Глава I . Принцип наглядности как категория дидактики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I . Принцип наглядности как категория дидактики



Оглавление

 

Введение

Глава I. Принцип наглядности как категория дидактики

Ретроспективный анализ становления принципа наглядности

Психолого-педагогические основы применения пакетов демонстрационной графики как средств наглядности обучения

Современное состояние теории и практики использования пакетов демонстрационной графики как средства наглядности обучения

Глава II. Дидактические условия повышения эффективности применения пакетов демонстрационной графики в процессе обучения

Теоретическое обоснование дидактических условий применения пакетов демонстрационной графики как средства наглядности обучения на примере MS PowerPoint

Методика применения пакетов демонстрационной графики на уроках по теме Paint в средней школе

Заключение

Литература

Приложение

 


Введение

 

Традиционное представление об информатике как только науке о компьютерах и программировании, об алгоритмах и численных методах, системах исчисления и т.п. наконец-то стало изживать себя. Можно говорить уже о том, что информатика завершила свою первую фазу развития - эмпирическую. В настоящее время определяется тенденция информатизации всех основных видов деятельности человека. Это, в свою очередь, сильно будет влиять даже на мировоззренческие позиции и философские взгляды. Таким образом, в настоящее время идет формирование общего системно-структурного взгляда на мир на основе более глубокого понимания сущности информационных процессов. В связи с этим совершенствуются методы, с помощью которых человек исследует, познает окружающий мир и самого себя. Перед системой образования встаёт проблема - представить массивы информации в большем объёме, чем ученик привык получать из традиционных источников информации; наглядно в интегрированном виде использовать в обучении не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т.п.; отбирать виды информации в той же последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного ученика. Одним из основных факторов, определяющих качество современного образования, является внедрение и научное обоснование применения новых информационных технологий с использованием компьютерной техники.

Если говорить об информатике не только как о науке, но и как об учебном предмете, то стоит подчеркнуть ее гносеологическую сущность. Главное в этой учебной дисциплине - овладение методами научного познания. Поэтому информатика, также как и математика, носит надпредметный интегративный характер. Три подхода - мировоззренческий, гуманитарный и инженерно-математический сошлись в одном направлении и сфокусировались в единой точке - информатике. Это свидетельствует о том, что сейчас информатика вступает после фазы эмпирического развития в свою следующую фазу - синтез.

Применение информационных технологий в обучении требует от учителя очень хорошего образования, высокой эрудиции и квалификации. Синтез основных принципов теории информации, системного анализа, знаковых систем, лингвистики, культуры и искусства представляет собой сейчас довольно-таки трудную задачу как для гуманитариев так и для математиков. Появление качественных обучающих программных средств данного профиля явилось бы замечательным событием в области информатики и педагогики. Однако нельзя забывать, что обучение - процесс эмпирический, а следовательно учитель должен иметь возможность направлять учебный процесс. То есть обучающие программные средства должны быть «гибкими», учитель должен уметь настраивать их, разрабатывать самостоятельно.

С появлением современной индустрии по производству информации и знаний, человек оказался совсем в других социальных, психологических и экологических условиях. Заметно изменились роль личности учителя, уровень и направленность педагогического образования. Наступил период слияния науки и искусства на базе информационных технологий. На сегодняшний день изучение компьютерных систем, а также принципов композиции графических изображений, звукового и музыкального сопровождения, психологических аспектов эстетического и эмоционального восприятия является необходимым требованием современного педагогического образования.

 


Заключение

наглядность дидактика демонстрационный графика

1. Анализ научной и учебно-методической литературы показал, что применение ПДГ как средства наглядности обучения является одним из наиболее современных и перспективных подходов к обучению, позволяет решать многие задачи эффективного проведения занятий в средней школе.

. Обсуждена проблема формирования прочных и системных знаний, активизации обучения, создание положительного эмоционального фона уроков, эстетизации учебного процесса с помощью использования в процессе обучения ПДГ, которое способствует повышению эффективности обучения на всех уровнях, способствуют формированию профессиональных умений и навыков.

3. Определена цель использования ПДГ в процессе обучения - обучение учеников теоретическим и практическим знаниям через применение ПДГ как средства наглядности.

. Определена структура знаний учителя для успешного использования ПДГ в процессе обучения, позволяющая освоить применение ПДГ с учётом психологических особенностей визуального восприятия человека.

5. В приложении освещены основные приемы и принципы композиции визуальных образов.

6. Разработаны практические рекомендации по внедрению ПДГ в учебный процесс.

 


Литература

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 256 с.

. Дмитриев А.Е., Дмитриев Ю.А. Тренинговые и контрольные задания по дидактике: Учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 96 с.

. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 512 с.

. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.

. ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа - Пресс, 2000 - 512 с.

16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под. ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

. Мэндел С. Навыки эффективной презентации/ Пер.с англ. Под ред. В.А. Спивака. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2003. - 96с

. Методология науки и высшего профессионального образования в условиях информатизации: Учеб. пособие / В.В. Кондратьев; Казан. гос. технол. ун-т. Казань, 2002. - 280с

. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

. Компьютерная графика. Учебник (+CD) / М.Н. Петров, В.П. Молочков - СПб.: Питер, 2003. - 736 с.: ил.

. Стародубцев В.А. Использование информационных технологий на лекциях по естественнонаучным дисциплинам //Информатика и образование. - 2003. - №1.

 


Приложение

Принципы композиции

Закон: Строгое соответствие композиционного решения, формы графического информационного средства его функциональному назначению, содержанию отображаемой информации. Композиционная завязка состоит в определении целого и его основных частей, составлении "иерархии" частей и деталей по их важности для организации восприятия, выборе главного и вспомогательных композиционных центров.

Равновесие

Важным условием завершенности композиции является уравновешенность ее частей относительно главного центра. Поиск равновесия осуществляется по-разному в симметричных и антисимметричных композициях. При наличии симметрии задача, как правило, весьма упрощается, и равновесие даже весьма большого числа разнообразных элементов и символов достигается в этом случае почти автоматически. Однако, если элементы в левой и правой частях композиции одинаковы, но нет четко выраженной оси симметрии, равновесие не достигается, а все построение приобретает визуальную аморфность.

Ось или средний член горизонтального ряда одинаковых предметов, расположенных на равных расстояниях, перестает фиксироваться наблюдателем, если число предметов превышает семь, то есть человек уже не может, взглянув на предметы, сразу пересчитать их. В этом случае необходимо разбивать предметы на группы.

Задача поиска равновесия существенно сложнее в случае асимметрии. Гармоничность асимметричной композиции графического средства представления информации может быть достигнута за счет зрительного уравновешивания неодинаковых по структуре, форме и размерам частей по отношению к четко выраженной оси или композиционному центру.

Равновесие асимметричных графических композиций иногда достигается концентрическим расположением элементов вокруг единого центра. При этом диаметры окружностей могут находиться в ритмическом соотношении, например соответствовать членам геометрической прогрессии.

Основа композиции графического средства представления информации составляют ГОРИЗОНТАЛИ и ВЕРТИКАЛИ. Это либо линии, но не редко горизонтали и вертикали могут состоять из точек или компактных изображений объектов. При этом важно, чтобы глаз наблюдателя в процессе поиска требуемых элементов изображения или при прослеживании отображаемых закономерностей или тенденций совершал не хаотические, а упорядоченные движения, состоящие из наиболее простых и привычных элементов - горизонтальных и вертикальных смещений, количество которых должно быть по возможности минимальным.

Компонуя графическое информационное средство, следует учитывать особенности биомеханики глаз, в частности то, что наиболее легко и быстро совершаются горизонтальные движения глаз, а вертикальные их движения менее быстры. Скорость движения глаз по кривой зависит от ее формы и может варьировать в широких пределах. Траектория прослеживания кривой линии состоит в основном из горизонтальных и вертикальных отрезков, дающих в целом ломаную линию, аппроксимирующую данную кривую.

Принципы компоновки

Лаконичность

Изображение содержит лишь те злементы, которые необходимы для сообщения наблюдателю существенной информации. Очень важен и для художественно-композиционных задач. Необходимый зрительный акцент на основных композиционных элементах достигается более успешно и притом более экономно путем изъятия лишних, затемняющих деталей, а не только за счет усиления воздействия на наблюдателя главных элементов, интенсивного цвета, увеличением яркости свечения...

"Бесполезно стремиться направить внимание на важнейшие характеристики, если они окружены лишними, не относящимся к ним визуальным раздражителям, мешающим восприятию главного" (Ф.Эшфорд).

Обобщение и унификация

Основные формы графического средства представления информации не следует излишне дробить, включая в них элементы, обозначающие несущественные с точки зрения отображаемой информации детали изображаемых объектов; их форма должна быть рационально обобщена. Кроме того, в пределах всего комплекса графических средств представления информации символы, обозначающие одни и те же объекты или явления, должны быть обязательно унифицированы - иметь единое графическое решение.

Автономность

Части графического средства представления информации, передающие относительно автономные (самостоятельные) сообщения, следует обособить и четко ограничить от других частей. Разбиение сложной графической информации на отдельные простые изображения значительно облегчает ее восприятие и понимание.

Структурность

Каждая автономная часть комплекса графических средств отображения информации, занимающая в некотором изложении некоторое центральное, узловое положение, должна иметь четкую, легко запоминающуюся и дифференцирующуюся от других структуру, отражающую характер каждого сообщения.

Стадийность

В зависимости от стадий - последовательных разделов изложения информации - должен выбираться состав сообщений, отображаемых в графической форме на отдельных графических средствах. Этот принцип основан на методах борьбы с лишней информацией путем пространственного (временного) разделения всей информации и ее последовательного восприятия.

Оглавление

 

Введение

Глава I. Принцип наглядности как категория дидактики

Ретроспективный анализ становления принципа наглядности

Психолого-педагогические основы применения пакетов демонстрационной графики как средств наглядности обучения

Современное состояние теории и практики использования пакетов демонстрационной графики как средства наглядности обучения

Глава II. Дидактические условия повышения эффективности применения пакетов демонстрационной графики в процессе обучения

Теоретическое обоснование дидактических условий применения пакетов демонстрационной графики как средства наглядности обучения на примере MS PowerPoint

Методика применения пакетов демонстрационной графики на уроках по теме Paint в средней школе

Заключение

Литература

Приложение

 


Введение

 

Традиционное представление об информатике как только науке о компьютерах и программировании, об алгоритмах и численных методах, системах исчисления и т.п. наконец-то стало изживать себя. Можно говорить уже о том, что информатика завершила свою первую фазу развития - эмпирическую. В настоящее время определяется тенденция информатизации всех основных видов деятельности человека. Это, в свою очередь, сильно будет влиять даже на мировоззренческие позиции и философские взгляды. Таким образом, в настоящее время идет формирование общего системно-структурного взгляда на мир на основе более глубокого понимания сущности информационных процессов. В связи с этим совершенствуются методы, с помощью которых человек исследует, познает окружающий мир и самого себя. Перед системой образования встаёт проблема - представить массивы информации в большем объёме, чем ученик привык получать из традиционных источников информации; наглядно в интегрированном виде использовать в обучении не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т.п.; отбирать виды информации в той же последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного ученика. Одним из основных факторов, определяющих качество современного образования, является внедрение и научное обоснование применения новых информационных технологий с использованием компьютерной техники.

Если говорить об информатике не только как о науке, но и как об учебном предмете, то стоит подчеркнуть ее гносеологическую сущность. Главное в этой учебной дисциплине - овладение методами научного познания. Поэтому информатика, также как и математика, носит надпредметный интегративный характер. Три подхода - мировоззренческий, гуманитарный и инженерно-математический сошлись в одном направлении и сфокусировались в единой точке - информатике. Это свидетельствует о том, что сейчас информатика вступает после фазы эмпирического развития в свою следующую фазу - синтез.

Применение информационных технологий в обучении требует от учителя очень хорошего образования, высокой эрудиции и квалификации. Синтез основных принципов теории информации, системного анализа, знаковых систем, лингвистики, культуры и искусства представляет собой сейчас довольно-таки трудную задачу как для гуманитариев так и для математиков. Появление качественных обучающих программных средств данного профиля явилось бы замечательным событием в области информатики и педагогики. Однако нельзя забывать, что обучение - процесс эмпирический, а следовательно учитель должен иметь возможность направлять учебный процесс. То есть обучающие программные средства должны быть «гибкими», учитель должен уметь настраивать их, разрабатывать самостоятельно.

С появлением современной индустрии по производству информации и знаний, человек оказался совсем в других социальных, психологических и экологических условиях. Заметно изменились роль личности учителя, уровень и направленность педагогического образования. Наступил период слияния науки и искусства на базе информационных технологий. На сегодняшний день изучение компьютерных систем, а также принципов композиции графических изображений, звукового и музыкального сопровождения, психологических аспектов эстетического и эмоционального восприятия является необходимым требованием современного педагогического образования.

 


Глава I. Принцип наглядности как категория дидактики



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.024 с.)