Информатизация органов исполнительной власти - путь к эффективному управлению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информатизация органов исполнительной власти - путь к эффективному управлению



 

Важнейшим фактором, определяющим эффективность государственной власти, является уровень ее информационного обеспечения, степень оснащенности современными техническими, технологическими и телекоммуникационными системами. Основу информационного обеспечения органа государственной власти составляют информацион-ные ресурсы, под которыми понимаются отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах [2.27. с. 87].

Информационные ресурсы являются центральной частью информационных систем. Соответствие информационных ресурсов потребностям органов государственной власти в значительной части определяет эффективность создаваемых информационных систем. Если назначение информационной системы состоит в предоставлении государственным органам или руководителям информации, обеспечивающей принятие обоснованных и эффективных решений, то информационные ресурсы предоставляют данные, которые обрабатываются технологическими процедурами, персоналом и преобразуются в информацию для подготовки и принятия управленческих решений.

Информационные ресурсы государства - это его национальное достояние. Количество, качество и доступность информационных ресурсов уже сейчас во многом определяют уровень развития государства, его статус в мировом сообществе, влияют на положение и политику государства и, бесспорно, станут определяющим фактором политического развития в XXI веке. В связи с этим важнейшее значение приобретает разработка и развитие информационных систем, обеспечивающих информационными ресурсами высшие органы власти.

Среди множества вариантов телекоммуникационных технологий бесспорным лидером за последние годы стал Интернет. Сегодня он является важнейшим элементом информационной инфраструктуры мирового сообщества. Темпы распространения Интернет носят взрывной характер, на российском рынке общедоступных телекоммуникационных сетей он вытесняет всех конкурентов.

Вместе с тем, Интернет ввел в лексикон специалистов новый термин «компьютерная безопасность». Вопрос защиты данных в глобальных компьютерных сетях требует особой и тщательной проработки, особенно - если это касается внедрения Интернет в органы государственной власти. Этот вопрос также несет политический компонент, поскольку непосредственно связан с национальной безопасностью России: ведь информация является ценнейшим ресурсом государства.

В то же время международная компьютерная сеть Интернет сегодня представляет собой самую демократичную и быстрорастущую систему доступа к электорату. С точки зрения западных и некоторых отечественных экспертов, Интернет вполне реально станет в ближайшие пять лет основным средством обеспечения открытости власти для широкой публики, что, безусловно, следует учитывать к реальной практической деятельности. К примеру, по оценкам экспертов на следующих выборах американский, канадский и европейский избиратель сможет изъявить волю, не отрываясь от клавиатуры своего персонального компьютера, с помощью «электронных кабинок» для голосования. И темпы компьютеризации подсчета голосов, и скорость развития коммуникаций дают весьма серьезные основания для такого прогноза.

Новые технические средства и приемы в политическом процессе могут быть использованы для проведения опросов общественного мнения с «моментальным» подведением их результатов, в проведении оперативных политических дискуссий, для организации референдумов и т.д. От постановки задачи до получения результата проходит несколько часов. Естественно, такие схемы работы требуют наличия соответствующих компьютерных сетей, специалистов, весьма существенных финансовых затрат (правда, они вполне соизмеримы с прошлыми затратами на командировки, тиражирование, перевозку социологических бюллетеней, ручную обработку анкет и т.д.) Новые компьютерные технологии получили настолько большую [2.17. c. 45] популярность, что в современной западной политологии их характеризуют как средства всеобщей демократизации общества.

В российских условиях уже несколько лет в кремлевской резиденции президента России действует компьютерный ситуационный аналитический центр, главная задачи которого - оперативное и опережающее информационное обеспечение главы государства о положении в стране и в мире. Президент и службы его помощников получают возможность использовать центр для анализа наиболее важных проблем и принятия оперативных решений. Новая структура представляет собой уникальную локальную сеть с подключением к ней внешних источников информации, позволяет моделировать ситуации и вырабатывать управленческие решения главы государства.

Эти возможности открывают дорогу плюрализму, широким возможностям для замены представительной демократии демократией участия, не нанося ущерба ни одному демократическому институту. Для обозначения данного феномена существует даже специальное понятие «теледемократия». Однако было бы опрометчиво однозначно оценивать значение и роль новейших средств телекоммуникации [2.18. с. 98].

К примеру, в России не прекращаются весьма критичные выступления в связи с запуском Государственной автоматизированной системы «Выборы». Многие аналитики отмечают ее «слабые места», связанные с вероятностной возможностью электронного манипулирования итогами выборов, возможностью создания электронных досье на всех российских граждан, и тем самым обвиняют государство в нарушении определенных прав и свобод.

Подобные проблемы существуют и в странах Запада. В самом начале внедрения «электронного голосования» подвергалась сомнению объективность и достоверность его результатов. 28 октября 1980 г. телекомпания Эй-би-си после телевизионных дебатов между Р. Рейганом и Дж. Картером, транслировавшихся на все штаты США, предложила телезрителям позвонить по определенным телефонам для выяснения их мнения о том. кто выиграет на предстоящих президентских выборах. После подсчета около 727 тыс. звонков оказалось, что Рейган по популярности почти в два раза превосходит претендента Картера.

Оспаривая в данном случае соответствие результатов опроса телезрителей действительным позициям электората по стране в целом, советники Картера указывали на ряд факторов, которые, по их мнению, повлияли на эти результаты: во-первых. теледебаты транслировались во время, более удобное для зрителей западных штатов, где Рейган пользовался большей популярностью; во-вторых, из городов труднее звонить на студию из-за загруженности телефонных линий, чем из сельской местности (в городах было больше сторонников Картера); в-третьих, не исключалась возможность нескольких звонков одного человека; в-четвертых, стоимость одного телефонного звонка составляла 50 центов, что снижало желание наиболее бедных слоев населения, традиционно голосовавших за демократов, участвовать в опросе. Говорить о применимости подобной технологии в российских условиях можно лишь с саркастической усмешкой: к примеру, уровень телефонизации в стране (за Уралом) достигает 7-15%.

К тому же технология двусторонней политической коммуникации позволяет организаторам опросов легко оперировать полученными данными, сами ответы предопределены составителями программ: зрителю предоставляется право выбора из ограниченного числа альтернатив, например «А», «Б» или «В». Следует учесть также и то, что «теледемократия участия» с помощью кабельного телевидения может означать и усиление тоталитарных тенденций. Приобретая форму своеобразного плебисцита, она, по сути дела, перешагивает стадию обсуждения тех или иных проблем, по которым [2.16] принимаются решения, оставляет отдельного избирателя наедине с центральным ком-пьютером, лишь регистрирующим (возможно, искажающим) его персональное мнение.

Но прогресс не имеет обратного хода. Из зарубежного опыта известно, что в Интернет уже входят такие официальные государственные структуры как Федеральная избирательная комиссия США, израильская счетная комиссия МАЛАМ, Центризбирком Чешской республики. Федеральная избирательная комиссия США внедряет механизм электронной регистрации участников голосования. Помимо регистрации американский избиратель может заказать и получить в Интернет бланк для открепления от своего избирательного участка. К прошедшим в ноябре 1996 года выборам Президента США было создано свыше 250 WWW-серверов с информацией о кандидатах от различных партий, а ход выборов можно было отслеживать на экранах компьютеров.

В России тем не менее, исчерпывающую информацию можно было получить из многочисленных независимых информационных серверов - как отечественных, так и зарубежных. Проходящие почти постоянно в последнее время региональные, местные выборы все чаще находят отражение на многочисленных российских информационных, новостных и политических серверах, число которых стремительно растет. Свои серверы есть у всех думских фракций, а также у различных аналитических институтов, центров по изучению общественного мнения, ведущих организаций политического анализа и прогноза.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.008 с.)