех отношениях, более перспективные направления, связанные с выпуском новых препаратов - если не оригинальных, то хотя бы их эффективных дженериков. Естественно, что данная рыночная ниша совместными усилиями иностранных производителей и российских дистрибьюторов была успешно заполнена импортной продукцией. Причем иностранные поставщики предпочитают не миссионерскую деятельность, а прямые экспортные поставки из-за рубежа, хотя и заявляют о своих намерениях перенести или разместить производство медикаментов в России. Реально их декларации ограничиваются только монтажом фасовочно-упаковочных производств, то есть фактически зарубежные фармкомпании подстраиваются под перманентные изменения российского налогового и таможенного законодательства, выбирая каждый раз наиболее выгодные способы освоения рынка. Их можно понять, поскольку инвестиции - это не благотворительность, а способ извлечения прибыли с использованием из всех вариантов наиболее прибыльного и экономически целесообразного. Чего ради создавать всю стоимость в непредсказуемой стране при наличии отработанных традиционных схем поставок медикаментов с уже построенных современных заводов в благополучных государствах? Но самое главное - это наличие гарантированного сбыта, то есть достаточного объема продаж, чтобы полностью загрузить производственные мощности построенного завода для экономического оправдания вложенных средств. Однако емкость российского лекарственного рынка из-за относительно низких доходов населения сравнительно невелика и по потреблению медикаментов на душу населения в стоимостном выражении в пять раз меньше даже по сравнению со странами Восточной Европы, в фарминдустрию которых инвесторы и вкладывают сейчас серьезные деньги. Именно емкость фармрынка, а не количество потенциальных потребителей подогревает инвестиционный интерес. В этом как раз и заключается вся проблема - завод может выпускать гораздо больше, чем нужно для внутреннего потребления, а переориентировать часть продукции для реализации в третьих странах заведомо убыточно из-за высокой себестоимости производства в условиях России. Существуют гораздо более привлекательные рынки для развертывания производства в рамках международного разделения труда, и к тому же глубже интегрированные в мировую экономику, нежели российский. Причем во всем мире и так наблюдается излишек производственных фармпредприятий. Именно поэтому доминирующей формой иностранной интервенции является импорт. В крайнем случае, если для снижения себестоимости выгоднее завозить не готовые упаковки лекарственных средств, а полуфабрикаты, то фасовка и упаковка последних по большому счету и выдается за инвестиции грандов мировой фарминдустрии.

Восстановление рыночных позиций национальной фарминдустрии должно происходить путем прямой импортозамещающей конкуренции, вытесняя дешевые дженерики из ближнего зарубежья, а также из ряда восточноевропейских и развивающихся стран.

Инвестиционные компании при выборе объекта для вложения средств ориентируются на показатели внутренних отраслевых рейтингов либо обмениваются или получают информацию об устойчивости своих целевых клиентов и их инвестиционном потенциале через кредитное бюро. В свою очередь, фармпроизводители, из числа заинтересованных в получении инвестиций, мотивированы на объективное определение своего рейтингового статуса, достоверную оценку результативности, заслуженное признание достоинств и на повышение собственного имиджа. В итоге инвестиционная привлекательность данного рыночного сегмента повышается, несмотря на присутствие ненадежных (невыполнение договорных обязательств) и/или недобросовестных (ненадлежащее ведение бизнеса) игроков, к сожалению, имеющих место среди производителей фармпродукции. В дальнейшем, по мере финансовой реструктуризации и обеспечения более высокого уровня стоимости конкретного фармпредприятия за счет грамотного приложения финансовых ресурсов венчурного капитала, будет подготовлен переход к более зрелой стадии развития бизнеса, которая станет привлекательной и для других категорий инвесторов, в том числе и для стратегических.

 

Объем фарм. рынка России

 

Одним из первых долгосрочных проектов, относящихся к фармацевтическому рынку, стала «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», принятая в 2008 году.

декабря 2012 года утверждена государственная программа «Развитие здравоохранения Российской Федерации до 2020 года». На ее реализацию из бюджетов всех уровней будут направлены средства в размере более 33 трлн. рублей. Реализация мероприятий Госпрограммы предусмотрена в два этапа: первый этап - с 2013 по 2015 год, второй этап - с 2016 по 2020 год. Государственная программа включает 11 подпрограмм: Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»; «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации» и т.д.

Принята «Госпрограмма развития фармацевтики и медицинской промышленности». Она предполагает выделение из федерального бюджета более 100 млрд. рублей до 2020 года. Госпрограмма должна обеспечить применение международных стандартов в отрасли, а также приток иностранных инвестиций. Государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» состоит из 3 подпрограмм:

• «Развитие производства лекарственных средств»; основная цель - организация производства воспроизведенных и инновационных лекарственных средств для лечения социально-значимых заболеваний.

• «Развитие производства медицинских изделий» направлена на организацию производства высокотехнологичных медицинских изделий.

• «Совершенствование государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий» направлена на создание нормативно-правового поля, повышение качества и безопасности продукции, обеспечение приоритета развития национальных отраслей фармацевтической и медицинской промышленности и т.д. Также у госпрограммы есть и свои целевые показатели: лекарственные средства

отечественного производства должны к 2020 году занимать 50% рынка, а медицинские изделия отечественного производства - 40% рынка.

Одобрена «Стратегия лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года». Целью Стратегии является повышение доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов для удовлетворения потребностей населения и системы здравоохранения на основе формирования рациональной и сбалансированной с имеющимися ресурсами системы лекарственного обеспечения населения Российской Федерации.

Также в 2012 году утверждена «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы» и принята Государственная программа «Социальная поддержка граждан», которые косвенно также повлияют на фармацевтический рынок. На фармацевтическом рынке России сейчас эпоха перемен и государственных инноваций. Реформа фармацевтического рынка еще не закончена, и в будущем отрасль ожидают новые изменения. С 1 января 2014 года должно стать обязательным соблюдение стандартов GMP (Good Manufacturing Practice - надлежащей производственной практики). Вопрос о готовности отрасли к внедрению данных стандартов именно в 2014 году остается до сих пор открытым.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.007 с.)