Информационные процессы в экономике и новая роль информационных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационные процессы в экономике и новая роль информационных систем



КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Экономическая теория»

 

На тему

«Информационно-коммуникативные технологии и глобализация мирового пространства»

 


ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Введение

1. Развитие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и его влияние на экономику

Информационные процессы в экономике и новая роль информационных систем

Понятие, сущность ИКТ

Классификация ИКТ

Применение информационных систем для получения конкурентных преимуществ

Развитие ИКТ и его влияние на экономику

ИКТ в условиях глобализации мирового хозяйства

Сущность и предпосылки глобализации

Основные направления процессов глобализации на пути создания информационного общества

Последствия глобализации

Приоритетные направления развития ИКТ в России в условиях глобализации

Перестройка бизнеса и управления с помощью ИКТ в условиях глобализации

Приоритетные направления развития ИКТ в России

Влияние глобализации на построение информационного общества в России.

Заключение

Литература

 


Введение

 

Мир, шагнувший в новое тысячелетие, все более характеризуется стремительными темпами жизни и тесным сплетением политических, экономических, информационных и социально-культурных атрибутов человеческого бытия. Все вместе это называется глобализацией (от фр. global - всеобщий, лат. globus - шар). Коммуникация (от лат. c ommunicatio / communicare - делать общим, связывать) - чувствительная оболочка, которая охватывает все перечисленные атрибуты и ведет либо к взаимопониманию и гармонии мира, либо к конфронтации и непредсказуемости. Наконец язык - рабочий инструмент коммуникации. По ряду исторических, лингвистических и др. причин инструментом международной коммуникации стал английский язык. Иностранный язык - лишь слагаемое коммуникативной компетенции. Это понятие вмещает целый спектр знаний, практических навыков и умений, мотивацию.

В современных условиях новые научные открытия, технологические инновации, рост качества интеллектуального капитала, динамичное развитие информационно-компьютерных технологий, электронной коммерции, средств мобильной связи, расширение бизнес-пространства становятся важнейшими факторами экономического роста. Современную экономику, базирующуюся на передовых информационных технологиях, на новых научных знаниях, называют «новой», «информационно-сетевой» экономикой или экономикой знаний («knowledgeindustries»). Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы хозяйства и быта - важнейшая технологическая особенность развития современной мировой экономики. В процессе информатизации экономики информационные и технологические прорывы тесно переплетаются в единый процесс, который имеет тенденцию ксамоускорению. Это означает непрерывное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), следствиемчего является качественное обновление технологической основы производства. При этом вниманиеакцентируется на диверсификации структуры экономики, развитии некапиталоемких отраслей,ИКТ, что должно привести к ускорению экономическогороста.

Высокие технологии - острие человеческой мысли, и мера ответственности тех, кто их порождает, развивает, пропагандирует или заимствует, неизмеримо высока в условиях интернациональной интеграции.

В эпоху глобализации коммуникативная некомпетентность граничит с профессиональным невежеством. Темпы международной коммуникации чрезвычайно высоки и предполагают высокую эффективность взаимодействия, мобильность, а также безупречную точность передаваемой информации. Техногенные катастрофы - наивысшая плата за некомпетентность в XXI веке.

Таким образом, феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки, в которых ее склонны трактовать многие исследователи этой темы, и охватывает практически все сферы общественной деятельности, включая политику, идеологию, культуру, образ жизни, а также сами условия существования человечества.

1.
Развитие информационно-коммуникативных технологий и его влияние на экономику

Таблица1. Уровни конкуренции, стратегии, модели и информационные технологии

Уровень Стратегия Модель Информационные сети/ информационные технологии
Отрасль кооперация, лицензия, стандарт Модель конкурентных сил, сетевая экономика телекоммуникации, информационное партнёрство
Фирма синергетика, центр компетенции центр компетенции (corecompetition) системы знаний, системы, организационного управления
Бизнес снижение затрат, дифференциация, анализ конкуренции цепочка добавления потребительской стоимости (valuechain) Custom Relationship Management (CRM), Supply Chain Maanagement (SCM), Datamining

 

Более подробно остановимся на стратегии бизнес уровня и цепочке добавления потребительской стоимости. Ключевой вопрос стратегии бизнес -уровня - это «Как мы можем эффективно конкурировать на отдельном рынке?» Это может быть рынок кабельного телевидения, автомобильных пассажирских перевозок, туризма и т.д.

Основными конкурентными стратегиями этого уровня являются:

1. Стратегия преимущества по издержкам производства;

. Стратегия дифференциации;

. Стратегия изменения сферы конкуренции.

Фирма, реализующая стратегию преимущества по издержкам, ориентируется на широкий рынок и производит товары в большом количестве. При помощи массового производства она может минимизировать удельные издержки и предлагать низкие цены. Это позволяет иметь более высокую долю прибыли по сравнению с конкурентами, лучше реагировать на рост себестоимости и привлекать потребителей, ориентирующихся на уровень цен.

Фирма, реализующая стратегию дифференциации, нацеливается на большой рынок, предлагая товар, который рассматривается как выделяющийся. Компания выпускает привлекательный для многих товар, который, тем не менее, рассматривается потребителями как уникальный, в силу его дизайна, доступности, надежности и других характеристик. В результате цена не играет столь важной роли, и потребители приобретают достаточную лояльность к товарной марке.

Фирма, реализующая стратегию изменения сферы конкуренции, расширяет рынок, включаясь в глобальные рынки, или сужает рынок с фокусированием на небольших нишах, еще не освоенных или недостаточно удовлетворенных другими конкурентами. Продвижение на мировые рынки порождает изменение масштабов фирмы. Продвижение в узкие ниши рынков обеспечивается высоко прибыльным продуктом.

На уровне бизнеса наиболее общим аналитическим инструментом является анализ цепочки добавления потребительской стоимости (valuechain).

Величина добавленной стоимости вычисляется как стоимость проданной продукции за вычетом ее себестоимости. Цепочка добавления стоимости представляет собой описание основных процессов, приводящих к добавлению стоимости продукции предприятия.

Потребительская стоимость - это полезность продукта или услуги, способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

Цепочка добавления потребительской стоимости ( ЦДС ) представляет собой совокупность работ, которые увеличивают потребительскую стоимость. Добавление потребительской стоимости означает, что потребитель желает или готов оплачивать затраты на выполнение тех работ и задач, которые добавляют потребительскую стоимость продукта.

Концепция цепочки добавления потребительской стоимости была предложена профессором Гарвардской школы бизнеса Майклом Портером и широко используется в области консультационных услуг, направленных на совершенствование деятельности компаний для обеспечения их конкурентоспособности.

Этот подход базируется на предположении, что конкурентоспособность достигается путем оптимизации большого числа отдельных процессов, которые выполняет компания при разработке, производстве, маркетинге, поставке и поддержке своих продуктов и услуг.

Модель ЦДС позволяет определить критические точки, в которых фирма может использовать ИТ., позволяющие продвинуть ее конкурентные позиции. Особенно те, где можно получить наибольшую прибыль от стратегических ИС для создания новых продуктов и услуг, продвижения их на рынок, для понижения операциональных издержек, за счет взаимодействия с ИС клиентов и поставщиков. Модель ЦДС представляет фирму как цепочку элементов базисных действий, добавляющих потребительскую стоимость к продуктам и услугам фирмы. Эти элементы можно разделить на основную и вспомогательную деятельность.

Основная деятельность непосредственно связана с производством и реализацией продуктов и услуг фирмы, созданием потребительской стоимости.

Основная деятельность включает входящую логистику, производство, выходящую логистику, продажи и маркетинг, послепродажное обслуживание.

Входящая логистика: получение и хранение материалов для производства. Операции преобразуют входящие материалы в конечный продукт.

Выходящая логистика: хранение и распределение готовой продукции.

Продажи и маркетинг: включают раскрутку и продажу продукции.

Послепродажное обслуживание: поддержка и ремонт продукции (услуг) фирмы.

Вспомогательная деятельность включает организационную инфраструктуру (администрирование и управление, управление персоналом, подбор кадров, обучение), технологическое обеспечение производства, приобретение оборудования. Модель ЦДС выявляет элементы основной и вспомогательной деятельности, которые могут быть оптимизированы за счет применения ИС, и таким образом может быть достигнуто конкурентное преимущество.

Есть элементы, которые добавляют ценность продукту, а есть такие, которые не добавляют. В процессе реинжиниринга число последних сокращают.

Организации имеют конкурентные преимущества, когда они обеспечивают большую ценность продукта с точки зрения потребителя, или когда они обеспечивают ту же самую ценность для потребителя, но снижают цену. ИС могут иметь стратегическое воздействие, если они помогают фирме обеспечить снижение стоимости продукции и услуг по сравнению с конкурентами, или обеспечить ту же потребительскую стоимость, что и у конкурентов, без увеличения издержек. Например, это возможно за счет более быстрого предоставления высококачественной информации при очень низкой цене. В табл.2 представлены новые продукты и услуги, основанные на новых информационных технологиях.

Таблица 2 Новые продукты и услуги

Новые продукты и услуги ИТ, лежащие в их основе
Онлайновый банкинг Частные вычислительные сети, «Интернет».
Управление денежными счетами Корпоративные пользовательские системы счетов
Электронные биржи Автоматизированные рабочие места менеджера и (трейдера) биржевого маклера.
Системы резервирования мест на международных и национальных авиалиниях, в отелях Системы резервирования, основанные на международных телекоммуникациях
Электронная коммерция «Интернет», корпоративные базы данных заказчиков
Голосовая почта Цифровые сети и коммуникационные системы
Изготовление изделий на заказ CAD/CAM системы

 

Стратегическими ИС для бизнес-уровня являются информационная система управления взаимоотношениями с клиентами (CustomRelationshipManagement, CRM), информационная система управления цепочками поставок (SupplyChainManagement, SCM), система «добычи» знаний (Datamining).

Таблица 3. Сравнительные характеристики последствий воздействия индустриальныхи информационно-коммуникативных технологий на экономику

Индустриальные технологии Информационно-коммуникационные технологии
Способствуют росту количественных и качественных показателей производимых материальных благ. Ведут к массовой кастомизации производства, т.е. адаптации компаний к требованиям конкретного клиента.
Производство материальных благ преобладает над производством услуг. Снижают зависимость от материальных благ и увеличивают диверсификацию и масштабы информационных услуг.
Сильная зависимость от ресурсных ограничений материального характера. Информация - основное ресурсное ограничение.
Рост основного капитала в процессе воспроизводства и замедление его кругооборота. Ускоряют движение всех видов капитала.
Усложняется взаимодействие производителей и потребителей. Возрастают трансакционные издержки Сеть упрощает взаимодействие производителей и потребителей. Снижаются трансакционные издержки
 Снижение издержек производства фирмы и повышение качества продукции. Снижают издержки производства фирмы и значительно повышают качество.
Способствуют росту общественногоразделения труда как внутри отдельной страны, так и между странами. Значительно ускоряют разделение труда внутри страны и особенно - между странами, чтоведет к росту глобализации.
Появление новых профессий и специальностей, связанных в основном со сферой материального производства Появление новых профессий, связанных со сбором, переработкой использованием информации; радикальная модификация традиционных профессий и специальностей.
Расширяется рынок труда в сферематериального производства  Появляется новый тип занятости - телезанятость (видеоконференции), растет занятость в сфере услуг.
Предприятия, фирмы в своей деятельности ограничены территориальными рамками. Предприятия, фирмы гораздо в меньшей степени ограничены пространственными рамками ввиду наличия корпоративной Сети.
Появление новых отраслей, в основном материального производства. Появление новых отраслей, преимущественно сферы услуг, возникает новый сектор ИКТ-услуг.
Следствием внедрения технологий являетсярост основныхмакроэкономических показателей: ВВП, ЧНП, производительности труда. Рост может быть экстенсивным и интенсивным (инновационным). Следствием внедрения технологий является не столько количественный рост макроэконо- мических показателей, сколько новое качествороста - рост качества жизни в стране. Рост - инновационно-информационный.
Основные инвестиции делаются в промышленные технологии, в наращивание промышленного капитала. Основные инвестиции делаются в НИОКР, образование, в человеческий капитал.
Изменяется структура экономики и методыведения конкуренции. Изменяется структура экономики и кардинально меняются методы конкуренции.

 

Выводы по первой главе

Выделение информационных услуг в качестве самостоятельного сектора экономики сегодня просто необходимо, так как мир переходит к инновационно - информационной стадии своего развития, и нужно реально оценить степень продвижения экономики страны в этом направлении.

Информационный сектор- это элемент экономической системы, объединяющий отрасли способные производить, распределять, хранить информационные блага в соответствии с запросами потребителей. Он представляет собой особую сферу деятельности людей, у каждого из которых имеются собственные интересы и предпочтения.

повышение удельного веса информационного сектора в экономической системе качественно изменяет рыночную систему хозяйствования.

Функционирование информационного сектора подчиняется законам рынка, которые существенно отличаются от традиционных.

В условиях формирования информационного сектора экономики рынок информационных благ обладает следующими особенностями:

· объектом купли и продажи является информационные блага, которые отличаются тем, что их можно воспроизводить при практически нулевых предельных издержках;

·   основные параметры рынка, а именно спрос и предложение ведут себя нетрадиционным образом.

 

Стандартная экономическая теория базируется на известном утверждении, что кривая предложения, в основе конфигурации которой лежат возрастающие предельные издержки, имеет положительный наклон, а кривая спроса, в основе конфигурации которой лежит убывающая предельная полезность, имеет отрицательный наклон. В ситуации информационных благ кривые спроса и предложения как бы меняются местами: кривая предложения имеет отрицательный наклон, так как предельные издержки стремятся к нулю на значительных интервалах, а кривая спроса имеет положительный наклон, так как предельная полезность увеличивается по мере роста количества участников потребления блага (рис. 2). Если этот процесс будет динамически развиваться, кривые будут стремиться к пересечению при все более и более низких ценах.

· Таким образом, если благо увеличивает свою ценность по мере роста его количества и при этом цена блага падает по мере роста его ценности для потребителей, то автор приходит к следующему выводу: наибольшей ценностью в условиях информационного сектора обладает такое благо, которое предоставляется бесплатно. Вывод парадоксален только на первый взгляд, поскольку речь идет не о всех благах, а только об информационных, но именно они составляют основу информационного сектора. Особенностью данной модели рынка можно считать выделение информационной конкуренции - борьба за лидерство на рынке информации, информационных ресурсов и двух ее составляющих - конкуренцию производителей и покупателей. Первая составляющая связана с соперничеством за доступ к этим ресурсам, за наиболее современные информационные технологии, за долю на данном рынке, получаемый доход. Конкуренция потребителей связана со стремлением обеспечить первенство в получении необходимой информации, что служит отправной точкой принятия решений и осуществления соответствующих хозяйственных операций. Так, в информации о курсе акций важно не только ее содержание, но и скорость ее получения. Стереотипом стало высказывание - кто владеет информацией, тот владеет миром. Информационная конкуренция стала уже реальностью для современных условий формирования информационного сектора экономики;

·   в условиях информационного рынка меняется поведение монополистов. Монопольные тенденции проявляются здесь иначе, чем это было в условиях традиционной рыночной экономики. Считается, что нерегулируемая монополия завышает цену и занижает объем производства по сравнению с их конкурентным уровнем. Но на рынке информационных благ ситуация совершенно иная: монополия увеличивает объем производства и снижет цены. Монополисты преследуют цель - как можно быстрее сбыть морально устаревший информационный товар и закупить новый.


Последствия глобализации

 

У глобализации есть два главных последствия. Во-первых, это ускорение экономического роста активно участвующих в ней стран. Во-вторых, это усиление зависимости всех участников мирового хозяйства от этого хозяйства.

Ускорение экономического роста у стран - активных участников глобализации происходит потому, что они активно используют свои преимущества на мировых рынках товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знания. Это соответствует теории сравнительных преимуществ (рекомендует странам специализироваться на выпуске тех товаров и услуг, которые они производят наиболее эффективно) и теории соотношения факторов производства (указывает на целесообразность странам экспортировать обильные для них экономические ресурсы и импортировать недостающие). В соответствии с выводами обеих теорий от глобализации больше всего выигрывают страны с наиболее открытой экономикой.

Однако последний вывод нередко подвергается критике, особенно со стороны экономистов, занимающихся проблемами развивающихся стран. Они указывают на то, что хотя этим странам использование своих сравнительных преимуществ (обильные природные ресурсы, дешевая рабочая сила) дает выгоду от участия в глобализации, еще большую выгоду оно приносит развитым странам с их сравнительными преимуществами (обильные знания, дешевый капитал, обширные предпринимательские ресурсы), особенно по мере того, как в мире возрастает значение факторов, имеющихся, прежде всего у них.

В результате растет доход всех стран, но в первую очередь развитых, и поэтому их отрыв по душевому доходу от большинства развивающихся стран нарастает, а в результате в мировой экономике сохраняется деление на "центры", "периферию" и "полупериферию".

Другим важным последствием глобализации является то, что она усиливает зависимость всех участников мирового хозяйства от этого хозяйства. Это ведет к разным последствиям, которые с точки зрения национальных экономик можно условно разделить на позитивные, негативные и неоднозначные.

К позитивным эффектам глобализации нужно отнести рост доступности внешних рынков и внешних ресурсов. Так, большая, чем раньше доступность внешних рынков помогает высококонкурентоспособным отраслям страны выйти на рынки многих других стран, что видно на примере российских углеводородов, металлов и вооружений. А нехватка природных ресурсов, капитала, знаний в одних странах может быть смягчена их активным импортом из других стран, как демонстрирует Китай в последние десятилетия.

К негативным последствиям нужно, прежде всего отнести рост зависимости национальных экономик от конъюнктуры мирового хозяйства. Кризисы, возникшие в одних странах, поражают другие, ранее слабо связанные с ними страны, как продемонстрировал мировой финансовый кризис 1997-1999 гг., возникший в Юго-Восточной Азии в 1997г., но в 1998г. поразивший Россию и другие страны СНГ, а через год - Аргентину, Бразилию и другие страны Латинской Америки. В 2007 г. начался кризис на рынке низкокачественной ипотеки, выразившийся в не платёжеспособности крупных банков США,в результате чего закачивались средства для спасения этого сектора экономики. Однако эти деньги до рынка ипотеки не дошли, а потекли туда, где можно было получить гораздо больше прибыли от роста цен на сырье. Из-за краха Lehman банки начали закрывать лимиты друг на друга, финансовая система оказалась, практически парализована в результате которого обрушился весь финансовый рынок Европы и Азии.

К последствиям, которые трудно отнести только к позитивным или негативным, нужно отнести усиление конкуренции на внутреннем рынке, уменьшение возможностей государственного регулирования национальных экономик.

Так, неконкурентоспособные отрасли во многих странах сворачивают свою деятельность под наплывом товаров из-за рубежа, (примером чего может быть легкая промышленность России) и хотя это теоретически подталкивает страну специализироваться на том, что у нее получается лучше всего (в соответствии с теориями международного разделения труда на базе внешней торговли), однако этот процесс сопровождается большими потерями производственных мощностей и рабочих мест в старыхотраслях и уменьшением возможностей способствовать становлению молодых отраслей через протекционизм.

Если страна все больше зависит от внешних факторов, то у государства остается меньше рычагов воздействия на ход экономического развития страны, как это, например, происходит в России, где с 70-х гг. ХХ в. усиливается воздействие на экономическую динамику поступлений от экспорта углеводородов.

Что же, в конечном счете, глобализация несет странам - угрозу или новые возможности? Однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно, ведь баланс позитивных и негативных последствий постоянно изменяется. Однако «реальность состоит в том, что глобализация представляет объективное и совершенно неизбежное явление современности, которое можно притормозить средствами экономической политики (что и происходит в ряде случаев), но нельзя остановить или «отменить», ибо таково императивное требование современного общества и научно-технического прогресса».

Как образно отмечает ряд авторов, джин глобализации вырвался на свободу и не стоит пытаться снова загнать его в бутылку. Странам необходимо адекватно реагировать на глобализационные процессы, чтобы адаптироваться к новым условиям и воспользоваться шансами, которые предоставляет интернационализация мировой экономики.

Выводы по второй главе

1. Глобализация хозяйственной деятельности в теории при совершенной конкуренции, равенстве условий положительно влияет на развитие экономики отдельных стран и всего мира. Считается, что благодаря этому процессу достигается экономия на масштабе производства, более эффективно размещаются факторы производства в мире, становятся более доступными достижения науки и техники. На практике, как показал опыт 80-90-х годов XX в., На практике, как показал опыт 80-90-х годов XX в., выгоды от мировизации хозяйственной деятельности, орудием которой выступают ТНК, достаются ведущим развитым странам. Не удивительно, что концепция глобализации имеет отчетливо западное происхождение, американоцентристское по своей направленности.

.   В политическом отношении глобализация выступает инструментом ведущих в экономическом отношении держав для решения задач упрочения своих доминирующих позиций. Концепция глобализации включает положение о наличии единственного государства, способного действовать глобально и имеющего мировые интересы во всех важнейших сферах.

.   В моем понимании не будет единого мирового государства, а будут продолжать оставаться независимые государства, может быть суверенные не так как сейчас, но суверенные, ведь, на мой взгляд, очень трудно отказаться от независимости, в какой-то мере потерять власть. Люди не готовы еще к тому, чтобы жить в едином государстве. Ведь до сих пор ведутся войны за независимость, за энергетические ресурсы (нефть). По-прежнему многие люди стремятся заполучить власть любыми способами.


Выводы по третьей главе

1. Эффективность функционирования экономических институтов в рыночной экономике зависит от уровня трансакционных издержек, таких как издержки поиска информации, издержки измерения, издержки масштаба, издержки спецификации и защиты прав собственности и др. Интеграция систем связи и ее глобализация направлены во многом на уменьшение этих издержек при ведении бизнеса.

.   Таким образом, инновационный вектор означает ускорения динамики развития факторов экономического роста и функционирования экономики путем их приращения к действующим.

.   Главная задача в развитии информационного общества - это высокая доступность населения к информационным ресурсам.

.   Таким образом, происходящие процессы глобализации и рассмотренные выше международные документы являются катализатором принятия национальной стратегии построения информационного общества.


Заключение

 

В заключении хотелось бы отметить, что ключевым моментом развития информационного сектора является процессы глобализации и информатизации экономики. Информатизация общества существенно ускоряет развитие экономики, и все большая часть производства базируется на использовании идей, а не на материальных объектах, т.е. экономика теряет свой материальный облик. В курсовой работе обосновано, что именно переход от материальных товаров к интенсивному росту доли нематериальных продуктов также является принципиальной особенностью информационной экономики. Предполагается, что в перспективе процесс информатизации экономики уже не будет иметь вещественную ориентацию, а перейдет на информационную стратегию. При этом перспектива роста информатизации пока туманна, так как информационные ресурсы практически ни в одной стране не используются в их полной мере.

С помощью возможностей Интернета и процесса информатизации экономики глобализация охватывает весь мир, преобразуя мировую цивилизацию, объединяющую несколько разрозненных частей, в целостную общность на основе единой системы отношений. Сам процесс глобализации поражает своими темпами и размером. Материя, из которой сооружается новый «монолитный» глобализированный мир - это более 210 стран с населением свыше шести миллиардов человек.

Глобализация стала набирать значительные обороты благодаря постепенной ликвидации барьеров, препятствовавших торговле и движению капитала, а также благодаря фундаментальным техническим достижениям и неизменному снижению стоимости услуг транспорта, связи и компьютерного обеспечения. В настоящее время глобализация обусловлена в значительной мере снижением стоимости ИКТ, поддерживающих ее протекание (например, средства связи).

В курсовой работе приведены отрицательные черты процесса глобализации. Прежде всего, многие специалисты выражают протест против процесса глобализации из-за того, что она порождает неравенство среди множества аспектов: групп людей, компаний, правительств. То есть выгоды и возможности, являющиеся результатом глобализации, в основном сконцентрированы в относительно небольшом числе стран и неравномерно распределяются в самих этих странах. В последние десятилетия в мире наблюдается несоответствие между удачными усилиями по разработке строгих и неукоснительно соблюдаемых правил, способствующих развитию и расширению глобальных рынков, и очень пассивными действиями в поддержку столь же важных социально - экономических целей, как то условия труда, окружающая среда, права человека или борьба с нищетой.

Но в ходе исследования установлено, что наблюдается больше плюсов, чем минусов глобализации. В последние время границы между странами стали еще более прозрачными для потоков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также для передачи информации, идей и культурных ценностей. Глобализация мысленно увеличивает любой рынок, что дает огромные возможности для развития, тем самым делает толчок для развития различных секторов экономики. Благодаря процессу глобализации информационный сектор экономики раскрыл свои границы для притока и оттока информации, новых технологий и знаний.

Глобализация нивелирует различия между внутренней и внешней политикой государства, заставляя политическую элиту более тщательно просчитывать выгоды и недостатки участия страны в глобальной политической и экономических системах. Глобализация предъявляет повышенные требования и к управленческим кадрам: знание языков, овладение компьютерными технологиями, информацией о быстро меняющейся ситуации на мировых рынках, готовностью к новациям и рискам.

Если говорить о России, то можно спорить с теми, кто считает, что Россия уже в значительной мере самоопределилась. Не следует торопиться и с вынесением вердикта по поводу однополюсности мира. Мир по-прежнему многополюсный, и задача состоит в сохранении этой многополюсности, в выстраивании оптимального баланса между существующими центрами силы. Причем следует иметь в виду, что эти центры серьезно заинтересованы в партнерстве с Россией, поскольку трезво учитывают ее ресурсный, военный и научный потенциал. И нет никакой “предопределенности судьбы”, ничто не предписывает нам соглашаться с ролью лишь источника сырья и дешевой рабочей силы, как это видится З. Бжезинскому, да и некоторым политикам в современной американской администрации.

Естественно, что возможности России занять достойное страны место на мировой арене напрямую зависят от состояния ее экономики. И здесь нельзя обойти молчанием важнейший вопрос об оценке места России в “мировой табели о рангах”.

Существующая на сегодня оценка России в рамках принятых международных сопоставлений не соответствует тому потенциалу, которым располагает страна, и не отражает ее реальный вес в мировой экономике. Во многом это связано с существующей практикой оценки всего и вся в России в долларовом эквиваленте, причем по текущему российскому рыночному курсу, который далеко не отражает реального соотношения покупательной способности рубля и доллара.

Нет в стране работоспособных механизмов гражданского оборота ценных знаний и технологий, не сформирована система их продвижения на рынок. Хотя сегодня именно экспорт подобных знаний и технологий, а не производимой на их основе промышленной продукции, определяет уровень развития государств.

Решение всех названных задач невозможно, особенно в условиях России, без сильного государства.Но следует подчеркнуть, что сильное государство - не синоним сильной власти. Необходимо единство: сильная власть - сильные законы - сильная судебная система - гражданское общество.

Получит ли великая история России великое продолжение, зависит только от нас, ее граждан. Сегодняшнее величие небесспорно, завтрашнее - неочевидно.Мы обязаны конвертировать сырьевую экономику в интеллектуальную, чтобы проложить России путь наверх, в будущее, в сообщество креативных наций, направляющих историю.

Я считаю, что пока в России не будет чёткого регулирования над всеми сферами жизни: политической, экономической, социальной, финансовой, экологической и многих других, Россия будет продолжать выглядеть слабой в условиях глобализации на фоне мира. Но нам нужны глобальные изменения и главное в кратчайший срок. Хотя мы прекрасно понимаем, что это невозможно сделать слишком быстро. Но преобразования уже пора начинать. Иначе в скором времени Россию вообще вытеснят более сильные страны. Начинать преобразования России необходимо с постановки новых задач для структурной политики. Я думаю, что если во главе государства будут стоять люди, понимающие проблемы России, люди которые любят свою родину и готовы менять её к лучшему, то у России есть не просто будущее, а светлое и чистое будущее для России и её граждан.


Список литературы

 

Дятлов С.А. Основы информационно-сетевой экономики. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004

Коротков А.В. «Киберрусские: ставка в $ 40 млрд.» // Информ Курьер Связь. 2005. № 3.

Дятлов С.А., Селищева Т.А. Развитие информационного сектора в России и его влияние наэкономический рост // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова:периодический научно-методический журнал. Кострома: КГУ, 2005. № 5.

Гольдштейн Б.С. «Интеллектуальные сети»

Центр внешнеэкономических исследований ИМЭПИ РАН «Стратегия внешне экономических связей России в условиях глобализации (сценарий до 2025 года). Москва 2004г.

Романов А.А., Панько А.В. «Маркетинговые коммуникации» Москва 2008г. изд. Эксмо.

«Автоматизированные информационные технологии в экономике»/учебник под рук.проф. Г.А.Титоренко - М. Компьютер, ЮНИТИ-400с

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Экономическая теория»

 

На тему

«Информационно-коммуникативные технологии и глобализация мирового пространства»

 


ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Введение

1. Развитие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и его влияние на экономику

Информационные процессы в экономике и новая роль информационных систем

Понятие, сущность ИКТ

Классификация ИКТ

Применение информационных систем для получения конкурентных преимуществ

Развитие ИКТ и его влияние на экономику

ИКТ в условиях глобализации мирового хозяйства

Сущность и предпосылки глобализации

Основные направления процессов глобализации на пути создания информационного общества

Последствия глобализации

Приоритетные направления развития ИКТ в России в у



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.085 с.)