Влияние глобализации на построение информационного общества в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние глобализации на построение информационного общества в России



 

Окинавская Хартия Глобального информационного общества в 2000 году впервые на международно-правовом уровне определила правовые, политические и технологические меры, которые направлены на активизацию деятельности международного сообщества по формированию глобального информационного общества. В этом основополагающем документе, подписанном главами стран «восьмерки», не было определено понятие глобального информационного общества, а только перечислены его характерные черты, которыми являются наряду с глобальными информационными процессами региональные и внутригосударственные процессы. Очевидное усиление потребностей мирового сообщества в объективной, достоверной и своевременной информации об общественных процессах является одной из важнейших особенностей современного этапа глобализации, широкого применения глобальных информационных систем, в связи, с чем вопросы правового обеспечения информационной безопасности приобретают особое значение, поскольку оказывают существенное воздействие на правовые, государственные и политические системы государств и на процесс построения информационного общества в России.

Как показывает зарубежный опыт важной составляющей реализации Окинавской Хартии и иных международно-правовых документов является разработка национальных стратегий, программ, направленных на то, чтобы сделать государство более открытым и доступным для общества.

В Хартии закреплены такие важнейшие принципы формирования глобального информационного общества как обеспечение каждому члену общества возможности доступа к любой информации и общения с любым иным членом этого общества, принцип информационного суверенитета, принцип равенства каждого члена общества, народа, нации. Следует отметить, что в информационном праве под информационным суверенитетом понимается господство государства над своим информационным пространством, информационными ресурсами и телекоммуникационными системами с использованием правовых и технических средств защиты, обеспечивающих их комплексную защиту.

В 2007 году в России был разработан документ: «Стратегия развития информационного общества в России», которая 25 июля 2007 года была одобрена на заседании Совета Безопасности Российской Федерации. В ней определена национальная стратегия в этом направлении, в значительной степени касающаяся и влияющая на развитие нормативного правового регулирования в процессах становления информационного общества.

В Стратегии учтены основные положения Окинавской хартии глобального информационного общества, Декларации принципов построения информационного общества. Реализация стратегических мероприятий предусматривается по следующим основным направлениям:

. В области формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставления на ее основе качественных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий и обеспечения высокого уровня доступности для населения информации и технологий, в частности, путем повышения доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; формирования единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности; модернизации системы телерадиовещания, расширение зоны уверенного приема российских телерадиопрограмм; предоставления гражданам с низким уровнем доходов льгот и компенсаций на пользование услугами связи, приобретение пользовательских устройств и программного обеспечения, необходимого для получения данных услуг; создания системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, включая создание государственной системы правовой информации.

. В области повышения качества образования, медицинского обслуживания, системы социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий, расширяя использование информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования; внедряя новые методы оказания медицинской помощи населению, а также дистанционного обслуживания пациентов; предоставляя гражданам социальные услуги на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

. В области совершенствования системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере основным направлением является развитие законодательных механизмов.

Следовательно, информационные технологии и широкое использование Интернета являются наряду с финансовой, торговой и транспортной деятельностью не только основным объектом глобализации, но и служат определенным катализатором распространения глобализации в мировое пространство

Выводы по третьей главе

1. Эффективность функционирования экономических институтов в рыночной экономике зависит от уровня трансакционных издержек, таких как издержки поиска информации, издержки измерения, издержки масштаба, издержки спецификации и защиты прав собственности и др. Интеграция систем связи и ее глобализация направлены во многом на уменьшение этих издержек при ведении бизнеса.

.   Таким образом, инновационный вектор означает ускорения динамики развития факторов экономического роста и функционирования экономики путем их приращения к действующим.

.   Главная задача в развитии информационного общества - это высокая доступность населения к информационным ресурсам.

.   Таким образом, происходящие процессы глобализации и рассмотренные выше международные документы являются катализатором принятия национальной стратегии построения информационного общества.


Заключение

 

В заключении хотелось бы отметить, что ключевым моментом развития информационного сектора является процессы глобализации и информатизации экономики. Информатизация общества существенно ускоряет развитие экономики, и все большая часть производства базируется на использовании идей, а не на материальных объектах, т.е. экономика теряет свой материальный облик. В курсовой работе обосновано, что именно переход от материальных товаров к интенсивному росту доли нематериальных продуктов также является принципиальной особенностью информационной экономики. Предполагается, что в перспективе процесс информатизации экономики уже не будет иметь вещественную ориентацию, а перейдет на информационную стратегию. При этом перспектива роста информатизации пока туманна, так как информационные ресурсы практически ни в одной стране не используются в их полной мере.

С помощью возможностей Интернета и процесса информатизации экономики глобализация охватывает весь мир, преобразуя мировую цивилизацию, объединяющую несколько разрозненных частей, в целостную общность на основе единой системы отношений. Сам процесс глобализации поражает своими темпами и размером. Материя, из которой сооружается новый «монолитный» глобализированный мир - это более 210 стран с населением свыше шести миллиардов человек.

Глобализация стала набирать значительные обороты благодаря постепенной ликвидации барьеров, препятствовавших торговле и движению капитала, а также благодаря фундаментальным техническим достижениям и неизменному снижению стоимости услуг транспорта, связи и компьютерного обеспечения. В настоящее время глобализация обусловлена в значительной мере снижением стоимости ИКТ, поддерживающих ее протекание (например, средства связи).

В курсовой работе приведены отрицательные черты процесса глобализации. Прежде всего, многие специалисты выражают протест против процесса глобализации из-за того, что она порождает неравенство среди множества аспектов: групп людей, компаний, правительств. То есть выгоды и возможности, являющиеся результатом глобализации, в основном сконцентрированы в относительно небольшом числе стран и неравномерно распределяются в самих этих странах. В последние десятилетия в мире наблюдается несоответствие между удачными усилиями по разработке строгих и неукоснительно соблюдаемых правил, способствующих развитию и расширению глобальных рынков, и очень пассивными действиями в поддержку столь же важных социально - экономических целей, как то условия труда, окружающая среда, права человека или борьба с нищетой.

Но в ходе исследования установлено, что наблюдается больше плюсов, чем минусов глобализации. В последние время границы между странами стали еще более прозрачными для потоков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также для передачи информации, идей и культурных ценностей. Глобализация мысленно увеличивает любой рынок, что дает огромные возможности для развития, тем самым делает толчок для развития различных секторов экономики. Благодаря процессу глобализации информационный сектор экономики раскрыл свои границы для притока и оттока информации, новых технологий и знаний.

Глобализация нивелирует различия между внутренней и внешней политикой государства, заставляя политическую элиту более тщательно просчитывать выгоды и недостатки участия страны в глобальной политической и экономических системах. Глобализация предъявляет повышенные требования и к управленческим кадрам: знание языков, овладение компьютерными технологиями, информацией о быстро меняющейся ситуации на мировых рынках, готовностью к новациям и рискам.

Если говорить о России, то можно спорить с теми, кто считает, что Россия уже в значительной мере самоопределилась. Не следует торопиться и с вынесением вердикта по поводу однополюсности мира. Мир по-прежнему многополюсный, и задача состоит в сохранении этой многополюсности, в выстраивании оптимального баланса между существующими центрами силы. Причем следует иметь в виду, что эти центры серьезно заинтересованы в партнерстве с Россией, поскольку трезво учитывают ее ресурсный, военный и научный потенциал. И нет никакой “предопределенности судьбы”, ничто не предписывает нам соглашаться с ролью лишь источника сырья и дешевой рабочей силы, как это видится З. Бжезинскому, да и некоторым политикам в современной американской администрации.

Естественно, что возможности России занять достойное страны место на мировой арене напрямую зависят от состояния ее экономики. И здесь нельзя обойти молчанием важнейший вопрос об оценке места России в “мировой табели о рангах”.

Существующая на сегодня оценка России в рамках принятых международных сопоставлений не соответствует тому потенциалу, которым располагает страна, и не отражает ее реальный вес в мировой экономике. Во многом это связано с существующей практикой оценки всего и вся в России в долларовом эквиваленте, причем по текущему российскому рыночному курсу, который далеко не отражает реального соотношения покупательной способности рубля и доллара.

Нет в стране работоспособных механизмов гражданского оборота ценных знаний и технологий, не сформирована система их продвижения на рынок. Хотя сегодня именно экспорт подобных знаний и технологий, а не производимой на их основе промышленной продукции, определяет уровень развития государств.

Решение всех названных задач невозможно, особенно в условиях России, без сильного государства.Но следует подчеркнуть, что сильное государство - не синоним сильной власти. Необходимо единство: сильная власть - сильные законы - сильная судебная система - гражданское общество.

Получит ли великая история России великое продолжение, зависит только от нас, ее граждан. Сегодняшнее величие небесспорно, завтрашнее - неочевидно.Мы обязаны конвертировать сырьевую экономику в интеллектуальную, чтобы проложить России путь наверх, в будущее, в сообщество креативных наций, направляющих историю.

Я считаю, что пока в России не будет чёткого регулирования над всеми сферами жизни: политической, экономической, социальной, финансовой, экологической и многих других, Россия будет продолжать выглядеть слабой в условиях глобализации на фоне мира. Но нам нужны глобальные изменения и главное в кратчайший срок. Хотя мы прекрасно понимаем, что это невозможно сделать слишком быстро. Но преобразования уже пора начинать. Иначе в скором времени Россию вообще вытеснят более сильные страны. Начинать преобразования России необходимо с постановки новых задач для структурной политики. Я думаю, что если во главе государства будут стоять люди, понимающие проблемы России, люди которые любят свою родину и готовы менять её к лучшему, то у России есть не просто будущее, а светлое и чистое будущее для России и её граждан.


Список литературы

 

Дятлов С.А. Основы информационно-сетевой экономики. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004

Коротков А.В. «Киберрусские: ставка в $ 40 млрд.» // Информ Курьер Связь. 2005. № 3.

Дятлов С.А., Селищева Т.А. Развитие информационного сектора в России и его влияние наэкономический рост // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова:периодический научно-методический журнал. Кострома: КГУ, 2005. № 5.

Гольдштейн Б.С. «Интеллектуальные сети»

Центр внешнеэкономических исследований ИМЭПИ РАН «Стратегия внешне экономических связей России в условиях глобализации (сценарий до 2025 года). Москва 2004г.

Романов А.А., Панько А.В. «Маркетинговые коммуникации» Москва 2008г. изд. Эксмо.

«Автоматизированные информационные технологии в экономике»/учебник под рук.проф. Г.А.Титоренко - М. Компьютер, ЮНИТИ-400с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.01 с.)