Основные этапы закупочной логистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы закупочной логистики



логистика управление технология

Закупочная логистика включает управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

В современных условиях закупочная деятельность должна носить стратегический характер, то есть осуществляться в соответствии с общей стратегией развития предприятия, способствовать достижению долгосрочных целей, учитывая комплексное влияние производственных затрат на общую эффективность деятельности предприятия.

С этих позиций основными элементами стратегии материально-технического обеспечения промышленного предприятия (этапами закупочной работы) являются:

исследование рынка материальных ресурсов данного вида;

определение потребности в ресурсе на период;

принятие решения о закупке (задача «сделать или купить»);

выбор поставщика;

расчет параметров поставки.

В торговых предприятиях в силу характера их деятельности отсутствует необходимость решения задачи «сделать или купить» (так как собственное производство невозможно); остальные указанные элементы входят в стратегию товарного обеспечения торгового предприятия.

В рыночной экономике в условиях экономической самостоятельности предприятий и наличия конкуренции любой хозяйственный процесс должен начинаться с анализа среды, в которой он будет осуществляться. Поэтому одним из важнейших этапов реализации стратегии МТО является исследование рынков материальных ресурсов.

При этом логистическими службами предприятия должна изучаться информация о качестве товара и ассортименте конкретных поставщиков, системе цен и условиях продаж, возможных условиях поставки, и, при возможности, - о стратегиях снабжения, применяемых конкурентами.

Исследование потребительских предпочтений относительно материала, из которого должен быть изготовлен товар, исследование рынков товаров-заменителей, изучение товарной политики конкурирующих фирм является прерогативой маркетинговых служб.

При определении потребности в материальных ресурсах различают следующие подходы:

. Потребность в сырье, материалах и комплектующих изделиях определяется на основе полученного заказа на готовые изделия, то есть после получения заказа.

. Определение потребности на основе расхода используемых материалов. Применяется в тех случаях, когда требуемое клиентом время поставки меньше, чем цикл восстановления складских запасов.

В рамках этих подходов существуют 3 группы методов расчета потребности в материалах.

. Детерминированные

. Стохастические (вероятностные)

. Эвристические

Детерминированные методы служат, главным образом, для определения вторичной потребности (в материальных ресурсах) при известной первичной (в готовых изделиях).

При аналитическом подходе ход расчета от изделия (его спецификации) по ступеням иерархии сверху вниз. При синтетическом подходе расчет происходит из деталей и степени их применяемости на отдельных ступенях иерархии.

При всех способах детерминированного определения потребности в материальных ресурсах особо важно установление времени потребления тех или иных компонентов. Материалы должны меняться в наличии в достаточно ранний срок с тем, чтобы время их поступления и первичной обработки не увеличивало длительность цикла изготовления изделий. Детали должны быть своевременно готовы, чтобы оставалось необходимое время для сборки. Покупные изделия должны быть заказаны с учетом ожидаемого времени поставки.

При этом все компоненты готового изделия должны иметься на предприятии не раньше, чем это необходимо, чтобы увеличивать расходы, связанные с хранением запаса.

Стохастические методы предусматривают построение экономико-математической модели, когда учитываются данные прошлых периодов и на основе прогноза устанавливается ожидаемая потребность. К этой группе относится: метод прогноза, методы простой и скользящей средней, метод экспоненциального сглаживания, регрессионный анализ и т.д.

Эвристические методы предусматривают определение потребности в материалах на основе опыта работников. Эти методы дают, как правило, наименее точные, приблизительные результаты.

После изучения сырьевых рынков и определения потребности на период по каждому виду материальных ресурсов промышленному предприятию предстоит принимать одно из двух альтернативных решений: делать комплектующие изделия самим или покупать их у другого (специализированного) производителя.

В англоязычной литературе эта проблема встречается под названием, «сделать или купить».

Основными факторами, оказывающими влияние на решение о закупке, являются:

характер потребности в данном виде материальных ресурсов (величина потребности и периодичность возникновения);

наличие на предприятии производственных мощностей и квалифицированного персонала, необходимых для собственного производства комплектующих;

уровень стратегии специализированных производителей данного вида комплектующих (соотношение «цена - качество»).

Преимущества специализированного производителя связаны, как правило, с более высоким уровнем качества изготавливаемых изделий (имея большие объемы выпуска он может себе позволить значительные затраты на обеспечение качества). Большие объемы выпуска обуславливают и относительно низкую себестоимость единицы изделия (работает «эффект масштаба»), что дает возможность маневра при ценообразовании. Недостатки заказа комплектующих «на стороне» обусловлены ростом зависимости предприятия от внешней среды. В этом случае предприятие несет дополнительные риски потерь, связанные с общей ситуацией на предприятии производителя, уровнем его запасов, надежностью работы транспортной системы.

Самостоятельное производство комплектующих снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры, придает материальному обеспечению большую надежность (снижает риск возникновения дефицита). Но, в тоже время, требует наличия на предприятии производственных мощностей и квалифицированного персонала, необходимых для собственного производства комплектующих; дополнительных затрат, связанных с переналадкой оборудования, изготовления спецоснастки, обучением персонала. Если потребность в комплектующем изделии невелика, то производство его единицы будет обходиться предприятию относительно дорого. Однако, если специализированные производители позиционировали свои изделия как престижные, закупочные цены на необходимые материалы и ресурсы тоже могут быть высокими.

Таким образом, решение о закупке принимается, исходя из указанных выше факторов, с учетом рыночной ситуации и возможностей самого предприятия.

Выбор поставщика.

После того как предприятие определило, какие сырье и материалы и в каком количестве ему необходимы, решена задача «сделать или купить», переходят к выбору поставщика.

Выделяют следующие основные этапы этой задачи.

1. Поиск потенциальных поставщиков.

2. При этом могут быть использованы методы:

объявление конкурса;

изучение рекламных материалов: (фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.);

посещение выставок и ярмарок;

переписка и личные контакты с возможными поставщиками;

использование Интернет-технологий.

В результате формируется список потенциальных поставщиков (база данных), который постоянно обновляется и дополняется.

Анализ потенциальных поставщиков.

Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществлять отбор приемлемых поставщиков. Наиболее часто в качестве критериев используются показатели цены и качества товара, а также надежность поставки. Помимо этого в качестве критериев могут использоваться также:

удаленность поставщика от потребителя (базового рынка);

сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

наличие резервных мощностей у поставщика;

психологический климат на предприятии поставщика (производительность труда, текучесть кадров, вероятность организации забастовок);

способность поставщика обеспечить поставку запчастей в течение всего срока службы оборудования;

финансовое, кредитоспособность поставщика;

На данном этапе выделяется более узкий перечень приемлемых поставщиков.

Для окончательного выбора оптимального поставщика целесообразно рассчитывать рейтинг поставщика. Эта же процедура может производиться при оценке результатов работы с поставщиками, для проверки правильности своего выбора и корректировки дальнейших действий.

Для определения рейтинга поставщика может быть использован метод балльно - коэффициентной оценки. В рамках данного метода выбирают наиболее важные критерии оценки поставщиков. По каждому критерию выделяются несколько степеней проявления признака, каждой из них присваивается соответствующий балл. Помимо этого, приведенные признаки ранжируются по степени значимости для нашего предприятия: сумма всех рангов должна быть равна 1 (или 100%). После этого ряд поставщиков из списка наиболее приемлемых поставщиков оценивается по выбранным критериям. Для определения результатов балльная оценка умножается на ранг, после чего полученные данные суммируются.

 

Таблица 1 - Пример расчета рейтинга поставщиков

Критерий Ранг

Поставщик №1

Поставщик №2

    баллы Оценка с учетом ранга баллы Оценка с учетом ранга
Надежность поставки 15% 4 0,6 8 1,2
Цена 20% 8 1,6 5 1,0
Качество 20% 6 1,2 7 1,4
Возможность внеплановых поставок 10% 5 0,5 8 0,8
Условия платежа 10% 8 0,8 4 0,4
Финансовое положение поставщика 10% 3 0,3 9 0,9
Удаленность поставщика от базового рынка 15% 8 1,2 5 0,75
Итого 100%   6,2   6,3

Однако этот процесс является неоднозначным и носит творческий характер.

Во-первых, неоднозначным и субъективным является суждение об удельном весе данного показателя по сравнению с другими показателями, определяющими рейтинг данного поставщика. Например, если все показатели вместе принять за 100%, то сколько из них приходится на качество товара, сколько на возможность внеплановой поставки, сколько на месторасположение поставщика, сколько на значимость поставки именно этого товара для нормального хода производства, сколько на цены, сколько на условия платежа, а сколько на надежность поставок? Ответы на эти вопросы зависят от конкретной ситуации и не могут быть общими. Если, например, дефицит этого компонента недопустим по тем или иным причинам (например, по технологическим), то его наличие должно быть обеспечено любой ценой.

Во-вторых, сама оценка уровня того или иного показателя, характерного для данного поставщика, не может быть рассчитана формализованным методом и определяется как экспертная оценка. Обычно для таких оценок используется балльная шкала.

 

Таблица 2 - Процесс выбора поставщиков

ВЫБОР ПОСТАВЩИКОВ

ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПОСТАВЩИКА

АНАЛИЗ ВЫЯВЛЕННЫХ ПОСТАВЩИКОВ

РЕЙТИНГ И РАНЖИРОВАНИЕ ВЫЯВЛЕННЫХ ПОСТАВЩИКОВ

Конкурс поставщиков Выставки и ярмарки Переписка и контракты Услуги фирмы Реклама и каталоги   По финансовому статусу Сроки экстренных заказов Резервные мощности Управление качеством Снабжение запчастям Психологический климат По специализации По месторасположению По значимости поставок По надежности поставок По ценовым показателям

 

                       

Справки о поставщиках

 

Ликвидность и долги

Качество товара

 

 

 

Платежи и дебиторы

 

 

 

 

 

Внеплановые поставки

 

Информационные карты

 

Денежная наличность

 

 

 

 

 

 

 

Цены

Списки поставщиков

 

Оборачиваемость запасов

 

Условия платежа

 

Расчет параметров поставки.

Рассчитанная потребность позволяет определить общее количество материальных ресурсов данного вида, которое должно быть закуплено в течение периода. Однако на логистические издержки предприятия существенное влияние оказывает величина и количество заказываемых партий, то есть параметры поставки.

Важнейшими параметрами поставки являются размер заказа и интервал времени между заказами. Задачей закупочной логистики в этой связи является определение размера заказа, обеспечивающего предприятию минимум общих затрат на создание и поддержание запаса по данному виду материальных ресурсов.

В общем случае, когда закупочная цена единицы материальных ресурсов не зависит от размера партии, на размер заказа оказывают влияние следующие категории логистических затрат:

расходы, связанные с доставкой заказанной партии;

расходы по управлению логистической системой (связанные с размещением заказа, приемкой поступивших материалов, оформлением документов и т.д.);

расходы, связанные с хранением среднего остатка материальных ресурсов на складе.

Первые две группы затрат по отношению к размеру партии являются условно-постоянными (не находятся в прямой зависимости от величины заказа). Это позволяет в дальнейшем объединить их в одну группу и называть расходами, связанными с заказом.

Расходы, связанные с хранением, возрастают прямо пропорционально увеличению размера заказа (и, соответственно, среднего запаса ресурсов); они являются условно-переменными по отношению к размеру заказа.

Общие затраты на создание и содержание запасов (Собщ) могут быть выражены формулой:

 

Собщ=С1n+С2хq/2,                   (1)

 

Где С1- издержки, связанные с заказом (условно-постоянные в расчете на одну поставляемую партию);

С2- издержки, связанные с хранением единицы запаса на предприятии в течение периода (условно-переменные);

n - количество заказов за период;

q/2 - средний размер запаса.

При условии, что количество заказов за период:

 

n=Q/q,                                         (2)

 

где Q - потребность на период в данном виде материальных ресурсов, получаем выражение для общих затрат:

 

С общ=С1х (Q/q)+C2х (q/2),      (3)

 

Существует зависимость общих затрат на создание и содержание запасов от размера заказа.

Издержки, связанные с заказом, показаны на графике (Приложение А) в расчете на единицу материальных ресурсов. Так как эти затраты условно - постоянны, то с увеличением размера партии они будут распределяться на большее количество изделий и, следовательно, снижаться в расчете на единицу изделия. Из графика видно, что оптимальный размер заказа обеспечивает минимальный уровень общих затрат.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.052 с.)