Сущность, значение и особенности информационного обеспечения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, значение и особенности информационного обеспечения



 

Цель информационного обеспечения органов государственной власти состоит в том, чтобы на базе собранных исходных данных получить обработанную, агрегированную информацию, которая должна служить основой для принятия политико-администра-тивных решений. Достижение этой цели складывается из решения ряда частных задач: сбора первичной информации, ее хранения, распределения между структурными подразделениями государственного органа и их работниками, подготовки к переработке, собственно переработки, предоставления органу управления в переработанном виде, анализа, обеспечения прямых и обратных связей в ее циркуляции и т.д. При современных потоках информации эффективное решение этих задач вряд ли возможно без использования средств вычислительной техники и новых информационных технологий.

С применением компьютерных технологий связана оптимизация информационного обеспечения органов государственной власти. Эффективность решений, принимаемых органами государственной власти, зависит от качества информации, средств и методов ее обработки. В данном случае «больше» информации далеко не всегда означает «лучше»: избыточная информация также может осложнить принятие решения, как и ее недостаток. Поэтому одной из важнейших проблем информационного обеспечения государственных органов является определение достаточности информационного обеспечения.

Информационное обеспечение органов государственной власти основывается на определенных принципах. Важнейшим из них является следующий: объем и каналы информации, поступающей к органу государственной власти, должны определяться функциями, возложенными на этот орган. Не менее существенно также разграничение компетенции между различными структурами государственной власти и организация их взаимодействия. Специфика текущего периода развития российского общества, коренное преобразование государственного управления, изменение сферы государственного регулирования влечет за собой модификацию как потоков, так и объемов поступающей информации, что согласуется с компетенционным принципом информационного обеспечения в государственном управлении. Характер и объем информации, получаемой органами государственной власти, должны соответствовать тем функциям, которые возложены на этот орган. Обеспечение указанного соответствия - обязательное условие эффективности государственного управления.

Особенность текущего момента, для которого характерна нестабильность как системы органов власти, так и их функций, существенно снижают эффективность работ по информационному обеспечению органов исполнительной власти, что в свою очередь отрицательно сказывается на процессе принятия политико-административных решений. [2.12. c. 41] Тем не менее, учитывая тенденции в преобразовании системы органов исполнительной власти, их структуры и функции, можно определить общую схему информационного обеспечения органов государственной власти и направленность его развития - как в целом, так и в зависимости от уровня органа государственной власти.

К процессам, характерным в настоящее время для сферы государственного управления и оказывающим влияние на организацию информационного обеспечения, можно отнести следующие:

децентрализация управления - перераспределение полномочий между центральными и региональными органами государственной власти в пользу нижестоящих органов;

переход от административных к преимущественно экономическим методам управления;

отсечение оперативных функций от федеральных исполнительных органов и сохранение за ними решения стратегических проблем (многие полномочия министерств и ведомств передаются на уровень предприятий, ассоциаций, акционерных обществ);

ориентация новой системы управления на управление через интерес управляемых, на расширение сферы действия координационных методов, а также кардинальное изменение роли договора в государственном управлении;

функциональная перестройка, касающаяся не только оптимизации функций, но и их содержания (планирования, прогнозирования, контроля и т.д.) [2.22, с. 125].

Информационные обязанности государства перед гражданами возрастают. Информация, собранная на средства налогоплательщиков, должна быть им доступна. Так, в целях обеспечения реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти 12 февраля 2003 г. Правительство РФ приняло Постановление №98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» [1.6]. Согласно п. 2 данного Постановления федеральным органам исполнительной власти необходимо:

) обеспечить доступ граждан и организаций к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, за исключением сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа, путем создания информационных ресурсов в соответствии с перечнем, утвержденным данным Постановлением;

) своевременно и регулярно размещать указанные информационные ресурсы в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет;

) систематически информировать граждан и организации о деятельности федеральных органов исполнительной власти иными способами, предусмотренными законодательством РФ.

Органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется принять меры по обеспечению доступа граждан и организаций к информации о своей деятельности с учетом положений указанного Постановления.

Необходимо отметить создание российского сегмента сети Интернет для органов государственной власти РФ - Russian Government Internet Network (далее по тексту - сеть RGIN) - на базе домена GOV.RU сети Интернет, который является совокупностью территориально распределенных сетей и серверов доступа, принадлежащих организациям, имеющим статус органа государственной власти РФ. Иерархически структурированная сеть RGIN предоставляет пользователям доступ к информационному пространству сообщества сетей Интернета и размещает на своих серверах только официальные материалы, относящиеся к деятельности органов государственной власти РФ. В настоящее время на сервере органов государственной власти РФ «Официальная Россия» содержатся лишь общие сведения как о федеральных, так и о региональных органах государственной власти. Более подробную информацию можно получить, используя ссылки на официальные сайты указанных органов государственной власти.

Например, официальный сайт исполнительных органов государственной власти Камчатского края расположен в сети Интернет по адресу: «http://www.kamchatka.gov.ru».

Основными задачами сайта являются:

обеспечение информационной открытости деятельности Губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края и иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края, доступности открытых государственных информационных ресурсов для пользователей сети Интернет с целью повышения эффективности существующих механизмов осуществления общественного контроля за деятельностью Губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края и иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края;

обеспечение оперативного информирования российского и международного сообщества о происходящих в Камчатском крае общественно-политических, социально-экономических и культурно-нравственных процессах с целью формирования позитивного образа региона, повышения его инвестиционной привлекательности;

информационное сопровождение мероприятий по реализации административной реформы в Камчатском крае;

информационное сопровождение мероприятий по противодействию коррупции в Камчатском крае.

Также, имеется интернет приёмная Губернатора Камчатского края
и Правительства Камчатского края.

Порядок приёма и рассмотрения обращений в адрес Губернатора Камчатского края в электронном виде следующий.

. Официальный сайт Правительства Камчатского края является средством реализации конституционного права граждан на обращения в адрес Губернатора Камчатского края.

. Обращения, направленные в электронном виде через официальный сайт Правительства Камчатского края, поступают в отдел по работе с обращениями граждан Министерства общественных отношений Камчатского края и в соответствии с ФЗ от 2 мая 2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» регистрируются и рассматриваются в порядке, установленном указанным законом.

. Ответ направляется обычной почтой по почтовому адресу, указанному в обращении.

. Длина текста электронного обращения не должна превышать 10 тысяч символов. Электронное обращение не должно содержать вложенных файлов. Письма, содержащие тексты большой длины, копии документов, фотографии и другие допустимые вложения, следует направлять обычной почтой по адресу.

. Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Планируемые мероприятия по предоставлению информации о государственных услугах и в электронной форме представлено в Приложении.

Таким образом, объем размещенной информации и система навигации требуют значительных доработок.

В настоящее время значительная часть государственных информационных ресурсов не предусматривает какой бы то ни было интерактивности. Причиной этого является отсутствие административных ресурсов даже для того, чтобы поддерживать форум (например, портал Минтруда России (www.mintrud.ru), который задуман как главный информационный ресурс страны, посвященный социально-трудовой сфере). Вместе с тем существуют официальные сайты, например Верховного Суда РФ (http://www.supcourt.ru), Высшего Арбитражного Суда РФ (http://www.arbitr.ru), Министерства юстиции РФ (http://www.minjust.ru) и другие, поддерживающие интерактивные конференции, содержащие ссылки на различные органы государственной власти, специализированные серверы по законодательству. Особо ценно наличие в структуре данных сайтов в числе прочих специальных разделов, предназначенных для обратной связи и оперативного обмена информацией с посетителями.

Следует отметить, что уровень взаимодействия судебной власти и СМИ, в том числе Интернета, пока не соответствует потребностям общества:»… складываются настороженные, а иногда и конфликтные отношения». С одной стороны, это объясняется позицией судов, склонных к информационной закрытости, а с другой - наличием поверхностных материалов, вытесняющих серьезные материалы, ориентированные на анализ вопросов правосудия, развитие гражданского оборота. Непрозрачность работы судов для СМИ и граждан, которые не всегда могут оперативно и беспрепятственно ознакомиться с решениями и приговорами, вынесенными и публично провозглашенными в судебном заседании, нарушает важные конституционные принципы публичности и гласности правосудия.

Вступление России в Совет Европы накладывает на страну обязательства, связанные с достижением международных стандартов по обмену правовой информацией (включая судебную) в электронном виде по сети Интернет. В целях реализации принципа гласности судопроизводства в европейских странах все судебные процессы транслируются в Интернете в режиме реального времени (в прямом эфире). Любой желающий может следить за ходом разбирательства через персональный компьютер. Причем европейцы активно пользуются такой возможностью, особенно если это касается дел, получивших общественный резонанс. Очевидно, что о скорой реализации этой программы в России говорить пока не приходится. Но ориентироваться нужно на уровень, достигнутый в этом направлении в наиболее развитых странах.

Таким образом, учитывая функциональную и структурную стороны реформирования системы органов исполнительной власти, можно определить тенденции изменения информационного обеспечения этих органов: структурная сторона перестройки системы органов исполнительной власти неизбежно влечет за собой изменение направленности потоков информации, функциональная сторона перестройки вызывает качественные изменения в поступающей информации.

Информационное обеспечение становится настолько насущным условием функционирования любого субъекта государственной власти, что позволяет говорить об «информационном статусе» субъектов как части их общего статуса [2.25.с. 97]. Информационный статус закрепляется нормами права как на федеральном, так и на республиканском уровнях и включает в себя содержание, виды и системы информации, права и обязанности в информационной сфере и т.д. Однако на сегодня правовое регулирование информационного статуса органов государственной власти весьма недостаточно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.013 с.)